Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ'

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная экономика / российская экономика / государственное регулирование экономики / санкции / мобилизационная экономика / современная экономическая политика / national economy / Russian economy / state regulation of the economy / sanctions / mobilization economy / modern economic policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В Е. Черевко

В данной статье анализируется современная экономическая ситуация в России, сложившаяся вследствие шоков неэкономической природы 2020 и 2022 гг. В целях преодоления имеющихся трудностей и вызовов предлагается использование «мягкой» модели мобилизационной экономики, ориентированной на настоящие потребности страны. В представленной работе указываются и обосновываются наиболее приоритетные, по мнению автора, направления развития национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RUSSIAN ECONOMY: ANALYSIS OF PROSPECTS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

This article analyzes the current economic situation in Russia, which has developed as a result of shocks of a non-economic nature in 2020 and 2022. In order to overcome existing difficulties and challenges, it is proposed to use a “soft” model of mobilization economy, focused on the real needs of the country. In the presented work, the highest priority, in the author’s opinion, directions for the development of the national economy are indicated and justified.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ»

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

В.Е. Черевко, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-2-204-207

Аннотация. В данной статье анализируется современная экономическая ситуация в России, сложившаяся вследствие шоков неэкономической природы 2020 и 2022 гг. В целях преодоления имеющихся трудностей и вызовов предлагается использование «мягкой» модели мобилизационной экономики, ориентированной на настоящие потребности страны. В представленной работе указываются и обосновываются наиболее приоритетные, по мнению автора, направления развития национальной экономики.

Ключевые слова: национальная экономика, российская экономика, государственное регулирование экономики, санкции, мобилизационная экономика, современная экономическая политика.

В последние годы всё сильнее растёт глобальная неопределённость, экономическая нестабильность и волатильность показателей. Шоки 2020 и 2022 гг., вызванные пандемией СОУГО-19 и беспрецедентными антироссийскими санкциями соответственно, нанесли серьёзный удар по экономике и суверенитету нашей страны, что потребовало повышения роли государства в экономике и изменения политики в области государственного управления и регулирования. Стоит отметить, что пандемия, несмотря на ряд негативных эффектов, стала своеобразной тренировкой для государства, бизнеса и граждан [1, с. 17]. Однако в период СОУГО-19 было понимание, что кризис скоротечен и сравнительно быстро сойдёт на нет, социально-экономические процессы и торговые отношения восстановятся. В настоящее же время так утверждать не приходится. Активная деятельность недружественных стран против России, заключающаяся не только в интенсивном санкционном давлении и разрыве экономических связей, но и в обострении военного и политического противостояния, не позволяет переждать глобальные трудности, а также увеличивает расходы и истощает ресурсы страны.

Для преодоления указанных вызовов можно рассмотреть развитие в России «мягкой» модели мобилизационной эко-

номики, ориентированной на специфику современной ситуации [2, с. 11].

Термин «мобилизационная экономика» предполагает концентрацию ресурсов в определённых приоритетных зонах, отраслях и областях в целях реализации наиболее важных задач, при фактическом перераспределении и перемещении ресурсов с менее значимых направлений [2, с. 10].

Как отмечалось ранее, предлагается развитие «мягкой» модели мобилизационной экономики, ориентированной именно на современные потребности страны. Таким образом, предполагается рационализация структуры экономики, путём смещения в направлении большей плановости, но не коренная трансформация текущей смешанной системы. В то же время, в различных секторах экономики пропорции плана и рынка должны и будут отличаться. Необходимо отметить, что важнейшей составляющей, при осуществлении перехода к «мягкой» модели мобилизационной экономики (то есть возрастании роли административно-планового регулирования и концентрации ресурсов в наиболее значимых сферах), будет являться принятие мер в области повышения личной ответственности чиновников и руководителей всех уровней за эффективность принимаемых решений, а также выполнение планов и норм. Увеличение доли плана в экономике и повышение роли государства, не сопро-

вождаемые институциональными изменениями и усилением озвученной ответственности, приведёт к пустой трате бюджетных средств, неэффективности государственной политики и неспособности мобилизации ресурсов [2, с. 12].

Стоит сказать, что в ходе преобразований важно стимулировать справедливое распределение доходов между различными слоями населения и регионами страны. Это позволит не только увеличить экономический рост и человеческий капитал, но и обеспечить стабильность государственного порядка, что в сегодняшних непростых условиях является одной из важнейших задач. По данным Росстата, коэффициент Джини в 2023 году составил 0,403, увеличившись на 2% по сравнению с 2022 годом (0,395) [3, с. 161], что является негативной тенденцией и создаёт избыточный уровень неравенства.

Рассмотрим важнейшие, по мнению автора, направления развития российской экономики, требующие мобилизации ресурсов.

1) Оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Сегодня данная область является ключевой и жизненно важной для России. Стоит сказать, что государство активно стимулирует данное направление, концентрируя ресурсы. В подтверждение этому можно привести рост расходов на национальную оборону: согласно проекту бюджета и данным Минфина, в 2024 г. планируется потратить 10775,4 млрд руб., что составляет 29,4% от планируемых общих бюджетных трат (36600,7 млрд руб.) и больше ожидаемых расходов за прошлый год на 68% (10775,4 против 6406,7 млрд руб.) [4]. Важно отметить, что в условиях накопленного военного потенциала развитие оборонно-промышленного комплекса следует рассматривать и в долгосрочной перспективе. Необходимо планировать и реализовывать стратегические задачи по развитию данного сектора, так как это позволить создать сильное и конкурентоспособное производство, гарантирующее не только национальный суверенитет, но и успешный экспорт отечественной продукции.

2) Импортозамещение и снижение им-портозависимости. Стоит отметить, что существуют определённые негативные эффекты активизации импортозамещения, выражающиеся в риске снижения активности бизнеса и сокращения конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также в риске слишком высокой стоимости отечественных аналогов, при более низком их качестве, что может поставить под сомнение результативность проводимой политики [5, с. 242]. Принимая во внимание описанные факторы, можно предложить следующее (не относится к ОПК и смежным ему отраслям): необходимо сконцентрировать ресурсы на поддержке тех секторов экономики, которые позволят за короткие сроки обеспечить производство конкурентоспособной продукции, после чего можно будет переносить полученный положительный опыт и на другие отрасли, расширяя импортоза-мещение [6, с. 73].

3) Нефтегазовая отрасль и топливно-энергетический комплекс (ТЭК). По предварительной оценке Минфина, за 2022 и 2023 гг. объём нефтегазовых доходов федерального бюджета достиг 11586 млрд руб. и 8822 млрд руб. соответственно, что в 2022 г. составило 41,6% всех доходов бюджета, а в 2023 г. - 30,3% [7, с. 5]. Таким образом, активное развитие отечественного ТЭК и особенно нефтегазовой отрасли остаётся важнейшей задачей современной экономической политики; данная мысль подтверждается и в других исследованиях [5, 8].

4) Технологии искусственного интеллекта. Мир всё сильнее погружается в цифровую эпоху, где уровень развития искусственного интеллекта и нейросетевых систем определяет конкурентоспособность экономики, суверенитет и военную мощь государства. Передовые ИИ-технологий способны оптимизировать любые процессы (в том числе управленческие и экономические), а также значительно повысить скорость и эффективность выполнения любой задачи (как в гражданской, так и военной сфере). Таким образом, развитие искусственного интеллекта (особенно создание его сильной/многофункциональной

модели) должно стать приоритетным направлением государственной политики. Стоит отметить, что уже принимаются определённые меры: идёт активное развитие нового национального проекта - «Экономики данных», главной целью которого станет разработка технологий ИИ и их внедрение в экономические и хозяйственные процессы [9].

Также важной сферой в долгосрочной перспективе является устойчивое развитие (ESG), которое способно не только обеспечить благополучное и стабильное будущее, но и повысить инвестиционную привлекательность национальной экономики [10, с. 175].

Отдельно хочется отметить важность стимулирования сотрудничества государ-

Библиографический список

1. Плотников В.А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. -2022. - № 6(138). - С. 15-21.

2. Гришков В.Ф., Плотников В.А., Фролов А.О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2022. - № 3(135). - С. 7-13.

3. Социально-экономическое положение России. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-01-2024.pdf (дата обращения: 13.05.2024).

4. Бюджет для граждан 2024-2026. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfln.gov.ru/common/upload/library/2023/10/main/0749_Budget_2024-2026_corr.pdf (дата обращения: 15.05.2024).

5. Черевко В.Е. Направления государственного регулирования современной российской экономики // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», - 2024. - С. 241-244.

6. Харламов А.В., Харламова Т.Л., Поняева И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2022. - № 4 (136). -С. 69-75.

7. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за 2023 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mmfm.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38819-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_2023_god (дата обращения: 18.05.2024).

8. Плотников А.В., Харламов А.В. Направления нейтрализации негативного влияния неэкономических шоков на реальный сектор экономики России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2023. - № 1(139). - С. 50-58.

9. Дмитрий Чернышенко отметил лучших руководителей цифровой трансформации по итогам 2023 года. Официальный сайт Правительства России. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/news/50634/ (дата обращения: 20.05.2024).

10. Черевко В.Е., Бережных М.А. Анализ ESG-трансформации мировой и российской экономики: направления деятельности государства в области устойчивого развития // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 3-2 (109). - С. 174-181.

ства и бизнеса через государственно-частное партнёрство, эффективность и высокий потенциал которого доказывался не раз [11, 12]. ГЧП можно оптимально использовать в целях развития приоритетных направлений, озвученных выше.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в рамках данной работы были указаны современные трудности и вызовы для российской экономики, решение которых рассматривалось в «мягкой» модели мобилизационной экономики; проводился анализ важнейших, по мнению автора, направлений развития национальной экономики и предлагались соответствующие рекомендации.

11. Харламов А.В. Государственно-частное партнерство и перспективы его развития в Санкт-Петербурге // Проблемы становления хозяйственной системы России инновационного типа в условиях экономического кризиса: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников по итогам НИР 2008 года. - СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2009. - С. 35-38.

12. Бережных М.А. Инвестиции и источники их привлечения для развития российской экономики в условиях санкций // Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 9-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. Курск, 23-24 января 2024 года. Т. 1. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. - С. 8185.

MODERN RUSSIAN ECONOMY: ANALYSIS OF PROSPECTS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

V.E. Cherevko, Student

St. Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. This article analyzes the current economic situation in Russia, which has developed as a result of shocks of a non-economic nature in 2020 and 2022. In order to overcome existing difficulties and challenges, it is proposed to use a "soft" model of mobilization economy, focused on the real needs of the country. In the presented work, the highest priority, in the author's opinion, directions for the development of the national economy are indicated and justified.

Keywords: national economy, Russian economy, state regulation of the economy, sanctions, mobilization economy, modern economic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.