Современная характеристика основных способов незаконного вывоза и ввоза культурных ценностей Филиппов А. В.
Филиппов Александр Вячеславович /Filippov Alexandr Vyacheslavovich - магистрант, кафедра уголовно-правовых дисциплин, юридический факультет,
Российская таможенная академия, г. Люберцы
Аннотация: в статье анализируются способы незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу ТС в условиях современных норм нового таможенного законодательства России и Таможенного союза ЕврАзЭс.
Abstract: in article ways of illegal movement of cultural values through customs border of the HARDWARE in the conditions of modern standards of the new customs legislation of Russia and the Customs union of EurAsEC are analyzed.
Ключевые слова: Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Таможенный союз, незаконный ввоз, незаконный вывоз, незаконное перемещение, культурные ценности, способы.
Keywords: Criminal code, Customs code, Customs union, illegal import, illegal export, illegal movement, cultural values, ways.
Способ совершения преступления относится к факультативным признакам объективной стороны состава преступления и представляет собой совокупность приемов и методов, используемых для совершения общественно опасного деяния и достижения преступного результата. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ, способ совершения преступления подлежит обязательному доказыванию по каждому уголовному делу. Для отдельных составов преступлений способ их совершения является обязательным признаком объективной стороны, если он включен в диспозицию уголовно-правовой нормы. Одним из таких преступлений является незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС культурных ценностей (ст. 2261 УК РФ). Как показывает судебно-следственная практика, установление способа совершения незаконного перемещения культурных ценностей вызывает наибольшие трудности в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел о данных видах преступлений. Ранее (до утраты силы статьи 188 УК РФ) российский законодатель сформулировал способы совершения контрабанды в соответствии Решением об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств в виде не подлежащего расширительному толкованию перечня приемов или методов действий, который относится ко всем предметам данного преступления, в том числе и к культурным ценностям, и при этом носит альтернативный характер [1]. Для квалификации действий виновного лица по ст. 188 УК РФ необходимо было установить наличие хотя бы одного из предусмотренных в данной норме способов совершения контрабанды, не говоря уже об их сочетании. Однако перемещение культурных ценностей через границу каким-либо иным способом, даже носящее противоправный характер, не образовывало состава контрабанды, инкриминируемой в статье 188 УК РФ.
Со вступлением в силу статьи 2261 УК РФ, предусматривающую ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу ТС или Государственную границу с государствами-членами ТС культурных ценностей, законодатель не стал четко выделять способы перемещения предметов посягательства, определив, что любое незаконное перемещение, указанных в субпозиции статьи предметов, подлежит уголовной ответственности.
Итак, обратившись к уголовному законодательству государств - участников Евразийского экономического союза, предусматривающему ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу культурных ценностей, мы установили, что к способам незаконного перемещения культурных ценностей относятся следующие варианты:
1) помимо таможенного контроля;
2) с сокрытием от таможенного контроля;
3) сопряженное с использованием недействительных документов;
4) сопряженное с обманным использованием средств таможенной идентификации;
5) сопряженное с недекларированием;
6) сопряженное с недостоверным декларированием.
При этом анализ уголовных дел и обзоры судебно-следственной практики показывают, что наиболее распространенными способами совершения контрабанды культурных ценностей являются их недекларирование или сокрытие от таможенного контроля. Между тем, каждый из перечисленных способов совершения данного преступления определяет, в чем именно выразился противоправный характер перемещения культурных ценностей через таможенную границу, поэтому каждый из них нуждается в детальном рассмотрении.
Первый способ незаконного перемещения (помимо таможенного контроля) чаще применяется виновными лицами для незаконного ввоза или вывоза иных предметов посягательств, а не культурных
ценностей, особенно на необустроенных участках Государственной границы РФ со странами СНГ, где контрабандисты используют лесные просеки и тропы, горные тропинки, объездные пути, которых только на границе с Украиной не так давно насчитывалось около 400: на брянском направлении - до 120, Белгородском - 80, Ростовском - 200 [2]. Между тем, незаконное перемещение культурных ценностей данным способом все-таки исключать нельзя, а потому необходимо обратиться к анализу его сути, опираясь на таможенное законодательство Таможенного союза и РФ.
В частности, п. 1 ч. 2 ст. 95 ТК ТС установлено, что должностными лицами таможенных органов проводится таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию, включая культурные ценности [3]. При этом, согласно ч. 1 ст. 156 и ч. 1 ст. 162 ТК ТС, прибытие товаров на таможенную территорию ТС и убытие товаров с этой территории осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. В развитие данного порядка ст. 193 и ст. 195 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определяют места ввоза товаров в РФ и их вывоза из РФ. Кроме того, в ч. 3 ст. 15 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» предусмотрено, что Федеральная таможенная служба осуществляет таможенный контроль за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей, установленным настоящим Законом. Поэтому пересечение границы культурными ценностями допускается только под контролем таможенных органов.
Таким образом, сознательное и целенаправленное уклонение от прохождения таможенного контроля лицом, осуществляющим ввоз или вывоз предметов преступления, определяют сущность рассматриваемого способа незаконного перемещения. Ранее официальное толкование понятия перемещения товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля содержалось в ст. 276 ТК РФ 1993 г., по смыслу которой рассматриваемый способ незаконного перемещения охватывал пересечение таможенной границы вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления [4]. Аналогичное толкование перемещению предметов контрабанды через границу помимо таможенного контроля давал и Пленум Верховного Суда РФ, который в утратившем силу Постановлении от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» [5] указал, что перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ или иных мест нахождения таможенных органов либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством РФ, или без разрешения таможенного органа, если международным договором РФ или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу РФ без таможенного контроля.
Между тем, указанные два варианта преступных действий нельзя признать исчерпывающими содержание рассматриваемого способа незаконного перемещения. Представляется необходимым и обоснованным отнесение к данному способу преступного посягательства и когда-то предусмотренного ч. 2 ст. 219 ТК РФ 1993 г. перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу путем ее прорыва, т. е. их открытого перемещения через границу вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль. Кроме того, существуют объективные основания для отнесения к данному способу незаконного перемещения противоправных действий лиц, перемещающих предметы посягательства через таможенную границу с содействием сотрудников таможенных органов в виде не применения к данным лицам форм таможенного контроля, поскольку и в данном случае виновные целенаправленно и неправомерно уклоняются от прохождения таможенного контроля. Таким образом, чтобы миновать таможенный контроль и тем самым совершить незаконное перемещение культурных ценностей через таможенную границу, виновный должен применить хотя бы один из следующих приемов противоправного пересечения границы, а именно совершить их перемещение:
1) вне мест, определенных таможенными органами для пересечения товарами таможенной границы;
2) в месте, определенном таможенными органами для пересечения товарами границы, но вне времени их работы в этих местах;
3) путем прорыва таможенной границы, хотя и совершенного в месте и во время, которые определены таможенным органом для ее пересечения товарами;
4) в месте и во время, которые определены таможенным органом для пересечения границы товарами, но при пособничестве должностных лиц таможенных органов, заранее пообещавших незаконное освобождение от таможенного контроля.
Второе место среди способов незаконного перемещения занимает сокрытие от таможенного контроля. Уголовный закон содержание данного признака объективной стороны контрабанды не раскрывает, а согласно ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ сокрытие от таможенного контроля выражается в использовании тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров или придание одним предметам вида других [6]. Пленум Верховного Суда РФ также разъяснял, что под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо скрыть их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для перемещения товаров в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, а также сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела) [7].
Таким образом, суть данного способа незаконного перемещения заключается в использовании таких приемов и средств, которые направлены на затруднение визуального обнаружения культурных ценностей в процессе таможенного контроля. Поэтому для правильной квалификации преступления, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, совершенного данным способом, необходимо установить, что лицо сознательно скрывало культурные ценности от таможенного контроля, и выяснить конкретный способ их сокрытия. Как правило, тайники оборудуются на транспортных средствах, используемых для международных перевозок (воздушные суда, поезда, автобусы). Между тем для сокрытия товаров от таможенного контроля часто используются полости и пустоты, обусловленные конструктивными особенностями транспортных средств, которые каких-либо изменений не претерпевают и не являются тайниками. Например, широко распространены случаи провоза через таможенную границу культурных ценностей в межпотолочных пространствах железнодорожных вагонов. Обычно установить в таких случаях принадлежность предметов контрабанды конкретным лицам не представляется возможным. Не менее распространенным способом сокрытия культурных ценностей является использование сумок и чемоданов с двойным дном, иной ручной клади и других оригинальных тайников. Известны и другие способы сокрытия культурных ценностей от таможенного контроля, которые становятся все изощрённее. Например, сотрудниками таможенного поста «Международный почтамт» Московской таможни в бандероли, отправленной в адрес гражданина Великобритании, среди прочего была обнаружена книга «Православный иконостас», часть листов которой была склеена, а середина вырезана. В вырезанной полости были сокрыты икона и два металлических креста.
На основании изложенного можно сделать вывод, что для вменения такого способа незаконного перемещения культурных ценностей, как их сокрытие от таможенного контроля, необходимо и достаточно установить, что виновный действительно скрывал предметы преступления от таможенного контроля, независимо от того, какой именно из разнообразных приемов сокрытия был им применен. Самостоятельным способом незаконного перемещения культурных ценностей является использование недействительных документов или средств таможенной идентификации. Согласно комментарию к ст. 16.1 КоАП РФ, использование недействительных документов может выражаться в представлении таможенному органу документов:
1) поддельных;
2) полученных незаконным путем;
3) содержащих недостоверные сведения;
4) относящихся к другим предметам;
а также иные документы, не имеющие юридической силы.
При этом для квалификации незаконного перемещения культурных ценностей, совершенной путем использования недействительных документов, необходимо установить не только их принадлежность к одной из этих групп, но и их значение как документов, необходимых для таможенных целей. Поэтому, если документы являются поддельными, но они никак не влияют на решение таможенного органа о выпуске таможенным органом культурных ценностей, содеянное не образует состава преступления, совершенного данным способом. Виды и требования к форме и содержанию документов, необходимых для таможенного декларирования культурных ценностей, установлены Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и основанными на нем подзаконными нормативными правовыми актами, которые были рассмотрены нами во втором и третьем параграфе третьей главы.
Поддельный документ может представлять собой как фальшивый документ в целом, так и измененный путем материального подлога первоначально подлинный документ. К признакам поддельного документа принято относить неоговоренные или недопустимые формой документа подчистки, травления, исправления, подделку подписей, изображений оттисков печатей и штампов, а также самих бланков документов и т. д. К документам, полученным незаконным путем, следует относить документы, добытые путем хищения, взяточничества, насилия или угроз его применения, шантажа и обмана, предоставления заведомо ложных сведений и т. д. Документы, содержащие недостоверные сведения, являются подлинными по форме, но их содержание при этом не соответствует действительности. Подлинными могут быть и документы, относящиеся к другим культурным ценностям, а не к предъявленным для таможенного контроля.
Согласно ст. 109 ТК ТС транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где могут находиться товары, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами. Их идентификация производится путем наложения пломб и печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. Обманное использование таких средств идентификации также может рассматриваться как способ незаконного перемещения культурных ценностей. Для квалификации незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу, совершенного путем обманного использования средств идентификации, необходимо установить факт использования с этой целью поддельного средства идентификации, либо подлинного, но относящегося к другим предметам.
Замыкают перечень способов незаконного перемещения культурных ценностей недекларирование и недостоверное декларирование. В соответствии со ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в
соответствии с таможенным законодательством. Декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации. При этом в п. 6 ч. 2 ст. 355 ТК ТС определено, что перемещаемые через границу физическими лицами для личного пользования культурные ценности подлежат обязательному декларированию в письменной форме и представлению таможенному органу. Таким образом, недекларирование перемещаемых через таможенную границу предметов представляет собой незаявление по установленной форме необходимых сведений для целей таможенного контроля.
Соответственно недостоверное декларирование культурных ценностей может выражаться в заявлении в таможенной декларации не соответствующих действительности, заведомо ложных сведений об их наименовании, количестве или других характеристиках, необходимых для таможенных целей. Поэтому для квалификации незаконного перемещения культурных ценностей, сопряженного с недостоверным декларированием, должно быть установлено, что при их перемещении через таможенную границу ТС имело место декларирование по установленной форме, в ходе которого виновным лицом не были заявлены необходимые для таможенных целей сведения о предметах, подпадающих под действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», либо в декларации заявлены ложные сведения о декларируемых товарах.
Литература
1. Решение Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств».
2. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М.: Автор, 1996. С. 184.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17).
4. Игнатюк А. З. Контрабанда и иные правонарушения во внешнеэкономической деятельности: Теория и практика расследования. М.: Изд-во деловой и учебной литературы; Минск: Амалфея, 2001. С. 67.
5. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 8.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.11.2015).
7. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 8.