Научная статья на тему 'О способах совершения контрабанды'

О способах совершения контрабанды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3394
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / КВАЛИФИКАЦИЯ / СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CONTRABAND / QUALIFICATION / A WAY OF FULFILMENT / CUSTOMS BORDER / THE CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бовкун В. В.

В статье детально исследуются обязательные признаки состава контрабанды (ст.188 Уголовного кодекса РФ), характеризующие способ ее совершения, т.е. исследуются следующие способы перемещения предметов через таможенную границу РФ: помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; с недекларированием или недостоверным декларированием. Учитывая бланкетность рассматриваемой нормы исследование проведено с учетом положений таможенного законодательства РФ. Также в статье учтены положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008г. №6 «О судебной практике по делам о контрабанде».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About ways of fulfilment of contraband

In article obligatory signs of structure of contraband (item 188 of the Criminal code of the Russian Federation), characterising a way of its fulfilment are in details investigated, i.e. next ways of moving of subjects through customs border of the Russian Federation are investigated: besides or with concealment from the customs control; with deceptive use of documents or means of customs identification; with non-declaring or doubtful declaring. Research is spent taking into account positions of the Customs code of the Russian Federation. Also in article positions of the Decision of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from 27.05.2008 №6 «About judiciary practice on affairs about contraband» are considered.

Текст научной работы на тему «О способах совершения контрабанды»

5.8. О СПОСОБАХ СОВЕРШЕНИЯ КОНТРАБАНДЫ

Бовкун В.В., аспирант Современная Гуманитарная Академия

Перейти на Гпавное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье детально исследуются обязательные признаки состава контрабанды (ст.188 Уголовного кодекса РФ), характеризующие способ ее совершения, т.е. исследуются следующие способы перемещения предметов через таможенную границу РФ: помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; с недекларированием или недостоверным декларированием. Учитывая бланкетность рассматриваемой нормы исследование проведено с учетом положений таможенного законодательства РФ. Также в статье учтены положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008г. №6 «О судебной практике по делам о контрабанде»

Ключевые слова: контрабанда; квалификация; способ

совершения; таможенная граница; таможенный контроль.

В современном российском обществе несколько лет идут социально-экономические, политические преобразования, сопровождающиеся разного рода реформами. В России уже наметилась устойчивая тенденция демократизации и гуманизации различных сфер жизнедеятельности общества. В таких условиях важно показать членам общества очевидное и эффективное стремление государства обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан, и в частности их экономическую безопасность как членов единого общества, посредством сдерживания экономического баланса (потенциала) в государстве.

Важное место в выполнении этих задач занимает уголовно-правовая составляющая воздействия на контрабандные преступления (уголовно-правовые средства, устанавливающие ответственность за контрабанду). В действующем уголовном законодательстве данный состав преступления предусмотрен ст. 188 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). Но до сих пор сохраняется повышенный уровень ошибок в квалификационных решениях, связанных с установлением способа совершения преступления.

Уголовным законодательством различаются обязательные (конструктивные) признаки контрабанды, а также признаки квалифицированных и особо квалифицированного видов этого преступления. Обязательными признаками контрабанды являются следующие способы перемещения предметов через таможенную границу РФ:

1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля;

2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

1. Перемещение предметов через таможенную границу, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (ст. 11 Таможенного кодекса РФ - далее ТК РФ). Он осуществляется должностными лицами таможенных органов в специально созданных зонах таможенного

контроля, определяемых Правительством РФ и ФТС РФ (ст. 362 ТК РФ).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008г. №6 «О судебной практике по делам о контрабанде» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №6)1 перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля. Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела и др.).

В соответствии со ст. 366 ТК РФ определяются формы проведения таможенного контроля, к которым относятся:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

При этом, в ст. 358 ТК РФ законодательно таможенным органам разрешается самостоятельно выбирать форму таможенного контроля, а должностные лица таможен наделены дискреционными полномочиями и выбор формы таможенного контроля решается ими с учетом принципа достаточности.

В литературе по таможенному праву принято различать таможенный контроль в широком и узком смыслах2. Соответствующие значения термина «таможенный контроль» характеризуют признаки контрабанды «помимо» и «с сокрытием от таможенного контроля». В широком смысле таможенный контроль представляет собой специфический процесс, производимый таможенными органами в специальных местах и в определенное время. Как следствие и перемещение «помимо таможенного контроля» следует понимать как совер-

1 Бюллетень Верховного суда РФ 2008; 8.

2 Таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Б.Н. Габри-

чидзе. М., 1995.с.67.

шенное вне установленных таможенными органами мест (зон таможенного контроля) либо времени производства таможенного оформления.

В узком смысле в зависимости от способов проведения таможенный контроль подразделяется на таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств. Таможенный осмотр представляет собой проверку лишь внешнего вида товаров и транспортных средств без вскрытия грузовых помещений, тары, упаковки и т.п., а таможенный досмотр производиться путем вскрытия грузовых помещений, транспортных средств, тары и упаковки и пр. Для обнаружения тайников таможенными органами могут применяться различные технические средства, а при проведении таможенного контроля отдельных предметов (сырья, минералов, технической документации и пр.) они вправе прибегать к услугам специалистов, обладающих специальными познаниями в различных областях науки и техники.

Признаку «сокрытие от таможенного контроля» согласно ст. 78 УК РСФСР 1960 г. соответствовал признак «сокрытие предметов в специальных хранилищах». На необходимость его исключения из числа признаков контрабанды обращали внимание многие ученые, которые, в частности, указывали, «что сокрытие предметов в специальных хранилищах являлось лишь одним из способов сокрытия предметов от таможенного контроля, в силу чего не имело принципиального значения, где и как спрятан предмет, а подобная редакция нормы лишь создавала сложности для квалификации контрабан-ды»3. С учетом данного обстоятельства в действующей редакции нормы ст. 188 УК РФ о контрабанде законодатель установил наиболее общий признак «сокрытие от таможенного контроля».

По справедливому замечанию В.И. Колосовой, признак «использование специальных хранилищ» в ст. 78 УК РСФСР характеризовал сам процесс перемещения предметов через границу СССР4. Этот признак отсутствовал, когда от таможенного контроля скрывались предметы, уже перемещенные через государственную границу СССР. Учитывая возможность проведения последующего таможенного контроля предметов перемещенных через таможенную границу РФ, данное замечание следует признать справедливым и для настоящей редакции нормы о контрабанде.

В соответствии со ст. 386 ТК РФ от таможенного досмотра освобождаются иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом (практикой данная норма распространяется и на боевые вертолеты), которые, согласно нормам международного права, признаются территорией иностранных государств. Члены экипажей названных судов и техники могут привлекаться к уголовной ответственности за контрабанду в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 или 2 ст. 12 УК РФ и соответствующей частью ст. 188 УК РФ. Так как в таких ситуациях у виновных появляется возможность в обход таможенного контроля, беспрепятственно перемещать предметы через таможенную границу РФ, представляется, что такое освобождение военных кораблей (судов) и техники от таможенного досмотра (в случае привлечения членов их экипажей к уголовной ответственности) позволяет рассматривать как совершение контрабанды «помимо таможенного контроля».

3 Курс советского уголовного права. Л., 1981.с.396-397.

4 Колосова В.И. Ответственность за контрабанду. Борьба аппаратов БХСС со спекуляцией контрабандными товарами. Горький, 1987.с.33.

2. Перемещение предметов через таможенную границу, совершенное путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде согласно п.9 Постановления Пленума ВС РФ №6следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в статье 188 УК РФ товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путём либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указанных в ст. 83 ТК РФ) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

В смысле ст. 188 УК РФ, в литературе под документами принято понимать любые официально оформленные бумаги, удостоверяющие право на перемещение предметов через таможенную границу. Однако круг подобных документов ученые определяют по-разному. Одни ученые говорят о документах «удостоверяющих права лиц, перемещающих предметы через таможенную границу», уточняя, что их перечень и порядок представления устанавливаются ФТС РФ на основании норм ТК РФ5. Другие указывают на документы, предъявляемые для таможенного контроля, но не поясняют, какие именно документы к ним относятся6. Третьи относит к ним документы, предоставляющие основания для перемещения предметов через таможенную границу7.

Чтобы в действительности понять, что представляют собой документы, упоминаемые законодателем в диспозиции нормы о контрабанде, стоит выделить их общие признаки, имеющие юридическое значение: во-первых, эти документы должны предоставлять право на перемещение предметов через таможенную границу РФ. Обманное использование документов, которые не предоставляют такого права или применяются в процессе таможенного оформления и контроля предметов, перемещаемых через таможенную границу для иных целей, признаков контрабанды не образует; во-вторых, формы этих документов, их перечни и порядок использования в процессе таможенного оформления и контроля предметов, перемещаемых через таможенную границу, должны устанавливаться в соответствии с таможенным законодательством. Не является контрабандой обманное использование документов, используемых для перемещения предметов через таможенную границу РФ, которые не предусмотрены в российском законодательстве; в-третьих, эти обманно используемые документы должны предъявляться таможенным органам в связи с перемещением предметов через таможенную границу. Если они предъявляются не таможенным, а иным органам, либо таможенным органам, но в целях, не связанных с перемещением предметов через таможенную границу, признаки контрабанды также отсутствуют.

Средствами таможенной идентификации (ст. 390 ТК РФ) могут быть пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (пе-

5 Панченко П.Н., Кузнецов А.П. Налоговые и иные хозяйственные преступления: выявление расследование квалификация. Н.Новгород: Нижег. юрид. ин-т МВД России, 1995.с.125.

6 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1996.с.468.

7 Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. М., 1996.с.193.

ревозочные), коммерческие и иные документы, проставленные штампы, взятые пробы и образцы товаров, произведенное подробное описание товаров и транспортных средств, составленные чертежи, изготовленные масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации. Отличительный признак таких средств от иных подобного рода средств и документов составляет их специфическое предназначение. Должностные лица таможенных органов используют их для удостоверения неизменности состояния предметов с момента прохождения ими таможенного контроля. Наличие и неизменное состояние этих средств являются, в свою очередь, одним из условий для беспрепятственного пропуска предметов через таможенную границу.

При перемещении предметов через таможенную границу с использованием обманных документов или средств таможенной идентификации используются разнообразные варианты материального либо интеллектуального подлога. Для установления данного признака неважно, каким образом таможенные документы либо средства таможенной идентификации оказались у виновного. Имеет значение лишь то, чтобы он знал о незаконности их использования в целях перемещения предметов через таможенную границу.

3. Перемещение предметов через таможенную границу, совершенное путем недекларирования либо недостоверного декларирования. Недекларирование при контрабанде согласно п.10 Постановления Пленума ВС РФ №6 предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным ТК РФ способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей. В таможенном законодательстве (ст. 124 ТК РФ) под декларированием понимается заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Формы и порядок таможенного декларирования определяются ст. 123-138 ТК РФ и нормативными актами Правительства РФ и ФТС РФ.

В результате, недекларирование или недостоверное декларирование означают незаявление либо несоответствующее действительности заявление по установленной письменной, устной или иной форме сведений о предметах и их таможенном режиме, а также других сведений, необходимых для их перемещения через таможенную границу.

В настоящее время таможенной практикой наряду с основными формами таможенного декларирования, т.е. устной (путем устного заявления сведений, необходимых для таможенных целей) и письменной (путем заполнения таможенной декларации) форм, используются также электронная (путем электронной передачи данных) и конклюдентная (система «зеленого» и «красного» коридоров). При использовании конклюдентной формы таможенного декларирования пассажир, выбирая фактически тот или иной коридор, заявляет тамо-

женным органам об отсутствии («зеленый коридор») либо наличии («красный коридор») налогооблагаемых или запрещенных к перемещению через таможенную границу предметов. Несмотря на то, что в данном случае отсутствует необходимая конкретизация сведений о предметах, перемещаемых через таможенную границу, как это делается в обычной письменной таможенной декларации, проход лица в тот либо иной коридор (зеленый или красный) по существу означает сообщение таможенным органам сведений, влияющих на принятие ими решения о пропуске пассажира либо его багажа через таможенную границу. В связи с чем перемещение лицом налогооблагаемых или запрещенных к перемещению через таможенную границу предметов через «зеленый коридор» означает недостоверное сообщение сведений о них таможенному органу, которое при отсутствии в деянии иных признаков контрабанды, полностью подпадает под такой ее признак как «недостоверное декларирование».

В заключение необходимо отметить, что четкое установление признаков состава, характеризующих способ совершения деяния, позволит существенно снизить уровень ошибок при квалификации контрабанды.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЭ. Собрание законодательства РФ 1996; 25:2954.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 №61-ФЗ. Собрание законодательства РФ 2003; 22:2066.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 №6 «О судебной практике по делам о контрабанде». Бюллетень Верховного суда РФ 2008; 8.

4. Колосова В.И. Ответственность за контрабанду. Борьба аппаратов БХСС со спекуляцией контрабандными товарами. Горький, 1987.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1996.

6. Курс советского уголовного права. Л., 1981.

7. Панченко П.Н., Кузнецов А.П. Налоговые и иные хозяйственные преступления: выявление расследование квалификация. Н.Новгород: Нижег. юрид. ин-т МВД России, 1995.

8. Таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1995.

9. Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. М., 1996.

Рецензия.

В современном российском обществе несколько лет идут социально-экономические, политические преобразования, сопровождающиеся разного рода реформами. В России уже наметилась устойчивая тенденция демократизации и гуманизации различных сфер жизнедеятельности общества. В таких условиях важно показать членам общества очевидное и эффективное стремление государства обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан, и в частности их экономическую безопасность как членов единого общества, посредством сдерживания экономического баланса (потенциала) в государстве. Важное место в выполнении этих задач занимает уголовно-правовая составляющая воздействия на контрабандные преступления (уголовно-правовые средства, устанавливающие ответственность за контрабанду). В действующем уголовном законодательстве данный состав

преступления предусмотрен ст. 188 Уголовного кодекса РФ. Но говорить о совершенстве данной нормы нельзя. До сих пор сохраняется повышенный уровень ошибок в квалификационных решениях, связанных с установлением способа совершения преступления. Таким образом, актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений. Также необходимо отметить, что статья написана с учетом положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6 от 27 мая 2008 г. №6 «О судебной практике по делам о контрабанде» что, безусловно, подтверждает научную новизну изложенных в ней выводов. В статье автор, в целях решения проблем возникающих при квалификации контрабанды, детально проанализировал следующие способы перемещения предметов через таможенную границу РФ (способы совершения контрабанды): 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием. Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что научная статья Бовкуна Виталия Вадимовича на тему: «О способах совершения контрабанды» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подобного вида работам. Она представляет собой завершенное исследование актуальной проблемы юридической науки, имеет существенную научную и практическую значимость, содержит совокупность новых научных положений и может быть рекомендо-ванак опубликованию.

Научный руководитель, заведующий кафедрой уголовного права Современной гуманитарной академии, к.ю.н., доцент Ю.С. Жариков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.