Научная статья на тему 'Мысли о модернизации образовательного пространства, среды вуза и времени'

Мысли о модернизации образовательного пространства, среды вуза и времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / образовательное пространство / образовательный ценз / обучающийся / время / образование / развитие общества / информация / изменение / саморегуляция / educational environment / educational space / educational qualification / student / time / education / devel-opment of society / information / change / learning / self-control

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Рената Рауфовна, Романов Александр Михайлович

В статье разворачиваются новые взгляды к пониманию образовательного пространства, образовательной среды вуза, методов повышения эффективности и темпов достижения уровней образовательных цензов обучающимися. По результатам комплексных исследований делаются следующие выводы: информационно-образовательная среда является субъектом образовательной деятельности, а показателем эффективности информационно-образовательной среды стало время достижения обучающимся официального образовательного ценза; создав в среде специальные психолого-педагогические условия и применив разработанные рефлексивные механизмы деятельности и механизмы, связанные с процессами рефлексии и смыслообразования, а также средства формирования полноценной структуры осознанной саморегуляции обучающихся, можно интенсифицировать образовательный процесс и сократить время нахождения обучающегося в нормированном образовательном пространстве; при настоящем уровне развития общества нормированное образовательное пространство применительно к вызовам XXI в. под давлением изменившейся информационно-образовательной среды нуждается в кардинальном изменении. В этой связи актуальность обусловлена тем, что необходимо сократить время для подготовки квалифицированных специалистов, повысив интенсивность учебного труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THOUGHTS ABOUT MODERNIZATION OF EDUCATIONAL SPACE, UNIVERSITY ENVIRONMENT AND THE TIME

The article highlights the new insights to understanding of educational space, educational environment of higher schools, methods of improving the efficiency and tempo of reaching the standards of educational qualifications of students. As a result of the comprehensive research it has been concluded that: Informational-educational environment is the subject of educational activities, and indicator of the effectiveness of informational and educational environment is the time of achieving by students the official educational stand-ards; By creating special psycho-pedagogical conditions and using the elaborated reflexive mechanisms of activities and the mechanisms associated with the processes of reflection and meaning-formation as well as mechanisms of building-up a full structure of conscious self-regulation of students, it is possible to intensify the educational process and reduce the time spent by students within the normed educational space; At the present level of development of society, in the context of the challenges of the twenty-first century, un-der the pressure of the changed educational environ-ment, the normed educational space needs a radical change. In this regard, the topicality is due to the fact that it is necessary to reduce the time for training qualified spe-cialists by intensifying academic work.

Текст научной работы на тему «Мысли о модернизации образовательного пространства, среды вуза и времени»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 37

ГАСАНОВА Рената Рауфовна,

кандидат психологических наук

РОМАНОВ Александр Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор

МЫСЛИ О МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, СРЕДЫ ВУЗА И ВРЕМЕНИ

В статье разворачиваются новые взгляды к пониманию образовательного пространства, образовательной среды вуза, методов повышения эффективности и темпов достижения уровней образовательных цензов обучающимися.

По результатам комплексных исследований делаются следующие выводы:

- информационно-образовательная среда является субъектом образовательной деятельности, а показателем эффективности информационно-образовательной среды стало время достижения обучающимся официального образовательного ценза;

- создав в среде специальные психологопедагогические условия и применив разработанные рефлексивные механизмы деятельности и механизмы, связанные с процессами рефлексии и смыслообразования, а также средства формирования полноценной структуры осознанной саморегуляции обучающихся, можно интенсифицировать образовательный процесс и сократить время нахождения обучающегося в нормированном образовательном пространстве;

- при настоящем уровне развития общества нормированное образовательное пространство применительно к вызовам XXI в. под давлением изменившейся информационно-образовательной среды нуждается в кардинальном изменении.

В этой связи актуальность обусловлена тем, что необходимо сократить время для подготовки квалифицированных специалистов, повысив интенсивность учебного труда.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, образовательный ценз, обучающийся, время, образование, развитие общества, информация, изменение, саморегуляция.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -252-254

GASANOVA Renata Raufovna, Candidate of Psychological Sciences

ROMANOV Alexander Mikhailovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

THOUGHTS ABOUT MODERNIZATION OF EDUCATIONAL SPACE, UNIVERSITY ENVIRONMENT AND THE TIME

The article highlights the new insights to understanding of educational space, educational environment of higher schools, methods of improving the efficiency and tempo of reaching the standards of educational qualifications of students.

As a result of the comprehensive research it has been concluded that:

- Informational-educational environment is the subject of educational activities, and indicator of the effectiveness of informational and educational environment is the time of achieving by students the official educational standards;

- By creating special psycho-pedagogical conditions and using the elaborated reflexive mechanisms of activities and the mechanisms associated with the processes of reflection and meaning-formation as well as mechanisms of building-up a full structure of conscious self-regulation of students, it is possible to intensify the educational process and reduce the time spent by students within the normed educational space;

- At the present level of development of society, in the context of the challenges of the twenty-first century, under the pressure of the changed educational environment, the normed educational space needs a radical change.

In this regard, the topicality is due to the fact that it is necessary to reduce the time for training qualified specialists by intensifying academic work.

Key words: educational environment, educational space, educational qualification, student, time, education, development of society, information, change, learning, selfcontrol.

По сути, все развитие современной цивилизации - это постоянное увеличение динамичности времени, совершенствование способов его использования.

Д.И. Фельдштейн

Важной задачей системы образования в новых условиях является повсеместное внедрение последних научных достижений педагогической науки, направленных на интенсификацию обучения, позволяющих ускорять достижение уровней требований установленных образовательных цензов. Для этого необходимо новое осмысление базовых представлений об образовательной среде в ее современном облике, то есть среде информационно-образовательной, ее развитии и решающем влиянии на достижение целей образования [5]. В этой связи, актуальность такого подхода обусловлена тем, что необходимо сократить время для подготовки квалифицированных специалистов, повысив интенсивность учебного труда.

Время человека в системной целостности является особым феноменом, вбирающим в себя историческую, социальную, физическую, биологическую, психологическую составляющие. Важнейшим моментом в функционировании времени человека является отношение к нему людей, полагающее потребность в его организации, как на общественном, так и на индивидуальном уровне, необходимость такой организации и способность к ней. В данном случае встает проблема структурирования как времени, так и пространства образования человека [6].

Становится очевидным необходимость четкого осмысления тенденций прогрессивного развития общества, человека, образовательной среды.

- 252 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

По мнению В.С. Аванесова, модернизация - это приведение сферы образования к современным требованиям личности, граждан, общества и государства. Она достигается посредством создания современной электронной учебной среды, умелого сочетания прежних и новых технологичных форм, активизации самостоятельного изучения интересующих учебных дисциплин в доступном для личности объеме [1].

В своих работах А.М. Романов неоднократно подчеркивает, что современная образовательная среда высшего учебного заведения трансформировалась в среду информационнообразовательную, то есть в инфраструктурное и психодидактическое содержание образовательного пространства, функционирующее в рамках государственных образовательных стандартов, созданное интегрированным комплексом средств, инструментов, устройств, носителей и проводников знаний, а также обучающихся, связанных функциональными многосторонними взаимосвязями. Взаимодействие между субъектами обучения (студентами, слушателями и преподавателями, консультантами и т.д.) обеспечивается такими комплексами средств, инструментами, устройствами, как компьютеры, средства телекоммуникации, Интернета, программные, видео-, аудио-, проекционные средства, установленные в аудиториях и других помещениях, контрольно-измерительные инструменты (тесты), образующие единство уровня и качества образовательного процесса, независимо от места пребывания обучающегося [2].

Информационно-образовательная среда неразрывно связана с образовательным нормированным пространством, где ее основная миссия является достижением целей образования. И если считать, что образовательная среда субъектна, то объектом считается время достижения обучающимся уровня соответствующего образовательного ценза [3].

Д.И. Фельдштейн в статье «Проблемы психолого-педагогических наук в пространственновременной ситуации XXI в.» также выделяет время и пространство потому, что они объективно являются значимыми факторами в организации жизнедеятельности человека, когда речь идет о степени и характере насыщенности времени, его естественно осуществляемых и целенаправленно структурируемых ритмах в пространствах функционирования человека, и что приобретает особый смысл при понимании структуры и содержания всей вертикали онтогенеза, то есть осмыслении пространственно-временного континуума организации образования [6].

В частности, реляционная типологическая концепция, предложенная С.В. Мейеном, рассматривает время как основной параметр образовательного пространства, в котором время выступает как изменчивость индивидов, регистрируемая по положению объектов в пространстве, их состояниям или признакам [7]. Вполне допустимо и оправданно, что именно время становится основным критерием эффективности образовательного пространства, если приобретение новых знаний, умений и компетенций рассматривается как изменение признаков и состояний среды.

Полезность информационно-образовательной среды необходимым для формирования знаний, умений и компетенций индивида определяется периодом, в ней находящимся. Чем меньше времени находится в информационно-образовательной среде отдельный индивид до достижения им уровня соответствующего образовательного ценза, тем больше ее «пропускная способность» и эффективность. Предметом здесь будут являться педагогические механизмы и средства, воздействующие на время достижения обучающимся уровня образовательного ценза. Таким образом, время достижения образовательного ценза становится основным параметром воздействия на него педагогическими механизмами и средствами, которое одновременно служит критерием оценки информационно-образовательной среды.

В таком случае появляется задача необходимости создания педагогических механизмов и средств, действующих в среде, которые позволили бы сократить временной период достижения обучающимся уровня образовательного ценза. Например, по мнению В.С. Аванесова, предстоит концентрация усилий на разработку новых образовательных технологий, включающих систему педагогически обоснованных, кратко написанных учебных текстов и систему технологичных заданий возрастающей трудности к ним, позволяющих каждому учащемуся добиваться больших результатов в усвоении учебных материалов за меньшее время [1].

В результате комплексных исследований были разработаны и апробированы рефлексивные механизмы деятельности и механизмы, связанные с процессами рефлексии и смыслообразования, обеспечивающие их формирование и повышающие образовательную мотивацию обучающихся, трансформируя ее в мотивацию смыслообразующую, а также психологопедагогические средства «формирования полноценной структуры осознанной саморегуляции, неразрывно связанной с ее мотивационными детерминантами» [4]. Все это позволяет сократить время для достижения обучающимся уровней образовательного ценза.

Итак, мы резюмируем:

1) информационно-образовательная среда является субъектом образовательной деятельности, а показателем эффективности информационно-образовательной среды стало время достижения обучающимся официального образовательного ценза;

- 253 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

2) создав в среде специальные психолого-педагогические условия и применив разработанные рефлексивные механизмы деятельности и механизмы, связанные с процессами рефлексии и смыслообразования, а также средства формирования полноценной структуры осознанной саморегуляции обучающихся, можно интенсифицировать образовательный процесс и сократить время нахождения обучающегося в нормированном образовательном пространстве;

3) при настоящем уровне развития общества нормированное образовательное пространство применительно к вызовам XXI в. под давлением изменившейся информационнообразовательной среды нуждается в кардинальном изменении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Аванесов В.С. Основные направления модернизации образования. URL: http ://obrazovanie.viperson. ru/wind .php?I D=425098

2. Романов А.М. Психологические условия формирования смыслообразующей мотивации студентов вуза в информационно-образовательной среде. - М.: Элит, 2009. - 344 с.

3. Романов А.М. Размышления об образовательном пространстве, среде, времени, их единстве и изменении. - М.,

2009. - 13 с.

4. Романов А.М., Романова Е.А., Гасанова Р.Р Ценности и смыслы личностного и профессионального развития обучающихся: монография / Под ред. А.М. Романова. - М.: Институт научной информации и мониторинга РАО,

2010. - 208 с.

5. Теория развивающего образования в дискурсе психодидактических образовательных систем / Под ред. В.Е.Усанова. - М.: ИНИМ РАО, 2010. - С. 49.

6. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI в. Современное образование. - М.: URSS, 2013. - С. 9-33.

7. Шаров А.А. Анализ типологической концепции времени С.В. Мейна. Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. Часть 1. Междисциплинарное исследование. - М., 1996. - С. 96-111.

REFERENCES

1. Avanesov V.S. The Main directions of modernization of education [Osnovnye napravleniya modernizatsii obrazovaniya]. Available at: http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=425098

2. Romanov A.M. Psychological conditions of formation of the semantic motivation of students in educational environment [Psikhologicheskie usloviya formirovaniya smysloobrazuyushchey motivatsii studentov vuza v informatsionno-obrazovatel'noy srede]. Moscow: Elites, 2009. 344 p.

3. Romanov A.M. Reflections on the educational space, environment, time, their unity and change [Razmyshleniya ob obrazovatel'nom prostranstve, srede, vremeni, ikh edinstve i izmenenii]. Moscow. 2009. 13 p.

4. 4 Romanov A.M., Romanova E.A., Gasanova R.R. The values and meanings of personal and professional development of students [Tsennosti i smysly lichnostnogo i professional'nogo razvitiya obuchayushchikhsya]. Monograph. Edited by A.M. Romanov. Moscow: Institute of scientific information and monitoring RAO, 2010. 208 p.

5. The theory of developmental education in the discourse psychodidactic educational systems [Teoriya razvivayushchego obrazovaniya v diskurse psikhodidakticheskikh obrazovatel'nykh sistem]. Ed. by V.E. Usanova. Moscow: the BODY RAO, 2010. P. 49.

6. Feldstein D.I. Problems of psychological and pedagogical Sciences in the spatial-temporal situation of the twenty-first century of Modern education [Problemy psikhologo-pedagogicheskikh nauk v prostranstvenno-vremennoy situatsii XXI v.]. Moscow: URSS, 2013. P. 9-33.

7. SharovA.A. Analysis of the typological concept of time S. V. Mein. Constructions of time in natural science: towards the understanding of the phenomenon of time [Analiz tipologicheskoy kontseptsii vremeni S.V. Meyn. Konstruktsii vremeni v estestvoznanii: na puti k ponimaniyu fenomena vremeni.]. Part 1. Interdisciplinary study. Moscow., 1996. P. 96-111.

Информация об авторе Information about the author

Гасанова Рената Рауфовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»,

Москва, Россия renata_g@bk.ru

Романов Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор,

Москва, Россия

Получена: 21.08.2015

Gasanova Renata Raufovna, Candidate of Psychological Sciences, Senior researcher, FSBI Institute of Management Education of the Russian Academy of Education»,

Moscow, Russia renata_g@bk.ru

Romanov Alexander Mikhailovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Moscow, Russia

Received: 21.08.2015

254 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.