УДК 339.5
А. В. Махракова, Н. А. Козлова
БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ ОБЪЕКТОВ ФЛОРЫ И ФАУНЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
В статье рассматривается роль таможенной службы в вопросе выявления и пресечения контрабанды объектов дикой природы на Дальнем Востоке. Перечислены объекты дикой природы, наиболее часто перемещаемые через таможенную границу нелегально. Сделаны выводы о том, каким образом таможенные органы могут усовершенствовать свою работу в области выявления нелегального перемещения объектов СИТЕС.
Ключевые слова: конвенция СИТЕС; контрабанда объектов флоры и фауны; природа Дальнего Востока; незаконный вывоз и ввоз; таможенный контроль.
В настоящее время вопрос нелегального перемещения объектов флоры и фауны Дальнего Востока звучит особенно остро, так как многие виды животных и растений находятся на грани исчезновения. Контрабанда животных и растений является одной из самых актуальных проблем Дальнего Востока России, так как именно Дальний Восток обладает огромным потенциалом биологических ресурсов. Кроме этого, контрабанда животных и растений является порождением других серьёзных преступлений — браконьерства и коррупции. Преступления против объектов живой природы приводят к тому, что исчезают редкие популяции животных и виды растений. Контрабанда также связана с коррупцией в органах власти и управления, поскольку данное явление способствует образованию целого ряда преступных группировок, занимающихся незаконным оборотом биологических ресурсов. Объёмы нелегального перемещения животных и растений с каждым годом растут, и частично этому способствует несовершенство существующей нормативно-правовой базы, регулирующей порядок перемещения животных и растений.
Борьба с контрабандой животных и растений является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации.
Статистика внешнеторговых операций показывает, что в товарной структуре экспорта многих регионов страны, и в первую очередь Дальнего Востока, значительное место занимают биоресурсы — древесина,
Махракова Анастасия Владимировна — студент (Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: vip.nanka@list.ru
Козлова Наталья Александровна — старший преподаватель (Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: natpion@yandex.ru
© Махракова А. В., Козлова Н. А., 2015
70
рыба, ракообразные и моллюски, пушнина, кожевенное и различное сырье животного и растительного происхождения. Однако, наряду с легальным вывозом биологических ресурсов, таможенные органы периодически сталкиваются с непрекращающимися попытками их нелегального, в том числе и контрабандного, перемещения.
Контрабанда как общественно опасное явление выделялась ещё на Руси в 1649 году в Соборном уложении. Как известно, Соборное уложение было первой попыткой систематизации законодательства в истории России. В данном документе присутствовали главы о наказании за «кормчество» — незаконное производство, контрабандный ввоз и тайную торговлю алкогольной продукцией и товарами, на которые государство накладывало монополию (например, табак, соль). В Новоторговом уставе 1667 года была введена уголовная ответственность за незаконный вывоз и ввоз запрещённых товаров: дорогих видов мехов, шёлка, хлеба и других товаров. Таможенный устав 1910 года расширял перечень таких товаров. В. К. Кузьменко, анализируя правовые акты XVII — начала XX веков, приходит к выводу, что «законодатель выделял отдельные товары, незаконный ввоз и вывоз которых признавался контрабандой» [1, с. 171], однако нормы ответственности за контрабанду стратегически важных товаров не существовало.
В юридической практике понятие «контрабанда биоресурсов» вводится в научный оборот учеными-юристами в конце XX — начале XXI вв. [2].
В 1992 году Россия как правопреемник СССР стала участницей Конвенции о Международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Конечной и главной целью СИТЕС является борьба с браконьерством и нелегальной продажей редких видов животных и растений. Кроме этого, Конвенция направлена на обеспечение действенного контроля перемещения редких видов животных и растений.
Конвенция СИТЕС содержит в себе 3 основных приложения. В этих приложениях описано более 34 тысяч объектов, которые находятся под охраной Конвенции. Преобладают растения — под защитой Конвенции около 28,5 тысяч видов растений.
В первом приложении отражен перечень тех растений и животных, которые находятся под угрозой вымирания, или торговля ими может оказать влияние на их дальнейшее существование и может быть разрешена только в исключительных случаях. В данном приложении описано более 870 объектов растительного и животного мира.
Во втором приложении описаны виды животных и растений, которые не находятся под непосредственной угрозой вымирания, но могут таковыми стать, если не урегулировать торговлю ими. Второе приложение самое объёмное, в него входит около 32,6 тысяч объектов.
В третьем приложении описаны виды редких животных и растений, которые страны-участницы Конвенции посчитали нужным выделить
71
для урегулирования вопросов их перемещения на уровне национального законодательства, а также для поддержки принимаемых мер другими странами-участницами Конвенции. В это приложение включено около 300 видов различных диких животных и растений.
Целый ряд различных организаций и государственных учреждений контролируют исполнение обязательств РФ в рамках Международной Конвенции СИТЕС. В первую очередь, за законностью перемещения диких животных и растений следят таможенные органы.
Для вывоза из РФ диких животных и растений, которые внесены в Приложения Конвенции СИТЕС, необходимо получить специальное разрешение Административного органа СИТЕС. Также может понадобиться лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в отношении отдельных видов товаров.
Выявление и пресечение незаконного перемещения животных и растений и других правонарушений, связанных с реализацией биоресурсов, возможно при осуществлении таможенного оформления, таможенного контроля, а также в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности.
При осуществлении таможенного оформления пресечение незаконного перемещения отдельных видов животных и растений возможно, если были выявлены:
— факты обманного использования документов или средств идентификации при перемещении диких животных или растений, их частей и дериватов;
— недекларирование, недостоверное декларирование или декларирование не под своим наименованием объектов фауны и флоры, ввоз которых в Российскую Федерацию и вывоз которых из Российской Федерации запрещен.
В случае, если таможенными органами установлен факт незаконного ввоза в РФ животных, то их, соблюдая меры безопасности, перемещают в отдельные, специализированные помещения, клетки или резервуары. Затем вызываются рабочие из ветеринарной службы и природоохранных органов для осмотра животных. При наличии специальных центров спасения животные передаются им, но если таких центров нет, то принимаются меры для того, чтобы вернуть животных в среду их обитания. В случае, когда нет специальных центров и невозможно возращение животных в среду их обитания, их могут поместить на ответственное хранение в специализированные учреждения, предприятия или организации, которые имеют в своём штате ветеринаров, а также специалистов, способных обеспечить правильный уход за животными и их кормление, после чего производится их передача в зоопарки. Правила реализации и уничтожения конфискованных животных, перечисленных в Конвенции, утверждены Постановлением Правительства РФ № 304 от 28 мая 2003 года.
72
Существуют различные способы осуществления незаконного перемещения контрабанды. Таможенные органы наиболее часто встречаются со следующими способами незаконного перемещения биоресурсов:
1. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, т. е. вне определённых таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.
2. Сокрытие товаров от таможенного контроля с использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или придание одним товарам вида других.
3. Обманное использование документов или средств идентификации, т. е. представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения.
4. Недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, — это незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, транспортных средствах и их таможенном режиме.
В ходе проведения таможенного контроля сотрудники таможенных органов сталкиваются с незаконным оборотом следующих групп объектов (таблица 1).
Особенностью Дальневосточного региона является то, что незаконный вывоз из России диких животных, их частей и дериватов осуществляется в Китай, Японию, Республику Корея, КНДР. Реже незаконный вывоз осуществляется в США, Вьетнам, страны Западной Европы. Данные, имеющиеся в ДВТУ и ДВОТ, сведения, публикуемые в СМИ, показывают, что основные потоки, маршруты и направления незаконного вывоза объектов дикой фауны и флоры, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС и занесённых в Красную книгу России и субъектов Российской Федерации, осуществляются преимущественно с территории Дальнего Востока.
В 2014 году было пресечено 50 попыток незаконного вывоза стратегически важных товаров и природных ресурсов на общую сумму 209 млн рублей. Основные объекты незаконного вывоза отображены в таблице 2.
По данным официального сайта ФТС России [3], только за первый квартал 2015 года таможенными органами Дальневосточного таможенного управления было выявлено и пресечено более 15 правонарушений, связанных с незаконным вывозом объектов флоры и фауны Дальнего Востока: лапы гималайского медведя (Благовещенская таможня); зубы кашалота (Уссурийская таможня); дальневосточный трепанг; амурский лещ (занесён в Красную книгу России); дериваты амурского тигра (Благовещенская таможня); желчный пузырь медведя (8 штук), мускусная железа кабарги (струя) в количестве 11 штук (Биробиджанская таможня); бивень мамонта (Благовещенская таможня); лесоматериалы на сумму 16 млн рублей (На-
73
ходкинская таможня); беличьи шкурки (Уссурийская таможня); рога оленя, панты северного оленя (Уссурийская таможня); детородные органы изюбра (Биробиджанская таможня); женьшень (Уссурийская таможня); лапы медведя (Благовещенская таможня); древесина (Ванинская таможня); лесоматериалы (Дальневосточная оперативная таможня).
Таблица 1
Классификация объектов незаконного перемещения
Объекты незаконного перемещения Цель перемещения Правовой статус
Дикие животные - виды дикой фауны и их части, перемещаемые в научных, куль турно-просветительских целях; - виды дикой фауны и их части, применяемые в традиционной восточной медицине; - виды дикой фауны и их части как охотничьи трофеи, добытые в ходе международного туризма; - бытовые изделия, изделия декоративно-прикладного искусства из частей диких животных, перемещаемые как личное имущество; - пушнина и шкуры диких животных - виды, охраняемые российским законодательством; - виды, охраняемые международным законодательством; - виды, промысел которых временно приостановлен; - промысловые виды
Растения - дикорастущие виды флоры, их части и дериваты, перемещаемые в научных, культурно-просветительских целях; - дикорастущие лекарственные растения и грибы; - декоративные виды дикорастущих растений - растения, охраняемые российским законодательством; - растения, охраняемые международным законодательством; - виды растений, заготовка и сбор которых временно приостановлен; - виды растений, сбор, заготовка и вывоз за рубеж которых не запрещен
Одна из основных задач в работе таможенных органов связана с пресечением контрабандных каналов, по которым уже длительное время перемещаются редкие и исчезающие виды животных и растений.
Перед таможенными органами, занимающимися оперативно-розыскными мероприятиями, стоит такая задача, как выявление и пресечение деятельности организованной преступной группы, а не задержание мелких партий дериватов, перемещаемых физическими лицами для личных целей.
Масштабы противоправной деятельности преступных организаций, которые связаны с уничтожением отдельных видов животных и растений, определённых Конвенцией, говорят о том, что в условиях существующего законодательства государственные органы ограничены в мерах действенного пресечения преступной деятельности.
74
Таблица 2
Основные объекты незаконного вывоза
Виды, внесенные в Приложения СИТЕС Образцы
Амурский тигр, дальневосточный леопард, рысь, амурский лесной кот Шкуры, кости, туши, мясо, когти, детородные органы
Медведь белый, бурый, гималайский Живые медвежата, шкуры, мясо, лапы, когти, клыки, головы, желчь
Дальневосточный трепанг Тушки, сушёный трепанг
Кабарга Туши, шкуры, мясо, детородные органы, мускус, струя
Осетровые виды рыб Рыбопродукция, икра солёная
Сайгак Рога, детородные органы
Дальневосточная черепаха Живые особи, яйца
Благородный олень Панты, детородные органы
Женьшень настоящий Корни женьшеня
Волк Туши, шкуры
Белуха Мясо, сало, шкуры, внутренности
Речная выдра, калан Шкурки
Кашалот Мясо, жир, спермацет, амбра, зубы, изделия из зубов, позвонков
Большая роль по пресечению нелегального ввоза и вывоза биоресурсов отводится своевременному и полному информированию. В данных целях разрабатываются информационные стенды, плакаты и т. п. Например, специалисты Владивостокского филиала Российской таможенной академии вместе с представителями Административных органов СИТЕС России и Китая, а также специалистами Всемирного фонда дикой природы России и Китая планируют создать специальные стенды, посвящённые соблюдению международного законодательства при перемещении диких животных и растений.
Стенды будут установлены на 16 пунктах пропуска таможен в зоне деятельности ДВТУ вдоль российско-китайской границы, в том числе и в аэропорту города Владивостока. Помимо фотографий русских и китайских контрабандистов, которые уже были привлечены к ответственности, на стендах будут размещены фотографии редких видов растений и животных, подвергающихся незаконному перемещению. Стенды будут содержать информацию о наказаниях, предусмотренных за контрабанду по законодательству России и Китая, что позволит гражданам России и Китая своевременно получить необходимую информацию. Данная практика информирования уже используется в аэропорту Шереметьево, а также в аэропортах других стран мира (например, в Лондоне, Нью-Дели). На Дальнем Востоке это первый опыт привлечения граждан к борьбе с контрабандой.
При взаимодействии с различными органами правопорядка в ходе оперативно-розыскной деятельности шансы выявить и пресечь незаконное перемещение животных и растений в разы увеличивается. В статье 13 Федерального Закона от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-
75
розыскной деятельности» отмечается, что полномочия на проведение оперативно-розыскной деятельности отводятся органам внутренних дел Российской Федерации, органам федеральной безопасности, органам пограничной службы Российской Федерации. Непосредственно в процессе осуществления правоохранительной деятельности в сфере выявления и пресечения преступлений и таможенных правонарушений, совершаемых при перемещении через российскую таможенную границу объектов дикой фауны и флоры, таможенные органы взаимодействуют со следующими правоохранительными органами:
— природоохранная и транспортная прокуратуры;
— Федеральная служба безопасности (УФСБ по краям, областям, республикам; УФСБ по ДВО, ТОФ, ТОРУ);
— Министерство внутренних дел (УВД по краям, областям, республикам; территориальными подразделениями, РУБОП и т. д.);
— Федеральная пограничная служба (ТОРУ ФПС, соответствующие подразделения ФПС в зоне ответственности таможен).
Таможенные органы при взаимодействии с другими государственными природоохранными органами, организациями и учреждениями осуществляют действенные меры по защите незаконного ввоза (вывоза) животных и растений.
При взаимодействии таможенных органов с иными правоохранительными и контролирующими органами достигается максимальный результат в выявлении незаконного ввоза (вывоза) объектов дикой природы. Практика подтверждает, что проведение совместных мероприятий правоохранительных и природоохранных органов всегда приносят свои плоды. Однако отсутствие мер такого характера может привести к самым плачевным результатам. В итоге численность недавно ещё вполне благополучных растений и животных может существенно сократиться. Так случилось с дальневосточным леопардом.
Законодательство Российской Федерации предусматривает как административную, так и уголовную ответственность за контрабанду животных и растений, занесённых в Красную Книгу и Конвенцию СИТЕС. Уголовным кодексом РФ в статье 258.1 определена мера ответственности за контрабанду биологических ресурсов РФ. КоАП при нелегальном перемещении биоресурсов действует по ч. 1 ст. 16.2 «Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию» либо по ч. 2 ст. 16.3 «Несоблюдение установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ мер нетарифного регулирования», а также по ч. 2 ст. 16.1 «Сокрытие товаров от таможенного контроля путём использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров».
Работа таможенных органов по пресечению и выявлению нелегального перемещения объектов фауны и флоры показывает, что:
76
- основными направлениями перемещения контрабандно вывозимых редких видов объектов флоры и фауны являются Китай, Вьетнам, Япония и Республика Корея;
- перемещение редких видов животных зачастую осуществляется устойчивыми организованными группами нелегально, при контрабанде крупных партий редких видов животных и растений, непосредственное участие в незаконном вывозе принимают водители, члены экипажей, машинисты и проводники железнодорожного транспорта;
- способы контрабандного вывоза весьма разнообразны: специально изготавливаются тайники в транспортных средствах; объекты незаконного вывоза скрываются от таможенного контроля на теле, в одежде, багаже и ручной клади;
- как правило, незаконный вывоз пресекается в ходе проведения таможенного досмотра и личного таможенного досмотра, а также при осуществлении проверки документов и сведений [4].
Таким образом, грамотно организованное взаимодействие различных правоохранительных структур даёт успешные результаты в деле выявления и пресечения контрабанды животных и растений, охраняемых российским и международным законодательством.
В связи с тем, что способы незаконного перемещения животных и растений постоянно совершенствуются, сотрудники таможен Дальнего Востока должны вести непрерывную и действенную работу по выявлению каналов контрабанды, покупателей и продавцов, незаконно добытых и перемещаемых через таможенную границу объектов природы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузьменко В. К. Ретроспективный анализ правового регулирования контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов / / Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 1. С. 170—178.
2. Бойко А. И., Родина Л. Ю. Контрабанда. История, социально-экономическое содержание и ответственность. СПб., 2002. С. 99 — 100.
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы / / URL: http: / / www. customs. га/ (дата обращения 11.10.2015).
4. Козлова Н. А. Контрабанда объектов СИТЕС на Дальнем Востоке // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 3 (32). С. 172 — 177.
5. Ляпустин С. Н., Фоменко П. В. Борьба с контрабандой объектов фауны и флоры на Дальнем Востоке России: учебное пособие. Владивосток: Апельсин, 2003. 152 с.
6. Таможенный кодекс таможенного союза / / Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
7. Ляпустин С. Н., Фоменко П. В., Вайсман А. Л. Незаконный оборот диких видов животных и растений на Дальнем Востоке России. Владивосток: TRAFFIC Europe, 2008. 107 с.
•Je -Je -Je
77
Makhrakova AnatasiyaV., Kozlova Natalya A.
THE IGHT AGAINST THE SMUGGLING OF THE FLORA
AND FAUNA OBJECTS IN THE FAR EAST
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)
The Far East in Russian has a unique flora and fauna. The problem of turnover of CITES in the Far East has attracted the researchers attention such as V. K. Arsenyev, N. M. Przewalski, A. L. Narochnitsky, S. N. Lyapustin, A. L. Weisman, G. P. Shcherbina, I. V. Konovalov, P. V. Fomenko. So much attention to the regulation of the movement of objects CITES due to the fact that it is one of the most criminalized markets. Illegal trade by the objects of flora and fauna which were listed in the CITES inferior in terms of just drug trafficking and illegal arms trade. The task of controlling the movement of objects CITES lies with the customs authorities. The role of customs in the identification and suppression of smuggling of wildlife in the Far East is discussed in the article. It has been listed the objects of the wildlife, most frequently bring through the customs border illegally. It has been made the conclusions about how the customs authorities can improve their work in identifying the illegal movement of objects of CITES.
Keywords: CITES; the nature of the Far East; illegal export and import; customs control.
References
1. Kuz'menko V. K. Retrospective analysis of the legal regulation of the smuggling of strategic goods and resources [Retrospective analysis of the legal regulation of the smuggling of strategic goods and resources], Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2015, no. 1, pp. 170-178.
2. Boyko A. I., Rodina L. YU. Kontrabanda. Istoriya, sotsial'no-ekonomicheskoye soderzhaniye i otvetstvennost' (Contraband. History, socio-economic content and responsibility). St. Petersburg Pabl., 2002, pp. 99-100.
3. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy tamozhennoy sluzhby (The official website of the Federal Customs Service) Available at: URL: http: // www.customs.ru/ (accessed 11 October 2015).
4. Kozlova N. A. The CITES Objects Smuggling in the Far East [Kontrabanda ob«yektov SITES na Dal'nem Vostoke], Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2015, no. 3 (32), pp. 172-177.
5. Lyapustin S. N., Fomenko P. V. Bor'ba s kontrabandoy ob«yektov fauny i flory na Dal'nem Vostoke Rossii (The fight against the smuggling of the fauna and flora objects in the Far East in Russia). Vladivostok, Orange Pabl., 2003. 152 p.
6. Customs Code of the Customs Union [Tamozhennyy kodeks tamozhennogo soyuza], Sobraniye zakonodatel'stva RF, 2010, no. 50, st. 6615.
7. Lyapustin S. N., Fomenko P. V., Vaysman A. L. Nezakonnyy oborot dikikh vidov zhivotnykh i rasteniy na Dal'nem Vostoke Rossii (Illicit trafficking of the wild animals and
plants in the Far East in Russia). Vladivostok, TRAFFIC Europe Publ., 2008. 107 p.
* * *
78