УДК 159
Гасанова Рената Рауфовна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник. Институт управления образованием Российской академии образования renata_g@bk.ru
Современная
ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ
Renata R. Gasanova
candidate of psychological Sciences, senior researcher. Institute of Education Management of the Russian Academy of Education renata_g@bk.ru
Modern information
AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT, AND THE FUNDAMENTAL BASE OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT MANAGEMENT
Аннотация. В статье делается акцент на преобразовании образовательной среды вуза в информационно-образовательную среду, где посредством применения ряда важнейших психолого-педагогических условий, как области действительности, в рамках которой включены паттерны развития субъектов, происходит трансляция опыта и осознанное, самостоятельное, ответственное совершенствование всей среды вуза с её многоуровневой системой условий образовательной деятельности. В связи с этим предлагается минимизировать время достижения студентами уровня образовательного ценза за счёт развития осознанной саморегуляции, смыслообразования, рефлексии.
Annotation. The article puts the emphasis on the transformation of the educational environment of higher school to information- educational, where through the application of a number of important psychological and pedagogical conditions, such as the field of reality, which includes patterns of development of the subjects, there is a broadcast of experience and conscious, independent, responsible improvement of the entire environment of higher school with its multi-level system of conditions of educational activities. In this regard, it is proposed to minimize the time of reaching the level of educational qualifications by the students through the development of self-regulation, meaning, reflection.
Ключевые слова: саморегуляция, образовательная среда, информационно-образовательная среда, психолого-педагогические условия, обучающийся, вуз.
Keywords: self-regulation, the educational environment, information and educational environment, psychological and pedagogical conditions, student, university.
В настоящее время современная образовательная среда вуза преобразовалась в информационно-образовательную среду. В этих условиях стратегической задачей вуза в качестве модернизации и адаптации к быстро изменяющимся внешним условиям является формирование и развитие этой среды, как открытой, гибкой, способной к интериоризации нововведений составляющей единое информационное пространство, где мощным ресурсом является использование возможностей глобальной сети интернет.
Необходимым свойством информационно-образовательной среды является возможность оперативного взаимодействия обучающегося с компонентами среды в целях обучения и развития, т.е. интерактивность. В связи с этим нередко возникающая проблема информационно-образовательной среды вуза кроется в обеспечении возможности интерактивного доступа ко всем информационным образовательным ресурсам, что необходимо для проведения образовательного процесса на качествен-
ном уровне. И, естественно, каждая конкретная информационно-образовательная среда вуза оценивается с точки зрения её эффективности. Важнейшим параметром эффективности среды вуза является время нахождения в ней студента. Романовым AM. экспериментально доказано, что период времени достижения уровня образовательного ценза обучающимся есть функция, зависящая от уровня его осознанной саморегуляции, рефлексивности, смыслообразующей образовательной мотивации при создании психолого-педагогических условий в пространстве учебного заведения [2].
Современные обучающие технологии создают естественные и существенные изменения в индивидуальном мышлении и познании субъектов образования и, таким образом, изменяют сам характер их познавательной деятельности.
Студент, находящийся в условиях открытого информационного пространства, привносит и отдаёт среде вуза некий объём новой информа-
98
ции, тем самым влияет и модифицирует её. Поэтому, информационно-образовательная среда вуза является динамичной, включающей в себя активность обучающегося с присущей ей логикой процессов обучения, формирующей соответствующие компетенции индивидов в качестве проводников и носителей знаний.
Преимущества использования средств, предоставляемых информационно-образовательной
средой вуза обучающимся - это:
- многочисленные информационные ресурсы; разнообразные мультимедиа компоненты учебных материалов;
- интерактивная коммуникация с преподавателем и другими обучаемыми в предметном контексте;
- портфолио, интегрирующего результаты обучения, включая гибкость траектории и временных параметров обучения и т.п.
Для формирования информационно-образовательной среды вуза психолого-педагогические науки разрабатывают новые организационные подходы, опираясь на социальные и межличностные отношения, совокупность материальных и пространственно-предметных факторов, которые взаимосвязано дополняют и обогащают друг друга, влияя на каждого субъекта образовательного процесса. Такие подходы можно определить как область действительности, в рамках которой включены паттерны развития субъектов, где происходит трансляция полученного опыта и осознанное, самостоятельное, ответственное преобразование всей среды вуза с её многоуровневой системой условий образовательной деятельности. Например, условиями могут являться базовые принципы организации психолого-педагогического процесса обучения, которые находятся в системной взаимосвязи и оказывают большое влияние на формирование информационно-образовательной среды, такие как:
- принцип активного субъекта, в основе которого лежит активная преобразующая деятельность, где формируется одновременно и сам субъект.
- принцип рефлексивности, который является базовым механизмом регуляции и саморегуляции жизнедеятельности человека;
- принцип деятельности, согласно которому образование является активной целенаправленной деятельностью, побуждаемая и направляемая определёнными целями и мотивами;
- принцип интеграции компетентностного и личностно-ориентированного подходов к образованию;
- принцип релевантности организации учебного процесса, главная цель которого состоит в научном и методическом обеспечении образовательного процесса, ориентированного на результат высокого уровня личностного и профессионального развития выпускника и т.д. Так, напри-
мер, выпускник вуза должен обладать образностью (креативными возможностями), системностью (вычленять главное, причинно-следственные связи), ассоциативностью (рассматривать взаимосвязи) и вариативностью мышления, пространственным воображением, быть мобильным и пр.
При всём этом, решаются и информационнотехнические проблемы и психолого-педагогические условия, такие, как внедрение инновационных технологий, обеспечения высокого уровня информационной культуры субъектов образовательного процесса, их рефлексивной деятельности и пр. Особое внимание уделяется разработке новых учебно-методических комплексов, учитывающих большую самостоятельность студентов, дающих им возможность проявлять свою творческую активность.
Здесь важным учитывающим результатом будут специально подобранные психолого-педагогические технологии, направленные на минимизацию времени достижения студентами уровня образовательного ценза за счёт развития осознанной саморегуляции, смыслообразования, рефлексии. При том, что осознанная саморегуляция учебной деятельности непрерывно связана с личностным развитием и с субъектным становлением, с множеством личностных детерминант, с рефлексивными и мотивационными механизмами функционирования психики. В связи с этим, целесообразно развивать сложную структуру образовательной мотивации, обеспечивающую в совокупности образующих её мотивов надёжную детерминацию осознанной саморегуляции деятельности, личностного развития и субъектного становления студента [1].
Итак, можно подытожить нашу статью некоторыми выводами, обращаясь к объёмному коллективно-монографическому исследованию [2], выделяя его ключевые положения:
1) основной характеристикой информационнообразовательной среды является её эффективность;
2) важной составляющей эффективности среды является время нахождения в ней обучающегося до достижения им уровня образовательного ценза;
3) с целью достижения уровня среды её максимальной эффективности, процесс управления информационно-образовательной среды осуществляется на основе специальных психологопедагогических технологий, путём воздействия на продолжительность учебного процесса;
4) специальные психолого-педагогических технологии основаны на механизмах воздействия сокращения времени достижения соответствующего образовательного ценза путём развития осознанной саморегуляции, смыслообразовании, рефлексии (необходимо формировать полноценную структуру осознанной саморегуляции, неразрывно связанную с её мотивационными детерминантами);
5) базовыми принципами организации психологопедагогического процесса обучения в информационно-образовательной среде являются:
99
а) принцип активного субъекта;
б) принципы рефлексивности, мотивации, ценностно-смысловых ориентаций, осознанной саморегуляции и их взаимосвязи;
в) принцип деятельности;
г) принцип интеграции компетентностного и личностно-ориентированного подходов к образованию;
д) принцип релевантности организации психолого-педагогического процесса.
Информационно-образовательная среда вуза, построенная в соответствии с представленными
Литература:
1. Гасанова Р.Р. Мотивационные детерминанты осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов вуза : дисс... канд. психол. наук: 19.00.07. Нижний Новгород,
2010. 214 с.
2. Романов AM. «Концептуальные основания
управления информационно-образовательной
средой учебного заведения» / А.М. Романов, Е.М. Романова, Р.Р. Гасанова. Черноголовка:
2011.
принципами, структурными и функциональными характеристиками предоставляет психологам и педагогам широкий спектр возможностей для гибкой организации образовательного процесса, направленного на повышение эффективности образовательной среды вуза, чтобы предоставлять и расширять большую возможность самореализации личности студента в предельно сжатые сроки, т.е. до достижения им уровня соответствующего образовательного ценза. И это -принципиально новый подход к организации и управленческому процессу информационнообразовательной среды.
Literature:
1. Gasanova R.R. Motivational determinants of conscious self-regulation and professional work of students of higher school : dis ... cand. psychol. Sciences: 19.00.07. Nizhny Novgorod, 2010. 214 p.
2. Romanov A.M. Conceptual Foundations of management information and educational environment of the educational institution / A.M. Romanov, E.M. Romanova, R.R. Gasanova. Chernogolovka, 2011.
100