ГЛОБАЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
УДК 378.4 (100)9045)
Е. В. Неборский
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета E-mail: [email protected] Egor V. Neborskiy PhD (Pedagogy), Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Pedagogical Psychology, Udmurt State University, Izhevsk
Развитие открытых образовательных ресурсов в условиях глобализации
Современная компаративистика развивается на основании использования междисциплинарного подхода, а изучение некоторых феноменов, возникающих в сфере образования, возможно в тесной взаимосвязи макро- и микроуровней. Развитие цифровых технологий способствует формированию и развитию новых форматов организации образовательного процесса, которые пока еще, возможно, не используются повсеместно, но уже обрели своих пользователей и должны быть проанализированы с научных позиций. Целью данной статьи является выявление особенностей открытых образовательных ресурсов и анализ их развития в условиях глобализации. Автором осмысливаются положительные и отрицательные аспекты использования открытых образовательных ресурсов. Исследование проводилось методом рефлексивной проблематизации и синтеза. Открытые образовательные ресурсы вызвали неоднозначную реакцию в академическом сообществе, разделив экспертов на скептиков и оптимистов. Скептики полагают, что развитие открытых образовательных ресурсов — это, скорее, временная дань моде на цифровые технологии, и никаких революций в сфере образования онлайн-обучение не совершит. Оптимисты, напротив, обосновывают неизбежность развития открытых образовательных ресурсов как альтернативы существующей университетской монополии при очевидности дальнейшего перехода общества в цифровую эпоху. Как показало
Как цитировать статью: Неборский Е. В. Развитие открытых образовательных ресурсов в условиях глобализации // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 59-59.
исследование, многие недостатки, приписываемые открытым образовательным ресурсам, могут быть устранены при переоценке подходов к университетам и высшему образованию. Открытые образовательные ресурсы, по сути, являются еще одним инструментом для университетов, и, как показывает опыт некоторых из них, могут успешно использоваться в образовательном процессе, являясь одной из его составляющих.
Ключевые слова: университет, высшее образование, открытые образовательные ресурсы, глобализация, цифровые технологии, образовательные сетевые сообщества, массовые открытые онлайн-курсы.
Введение
Изменения, протекающие в современном мире, вынуждают исследователей не только обращаться к новым реалиям, феноменам и явлениям, но и подвергать переосмыслению уже существующие. Современная педагогическая компаративистика также переживает процесс самоопределения в новой социальной реальности, обусловленной процессами глобализации и интенсивного распространения информации, когда мировое общество рассматривается как бесконечное пространство, в котором никто не находится за пределами, поскольку существующие традиции не могут избежать контакта с «другими» [15]. Как отмечает отечественный компаративист И. А. Тагунова, сегодня компаративистика развивается на основании использования междисциплинарного подхода, решает многофакторные проблемы глобализации, функционирует в рамках кросснационального анализа и стоит перед необходимостью сопоставления образовательных феноменов, сформированных в рамках разных типов мышления и культурных установок [11]. Постиндустриальное общество характеризуется повышением доступности информации, ее роли в организации социальных процессов. Развитие медиа способствует не только глобальному распространению информации, но и новому осмыслению компаративных исследований [4]. По этой причине изучение некоторых феноменов, возникающих в сфере образования, возможно в тесной взаимосвязи макро- и микроуровней.
Сложность процессов, протекающих в современном мире, определяется усилением глобализации, что влечет за собой вполне ощутимые риски, как экологического, так и социального характера [3]. Развитие цифровых технологий способствует формированию и развитию новых форматов организации образовательного процесса, которые пока еще,
возможно, не используются повсеместно, но уже обрели своих пользователей [10] и должны быть проанализированы с научных позиций [2]. Конструирование образования происходит в режиме диалога, постоянно обновляющейся реальности образования, находящегося в процессе, не имеющем рамок, конца и результатов [5], или так называемой «текучей современности» [1], что впоследствии, вероятно, приведет к асинхро-низации учебных ритмов и исчезновению единых учебных планов [7]. К университетам сегодня предъявляются многочисленные требования: коммерциализация технологий, развитие международных связей, развитие экономики региона, укрепление академической репутации и т.д. [6]. Часть из этих требований впоследствии становится критерием результативности при составлении различных рейтингов [13]. В этой связи представляется важным определить характер тех или иных новых явлений, которые возникают в сфере образования благодаря стремительному развитию цифровых технологий. Целью данной статьи является выявление особенностей открытых образовательных ресурсов и анализ их развития в условиях глобализации, попытка осмыслить положительные и отрицательные аспекты использования открытых образовательных ресурсов.
Методология и методы исследования
Исследование особенностей открытых образовательных ресурсов в университетском образовании в условиях глобальных процессов невозможно без четкого определения понятия «открытые образовательные ресурсы» и прояснения термина «глобализация» как контекста их развития.
Открытые образовательные ресурсы (англ. OER — Open Educational Resources), по определению ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, англ. OECD — Organization for Economic Co-operation and Development), это оцифрованные материалы, которые предлагаются свободно и открыто для преподавателей, студентов и самообучающихся с целью их использования для преподавания, обучения и исследований [18]. Фактически под открытыми образовательными ресурсами подразумеваются все учебные объекты, образовательные объекты, цифровые ресурсы, цифровой контент, образовательные ресурсы и образовательный контент [20]. Распространение открытых материалов осуществляется по лицензии «Совместное творчество» (англ. Creative Common License), позволяющей без нарушения авторских прав ретранслировать контент [19].
Глобализация как контекст развития открытых образовательных ресурсов определяется в данной статье в терминологии Э. Гидденса: под ней подразумевается интенсификация общемировых социальных отношений, которые связывают далекие населенные пункты таким образом, что локальные события формируются событиями, происходящими за множество километров от них, и наоборот [17]. Такой подход способствует расширению трактовки глобализации, позволяя отойти от узко экономического объяснения и политизированного наполнения термина. Дополнительно это способствует раскрытию глобализации в качестве контекста, когда открытые образовательные ресурсы становятся инструментом, влияющим на особенности образовательного пространства не только отдельно взятого университета, но и целой системы сетевых партнерств.
Достижение поставленной цели исследования стало возможно благодаря использованию ряда методов. Метод рефлексивной проблематиза-ции дал возможность рассмотреть феномен открытых образовательных ресурсов с различных точек зрения, выявив как потенциально положительные, так и потенциально отрицательные аспекты их использования. Метод синтеза позволил систематизировать открытые образовательные ресурсы по институциональному признаку, что впоследствии способствовало выявлению потенциальных закономерностей в их развитии в условиях глобализации.
Результаты исследования
Открытые образовательные ресурсы вызвали неоднозначную реакцию в академическом сообществе. Если обобщить различные подходы к оценке данного феномена, то можно разделить экспертов в их суждениях на две группы: скептиков и оптимистов. Скептики полагают, что развитие открытых образовательных ресурсов — это, скорее, временная дань моде на цифровые технологии, и никаких революций в сфере образования онлайн-обучение не совершит [22]. Основные тезисы, выдвигаемые скептиками, сводятся к тому, что невозможно заменить живое общение виртуальным. Оптимисты, напротив, обосновывают неизбежность развития открытых образовательных ресурсов как альтернативу существующей университетской монополии и очевидность дальнейшего перехода общества в цифровую эпоху [21]. Основные тезисы оптимистов сводятся к тому, что оценивание нового феномена
невозможно на основе традиционных критериев и что университеты еще не ясно представляют собственные перспективы развития.
Наиболее часто встречающиеся аргументы «за» и «против» использования открытых образовательных ресурсов представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Аргументы в пользу использования открытых образовательных ресурсов Аргументы против использования открытых образовательных ресурсов
Широкий охват аудитории: количество участников ограничено только техническими параметрами пропускной способности компьютерной сети Отсутствие (необходимость дополнительного обучения) цифровой грамотности
Гибкость архитектуры, возможность оперативного обновления и исправления ошибок Трудности с определением образовательных траекторий участников, когда внесены исправления в уже прослушанные курсы, т.е. возможность дублирования материала или его искажение
Возможность открытого партнерства и сотрудничества за пределами повседневного контекста, что позволяет развивать сетевые сообщества и принципы коллективного обучения Хаотичность в обучении, отсутствие четко спланированной системы обучения, имеющей логику
Индивидуальность в организации позволяет адаптировать курс под удобное для участника время и сроки освоения программы Участники должны самостоятельно определять и регулировать образовательные цели
Открытые образовательные ресурсы лишены социально-статусных ограничений и помогают быстро распространять знание (хорошее образование до сих пор является труднодоступным, а многие проблемы возникают из-за отсутствия элементарного образования) Языковые барьеры, неточности перевода и адаптации курса под культурные реалии
Объективность оценивания образовательного результата повышается, поскольку оценивание осуществляется компьютерной программой, преподавателем курса и партнерами по обучению Вместо четко зафиксированных академических часов приходится затрачивать куда больше времени и усилий, чтобы освоить программу
Существующие аргументы против использования открытых образовательных ресурсов, скорее, концентрируются на традиционном представлении об университетах и высшем образовании, оставляя за скобками изменения, протекающие в этой сфере благодаря развитию
цифровых технологий и процессов глобализации, а также из-за усложнения процессов принятия решений [8]. Как отмечает отечественный философ Г. В. Сорина, в современном образовательном процессе можно выделить три группы субъектов, принимающих решение: субъекты принятия личностных решений в системе образования (здесь речь идет непосредственно о тех, кто учится, получает образование); субъекты, формирующие запрос на новые знания и компетенции к системе образования или конкретному образовательному учреждению (государство и бизнес); субъекты, занимающиеся организационными процессами в системе образования (преподаватели, администрация вузов) [9]. Этот сложный комплекс постоянно предъявляет новые требования, создает прецеденты, усиливает влияние и студентов, и работодателей на разработку образовательных программ. В частности, одним из прецедентов в сфере усиления открытых образовательных ресурсов является совместно разработанная шестью университетами система зачета кредитов в процессе обучения, начисляемых за МООК (массовые открытые онлайн-курсы, англ.— Massive Open Online Courses), преподаваемые этими университетами [14]. В шестерку входят: голландский Технологический университет Делфта (Delft University of Technology), швейцарская Федеральная политехническая школа Лозанны (EPFL), Австралийский национальный университет (Australian National University) и Университет Квинсленда (University of Qeensland), канадский Университет Британской Колумбии (University of British Columbia) и американский Бостонский университет (Boston University). Существует высокая вероятность влияния «шестерки МООК» на другие университеты, расширение партнерской сети. Аналогом такой деятельности является единое европейское образовательное пространство, где стимулирование академической мобильности осуществляется за счет системы зачета кредитов между университетами-партнерами и реализации двойных дипломов.
Как показывает проведенное исследование, некоторые из отрицательных аспектов использования открытых образовательных ресурсов на самом деле просто требуют изменения к подходу в организации и оценке образовательного процесса, что впоследствии повлечет за собой устранение некоторых из них. Так, например, отсутствие цифровой грамотности является следствием недоработки системы образования в силу ее традиционной ориентации на классическое аудиторное обучение и бумажный учебник. Обучение цифровой грамотности становится
необходимым и в силу развивающейся экономики знаний, и в силу небывалого погружения человека в виртуальное пространство. Большинство работодателей предъявляет к сотрудникам требования компьютерной грамотности, бурно развиваются социальные сети, интернет-торговля бытовыми товарами и одеждой, доступ на получение всевозможных услуг посредством цифровых приложений в мобильном телефоне и планшете и т.д. Именно поэтому одной из ключевых компетенций современного студента должно стать владение цифровыми технологиями, умение оценивать их значимость, работоспособность и применяемость. И, конечно же, в понятие цифровой грамотности должно входить критическое отношение к информации, умение анализировать ее, определять ее ценностный компонент и понимать социальные и психологические эффекты. Таким образом, для подготовки студентов в этом вопросе потребуется соединение когнитивных наук, психологии и педагогики, программирования и анализа данных.
Одним из ключевых опасений в профессиональном сообществе является замена педагога компьютером. Последствия этого могут быть различными: дегуманизация образования, разрыв социальных контактов, слабое развитие волевых установок обучающегося и т.д. В этом смысле существует точка зрения, что, вероятнее всего, изменится профессия педагога, ее организационная форма, но вряд ли произойдет полное замещение человека машиной. «Многозадачность» педагога предположительно разделится на ряд профессий: конструктор образовательных курсов, брейн-тренер, тьютор и т.д. Уход в виртуальную реальность в случае повсеместного включения открытых образовательных ресурсов в процесс обучения будет сопровождаться усилением разрыва в вербальной и невербальной коммуникации между людьми. В этом отношении коммуникативные тренинги позволят преодолеть разрыв, а психология станет еще более значимой, реализуя свой накопленный теоретический потенциал.
Существующие сегодня открытые образовательные ресурсы можно классифицировать по институциональному признаку, отнеся их к тому или иному образовательному сетевому сообществу (англ. Educational Network Communities), которое их создает, наполняет и преобразовывает. Критерием в данном случае выступает, во-первых, учредитель цифровой платформы, на которой формируется и функционирует образовательное сетевое сообщество, а во-вторых, формальная принадлежность разра-
ботчиков курсов к какой-либо организации. На цифровой платформе создается репозиторий, представляющий собой хранилище цифровых объектов. Для удобства работы и привлечения потенциальных пользователей создаются репозитории учебных объектов, аккумулирующие различные базы данных, связанные с порталом пользовательского интерфейса [16].
Первая группа образовательных сетевых сообществ, куда можно отнести открытые образовательные ресурсы, это гибридные сетевые сообщества. Их учредителем выступает, как правило, конкретный университет, а курсы разрабатываются представителями разных образовательных организаций. Например, «Открытый курс» (англ.— MIT Open Ware), контент которого был наполнен курсами преподавателей Массачусетского технологического института (англ.— Massachusetts Institute of Technology) и Университета Юты (англ.— Utah State University) [12], а также EdX, CORE (англ.— China Open Resources for Education) и т.д.
Вторая группа образовательных сетевых сообществ, где развиваются открытые образовательные ресурсы, это внеинституциональная сеть, возникшая без участия и вне университета либо иного формального учебного заведения высшего образования. Coursera (США) представляет собой пример венчурной компании, изначально организованной по инициативе профессоров Стэнфордского университета Эндрю Ын и Дафны Коллер как пример внеинституционального сетевого сообщества, созданного на независимой цифровой платформе. Другие примеры: ALISON (Ирландия), Academic Earth (США), Canvas (США), P2PU (Peer to Peer University, США), Udemy (США) и т.д.
Третья группа — это партнерские сетевые сообщества. Независимые университеты создают не принадлежащую конкретному университету цифровую платформу и разрабатывают на ней открытые образовательные ресурсы, зачастую даже не преследуя цели извлечения прибыли. Одним из примеров таких партнерств является Университет открытых образовательных ресурсов (англ.— OER Universitas), специально созданный бренд, сопровождают который ряд университетов Канады, Австралии, Новой Зеландии и США.
Глобализация, как процесс тесного взаимовлияния одних сообществ на другие, конвергирует идеи, технологии и даже некоторые ценности. Открытые образовательные ресурсы становятся своего рода каналом усиления глобальных процессов, способствуют повышению их частот-
ности и глубины. По этой причине в глобальном мире необходимо их развитие и распространение.
Благодаря современным цифровым технологиям становится возможным хранение всей информации в облаке, что позволяет накапливать и обрабатывать потенциально большие массивы данных, а главное — достаточно быстро подтверждать ту или иную информацию. Это может быть использовано, например, для верификации сертификатов, когда работодатель, чтобы получить подтверждение подлинности полученного участником курса диплома, может осуществить запрос в облачный центр и получить оперативный ответ. Подобная технология в действительности уже начинает апробироваться в банковских и криптовалютных операциях.
Заключение
Развитие цифровых технологий открывает широкие возможности для процессов глобализации, которые, в свою очередь, позволяют распространять эти технологии. Если глобализация создает новые социальные связи, то цифровые технологии позволяют подключаться к ним, преобразовывать их. Открытые образовательные ресурсы являют собой пример цифровых технологий, проникающих в сферу высшего образования. Отношение к ним в академическом сообществе до сих пор неоднозначное. Но, как показало исследование, многие недостатки, приписываемые открытым образовательным ресурсам, могут быть устранены при переоценке подходов к университетам и высшему образованию. Открытые образовательные ресурсы, по сути, являются еще одним инструментом для университетов, и, как показывает опыт некоторых из них, могут успешно использоваться в образовательном процессе, являясь одной из его составляющих.
Литература
1. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
2. Богуславский М. В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы. Монография. М.: ИСРО РАО, 2015. 118 с.
3. Иванов О. Б. Глобальные риски и тенденции современного мира // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 1. С. 7-20.
4. Иванова С. В. Современные направления компаративных исследований образовательного пространства // Педагогика. 2016. № 7. С. 106-110.
5. Иванова С. В. Социально-экономические смыслы образования в эпоху постмодерна // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 2. С. 141-149.
6. Ладыжец Н. С. Инновационные вызовы университетам в условиях неопределенности стратегий социального взаимодействия // Вестник Удмуртского университета. Серия: социология, политология, международные отношения. 2017. Т. 1, № 2. С. 117-123.
7. Ладыжец Н. С., Неборский Е. В. Университетский барометр: мировые тенденции развития университетов и образовательной среды // Интернет-журнал «Науковедение»: [сайт] / 2015. Т. 7, № 2 (27). Режим доступа: https://naukovedenie. ru/PDF/68PVN215.pdf (дата обращения: 23.11.2017).
8. Принятие решений в системе образования: монографический сборник под редакцией С.В. Ивановой. М. : 2014. 548 с.
9. Сорина Г. В. Субъекты принятия решений в современном образовательном процессе // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 22-29.
10. Сулима Е. Н. Инновационные модели обучения в современном образовании // Педагогика. 2017. Т. 1, № 5. С. 11-17.
11. Тагунова И. А. Педагогическая компаративистика в контексте понятий и подходов современной науки // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 4 (41). С. 41-53.
12. Abelson H. The creation of OpenCourseWare at MIT // Journal of Science Education and Technology. 2008. Vol. 17 (2). P. 164-174.
13. Bebenina E. V., Elkina I. M. University Rankings as a Subject and Object of Educational Space // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences (EPSBS). 2017. Vol. XXVIII. P. 150-160.
14. Beckle S. HE alliance to pilot MOOC credit transfer system // The Pie News: [сайт] / January 25, 2016. Режим доступа: https://thepienews.com/news/he-alliance-to-pilot-mooc-credit-transfer-system/ (дата обращения: 23.11.2017).
15. Beech J. Latin American Education: Perceptions of Linearities and the Construction of Discursive Space // Comparative Education. 2002. Vol. 38 (4). P. 415-427.
16. Clements K., Pawlowski J., Manouselis N. Open Educational Resources Repositories Literature Review — Towards a Comprehensive Quality Approaches Framework // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 51, Part B. P. 1098-1106.
17. Giddens A. The Consequences of Modernity. Palo-Alto: Stanford University Press, 1991. 188 p.
18. Giving Knowledge for Free: The Emergence of Open Educational Resources. Paris: OECD Publishing, 2007. 153 p.
19. DownesS. Models for Sustainable Open Educational Resources // Interdisciplinary Journal of Knowledge and Learning Objects. 2007. Vol. 3. P. 29-44.
20. Laurillard D. Open Teaching: The Key to Sustainable and Effective Open Education // Opening up Education: The Collective Advancement of Education through Open Technology, Open Content, and Open Knowledge. Cambridge: MIT Press, 2008. 319-336 p.
21. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning [http://www.itdl.org/]: 2005. Vol. 2, No. 1. URL: http://www.itdl.org/Journal/Jan_05/article01.htm (дата обращения: 23.11.2017).
22. Zemsky R. With a MOOC MOOC Here and a MOOC MOOC There, Here the MOOC, There a MOOC, Everywhere a MOOC MOOC // The Journal of General Education. 2014. Vol. 63, No. 4. P. 237-243.