Научная статья на тему 'Правовые инструменты пресечения незаконного отлова и оборота крупных соколов в России'

Правовые инструменты пресечения незаконного отлова и оборота крупных соколов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БРАКОНЬЕРСТВО / КОНТРОБАНДА / СОКОЛЫ / FALCONS / ILLEGAL TRADE / SMUGGLING / ILLEGAL CATCHING
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смелянский И. Э., Крейндлин М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые инструменты пресечения незаконного отлова и оборота крупных соколов в России»

Reviews and Comments ОБЗОРЫ И КОММЕНТАРИИ

Legal Instruments for Supressing Unlawful Capture and Trade of Large Falcons in Russia

ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОТЛОВА И ОБОРОТА КРУПНЫХ СОКОЛОВ В РОССИИ

Smelansky I.E. (Siberian Environmental Center, Novosibirsk, Russia)

Kreyndlin M.L. (Greenpeace-Russia, Moscow, Russia)

Смелянский И.Э. (МБОО «Сибирский экологический центр», Новосибирск, Россия) Крейндлин М.Л. (Гринпис России, Москва, Россия)

Контакт:

Илья Смелянский МБОО «Сибирский экологический центр» Россия 630090 Новосибирск, а/я 547 тел./факс:

(383) 339 78 85 [email protected]

Михаил Крейнллин Эксперт по правовым вопросом Гринпис России 127994 Москва ГСП-4

тел.: +7 (095) 626 50 45 [email protected]

Contact:

Iiya Smeiansky NGO Siberian Environmental Center P.O. Box 547 Novosibirsk 630090 Russia tei./fax: (383) 339 78 85 [email protected]

Michaei Kreyndiin Low Expert Greenpeace Russia GPS-4 127994 Moscow Russia tei.: +7 (095) 626 50 45 [email protected]

Природоохранный статус крупных соколов в российском законодательстве

Все три вида крупных соколов, обитающих в России — кречет (Falco rusticolus), балобан (F. cherrug) и сапсан (F. peregri-nus) — признаются требующими охраны и защищены законом. Это выражается, прежде всего, в том, что они включены в Красную книгу РФ (Приказ Госкомэкологии России от 19.12.1997 № 569 с последующими изменениями). Эти соколы включены также в Красные книги практически всех субъектов РФ, где имеется такой документ, и обитают соответствующие виды. Соответственно, ни один из видов соколов не включён в перечень объектов охоты, утвержденный Правительством РФ. Все три вида внесены в Приложения СИТЕС: кречет и сапсан — в Приложение 1, балобан (в составе всего отряда Falconiformes) — в Приложение 2.

Далее рассмотрим возможные варианты ситуаций, когда природоохранный статус птиц может обеспечить их правовую защиту.

Добывание в природе (отлов)

Добывание животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях. Оно возможно

Conservation status of large falcons by Russian national legislation

Three species of large falcons nest in Russia, namely are Gyrfalcon (Falco rusticolus), Saker (F. cherrug), and Peregrine (F. peregri-nus). All the species are protected by law. The first, they are listed in the Federal Red Data Book that is validated by the Federal Nature Protection Body. Then, they are listed in CITES Appendices: Peregrine and Gyrfalcon — Appendix I, Saker — Appendix II. The Russian Federation (RF) is a Part of the CITES; Russian Federal Government issues a rule regulating implementation of the Convention and the Federal Nature Protection Body issues several acts on the subject. No one of these species is listed in the federal list of game species.

только в соответствии с «Правилами добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации» (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. №13) на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Российской Федерации (далее Росприроднадзор) в порядке, определенном приказом МПР РФ от 03.09.2003 г. №799 (в ред. от 28 июня 2006 г. №153) и приказом Росприрод-надзора от 2 сентября 2004 г. №9 (форма разрешения дана в Приложении 5 к этому приказу).

Разрешение выдается только в Москве, но по согласованию с территориальным органом Росприроднад-зора по месту добывания. В случае добывания на территории ООПТ необходимо также согласие её администрации. Лицо, получившее разрешение на добывание объектов животного мира, обязано зарегистрировать его в территориальном органе Росприрод-надзора по месту добывания. После того, как животное добыто (отловлено), разрешение в двухмесячный срок возвращается в Росприроднадзор с соответствующими копиями актов и подробным отчётом о результатах добывания. Копия отчёта направляется в территориальный орган, зарегистрировавший разрешение.

Административная ответственность

За незаконное добывание видов, занесённых в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, предусмотрена административная ответственность в соответствии с ст. 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения ви-

дов животных или растений» КоАП РФ (с изменениями, внесёнными федеральным законом 182-ФЗ от 03.11.2006). Эта статья гласит:

«Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесённых в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разреше-

Taking from nature (capture)

Taking from nature is allowed only on special permits issued by the Federal Nature Protection Body (Federal Control Service in the sphere of nature management, Rosprirodnadzor) in Moscow and signed by its territorial Representative Offices in the Subjects of Federation where capturing should be done. Hunting Rules are another act that regulate capturing of falcons. It prohibits all methods used by illegal falconers in Russia. Violation of these norms is torts provided by the Code of Administrative Offences. Illegally captured birds are due to be confiscated and later may be freed under court decision. A poacher should pay the penalty and compensate damages (by official taxes). Illegal game may be considered as a crime and so it may sue by the Criminal Code.

Home trade in falcons

According to the Federal Environmental Protection Act all the species listed in the Red Data Book are excluded from economic use. Circulation of living birds belonging these species may be allowed by special permits (Dispositive Licenses) only. The permit is issued by Rospr-irodnadzor after expertise of the National Institute of Nature Protection and signed by a Rosprirodnadzor territorial body. Like illegal capture any violation of the procedure is a tort provided by the Administrative Code. Also there are several normative acts regulating circulation of derivates, especially stuffed birds. Any sale of processed derivates should be agreed with Federal Sale Rules and federal veterinary requirements.

Transboundary trade

Export of large falcons is allowed in special cases under permissive documents only. There are two principal normative reasons regulating falcons transboundary trade: CITES and the Red Data Book legislation. Other acts are Government Resolutions on zoological collections and veterinary requirements. Violation of CITES norms is a tort provided by the Administrative Code of RF. Thus there are many reasons (provided under the Criminal Code) to qualify illegal export of large falcons as an event of contraband that shall be prosecuted by the Criminal Code and a smuggler may be sentenced to imprisonment from three to seven years. Birds should be confiscated.

Аобывание животных, принадлежащих к вилам, занесённым в Красную книгу РФ, возможно только в соответствии с «Правилами добывания объектов животного мира, приналлежащих к вилам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации» на основании

разрешения, выдаваемого Федеральной службой по налзору в сфере прироло-пользования Российской Федерации (Росприролналзор) в порялке, определённом приказом МПР РФ от 03.09.2003 г. №799 и приказом Росприролналзора от 2 сентября 2004 г. №я9.

нием, либо с нарушением иного установленного порядка — влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц — от ста пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц — от трёх тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой».

Здесь и далее минимальный размер оплаты труда принимается равным 100 руб. — в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (от 19.06.2000 г. №82-ФЗ).

В формулировке ст. 8.35 КоАП РФ есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, рассматриваемые виды соколов занесены в Красную книгу РФ с категорией 2 «Сокращающиеся в численности: таксоны и популяции с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения». Таким образом, в узком понимании они не относятся ни к категории «редкие» (3), ни к категории «находящиеся под угрозой исчезновения» (1). Однако занесение в Красную книгу само по себе указано в статье 8.35 как расшифровывающее выражение «редких и находящихся под угрозой исчезновения», без различия категорий внутри Красной книги. Кроме того, все эти сокола попадают под действие международных договоров РФ — а именно Конвенции СИТЕС.

Во-вторых, поясним, что надлежащее разрешение в данном случае — это рассмотренное выше «Разрешение на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ».

Разрешение включает ряд условий. Оно является именным документом, передача его другим юридическим и физическим лицам запрещается. Срок действия разрешения ограничен. Должна быть отметка о регистрации в территориальном органе Росприроднадзо-ра, без которой разрешение недействительно. Обязательно должно быть указано: количество и пол добываемых животных; территория, где разрешено добывание; способ добывания (орудия лова). В соот-

ветствии со ст. 8.35 КоАП РФ, нарушение любого из этих условий, предусмотренных разрешением, является основанием для наступления административной ответственности.

Помимо законодательства о Красной книге, добывание соколов нарушает Правила охоты. Правила охоты

— нормативно-правовой документ, принимаемый субъектом РФ на основании Типовых правил охоты в РФ (утверждены приказом Охотдепартамента Минсельхозпрода России от 4 января 1988 г. №1 (в редакции приказов от 03.05.1988 г. №111; от 23.05.1989 г. №156; от 26.04.1990 г. №146; от 30.05.1991 г. №157). В частности, Типовыми правилами... на всей территории РФ запрещено использование для любительской и спортивной охоты сетей, петель, шатров (п. 22.6), а также применение автомо-тотранспортных средств для преследования и добычи любых видов животных (п. 22.10), также запрещены сбор яиц и разорение гнёзд диких птиц (п. 22.11). Как видно, под эти запреты подпадают практически все способы добычи соколов.

Нарушение правил охоты является правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ «Нарушение правил пользования объектами животного мира»:

«1. Нарушение правил охоты — влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий охоты или без таковой.»

Если сокола незаконно добыты в пределах ООПТ, применима также ст. 8.39 КоАП РФ «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях»:

«Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) — влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты

Типовые правила охоты РФ на всей тер-ритории РФ запрещают использование лля любительской и спортивной охоты сетей, петель, шатров, а также применение

автомототранспортных срелств лля пре-слелования и лобычи любых вилов животных, также запрещены сбор яиц и разорение гнёзл ликих птиц.

труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трёхсот до шестисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой».

Надо обратить внимание, что в конце 2006 г. размер административного штрафа по статьям 8.35, ч.2 ст. 8.37 и 8.39 был существенно повышен (Федеральными законами от 3 ноября 2006 г. № 181-ФЗ и № 182-ФЗ).

Помимо административных штрафов, предусмотренных соответствующими нормами КоАП РФ, виновные в незаконном добывании животных (в том числе соколов) должны возместить причинённый ущерб. Ущерб в данном случае рассчитывается по «Таксам для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением животных, занесённых в Красную книгу РФ», утверждённым Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 4 мая 1994 г. № 126. Согласно этому документу, взыскание за добычу одного экземпляра кречета, балобана или сапсана, независимо от пола и возраста, составляет 50 МРОТ за каждую особь. За каждое уничтоженное либо незаконно изъятое яйцо птицы взыскивается 50% от таксы за 1 особь. За каждое разрушенное, повреждённое или уничтоженное обитаемое либо регулярно используемое гнездо ущерб исчисляется в трёхкратном размере от таксы за 1 особь. За травмирование, если оно не привело к гибели животного, взыскивается 50% от таксы за 1 особь. Стоит отметить также, что за неза-

конное добывание или уничтожение животных на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и их охранных зон ущерб исчисляется в трёхкратном размере, а на других ООПТ — в двукратном размере от такс за 1 особь. За добывание животных по разрешениям (лицензиям), выданным в результате предоставления искажённой, недостоверной, заведомо ложной информации, либо по разрешениям, выданным на другое лицо (за исключением случаев коллективной охоты), взыскивается за ущерб в двукратном размере от таксы за 1

особь. Суммы, вырученные за реализацию конфискованных незаконно добытых животных, зачёту в счёт возмещения ущерба не подлежат.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за добывание видов, занесённых в Красную книгу РФ либо подпадающих под действие международных договоров, законодательством не предусмотрена. Однако соответствующие действия могут подпадать под действие ст. 258 УК РФ «Незаконная охота»:

«1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации,

- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от чётырех до шести месяцев.

2. То же деяние, совершённое лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период

от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового».

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 05.11.1998 г. №14 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда от 06.02.2007 г. №7), при рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой при-

За незаконную охоту, если она совершена:

а) с причинением крупного ущерба,

б) с применением механического транспортного срелства или возлушного сулна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей,

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена,

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бел-ствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации,

—согласно ст. 258 УК РФ прелусмотре-на уголовная ответственность.

Аобыча объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ является квалифицирующим признаком незаконной охоты с причинением крупного ущерба.

знаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.

Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведённых мест, в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами.

Состав преступления образует любой из пунктов (а)

— (г) статьи 258 УК РФ. Наиболее просто доказывать, что сокола относятся к птицам, на которых охота полностью запрещена (пункт (в)). Это кажется очевидным, но в действительности именно такой формулировки законодательство о Красной книге не содержит. Постановление Правительства РФ «О Красной книге РФ» (от 19 февраля 1996 г. №158) говорит лишь, что «изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством РФ». Поэтому надо исходить из того, что охота разрешена на виды, внесённые в Перечень объектов охоты, утвержденный постановлением Правительства РФ №1289 от 26.12.1995 г. (с последующими изменениями). На ВСЕ виды, отсутствующие в перечне — охота запрещена, причём в самом постановлении оговорено, что в перечень не включены виды, подвиды и популяции, занесённые в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ.

Также нужно обратить внимание, что добывание балобана как правило происходит с использованием автомобиля (п. (б)).

Если охота происходит на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (г) — это также основание для применения данной статьи (также см. выше).

Наконец, можно утверждать, что любое добывание крупных соколов может квалифицироваться как крупный ущерб. В соответствии с пунктом 16 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при решении судами вопроса о том, является ли ущерб, причинённый незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, повреждённого или уничтоженного, распространённость животных, их отнесение к специальным категориям, например, к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного.

В случае причинения крупного ущерба незаконной охотой необходимо установить причинную связь между действиями виновного и их последствиями.

При этом судам надлежит в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причинённый экологический

вред, т.е. вред, в целом нанесённый животному и растительному миру.

К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, «причинённый . отловом или уничтожением животных и растений, занесённых в Красную книгу РФ».

Таким образом, добыча объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ, по мнению Верховного Суда, является квалифицирующим признаком незаконной охоты с причинением крупного ущерба. То есть, незаконное добывание соколов, занесённых в Красную книгу, содержит признаки преступления, предусмотренные статьей 258 УК РФ.

Как правило, при задержании ловцов они успевают избавиться от пойманных соколов и имеют при себе только орудия охоты (сети, ловчие жилеты и т.д.). Важно, что независимо от того, были ли обнаружены добытые (отловленные) сокола или только орудия охоты, если факт преследования, выслеживания птиц зафиксирован в надлежащем порядке, суд должен рассматривать преступление как оконченное (п. 17 Пост. Пленума Верховного Суда РФ «О применении законодательства об экологических правонарушениях» от 05.11.1998 г. № 14). В то же время, согласно этому же пункту, преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба — то есть если животные были действительно добыты. В соответствии с этим, следует в каждом конкретном случае решать, нужно ли добиваться признания факта крупного ущерба.

Продажа и иной оборот внутри страны

Согласно п. 1 ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г. №7-ФЗ, в редакции федеральных законов РФ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, от 29.12.2004 г. №199-ФЗ и от 31.12.2005 г. №199-ФЗ), растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесённым в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания. Надо отметить, что тут имеется в виду не только Красная книга РФ, но и Красные книги субъектов РФ, что ясно из предшествующего текста этой статьи.

Согласно Федеральному закону «О животном мире» (ст. 24), обороноспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются только в исключительных случаях, определяемых Правительством РФ.

Что такое оборотоспособность диких животных разъясняется в постановлении Правительства РФ № 156 от 19.02.1996 г. (в редакции постановлений Правительства РФ от 24.04.2003 г. №240, от 14.12.2004 г. №774) «О порядке выдачи разрешений (распоряди-

тельных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации». Это переход от одного лица к другому права пользования дикими животными. Для животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ, такой переход права возможен только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных (п. 2 Постановления...). Право выдавать разрешения (распорядительные лицензии) предоставлено Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Рос-природнадзору) (п. 3).

Этим же постановлением утверждён упомянутый в законе «О животном мире» порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ. В частности, распорядительная лицензия выдаётся только при наличии положительного заключения ВНИИ охраны природы и территориального органа Росприроднадзора (при необходимости — и иных компетентных организаций) о допустимости осуществления пользования заявляемыми видами диких животных. Само разрешение должно быть зарегистрировано в соответствующем территориальном органе Росприроднадзора по месту совершения оборота (п. 2 Рекомендаций в Приложении 7 к приказу Росп-рироднадзора «О разрешительной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» от 2 сентября 2004 г. № 9).

Форма разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ, утверждена приказом Росприроднадзора «О разрешительной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» (от 2 сентября 2004 г. № 9, Приложение 7).

Нужно отметить, что разрешение на оборот (распорядительная лицензия) не выдаётся на оборот животных, разведённых в неволе, за исключением вы-

пуска в естественную природную среду в целях их сохранения и (или) пополнения природных популяций. Однако для таких животных должны быть представлены документы, удостоверяющие факт их разведения в неволе (выписка из племенной книги с

указанием даты и места рождения, племенных номеров и кличек, с указанием сведений о родителях до 2го, а при необходимости и более поколений). Для соколов это могут быть выписки из регистрационной книги питомника с номерами несъемных колец, совпадающими с номерами на фактически имеющихся кольцах.

Административная ответственность

Административная ответственность за незаконный оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесённых в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, установлена рассмотренной выше ст. 8.35 КоАП РФ. Правонарушением является добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка. В данном случае надлежащим разрешением является «Разрешение (распорядительная лицензия) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ». Условия, предусмотренные разрешением: количество животных, их пол и возраст, метки и др.; отметка о регистрации в территориальном органе Росприроднадзора по месту совершения оборота животных; указание источника и оснований приобретения животных — должны быть указаны разрешения на добывание, на оборот либо на владение конфискатом, на основании которых данное животное попало к нынешнему владельцу.

Перечисленные требования регулируют оборот живых животных, что для крупных соколов наиболее актуально. Но возможен также случай оборота дериватов соколов—коллекций яиц либо (чаще) чучел. Наиболее распространённым частным случаем оборота является продажа.

Растения, животные и лругие организмы, относящиеся к вилам, занесённым в Красные книги (в т.ч. Красные книги субъектов РФ), повсеместно поллежат изъятию из хозяйственного использования (п. 1 ст. 60 Фелерального закона «Об охране окружающей срелы») — леятель-ность, велущая к сокращению численности этих растений, животных и лругих организмов и ухулшающая срелу их обитания, запрещается.

Оборотоспособность ликих животных,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приналлежащих к вилам, занесённым в Красную книгу РФ, а также солержание их в неволе и выпуск в естественную при-ролную срелу лопускается в исключительных случаях по разрешению (распо-рялительной лицензии), вылаваемому специально уполномоченным госулар-ственным органом по охране окружающей приролной срелы в порялке, пре-лусмотренном Правительством РФ (ст. 24 Фелерального закона «О животном мире»).

«Правила продажи отдельных видов товаров» устанавливают, что «продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ, осуществляется при на-

личии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды» (п. 13).

Чучело может рассматриваться как декоративное изделие и потому подпадает под действие «Правил.».

Тот же п. 13 Правил устанавливает, что «продажа ввезённых в РФ товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), осуществляется на основании разрешения компетентного органа страны-экспортёра, а товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, — на основании разрешения уполномоченного органа». Относительно соколов такая ситуация может возникнуть в случае продажи чучела, ввезённого из другой страны. Компетентным органом страны-экспортёра является Административный орган СИТЕС этой страны, уполномоченным органом в отношении продажи конфискованного товара — Адми-

нистративный орган СИТЕС по Российской Федерации (в настоящее время это Росприроднадзор — п. 5.2.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №400).

Нарушение правил продажи отдельных видов товаров является правонарушением, предусмотренным статьей 14.15 КоАП РФ, и влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до трёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, применима также статья 14.2 КоАП РФ, согласно которой незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или

ограничена законодательством, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных

размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трёхсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

В данном случае речь будет идти о прямом нарушении указанного пункта «Правил продажи отдельных видов товаров» и о незаконной продаже товаров (вещей), свободная реализация которых ограничена этими «Правилами.».

Перевозка и досмотр транспортного средства

Важная часть оборота соколов внутри России — их перевозка. Как рассмотрено выше, разрешение (распорядительная лицензия) на оборот животных, относящихся к видам, занесённым в Красную книгу РФ, необходимо не только для совершения торговых операций, но и для содержания и пересылки этих животных. Поэтому провоз соколов без надлежащих разрешительных документов является правонарушением, предусмотренным ст. 8.35 КоАП РФ.

Однако существует сложность с выявлением такого провоза. Как правило, птицы не видны при поверхностном осмотре, для их выявления требуется досмотр транспортного средства. При нахождении в пределах охотугодий право такого досмотра имеют должностные лица органов охотнадзора, им же предоставлено право составления протоколов по ст. 8.35 КоАП РФ (см. ниже). Но на дорогах общего пользования право досмотра имеют только сотрудники органов внутренних дел (милиции). Они, однако, не имеют права составлять протоколы о правонарушениях по ст. 8.35 и потому не заинтересованы в выявлении соответствующих правонарушений. Выходом из положения может быть только организация совместных проверок транспорта сотрудниками милиции и каких-либо органов, должностные лица которых могут составлять

Пролажа лериватов (коллекций яиц вержлёнными постановлением Прави-

либо чучел) регулируется «Правилами тельства РФ от 19 января 1998 г. № 55 с

пролажи отлельных вилов товаров», ут- изменениями от 6 февраля 2002 г. №81.

Провоз соколов внутри страны без разрешения (распорядительной лицензии) на оборот животных, относящихся к вилам, занесённым в Красную книгу РФ

является правонарушением, предусмотренным ст. 8.35 КоАП РФ; без ветеринарных сопроводительных локументов — ст. 10.8 КоАП РФ.

протоколы по ст. 8.35 КоАП РФ (перечень таких органов — см. ниже).

Также нужно иметь в виду, что перевозка соколов, как и любых живых животных, требует обязательного наличия ветеринарных сопроводительных документов. При перевозке в пределах района (города) это вете-

ринарная справка формы №4, за пределы района (города) по территории России — ветеринарное свидетельство формы №1. Действующие формы документов и порядок их выдачи установлены приказом Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. №422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов». Протоколы по нарушению ветеринарного законодательства уполномочены составлять только должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор (в настоящее время это Россельхознадзор, где существует Управление ветеринарного надзора).

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки предус-

мотрена ст. 10.8 КоАП РФ. Согласно этой статье, такое правонарушение влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трёх минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда или административное

приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 г. №45-ФЗ).

Трансграничный оборот (вывоз, продажа за границу)

Экспорт крупных соколов возможен в особых случаях и оформляется определёнными документами. Прежде всего, вывоз сапсана и кречета как видов, внесённых в Приложение 1 СИТЕС, не попадающих под определение «выведенный в неволе»*, требует наличия разрешения на экспорт, выданного Административным органом СИТЕС страны-экспортёра, и разрешения на импорт, выданного Административным органом СИТЕС страны-импортёра. Для балобана (вид, внесённый в Приложение 2 СИТЕС), а также сапсана и кречета, попадающих под определение «выведенный в неволе»*, необходимо только одно разрешение — на экспорт (не требуется дополнительного разрешения на импорт). Отметим, что данный порядок

распространяется на экспорт-импорт как живых птиц, так и дериватов (чучел, коллекций яиц).

Затем, любые, в том числе экспортно-импортные, операции с живыми крупными соколами требуют, как описано выше, разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ.

Дериваты и живые животные могут рассматриваться как предметы коллекционирования или зоологи-

Трансграничный оборот сапсана и кречета (вилы из Приложения 1 СИТЕС), не попадающих пол опрелеление «вы-веленный в неволе»*, требует наличия разрешения на экспорт, выланного Ал-министративным органом СИТЕС страны-экспортёра, и разрешения на импорт, выланного Алминистративным органом СИТЕС страны-импортёра. Трансграничный оборот балобана (вил из Приложе-

ния 2 СИТЕС), а такж^е сапсана и кречета, попалающих пол опрелеление «вывеленный в неволе»*, требует наличия только разрешения на экспорт. Также экспортно-импортные операции с живыми крупными соколами требуют разрешения (распорядительной лицензии) на оборот ликих животных, при-наллежащих к вилам, занесённым в Красную книгу РФ.

Порялок вывоза из России зоологических коллекций опрелелён Постановлением Правительства РФ от 17.07.96 г. №823 «О порядке государственного учёта, пополнения, хранения, приобретения, пролажи, пересылки, вывоза за прелелы Российской Фелерации и ввоза на её территорию зоо-

логических коллекций» и Приказом Госкомэкологии России от 30 сентября 1997 г. №411. Вывоз за пределы РФ и ввоз на её территорию зоологичес<их коллекций, их частей и отлельных экспонатов лопуска-ются только на основании разрешений, вылаваемых Росприролналзором.

* Вывеленный в неволе — животное, рожленное или полученное лругим путём во втором или послелуюших поколениях в искусственно регулируемых условиях (Резолюция 10.16)

ческие коллекции (в случае нескольких образцов). Вывоз за пределы РФ и ввоз на её территорию зоологических коллекций (как включённых, так и не включённых в государственный реестр зоологических коллекций), их частей и отдельных экспонатов допускаются только на основании разрешений, выдаваемых Росп-рироднадзором (соответствующие полномочия определены Приказом Росприроднадзора от 02.09.2004 г. №9). Форма разрешения на вывоз за пределы РФ и ввоз на её территорию зоологических коллекций, их частей и отдельных экспонатов утверждена Приказом Госкомэкологии России от 30 сентября 1997 г. №411.

Однако Положением о зоологических коллекциях установлено, что вывоз за пределы РФ и ввоз на её территорию зоологических коллекций, отнесённых к культурным ценностям, регулируются Законом РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Таким образом, для редких коллекций и образцов флоры и фауны, которые в установленном порядке включены в государственные охранные списки или реестры культурных ценностей, установлен другой порядок получения разрешений. В этом случае проведение соответствующих экспертиз и выдача разрешений осуществляется Министерством культуры РФ, его территориальными органами, другими организациями в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. №322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».

Согласно же ст. 7 упомянутого закона культурной ценностью признаются, среди прочего, «редкие коллекции и образцы флоры и фауны». Согласно ст. 9, ч. 1 того же закона, среди категорий культурных ценностей, которые не подлежат вывозу из РФ, упомянуты и «движимые предметы, представляющие ... научную или иную культурную ценность и отнесённые в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания; движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесённые в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ».

Живые сокола рассматриваемых видов могут быть отнесены к обеим категориям, так как они представляют особую ценность в соответствии с законодательством о Красной книге, и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, внесены в охранные списки — а именно в Красную книгу РФ.

Административная ответственность

Административная ответственность за трансграничный оборот (вывоз, ввоз) видов, занесённых в Приложения СИТЕС и Красную книгу РФ, без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, наступает по уже рассмотренной ст. 8.35 КоАП РФ. В данном случае Конвенция

СИТЕС является частным случаем международных договоров, упомянутых в этой статье.

В случае применения к вывозу соколов законодательства о зоологических коллекциях применяется ст. 8.34 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций». Согласно этой статье, нарушение установленного порядка создания, пополнения, хранения, использования, учёта, продажи, приобретения, транспортировки или пересылки биологических коллекций влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией коллекционных объектов или без таковой; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией коллекционных объектов или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией коллекционных объектов или без таковой.

Уголовная ответственность

Незаконное перемещение соколов через границу подпадает под понятие контрабанды и может преследоваться по ст. 188 УК РФ «Контрабанда». В соответствии с частью 1 этой статьи, контрабандой является «перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершённое помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжённое с недекларированием или недостоверным декларированием». В части 2 этой статьи перечислены те предметы (товары), перемещение которых через таможенную границу является контрабандой, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекла-рированием или недостоверным декларированием, но вне зависимости от размеров ущерба. В частности, к таковым относятся культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ (в ред. Федерального закона от 07.05.2002 г. №50-ФЗ).

Преступление, соответствующее части 1 статьи 188, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г. №162-ФЗ); преступление, подпадающее под юрисдикцию части 2 этой статьи, наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет либо без такового (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г. №162-ФЗ).

При этом деяния, предусмотренные частями первой и второй статьи 188, совершённые организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет либо без такового (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г. №162-ФЗ).

Как видно, если удаётся доказать в суде, что сокола подпадают под определение «культурной ценности» по Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», как описано выше, то должны применяться нормы части 2 ст. 188, если же это доказать не удаётся, остаётся возможность применить часть 1 этой статьи. Но последнее возможно только в том случае, если вывоз соколов сопряжён с крупным размером ущерба. Размер ущерба определяется в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ: крупным размером, крупным ущербом ... признаются стоимость, ущерб ... в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным — один миллион рублей (примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 г. №162-ФЗ).

Размер ущерба в данном случае соответствует таможенной стоимости контрабандного товара (птиц). Согласно части 3 ст. 288 Таможенного кодекса РФ «при отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену». Таким образом, размер ущерба будет определяться рыночной стоимостью вывозимых соколов.

Кроме того, нужно иметь в виду, что вывоз за границу живых животных возможен только при наличии ветеринарного сертификата по форме 5а, вывоз дериватов — при наличии ветеринарного сертификата формы 5], для перевозки по территории России живых животных, ввезённых из-за границы, от места таможенного оформления до места назначения требуется ветеринарный сертификат формы №6.1. Ответственность за несоблюдение этих требований наступает по рассмотренной выше статье 10.8 КоАП РФ.

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Для применения КоАП РФ важно знать, какие судьи и органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями.

В случае, если административное правонарушение совершено на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, дело могут рассматривать органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.35 КоАП РФ, рассматривают районные судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаёт его на рассмотрение судье. В аналогичных случаях, когда правонарушение совершенно военнослужащими либо гражданами, призванными на военные сборы, дело рассматривается судьей гарнизонного военного суда (ст. 23.1, ч. 2, 3).

Также эти дела могут рассматриваться следующими органами:

(а) Пограничные органы, в том числе:

1) начальники территориальных пограничных органов, их заместители;

2) начальники пограничных отрядов, командиры соединений и частей пограничного контроля, командиры морских соединений и частей;

3) начальники областных отделов пограничной стражи;

4) старшие государственные инспектора органов морской охраны;

5) коменданты пограничных комендатур, командиры подразделений пограничного контроля;

6) начальники районных отделов пограничной стражи;

7) государственные инспектора органов морской охраны;

8) командиры пограничных кораблей, судов (катеров);

9) начальники пограничных застав;

10) участковые инспектора органов морской охраны.

(б) Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда — если административное правонарушение совершено на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. В том числе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, его заместители;

Крупный размер ущерба (согласно при- особо крупный размер — один миллион

мечанию к ст. 169 УК РФ) — сумма, превы- рублей. Сумма ущерба определяется ры-

шающая двести пятьдесят тысяч рублей, ночной стоимостью вывозимых соколов.

2) главные государственные инспектора в субъектах РФ по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, их заместители;

3) старшие государственные инспектора РФ по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

4) старшие государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, их заместители;

5) государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов (в этом случае размер административного штрафа не может превышать три минимальных размера оплаты труда).

(в) Органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, и среды их обитания. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этих органов вправе их руководители в субъектах РФ и в районах.

(г) Органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) главный государственный инспектор РФ по охране природы, его заместители;

2) старшие государственные инспектора РФ по охране природы;

3) государственные инспектора РФ по охране природы;

4) главные государственные инспектора РФ по охране природы в зоне своей деятельности, их заместители;

5) старшие государственные инспектора РФ по охране природы в зоне своей деятельности;

6) государственные инспектора РФ по охране природы в зоне своей деятельности;

7) главные государственные инспектора субъектов РФ по охране природы, их заместители;

8) старшие государственные инспектора субъектов РФ по охране природы;

9) государственные инспектора субъектов РФ по охране природы;

10) главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;

11) государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.

Органы внутренних дел (милиция) не рассматривают дела по статьям 8.35, 8.37.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2 и 14.15 (незаконная торговля и нарушение правил торговли) рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ст. 23.49 п.1). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этих органов вправе начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители (ст. 23.49 п.2).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.8, рассматривают органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор (см. выше). От имени этих органов рассматривать дела вправе, в частности: главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители, являющиеся начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных, городских ветеринарных лабораторий; главные государственные ветеринарные инспектора зональных управлений государственного надзора на Государственной границе РФ и транспорте; государственные ветеринарные инспектора территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами.

Для практики важно, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа (ст. 28.3, ч. 1 КоАП РФ). Таким образом, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.35, 8.37, составляются должностными лицами перечисленных выше уполномоченных органов. Кроме того, протоколы по этим статьям уполномочены составлять также должностные лица органов внутренних дел (милиции) — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.37, а также ст. 14.2 и 14.15.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта Сибэкоцент-ра «Обеспечение информационной и методической поддержки государственных структур по борьбе с браконьерством и нелегальной торговлей видами фауны и флоры в Алтае-Саянском экорегионе» (как часть проекта «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона — фаза 1» ПРООН/ГЭФ). Авторы благодарят Н.В. Краева (ВНИ-ИОЗ, Киров) и В.Л. и А.Л. Мищенко (Экоюрис, Москва), разработки которых были использованы при подготовке статьи, а также И.В. Карякина (Центр полевых исследований, Н. Новгород) за ценные замечания, высказанные при обсуждении замысла статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.