Научная статья на тему 'Современная институциональная структура финансирования санаторно-курортных организаций в России'

Современная институциональная структура финансирования санаторно-курортных организаций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / INSTITUTIONAL STRUCTURE / HEALTH RESORT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Алла Юрьевна

Институциональная структура как триада представляет собой совокупность организаций и предприятий, традиций и законов, механизмов управления и финансирования. Именно она предопределяет источники, методы и принципы финансирования отраслей и отдельных организаций. В данной статье финансирование санаторно-курортных организаций представлено с институциональной точки зрения с целью выявления недостатка денежных ресурсов при наличии государственного субсидирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern institutional structure of financing of health resort organizations in Russia

Institutional structure as a triad is a complex of organizations and enterprises, traditions and laws, management and financing mechanisms. It is exactly the institutional structure that predetermines the sources, methods and principles of financing of industries and individual organizations. In this article, financing of health resort organizations is considered from the institutional perspective in order to reveal lack of money resources in the presence of state aid.

Текст научной работы на тему «Современная институциональная структура финансирования санаторно-курортных организаций в России»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Баранова А.Ю.

1 Сочинский государственный университет

Современная институциональная структура финансирования санаторно-курортных организаций

в России

АННОТАЦИЯ:

Институциональная структура как триада представляет собой совокупность организаций и предприятий, традиций и законов, механизмов управления и финансирования. Именно она предопределяет источники, методы и принципы финансирования отраслей и отдельных организаций. В данной статье финансирование санаторно-курортных организаций представлено с институциональной точки зрения с целью выявления недостатка денежных ресурсов при наличии государственного субсидирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: финансирование, санаторно-курортные организации, институциональная структура

JEL: G32, 111, 115

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Баранова А.Ю. Современная институциональная структура финансирования санаторно-курортных организаций в России // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 5. — с. 767-776. —

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/124/

Баранова Алла Юрьевна, канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, кредита и мировой экономики Сочинском государственном университете (baranovalla-77@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 12.01.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.03.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/rp/article/view/124/

(с) Баранова А.Ю. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Система финансирования санаторно-курортных организаций претерпела значительные изменения за последние 25 лет после вступления России на путь рыночной экономики. До 90-х годов ХХ века все социальные программы реализовывались за счет государственных ресурсов. В период последующих реформ менялась как система управления санаторно-курортным комплексом, так и способы его финансирования. За последние четверть века наблюдалось следующее:

— произошла ликвидация централизованной загрузки здравниц через профсоюзы предприятий и ведомства;

— появилось множество собственников санаторно-курортных организаций;

— рост цен на услуги здравниц и уменьшение финансирования санаторно-курортных услуг за счет бюджетных ресурсов, что привело к снижению загрузки организаций;

— уменьшение кадрового потенциала;

— рост износа материальной базы;

— преобладание экономического результата деятельности организаций над социальным с целью обеспечения рентабельности;

— возникновение необходимости быстро реагировать на изменения предпочтений потребителей.

С течением времени менялся и сам подход к пониманию сущности здравниц. В девяностые годы XX века под санаторно-курортными организациями понимались специализированные стационарные медицинские учреждения, расположенные в пределах курортов и оздоровительных местностей, предназначенные для профилактики и восстановления здоровья граждан, основанного на применении природных лечебных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей и др.) [8].

Методы и результаты

В настоящее время санаторно-курортные организации - это средства размещения и отдыха различных организационно-правовых форм собственности, расположенные как на территории курортов, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов [4, 5, 7, 9].

Можно сделать вывод, что современные санаторно-курортные организации - это коммерческие организации, функционирующие на

основе лицензии как средства размещения и отдыха с разнообразным набором услуг, направленных на оздоровление, восстановление и поддержание жизнедеятельности организма человека.

К санаторно-курортным организациям относятся санатории, оздоровительный лагерь круглогодичного действия, пансионаты, дома отдыха, бальнеологическая лечебница, грязелечебница, курортная поликлиника, профилакторий. Поскольку они расположены на территории курортов или в лечебно-оздоровительных местностях, то их услуги можно подразделить на два вида:

— реализация услуг, оплата которых включена в санаторно-курортную путевку или тур;

— реализация дополнительных коммерческих услуг (экскурсии, выставки, платные медицинские услуги, спортивные состязания и т.п.).

Структуру санаторно-курортного продукта можно представить следующим образом:

Рисунок 1. Структура санаторно-курортного продукта (источник — составлено автором)

Таким образом, санаторно-курортный продукт - это совокупность товаров и услуг, предоставляемых, главным образом, санаторно-курортными организациями, а также предприятиями и организациями курортной местности.

Санаторно-курортный продукт - это дискретный продукт, который приобретается по месту жительства (путевка), а реализуется в курортной местности; используется как комплексно (все включено), так и индивидуально (существует возможность выбора ряда услуг).

Поскольку санаторно-курортные организации являются частью сферы здравоохранения, объектами государственного регулирования, а также представляют интерес для инвесторов, то их как объекты финансирования можно рассматривать с четырех позиций:

— безвозмездное государственное (ведомственное) финансирование;

— государственное и частное инвестирование;

— финансирование за счет собственных ресурсов (прибыль, амортизация);

— займы и кредиты.

Данная иерархия финансирования представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Институциональные единицы регулирования и финансирования санаторно-курортных организаций в России (составлено автором)

Главным органом, на который возложено управление и финансирование санаторно-курортного дела, является Министерство здравоохранения Российской Федерации. В его функции в части санаторно-курортного дела входят:

— разработка нормативно-правовых актов и положений, принятия нормы стандартизации и лицензирования в сфере здравоохранения, в том числе и санаторно-курортного дела, с

целью обеспечения качественного и бесплатного оказания услуг;

— определение стратегии развития санаторно-курортного комплекса;

— разработка и координация федеральных целевых программ развития туристского и санаторно-курортного комплекса, соответствующих территорий;

— проведение научных исследований в целях внедрения современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

— подготовка и переподготовка кадров в сфере здравоохранения, управление и финансирование соответствующих учебных заведений;

— совершенствование и контроль за исполнением законодательства об охране и использовании природных лечебных ресурсов, защите прав и интересов граждан в период их пребывания на курорте и др.

Федеральное агентство по туризму, подчиненные Министерству культуры РФ, является главным исполнительным органом реализации программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (далее - Программа). В его обязанности входит осуществление следующих основных мероприятий:

— рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств;

— определение форм и методов управления реализацией Программы;

— координация и контроль реализации инвестиционных проектов строительства и реконструкции инфраструктуры туристских объектов;

— организация работ, связанных с внедрением инновационных технологий в области туризма и созданием современных информационных систем;

— проведение мероприятий по повышению квалификации и подготовке кадров;

— продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом рынках и др.

Помимо государственных структур, на развитие санаторно-курортного комплекса на всех уровнях оказывают влияние

общественные организации: Национальная академия туризма, Национальная курортная ассоциация, Ассоциация специалистов восстановительной медицины, Комитет по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности и др.

Фонд социального страхования РФ выполняет социальную функцию государства через финансирование путевок, которые предоставляются населению при наличии медицинских показаний в санаторно-курортных организациях, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень санаторно-курортных учреждений, утверждаемых ежегодно по результатам конкурсных отборов приказом Министерства здравоохранения РФ.

На региональном уровне полномочия в сфере туризма и здравоохранения осуществляют соответствующие управления, комитеты и департаменты. К их основным функциям можно отнести следующее:

— управление курортами местного значения и разработку территориальных курортных программ;

— проведение лицензирования и контроль за сертификацией услуг;

— координация деятельности организаций санаторно-курортной сферы и туризма и организаций инфраструктуры;

— содействие предпринимательству в данных сферах;

— разработка собственных природоохранных программ;

— соблюдение федерального законодательства в области здравоохранения;

— регулирование подготовки кадров для курортов и др.

На муниципальном уровне соответствующее регулирование санаторно-курортным делом осуществляют муниципальные исполнительные органы власти, а финансирование - коммерческие организации и предприниматели.

Среди представителей бизнеса финансирование осуществляют:

— венчурные фонды, выполняющие роль посредника между коллективными инвесторами и предпринимателями посредством предоставления инвестиционного кредита или покупки большого пакета акций компании;

— бизнес-ангелы - состоятельные люди, инвестирующие собственные средства без предоставления какого-либо залога;

— прочие частные организации, заключившие договор о сотрудничестве или предоставлении кредита.

В качестве источников финансирования любых коммерческих организаций выделяют средства: бюджетные, заемные, собственные и привлеченные.

Особенность финансирования санаторно-курортных организаций заключается в том, что необходимо различать обеспечение денежными ресурсами непосредственно самих организаций и санаторно-курортных услуг.

Получить бесплатную путевку в санаторно-курортных организациях, входящих в утвержденный перечень Минздрава РФ, в настоящее время могут граждане России, имеющие право на:

— государственную помощь в виде набора социальных услуг (за счет средств федерального бюджета на основе Федеральный закон РФ № от 17.07.1999 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»);

— долечивание (реабилитацию) в условиях санатория (за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации на основе нормативно-правовых актов субъектов РФ);

— получение государственных социальных услуг (за счет средств Фонда социального страхования РФ производится полная оплата стоимости санаторно-курортных путевок, включая стоимость набора определенных медицинских услуг, питания, проезда на междугородном транспорте к месту отдыха).

Санаторно-курортные организации, не входящие в утвержденный перечень Минздрава РФ, все виды услуг предоставляют на коммерческой основе.

Бюджетное субсидирование уменьшает финансовые трудности санаторно-курортных организаций, но если учесть, что оно направлено на оплату расходов на питание и определенного набора лечебных услуг рекреантов, а также часть путевки идет на оплату транспортных расходов, то такие организации мало чем отличаются от других средств размещения индустрии гостеприимства.

Основными статьями затрат санаторно-курортных организаций являются:

— оплата труда персонала - до 35%;

— налоги и сборы - 10-15%;

— лечебные процедуры и медикаменты - 2-5%;

— расходы на реализацию путевок - 5%;

— амортизация - 5%;

— расходы на хозяйственный инвентарь - 4-8%;

— ремонт основных средств - 8%;

— прочие - до 20% (охрана, закупки, лизинг, командировочные, аудиторские, консультационные и другие расходы) [3].

Заключение

Таким образом, львиная доля расходов санаторно-курортных организаций приходится на оплату персонала и содержание здравницы, большинство из которых не покрывается за счет бюджетного субсидирования путевок. Поэтому санатории и пансионаты с лечением вынуждены предоставлять инновационные лечебные разработки, не входящие в стоимость путевки, по завышенным ценам за отдельную плату с целью окупить затраты на инновации и инвестиции. Кроме этого, здравницы поддерживают свою рентабельность, сдавая свободные площади в аренду и предоставляя пользование бассейном, фитнес-залом, теннисным кортом не рекреантам. В итоге человек, прибывший по путевке, получает удешевленный по составу набор услуг, что в целом снижает качество проведенного отдыха, если он за отдельную плату не воспользуется другими, более усовершенствованными лечебными услугами. Поэтому необходим инновационный подход к финансированию санаторно-курортных организаций с помощью государственного субсидирования путевок. А именно следует пересмотреть структуру стоимости путевки, снижая расходы на транспорт и питание, стимулируя тем самым потребление инновационных лечебных продуктов.

ИСТОЧНИКИ:

1. ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-

оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями).

2. Бусыгин Г.П. Организационно-экономический механизм управления санаторно-

оздоровительным комплексом региона: на примере Свердловской области: Диссертация ... кандидата экономических наук по специальности 08.00.05. — Екатеринбург, 2006. — 241 с.

3. Ветитнев A.M., Войнова Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебное пособие. — М.: КноРус, 2014. — 371 с.

4. Туризм, гостеприимство, сервис. Словарь-справочник / Л.П. Воронкова, Аванесова Г.А.,

Маслов В.И. [и др.]. — М.: Аспект пресс, 2002. — С.362.

5. Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. — М.: Финансы и

статистика, 2003. — 368 с.

6. Леонтьев В.Е., Баранова А.Ю. Методология финансирования инноваций // Известия

Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2013. — № 5 (83). — С. 49-56.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник. — 1999.

— С. 944.

8. Словарь терминов по социальной статистике / Б. Батлер, Б. Джонсон, Г. Сидуэлл [и др.].

— М.: Весь Мир, 1998.

9. Основные типы санаторно-курортных учреждений // Электронный ресурс: alatau-spa.kz.

Alla Yu. Baranova, Candidate of Science, Economics, Associate professor of the Chair of Finance, Credit and World Economy of Sochi State University

Modern institutional structure of financing of health resort

organizations in Russia

ABSTRACT:

Institutional structure as a triad is a complex of organizations and enterprises, traditions and laws, management and financing mechanisms. It is exactly the institutional structure that predetermines the sources, methods and principles of financing of industries and individual organizations. In this article, financing of health resort organizations is considered from the institutional perspective in order to reveal lack of money resources in the presence of state aid.

KEYWORDS: financing, health resort organizations, institutional structure

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.