Научная статья на тему 'Некоторые правовые вопросы противодействия преступной деятельности, связанной с контрабандой культурных ценностей'

Некоторые правовые вопросы противодействия преступной деятельности, связанной с контрабандой культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
778
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ / НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулишов Д. Н.

This article deals with the matters related to the problem of law regulation of the competent authorities? activity against smuggling of cultural values. In particular, the characteristic of domestic and international legal norms concerning cultural values smuggling is given. Some problematic aspects of practical activities of law-enforcement bodies dealing with smuggling are also considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some law aspects of competent autorities' activity against smuggling of cultural values

This article deals with the matters related to the problem of law regulation of the competent authorities? activity against smuggling of cultural values. In particular, the characteristic of domestic and international legal norms concerning cultural values smuggling is given. Some problematic aspects of practical activities of law-enforcement bodies dealing with smuggling are also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые вопросы противодействия преступной деятельности, связанной с контрабандой культурных ценностей»

«Заранее не обещанное приобретение без цели сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, — наказывается...».

Кроме того, как уже было предложено, необходимо предусмотреть в ч. 2 ст. 175 УК РФ самостоятельную ответственность за сбыт преступно добытого имущества, отнеся данное преступление к категории средней тяжести с установлением максимального наказания за данное преступление в виде четырех лет лишения свободы:

«Заранее не обещанный сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, — наказывается...».

Д.Н. Кулишов*

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С КОНТРАБАНДОЙ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Ключевые слова: контрабанда, культурные ценности, таможенный контроль, преступные группы, незаконное перемещение

D.N. Kulishov. Some law aspects of competent autorities' activity against smuggling of cultural values

This article deals with the matters related to the problem of law regulation of the competent authorities? activity against smuggling of cultural values. In particular, the characteristic of domestic and international legal norms concerning cultural values smuggling is given. Some problematic aspects of practical activities of law-enforcement bodies dealing with smuggling are also considered in the article.

Большой ущерб российскому культурному наследию причиняется нелегальным оборотом и контрабандой культурных ценностей. Незаконные операции с культурными ценностями уступают по доходности только нелегальной прибыли, извлекаемой из незаконного оборота оружия, наркотиков и торговли людьми. Общественная опасность данного вида преступной деятельности проявляется и в том, что она служит основным каналом утечки за рубеж национального культурного наследия, уникальных произведений искусства, имеющих большую историко-мемориальную ценность. Противодействие контрабанде культурных ценностей является важной составной частью обеспечения национальной безопасности государства.

* Аспирант кафедры судебных экспертиз Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [Rena_m@inbox.ru]

Так, согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», защита культурных ценностей относится к национальным интересам Российской Федерации. В связи с этим государством установлены особые правила вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей. Порядок их перемещения через таможенную границу РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. № 322 и другими нормативными правовыми актами 1.

В рамках международного сотрудничества вопросам предотвращения нелегального оборота культурных ценностей также придается большое значение. По этой проблеме принят ряд международно-правовых документов, среди которых можно отметить Конвенцию ЮНЕСКО от 14 ноября 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» и решение глав правительств государств — участников СНГ от 9 октября 1997 г. об утверждении Положения о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей.

Кроме того, государствами — участниками СНГ предпринята попытка объединить усилия по пресечению незаконного оборота культурных ценностей посредством заключения Соглашения о вывозе и ввозе культурных ценностей, подписанного в г. Москве 28 сентября 2001 г. В рамках Содружества достигнута договоренность о предоставлении необходимой информации на унифицированных носителях для пополнения межгосударственных оперативно-справочных, дактилоскопических, криминалистических и иных учетов, находящихся в ведении МВД Российской Федерации. Участники межведомственного соглашения пользуются этой информацией на безвозмездной основе. Содержание такого информационного банка осуществляется на долевом участии.

Определенную роль в деле предотвращения нелегального оборота культурных ценностей может выполнить рекомендуемый ЮНЕСКО Международный кодекс профессиональной этики торговцев культурными ценностями. Этот документ позволит обеспечить согласованность и целостность

1 См., напр.: Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры»; Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах».

различных законов, касающихся вопросов приобретения антиквариата, а также обеспечивает торговцам, принявшим данный Кодекс, международное признание путем использования специального символа. Приобретение культурных ценностей у пользующихся хорошей репутацией торговцев художественными произведениями, добровольно связанных Кодексом профессиональной этики, может быть весомым аргументом при определении того, проявил ли владелец надлежащее внимание в целях установления права на выплату компенсации за культурную ценность, которая была незаконно продана и подлежит реституции.

Культурные ценности выступают в качестве предмета преступных посягательств в четырех составах преступлений, два из которых относятся к таможенным преступлениям: контрабанда (ст. 188 УК РФ) и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); один — к преступлениям против собственности: хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ), и один — к преступлениям против общественной нравственности: уничтожение или повреждение памятников культуры (ст. 243 УК РФ).

Несмотря на то, что указанные составы преступлений отнесены законодателем к разным главам Особенной части УК РФ, и, соответственно, характеризуются разными родовыми и основными непосредственными объектами посягательств, им присущ единый дополнительный непосредственный объект: общественные отношения по поводу владения, пользования и обеспечения сохранности культурных ценностей. Общность дополнительного непосредственного объекта и предмета посягательства позволяет условно объединить преступные деяния, предусмотренные ст. 164, 188, 190 и 243 УК РФ, в одну классификационную группу. Данная классификационная группа С.А. Придановым и С.П. Щербой была названа «преступлениями, посягающими на культурные ценности»1.

Согласно ч. 2 ст. 188 УК РФ контрабандой культурных ценностей признается их перемещение через таможенную границу России, если оно совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

При этом уголовная ответственность предусмотрена за незаконное перемещение культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения, вне зависимости от их стоимости или количества.

1 Приданое С.А., Щерба С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование. М., 2002.

Под перемещением, помимо таможенного контроля, следует понимать любые умышленные действия по ввозу/вывозу товаров и иных предметов вне пунктов пропуска через государственную границу РФ, вне мест нахождения таможен, таможенных постов, вне времени их работы либо без разрешения таможенного органа, если международным договором России или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров без таможенного контроля.

Сокрытие от таможенного контроля — это любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение товаров либо утаить их подлинные свойства, количество. Например, когда под видом одного товара ввозится другой или при использовании тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды. Такие тайники могут как находиться в предметах багажа, одежды, так и оборудоваться на транспортных средствах. Сокрытием от таможенного контроля также является сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела.

Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации понимается:

— предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения товаров, предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической ситі;

— использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указаны в ст. 83 Таможенного кодекса) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Недекларирование — умышленное незаявление при декларировании (например, в таможенной декларации) сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Недостоверное декларирование — заявление заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и пр.

Как отмечает В.В. Кулыгин, контрабанда является вторым после хищения по распространенности преступлением в отношении культурных ценностей. В результате проведенного им исследования судебной практики по контрабанде культурных ценностей автор делает следующие основные замечания:

— количество попыток контрабандного вывоза культурных ценностей остается на достаточно высоком уровне;

— в большинстве своем через государственную границу незаконно пе-

ремещаются предметы, ранее похищенные из музеев или иных мест их хранения;

— достаточно часто вывозятся не отдельные предметы, а целые коллекции;

— транзитными странами для вывоза культурных ценностей из России в основном являются Финляндия, Беларусь, Закавказье;

— сокрытие ценностей производится, как правило, в 52% случаев в багаже пассажиров, 20% — в личных вещах, 15% — в транспортных средствах, в одежде — 5%, в грузах — 3%;

— наиболее часто предметами контрабанды культурных ценностей бывают иконы, старинные монеты, ордена и медали, рукописи, старопечатные и редкие книги, часы, картины, предметы религиозного культа и т.д.1.

Можно выделить две главные категории предметов, которые стремятся приобрести организованные преступные группировки, специализирующиеся на контрабанде культурных ценностей. Первая категория — это художественные изделия и ценные антикварные вещи, размещенные в музеях, культовых зданиях, галереях и частных коллекциях. Ко второй категории относятся находки, имеющие культурную ценность, обнаруженные во время проведения археологических раскопок (гробниц, храмов, древних человеческих поселений), а также предметы военной атрибутики.

В МВД России имеется база данных по культурным ценностям, похищенным в стране (насчитывает порядка 50 тыс. единиц учета, из них около 35 тыс. икон). Поступающая из зарубежных стран информация по похищенным ценностям включается в данную базу избирательно, в основном это касается произведений искусства, живописи, икон, графики.

Для решения задач предупреждения и пресечения контрабанды культурных ценностей необходим анализ количественно-качественных показателей данного вида преступлений, а также учет тенденций правоприменительной практики 2.

Изучение правоохранительной практики позволяет утверждать, что в сфере контрабанды культурных ценностей действуют специально подготовленные преступные группировки, для которых характерно распределение функций по следующей криминальной схеме: заказ — хищение — доставка к границе — контрабандный вывоз — передача заказчику. Совершаются указанные действия в условиях глубокой конспирации и с использова-

1 См.: Кулыгин В.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей. Хабаровск, 2002. С. 31—33.

2 См.: МартыненкоИ.Э. Проблемы реализации во внутреннее уголовное законодательство стран СНГ международно-правовых актов об охране культурного наследия // Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств — участников СНГ: матер. междунар. конф. Мн., 2007. С. 74.

нием коррумпированных связей по обе стороны границы, в том числе среди сотрудников таможенных органов и пограничной службы.

Преступные схемы и способы незаконного перемещения через таможенную границу культурных ценностей постоянно совершенствуются и носят, как правило, транснациональный характер. Во многих случаях организатор, отправитель и получатель находятся не только в Российской Федерации, но и за рубежом. О транснациональном характере данного вида преступной деятельности говорит тот факт, что в настоящее время на территории государств СНГ действует порядка 30 преступных группировок, специализирующихся на контрабанде предметов старины и искусства, а в Западной Европе — около 40 таких организованных преступных групп, которые занимаются поиском, скупкой и нелегальным вывозом культурных ценностей. Во многих случаях ситуация осложняется тем, что контрабанде культурных ценностей содействуют коррумпированные должностные лица, непосредственно связанные с функцией таможенного и смежного с ним пограничного контроля.

На практике наиболее распространенным является безличный способ перемещения антиквариата, когда старинный предмет скрывается в конструктивных особенностях транспортного средства, следующего международным сообщением (например, в вагоне железнодорожного состава). При этом сообщники находятся на разных концах канала контрабанды. Обнаруженные таким образом перемещаемые культурные ценности оформляются как не имеющие собственника. Органы пограничного либо таможенного контроля обнаруживают упрятанные в специально подготовленных тайниках либо в конструктивных особенностях транспортного средства предметы старины, а вот кто их нелегально перемещает через границу, как правило, установить не удается. Этому способствует в определенной мере несовершенство технологической процедуры досмотра, на реализацию которой отводится немногим более получаса. Очевидно, что за такой короткий временной промежуток весьма проблематично досмотреть железнодорожный состав и его пассажиров. Поэтому на практике досмотр производится выборочный, в основном по оперативным разработкам.

В России 130 таможен, в каждой из которых существуют отделы: оперативно-розыскной, по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды. За последнее десятилетие таможенными органами пресечено незаконное перемещение через границу более 90 тыс.предметов, представляющих культурную и историческую ценность. С начала 2008 г. по фактам незаконного перемещения культурных ценностей таможенными органами возбуждено 192 дела об административных правонарушениях и 97 уголовных дел по статье «контрабанда»1.

1 См.: Герасимов И.А. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия // Проблемы местного самоуправления. 2008. № 17. С. 57.

Одним из существенных недостатков работы, проводимой таможенными органами в целях предотвращения, пресечения и выявления фактов незаконного перемещения через границу РФ культурных ценностей, является отсутствие надлежащего взаимодействия с территориальными органами по сохранению культурных ценностей, функции которых в регионах выполняют, как правило, Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Сверки сведений о перемещенных через таможенную границу РФ культурных ценностях с данными этих территориальных органов не проводятся. Правовых актов, которые обязывали бы таможенные органы и органы по сохранению культурных ценностей на систематической основе проводить сверки материалов и другие совместные контрольные мероприятия, направленные на предотвращение незаконного перемещения через границу культурных ценностей, также нет. Указанные обстоятельства не позволяют обеспечить на должном уровне предотвращение незаконного перемещения через границу культурных ценностей, а также создают условия для различного рода должностных злоупотреблений 1.

Таким образом, необходимо законодательно закрепить основы и порядок взаимодействия таможенных органов и территориальных органов по сохранению культурных ценностей. С целью предупреждения контрабанды культурных ценностей следует закрепить обязанность таможенных органов систематически проводить сверки сведений о перемещенных через таможенную границу РФ культурных ценностей. Для упрощения процедуры контроля, проводимого таможенными органами, в обязательном порядке должна быть создана единая база данных, систематизирующая сведения о культурных ценностях. Также необходимо закрепить обязанность таможенных органов и органов по сохранению культурных ценностей совместно проводить контрольные мероприятия. Представляется, что органы по сохранению культурных ценностей следует привлекать к участию в таких мероприятиях в качестве специалистов, наделив их соответствующей совокупностью прав и обязанностей.

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что в системе мер противодействия контрабанде культурных ценностей именно предупреждение этой категории преступлений должно иметь приоритет, а не его уголовное наказание. Привлечение виновных лиц к уголовной ответственности, несомненно, крайне важно, однако стоит иметь в виду, что рассматриваемая сфера преступной деятельности отличается очень высокой степенью латентности,

1 См.: Юрьев А. Перемещение через границу культурных ценностей // <Шр://ішІ8І-moscow.ru/tam-spori/stat_tam_sp/1353/> (последнее обращение — 1 марта 2011 г.).

что ведет к безвозвратной утрате значительной части похищенных культурных ценностей. В этом контексте именно предупреждение, направленное на противодействие контрабанде культурных ценностей, недопущение ее независимо от вида — уголовно или административно наказуемого, в большей степени обеспечивает их сохранность и защиту от незаконного вывоза за границу.

А.А. Задоян*

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕБРЕЖНОЕ ХРАНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Ключевые слова: огнестрельное оружие, небрежное хранение, квалификация преступления, преступление против общественной безопасности.

A.A. Zadoyan. The criminal liability for negligent keeping of the weapon

The article deals with the problems of the criminal liability for negligent keeping of the weapon. The author discusses the difficult questions arising in context of the act and fault in this crime.

Общественная опасность небрежного хранения огнестрельного оружия заключается в том, что рассматриваемое преступление не просто создает условия для причинения возможного вреда общественным отношениям. Главным критерием криминализации небрежного хранения огнестрельного оружием является то, что по вине законного владельца оружия реально наступают определенные общественно опасные последствия. Иными словами, ст. 224 УК РФ содержит норму, имеющую ярко выраженное свойство двойной превенции, позволяющую на самом раннем этапе защитить общественные отношения, которые могут быть нарушены неуполномоченным лицом, получившим в фактическое обладание огнестрельное оружие.

И.Я. Козаченко верно отмечает, что опасность небрежного хранения огнестрельного оружия лицами, владеющими им, заключается в том, что этим оружием может воспользоваться любой человек, в том числе и тот, кто в силу своего умственного или возрастного развития либо болезненного состояния не может правильно осмысливать его убойные (поражающие) свойства. Тем более опасно, когда в результате небрежного хранения этого вида оружия им овладевает лицо, склонное к агрессивному поведению

* Кандидат юридических наук, советник Московского окружного военного суда.

1 См.: Уголовное право. Особенная часть: учебник / отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. М., 2008. С. 543.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.