УДК 338.48
Е.Р. Мингазинова, М. С. Оборин, Н.В. Фролова
СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ1
В последнее время наблюдается снижение качества человеческого потенциала и производительности труда, что связано с ростом общей заболеваемости населения страны. Одним из инструментов по решению данной проблемы может стать система санаторно-курортного лечения и отдыха, основанная на использовании природных лечебных ресурсов. В отечественной практике санаторно-курортного лечения используются основанные на строгом научном подходе методы профилактики, реабилитации и оздоровления, в то время как в зарубежных странах основные акценты делаются на рекреационной (досуговой) составляющей курортного отдыха. Сущность современного российского рынка санаторно-курортных услуг обусловлена давними и богатыми традициями отечественной курортологии, базирующейся на строгих научных подходах к организации и большим уклоном в лечебно-оздоровительную и медицинскую специализацию. На основе системного подхода представлена структура и механизм взаимодействия основных элементов рынка санаторно-курортных услуг как подсистема территориальной туристско-рекреационной системы. Субъекты рынка, включающие в себя санаторно-курортные организации и покупателей их услуг, взаимодействуют не только между собой, но и с окружающей средой, оказывающей на него влияние различной степени, что отражается на показателях функционирования рынка, и включающей в себя такие блоки, как инфраструктурная и институциональная среда, а также природные лечебные ресурсы.
Ключевые слова: системный подход, рынок санаторно-курортных услуг, структура, взаимодействие элементов, институциональная среда, инфраструктура.
«Капитал здоровья», несмотря на неоднозначность трактовки понятия «человеческий капитал», большинством ученых признается составляющей последнего [1]. При этом человеческий капитал рассматривается как важная составляющая производительных сил, а, следовательно, его качественный рост является важным фактором экономического роста. С данной точки зрения логичным является то, что в последнее время на государственном уровне улучшения здоровья населения. В Посланиях Президента Федеральному собранию В.В. Путин отмечает, что один из основных приоритетов развития страны состоит в повышении здоровья семьи и нации, а главным результатом политики в сфере здравоохранения считает рост продолжительности жизни [2].
Формирование эффективной системы лечения, профилактики и реабилитации населения в санаторно-курортных условиях позволит улучшить состояние здоровья населения, что неразрывно связано с повышением производительности труда и ростом экономического развития страны. Состояние здоровья человека зависит от многих факторов, таких как состояние системы здравоохранения, экологическая обстановка, личное отношение к собственному здоровью, доходы населения, тяжелые условия труда, организация профилактических мероприятий и др. Санаторно-курортная деятельность направлена на повышение многих социальных показателей развития общества.
В советский период санаторно-курортная деятельность являлась важной частью системы здравоохранения, позволяющей обеспечить большую часть населения доступной медицинской помощью с использованием природных лечебных ресурсов. В современных социально-экономических условиях курортное дело имеет косвенное отношение к государственной системе здравоохранения и постепенно «растворяется» в туристской сфере с уклоном не на лечебно-оздоровительную составляющую, а на отдых и досуг. Это может быть связано с низкой конкурентоспособностью организаций курорт-но-рекреационного комплекса России, не приспособившихся к осуществлению основной деятельности в условиях жесткой рыночной конкуренции, которые рассматриваются массовым потребителем как одна из альтернатив туристического отдыха.
Важным экономическим аспектом такого процесса являются структурные изменения внутреннего содержания туристско-рекреационной деятельности, где важное место занимает рынок санаторно-курортных услуг. По данным Всемирной туристской организации [3], наблюдается общий рост
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Пермского края в рамках научного проекта № 16-12-59003 «Рынок санаторно-курортных услуг как составляющая социально-экономического развития региона в неблагоприятных макроэкономических условиях».
туристского потока и количество поездок, которые организуются с лечебно-оздоровительными целями. В 2015 г. совокупный объём мирового рынка туризма составил более 1,2 трлн долл., 54 % поездок совершается с целью отдыха и рекреации, а 28 % с целью лечения и оздоровления.
Мировой туристско-рекреационный рынок является сложной, многоаспектной, а в некоторых случаях разнородной категорией, для изучения структуры и устойчивого развития которой до сих пор не выработано единого методологического подхода. Эта ситуация осложняется национальными особенностями методологии учёта курортно-рекреационных услуг [4].
Можно выделить работы ученых в области изучения рынка туристско-рекреационных комплексов и санаторно-курортных систем, таких как А.Ю. Александровой [5], Д.И. Асланова [6], А.М. Ветит-нева [7], Т.Е. Гварлиани [8], Е.А Джангжугазовой [9], А.С Дзамихова [10], А. Х. Каранашева [11], А.А. Клейман [12], Ю.А. Матюхиной [13], О.А. Никитиной [14], М.С. Оборина [15], Т.Х. Тавкешевой [11], А.А. Торгашевой [16], С.Ю. Цёхла [17], М.Ю. Шерешевой [18], Р.Р. Тимиргалеевой [19] и т. д.
Среди зарубежных исследователей, которые занимались вопросами разработки методологии анализа рынка лечебно-оздоровительного туризма, можно выделить работы Р. Ланкар [20], Р. Оллье [20], Я.-Л. Хуанг [21], а также научные проекты крупнейших специализированных организаций (SRI International, Global Wellness Institute, UNWTO и др.).
При всей значимости научных трудов указанных выше авторов и организаций можно сделать вывод, что исследования в основном посвящены рассмотрению конкретных направлений функционирования рынка туристско-рекреационных и санаторно-курортных услуг.
Сущность современного российского рынка санаторно-курортных услуг обусловлена давними и богатыми традициями отечественной курортологии, базирующейся на строгих научных подходах к организации и большим уклоном в лечебно-оздоровительную и медицинскую специализацию. В отечественной практике санаторно-курортного лечения используются методы профилактики, реабилитации и оздоровления, в то время как в зарубежных странах основные акценты делаются на рекреационной (досуговой) составляющей курортного отдыха.
Данное исследование направлено на изучение структуры рынка санаторно-курортных услуг (СКУ), взаимодействие его составляющих, как одной из ключевых частей туристско-рекреационной сферы.
Разработка структуры и механизма взаимодействия элементов рынка санаторно-курортных услуг разного иерархического уровня основана на использовании системной методологии, в рамках которой он рассматривается как сложная система (составная часть территориальной общественной системы), имеющая определенный состав, особенности функционирования и тенденции развития. Применение системно-диалектической методологии при изучении структуры рынка санаторно-курортных услуг предусматривает рассмотрение его как специфической подсистемы территориальной социально-экономической системы и использования комплекса таких методов, как анализ, синтез, обобщение и др.
Рис. 1. Структура взаимодействия рынка санаторно-курортных услуг с окружающей средой
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
В настоящее время государством разрабатывается комплекс мер по восстановлению и развитию существующего санаторно-курортного комплекса страны. С позиции системно-диалектической методологии рынок санаторно-курортных услуг представляет собой подсистему туристско-рекреационной системы, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в лечении, оздоровлении, профилактике, реабилитации и отдыхе. В рамках данного исследования рынок санаторно-курортных услуг будет определяться как система общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, между субъектами рынка (покупателями и продавцами) и инфраструктурой обеспечения деятельности (рис. 1).
Базой для функционирования рынка санаторно-курортных услуг как социально-экономической системы являются природные лечебные ресурсы (фундаментальный компонент).
Природные лечебные ресурсы рассмотрим на примере Пермского края. В лечебно-оздоровительном процессе санаторно-курортные услуги оказываются при непосредственном использовании природных лечебных факторов. В Пермском крае природные лечебные факторы можно разделить на три большие группы: 1) бальнеологические ресурсы (минеральные воды и лечебные грязи); 2) биоклиматические ресурсы; 3) ландшафтные условия местности (рис. 2).
Природно-лечебные ресурсы
Г м
Бальнеологические ресурсы Минеральные воды: лечебные питьевые (питьевые лечебные и лечебно-столовые) лечебные сероводородные лечебные йодобромные воды Лечебные иловые сульфидные грязи г Ландшафтные условия местности 75-80 % - территория Восточно-Европейской равнины 20-25 % - территория Предуралья и Уральских гор Богатая гидрографическая сеть региона Леса занимают 70 % территории
Климатические ресурсы Умеренно континентальный, благоприятный тип погоды. Тренирующий режим погоды обусловлен продолжительностью солнечного сияния в 1750-1800 ч.
Рис. 2. Структура природных лечебных ресурсов Пермского края
Пермский край обладает большим разнообразием природных лечебных ресурсов, которые не полностью используются санаторно-курортными организациями (СКО) региона.
Субъектами рынка являются санаторно-курортные организации (продавцы) и покупатели. СКО в регионе представлены следующими типами: санатории, курорты, профилактории, пансионаты с лечением, санатории-профилактории, детские санатории, санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия и т.п. При этом по организационно-правовой форме они могут быть как акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, так и учреждениями, а ряд из них, например, санаторий-профилакторий «Лесная поляна», являются структурными подразделениями крупных предприятий или учебных заведений.
Потребителями услуг в основном являются физические лица. Однако покупателями могут быть не только физические лица, но и организации, в том числе общественные, учреждения, а также Фонд социального страхования.
Субъекты рынка оказывают друг на друга существенное взаимное влияние. Предлагаемые лечебно-профилактические услуги привлекают население к потреблению этих услуг с целью сохранения и улучшения здоровья. При этом уровень и структура заболеваний приводят к тому, что, используя современные технологии, санаторно-курортные организации (СКО) внедряют новые лечебно-профилактические услуги. Однако восприятие санаторно-курортных услуг потребителями не только как способа оздоровления, но и отдыха, стимулирует СКО к расширению и повышению качества рекреационных услуг.
Инфраструктурную среду функционирования рынка санаторно-курортных услуг будем в рамках принятого подхода трактовать как совокупность предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих функционирование рынка СКУ, оказывающих влияние на его состояние и развитие, контролирующих поведение субъектов рынка. Составляющие инфраструктуры играют большую роль при формировании курортно-рекреационного потенциала территории. Продукт инфраструктурной деятельности есть не что иное, как услуга [22]. Отдельными составляющими инфраструктуры являются услуги, оказываемые субъектам рынка СКУ и обеспечивающие их нормальное функционирование.
Формирование инфраструктурной среды рынка санаторно-курортных услуг основывается на сочетании следующих групп элементов.
1. Функциональная инфраструктура - природоохранные материальные объекты, лечебные учреждения и профессиональные общественные объединения.
2. Обеспечивающая инфраструктура - информационно-коммуникативные объекты, финансовые учреждения, рекреационная инфраструктура, туристические фирмы, научные организации, образовательные учреждения, организации культуры и транспортные компании.
3. Регулирующая инфраструктура - органы исполнительной и законодательной власти различных уровней.
Функциональная инфраструктура. Природоохранная инфраструктура представлена объектами добычи, использования и охраны природных лечебных ресурсов (минеральные воды, лечебные грязи, морская вода, ландшафтно-климатические особенности местности). Эти объекты создают основную специализацию санаторно-курортной организации и профили лечения. В лечебных учреждениях потенциальным потребителям рекомендуют те или иные санаторно-курортные услуги, оценивают изменение состояния здоровья населения после оздоровления или реабилитации в СКО. На территории регионов могут создаваться профессиональные объединения, включающие санаторно-курортные организации разных категорий, которые проводят обучающие семинары, аттестацию медицинского персонала. Создание таких объединений направлено на повышение качества услуг и наиболее полное удовлетворение спроса на них. Кроме того, они отстаивают общие интересы перед органами законодательной и исполнительной власти. На территории Пермского края более 20 лет работает Ассоциация работников санаторно-курортных учреждений региона, которая включают в себя 40 СКО.
Обеспечивающая инфраструктура создает необходимые условия для устойчивого развития рынка санаторно-курортных услуг, позволяет оказывать дополнительные лечебно-оздоровительные и рекреационные услуги. В настоящее время санаторно-курортные организации, помимо качественного лечения и оздоровления, для обеспечения конкурентоспособности должны обеспечивать высокий уровень сервиса и досуга, что делает необходимым расширение связей с предприятиями торговли, бытового обслуживания, учреждениями культуры, организацию экскурсионного показа объектов антропогенной деятельности (скульптуры, памятники), природные объекты (геологические, палеонтологические, растительного и животного мира, водные, орографические памятники).
Информационно-коммуникативная инфраструктура (средства массовой информации, рекламные агентства) определяет объединение информационных потоков и формирование средств коммуникации между потенциальными потребителями СКУ и санаторно-курортными предприятиями, что облегчает продвижение услуг до конечного потребителя.
Туристические фирмы выступают посредниками между покупателями СКУ и санаторно-курортными организациями. Помимо продажи путевок они доводят полученную от поставщиков информацию об СКО до потребителей, а лечебно-профилактические учреждения получают информацию о спросе на их услуги, пожеланиях потребителей.
Финансовая инфраструктура направлена на осуществление функции организации и управления товарно-денежными и финансовыми потоками. К таким объектам инфраструктуры можно отнести: банки, страховые компании, платежно-расчетные системы. Банки и платежно-расчетные системы обеспечивают расчетно-кассовое обслуживание СКО, их кредитование, а также кредитование покупателей СКУ. Страховые компании предлагают услуги по страхованию имущества и ответственности санаторно-курортных организаций, что обеспечивает минимизацию их потерь при неблагоприятных событиях, связанных с авариями, кражами и другими аналогичными случаями. Также страховщиками предлагаются программы добровольного медицинского страхования, предусматривающие в том числе и оплату за счет страховки санаторно-курортных путевок, что повышает реализацию путевок и снижает расходы населения на СКУ.
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Транспортные компании выполняют функцию комфортной и безопасной перевозки отдыхающих и их багажа. При этом СКО и отдыхающие формируют спрос на транспортные услуги. Данная составляющая инфраструктуры представлена автопарком (автобусы, микроавтобусы, легковые автомобили), речным, воздушным и железнодорожным транспортом, а также придорожной и дорожной инфраструктурой. Транспортная составляющая инфраструктуры делает более доступными услуги санаторно-курортных организаций с территориальной точки зрения.
Научные и образовательные учреждения создают все необходимые условия для качественной подготовки специалистов в области курортного дела, проведения научных исследований и повышения качества оказываемых санаторно-курортных услуг. При этом СКО могут выступать заказчиками образовательных учреждений на подготовку кадров для себя, и не только медицинского персонала, но и менеджеров, специалистов диетического питания, организации досуга, специалистов по продажам и т.п., определяя требования к их компетенциям.
Элементы обеспечивающей инфраструктуры создают дополнительные конкурентные преимущества в развитии курортно-рекреационных территорий.
Регулирующая инфраструктура создает правовые условия формирования и функционирования рынка СКО, а также контролирует соблюдения требований нормативных актов (законов, постановлений, стандартов, регламентов и т.д.), регулирующих санаторно-курортную деятельность, качество СКУ. Контроль может осуществляться как выездной, так и камеральный, на основе предоставляемой отчетности. При этом меняющаяся ситуация на рынке СКУ как в части спроса, так и предложения, приводит к изменениям в нормативно-правовой базе, которая должна постоянно актуализироваться.
Еще одной составляющей, без которой не может формироваться и развиваться рынок санаторно-курортных услуг, является институциональная среда. В рамках данного исследования она будет рассматриваться как совокупность формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничений и (или) стимулов для субъектов рынка, их контрагентов и государства. Иначе говоря, это законодательно-нормативные акты и обычаи делового оборота, регламентирующие взаимоотношения субъектов рынка между собой, а также с его инфраструктурой, в том числе государством (муниципалитетом), определяющие направления развития рынка.
Институциональную среду рынка санаторно-курортных услуг определим следующим образом.
1. Программы реабилитации и оздоровления населения - одна из форм государственного регулирования рынка санаторно-курортных услуг, играющая определенную организующую роль в его становлении и развитии.
2. Нормативная база оценки состояния здоровья - создание и принятие нормативно-правовых документов федерального, регионального муниципального и ведомственного уровней (законы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, стандарты, методические рекомендации), позволяющих определить состояние здоровья населения и предложить мероприятия по его повышению.
3. Нормативная база статистических наблюдений - разработка порядка представления статистической информации и ее составляющих, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений за рынком СКУ. Он формируется органами государственной статистики для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, за исключением микропредприятий, предоставляющих услуги специализированных коллективных средств размещения.
4. Регулирование качества и безопасности оказываемых услуг - законодательные и иные правовые акты (например, система стандартов санаторно-курортного лечения по профилям заболеваний, СНИПов и САНПИНов), определяющие требования к качеству и безопасности услуг СКО, порядок государственного контроля за их деятельностью.
5. Нормативная база по рациональному природопользованию - правовые акты, направленные на определения условий по добыче, транспортировке и использованию гидроминеральных ресурсов, ландшафтно-климатических особенностей местности, а также создание природоохранных мероприятий по восстановлению и сохранению природных лечебных факторов.
6. Налоговое законодательство - Налоговый кодекс РФ [23], принятые в соответствии с ним региональные законы и нормативные акты представительных органов местного самоуправления, регулирующих налогообложение СКО и покупателей санаторно-курортных услуг.
7. Система кредитования форм и методов кредитования.
8. Бюджетное законодательство - Бюджетный кодекс РФ [24], законодательно-нормативные акты о бюджетах соответствующего уровня, фонда социального страхования.
Программы реабилитации и оздоровления населения. Программа развития здравоохранения направлена на улучшение качества здоровья населения за счет реабилитационных мероприятий. Подпрограмма 5 «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям» Государственной программы здравоохранения РФ [25] и аналогичная Подпрограмма региональной программы Пермского края [26] включает систему мероприятий по лечению, оздоровлению и реабилитации в рамках санаторно-курортной деятельности, которая предусматривает увеличение коечной мощности по основным профилям лечения (кардиология, неврология и профпатология). Реализация программ стимулирует развитие рынка, при этом в их разработке принимает участие медицинская общественность, в том числе специалисты СКО.
Нормативная база оценки состояния здоровья. Основывается на законах, которые позволяют оценивать состояние здоровья населения. Таковыми, к примеру, являются федеральные законы «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [27], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [28], закон Пермского края «Об охране здоровья граждан в Пермском крае» [29], приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» [30], Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [31] и т.д. Кроме этого, введены некоторые законодательные акты, которые позволяют регулировать процесс развития рисков для здоровья населения, например, закон «Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление» [32]. Эффективная работа системы здравоохранения может обеспечить полный контроль над всеми ее формами деятельности, что может снизить уровни заболеваемость и смертности населения. Оценка здоровья, своевременное выявление заболеваний, рекомендации по их профилактике и лечению, безусловно, влияют на спрос на услуги СКО, с одной стороны, а с другой - активизируют санаторно-курортные организации к расширению СКУ.
Нормативная база статистических наблюдений. Федеральная служба государственной статистики является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны. Росстат определяет показатели деятельности санаторно-курортных организаций, подлежащих включению в статистическую отчетность, которая отражает процесс их функционирования и динамику показателей. В рамках системы здравоохранения нормативная база статистических наблюдений заключается в оценке показателей по следующим ведомствам: Федеральная служба государственной статистики, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. По их данным можно судить о работе системы здравоохранения, включая санаторно-курортную деятельность. Статистические данные о работе специализированных средствах размещения позволяют судить о динамике развития рынка СКУ, его проблемах, принимать управленческие решения, влияющие на процессы, происходящие на исследуемом рынке как на уровне государства, региона, так и на уровне СКО, ориентируясь на заболеваемость, доходы населения.
Регулирование качества и безопасности оказываемых услуг. Является важным и необходимым элементом оценивания услуг. Его можно провести с помощью государственного надзора и контроля, осуществляемого органами Роспотребнадзора, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, Министерства здравоохранения России, а на региональном уровне - Министерства здравоохранения Пермского края. При осуществлении контрольных функций государственные органы руководствуются нормативными документами и стандартами санаторно-курортного лечения. Качественное и безопасное оказание санаторно-курортных услуг регулируется стандартами санаторно-курортного лечения, их соблюдение повышает удовлетворенность потребителей СКУ.
Нормативная база по рациональному природопользованию. Позволяет сохранить и охранять используемые природные лечебные ресурсы, которые извлекаются из природы с целью оказания лечебно-оздоровительного воздействия. Округ горно-санитарной охраны организуются с целью ограничения хозяйственной деятельности на территории добычи минеральных вод, лечебных грязей и использования биоклиматического потенциала местности. Действие федеральных законов направлено на комплексное сохранение лечебного потенциала местности, что очень важно для устойчивого развития курортно-рекреационных территорий. Примерами таких федеральных законов являются законы «Об охране окружающей среды» [33], «Об экологической экспертизе» [34], «Об особо охраняемых природных территориях» [35], «Об охране атмосферного воздуха» [36], «Об отходах производства и потребления» [37], «О недрах» [38], «Земельный кодекс РФ» [39], «Водный кодекс РФ» [40], «Лесной кодекс РФ» [41].
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Налоговое законодательство. Налоги являются одним из составляющих механизма регулирования социально-экономических процессов, происходящих на рынке санаторно-курортных услуг. Налоговым кодексом не предусмотрено особых условий налогообложения прибыли СКО, их имущества и земельных участков. Однако на региональном уровне могут быть предоставлены льготы по налогу на имущество или понижена ставка по налогу на прибыль, на муниципальном - могут быть предусмотрены льготы по налогу на землю. В Пермском крае таких преференций не предусмотрено. Отсутствие льгот приводит к снижению налоговых стимулов развития рынка СКУ. При этом Налоговым кодексом РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость в обязательном порядке услуги, оказываемой населению по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях, что снижает цены на СКУ. Налоговым кодексом РФ предусмотрено ряд преференций по НДФЛ, а именно: освобождается от налогообложения стоимость санаторно-курортных путевок, приобретенных работодателем для своих работников и их детей до 16 лет или компенсация их стоимости.
Система кредитования. Это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами и другими экономическими агентами, которые предоставляют субъектам рынка санаторно-курортных услуг денежные средства, а СКО - и основные средства в виде кредита на условиях срочности, платности и возвратности. Функционирование системы кредитования рынка СКУ осуществляется в соответствии c Гражданским кодексом РФ [42]; Федеральным законом от 12.12.1990 № 391-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями) [43]; Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (банке России)» (с изменениями и дополнениями) [44]; Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» [45] и рядом других нормативно-правовых актов. Кредиты могут быть банковскими, коммерческими, в форме лизинга. Их перераспределительная функция проявляется в быстром процессе концентрации капитала с целью осуществления инвестиций в СКО, позволяющих внедрять новые технологии и расширять перечень услуг. А кредитование покупателей, соответственно, повышает спрос на санаторно-курортные услуги.
Бюджетное законодательство. Регулирует финансирование СКО, являющихся бюджетными учреждениями, а также финансирование приобретения санаторно-курортных путевок за счет средств Фонда социального страхования РФ. Также могут предусматриваться бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения, в том числе услугами СКО, что, с одной стороны, повышает спрос на них, а с другой - удовлетворенность потребителей. Помимо этого, бюджетное законодательство регулирует финансирование государственных (муниципальных) социально-экономических программ, предусматривающих развитие здравоохранения в целом и санаторно-курортных организаций в частности, обеспечение СКУ отдельных категорий населения. Финансирование носит целевой характер, а использование средств контролируется.
Эффективность функционирования рынка СКО, его взаимодействия с обеспечивающей инфраструктурой в условиях существующей институциональной средой характеризуют показатели функционирования рынка (например, количество санаторно-курортных организаций, койко-мест в них, число отдохнувших и др.), которые следует анализировать в динамике. Изменения в показателях необходимо коррелировать с изменениями во внешней инфраструктурной среде и институциональной составляющей функционирования. Результаты анализа должны использоваться как основа для принятия управленческих решений различного уровня, направленные на позитивное развитие рынка СКУ.
Рассмотрев взаимосвязь рынка санаторно-курортных услуг с окружающей средой, обеспечивающей его функционирование, следует отметить, что поступательное развитие рассматриваемого сегмента рынка требует определенного институционального целепологания. При этом именно взаимодействие всех составляющих представленного механизма позволит достичь положительного эффекта в развитии этого значимого сектора социальной сферы и экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шабашев В.А., Шорохов С.И. Особенности влияния образовательного капитала и капитала здоровья на экономический рост в регионах различной хозяйственной специализации // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 38(173). С. 7-12
2. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 03.12.2015. URL: http://kzrf.ru/news-poslanie-prezidenta-rf-federalnomu-sobraniu-2015-12-07.html.
3. Всемирная туристическая организация. URL: http://www2.unwto.org/en
4. Оборин М.С. Методологические аспекты проведения системного анализа и кластеризации рынка санаторно-курортных услуг // Научные ведомости БелГУ. Сер. «Экономика и информатика» 2015. №19(216). Вып. 36/1. С. 43-51.
5. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2013. 470 с.
6. Асланов Д.И. Системная диагностика деятельности санаторно-курортного комплекса // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2012/4/6654.pdf
7. Ветитнев А.М., Войнова Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности: учеб. пособие. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 272 с.
8. Гварлиани Т.Е., Семкина Н.С. Развитие курортов Азово-Чернорморского побережья: проблемы и приоритеты. Сочи, 2006. 336 с.
9. Джангжугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса: монография. М.: ТЕИС, 2013. 168 с.
10. Аликаева М.В., Керефова Л.З., Дзамихов А. С. Теоретические аспекты маркетинговых исследований рынка рекреационных услуг // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-16227
11. Тавкешева Т.Х., Каранашев А.Х. Маркетинговое исследование потребительских предпочтений на региональном рынке туристско-рекреационных услуг (на примере Кабардино-Балкарской республики) // ФЭН-Наука. 2012. № 7. С. 21-23.
12. Клейман А.А., Евреинов О.Б. Инфраструктура туризма: стратегия развития: монография. СПб.: Д.А.Р.К., 2014. 384 с.
13. Матюхина Ю.А. Организация туристской индустрии: учеб. пособие. М.: Альфа-М: Инфра-М, 2012. 304 с.
14. Никитина О. А. Управление формированием интегрированных санаторно-курортных комплексов в регионе: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. 290 с.
15. Оборин М.С. Системный подход к раскрытию сущности и содержания санаторно-курортной деятельности // Вестн. Воронежского гос. ун-та инженерных технологий. Воронеж. 2015. №4 (66). С. 216-221.
16. Ветитнев А.М., Дзюбина А.В., Торгашева А.А. Лечебно-оздоровительный туризм: вопросы терминологии и типологии // Вестн. СГУТиКД. 2012. № 2 (20). C. 50-56.
17. Цёхла С.Ю., Симченко Н.А., Полищук Е.А. Развитие структуры кадрового обеспечения санаторно-курортного комплекса Республики Крым // Экономика региона. 2015. №3 (43). С. 149-160.
18. Шерешева М.Ю., Баснина Т.Д. Анализ состояния и перспектив развития санаторно-курортного комплекса России // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 5. С. 401-406.
19. Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Экономико-математическая модель формирования оптимального ассортимента туристско-рекреационных услуг // В сборнике: Новое слово в науке: перспективы развития. Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 218-220.
20. Ланкар Р., Оллье Р. Туристический маркетинг. М.: Экономика, 2011. 211 с.
21. Ya-Ling Huang Forecasting THE Demand FOR Health Tourism IN Asian Countries Using A Gm (1,1) - Alpha Model // Tourism and Hospitality Management. 2012. Vol. 18. №. 2. P. 171-181.
22. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник/ под общ. ред. д.э.н., проф. В.И. Кушлина и д.э.н., проф. Н.А. Волгина. М: «Экономика», 2000. 735 с.
23. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10900200/paragraph/1:11
24. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/12112604/
25. Подпрограмма 5 «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» от 15 апреля 2014г. № 294. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091785
26. Подпрограмма 5 «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям» государственной программы Пермского края «Развитие здравоохранения» от 7 мая 2012 г. № 598. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091785
27. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/12180688/#ixzz4GHwhHpPC.
28. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». URL: http://base.garant.ru/12115118/#ixzz4GHwpllHB.
29. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/12191967/#ixzz4GHwVMXJq
30. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12137974/paragraph/22867:1
31. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/12191967/#ixzz4GHwVMXJq
32. Закон Пермского края от 19 марта 2015 г. №461 «Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление». URL: http ://zakon.zsperm. ru/data/docs/36235 .pdf
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
33. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». URL: http://base.garant.ru/12125350/
34. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». URL: http://base.garant.ru/10108595/#help#ixzz4GHzopjLL
35. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». URL: http ://base.garant.ru/10107990/#ixzz4GHzwvaDu
36. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» URL: http ://base.garant.ru/12115550/#ixzz4GI04GRqN
37. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления URL: http://base.garant.ru/12112084/#ixzz4GI0odALc
38. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах». URL: http://base.garant.ru/10104313/#ixzz4GLDBhh35
39. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. URL: http ://ivo.garant.ru/#/document/12124624/paragraph/2941446:7
40. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. и доп.) URL: http://base.garant.ru/12147594/
41. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12150845/
42. Гражданский кодекс Российской Федерации. URL: http://base.garant.ru/10164072/
43. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности». URL: http://base.garant.ru/10105800/
44. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». URL: http://base.garant.ru/12127405/#ixzz4GLPwIGr4
45. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». URL: http ://base.garant.ru/12113492/#ixzz4GLQFVh9j
Поступила в редакцию 18.07.16
E.R. Mingazinova, М-S. Oborin, N. V. Frolova
STRUCTURE AND MECHANISM OF INTERACTION OF THE BASIC ELEMENTS OF THE MARKET OF SANATORIUM SERVICES
Recently, a decline in the quality of human potential and labor productivity is observed, which it is due to the growth of general population morbidity of the country. In domestic practice of sanatorium treatment the methods of prevention, rehabilitation and improvement are based on a strict scientific approach, while in foreign countries the emphasis is placed on the recreational (leisure) component of resort rest. One of tools according to the solution of this problem is the system of sanatorium treatment and rest based on use of natural medical resources. The essence of the modern Russian market of sanatorium services is determined by long-standing and rich traditions of the domestic balneology, which is based on strict scientific approaches to the organization and a big bias in health-improving and medical specialization. On the basis of a system approach, the structure and the mechanism of interaction of basic elements of the market of sanatorium services is presented as a subsystem of the territorial tourist and recreational system. Subjects of the market, including sanatorium organizations and buyers of their services, interact not only among themselves, but also with the environment exerting impact on it to various degree, which is reflected in indicators of functioning of the market, and including such blocks as the infrastructure and institutional environment, and also natural medical resources.
Keywords: system approach, market of sanatorium services, structure, mechanism, institutional environment, infrastructure.
Мингазинова Елена Рудольфовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики E-mail: [email protected]
Оборин Матвей Сергеевич, кандидат географических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики E-mail: [email protected]
Фролова Наталья Владимировна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики E-mail: [email protected]
Пермский институт (филиал) ФГОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» 614070, Россия, г. Пермь, ул. Бульвар Гагарина, 57
Mingazinova E.R.,
Candidate of Economics, Associate Professor at Department of Economic Analysis and Statistics E-mail: [email protected]
Oborin M.S.,
Candidate of Geography, Associate Professor at Department of Economic Analysis and Statistics E-mail: [email protected]
Frolova N.V.,
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor at Department of Economic Analysis and Statistics E-mail: [email protected]
Perm institute (branch)
of Plekhanov Russian Academy of Economics Gagarina Boulevard st.,57, Perm, Russia, 614070