УДК 34 ББК 67
КОНТРАБАНДА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
АСЛАН ХАЗРЕТ-АЛИЕВИЧ ПИХОВ,
кандидат юридических наук,
начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: Apihov@mail.ru
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблемы общественной опасности и географии совершения контрабанды культурных ценностей как одного из видов транснациональных преступлений, а также актуальные проблемы законодательной регламентации ответственности за контрабандные действия, совершаемые с культурными ценностями. На основе анализа положений уголовного законодательства и обращения к практике его применения предлагаются пути повышения эффективности противодействия контрабанде культурных ценностей.
Ключевые слова: контрабанда, культурные ценности, организованная преступность, транснациональное преступление, транснациональная преступность.
Abstract. In article problems of public danger and geography of commission of smuggling of cultural values as one of types of transnational crimes are investigated. The author allocates and considers actual problems of a legislative regulation of responsibility for the illicit actions made with cultural values. On the basis of the analysis of provisions of the criminal legislation and the appeal to practice of its application ways of increase of efficiency of counteraction to smuggling of cultural values are offered.
Keywords: smuggling, cultural values, organized crime, transnational crime, transnational crime.
Необходимость материального обеспечения существования, функционирования и, тем более, расширения организованных преступных формирований обусловливает непрерывный поиск таковыми источников финансирования и иного получения криминальных доходов, увеличение которых, как правило, связано с выходом деятельности таких формирований на транснациональный уровень, в том числе в виде взаимодействия с преступными группами на территории других государств1. К числу транснациональных преступлений, направленных на извлечение материальной выгоды относится контрабанда различных предметов, с учетом специфики которых сформировались определенные маршруты их контрабандного ввоза на территорию России, вывоза из нее и транзитного перемещения по ней.
Виновные лица избирают маршрут с учетом ряда факторов, среди которых наиболее важными
являются географическое положение страны-места назначения контрабандного груза, вид, размер и особенности последнего, наличие либо отсутствие налаженных каналов поставки, в том числе коррумпированных связей в таможенных и иных органах власти, технические и иные материальные возможности. При этом контрабанда, совершаемая систематически и (или) в крупных размерах, предполагает ее осуществление в соучастии с распределением ролей и взаимодействии преступных групп, существующих на территориях двух и более государств.
Наряду с контрабандой оружия и наркотиков, к числу сходных по способу осуществления транснациональных преступлений относится контрабандное перемещение культурных ценностей В данном случае Россия преимущественно выступает в качестве в качестве страны, из которой такие ценности нелегально вывозятся в другие государства. Также территория нашей страны используется для неза-
конного транзита культурных ценностей и в меньшей степени для контрабандного ввоза последних.
По данным ООН, ежегодный доход от транснациональной преступной деятельности, связанной с предметами искусства и культурными ценностями составляет от 3,4 до 6,3 миллионов долларов США, то есть 0,8% всех незаконных финансовых потоков. Контрабанда зачастую связана с коррупцией, является источником финансирования террористических организаций и их деятельности, а также используется для отмывания денег2. При этом отмечается, что хищения предметов культурного наследия «процветают» в обстановке конфликта и постконфликтной ситуации, когда отсутствие правопорядка и законности, создают идеальную атмосферу для контрабандистов, подкупающих чиновников и вывозящих ценные предметы3.
Действительно, незаконный вывоз из страны культурных ценностей является значительной проблемой для многих стран, наиболее остро проявляющейся в так называемые переходные периоды. С той же проблемой столкнулась и Россия, где с начала 90-х годов прошлого века стало наблюдаться увеличение фактов контрабандного вывоза культурных ценностей в западные и иные зарубежные государства. Соответствующим преступлениям, как правило, предшествуют хищения культурных ценностей, в том числе из музеев различного уровня. В последующем похищенные ценности, контрабандно перемещенные в другие страны, оседают в частных коллекциях, что затрудняет их поиск и возвращение законным владельцам. Криминологами отмечается, что только в одной ФРГ находятся несколько тысяч магазинов, занимающихся продажей культурных ценностей, ранее вывезенных из России4.
Как отмечает Е.М. Косицына, согласно данным Интерпола, Россия находится на третьем месте в мире (после Италии и Чехии) по количеству преступлений, сопряженных с хищениями культурных ценностей. При этом в базе данных ГИАЦ МВД России находится более 75 тысяч единиц культурных ценностей5. Преступления, связанные с культурными ценностями, в том числе их контрабанда, по объему незаконно получаемого дохода сопоставимы с нелегальной торговлей оружием6.
К.А. Диканов пишет о возрастающем контрабандном перемещении культурных ценностей, доля
которых в стоимостном выражении составляет 25% от стоимости всех предметов, незаконно перемещаемых через таможенную границу в рамках неторгового оборота7.
По данным исследования этого автора, с 2006 г. организованные группы частично переориентируют свою преступную деятельность с незаконного вывоза культурных ценностей на их контрабандный ввоз, сопряженный с уклонением от уплаты таможенных платежей. При осуществлении же контрабандного вывоза культурных ценностей виновные постоянно совершенствуют его способы: например, в Россию под видом оригинала картины для ее реставрации ввозится копия, потом таковая заменяется на оригинал и вывозится за границу; используются подложные документы на вывоз, в том числе разрешений Росохранкультуры8.
К.В. Караванская выделяет тенденцию к увеличению числа фактов контрабанды культурных ценностей не по привычным маршрутам, ведущим в западноевропейские страны, а по другим, в том числе новым направлениям — в США, Канаду, Японию, страны Юго-Восточной Азии, Австралию, страны Ближнего Востока. Кроме того, встречаются случаи такой контрабанды в страны Балтии и СНГ9.
Применительно к контрабандному ввозу культурных ценностей в Российскую Федерацию отметим, что анализ опубликованной правоприменительной практики показал, что в основном речь идет о попытках ввезти из стран Западной Европы незначительные по количеству и, как правило, стоимости предметы: старинные монеты, картины, антикварное оружие и т.п.
Например, сотрудники Домодедовской таможни при проведении таможенного контроля пассажиров, прилетевших из Мадрида, остановили гражданина Украины, воспользовавшегося «зеленым» коридором. При проведении таможенного досмотра его дорожного чемодана были обнаружены 10 монет разных стран (США, Российская империя), отчеканенные в конце XIX — начале XX вв. В соответствии с заключением эксперта, монеты относятся к категории культурных ценностей как выпущенные более 100 лет назад и подпадают под действие Закона РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей». Рыночная стоимость коллекции оценивается примерно в 300 тысяч рублей10.
В практике встречаются и факты попыток контрабандного ввоза в Россию культурных ценностей, относящихся ко времени нацистской Германии. Например, в декабре 2015 г. сотрудники Домодедовской таможни пресекли попытку незаконного ввоза таких культурных ценностей.
Так, гражданин России, прилетевший из Берлина, проследовал на «зеленый» коридор, тем самым заявив об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, однако в ходе проведения таможенного досмотра его чемодана таможенники обнаружили четыре старинных ножа: два офицерских кортика нацисткой Германии образца 1935 и 1937 гг., тесак рядового состава Немецкого Красного Креста образца 1938 г., военный нож немецкой национал-социалистической молодежной организации образца 1933 г. Согласно заключению таможенного эксперта, представленные на экспертизу предметы относятся к категории культурных ценностей. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 226.1 УК РФ11.
Контрабанда, связанная с ввозом в Россию или вывозом из нее культурных ценностей, в наибольшей степени проявляется в тех регионах нашей страны, которые граничат с государствами, являющимися «экспортерами» или (и) «импортерами» соответствующих предметов. Так, по данным исследования К.А. Диканова, наибольшее число фактов контрабандного вывоза культурных ценностей наблюдается в Северо-Западном, Дальневосточном, Приволжском, Сибирском и Центральном федеральных округах. Все чаще контрабандный вывоз культурных ценностей осуществляется через Дальневосточный регион в Китай, Японию, страны Юго-Восточной Азии, США. Имеет место увеличение числа задержаний граждан Китая, пытающихся вывезти из России старинные монеты и монеты советского периода, ордена, медали, религиозные предметы и иные предметы культа, в том числе буддийские иконы, древнее оружие, окаменелости древних животных и др. В Северо-Западном регионе (преимущественно через Калининградскую таможню) граждане России, Польши, стран Балтии задерживались при попытках контрабандно вывезти картины, книги, антикварное оружие, археологические и палеонтологические ценности. Наблюдаются факты вывоза российских культурных ценностей для
демонстрации на выставках в других странах и обратного ввоза подделок (например, в восточносибирском регионе)12.
Для нелегального перемещения в Россию и из нее культурных ценностей незначительных размеров активно используются международные почтовые отправления, что позволяет виновным избежать риска задержания в процессе осуществления контрабанды: например, таким путем перемещаются почтовые марки, монеты, рукописи, картины и т.п. География такой контрабанды охватывает практически весь мир, при этом взаимодействие между отправителем, получателем и возможными посредниками осуществляется посредством ресурсов сети «Интернет».
Отметим, что в России контрабанда культурных ценностей отнесена к преступлениям против общественной безопасности наряду с контрабандным перемещением сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия и его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1 УК РФ).
Изучение содержания соответствующего уголовно-правового запрета показало, что он нуждается в научно обоснованном развитии, поскольку не определяет, какими видами нормативных правовых актов следует руководствоваться правоприменителю для решения вопроса об отнесении того или иного предмета к культурным ценностям, не дифференцирована ответственность за такую контрабанду с учетом повышения стоимостного размера ее предмета (в ст. 226.1 УК РФ говорится только о крупном размере), в число квалифицирующих признаков не включены такие обстоятельства, как совершение контрабанды группой лиц по предварительному сговору, а также с использованием сети «Интернет» либо иных информационно-телекоммуникационных сетей.
Также считаем, что для повышения эффективности противодействия контрабанды культурных цен-
ностей законодателю целесообразно уделить внимание и внесению дополнений в ст. 164 УК РФ об ответственности за хищение предметов, имеющих особую ценность, где, например, необоснованно уравнивается общественная опасность совершения преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой, не содержится квалифицирующий признак, учитывающий сопряженность деяния с контрабандой похищенных предметов или (и) направленность хищения на последующую контрабанду.
Кроме того, в ст. 164 УК РФ говорится о предметах, имеющих особую ценность, причем не только культурную, но и историческую, культурную или научную, тогда как в ст. 226.1 УК РФ говорится только о культурных ценностях, причем без указания на их особую ценность. То есть предмет контрабанды нуждается в дальнейшем расширении, в том числе за счет включения в него предметов, имеющих особую историческую, научную или художественную ценность.
Безусловно, противодействие контрабанде культурных ценностей не должно сводиться только лишь к внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, но и состоять в его эффективной реализации на практике, чему способствовала бы разработка соответствующего постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обобщающего практику применения ст. 226.1 УК РФ.
Своего дальнейшего развития требует и деятельность по предупреждению контрабанды культурных ценностей, в том числе по профилактике коррупции,
создающей предпосылки для хищений данных предметов и их контрабандного перемещения.
Совершенствование законодательства, направленного на противодействие хищениям и контрабанде культурных ценностей, и практики его применения целесообразно осуществлять с учетом транснационального и организованного характера данных преступлений.
1 См.: Иванцов С.В. Организованная преступность в системе криминально-экономических отношений // Российский криминологический взгляд. 2012. № 1. С. 375—380.
2 См.: Контрабанда культурных ценностей процветает благодаря коррупции // Электронный ресурс: URL: http://www.ut.uz/ rn/mir/kontrabanda_kultumih_cennostey_procvetaet_ blagodarya_ korrupcii (дата обращения: 26.01.2016).
3 См.: там же.
4 См.: Русанов Г.А. Состояние и динамика контрабанды культурных ценностей на современном этапе // Культура: управление, экономика, право. 2010. № 1. С. 20—21.
5 См.: Косицына Е.М. Нормативно-правовые основы деятельности таможенных органов государств-членов таможенного союза в борьбе с контрабандой культурных ценностей // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право . 2014. № 11. С. 81.
6 См.: Клебанов Л.Р. Преступления против культурных ценностей: понятие, признаки, система // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 194.
7 См.: Диканов К.А. Борьба с преступными посягательствами на культурные ценности: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2008. С. 16.
8 См.: Диканов К.А. Указ. соч. С. 16—17.
9 См.: Караванская К.В. Контрабанда культурных ценностей: криминологический анализ // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2004. №1. С. 6—7.
10 См.: Задержаны редкие монеты // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации: URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view= article&id=22110:2015-11-18-09-49-22&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения: 15.04.2016).
11 См.: Задержаны культурные ценности // Официальный сайт Федеральной таможенной службы: URL: http://www. customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 22311:2015-12-16-13-08-08&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 15.04.2016).
12 См.: Диканов К.А. Указ. соч. С. 27—28.
Защита трудовых прав и законных интересов работников и работодателей. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Сапфирова А.А., Соловьева О.М. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 103 с.
Раскрывается содержание дефиниций института защиты трудовых прав и законных интересов работников и работодателей. Представлены способы защиты трудовых прав и законных интересов работников и работодателей через классификацию субъектов защиты.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», в качестве материала для подготовки к занятиям по дисциплинам «Трудовое право», «Трудовые споры», «Защита трудовых прав».
A.A. Сапфирова О.М. Соловьева
ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ