Научная статья на тему 'Ответственность за контрабанду в Кыргызской Республике: историко-правовые аспекты'

Ответственность за контрабанду в Кыргызской Республике: историко-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1154
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ТАМОЖНЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ СБОР / ПОШЛИНА / ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАБАНДУ / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ТАМГА ТАМГАЛУУ ТАШ / МАРАСИД / БЕКЕТЫ / КАРАВАН-САРАИ / БАЖЫ / САЛЫК / ЖУКХАНА / ТАРИФ «ПРОМЫТА» / ТАМЖИТЬ / КОММЕРЦ-КОЛЛЕГИЯ / ЖОГОРКУ КЕНЕШ / SMUGGLING / LEGAL INSTITUTE OF RESPONSIBILITY / CUSTOMS / CRIMINAL LIABILITY / CUSTOMS DUTY / DUTY / CUSTOMS RIGHT / RESPONSIBILITY FOR SMUGGLING / SILK ROAD / TAMGA TAMGALUU TASH / MARASID / BECKET / CARAVANSERAIS / BAZHY / SALYK / ZHUKHANA / TARIFF "WASHED" / THE SAME PLACE / CUSTOMS HEAD / COMMERCE COLLEGE / JOGORKU KENESH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токтоназарова Чынара Меймановна, Джумабекова Бактыгуль Ниязахуновна

Статья посвящена историко-правовым аспектам института ответственности за контрабанду в Кыргызстане, которая излагается автором по следующим этапам: в период Великого Шелкового пути, в период Кокандского ханства и России. Исследованы причины зарождения института ответственности за контрабанду, приведены фактологические и этимологические источники, обосновывающие существование этого института еще заре современной эпохи. Анализируются отдельные элементы системы таможенного управления кыргызов в период Кокандского ханства, что характеризует взаимообусловленность исследуемого института с наличием государственности у кыргызов. Далее исследуются источники, обосновывающие становление уголовного законодательства Кыргызской Республики в условиях присоединения кыргызов к Российской империи. Отмечается особая роль Российского государства в формировании национального уголовного законодательства отдельного суверенного государстваКыргызской Республики. С целью исследования возникновения и развития природы правового института ответственности за контрабанду в уголовном законодательстве Кыргызской Республике стоит отразить все исторические этапы возникновения данной правовой категории, что позволит сформировать более объективную и систематизированную картину на данный правовой институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Токтоназарова Чынара Меймановна, Джумабекова Бактыгуль Ниязахуновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsibility for smuggling in the Kyrgyz Republic: the historical and legal aspects

Article is devoted to historical and legal aspects of institute of responsibility for smuggling in Kyrgyzstan which is stated by the author on the following stages: in the period of the Great Silk way, in the period of the Kokand khanate and Russia. The reasons of origin of institute of responsibility for smuggling are investigated, the factual and etymological sources proving existence of this institute still to a dawn of a modern era are given. Separate elements of system of board of customs of Kyrgyz in the period of the Kokand khanate are analyzed that characterizes interconditionality of the studied institute with presence of statehood at Kyrgyz. Further the sources proving formation of the criminal legislation of the Kyrgyz Republic in the conditions of joining of Kyrgyz to the Russian Empire are investigated. The special role of the Russian state in formation of the national criminal legal system of the certain sovereign state the Kyrgyz Republic is noted. With a research objective of emergence and development of the nature of legal institute of responsibility for smuggling the Kyrgyz Republic should reflect all historical stages of emergence of this legal category in the criminal legislation that will allow creating more objective and systematized picture on this legal institute.

Текст научной работы на тему «Ответственность за контрабанду в Кыргызской Республике: историко-правовые аспекты»

Электронный научный журнал «Век качества» № 4 (2015)

http://www.agequal.ru

Online scientific journal «Age of Quality» ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www .agequal.ru 2015, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2015/AGE QUALITY 4 2015.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Токтоназарова Ч. М. Джумабекова Б. Н. Ответственность за контрабанду в Кыргызской Республике: историко-правовые аспекты // Электронный научный журнал «Век качества». 2015. №4. С. 74-88. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2015/415006.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Ответственность за контрабанду в Кыргызской Республике:

Токтоназарова Чынара Меймановна,

Кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмента, Заполярный филиал ГАОУ ВО ЛО Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина 663305, Красноярский край, г. Норильск, ул. Московская, д. 18

^ ¡шт076@mail. т

Джумабекова Бактыгуль Ниязахуновна,

Кандидат юридических наук, Старший преподаватель кафедры Международного права Кыргызско-Российский Славянский университета, Кыргызстан, Бишкек, ул. Тоголок Молдо, 300

^ inara076@mail. т

Аннотация. Статья посвящена историко-правовым аспектам института ответственности за контрабанду в Кыргызстане, которая излагается автором по следующим этапам: в период Великого Шелкового пути, в период Кокандского ханства и России. Исследованы причины зарождения института ответственности за контрабанду, приведены фактологические и этимологические источники, обосновывающие существование этого института еще заре современной эпохи. Анализируются отдельные элементы системы таможенного управления кыргызов в период Кокандского ханства, что характеризует

УДК: 343.359 (575.2)

историко-правовые аспекты

взаимообусловленность исследуемого института с наличием государственности у кыргызов. Далее исследуются источники, обосновывающие становление уголовного законодательства Кыргызской Республики в условиях присоединения кыргызов к Российской империи. Отмечается особая роль Российского государства в формировании национального уголовного законодательства отдельного суверенного государства- Кыргызской Республики. С целью исследования возникновения и развития природы правового института ответственности за контрабанду в уголовном законодательстве Кыргызской Республике стоит отразить все исторические этапы возникновения данной правовой категории, что позволит сформировать более объективную и систематизированную картину на данный правовой институт.

Ключевые слова: контрабанда; правовой институт ответственности; таможня; уголовная ответственность; таможенный сбор; пошлина; таможенное право; ответственность за контрабанду; Великий Шелковый путь; тамга тамгалуу - таш; марасид; бекеты; караван-сараи; бажы; салык; жукхана; тариф «промыта»; тамжить; Коммерц-коллегия; Жогорку Кенеш

Для анализа возникновения и развития природы правового института ответственности за контрабанду в уголовном законодательстве Кыргызской Республике, необходимо обратиться к историческим истокам его появления.

Как известно, огромное влияние на развитие кыргызского государства оказало прохождение Великого Шелкового пути, соединявшего народы Востока и Запада многие тысячелетия, через территорию Кыргызстана. Существование международной торговой трассы по центрально-азиатской части Великого Шелкового пути, соединявшего Китай с Византией, позволяло на протяжении многих веков отрабатывать и оптимизировать работу таможенных органов. Общеизвестно, что по Великому шелковому пути протяженностью более чем семь тысяч километров в западные страны сотнями путей экспортировался

китайский шелк. Обратно шли караваны товаров из Рима, Византии, позднее из Европы и Руси, проходили караваны из Индии, Ирана, Арабского Халифата. И если какое-либо государство или город ужесточали таможенные правила, увеличивали таможенные сборы, караваны шли в обход в поисках новых путей, ведь на одной только территории Центральной Азии существовали несколько веток Великого шелкового пути, которые за все время существования претерпели немалые изменения[1]. Тем самым прокладывались новые контрабандные тропы.

Самые первые упоминания о таможенных сборах на Великом Шелковом пути были найдены в арабских письменных источниках VII века. Таможенная пошлина взималась в размере 2 процентов от стоимости провозимого товара, и эта ставка сохранилась до XIX века т почти оставалась неизменной [2].

Само слово «таможня» по одной из основных версий, происходит от древнетюркского слова «тамга», означающего знак собственности, печать повелителя. Тамга у древних тюрков являлась гербом государства, им скреплялись государственные документы. Древнетюркские народы всему скоту, принадлежащему определенному племени ставили клеймо родового знака собственности, который назывался «тамга». Когда скот продавался другим племенам, он подлежал таможенному обложению пошлиной, которая устанавливалась каганом, но могла измениться в ходе горячих споров т долгих договоров перекупщиков. Помимо всего, территории, находящиеся в ведении древних тюркских племен, также ограждались пограничными таможенными камнями- тамгалуу - ташами, что еще раз подтверждает то, что таможня издревле доказывала существование государственности^].

Во времена Темуридов (XIV-XV вв.) по всему шелковому пути стояли таможни, тогда их называли марасид [1]. Тюрко-монголами была создана система транзитных пунктов - бекетов и караван-сарае, где путешественники могли отдохнуть, сменить лошадей, одежду. С них взимались таможенные пошлины, которые назывались - бажы, а налоги с продаваемого товара - салык. В данных караван сараях находились склады временного хранения - жукхана [1].

Многочисленные источники и труды отечественных ученых позволяют прийти к выводу, что накануне присоединения к Российской империи (который длился с 1865 до 1886 г.) кыргызы входили в состав Кокандского ханства [4], в котором не имелось определенно установленного законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за контрабанду.

Общеизвестно, что у кыргызов того периода основными источниками уголовного права являлись нормы шариата и адата. Прежде всего, это Коран [5], сунна [6], иджма [7] и кияс [8], которые содержали предписания ислама и нормы общегражданского законодательства. Эти нормы применялись не только в период Российской империи, но и действовали в первые годы становления советской власти, а также после национально-государственного размежевания республик Средней Азии, вплоть до 1928 г.

Присоединение кыргызов к Российской империи явилось весьма важным событием в исторических судьбах кыргызского народа. Вхождение кыргызских родов в состав мощного Российского государства объективно повлекло за собой известные прогрессивные сдвиги в их жизни.

Для полноты анализа мы обратились к опыту исследования становления и развития института контрабанды, имевшему место в царской России и СССР, в состав которого на протяжении почти 75 лет входила Киргизская ССР, правопреемницей которой является современная Кыргызская Республика.

Ответственность за контрабанду в Кыргызстане имеет свои исторические корни, которые уходят вглубь общемировых процессов, особенно в контексте становления и развития таможенных отношений, связанных с установлением пошлин. Понятие пошлины зародилось в III в. до н. э. в городе Тарифа, в современной Андалусии (Испания), где был определен некий перечень товаров. В него вносилось название товара, его меры измерения, и указана величина сбора (пошлины) за его провоз. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города - Тариф. Впоследствии Таможенный тариф стал эффективным и действенным способом пополнения

казны государств древнего мира - «практически около 80% поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин» [9].

Как показали исследования, исторически подтвержденные документы или свидетельства, открывающие первые страницы летописи правил таможенного дела на Руси, возникновения и развития контрабандных правонарушений, до наших времен не дошли. Тем не менее, исторические факты позволяют утверждать о более чем тысячелетнем периоде существования контрабанды на Руси. Первые столкновения с контрабандистами на территории нынешней России произошли во второй половине X в. - во времена княжения в Киеве Владимира Красного Солнышка. Тогда для защиты от проникновения контрабандных товаров вокруг княжества на границе с печенежскими степями была создана сторожевая линия из городков и богатырских застав [10].

Несмотря на то, что о контрабанде знали в Древней Руси уже в X в., но только к XII -ХШ вв. ее существование было признано официально. Об этом свидетельствует установление "промыта" (двойной ставки мыта) за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом.

В XIV веке на Руси сбор пошлины называли тамга (от башкирского клеймо, печать, тавро, которое применялось при товарно-денежных отношениях для удостоверения права собственника), впоследствии обложение товара пошлиной обозначалось глаголом «тамжить» (от слова «тамга»), а место, где товар «тамжили» назвали таможней. Постепенно появились структура таможенных органов («таможенный голова» - старший таможенник) и специальные документы («таможенная грамота» - разрешение на организацию торговли и сбор пошлины с привозимого товара на подответственную территорию [9]. Большое разнообразие таможенных пошлин существовало до середины XVII века, но с того периода основной пошлиной стала рублевая (со стоимости товара).

Таможенные сборы существенно увеличили размеры казны на местах. В первое время они взимались с объема товаров. В дальнейшем при определении

размера пошлин к ним стали включать и цену выставленного на продажу имущества.

С укреплением государственности на территории Руси к концу XV века были упорядочении таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Нормами таможенного права стали уставные грамоты, издаваемые князьями-государями. При этом, согласно особым грамотам, освобождались от уплаты пошлин духовенство и люди, особо отличившиеся на службе у государства. В данный исторический отрезок одинаковые таможенные пошлины налагались как на отечественный, так и на иностранный товары.

До XVII века товарооборот внутри страны и промышленное производство из-за чрезмерных таможенных обложений не имели возможностей к росту. Но в середине XVII века по мере укрепления экономического положения, чему во многом способствовало увеличение объемов внутренней и внешней торговли, государство упрочило правовое положение «торгового люда».

Так, в 1649 году принято Соборное Уложение, в 1653 г., введен Таможенный устав. А после принятия в 1667 году Новоторгового устава таможенные налоги взыскивались только золотом и серебром. Иными словами таможенные пошлины приобрели денежную форму.

Следует особо отметить, что постепенно таможенные пошлины стали своеобразным и весьма действенным инструментом политики русского государства во внешнеэкономических отношениях. Свидетельством тому -положения Соборного Уложения 1649 года, где предусматривалась ответственность, в том числе и уголовная, за контрабандный ввоз и продажу товаров, относящихся к монополии государства. Ответственность и наказание за контрабанду товаров предусматривались и по закону 1670 года.

Таможенная служба России претерпела существенную реорганизацию и еще более укрепила свое положение государственного органа в период возрождения государства Российского при Петре 1. Так, в 1718 г. им создана Коммерц-коллегия - правительственное учреждение, в функции которого

входило повышение эффективности торговли (внутренней и внешней), и ее представительство за границей. В 1731 г. был принят Морской пошлинный устав, целью которого являлось недопущение контрабандного ввоза и вывоза товаров морским путем в обход таможенной службы. Согласно положениям данного устава вводились строгие правила захода торговых судов в морские порты под юрисдикцией Российской империи. Указом 1746 года Россия устанавливает в Балтийском море зону территориальных вод, которые находятся под ее суверенитетом. При этом, интересная деталь, ширина зоны территориальных вод России определялась дальностью пушечного выстрела.

В связи с тем, что таможенные сборы препятствовали расширению торговли, в 1753-1757 годы проводится таможенная реформа, которая отменила все таможенные сборы внутри государства, и увеличила пошлины с российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях [11] с перемещением таможенных операций на линию государственной границы.

К началу второй половины XIX в. в России была проведена новая кодификация таможенного законодательства. В ней впервые была закреплена ответственность за уклонение от уплаты таможенных пошлин. Таможенный устав 1819 года привел в единую систему уголовную ответственность за контрабанду. Эти положения в последствии нашли отражение в Уложении о наказаниях 1845 года.

С вводом в 1892 году Таможенного устава русская таможенная служба стала «тамжить», применяя новые более прогрессивные и эффективные меры -основными мерами воздействия стали штраф и конфискация имущества.

Систематически вносились изменения и дополнения в норму об ответственности за уклонения от уплаты таможенных платежей. По Таможенному уставу 1906 г. был введен квалифицирующий признак- рецидив, за которое ужесточалось наказание. В основном за данное преступление предусматривались большие штрафные санкции или удаление контрабандиста с пограничного района на срок до 5 лет.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1910 г. содержало раздел VII, который назывался «О преступлениях и поступках против имущества и доходов казны» куда был включен вопрос контрабанды. За совершение контрабанды предусматривалось наказание в виде лишения всех прав состояния и направления в арестантское отделение на срок от 3,5 до 4 лет. Квалифицирующим признаком контрабанды рассматривалась организованность.

В результате смены государственной власти после октября 1917 г. старая таможенная политика и система таможенных органов царской России была полностью исключена. На заре Советской власти, а впоследствии и во времена военного коммунизма (1917-1921 гг.) таможенной службе в целом и таможенным пошлинам в частности отводилось незначительное место как одному из источников пополнения бюджета государства.

Декретом от 29 декабря 1917 года «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров» ввозимые в страну товары без разрешения считались контрабандными и конфисковались таможенными учреждениями. Расследованием контрабанды занималось Государственное Политическое Управление (ГПУ), которое подчинялось Совнаркому РСФСР.

Преступления во внешнеэкономической сфере рассматривали транспортные отделы ВЧК-ОГПУ. Так, постановлением Совета труда и обороны РСФСР от октября 1921 года транспортные отделы ВЧК должны были задерживать всех пассажиров, которые провозили соль сверх установленной нормы и немедленно направлять их в соответствующие судебные органы[12].

3 января 1921 года принимается Декрет СНК «О реквизициях и конфискациях». В данном законе вводятся впервые такие признаки контрабанды: сокрытие товаров, денег и всякого рода предметов от таможенного контроля путем каких-либо ухищрений; сокрытие товаров, денег и всякого рода предметов от таможенного контроля и их тайное перемещение помимо таможенных учреждений. Также впервые дается определение бесхозной

контрабанды, в случае обнаружения которой товары конфисковались в пользу государства.

Развитие законодательства об ответственности за контрабанду нашло закрепление в декрете СНК от 17 октября 1921 года «О порядке реквизиции конфискации имущества частных лиц и обществ». В ней за совершение контрабанды виде промысла при отягчающих обстоятельствах предусматривалась наказание виде высшей меры социальной защиты - расстрел. 1 сентября 1922 года принимается декрет «О таможенной охране», предусматривавший ответственность только за контрабанду, согласно которому к правонарушителю стали применятся санкции в виде конфискации предметов контрабанды и штраф. Таможенные органы рассматривали дела о простой контрабанде в административном порядке.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года относил контрабанду к государственным преступлениям. Согласно декрету ВЦИК от 16 октября 1922 года органы ГПУ были уполномочены применять внесудебную репрессию, что включало в себя и введенную ранее высшую меру - расстрел.

Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года послужили базой для принятия нового Уголовного кодекса РСФСР, который был введен с 1 января 1927 года. Данный кодекс действовал до 1960 года и претерпел ряд изменений и дополнений.

В связи с тем, что контрабанда не представляла собой общественной опасности Законом от 25 декабря 1958 года «Об уголовной ответственности за государственные преступления» было отменено наказание за контрабанду виде смертной казни.

В дальнейшем Уголовный кодекс 1960 года отнес контрабанду к иным государственным преступлениям, посягающим на основы хозяйственной деятельности Советского государства. В этот период Советский Союз торговлю со всеми государствами осуществляет на основе государственной монополии внешней торговли. Все внешне торговые операции имеет право проводить только государство в плановом порядке и в лице специально на то

уполномоченных органов. Совершение каких-либо внешнеторговых сделок помимо Министерства внешней торговли, Комитета по внешним экономическим связям при Совете Министров СССР или Внешторгбанка не разрешается никаким государственным или общественным организациям, ни тем более, - частным лицам.

Одним из наиболее опасных видов нарушений монополий внешней торговли являлась контрабанда, ответственность за которую наступала по ст. 78 УК. Данная статья давала понятие контрабанды как незаконного перемещения товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенное с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых веществ, наркотических, сильно действующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения.

Таможенный кодекс СССР 1964 года в п. «а» ст.100 определяет контрабанду как перемещение грузов (товаров, ценностей или иных предметов) помимо таможенных учреждений с нарушением требований Таможенного кодекса или хотя и через таможенные учреждения, но с сокрытием от таможенного контроля, а также совершение всякого рода подготовительных к этим нарушениям действий.

Уголовный кодекс Киргизской Республики 1960 года в ст.72 дает аналогичное определение контрабанды [13]. В главе X «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК были включены составы преступлений, связанных с наркотическими средствами. Теперь ответственность за контрабанду наркотических средств предусматривалась в разделе «Преступления, посягающие на советскую денежную и кредитную систему и монополию внешней торговли». Согласно п.6 ст. 72 УК Киргизской ССР наступала ответственность за контрабанду взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения.

Оконченной контрабанда наркотических средств признавалась в случае фактического перемещения предметов через государственную границу, как в Советский Союз, так и при выезде из пределов СССР. Попытка контрабандного вывоза наркотических средств образовывала покушение на контрабанду.

В конце 80-х-начале 90-х годов в Советском Союзе происходят коренные политические, экономические и социальные изменения и потрясения, переход от принципов централизованного планового хозяйствования к рыночным отношениям. Все эти преобразования потребовали законодательного закрепления новых жизненных реалий. 11 декабря 1989г. Постановление Совета Министров СССР юридически провозгласило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, нового механизма таможенного контроля. Поскольку Таможенный кодекс СССР 1964г., принятый по стандартам командно-бюрократической системы, уже перестал соответствовать существующим реалиям, в 1991г. был принят новый ТК СССР, который стал логическим завершением внешнеторговой реформы, начатой в 1986г.

ТК СССР 1991г., как показала практика, был разработан на старых принципах административно-командных методов ведения

внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, хотя и подразумевалось, что будет принят с учетом проводимых в стране преобразований.

Постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан № 934 от 2 июля 1992 г. «О введении в действие Таможенного кодекса Республики Кыргызстан» был принят таможенный кодекс, в котором Кыргызстан в новых политических и экономических реалиях предпринял первые меры к регулированию своей внешнеэкономической деятельности. В дальнейшем, учитывая складывающийся курс и динамику общественных отношений внутри страны, которые приобретали твердый характер рыночных, Президентом КР подписан Закон КР «О введении Таможенного кодекса Кыргызской

Республики», принятый Законодательным Собранием Жогорку Кенеша КР 28 мая 1997 г.

И уже 13 апреля 2004 г. Законодательное Собрание Жогорку Кенеша КР принимает ныне действующий Таможенный кодекс, рассчитывая, что он будет действительно эффективным инструментом регулирования

внешнеэкономических отношений, что в сумме с другими мерами привело бы к стабилизации кыргызской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартольд В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана.-Б.: Шам, 1996. - 358с.

2. Бедеров И. Из материалов Музея пограничной службы. [ Электронный ресурс ]. режим доступа: // www.2002.mvayagazeta ги 9 (дата обращения13.02.2012)

3. В.И.Ленин и ВЧК. Сборник документов (1917-1922). -Москва,1985.- 388с.

4. Ибрагимов Т.К. Таможенное дело: учебник -Б.: КНУ.-2009.- 210 с.

5. Искаков П.. Из истории таможенного дела КР.- Бишкек.- 2003.- 365с.

6. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. - М., 1995.456 с.

7. Кожоналиев С.К. Обычное право кыргызов. - Бишкек, 2000.- 369с.

8. Нурбеков К. История государства и права Киргизской ССР.- Фрунзе: «Мектеп», 1965. - 310 с.

9. Кожоналиев С.К. Суд и уголовное обычное право киргизов до октябрьской революции (1850 - 1917 г.). - Фрунзе, 1963.-451 с.

10.Российское законодательство X - XX веков: Тексты и комментарии: В 9-ти томах / Под ред. и с предисл. О.И. Чистякова. - Т. 3: Акты Земских соборов конца XVI - начала XVII века. Соборное Уложение 1649 года. Акты Земских соборов 50-х годов (Отв. ред. А.Г. Меньков). - М.: Юрид. лит. - 1985. - 511 с.

11.УК Киргизской ССР. - Фрунзе, 1960.- 568с.

Responsibility for smuggling in the Kyrgyz Republic: the historical and

legal aspects

Toktonazarova Chynara Meymanovna,

Candidate of Law Sciences, Associate professor of management, Associate professor of management ZF GAOU VO LO "Pushkin Leningrad State University " 663305, Krasnoyarsk Krai, Norilsk, Moskovskaya St., 18

chinara076@mail. ru

Dzhumabekova Baktygul Niyazakhunovna, Candidate of Law Sciences, Senior teacher of department of International law Kyrgyz Russian Slavic University, Kyrgyzstan, Bishkek, TogolokMoldo St., 300

ch inara076@mail. ru

Abstract. Article is devoted to historical and legal aspects of institute of responsibility for smuggling in Kyrgyzstan which is stated by the author on the following stages: in the period of the Great Silk way, in the period of the Kokand khanate and Russia. The reasons of origin of institute of responsibility for smuggling are investigated, the factual and etymological sources proving existence of this institute still to a dawn of a modern era are given. Separate elements of system of board of customs of Kyrgyz in the period of the Kokand khanate are analyzed that characterizes interconditionality of the studied institute with presence of statehood at Kyrgyz. Further the sources proving formation of the criminal legislation of the Kyrgyz Republic in the conditions of joining of Kyrgyz to the Russian Empire are investigated. The special role of the Russian state in formation of the national criminal legal system of the certain sovereign state - the Kyrgyz Republic is noted. With a research objective of emergence and development of the nature of legal institute of responsibility for smuggling the Kyrgyz Republic should reflect all historical stages of emergence of this

legal category in the criminal legislation that will allow creating more objective and systematized picture on this legal institute.

Keywords: smuggling; legal institute of responsibility; customs; criminal liability; customs duty; duty; customs right; responsibility for smuggling; Silk Road; customs; tamga tamgaluu - Tash; marasid; Becket; caravanserais; Bazhy; Salyk; zhukhana; tariff "washed"; the same place; Customs head; Commerce College; smuggling; Jogorku Kenesh

REFERENCES:

1. Bartol'd V.V. Izbrannye trudy po istorii kyrgyzov i Kyrgyzstana.-B.: Sham, 1996. - 358s.

2. Bederov I. Iz materialov Muzeya pogranichnoy sluzhby. [ Elektronnyy resurs ]. rezhim dostupa: // www.2002.novayagazeta ru 9 (data obrashcheniya13.02.2012)

3. V.I.Lenin i VChK. Sbornik dokumentov (1917-1922). -Moskva, 1985.-

388s.

4. Ibragimov T.K. Tamozhennoe delo: uchebnik -B.: KNU.-2009.- 210 s.

5. Iskakov P.. Iz istorii tamozhennogo dela KR.- Bishkek.- 2003.- 365s.

6. Kislovskiy Yu. G. Istoriya tamozhni gosudarstva Rossiyskogo. - M., 1995.- 456 s.

7. Kozhonaliev S.K. Obychnoe pravo kyrgyzov. - Bishkek, 2000.- 369s.

8. Nurbekov K. Istoriya gosudarstva i prava Kirgizskoy SSR.- Frunze: «Mektep», 1965. - 310 s.

9. Kozhonaliev S.K. Sud i ugolovnoe obychnoe pravo kirgizov do oktyabr'skoy revolyutsii (1850 - 1917 g.). - Frunze, 1963.-451 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Rossiyskoe zakonodatel'stvo Kh - KhKh vekov: Teksty i kommentarii: V 9-ti tomakh / Pod red. i s predisl. O.I. Chistyakova. - T. 3: Akty Zemskikh soborov kontsa KhVI - nachala KhVII veka. Sobornoe Ulozhenie 1649 goda. Akty Zemskikh soborov 50-kh godov (Otv. red. A.G. Men'kov). - M.: Yurid. lit. - 1985. - 511 s.

11. UK Kirgizskoy SSR. - Frunze, 1960.- 568s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.