ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. В. АВДЕЕВ,
консультант по налогам и сборам
Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами регламентирован Федеральным законом от 08.12.2003 N° 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ).
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 53 Закона № 164-ФЗ).
Поскольку в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все виды ответственности за нарушения законодательства в области внешнеэкономической деятельности, следует остановиться на административной и уголовной ответственности.
Административная ответственность предусмотрена гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В области таможенного дела (нарушения таможенных правил) существуют несколько видов административной ответственности.
Статья 16.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, выраженных:
• в перемещении товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля;
• в перемещении товаров с сокрытием от таможенного контроля;
• в представлении таможенному органу недостоверных сведений и недействительных документов.
Перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля. Объективную сторону указанного правонарушения составляют:
• прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации вне установленных мест или вне времени работы таможенных органов (гл. 23 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС));
• убытие с таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств вне установленных мест, вне времени работы таможенных органов или без разрешения таможенного органа (гл. 24 ТК ТС). Согласно п. 1 ст. 16.1 КоАП РФ нарушение
указанных порядков влечет наложение административного штрафа:
• на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. Перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля. Под таможенным контролем согласно подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Сокрытие товаров от таможенного контроля может осуществляться одним из следующих способов:
• путем использования тайников;
• путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;
• путем придания одним товарам вида других. Тайниками признаются места, специально изготовленные либо специально оборудованные или приспособленные для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные способы утаивания товаров, т. е. нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах транспортного средства). Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.
В соответствии с п. 2 ст. 16.1 КоАП РФ сокрытие товаров от таможенного контроля влечет наложение административного штрафа:
• на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения;
• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. Представление таможенному органу недостоверных сведений и недействительных документов. Под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Помимо представления таможенному органу недействительных документов для незаконного перемещения товаров и транспортных средств используются также средства идентификации, а именно:
• использование поддельного средства идентификации, т. е. полностью изготовленного фиктивного средства идентификации;
• использование подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, т. е. соответствующего установленным требованиям, но служащего средством идентификации других товаров и транспортных средств.
Представление таможенному органу недействительных документов, согласно п. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:
• на граждан в размере от 1 000 до 2 500 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
• на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.;
• на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет наложение административного штрафа:
• на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. Заявление декларантом либо таможенным
представителем при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера (п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:
• на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. Согласно п. 3 ст. 16.2 КоАП РФ заявление
декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить
основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, влечет наложение административного штрафа:
• на граждан в размере от 1 500 до 2 500 руб. с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
• на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб. с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Кроме того, КоАП РФ предусмотрены и другие виды административных правонарушений, например:
• несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП РФ);
• недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст. 16.4 КоАП РФ);
• нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ);
• представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7 КоАП РФ);
• недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них (ст. 16.9 КоАП РФ);
• несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ);
• несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений (ст. 16.12 КоАП РФ);
• непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ);
• несоблюдение таможенного режима (ст. 16.19 КоАП РФ).
Ответственность за таможенные преступления предусмотрена и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ). При этом
общественно опасное деяние, не предусмотренное уголовным законодательством, не может считаться преступлением.
К таможенным преступлениям относятся:
• контрабанда (ст. 188 УК РФ);
• незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
• невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
• невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
• уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
Контрабанда. Под контрабандой согласно п. 1 ст. 188 УК РФ понимается перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Указанное преступное деяние наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Более опасным видом контрабанды является перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров, в отношении которых установлены специальные правила ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее. Так, лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет (либо без такового) и с ограничением свободы на срок до 1 года (либо без такового) наказывается контрабанда, предметом которой являются:
• наркотические средства;
• психотропные вещества, их аналоги;
• растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества;
• инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые
для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
• сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы;
• огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
• стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.
Наиболее опасной формой контрабанды считается контрабанда, совершенная организованной группой. В соответствии с п. 4 ст. 188 УК РФ такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказание усиливается до лишения свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового. Согласно п. 3 ст. 188 УК РФ такими обстоятельствами являются:
• совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения;
• совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Незаконный экспорт технологий, сырья, материалов, оборудования и информации, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Предметом преступления являются:
• технологии (чертежи, схемы и иная технологическая документация, оборудование, позволяющие производить оружие массового поражения и другое);
• научно-техническая информация (информация, регламентирующая безопасность производства продукции военного назначения,
и др.) и услуги (консультирование, проектирование, обучение специалистов, наладка оборудования, проведение экспертиз и др.), которые используются или могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Согласно ст. 189 УК РФ, незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации; незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
Деяния, совершенные организованной группой, либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, —наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
Обратите внимание! Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.
Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исто-
рического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Предметы художественного, исторического и археологического достояния входят в перечень культурных ценностей, закрепленный в ст. 6 Закона Российской Федерации № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее — Закон № 4804-1):
• культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
• культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации, и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
• культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
• культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
• культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
• культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.
Культурные ценности, временно вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации, перемещаются в соответствии с таможенным режимом временного вывоза.
Согласно ст. 5 Закона № 4804-1 под временным вывозом культурных ценностей понимается перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.
В соответствии со ст. 285 ТК ТС таможенный режим временного вывоза предполагает пользование товарами, в течение установленного срока, за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.
Неисполнение обязанности по возвращению на территорию Российской Федерации культурных ценностей в установленные сроки, если такое возвращение является обязательным, согласно ст. 190 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок
до 8 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда. Под незаконным вывозом и незаконным ввозом культурных ценностей понимается вывоз и ввоз культурных ценностей, осуществленные с нарушением правил, установленных таможенным законодательством Российской Федерации.
Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. В соответствии со ст. 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 30 млн руб.
Согласно письму ФТС РФ от 28.01.2010 № 01-11/3425 «О квалификации преступлений по выявленным случаям невозврата в Российскую Федерацию иностранной валюты» незаконный перевод денежных средств за границу при отсутствии реальной внешнеэкономической деятельности с использованием фиктивных документов не образует состава контрабанды, поскольку отсутствует незаконное физическое перемещение товаров через таможенную границу.
Уклонение от уплаты таможенных платежей. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей устанавливается Законом Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей предусмотрена в ст. 194 УК РФ.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 3 млн руб., а в особо крупном размере — 36 млн руб.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 21.07.2011).
2. О квалификации преступлений по выявленным случаям невозврата в Российскую Федерацию иностранной валюты: письмо ФТС РФ от 28.01.2010 № 01-11/3425.
3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
5. О таможенном тарифе: Федеральный закон от 21.05.1993 № 5003-1.