ГЛОБАЛЬНЫЕ РЫНКИ И ФИНАНСОВЫЙ ИНЖИНИРИНГ
Том 4 • Номер 2 • апрель-июнь 2017 ISSN 2410-8618 Global Markets and Financial Engineering
>
Креативная экономика
издательство
Исламские финансовые инструменты как альтернативный способ привлечения инвестиций
Арчакова-Ужахова М.Б. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В последние годы исламские финансы заняли существенную нишу в мировой экономике. Существенно возросло количество исламских банков, полностью соответствующих требованиям исламской экономической модели. При этом в связи с глобализационными процессами в мировой экономике финансовые продукты, основанные на канонах шариата, предоставляются не только исламскими, но и традиционными европейскими банками. Автор статьи исследовал основные специфические черты исламских финансовых операций, провел сравнительный анализ типовых контрактов, базирующихся на требованиях шариата, с одной стороны, и предлагаемых традиционной экономикой - с другой. Также в исследовании оценено, каков эффект и последствия от внедрения и применения исламских финансовых инструментов в России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Международные стандарты финансовой отчетности; исламские финансы, муда-раба, мушарака, мурабаха, сукук, риба, салям, истисна, иджара
Islamic finance tools as an alternative way to attract investment
Archakova-Uzhakhova M.B. 1
1The Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia
Введение
Всего несколько десятилетий назад исламская модель экономики казалась многим далекой от реальной жизни, или попросту утопичной. Однако возросший в последние годы интерес к финансовым продуктам, основанным на требованиях шариата, привел к тому, что на сегодняшний день не только в исламских странах, но и по всему миру создаются исламские финансовые институты, открываются исламские окна в традиционных европейских кредитных учреждениях. А неотвратимые процессы глобализации мировой экономики, усиливающиеся темпы международного инвестирования, необходимость поиска альтернативных средств финансирования повлияли в том числе и на
субъектов российской экономики, которые стали проявлять повышенное внимание к исламским финансовым инструментам.
Однако несмотря на возросший интерес к концепции исламских финансов, у многих экспертов она вызывает ряд вопросов и сомнений. Ее специфика и отличие от традиционной европейской приводят к дискуссионности, а в некоторых случаях противоречивости внедрения и применения финансовых инструментов, соответствующих шариату. В частности, эксперты мирового бухгалтерского сообщества столкнулись с тем фактом, что существующая система международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) оказалась неприменимой к учету договоров, основанных на требованиях Шариата. В связи с этим Советом по МСФО инициирована серьезная работа по созданию стандартов МСФО, адаптированных под требования и ограничения исламской экономики. Для понимания важности и актуальности этой работы автором исследована специфика исламских финансов в целом и в разрезе существующих видов финансовых инструментов, основанных на канонах шариата.
Основные принципы исламских финансов
Одним из основополагающих принципов исламской экономики является разделение рисков и доходов между инвестором и получателем инвестированных средств. Любая экономическая операция здесь преследует более глобальную цель, нежели получение прибыли - это, прежде всего, социальное благополучие и полная занятость. Получение прибылей путем предоставления ссуды и взимание за это про-
ABSTRACT:_
In recent years, Islamic finances have occupied a significant niche in the global economy. The number of Islamic banks that fully meet the requirements of the Islamic economic model has significantly increased. At the same time, due to the globalization in the world economy the Shariah-compliant finance tools are provided not only by Islamic banks, but also by traditional European banks. The author of the article has studied the features of Islamic finance transactions, has made a comparative analysis of the financial contracts based, on the one hand, on the Shariah standards and requirements and offered by traditional economy on the other hand. We also assess the effect and consequences of the introduction and application of Islamic finance tools in Russia.
KEYWORDS: International financial reporting standards, Islamic finance, mudaraba, musharaka, murabaha, sukuk, riba, salam, istisna, ijara.
JEL Classification: Gil, G15, G23 Received: 18.06.2017 / Published: 30.06.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers
For correspondence: Archakova-Uzhakhova M.B. (mb.archakova0gmai1.com)
CITATION:_
Archakova-Uzhakhova M.B. (2017) Islamskie finansovye instrumenty kak alternativnyy sposob privlecheniya investitsiy [Islamic finance tools as an alternative way to attract investment]. Globalnye rynki i finansovyy inzhiniring. 4. (2). - 133-146. doi: 10.18334/grfi.4.2.38625
центов запрещено шариатом, в то время как торговля и инвестирование являются одобренными (халал) видами бизнеса. В исламской концепции важное место занимает этическая составляющая, согласно которой капитал имеет цену и должен создавать ценность. Рост финансов, в основе которого лежат финансы, а не реальный продукт, считается аморальным.
Таким образом, в то время как традиционные банки живут за счет получения депозитов под определенную процентную ставку и кредитования этих средств под более высокую ставку, исламские банки запрещают кредитование под проценты (риба), а инвестирование осуществляется путем заключения соглашений с разделением прибылей и убытков. В данном случае риски и доходность банка и клиента тесно взаимосвязаны, что обеспечивает большую вовлеченность сторон соглашения в способы дальнейшего использования инвестированных средств.
Запрет процента - риба, который многие ученые рассматривают, как нечто, равносильное запрету кредита вообще - является основным камнем преткновения двух экономических моделей. Вопреки бытующему мнению, категория «кредит» в исламской модели существует, более того, она довольно успешно функционирует. Это подтверждают такие банки, как Ситибанк, Сосьете Женераль и другие, которые в настоящее время наряду с традиционными предлагают своим клиентам также и услуги, соответствующие шариатским канонам.
Риба (ростовщичество) - заранее определенный процент, получаемый кредитором в качестве дохода сверх величины основной суммы долга, которую он дает в кредит. Коранический запрет на взимание процентов является абсолютным и не предполагает никаких исключений. Несправедливость рибы можно интерпретировать с трех сторон:
1. Влияние на заемщика, если инвестируемый проект оказался убыточным, при этом доходность инвестиций ниже процента по кредиту, что приводит заемщика к чистому убытку.
2. Влияние на кредитора, когда, к примеру, в условиях инфляционной экономики доходность его вложений не перекрывает высокий уровень инфляции.
3. Влияние на экономику и общество в целом: риба приводит к неэффективному распределению ресурсов в экономике, что чревато общей экономической нестабильностью. В традиционной банковской системе капитал предоставляется заемщику в
ОБ АВТОРЕ:_
Арчакова-Ужахова Милана Башировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета [mb.archakova0gmai1.com]
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Арчакова-Ужахова М.Б. Исламские финансовые инструменты как альтернативный способ привлечения инвестиций // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. - 2017. - Том 4. - № 2. - С. 133-146. Сог 10.18334/д^1.4.2.38625
зависимости от его кредитоспособности, а не от степени эффективности дальнейшего использования средств.
Слово «риба» восходит к корню «ра-ба-ва», обозначающему в большей части глагольных форм такие действия, как «расти», «возрастать», «увеличиваться», «превышать». Соответственно, «риба» буквально означает «приращение», «превышение». Однако не всякий кредит запрещен. Чтобы попасть под определение риба, приращение должно отвечать следующим условиям:
1) оно заранее фиксировано;
2) оно привязано к сроку и сумме ссуды;
3) его выплата гарантируется заемщиком вне зависимости от исхода операции, для которой деньги были заимствованы;
4) государственный аппарат санкционирует его и принуждает к его выплате.
Предоставляя определенные средства заемщику, кредитор оказывается в заведомо
выигрышном положении, претендуя на получение фиксированного процента - вне зависимости от того, какое богатство было произведено с использованием предоставленного кредита. Иными словами, не участвуя в качестве равноправного партнера в данной сделке, кредитор претендует на незаработанный доход. В итоге, в соответствии с исламскими представлениями о собственности, получается, что одна сторона (кредитор) необоснованно претендует на собственность другой стороны (заемщика). Кроме того, предоставляя средства под процент, банки не интересуются, где будут использованы данные средства, ожидая лишь гарантированное законом возвращение заемных средств с приращением, в то время, как кредит может быть инвестирован в недозволенную шариатом деятельность (например, в торговлю наркотиками или спиртным).
Дозволенными с точки зрения исламской доктрины могут считаться операции, для которых соблюдены следующие условия:
1) Отсутствие гарара. Контракт не должен содержать неопределенность, или «гарар», что буквально означает «опасность». Риск в данном случае делится на управляемый и неуправляемый. К управляемому риску относится риск в том смысле, что ни одна сторона не может застраховать себя от различных потерь, связанных с предметом контракта, ценой, качеством товара и т. д. за счет другой стороны. Ко второй части -неуправляемому риску или гарару - относится, прежде всего, такая неопределенность элементов контракта, которая порождает возможность заведомо известного несправедливого исхода сделки. Зачастую гарар выступает как получение информационных преимуществ одной стороной в ущерб другой стороне.
В исследовании исламской модели экономики в целом и учета, в частности, можно определить неприятие гарара как запрет на контракт, содержащий элемент заблуждения или обмана, возникающего в результате использования одной стороной неосведомленности другой стороны в отношении предмета контракта, его цены или точных характеристик. Гараром также может считаться содержание в контракте двусмысленности.
Примером сделки, содержащей гарар, являются купля-продажа «кота в мешке», то есть актива без раскрытия его реального содержания, товара без исчерпывающей спецификации; сделка без указания точной цены, к примеру, с оговоркой «по текущей рыночной цене»; обусловленность исполнения обязательства наступлением неопределенного во времени события; контракт, реальным предметом которого является не купля-продажа, а некая иная цель, не отраженная в договоре и т. д.
2) Отсутствие противоречий принципам, установленным Кораном и шариатом;
3) Отсутствие мейсира (букв. «азартная игра») - отношений, в результате которых каждый из участников может потерять свое благосостояние в пользу другого, и каждый из участников может приобрести свое благосостояние за счет другого. В данном случае подразумевается получение дохода, возникшего из случайного стечения обстоятельств, незаработанного, полученного без производительного вложения ресурсов (капитала, труда и проч.). Примером может служить получение дохода от игры в казино.
Ценность этого положения на уровне всей экономики страны заключается в том, что оно запрещает порождение фиктивных финансовых ресурсов. И правда, в настоящее время налицо трансграничные миграции колоссальных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства без производства реального богатства, материального и нематериального. Результатом оказывается дополнительный инфляционный фактор, растрата интеллектуальных ресурсов и денег как потенциального капитала, социальный дисбаланс. В глобальном масштабе можно выделить и другое последствие: все больший разрыв между странами эксплуатируемыми и эксплуататорами, которые за счет растущего реального капитала в развивающихся странах компенсируют соответствие реального производства денежной массе в своей стране и тем самым обеспечивают свое дальнейшее развитие.
Примером контрактов, содержащих мейсир, являются различные деривативы, вложения в которые, в отличие от инвестиций в акции, биржевые товары, лизинг или валюту «спот», разрешенные шариатом, считаются своего рода финансовой игрой, в которой деньги не проходят через процесс производительного использования и не делают общество богаче в реальном выражении.
4) Контракт должен относиться к разрешенным видам деятельности. Как известно, к запрещенным в исламе видам деятельности относятся монополии, чрезмерно ограничительная коммерческая деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок, публикация лживой рекламы, свиноводство и переработка свинины, азартные игры, продажа спиртных напитков и табачной продукции, традиционное страхование, проституция, порнография, производство и сбыт оружия, наркотиков, и т. д.
5) И, безусловно, любая сделка должна содержать в себе конкретный реальный актив, то есть не может быть чисто финансовой, так как это может повлечь за собой признание сделки ничтожной.
Виды и специфика исламских финансовых контрактов
читывая все условия, перечисленные выше, можно представить себе схемы воз-
можных взаимоотношений экономических субъектов в обществе, построенном на исламских принципах. В данной статье мы остановимся на основных финансовых инструментах, которые успешно применяются во всем мире и при этом соответствуют нормам шариата.
1. Мудараба - партнерство между двумя сторонами, в котором одна сторона (раб-аль-маль или инвестор) инвестирует капитал, а вторая (мудариб или агент) - знания и навыки, благодаря которым предприятие функционирует.
Распределение получаемой прибыли оговаривается заранее в договоре. На момент заключения договора раб-аль-маль определяет все ключевые условия соглашения, имеющие для него значение, которые в случае принятия обязан соблюдать мудариб. В дальнейшем инвестор не имеет права вмешиваться в текущие дела предприятия, по аналогии с капиталовложениями на фондовых биржах, но при этом именно он в случае неудачного результата несет все убытки, в то время как агент несет убытки в виде затраченной человеческой энергии. Однако если есть основания полагать, что мудариб проявил халатность или некомпетентность, которая привела к убыткам на предприятии, то после соответствующего подтверждения мудариб несет всю ответственность за последствия.
Договор мудараба может быть досрочно прекращен по инициативе любой из сторон в любое время. Условия и процедуры, сопровождающие расторжение, прописываются в контракте заранее, что является своего рода гарантией сторон от нежелательных потерь.
Очевидно, что главным отличием договора мудараба от традиционного банковского вклада является разделение рисков между сторонами, так как доходность инвестора напрямую зависит от финансового результата бизнес-проекта, в то время как в традиционном банковском вкладе доходность фиксирована в виде процента по вкладу. Другим отличием договора мудараба является то, что он не предусматривает комиссию за профессиональное управление денежными средствами инвестора. Вместо этого, мудариб становится дольщиком и несет те же риски, что и инвестор. Все основные отличия договора представлены в таблице 1.
Мобилизация средств через прямое участие в капитале - основа исламской экономической системы. В последнее время все чаще высказывается мнение, что именно за финансированием за счет собственных средств будущее корпоративных финансов - в противоположность чуждому исламу долговому финансированию (через традиционный банковский кредит). На фоне усиления в последнее время влияния этических ограничителей человеческой деятельности на процессы глобализации мировой экономики данное утверждение заслуживает особенно пристального внимания и изучения.
2. Мушарака (товарищество) представляет собой соглашение между как минимум
Таблица 1
Отличия договора мудараба от традиционного банковского вклада (составлено автором)
Критерий для сравнения Традиционный банковский вклад Мудараба
Риск потери инвестированных средств Отсутствует Имеется
Доходность инвестиций Фиксирована в виде процента по вкладу Определена в договоре и зависит от финансового результата бизнеса
Комиссия за профессиональное управление денежными средствами клиента Предусмотрена Отсутствует
двумя сторонами (мушарики) по совместной реализации того или иного проекта с инвестированием капитала и знаний/навыков от обоих участников. Это означает, что все стороны соглашения имеют право активного участия в реализуемом проекте и каждая из них рискует своим взносом.
В зависимости от распределения прав участников выделяют следующие виды данного договора:
а) муфавада - в случае если вкладчики имеют равную долю вкладов и полномочий;
б) айнан - если доли не равны ни в капитале, ни в праве распоряжения имуществом и т. д
Как правило, мушарака носит долгосрочный характер, и при этом предполагает сохранение долей участников в течение всего жизненного цикла предприятия, но при этом за участником остается право продать свою долю в любой момент стороне извне, если остающиеся партнеры не купили ее. Перечисление средств в складочный капитал с отсрочкой не предусмотрено, в отличие от традиционной практики.
Такая форма договора между банком и клиентом фактически представляет собой классический процесс кредитования с обязательной проверкой кредитоспособности и добросовестности клиента, однако клиенту не вменяется долговое обязательство.
Прибыль в договоре мушарака распределяется в соответствии с долями, оговоренными в договоре, а убытки - пропорционально величине инвестированного капитала. При этом в силу требований шариата договор запрещает фиксирование размера прибыли для какой-либо стороны.
3. Мурабаха. Данный вид договора представляет собой куплю-продажу с отсрочкой платежа, в которой покупателю и продавцу известна прибыль, получаемая продавцом с его реализации.
Он применяется в случае, когда клиенту необходима немедленная поставка товара, но при этом он не располагает средствами на покупку. Рассрочка платежа, предостав-
ляемая продавцом покупателю, позволяет последнему использовать актив в процессе генерирования своей прибыли, а продавец получает заранее оговоренную надбавку за рассрочку платежа.
В целом этот вид сделки схож с предоставлением кредита на покупку определенного базового актива с процентной составляющей, которая, напомним, является запретной, однако есть существенные расхождения. Во-первых, в мурабахе отсутствует процентный доход, так как покупка актива и продажа его в рассрочку клиенту -две независимые сделки, в то время как в традиционном кредитовании на покупку определенного актива они являются частями одной сделки. Клиент в данной схеме может отказаться от покупки актива в любой момент до заключения договора мура-баха.
Во-вторых, в традиционном кредитовании, где сделки по покупке товара и продаже его в рассрочку происходят, как правило, одновременно, риски, связанные с активом, разделены между участниками сделки. Но шариатом запрещена продажа товара, который реально не получен продавцом, несмотря на переход права собственности. Это означает, что продавец должен получить актив прежде, чем заключать договор мурабаха, поэтому все риски, связанные с предметом купли-продажи, переходят к продавцу.
Третье отличие касается будущих денежных потоков. Зачастую доход продавца в традиционном кредитовании бывает неопределенным на момент заключения сделки (в связи с использованием переменных ставок либо ввиду слишком сложных схем расчета с целью завуалировать доход, либо из-за привязки потоков к каким-либо будущим событиям, которые могут произойти или не произойти и проч.). Шариат не допускает гарар в сделках, поэтому непременным условием мурабахи является информированность покупателя о величине надбавки в момент заключения договора.
И последним существенным отличием мурабахи является то, что этот договор не предусматривает пени за просрочку платежа, которая, как правило, является обязательным пунктом любого соглашения в системе традиционного кредитования.
Как видно из проведенного анализа, одним из ключевых условий мурабахи является то, что заключение данного договора происходит после получения продавцом права собственности на актив, являющийся предметом купли-продажи. При этом актив должен реально существовать и находиться в исправном состоянии в распоряжении продавца. Это означает, что даже если актив является специфическим или куплен специально под данную сделку с конкретным клиентом, до заключения договора мурабаха на покупателе нет обязательства приобретать его.
Помимо этого, шариат требует, чтобы актив имел стоимость, при этом цена сделки соответствовала его рыночной стоимости, а сам договор был заключен на добровольных началах без принуждения ни с одной из сторон. В случае если покупатель по прошествии времени обнаруживает, что актив продан по завышенной цене, он имеет право вернуть актив продавцу либо потребовать компенсацию.
Таблица 2
Отличие договора мурабаха от традиционного кредитования на покупку определенного актива (составлено автором)
Сравнительный критерий Традиционное кредитование на покупку определенного актива Мурабаха
Наличие рибы Есть Нет
Риск, связанный с активом Риски, связанные с активом, разделены между участниками сделки Все риски, связанные с предметом купли-продажи, несет продавец.
Наличие/отсутствие гарара (неопределенности) в будущих денежных потоках Неопределенность доходности может иметь место Надбавка всегда известна покупателю в момент заключения договора, что является непременным условием мурабахи
Пени за просрочку платежа Могут быть предусмотрены Запрещены
4. Салям. Салям фактически представляет собой авансирование, или продажу товара с отсроченной поставкой против наличного платежа. В данной схеме банк предоставляет денежные средства исполнителю, который в заранее оговоренные сроки поставляет предмет сделки заказчику. Выгодой банка в данном случае является покупка товара по привлекательной цене, который он потом продает клиенту в рамках другого параллельного договора саляма или мурабахи. Исполнитель же получает оборотный капитал, который он может использовать для генерирования прибыли в течение всего периода исполнения договора.
Вместе с тем по аналогии с мурабахой на банк ложатся все риски, связанные с возможным обесценением актива в период между сделками.
Отметим, что в силу отсутствия товара в наличии у продавца в момент заключения сделки, при наличии факторов, указывающих на высокую вероятность неисполнения обязательств по поставке, договор признается недействительным.
5. Истисна - это договор купли-продажи с рассрочкой платежа. Являясь разновидностью саляма, истисна имеет ряд специфических характеристик, а именно:
1) объект сделки носит чаще всего уникальный характер;
2) банк выступает одновременно заказчиком и поставщиком в двух договорах, выполняя фактически посредническую функцию;
3) доходом банка является разница между возмещением, полученным от заказчика, и ценой, по которой приобретает товар/услугу банк;
4) риски, связанные с возведением объекта сделки, ложатся на банк.
Принятие банком всех существенных рисков, связанных с товаром/услугой, факти-
чески является разрешенным, соответствующим нормам шариата способом хеджирования рисков, благодаря чему договор истисна стал популярным в сделках по долгосрочному строительству и приобретению дорогостоящего оборудования.
6. Иджара - это договор, по сути, представляющий собой классическую аренду, то есть соглашение, по которому арендодатель передает арендатору в пользование актив, за что арендатор обязуется осуществлять периодические платежи в его пользу. Как и в традиционной европейской экономике, аренда может быть операционной и финансовой.
Финансовая аренда - это соглашение, в котором предусмотрено право арендатора выкупить актив по истечении срока аренды. При этом если такое право прописано, то арендодатель не может отказать арендатору в его реализации.
Договор операционной аренды не предусматривает условие выкупа, а определяет размер периодических платежей и период действия соглашения, по истечении которого договор либо продлевается, либо актив возвращается арендодателю. В случае если арендодатель изменил намерение в отношении использования данного актива и намеревается продать его, то он может предложить арендатору выкупить актив либо найти покупателя на открытом рынке.
Несмотря на кажущееся сходство договора аренды в европейской и исламской моделях экономики, все же существуют различия, вытекающие из требований шариата.
Во-первых, иджара, в отличие от классического арендного договора, не предполагает осуществление платежей арендатором до передачи объекта аренды, так как это запрещено.
Во-вторых, если в классическом договоре аренды распределение рисков зависит от условий контракта и типа аренды, то в иджаре все риски, связанные с владением активом, его страхованием и проч., сохраняются за арендодателем независимо от того, о какой аренде - операционной или финансовой - идет речь. При этом ввиду каждодневного доступа к активу арендатор может быть назначен агентом по его страхованию и контролю его состояния.
Третье отличие - это существование ограничений в отношении актива, который может являться предметом аренды. Перечислим некоторые из них:
а) материально-вещественная форма;
б) возможность надежной оценки актива;
в) идентифицируемость актива - возможность отделить его от других активов;
г) актив не может быть из списка запрещенных шариатом активов.
Последнее отличие - это распределение убытков от полного обесценения актива.
Если в традиционном договоре аренды, как правило, ответственность за арендованный актив лежит на арендаторе и независимо от того, что произошло с активом, он продолжает выплачивать арендное обязательство, то в иджаре арендатор прекращает осуществление арендных платежей, но страховые суммы получает арендодатель.
Таблица 3
Различия арендного договора в европейской и исламской моделях экономики
(составлено автором)
Критерий для сравнения Арендный договор Иджара
Осуществление платежей до передачи объекта аренды арендатору Допустимо Запрещено
Распределение рисков, связанных с объектом аренды В зависимости от условий договора и типа аренды Основные риски сохраняются у арендодателя
Ограничения в отношении актива, являющегося предметом аренды а) наличие материально-вещественной формы; б) возможность надежной оценки актива; в) идентифицируемость актива; г) актив не может быть из списка запрещенных шариатом активов
Убытки в случае полного обесценения актива Несет арендатор Несет арендодатель
7. Сукук - облигации, соответствующие нормам шариата. Ислам запрещает традиционные облигации по двум основаниям: наличие процента (риба) и отсутствие базового актива.
Напротив, сукук всегда завязан на реальный актив. Фактически сукук представляет собой ценную бумагу, свидетельствующую о владении инвестором долей в совместном имуществе или реальном бизнес-проекте. При этом фиксированная величина дохода, как в традиционных облигациях, запрещена, а вместо этого инвестор принимает на себя все риски и выгоды, связанные с инвестицией, пропорционально своей доле. Таким образом, сукук одновременно имеет черты долевого и долгового инструмента, что значительно расширяет права инвестора в отношении менеджмента в инвестируемом проекте. Учитывая тот факт, что после приобретения сукука инвесторы фактически доверяют управление своими активами другому лицу, они вправе принимать существенные решения в отношении своих инвестиций, вплоть до замены руководства проекта. Гораздо более расширенный периметр прав и ответственности, получаемый владельцем сукука, является ключевым отличием этих облигаций от традиционных.
Как правило, сукук не носят долгосрочный характер и выпускаются на период от трех до пяти лет. Это может быть обусловлено, в первую очередь, тем, что тяжело оценить риски, связанные с инвестицией, на более продолжительный период времени.
Спекулятивное использование финансовых инструментов в шариате не предусмотрено, поэтому единственным способом использования сукука является получение прибыли/убытка непосредственно от объекта инвестирования.
По окончании срока действия сукук предъявляется к погашению по номинальной стоимости плюс доход, заработанный за период владения облигацией.
По аналогии с другими финансовыми инструментами, описанными выше, сукук не может быть связан с запрещенными шариатом видами деятельности.
Проведенный анализ существующих финансовых инструментов, предлагаемых исламской экономической моделью, позволил сформулировать основные характеристики исламских финансов:
1. Доходность кредитных учреждений представляет собой вознаграждение за проделанную работу, а также покрытие за счет заранее оговоренной маржи своих фактических затрат.
2. В основе любого договора лежит реальный актив.
3. Информированность банков о направлениях использования денежных средств, а следовательно, сведение к минимуму возможности нерационального распоряжения средствами клиентом, что, несомненно, является большим преимуществом этой системы.
4. Исламской кредитной системой в целом отрицается действие механизма денежного мультипликатора, так как это приводит в итоге к появлению в экономике ничем не обеспеченной денежной массы.
Все вышесказанное опирается на главный принцип функционирования исламских кредитных учреждений - отказ от ссудного процента.
Исламские финансы как альтернативный способ привлечения инвестиций и их значение для России
Исследование дает основания полагать, что исламская концепция является гибкой и может активно применяться не только в мусульманских, но и в других странах, о чем красноречиво свидетельствуют темпы, с которыми растет количество исламских финансовых учреждений, успешно функционирующих в мире на сегодняшний день.
Велико значение исламских финансов и для российской экономики в силу ряда причин, приведенных автором ниже.
Привлечение стратегических партнеров. Процесс интеграции и глобализации определяет все более и более растущую зависимость стран от своих конкурентов, импортеров, экспортеров и т. д. Ряд стран, практикующих применение исламской модели экономики, представляет стратегический интерес для нашей страны, так как они являются мировыми экспортерами нефти и нефтепродуктов. В связи с этим, безусловно, знание основных принципов функционирования экономики стран-партнеров создаст преимущества для России.
Привлечение альтернативных источников финансирования. В России насчитывается более двадцати миллионов мусульман, многие из которых владеют капиталом и хотят пользоваться разрешенными видами кредитования, а также растет число потенциальных клиентов-немусульман, желающих пользоваться услугами исламских банков. Это определяет востребованность кредитных учреждений, основанных на принципах исламского кредитования, в нашей стране.
Оздоровление экономики в целом. В настоящее время налицо трансграничные миграции колоссальных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства без производства реального богатства, материального и нематериального. Результатом оказывается дополнительный инфляционный фактор, растрата интеллектуальных ресурсов и денег, социальный дисбаланс. Применение исламских финансовых инструментов в России поможет наметить рост реального капитала, так как исламом запрещаются чисто финансовые операции, в основе которых нет базового актива.
Заключение
Исламская модель экономики представляет возможным решение проблемы манипуляции денежными ресурсами, когда отдельные субъекты экономики обогащаются, создавая так называемые «мнимые деньги». Также менее выражена проблема неравенства в распределении доходов. Помимо этого, отдельным пунктом в исламской концепции экономики выделены два таких понятия, как честность и справедливость, без которых любой контракт может быть признан ничтожным. Этот факт не чужд и традиционной экономике, но здесь он не очень успешно действует в силу того, что в исламской модели поведение субъекта экономических отношений регулируется не столько государством или уполномоченными органами, сколько человеческим самосознанием и самоконтролем, а вероятность ухода от ответственности ничтожна.
Поэтому основной задачей мировой экономики в целом и российской в частности является умение объективно взглянуть на реальность, которая уже немыслима без морально-нравственных норм, лежащих в основе исламской экономической модели.
ИСТОЧНИКИ:
1. Баш Хайдар Модель национальной экономики, 2005.
2. Беккин Р.И. Исламские финансы в современном мире. - М.: УММА, 2004.
3. Кулиев Э.Р. Перевод Корана. - М.: УММА, 2004.
4. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. - М.: УММА, 2004.
5. Порохова В. Перевод Корана. - М.: Рипол Классик, 2005.
6. Мухаммад Таки Усмани Введение в исламские финансы. - М.: Исламская книга,
2013.
7. Ernst & Young: Islamic Funds and Investments Report, 2010
8. Iasplus. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iasplus.com/en/resources/topics/
islamic-accounting (дата обращения: 11.07.2017).
9. Islamic finance investments in Luxembourg. Deloitte. [Электронный ресурс]. URL:
https://www2.deloitte.com/lu/en/pages/islamic-finance/articles/islamic-finance-invest-luxembourg (дата обращения: 02.07.2017).
10. Islamic finance. Creating value. Pwc. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pwc.com (дата обращения: 15.07.2017).
REFERENCES:
Bash Khaydar (2005). Model natsionalnoy ekonomiki [Model of the national economy] Trabzon. (in Russian).
Bekkin R.I. (2004). Islamskie finansy v sovremennom mire [Islamic finance in the modern world] M.: UMMA. (in Russian).
Iasplus. Retrieved July 11, 2017, from https://www.iasplus.com/en/resources/topics/ islamic-accounting
Islamic finance investments in LuxembourgDeloitte. Retrieved July 02, 2017, from https://www2.deloitte.com/lu/en/pages/islamic-finance/articles/islamic-finance-invest-luxembourg
Islamic finance. Creating valuePwc. Retrieved July 15, 2017, from http://www.pwc.com
Kuliev E.R. (2004). Perevod Korana [Translations of the Quran] M.: UMMA. (in Russian).
Mukhammad Taki Usmani (2013). Vvedenie v islamskie finansy [An introduction to Islamic Finance] M.: «Islamskaya kniga». (in Russian).
Nurullina G. (2004). Islamskaya etika biznesa [Islamic business ethics] M.: UMMA. (in Russian).
Porokhova V. (2005). Perevod Korana [Translations of the Quran] M.: Ripol Klassik. (in Russian).