Научная статья на тему 'Система открытого образования и его риски в условиях глобализации'

Система открытого образования и его риски в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНСОЛИДИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / OPEN EDUCATION / GLOBALIZATION / A CONSOLIDATED EDUCATIONAL SPACE / AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Екатерина Александровна, Гасанова Рената Рауфовна

Статья посвящена анализу построения системы открытого образования в условиях глобализации. Показано содержание взглядов ряда ученых на стоящие проблемы открытого образования, консолидированного образовательного пространства, образовательной среды, его риски и решения выхода из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of open education and its risks in conditions of globalization

The article is devoted to the analysis of the construction of the system of open education in the conditions of globalization. The content of a number of views of scientists on the standing problems of open education, the consolidated educational space, the educational environment, its risks and the solutions to the withdrawal from them is shown.

Текст научной работы на тему «Система открытого образования и его риски в условиях глобализации»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №3

СИСТЕМА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РИСКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Е. А. Романова, Р. Р. Гасанова

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

Статья посвящена анализу построения системы открытого образования в условиях глобализации. Показано содержание взглядов ряда ученых на стоящие проблемы открытого образования, консолидированного образовательного пространства, образовательной среды, его риски и решения выхода из них.

Ключевые слова: открытое образование, глобализация, консолидированное образовательное пространство, образовательная среда, обучающиеся.

В современном мире традиционная форма образования перестала удовлетворять возросшие потребности населения, и в связи с этим получила развитие новая форма в виде открытого образования, основу которого составила интенсивная, целенаправленная, самостоятельная работа обучаемого . Руководствуясь приказом № 2 от 09.01 .2014 г. Министерства образования и науки РФ "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" [1], обучающиеся пользуются правом выбора образовательных услуг и способом взаимодействия Опираясь на свободный доступ к информации, оперативную связь, а также удобство в распределении времени, открытое образование становится все более актуальным ещё и из-за гетерогенности (разнообразия) создаваемых условий и личностно-ориентированных программ обучения Постоянно разрабатываемые новые платформы и методы упрощают систему доступа к образованию Оно становится не просто необходимостью в ситуации глобализации, но и единственным способом обеспечения непрерывности обучения в течение всей жизни, т е за счет внедрения современных технологий дает возможность расширить профессиональные знания, получить дополнительные навыки, а также саморазвиваться без отрыва от профессиональной деятельности . В одних случаях открытость образования предполагает возможность постоянного взаимодействия образовательной системы с окружающей средой, в других - взаимодействие человека с культурной средой . Безусловно, открытость подразумевает расширение

имеющихся границ, что в свою очередь является развитием как самой образовательной системы, так и субъектов, находящихся в ней .

Отсюда отчётливо проявляются тенденции развития российской педагогики в сторону увеличения освоения новых технологий и разработок педагогических концепций открытого образования, направленных на обучение в любом возрасте, без привязанности к конкретному месту обучения и определённому времени посещения учебных занятий . Позиционирование обучения в течение всей жизни открывает исследователям новые возможности для создания условий и средств реализации нужд всех потребителей образовательных услуг

Анализируя работы, посвящённые исследованиям в области открытого образования, важно отметить, что авторы не придерживаются единого понимания сущности открытого образования . Однако В . П . Тихомировым наиболее чётко предлагается формулировка того, что открытое образование это "система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем" [2]. Во многих трудах встречается понимание открытого образования как создание условий для реализации дистанционного процесса обучения (А . М . Романов, Ю . А . Рубин и др .) .

Основные современные направления развития открытого образования лежат в области проектирования образовательной среды, создания единого международного образовательного пространства, возникновения понятия консолидированного образовательного пространства. "Вопросы консолидированного образовательного пространства актуализируются в рамках развития содружества стран БРИКС и связанной с этим процессом синхронизации социально-экономического развития <...>. При этом развитие консолидированного образовательного пространства строится на идеях мультикультурного взаимодействия сложившихся социально-педагогических систем" [3: 33].

Создавая какую-либо педагогическую концепцию или модель, мы должны помнить о необходимости обеспечения обучающихся всем комплектом знаний по работе в предложенной системе, т е не только знаниями, умениями, навыками, но также и условиями для самостоятельного поиска, выбора, управления обучением Иначе говоря, пользуясь терминами компетентностного подхода - необходимо формировать профессиональные, социальные и личностные компетенции Таким образом, внедрение открытого образования в традиционную образовательную систему должно основываться на грамотном формулировании основных принципов и образовательных законов, которые

в своей чёткой и слаженной структуре могли бы обеспечить продуктивную работу всей образовательной системы

Информационные технологии проникают массово как в высшее, так и в среднее образование, о чем свидетельствует создание Московской электронной школы [4], что в итоге должно привести к созданию равных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями Однако координирование пользования информационными ресурсами, а также открытого доступа к информации, по-видимому, будут обеспечивать сами педагоги, что требует особой их подготовки Альтернативным вариантом является внедрение все более актуальной позиции тьютора в школьную образовательную среду Исследуя современные работы в области тьюторства, можно привести наиболее ин-тегративное определение тьютора как "педагога, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы" [5: 75]. В сравнении со средним, высшее образование уже давно воплощает идеи открытости через постоянное обновление информационных технологий, начиная с разработок дистанционных платформ и перехода к вебинарам, МООКам и пр Притом качество подобного образования зависит не только от профессиональной компетентности преподавателя (хотя и здесь ему приходится продумывать, как сжать свою лекцию в 20 минут записанного видео и при этом обеспечить обучаемых "полным пакетом знаний»), но и от качества самой информационной платформы, т е её усовершенствования

Основным препятствием на пути к эффективному функционированию открытого образования является тотальное информационное насыщение, которое в определенный момент препятствует восприятию новой информации В данное время мир, в котором мы живём, невозможно представить без информационных систем и технологических средств коммуникации Однако увеличение информации, происходящее в ускоренном темпе, создаёт ситуацию хаоса и неопределённости для пользователей Сейчас, чтобы обучающемуся получить информацию, он использует сеть Интернет и находит там сверх того, что ему нужно, при этом часто эта информация не отвечает запрашиваемым им требованиям Открытый доступ к всевозможным информационным источникам и большие неструктурированные его объёмы не всегда способствуют получению релевантной информации, и вследствие этого не могут быть правильно отрефлексированы учащимся Именно поэтому в педагогике возникла необходимость обучения поиску информации, а также создание такой педагогической системы, модели, службы, которая бы помогала учащимся находить и отбирать, использовать и анализировать востребованную информацию, предоставленную в открытом доступе

Современные педагогические исследования всё больше направлены в сторону изучения оснований построения инновационных схем преподавания . Так, рассматривая задачи новой школы, В . П . Лебедева выделяет "создание целостной системы духовно-ценностного образования" [6], как важнейшего условия развития новой школы . Стоит отметить, что труды по проектированию образовательной среды в открытом образовании не обходятся без учёта ценностной составляющей . Например, в работах А . М . Романова предлагается выделять такие категории, как формирование смыслообразующей мотивации и осознанной саморегуляции, которые обеспечивают полное включение субъекта в процесс образования на основе сформированных смыслов [7].

Другим инновационным компонентом в построении открытого образования являются интерактивные методы и технологии обучения, частое применение которых, например, дискуссий, дебатов, игры позволяют раскрыть возможности и потенциал обучающихся Существуют исследования, показывающие, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, в то время как в дискуссионном обучении - 75 %, а в деловой игре - около 90 % [8]. Подобные методы и технологии создают условия ориентации в мире информации, критически помогают осмысливать её; успешно работать в сотрудничестве, учиться взаимодействовать и договариваться, общаться и уважать принятые решения; выражать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать других; делать обоснованный выбор между альтернативами, анализировать и признавать реальные потребности людей; прогнозировать последствия своих действий, активно и ответственно участвовать в жизни школы и общества Таким образом, ученики выступают в качестве главных участников процесса, а учителя исполняют роль организатора и консультанта [9]. Ведь в основе этих моделей обучения заложена организация активной деятельности обучаемых по поиску и принятию решений, которая отражает реальность их будущей профессии

В рамках проводимого анализа интересным представляется рассмотрение типов инновационных подходов к образовательным технологиям . Радикальный тип предполагает переход всего учебного процесса на компьютерные технологии, включающие виртуальные лекции, семинары, вебинары, проведение онлайн конференций и пр . Комбинаторный тип определяется интеграцией традиционных и инновационных элементов обучения, часто включающий активные и интерактивные формы проведения занятий . Выделяется также модифицирующий или совершенствующий тип, при котором традиционные занятия дополняются проведением, например, деловой игры [8: 21].

В . П . Делия, рассматривая признаки инновационных систем высшей школы, выделяет: формирование нового содержания образования

и создание моделей инновационного обучения; разработку инновационных технологий обучения; новый взгляд на разрешение противоречий между репродуктивным и творческим компонентами учения; формирование нового типа организации мотивационной сферы обучаемого; изменение стиля педагогической деятельности, а также собрание преподавателей, думающих в одном ключе, которые являлись бы единомышленниками; развитие мышления путём реконструкции целого, а не отдельных фрагментов; личностно-ориентированное обучение, которое было бы смысловым для обучающегося [9].

Однако в рассмотренных Делия признаках инновационной системы высшей школы есть существенный момент, вызывающий вопросы Автор предлагает формировать педагогический состав учебного заведения по принципу состава единомышленников, что может привести к ограничению развития теоретических взглядов обучающихся В традиционной высшей школе, преподаватели могут придерживаться различных теоретических подходов и научных школ, что создает для студентов свободу выбора и развивает способность самостоятельно определить свои теоретические взгляды на тот или иной вопрос науки Возможно, что в данном случае так же обращаясь к идее открытости, мы не должны ограничивать применение той или иной педагогической концепции в образовании .

Продолжая рассмотрение основных педагогических компонентов в построении открытого образования, нельзя не сказать о работах В . П . Тихомирова, заложивших основу многочисленных исследований в этой области . Так, основополагающим фактором открытого образования, по Тихомирову, является свободное развитие индивидуальности, которое не может быть реализовано в традиционной системе образования, где обучающимся предлагаются жёсткие нормы получения образования [2]

Анализируя современные тенденции к построению открытого образования, следует отметить основные риски, с которыми могут столкнуться как исследователи, так и преподаватели вузов, педагоги школ Наиболее очевидным риском является недостаточная проверяемость и достоверность знаний, получаемых из информационных источников . Обучающимся необходимо иметь четкое представление о том, какие специалисты в конкретной области получили наиболее значимые результаты, какие данные являются подтвержденными, на какие факты можно опираться в своих исследованиях Специалисты, проработавшие длительное время в своей профессиональной области, без труда отличат значимую и качественную информацию от наивных размышлений, но студенты, только знакомящиеся с наукой, могут быть легко введены в заблуждение .

Всеобщая открытость, приведение к единым мировым стандартам может привести к потере тех самых традиций отдельных научных школ, которые в своей совокупности составляли основу фундаментального российского образования Планомерное и поэтапное формирование системного научного мышления становится затруднительным в системе неконтролируемого информационного хаоса, где всё сложнее становится научить студентов обращаться к первоисточникам, анализировать идеи автора, а не его множественные интерпретации в современных статьях Становится сложнее организовать самостоятельный научный выбор студентов, основанный не на популярности научных идей в мире, а их смысловом содержании . Отдельным риском при переходе к тотальному открытому образованию может стать сужение образовательных потребностей обучающихся Внедрение и развитие популярных в настоящее время МООКов, безусловно, облегчает процесс овладения практическими умениями, необходимыми профессионалу Огромное количество онлайн курсов позволяет быстро получить необходимые в настоящий момент знания, освоить новые умения, сформировать компетенции, однако мы не должны забывать, что системное, научное, стратегическое мышление, необходимое любому специалисту, формируется не только в процессе освоения академических знаний, но и в процессе достаточно длительного взаимодействия с научным или профессиональным сообществом, которое традиционно составляло основу фундаментального образования

Последний риск, о котором стоит упомянуть - это конфликт университетов и онлайн курсов . Зачастую студенты, стараясь ускорить процесс своего образования, параллельно с вузовскими лекциями получают знания на онлайн курсах В результате преподаватели вузов могут столкнуться с тем, что их знания считаются "устаревшими", "неактуальными", при этом студенты даже не понимают всей глубины и фундаментальности основной (базовой) идеи .

В то же время, несмотря на имеющиеся риски, можно отметить, конечно же, возрастающую роль открытого образования, которое несет в себе возможности удаленного обучения, расширения кругозора, ознакомления с исследованиями и позициями зарубежных ученых . Открытое образование в ситуации глобализации, бесспорно, будет развиваться, расширяться, захватывая всё большие участки планеты и играя объединяющую роль в мировом образовательном пространстве В этом контексте участие преподавателя видится в построении траектории, как своеобразного путеводителя по образовательным площадкам

Итак, не стоит забывать и про то, что ценность образования заключается не только в обилии и легкости доступа к информации, но и в осмыслении её, переработке, структурировании, чего зачастую не хватает в современных информационных открытых платформах . "Вместе с тем

современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности - она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действиями студентов, обучая их процессу самостоятельного учения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал Решить такие проблемы можно, только разумно сочетая традиционные и интенсивные технологии обучения" [8: 21].

Открытое образование может являться открытой, живой системой, где все её компоненты и субъекты, взаимодействуя друг с другом, постоянно изменяют её, однако процессы которой требуют постоянного контроля и модерации

Список литературы

1. Система ГАРАНТ: (URL: http://base.garant.ru /70634148/#text#ixzz4pSng3tAn 15.08. 2017)

2 . Тихомиров В. П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Среда ИНТЕРНЕТ-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / Международная академия открытого образования . М . : Издательство МЭСИ, 2000. 332 с.

3. Белогуров А. Ю., Романова Е. А., Павленко Д. А. Построение консолидированного образовательного пространства на принципе мультикультурализ-ма: политический и социально-педагогический контекст развития // Среднее профессиональное образование. № 9, 2016. С. 33-36.

4 . Московская электронная школа . (URL: http://mes . mosmetod. ru/index, php/sut-proekta 17.08. 2017)

5 . Ковалева Т. М. Профессия "тьютор" / Е. И . Кобыща, С . Ю . Попова (Смо-лик), А. А. Теров и др . М .- Тверь: "СФК-офис", 2012. 246 с.

6 . Лебедева В. П. Стимулы к самообразованию учителя . // Журнал научно-педагогической информации . 2010. № 6. (URL: http://www. paedagogia . ru /2010/43-06/215-lebedeva 15. 08.2017)

7 . Романов А. М Педагогические условия формирования смыслообразу-ющей мотивации студентов вуза в информационно-образовательной среде М. : Элит, 2009. 334 с.

8 . Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ высш учеб заведений М : Издательский центр Академия, 2009. 192 с .

9 . Скопицкая Т. А. Образовательные ориентиры на пути к устойчивому развитию // Электронная культура: трансляция в социокультурной и образовательной среде . Под ред . А . Ю . Алексеева, С . Ю . Карпук. М . : МГУКИ, 2009. C 157-160.

10 . Делия В. П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: Научное издание. М. : ООО "ДЕ-ПО", 2008. 484 с .

The system of open Education and its Risks in Conditions of Globalization

E. A. Romanova, R. R. Gasanova

The article is devoted to the analysis of the construction of the system of open education in the conditions of globalization. The content of a number of views of scientists on the standing problems of open education, the consolidated educational space, the educational environment, its risks and the solutions to the withdrawal from them is shown.

Key words: open education, globalization, a consolidated educational space, an educational environment, students.

Сведения об авторах

Романова Екатерина Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; доцент кафедры педагогики и психологии Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России. E-mail: kat560@list.ru;

Гасанова Рената Рауфовна - кандидат психологических наук, преподаватель факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова.

E-mail: renata_g@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.