10.5. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ - ИСТОРИЯ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ
Зарубин Николай Николаевич, аспирант кафедры административного и таможенного права. Место учебы: Российская таможенная академия. E-mail: zarubin. nik@yandex. ru
Аннотация: Автор анализирует развитие отечественного законодательства об административной и уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и с целью разработки собственной периодизации такого развития.
Ключевые слова: контрабанда, незаконное перемещение, таможенная граница, административная ответственность, история российского законодат ельст ва.
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL TRANSPORTATION OF GOODS THROUGH CUSTOMS
BORDER - HISTORY, PERIODIZATION OF DEVELOPMENT
Zarubin Nikolay Nikolaevich, postgraduate student at administrative and customs law chair. Place of study: Russian customs academy. E-mail: [email protected]
Annotation: The author analyzes the development of native legislation about administrative and criminal responsibility for illegal transportation of goods through customs border in order to work out the author's periodization of such development.
Keywords: contraband, illegal transportation, customs border, administrative responsibility, history of Russian law.
Автор предлагает рассмотреть историю развития отечественного законодательства об ответственности за контрабанду, с целью исследования этапов появления в ней норм об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, которое автор, в виду схожести объективной стороны незаконного перемещения товаров через таможенную границу и контрабанды, уголовная ответственность за которую была предусмотрена действовавшей до недавнего времени ст. 188 УК РФ, предлагает именовать административной или административно-наказуемой контрабандой.
В Российской истории можно выделить несколько периодов развития законодательства о контрабанде.
К середине IX века нашей эры, племена древних славян, расселившиеся и создавшие свое государство на достаточно большой (по меркам государств того времени) территории, от Финского залива до Черного моря вели активную торговлю между собой и с другими государствами.
Понятие таможенных пошлин было известно в древнерусском государстве. Об этом можно судить исходя из договора, заключенного князем Олегом с греками в 907 году. В договоре, в том числе, есть и положения о торговых привилегиях, предоставляемых русским купцам при ведении торговле в Константинополе. «И да творят куплю, якоже или надобе, не плотяче мыта ни в
чем»1. Из этого следует, что в соответствии с данным договорам русские купцы не уплачивали мыт, то есть пошлины при осуществлении торговых операций в Византии.
Понятие контрабанды также было известно в Киевской Руси.
«В судебнике князя Владимира говорится, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, следует наказание в виде конфискации товара и избиения плетью товаропровозителя»2.
В ХІ-ХІІІ веке для древнерусского государства характерно развитие торговли и, соответственно, таможенного дела.
В указанный период на территории Руси существовало несколько видов пошлин: проезжие, торговые, пошлины за обслуживание и штрафные пошлины3.
Особый интерес представляет система штрафов, сформировавшаяся в указанный период на территории Киевской Руси.
За неуплату мыта существовал специальный штраф
- «промыта»-, кроме того, такое деяние наказывалось кнутом.
Был предусмотрен штраф с купцов, которые хранили свои товары не на гостином дворе, который назывался «заповедь».
Штраф за сокрытие товара, провоз его без уплаты пошлины и неявку в таможню назывался «протамо-жы».
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что уже в описываемые времена существовала система штрафов за нарушения установленных правил в сфере таможенного дела, которые обязаны были соблюдать лица, перевозившие товары.
Одной из особенностей установления ответственности за контрабанду того времени являлось то, что системы пошлин и штрафов в различных княжествах Киевской Руси отличались друг от друга.
Второй особенностью можно считать запутанность, сложность и противоречивость данной системы штрафов и пошлин.
«Система эта не лишена была правомерности, несмотря на ее запутанность и несоизмеримость.
Запутанность же этой системы состояла в ее излишней дробности, во взимании с одного и того же предмета разного рода таможенных пошлин, и преимущественно в произвольности, которую они часто допус-кали»4.
В 1648-1649 годах в российском государстве проводилась работа, направленная на создание единого правового акта, регламентирующего наиболее важные для общества и государства общественные отношения
- Соборного уложения.
В Соборном уложении была глава ІХ, которая была посвящена мытам, перевозам и мостам и состояла из 20 статей.
С точки зрения исследования истории борьбы с контрабандой представляет интерес четвертая статья указанной главы Соборного Уложения.
«А будет которые Московских чинов всякие люди, и городовые дворяне, и дети боярские, и иноземцы по мытам и перевозам и по мостом учнут с собой прово-
1 Памятники русского права. М., 1953. Т. 1. С. 65.
2 Ю.Г. Кисловский. Контрабанда: история и современность. Москва. ИПО «Автор». 1996.
3 Таможенное дело в России. X- начало XX в. СПб., 1995. С. 6.
4 Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины ІІ. Спб., 1848. С. 73.
зити торговых всяких чинов людей с товары, а про то сыщется: и тех людей бити кнутом, да на них же взятии мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдати мы-товщикам и перевозчикам и мостовщикам»5.
Из приведенного текста ст. 4 главы IX Соборного Уложения очевидно, что в данном документе содержались нормы, устанавливающие ответственность за незаконное перемещение товаров, то есть за контрабанду.
Однако, нормы содержащиеся в Соборном Уложении представляли собой попытку «приспособить существующую таможенную систему, сложившуюся в период феодальной раздробленности, к потребностям централизованного московского государства, развивающейся экономики и всероссийского рынка»6.
Но система, доставшаяся единому, централизованному русскому государству XVII в наследство от эпохи феодальной раздробленности и удельных княжеств, требовала глубоких структурных преобразований.
Одним из первых шагов в таможенной реформе было издание Именного указа «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием поскольку взято и с каких товаров» от 25.10.1653 г7.
За сокрытие товаров, а также за предоставление недостоверных сведений об их стоимости было предусмотрено наказание в виде конфискации товара. При совершении повторного нарушения полагалось также, помимо конфискации товаров, еще и битье кнутом.
Проанализировав меры, которые были установлены в Киевской Руси, а также в централизованном Российском государстве для противодействия контрабанде, можно сделать несколько умозаключений.
Во-первых, способы совершения контрабанды в те времена были схожи с современной характеристикой объективной стороны данного правонарушения. Описания деяний, за которые законодательство тех времен на разных этапах устанавливало наказание, схожи с современными нормами об ответственности за административную контрабанду. К ним относятся, прежде всего, утаивание товара от таможни, то есть сокрытие и перемещение товара мимо таможни, а также сообщение в таможню недостоверных сведений (например, о стоимости товара).
Данная формулировка способов совершения наказуемых деяний очень схожа с формулировками диспозиций ст. ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ, которые устанавливают административную и уголовную ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля, перемещение товаров помимо таможенного контроля, заявление таможенному органу недостоверных сведений о товарах (недостоверное декларирование).
Во - вторых, во времена становления таможенного дела не было разделения на административнонаказуемую и уголовно-наказуемую контрабанду.
Значительный рост контрабанды был отмечен в период правления Петра I. Объясняется это принятием в 1724 году подчеркнуто протекционистского тарифа, который устанавливал высокие ставки таможенных пошлин в отношении широкого спектра товаров.
В 1723 г. был издан указ, в котором опять-таки устанавливалось наказание за контрабанду: «По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги
5 Полн. собр. Законов российской империи. Собр. 1 Т. 1. Спб., 1830. С. 16.
6 Ю.Г. Кисловский. Контрабанда: история и современность. Москва. ИПО «Автор». 1996. С. 22
7 Полн. собр. Законов российской империи. Собр. 1 Т. 1. № 107.
и проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет»8.
В современном законодательстве об административной ответственности существует правонарушение -перемещение товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля, одно из наказаний за которое штраф, зависящий от стоимости товара. Как мы видим, и во времена Петра І, в начале XV! І І века существовали схожие правовые нормы.
Большой вклад в развитие законодательства об ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу внесла Екатерина ІІ.
В 1762 году была учреждена Главная над таможенными сборами канцелярия во главе с Э. Минихом. Таможенные доходы во времена правления Екатерины ІІ утроились. Большое внимание уделялось и борьбе с контрабандой.
Начало девятнадцатого века также отмечено развитием законодательства о борьбе с контрабандой.
В 1819 году был принят таможенный устав, в котором законодательно закреплялось определение такого правонарушения. «Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных таможню документах»9.
Данные нормы очень наглядно, с точки зрения изучения истории законодательства о контрабанде, корреспондируют с современным российским законодательством об административных правонарушениях, в соответствии с которым административная контрабанда совершается способами, которые можно привести к двум общим видам:
- перемещение товаров помимо или с сокрытием от таможенного контроля;
- недекларирование или недостоверное декларирование.
Однако, несмотря на непрерывные усилия государства по борьбе с контрабандистами и совершенствование законодательства в этой области, поток контрабанды не уменьшался.
После принятия в 1864 году судебных уставов, регламентирующих деятельность судов того времени, нормы Уложения о наказаниях, устанавливающие ответственность за контрабанду, были включены в особый Устав о наказаниях, назначаемых мировыми судьями.
В соответствии с упомянутым Уставом за контрабанду были предусмотрены следующие наказания:
- перемещение товаров, запрещенных к ввозу либо вывозу, с сокрытием от таможни каралось их конфискацией и наложением штрафа, сумма которого определялась как двойной размер стоимости товара;
- перемещение товаров, в отношении которых были установлены ввозные либо вывозные таможенные пошлины, наказывалось штрафом в размере, соответствующем пятикратному размеру таких пошлин,
8 Цит. По: Пограничник. 1906. № 1. С. 15.
9 Ю.Г. Кисловский. Контрабанда: история и современность. Москва. ИПО «Автор». 1996. С. 52.
- если в отношении незаконно провозимых товаров не были установлены таможенные пошлины, и не было запрета на их перемещение через таможенную границу, то они не подлежали конфискации и штраф составлял лишь 10% стоимости таких товаров.
Наказания, которые с точки зрения современной правовой системы можно отнести только к уголовным, применялись лишь за совершение контрабанды, отягощенной какими-либо квалифицирующими признаками.
Так, за совершение контрабанды при отягчающих обстоятельствах были предусмотрены такие наказания как заключение в тюрьму или исправительный дом.
Наиболее строгим наказанием были каторжные работы от 4 до 6 лет, применявшиеся к лицам, которые были неоднократно осуждены за контрабанду в прошлом и продолжали заниматься незаконной деятельностью .
С завершением гражданской войны и созданием СССР начинается новый этап в развитии отечественной таможенной службы и законодательства, направленного на борьбу с контрабандой.
В 1925 г. был принят Таможенный устав СССР. В статье 259 содержалось определение контрабанды «Всякое перемещение через государственную пограничную черту ценностей, имущества и всякого рода предметов, помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля признается контрабандой».
В 1929 году был принят Таможенный Кодекс СССР в котором содержалось определение контрабанды. При этом было установлено разделение контрабанды на 2 вида - простую и квалифицированную.
В соответствии со ст. 164 Таможенного кодекса Союза ССР контрабандой признавалось «всякое перемещение через границу грузов (товаров, ценностей и иных предметов) помимо таможенных учреждений или через эти учреждения, но с сокрытием от таможенного контроля»10.
Понятие квалифицированной контрабанды содержалось в ст. 166 Таможенного кодекса СССР.
В соответствии с данной статьей квалифицированной контрабандой признавалось: «перемещение грузов, помимо таможенных учреждений, с помощью специально для этой цели предназначенных перевозочных средств; сокрытие контрабандных грузов в помещениях, особо для их сокрытия приспособленных; контрабанда, связанная с подделкой таможенных документов, или прикрытие грузов документами, относящимися к другому грузу; участие в организации, специально занимающейся контрабандой; совершение контрабанды вооруженными лицами»11 и другие случаи незаконного перемещения товаров через таможенную границу с отягчающими обстоятельствами.
Особенно интересным для данного исследования представляется положение о том, что: «дела о квалифицированной контрабанде по вступлении в законную силу постановления таможни «О конфискации предметов контрабанды и перевозочных средств и наложении штрафа передаются в суд для привлечения к уголовной ответственности»12.
Исходя из приведенных выше положений таможенного законодательства СССР можно говорить о том,
10 Таможенный кодекс Союза ССР. М. 1946. Ст. 123, 129.
11 Таможенный кодекс Союза ССР. М. 1946. Ст. 282.
12 Там же.
что с принятием в 1929 г. Таможенного кодекса СССР произошло законодательное разделение контрабанды на уголовную и административную.
В этой связи необходимо обратить внимание на то, что взыскания в виде штрафа и конфискации за простую контрабанду налагались таможенными органами, то есть не в судебном, а в административном порядке.
Уголовная же ответственность за контрабанду наступала лишь в случаи совершения квалифицированной, более тяжкой контрабанды.
Таким образом, в Таможенном кодексе СССР контрабанда фактически была разделена на уголовную и административную, при этом по прежнему оставаясь одним и тем же правонарушением.
Еще одной вехой в развитии законодательства о контрабанде в советский период стало утверждение 5 мая 1964 г. Верховным Советом СССР Таможенного кодекса СССР.
В соответствии с данным кодексом было дано законодательное определение двум видам контрабанды: под контрабандой понималось как преступление, так и административное правонарушение с таким же названием.
В соответствии с Таможенным кодексом РСФСР 1964 г., контрабанда, как административное правонарушение, представляла собой «незаконное перемещение через государственную границу СССР грузов (товаров, ценностей и иных предметов), то есть перемещение грузов помимо таможенных учреждений с нарушением требований настоящего Кодекса или с сокрытием от таможенного контроля, а также хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР»13.
Очень важным, с точки зрения целей настоящего исследования, является то, что в Таможенном кодексе СССР понятие контрабанды как административного правонарушения и понятия нарушения таможенных правил были структурно разделены.
Под нарушениями таможенных правил понимались правонарушения, касающиеся именно порядка совершения различных таможенных формальностей. Например, причаливание к берегу без разрешения таможенного органа.
Таким образом, очевидно, что в таможенном законодательстве СССР под нарушениями таможенных правил понимались именно нарушения, связанные с несоблюдением порядка действий с товарами при перемещении их через таможенную границу, а незаконное перемещение товаров через таможенную границу, наказываемое в административном порядке, именуется именно контрабандой.
При этом преступление, которое заключалось в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, также именовалось контрабандой.
Для того, чтобы за контрабанду наступила не административная, а уголовная ответственность, объективная сторона совершенного преступления должна была включать в себя ряд отягчающих обстоятельств.
В ст. 102 Таможенного кодекса СССР было указано:
«Контрабанда, выразившаяся в незаконном перемещении товаров или иных ценностей через государственную границу СССР с сокрытием предметов в специальных хранилищах либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для
13 Таможенный кодекс СССР. Ст 100. "Свод законов СССР", т. 9, с. 140, 1990 г.
занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда, выразившаяся в незаконном перемещении через государственную границу СССР взрывчатых, наркотических сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения, наказывается в уголовном порядке».
Таким образом, таможенное законодательство СССР ясно называет контрабандой как административное правонарушение, так и уголовное преступление, заключающееся в незаконном перемещении товаров через таможенную границу.
Можно говорить о том, что советское законодательство, в отличии от современного Российского, прямо устанавливало единство понятия контрабанды, независимо от того, наказывалась она в уголовном или административном порядке.
До вступления 30 декабря 2001 года в силу КоАП РФ правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за контрабанду, были включены в Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 г. (далее - ТК РФ 1993) .
В данном нормативном правовом акте были предусмотрены следующие составы правонарушений, которые могут быть отнесены к административной контрабанде.
Ст. 276 ТК РФ 1993 года устанавливала ответственность за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля. Под этим понималось перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вне определенных таможенными органами Российской Федерации мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.
В соответствии со ст. 277 ТК РФ 1993 административная ответственность была установлена за сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Термин сокрытие от таможенного контроля означал использование тайников или других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других.
В соответствии со ст. 278 ТК РФ 1993 устанавливалась ответственность за перемещение товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации.
Ст. 279 ТК РФ 1993 предусматривала ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование.
Федеральным законом «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ главы 38-39 ТК РФ 1993 г. были признаны утратившими силу. С этого момента ответственность за таможенные правонарушения регламентировалась КоАП РФ.
В завершение данной статьи, автор предлагает следующую периодизацию развития отечественного законодательства об ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.
1. Доимперский период (середина IX - начало XVIII).
К первым актам данного периода можно отнести судебник князя Владимира, который среди прочего устанавливал ответственность за провоз товара без упла-
ты пошлины14. При этом последним актом данного периода, в котором регламентируются вопросы ответственности за контрабанду стал Наказ таможенным головам от 30.08.1694 г. «О сборе пошлин в Сибирских городах с Русских, Сибирских, Китайских, Бухарских и со всяких других товаров», который предусматривал в том числе и законодательные меры, направленные на борьбу с контрабандой15.
Появляются первые правовые нормы, устанавливающие ответственность за контрабанду. При этом формируется само понятие контрабанды. Под ней понимается утаивание товара от таможни, его тайный провоз помимо таможни или через нее, но с сокрытием от государевых людей (должностных лиц), без уплаты пошлины. Впоследствии, начиная с правления Алексея Михайловича, наказывать как за контрабанду стали также и за предоставление недостоверных сведений о товарах (их количестве, стоимости).
При этом, разделения контрабанды на уголовнонаказуемую и административно-наказуемую еще не произошло, поскольку, особенно на ранних этапах развития законодательства, еще не было четкого разделения ответственности на уголовную и административную. Однако, в законодательстве эпохи централизованного Московского государства уже заметно то, что за совершение «обычной» контрабанды установлены наказания, которые можно отнести скорее к административным, чем к уголовным.
2. Имперский период (начало XVIII в. - 1917 г.)
Начало имперского периода, характеризуется, прежде всего, значительным ростом объема контрабанды, вызванным принятием в 1724 году протекционистского тарифа, который устанавливал высокие ставки таможенных пошлин в отношении многих видов иностранных товаров. В качестве последнего документа данного периода в истории отечественного законодательства о борьбе с контрабандой можно привести Положение о контрабанде, принятое 27.03.1907 г., установившее ее подробное определение.
Данный период характеризуется тем, что хотя разделения контрабанды на уголовную и административную законодательно еще не произошло, однако уже можно выделить характерную особенность. За совершение неквалифицированной контрабанды предусмотрены были наказания, схожие с современными административными наказаниями за аналогичные правонарушения. К таким наказаниям можно отнести штрафы в размере, зависящем от стоимости товаров.
Наказания, которые с точки зрения современной правовой науки можно отнести исключительно к уголовным (заключение в тюрьме, каторжные работы) были установлены лишь в случае наличия существенных отягчающих обстоятельств.
3. Советский период (1917 - август 1991 г.)
Таможенный Кодекс СССР 1929 г. разделил контрабанду на простую и квалифицированную. При этом простая контрабанда наказывалась в административном порядке (с принятием соответствующих решений о привлечении к ответственности таможенными органами), а квалифицированная в уголовном. Таким образом, можно говорить о том, что в начале советского периода развития законодательства об ответственности за контрабанду впервые происходит четкое разде-
14 См. Ю.Г. Кисловский. Контрабанда: история и современность. Москва. ИПО «Автор». 1996.
15 См. Полн. собр. законов Российской империи. Собр.1. Т. 3. Спб. 1830. С 163.
ление контрабанды на административно-наказуемую и уголовно-наказуемую.
Данное разделение контрабанды по видам было закреплено и позднее, в Таможенном кодексе СССР 1964 г. В нем также впервые появляется понятие нарушение таможенных правил. Под нарушением таможенных правил понимается прежде всего нарушение порядка осуществления таможенных формальностей, в отличии от административной контрабанды, которая в соответствии с упомянутым Кодексом, представляет собой именно незаконное перемещение товаров через таможенную границу.
Кроме того, следует также отметить, что и в советский период способы совершения контрабанды остались теми же, что были упомянуты в более раннем законодательстве. Под контрабандой понимали перемещение товаров помимо или с сокрытием от таможенного контроля, а также предоставление в таможню недостоверных сведений о перемещаемых товарах.
4. Постсоветский период.
Первым актом данного периода стал Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 г. Впоследствии в ходе постсоветского периода был принят КоАП РФ, который, в том числе, существенно изменил российское законодательство о контрабанде.
На данном этапе развития отечественного законодательства за контрабанду происходит кардинальное изменение смыслового содержания понятий «контрабанда» и «нарушение таможенных правил».
Контрабандой теперь именуется исключительно уголовное преступление, заключающееся в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, а для юридического обозначения административнонаказуемой контрабанды используются понятия: «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации» (ст. 16.1 КоАП РФ) и Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.1 КоАП РФ).
Указанные понятия были отнесены к нарушениям таможенных правил и включены в главу 16 КоАП РФ.
Список литературы:
1. Памятники русского права. М., 1953.
2. Ю.Г. Кисловский. Контрабанда: история и современность. Москва. ИПО «Автор». 1996.
3. Таможенное дело в России. X- начало XX в. СПб., 1995.
4. Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. Спб., 1848.
5. Полное собрание Законов российской империи. Спб., 1830.
6. Пограничник. 1906. № 1.
7. Таможенный кодекс Союза ССР. М. 1946.
8. Таможенный кодекс СССР. "Свод законов СССР", 1990 г.
Literature list:
1. Monuments of Russian law. М., 1953.
2. Y.G. Kislovskiy. Contraband: Past and Present. Moscow. “Author”. 1996.
3. Customs business in Russia. X-beginning of XX century. Saint-Petersburg. 1995.
4. Tolstoy D. The history of financial institutions in Russia since the founding of the state until the death of Empress Catherine II. Saint-Petersburg. 1848.
5. Complete collection of the Laws of the Russian Empire. Saint-Petersburg. 1830.
6. Frontier guard. 1906. № 1.
7. Customs code of USSR. M. 1946.
8. Customs code of USSR. Code of Laws of USSR. M. 1990.