УДК 159
Гасанова Рената Рауфовна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник. Институт управления образованием Российской академии образования [email protected]
Стрессовые ситуации
СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Renata R. Gasanova
candidate of psychological sciences, senior research associate.
Institute of management of formation of the Russian Academy of Education [email protected]
Stressful situations in
THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL
Аннотация. В статье проводится анализ стрессовых ситуаций студентов в процессе обучения в вузе. Так как учебная деятельность располагает многообразными ситуациями стрессового характера, которая требует от студента активизации всех компонентов психики и мобилизации внутренних ресурсов организма, то предлагается минимизировать стрессовые ситуации в процессе обучения за счёт обеспечения формирования эмоционально-волевой устойчивости во взаимосвязи с одновременным формированием адекватной структуры образовательной мотивации. Поиск эффективных психолого-педагогических технологий и методических средств, инструментов воспитания воли и формирования эмоционально-волевой устойчивости обучающихся приводит нас к коучингу, специфика занятий которого сосредотачиваются на целенаправленную активизацию когнитивной, регулятивной и коммуникативной подсистем психики.
Ключевые слова: стресс, стрессовые ситуации, саморегуляция, психолого-педагогические условия, средства, методы, образовательная среда, вуз.
Annotation. The article is set analysis of stress of students in the learning process at the university. Since learning activity has diverse situations of stress nature, which requires the student activation of all components of the psyche and the mobilization of domestic resources of the organism, it is proposed to minimize stressful situations in the learning process by ensuring the formation of emotional and volitional stability in conjunction with the simultaneous formation of an adequate educational structure of motivation. The search for effective psychological and pedagogical techniques and teaching methods, tools education of the will and the formation of emotional and volitional stability of students leads us to coaching, the specific activities that focus on targeted intensification of cognitive, regulatory and communication subsystems psyche.
Keywords: stress, stressful situations, self-
regulation, psychological and pedagogical conditions, means, methods, educational environment, high school.
Учебная деятельность студентов в современных образовательных условиях характеризуется потенциальной возможностью возникновения разнообразных стрессовых ситуаций, находящихся в пространстве вуза и по отношению к нему социальном среде. Основными стрессорами для студентов на данном этапе являются:
- страх перед будущим;
- проблемы личностного плана;
- большая учебная нагрузка;
- неумение правильно организовать свой режим дня и т.д.
При этом, стресс у студентов выражается в плохом настроении, страхе, тревоге, спешке и ощущении постоянной нехватки времени, в повы-
шенной отвлекаемости и низкой концентрацией внимания, а вследствие и работоспособности, потере уверенности, повышенной утомляемости, снижение самооценки, в ощущении беспомощности и невозможности справиться с проблемами. Что касается экзаменационной сессии (пиковых студенческих стрессов), то на личность студента обрушивается ещё ряд неблагоприятных факторов такие как:
- интенсивная интеллектуальная деятельность;
- нарушение привычного жизненного цикла;
- увеличенная статическая нагрузка при ограниченной двигательной активности;
- выраженные эмоциональные переживания;
- повышенная мобилизация волевых функций и пр.
212
Период сессии - явный стрессор, являющийся основным психотравмирующим фактором, который ведёт к нарушению, как психологического плана, так и вызывает негативные последствия в регуляции физиологических функций организма [2].
Так как учебная деятельность располагает многообразными ситуациями стрессового характера, которая требует от студента активизации всех компонентов психики и мобилизации внутренних ресурсов организма, мы можем ему предложить минимизацию стресса в процессе обучения за счет обеспечения формирования эмоциональноволевой устойчивости во взаимосвязи с одновременным формированием адекватной структуры образовательной мотивации [1]. При этом, необходимо решить задачи по подбору и разработки инструментальных средств для воздействия на рефлексивные и мотивационные детерминанты осознанной саморегуляции. Поиск эффективных психолого-педагогических технологий и методических средств, инструментов воспитания воли и формирования эмоциональноволевой устойчивости обучающихся приводит нас к такому направлению как коучинг.
Краткий Оксфордский словарь английского языка предлагает следующее определение глагола «coach» - «тренировать, учить, направлять, подсказывать, снабжать фактами». Коуч помогает клиенту лучше управлять временем, организовываться, достигать цели, завершать начатые проекты [3].
Первое использование слова «coach» было зафиксировано около 1830 году в Оксфордском университете для обозначения тренера, инструктора. «Коучем» на сленге стали именовать человека, помогающего студенту готовиться к экзамену. Слово «коучинг» получило дословное значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть» («Coach», Online Etymology Dictionary). В технологии коучинга предлагаются нестандартные, интегративные подходы к преодолению барьеров (раскрытия внутреннего потенциала) и сопротивления изменениям, которые позволяют дифференцированно использовать многие известные методы психологических и педагогических вмешательств, а также комбинировать их для достижения наилучших результатов. Разработанные коучинговые методы могут быть направлены на обучение саморегуляции поведения и эмоциональных состояний первокурсников.
Кроме того, заслуживают внимания также методы формирования эмоционально-волевой устойчивости студентов путём организованной деятельности в процессе целенаправленного развития индивидуально-личностной сферы обучающихся, в том числе: беседы, практические занятия, психологические упражнения, игры и тренинги.
Параллельно решается теоретическая задача по: целесообразности обучения приёмам и навыкам
регуляции собственных психических состояний и развитию субъектное™ и мотивационной компетентности в целях профилактики негативных изменений учебной мотивации, возникающих под влиянием экзаменационного стресса [1].
Тренинги можно проводить в качестве элементов учебных занятий в виде отдельного психологического курса. Для формирования эмоционально-волевой устойчивости необходимо хорошо понимать свои эмоционально-волевые особенности, ясно представлять личные цели, тренировать способность управлять собой в стрессовых ситуациях.
Исследуя механизмы саморегуляции человека в процессе тренинг-консультирования (коучинга), важным сущностным аспектом является психическое состояние личности, проявляющееся в субъективном переживании и стремлении осознавать самого себя. Предстоит разработать задачи и сценарии развивающих занятий для групповой работы студентов, в процессе которых применяется специализированный комплекс условий, позволяющий студентам отрабатывать различные приёмы саморегуляции, повышать свою рефлексивность, оптимизировать структуру общей и познавательной мотивации. Для повышения образовательной мотивации в ходе обучения используются задачи и ситуации по личностному развитию и субъектному становлению.
Условиями, способствующими формированию у обучающихся структуры осознанной саморегуляции учебной деятельности, являются принципы организации групповых занятий с взаимным комментированием высказываний друг друга под руководством преподавателя (коуча).
В ходе занятий преподаватель (коуч) создаёт условия, способствующие овладению обобщёнными способами осознанной саморегуляции учебной деятельности. Применяются специальные упражнения и тренинговые занятия, направленные на профилактику негативных изменений учебной мотивации студентов, возникших под влиянием экзаменационного стресса.
Приёмы саморегуляции эмоциональных состояний и поведенческих реакций могут обеспечить:
- сохранение невозмутимости, невзирая на обстоятельства, внутреннее «отстранение» от источников беспокойства;
- обучению быстрому «сбрасыванию» возникшего напряжения;
- управление своим поведением в более далекой жизненной перспективе: ставить цели, определять свои жизненные приоритеты и т.п.
В целом планируемые занятия сосредоточены на целенаправленную активизацию когнитивной, регулятивной и коммуникатавной подсистем психики.
213
Литература:
1. Гасанова Р.Р. Мотивационные детерминанты осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов вуза : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Нижний Новгород, 2010. 214 с.
2. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. СПб. : Питер, 2012. 256 с.
3. Hamilton Jeff. 26 Benefits of Adult ADHD Coaching Psychology Today (6 January 2011).
Literature:
1. Gasanova R.R. Motivational determinants of conscious self-teaching and professional work of students of high school : dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.07. Nizhny Novgorod, 2010. 214 p.
2. Shcherbatykh Yu.V. Psychology of stress and methods of correction. 2-nd ed. SPb. : Peter, 2012. 256 p.
3. Hamilton Jeff. 26 Benefits of Adult ADHD Coaching Psychology Today (6 January 2011).
214