Научная статья на тему 'Аксиологические параметры информационнообразовательной среды современного вуза'

Аксиологические параметры информационнообразовательной среды современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬ НОСТЬ СТУДЕНТА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИН ФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Людмила Владимировна

В статье рассматривается взаимосвязь аксиологии и инноватики в современном высшем образовании. Раскрыта аксиологическая функция образования, которая заключается в обеспечении становления внутреннего мира личности, в определении возможных векторов развития и саморазвития личности. Определены аксиологические параметры информационно образовательной среды вуза: познавательная самостоятельность студентов, индивидуализированное обучение, интеграция информационных технологий в учебный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологические параметры информационнообразовательной среды современного вуза»

Рыбакова Л.В.

Оренбургский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

E-mail: ludarybakova@yandex.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье рассматривается взаимосвязь аксиологии и инноватики в современном высшем образовании. Раскрыта аксиологическая функция образования, которая заключается в обеспечении становления внутреннего мира личности, в определении возможных векторов развития и саморазвития личности. Определены аксиологические параметры информационно-образовательной среды вуза: познавательная самостоятельность студентов, индивидуализированное обучение, интеграция информационных технологий в учебный процесс вуза.

Ключевые слова: аксиология, аксиологические параметры, познавательная самостоятельность студента, индивидуализация обучения, информационные технологии, самореализация, информационно-образовательная среда.

Аксиологическая функция образования заключается в обеспечении становления внутреннего мира личности, в определении возможных векторов развития и саморазвития личности.

В настоящее время в теории и практике университетского обучения осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Актуальными задачами являются: активизации учебной работы студентов, развитие познавательной самостоятельности, реализации принципа активности в профессиональном самоопределении. Все это предполагает повышение уровня личностной активности не только обучающихся, но и преподавателей, рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель - студент», «студент - студенты» и др., организуемого в направлении достижения объединяющей их цели - формирования теоретического и практического мышления, развитие личности будущего специалиста, а также развития самого преподавателя. Активность личности в обучении будет обеспечена дидактически, если используются активные методы обучения, интенсивные методы обучения, проблемное обучение, активное обучение с использованием инновационных технологий. В своем исследовании мы опирались на труды Кирьяко-вой А.В.[1,2] и считаем принципиально значимым реализацию взаимосвязи аксиологии (ориентация на познание как ценность, фундаментальность знаний, научность мышле-

ния) и инноватики (использование информационных технологий, внедрение бакалавриата и магистратуры, использование новых программных образовательных продуктов) в высшем образовании.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, взаимосвязи методов, приемов и средств обучения. Процесс совершенствования педагогических технологий предусматривает использование информационно-коммуникационных технологий, применение методики модульного обучения, рекурсивного обучения, дистанционного обучения, обучение на основе индивидуальных образовательных маршрутов и программ. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, в своих силах. Мы полагаем, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Инновации в образовании, на наш взгляд, это использование новых, повышающих эффективность способов и средств подачи информации, методов обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности, повышение интереса студентов к новому материалу, внедрение новых видов контроля знаний обучающихся.

Мы достаточно активно используем средства, сконструированные на основе 1Т-техно-логий, а именно, электронные образовательные ресурсы, обучающие программы, энцик-

лопедии, средства тестирования. Изучаемые ресурсы постоянно изменяются, ими невозможно охватить все, поэтому одним из аксиологических параметров в информационнообразовательной среде является не только обучение студентов использованию программных средств, но и самостоятельное осваивание уже изученных средств более глубоко, а незнакомых - с нуля.

Под новым средством обучения мы понимаем «триаду»: учебный текст (или изображение), носитель информации на бумаге, слайде, дисках и аппарат, реализующий средство обучения (проектор, ЭВМ, электронные доски, периферийные устройства). Текст -носитель - аппарат является в настоящее время средством обучения для студентов. Возможности интеллектуальных обучающих систем практически не ограничены: диалог со студентами, построение модели их знаний и сравнение ее с эталоном, анализ действий студентов, подсказка, массовое обучение, конструирование уроков в стиле гипертекста, построение оболочек для персональной базы данных, презентаций и т.д. Гипертекстовый подход предполагает многоуровневые связи. Таким образом, объединение двух технологий построения учебного процесса - мультимедиа и гипертекста способствует формированию нового типа обучения - гипермедиального.

В инновационной среде обучения мы используем дидактические, методические, технологические, мотивационные факторы. Дидактические факторы: усиление целенаправленности (т.е. ориентация педагогических средств на конкретные занятия), рост информационной плотности (выбор учебного материала), логическое структурирование учебного материала и комплексирование, усиление обратной связи и мотивации, внедрение методов активного обучения, рационализация учебной деятельности, оценивание интенсивности обучения. Методические факторы: создание условий для индивидуального обучения, взаимообучение, усиление контроля усвоения знаний, использование проблемных и игровых ситуаций. Технологические факторы: отказ от текстового конспектирования, предоставление студентам опорных конспектов лекций, словарей и справочников, автоматизация представления информации путем

использования ЭВМ, учет и контроль знаний в системе автоматизированного контроля. Факторы обогащения содержания обучения: информационная емкость, сложность образовательных программ. Факторы мотивации обучения: организация дискуссий, сравнение, значимость, новизна материала, художественность и эмоциональность.

Активными методами и приемами обучения в нашем вузе являются следующие инновации:

- переход от информационной лекции к проблемной, визуализированной, парной (два преподавателя разных предметов ведут одну тему), лекции с запланированными ошибками, лекции - пресс-конференции;

- микрообучение (разделение учебного материала на быстротекущие отрезки с последующим многократным воспроизведением);

- модульная технология обучения (конспектирование, приемы запоминания цифр и слов, умение цитировать, тестировать, оптимизировать и т.д.);

- комплексирование занятий по тематическому знаку (первое информационное, второе - проблемное, третье - практическое, четвертое - закрепляющее, пятое - тестирование);

- деловая, профессиональная игра;

- проблемный метод обучения;

- оценивание достижений студентов методом рейтинга;

- организация программированного обучения.

Условия обучения в вузе требуют от студентов умения самостоятельной организации учебной деятельности, умения учиться. Важно сформировать у студентов целостную структуру деятельности учения во взаимосвязи всех составляющих ее компонентов. Это должно помогать им находить приемлемые способы организации всей системы учебных действий, обеспечивающих аффективное усвоение социального опыта. Умение учиться можно задавать как степень овладения способами усвоения этого опыта, а конкретное содержание этого умения раскрывается посредством выявления состава и структуры входящих в учебную деятельность студента действий и операций. Студент должен быть

включен в систему всех общественных отношений, а не воспитываться в социально стерильной учебной «пробирке», где осуществляется обмен информацией между преподавателем и студентом. Поэтому важно научить студентов осознавать роль самостоятельной деятельности в совершенствовании собственной личности.

В нашем вузе активизация познавательной самостоятельности студентов выражается через мотивацию и творческий подход.

Мотивацию продуктивной самостоятельной работы студентов можно представить следующими факторами:

- перенос акцента в учебно-воспитательном процессе на формирование у студента потребности осваивать новые знания и способности к самообучению как к факторам эффективной профессиональной деятельности;

- формирование у студентов психологии успеха (встречи с успешными выпускниками университета, известными в обществе людьми, обсуждение историй, рассказов о людях, которые добились успеха в жизни);

- включение студента в группу, работающую над престижным проектом;

- рейтинг студентов;

- выделение грантов, именных стипендий, премирование лучших студентов, вручение грамот, объявление благодарности за достижения и успехи;

- участие студентов в тестировании профессионального будущего;

- индивидуальный подход в процессе обучения.

Творческие задания способствуют совершенствованию процесса подготовки высококлассных специалистов, формированию самостоятельной творческой личности, способной к самореализации, самоопределению. Они помогают студентам критически осмысливать информацию, делать собственные выводы, аргументировать и отстаивать свою позицию. Самостоятельная работа выполняет воспитательную функцию, приучает будущего специалиста самостоятельно решать возникающие в их профессиональной деятельности проблемы, находить новые пути решения и нести за них ответственность. В результате вырабатывается самостоятельность как черта характера. Подобного рода задания направлены на

преобразование пассивного обучения в активный творческий процесс.

В качестве новых форм познавательной самостоятельности студентов мы используем обучающие игры и программы, кейсы, проекты, решение проблемных ситуаций, компьютерное тестирование, подготовку презентаций, SWOT -анализ, работу с Интернет-ресурсами и базами данных. В качестве электронных образовательных ресурсов мы используем электронные учебники, электронные учебно-методические комплексы (УМК), тьюторы, современные компьютеры. Применение электронных гипертекстовых учебников в учебном процессе повышает са-моорганизованность, ответственность, а также познавательную самостоятельность студентов, это дает стимул к самообучению и самообразованию. Коммуникационные средства позволяют организовать дистанционное обучение, проводить телеконференции, поиск информации в Internet, работать с электронной почтой, общаться в чатах и др. Имея свободный доступ к сети Internet из различных уголков страны, студенты могут самостоятельно изучить содержание какой-либо дисциплины, либо дополнить свой багаж знаний по изученным ранее дисциплинам. В частности, очень удобно использовать электронные гиперссылочные учебники студен-там-заочникам, участвовать в форумах на сайте университета, использовать личные сайты преподавателей, Интернет, Wi-Fi зоны, e-mail. Студенты самостоятельно осваивают программы MathCAD, MS Visio, Photoshop, Acrobat, Nero, Fine Reader и др., без которых не обойтись при написании научных, конкурсных, курсовых и дипломных работ, они необходимы будущему специалисту любой профессиональной сферы.

Познавательная самостоятельность студентов в дидактической компьютерной среде возможна в двух формах: как автономная и как кооперативная. В автономной познавательной деятельности студент сам выбирает стратегию поиска решения, сам ищет необходимую информацию, сам выбирает и оценивает рациональность вариантов решения. Кооперативная деятельность с распределением ролей может иметь высокий уровень самостоятельности при условии, что четко разграни-

чены стадии совместной и индивидуальной деятельности. Информационно-образовательная среда создает условия и для автономной, и для индивидуально-кооперативной, и для совместной деятельности. В познавательной самостоятельности формируется отношение студента к дисциплине, к системе и среде, к себе самому как пользователю компьютерным инструментарием и создателю продуктов интеллектуальной деятельности - то, что принято называть саморазвитием в информационно-образовательной среде.

Для саморазвития личности в информационно-образовательной среде вуза мы используем активные методы обучения, интенсивные методы обучения, проблемное обучение, активное обучение. Компьютер, выступая в функции средства реализации целей человека, не подменяет процессов творчества, а используется для учебного имитационного моделирования, именно в этой функции применение компьютера наиболее перспективно, с его помощью создается такая обучающая среда, которая способствует порождению мышления учащегося. В этой среде индивидуализация является аксиологическим параметром информационно-образовательной среды вуза. Мы применяем разные формы индивидуализированного обучения: дифференцированное обучение, открытое, программированное, дистанционное, автоматизированное, модульное.

Еще одним аксиологическим параметром информационно-образовательной среды современного вуза являются информационные технологии, которые открывают реальные перспективы для системы образования, а именно:

- широкое внедрение средств информационных технологий для наглядного, динамичного представления учебной информации с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам; обеспечение свободы выбора методики, стиля и средств обучения для раскрытия и выявления творческих индивидуальных способностей студентов;

- создание научно-методической обоснованной системы базового образования на основе новых информационных технологий.

Компьютер, выступая в функции средства реализации целей человека, не подменя-

ет процессов творчества, а используется для учебного имитационного моделирования, задающего режим «интеллектуальной игры», хотя бесспорно, что именно в этой функции применение компьютера наиболее перспективно, с его помощью создается такая обучающая среда, которая способствует порождению мышления студента.

Интеграция информационных технологий в учебный процесс вуза способствует развитию креативного фактора мыслительных способностей обучающегося благодаря, во-первых, реорганизации процесса познания, в ходе которого обучаемый становится созидателем, во-вторых, тому, что учебный материал становится средством достижения созидательной цели.

Саморазвивающая деятельность в компьютерной среде (саморазвитие) неотделима от гностической (когнитивной) и коммуникативной, она выделяется и рассматривается как самостоятельное направление при анализе только потому, что оно имеет иные механизмы регуляции, свою систему ценностей и целей, реализуется не в действиях студента с учебным материалом, а во взаимодействии с «Я» и другими субъектами через компьютерные программы.

Самообразовательная деятельность студента является одним из условий самореализации. По мнению Шелкуновой О.В.[3] самореализация студентов будет плодотворна во взаимодействии с информационно-образовательной средой, где они эмоционально переживают содержание получаемых знаний. Под самореализацией студента в учебном процессе мы понимаем стремление к самопознанию, самопроявлению, самоудовлетворению, реализацию собственного потенциала в активной творческой деятельности, создание значимых отношений с другими. Самореализация в информационно-образовательной среде - эта выработка внутреннего образа компьютера, своего отношения к информационным процессам, то есть переход на позицию субъекта (субъективация в дидактической системе). Это развитие нового качества личности - переход от «компьютерной грамотности» к информационной культуре, осознание отношения к себе как субъекту, использующему компьютер для достижения поставленных целей.

Мы считаем, что самореализация студента в информационно-образовательной среде вуза характеризуется тем, что, продвигаясь в развитии, студент проходит по индивидуальной учебной траектории, имеющей свою собственную логику, может противостоять и нейтрализовать, а также преобразовать действия внешних обстоятельств в соответствии с выбранным направлением. Самореализация студентов в информационно-образовательной среде - это не стремление влиять на сознание и волю других, а, скорее, желание опереться на значимых других для проявления своего «Я», тогда внешние проявле-

ния самореализации будут проходить через активную деятельность, творчество. Именно творческая самореализация позволяет оценивать личностный рост субъекта и оказывать ему реальную поддержку на этом пути. Только активная познавательная деятельность способствует проявлениям самореализации, связанной с самопознанием своего ценностного содержания, творческим самоосуществле-нием, с выделением, проектированием личностно-значимых смыслов, определяющих направленность профессионального и жизненного пути.

11.01.2011

Список литературы:

1. Кирьякова, А.В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании / А.В.Кирьякова // Высшее образование в России. - 2007. - №12. - с. 59-64.

2. Кирьякова, А.В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении : учеб. пособие / А. В. Кирьякова, Г. А. Мелекесов; М-во образования РФ, ОГУ. - М.: Компания Спутник, 2004. - 104 с.

3. Шелкунова, О.В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Шелкунова. - Иркутск, 2005.

Сведения об авторе: Рыбакова Людмила Владимировна, старший преподаватель кафедры экономической информатики и математики Оренбургского филиала Российского государственного

торгово-экономического университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. 89123438658, е-таіі: ludarybakova@yandex.ru

UDC 378 Rybakova L.V.

AXIOLOGICAL PARAMETERS OF INFORMATIONAL-EDUCATIONAL SPHERE OF MODERN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

In the article the interrelation of axiology and innovation in modern higher education is considered. The axiolog-ical function of education which consist in person’s inner world formation, in finding the possible directions of development and self-development. The axiological parameters of the university information-educational environment, such as students’ cognitive independence, the individualized training, the integration of information technologies into university educational process.

Key words: axiology, axiological parameters, students’ cognitive independence, training individualization, information technology, self-realization, information-educational environment.

Bibliography:

1. Kiriyakova, A. V. Interaction of axiology and innovation in the university education / A.V. Kiriyakova //Higher education in Russia. -2007. - №12. - with. 59-64.

2. Kiriyakova, A. V. Pedagogical axiology and innovative processes in the training: the grant / A. V.Kiriyakova, G.A.Melekesov; Min obrazovanija the Russian Federation, OGU. - M: the Company the Companion, 2004. - with. 104

3. Shelkunova, O.V. Creative self-realization of students in the training process of the high school [Text]: dis. ... can. of ped. sciences: 13.00.01 / O.V.Shelkunova. - Irkutsk, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.