УДК 336.11:[369.223.23:711.455]
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИХ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2013
А.П. Костенко, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая кибернетика и финансы»
Бердянский государственный педагогический университет, Бердянск (Украина)
Аннотация: исследованы специфика финансового обеспечения и социальная направленность деятельности санаторно-курортных учреждений соответственно эволюции экономических систем государства. Обозначены проблемы в развитии санаторно-курортных учреждений, связанные с несовершенным механизмом финансирования их деятельности. Сформированы этапы развития санаторно-курортных учреждений на основании исторического подхода, учитывающие уровень доступности предоставляемых услуг населению и трансформацию источников финансирования таких учреждений.
Ключевые слова: санаторно-курортные учреждения, система здравоохранения, социальные гарантии, финансовое обеспечение, развитие, источники финансирования.
Постановка проблемы. В условиях социально ориентированной рыночной экономики Украины особое значение приобретает стабильное развитие санаторно-курортных учреждений в структуре национальной системы здравоохранения, предпосылкой которого является наличие уникальных природных лечебных рекреационных ресурсов на большинстве курортных территорий страны. Однако существующие негативные тенденции в формировании финансовых ресурсов субъектами хозяйствования санаторно-курортной сферы и реализации прав граждан Украины по их оздоровлению, лечения и профилактики заболеваний, требуют исследования исторических аспектов финансового обеспечения развития санаторно-курортных учреждений, что станет основой в совершенствовании финансового механизма их дальнейшего развития.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию вопросов развития и функционирования туристической и курортно-рекреационной сфер Украины посвящены труды таких отечественных ученых, как: Е.М. Азарян [1], Е.В. Виноградова [2], Ф.Е. Поклонский [3], Т.И. Ткаченко [4] и другие. Проблемы социализации экономической системы общества и финансирования социальной сферы освещены в работах А.И. Амоши [5] , В.В. Капыльцовой [6], В.В. Пилипова [7] и других ученых. В то же время продолжается поиск путей построения эффективного механизма финансового обеспечения санаторно-курортных учреждений, которые требуют объединения усилий всех институциональных субъектов управления такими учреждениями, ученых и практиков.
Формирование целей статьи. Целью статьи является исследование состояния санаторно-курортной сферы в Украине, направлений финансового обеспечения санаторно-курортных учреждений на основе исторического опыта их развития и его влияния на современное развитие.
Изложение основного материала исследования. Финансовое обеспечение развития санаторно-курортных учреждений напрямую зависит от организации экономической системы государства. Так, в условиях административно-командной экономики на территории Украины, которая входила на тот период времени в состав СССР, была создана мощная система санаторно-курортной помощи. Система здравоохранения Советского Союза, в состав которой входили санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, финансировалась, прежде всего, из бюджета, где бюджетные ассигнования составляли более 85 % в общем объеме расходов такой системы [8, с. 80].
Функционирование санаторно-курортных учреждений было основано на централизованном учете деятельности, контроле над финансово-хозяйственными показателями, планировании сети санаторно-курортных учреждений и централизованном инвестировании их развития; базировалось на принципах научного обосно-
вания использования курортных лечебных ресурсов и организации лечебного дела. Санаторно-курортное лечение в СССР было доступно всем социальным и возрастным слоям населения, поскольку значительная часть расходов на него возмещалась за счет общественных фондов потребления. Большинство населения получало путевки бесплатно или на льготных условиях. Кроме гарантированного ежегодного отдыха работающим предоставлялись профсоюзами 20 % путевок в санатории и 10 % на отдых бесплатно, большую часть остальных путевок - за 30 % от общей стоимости путевки [9, с. 10]. Расходы на санаторно-курортные услуги постоянно возрастали и уже в 1984 г. их финансирование из бюджета социального страхования составляло 1,8 млрд. руб., в 1985 г. - 1,9 млрд. руб. В последние годы существования СССР в санаторно-курортных учреждениях оздоравли-валось около 10 млн. человек в год, в т.ч. 2 млн. человек
- на территории Украины.
Украина, благодаря выгодному географическому положению, геологическому строению и особенностям гидрогеологии имела все предпосылки для создания мощной системы санаторно-курортных учреждений. На то время в Украине функционировали 33 курорта общесоюзного, 15 - республиканского и 13 курортов местного значения, а также был утвержден перечень 265 территорий, зарезервированных для организации зон лечения, отдыха и туризма. Были разведаны 30 месторождений минеральных вод и 18 - лечебных грязей. Все построенные санатории на территории страны были специализированными, из них санатории для лечения больных с заболеваниями сердечнососудистой системы составляли 22 %, системы пищеварения - 20 %, нервной системы -17 %, дыхательной системы - 16 %, органов движения
- 17 %, почек и мочевыводящих путей - 6,5 %, с заболеваниями женских половых органов - 4,5 %, кожи - 0,2 % [10, с. 6-9].
Следовательно, спецификой санаторно-курортной отрасли стало ориентирование преимущественно на оздоровление населения, лечение и профилактику заболеваний, чем на развлекательные цели. Созданная система санаторно-курортного лечения и оздоровления, которая входила в общую структуру эффективного оздоровления граждан, - «поликлиника-больница-санаторий» не имела аналогов в мировой практике, выполняла как общенациональную социально значимую функцию по профилактике заболеваний, реабилитации и лечения больных на ранних стадиях, но и имела безальтернативные методы лечения туберкулеза, заболеваний хребта и нервных заболеваний.
Развитие курортов и сети санаторно-курортных учреждений в условиях административно-плановой экономики с экстенсивными признаками на соответствующем этапе давало высокие результаты, где увеличение коечного фонда и создание колоссальной материально-технической и лечебно-диагностической базы улучшало уровень санаторно-курортного обслуживания. Но даль-
нейшее развитие системы санаторно-курортной помощи должно было базироваться не только на элементах плановой экономики, но и на свободной конкуренции, спросе и предложении, которое отвечает рыночным условиям хозяйствования. Такие условия побуждали бы к эффективному использованию финансовых ресурсов, создавали бы экономические стимулы и улучшение качества предоставления санаторно-курортных услуг. Попытки реформировать санаторно-курортную отрасль делались еще в период существования Советского союза, которые предусматривали реализацию нового механизма хозяйствования, путем:
- передачи всех хозрасчетных санаториев (кроме детских и противотуберкулезных), домов отдыха, курортных водогрязелечебниц и поликлиник в ведение профсоюзов для улучшения условий предоставления санаторно-курортных услуг и организации отдыха работников;
- объединение источников финансирования для расширения сети санаторно-курортных учреждений из государственного бюджета, из фондов предприятий, колхозов и организаций;
- финансирование выделения санаторно-курортных путевок населению из объединенных бюджетных ресурсов, фондов предприятий, организаций и колхозов и других нецентрализованных источников;
- создание дополнительных видов платных услуг с учетом индивидуальных запросов лиц, которые лечатся и оздоравливаются в санаторно-курортных учреждениях, а также лиц, которые прибыли на курорты без путевок;
- стимулирование инициативности и самостоятельности работников относительно вопросов хозяйственной деятельности санаторно-курортного учреждения и социального развития;
- разработке гибкой системы оплаты труда работников санаторно-курортных учреждений и др.
Переход Украины на новые условия хозяйствования предусматривал дальнейшее развитие санаторно-курортных учреждений и повышение качества предоставления их услуг благодаря действию рыночного механизма. Рыночная экономика должна была создать финансовую, материально-техническую и лечебно-диагностическую базу развития санаторно-курортной сферы, и тем же обеспечить социальные гарантии населения в получении санаторно-курортной помощи.
Сегодня санаторно-курортные учреждения остаются составной частью системы здравоохранения и, соответственно - социальной инфраструктуры, механизмом реализации социальной политики государства. Общепринятое определение курорта предусматривает его соответствие трем критериям: естественные лечебные факторы, наличие материально-технической базы для туризма и рекреации, определен лечебный профиль.
Санаторно-курортная сфера это объект социальной экономики, «специфической отрасли ведения (трудовой, образовательной, государственно-управленческой, научной деятельности) хозяйства, предметом которой является человек с ее потребностями, развитие социальной сферы, инфраструктурного обеспечения, вклад отдельных видов деятельности в экономический рост» [11, с. 195]. Создание услуг в этой сфере является важной статьей доходов бюджетов государственного и местного уровней, из которой формируются будущие социальные инвестиции. Само создание благ, способных к конкуренции, продуцированию качественных санаторно-курортных услуг предоставляет предпосылки развитию спроса отечественных и зарубежных потребителей и формированию экономической базы социальных перемен.
Но, как показал опыт лет независимости Украины, приватизация и экономические преобразования негативно отобразились на деятельности санаторно-курортных учреждений. Санаторно-курортная система осталась практически без государственного финансирования и 18
поддержки. Предоставление качественных и доступных услуг по лечению, профилактике заболеваний и реабилитации больного населения в современных условиях практически невозможно. За годы независимости Украины финансирования программ по модернизации материальной базы санаторно-курортных заведений, финансирования научных исследований в области курортологии или вообще не происходило, или происходило в незначительной доле. Это привело к потере мощной научной базы по курортологии и квалифицированного персонала.
За последние годы по Украине количество санаторно-курортных учреждений уменьшилось на 316 единиц (около 30 %) в результате действия таких факторов:
- неудовлетворительная материально-техническая база (аварийное состояние зданий, отсутствие энергосберегающих технологий и наличие устаревших котельных, неисправные системы горячего и холодного водоснабжения, которые требуют капитального ремонта);
- морально устаревшее медицинское и технологическое оборудование, приобретенное в 70-80-х годах;
- финансирование из государственного бюджета ремонта и приобретения нужного оборудования лишь на 20-25% от общей потребности;
- неполная штатная численность персонала санаториев на уровне 60-70% от нормативной;
- высокий процент работников пенсионного возраста;
- незаконные и несанкционированные процедуры приватизации помещений, зданий санаториев, и их земельных участков.
Прослеживается тенденция к снижению социально-экономической эффективности функционирования санаторно-курортных учреждений с доминированием государственной формы собственности и ведомственного назначения. Происходит также сокращение количества санаторно-курортных учреждений со статусом юридического лица и роста количества частных оздоровительных учреждений, пансионатов, баз отдыха, которые функционируют в пределах правового поля, определенного для частных предпринимателей - физических лиц. Имеются факты передачи целостных имущественных комплексов, которые ранее функционировали как перспективные лечебно-оздоровительные учреждения, в долгосрочную финансовую аренду [12].
Наряду с этим, острая необходимость функционирования санаторно-курортных учреждений предопределена неудовлетворительной медико-демографической ситуацией, низкой рождаемостью, ростом смертности, сокращением продолжительности жизни населения в стране. За первое десятилетие независимости страны численность населения сократилась на 2,5 млн., рождаемость населения уменьшилась на 35 %, и наоборот смертность увеличилась на 18,6 % [13]. За последние 15 лет численность населения уменьшилась более чем на 6 млн.
Поскольку санаторно-курортные учреждения функционируют на стыке социальной, экономической и экологической сфер жизнедеятельности, а также подчеркивая их важность существования на данном этапе социально-экономических преобразований в Украине, понятие развития санаторно-курортных учреждений должно гармонизировать в себе:
- возможность полной реализации человеком своего потенциала на протяжении своей жизни в соответствии со своими потребностями, что в современных экологически нестабильных условиях и интенсивном ритме существования индивида выдвигает на первое место здоровье и долголетие как базовую составляющую человеческого потенциала и важный аспект человеческого развития;
- способность учреждений как составляющей социальной сферы реализовать социально доступные санаторные услуги населению в оптимизации структурной
цепочки «государство - санаторно-курортное учреждение - услуга - потребитель»;
- возможность воплощения в реальность коммерческих интересов в формировании способных к конкуренции санаторно-курортных услуг учреждения как субъекта хозяйствования на основе внутренних механизмов саморегуляции и адаптации к внутренним и внешним факторам влияния.
Учитывая вышеуказанное, развитие санаторно-курортных учреждений следует трактовать как процесс качественных изменений в системе продуцирования санаторно-курортных услуг, усложнения ее структуры и состава, который повышает ее возможность в адаптации к разрушающим влияниям среды и росту объемов и качества таких услуг, гармонизацию отношений с государством и потребителем.
Устойчивое развитие санаторно-курортных учреждений должно сопровождаться повышением финансово-экономической активности учреждения, созданием качественных санаторно-курортных услуг, что невозможно без достижения конкретных значений соответствующих показателей в деятельности. Поэтому, рассматривая рост как процесс достижения соответствующих показателей при функционировании учреждения, доводим, что развитие санаторно-курортных учреждений обеспечивается соответствующим уровнем роста.
Следует отметить, ряд ученых развитие субъектов хозяйствования связывает с наличием потенциала, эффективностью использования ресурсов, сохранностью ресурсов, безопасностью, устойчивостью. Так, В.И. Довбенко, В.М. Мельник потенциал связывают с перспективными возможностями развития для обеспечения конкурентоспособности, задачи перспективного развития рассматривают в тесной взаимосвязи с поиском оптимальных источников финансирования активов на основе инвестиционных проектов инновационной направленности [14, с. 8, 11]. Л.А. Омельянович, Г.Е. Долматова стабильное функционирование и рост экономического потенциала субъекта хозяйствования видят в надежной системе экономической безопасности [15, с. 4]. Ю.Н. Воробьев проблему финансовой безопасности определяет важной в контексте реформирования и рыночного развития субъектов предпринимательства [16, с. 12].
По мнению Л.А. Костырко - решение вопросов обеспечения устойчивого развития требует постоянной корректировки методов финансового управления на основе соответствующего инструментария. Автор доводит необходимость исследования потенциала финансово-экономической устойчивости по следующим направлениям: эффективность потенциала операционной деятельности, эффективность финансовой деятельности и финансового равновесия, и доводит их целесообразность в выборе финансовой стратегии устойчивого развития [17, с. 7].
И.А. Бланк экспресс-диагностику кризисных симптомов финансового развития реализует благодаря системе целевого финансового анализа, направленного на исследование тенденций кризисного развития, среди объектов которой есть рыночная стоимость предприятия, чистый денежный поток, структура капитала, состав активов, финансовых обязательств, текущих расходов и др. [18, с. 604].
Вышеупомянутое дает основания утверждать, что именно эффективность формирования и использования финансовых ресурсов является одним из главных факторов в обеспечении устойчивого развития субъекта хозяйствования. Признаком устойчивого финансового развития является обеспечение финансового равновесия, которое базируется на соответствующих значениях финансовой устойчивости, платежеспособности, росте потенциала, эффективности механизма финансового обеспечения тактических и стратегических задач.
Исходя из определения содержания и характеристик понятия «развитие», структурируем этапы развития санаторно-курортных учреждений, что дает возможность учесть уровень доступности услуг населению и транс-
формацию источников финансирования (табл. 1).
Таблица 1 - Характеристика этапов развития санаторно-курортных учреждений (СКУ)
Пджэд
Функционирование незначительного капиче ства курортов с низким уровнен благоустройства, большинство из которых не отвечало санитарным требованиям, и сосредоточенностью на их территории отдельны:-: элитарных частных домов. Элитарная социальная направленность: социальный со став оздоровленных - помещики! ¡, представители буржуазии, офицеры царской армии,1
Национализация курортов, преобладание государственно й формы собственности, на базе которой создавались учреждения, постепенное их развитие. СКУ - составляющая страховой медицины (модель Семашко) на принципах бесплатности, доступности санаторно-курортной помощи.
Создание массовых (однородных) санаторно-курортных услуг. Руководящие органы: Главное курортное управление при Народном комитете по здравоохранению (координация развития курортов и дифференциации их сета союзного и местного значения). Центральное управление социального страхования, профсоюза (подчиненность домов отдыха).
Зарождение массовой социальной направленности преимущественно за счет гарантированных ежегодных очередных отпусков: социальный состав оздоровленных -рабочие из производства и работники коллективного сектора сельского хозяйства (5065% в общем составе оздоровленных).
СКУ - составляющая стразовой медицины. Экстенсивное развитие отрасли; научный подход и медицинская направленность в предоставлении санаторно-курортных услуг наряду с отсутствием экономической заинтересованности медицинских I рациональном использовании ресурсов и повышении качества услуг. Массовые (однородные) санаторно-курортные услуги с редкими случаями: индивидуальности.
Руководящие органы: ЦК КПСС, Совет министров СССР (общие вопросы с и деятельности курортов), ВЦСПС (координация деятельности СКУ), министерства, ведомства, профсоюзы, предприятия и учреждения (подчиненность СКУ). Массовая социальная направленность за счет максимального удешевления услуг путем выделения путевок населению из объединенных бюджетных ресурсов, фондов предприятий, организаций и колхозов и других не централизованных источников: оздоровленных - преимутцественно работники и служащие.
формах реорганизация.
Характерно этому этапу: функционирование СКУ, собственности что свойственно рыночным условиям выделение, перепрофилирование, поглощение СКУ; экономической эффективное ти СКУ, основанных на государственной (муниципальной) форме собственности и ведомственного подчинения; наличие случаев преднамеренной убыточности и искусственного измельчения активов СКУ; несистемная застройка курортных территорий, нерациональное использование природных лечебных ресурсов; создание отшпьныхСКУ с использованием современных, новейших технологий в медицинском сервисе и го станичных услугах.
Переход от конвейерных к дифференцированным санаторно-курс^тным услугам, что приводите одной стороны к росту себестоимости услуги, из другой - теряет свой качественный стандарт при обслуживании массового потребителя. Руководящие органы: Министерство здравоохранения Украины, Министерство культуры и туризма Украины, с 2РП. Г Министерства инфраструктуры Украины и Государственного агентства Украины по туризму и зурортам (общее руководотво СКУ); Администрация Президента Украины, Кабинет Министров Украины, отдельные министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти, корпоративные и общественные объединения, руководители частных учреждений, руководство акционерного общества лечебно-озгоровгаельных учреждений профсоюзов Украины АО «Угрпрофзправннца» (подчиненность СКУ).
Массовая социальная направленность с признаками элитарности: социальный состав оздоровленных - представители средних слоев населения излиты._
Источник финансирования
Частичное, I финансирование развития отдельных территорий курортов государственными и средствами
Постепенное увеличение финансирования развития СКУ за счет средртв
Государственного бюджета, социального страхования
Значительные объемы финансирования для расширения сета СКУ из Государственного бюджета, собственных средств курортных учреждений, из фондов предприятий организаций колхозов
Рост объемов финансирования о:
иностранных инвестиций. Средства к государственного бюджета приобретают второстепенный
*разработано автором на основе источников [9, 10,
19]
Итак, сформированы четыре этапа развития санаторно-курортных учреждений в Украине относительно очерченных временных рамок с учетом социальной направленности предоставления услуг, оздоровления соответствующих слоев населения и доминирования определенных источников финансирования развития ку-рортно-рекреационной сферы, что позволяет учитывать исторический опыт функционирования учреждений при разработке современного механизма финансового обеспечения их дальнейшего развития.
Выводы. Устойчивое развитие санаторно-курортных учреждений принадлежит к ключевым факторам роста национальной экономики и предопределяется как наличием рекреационных ресурсов, которые сосредоточены на территории Украины, их уникальностью, оздоровительно-лечебными свойствами, так и необходимостью обеспечения социальных прав человека в оздоровлении и медико-реабилитационных услугах. Исследование исторических аспектов развития отечественных санаторно-курортных учреждений позволило выявить специфику их функционирования. Установлено, что на момент получения независимости в Украине была создана мощная материально-техническая база таких учреждений, которая не имела аналогов в мировой практике, выполняла общенациональную социально значимую функцию по профилактике заболевания, реабилитации, лечения и имела безальтернативные методы лечения отдельных заболеваний. Переход на рыночные условия хозяйствования в Украине для санаторно-курортных учреждений сопровождался приватизационными процессами, сокращением государственного финансирования и поддержки, недостаточностью собственных ресурсов для формирования качественных услуг, отсутствием действенного финансового механизма, который обеспечивал бы развитие таких учреждений на долгосрочную перспективу.
Перспективные направления дальнейших научных исследований должны касаться оптимизации источни-
ков финансового обеспечения развития санаторно-курортных учреждений на основе определенных проблем финансовой деятельности и специфики их функционирования путем усовершенствования финансового прогнозирования и планирования внутренних источников, управления и регулирования процессов формирования и использования финансовых ресурсов, финансового контроллинга; применение государственно-частного партнерства в рамках государственной поддержки развития санаторно-курортной сферы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналiз комплексу маркетингу на мгжнародному ринку туристичних послуг: [монографiя] / [Азарян О.М., Жукова Н.Л., 1щенко О.А. та ш.]. - Донецьк : ДонНУЕТ, 2005. - 135 с.
2. Виноградова О.В. Розвиток готельного бiзнесу в Украшг основт складовi розвитку / О.В. Виноградова // Торпвля i ринок Украши. - 2008. - Вип. 26, т. 1. - С. 253-263.
3. Поклонський Ф.Ю. Оргашзацшш пвдходи до пвд-вищення якосп обслуговування на туристичних тдпри-емствах / Ф.Ю. Поклонський, К.А. Панасюк // Науковий збiрник Д1РСП. Серiя «Економша i менеджмент». -2010. - С. 286-289.
4. Ткаченко Т.1. Сталий розвиток туризму: теорiя, ме-тодологiя, реали бiзнесу : [монографiя] / Т.1. Ткаченко. -[2-ге вид., випр. та доповн.]. - К. : Кшв. нац. торг.-екон. ун-т, 2009. - 463 с.
5. Амоша О.1. Сощальна вiдповiдальнiсть в контекстi розвитку людського потенцiалу / О.1. Амоша, О.Ф. Новжова // Публiчне управлiння: теорiя та практика. -2011. -№ 1(5). -С. 122-127.
6. Капильцова В.В. Соцiалiзацiя економiчноl си-стеми суспшьства: теоретико-методологiчнi аспекти: [монографiя] / В.В. Капильцова. - Донецьк: ДонНУЕТ, 2009. - 227 с.
7. Пилитв В.В. Бюджетне фшансування сошально-економiчного розвитку регiонiв Украши: [монографiя] / В.В. Пилитв; НАН Украши, Рада по вивченню продук-тивних сил Украши; пiд ред. Б.Н. Данилишина. - 1вано-
Франк1вськ: Л1К, 2007. - 228 с.
8. Государственный бюджет СССР / под ред. Г.Л. Рабиновича, М.В. Романовского. - М. : Финансы и статистика, 1988. - 383 с.
9. Полторанов В.В. Здравницы профсоюзов СССР: Курорты, санатории, пансионаты, дома отдыха / В.В. Полторанов. - М. : Профиздат, 1986. - 704 с.
10. Шалковский Н.Г. Профсоюзные здравницы Украины / Н.Г. Шалковский. - К. : Здоров'я, 1987. - 450 с.
11. Луцишин 1.Я. Санаторно-курортна сфера - важ-лива складова евроштеграцшного вектора Украши / 1.Я. Луцишин // Продуктивш сили i репональна економiка.
- 2008. - Ч. 2. - С. 195-198.
12. Гуменюк В.В. Фiнансовi умови сталого розвитку курортного господарства Украши / В.В.Гуменюк // Фшанси Украши. - 2009. - № 4. - С.75-81.
13. «Про затвердження Мiжгалузевоl комплексно! програми «Здоров'я наци» на 2002-2011 роки»: Постанова Кабшету Мшс^в Украши вiд 10.01.2002 р. № 14 [Електронний ресурс]. - Режим доступу : Ы1р:// zakon1.rada.gov.ua.
14. Довбенко В.1. Потенцiал i розвиток пвдприемства: навчальний посiбник / В.1. Довбенко, В.М. Мельник.
- Львiв: Видавництво Нацiонального унiверситету «Львiвська полггехшка», 2010. - 232 с.
15. Омелянович Л.О. Економiчна безпека торговель-ного пiдприемства: [монографiя] / Л.О. Омелянович, Г.е. Долматова. - Донецьк: ДонДУЕТ, 2005. - 195 с.
16. Воробйов Ю.М. Фiнансова безпека оргашзацш рекреацшно1 сфери / Ю.М. Воробйов, О.Г. Блажевич // Науковий вюник: Фiнанси, банки, швестицп. - 2010. - №2 2. - С. 12-19.
17. Костирко Л.А. Дiагностика потенщалу фшансо-во-економiчноl стшкосл пiдприемства: [монографiя] / Л.А. Костирко. - [2-ге вид., перероб. i доп.]. - Х. : Фактор, 2008. - 336 с.
18. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - К. : Эльга, Ника-Центр, 2005. - 656 с.
19. Курорты. - М. : Сов. Энцикл., 1983. - 592 с.
FINANCIAL PROVIDING OF HEALTH-RESORT INSTITUTIONS THROUGH THE PRISM
OF THEIR HISTORICAL DEVELOPMENT
© 2013
A.P. Kostenko, PhD (Economics), Associate Professor of the Department of «Economic Cybernetics and Finance»
Berdyansk State Pedagogical University, Berdyansk (Ukraine)
Annotation: There was investigated the specificity of financial providing and social focus of the health-resort institutions according to the evolution of the state economic systems. There were identified the problems in the health-resort institutions' development associated with the imperfect mechanism of financing their activities. There were formed the stages of health-resort institutions'development on the basis of a historical approach, taking into account the level of accessibility of public services and the transformation of sources of such institutions' funding.
Keywords: health resort institutions, health system, social guarantees, financial providing, development, sources of funding.
УДК 376.3
© 2013
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Ю.Е. Криводонова, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья
Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются основные направления профессионального самоопределения подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, социализация, профориентация, самоопределение.
Выбор профессии - важный этап в жизни каждого человека. Ведь недаром говорится: «Выбирая профессию - выбираешь судьбу». Поэтому, выбор профессии весьма сложный и порой долгий процесс. И особенно трудно он дается подросткам с ограниченными возмож-
ностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих подростков с ОВЗ, но для их родных и близких, так как сами родители сталкиваются с со сложной жизненной ситуацией, которая заключается в сравнении своего ре-