Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ПРИ СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)'

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ПРИ СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономическая система / государственное регулирование экономики / регион / инновационная среда / Economic system / state regulation of the economy / region / innovation environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловейчик К.А., Николаева А.Г., Аркин П.А.

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики с точки зрения теории экономических систем, в том числе с позиций теории управления региональной экономической системой. Спецификой Санкт-Петербурга является большое число крупных промышленных предприятий и университетов, ориентированных на федеральные заказы и даже рынок ЕАЭС, поэтому Правительству Санкт-Петербурга удается в большей степени концентрироваться на создании эффективной инновационной среды для малого и среднего предпринимательства, чему и посвящена данная статья. Выделены следующие подсистемы поддержки малого и среднего предпринимательства для создания эффективной инновационной среды Санкт-Петербурга: меры общесистемной поддержки, меры налоговой поддержки, меры инвестиционной и имущественной поддержки, меры финансовой поддержки, меры институциональной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловейчик К.А., Николаева А.Г., Аркин П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ECONOMIC SYSTEM MANAGEMENT WHEN CREATING AN EFFECTIVE INNOVATION ENVIRONMENT IN MODERN CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)

The article discusses the issues of state regulation of the economy from the point of view of the theory of economic systems, including management of the regional economic system. In case of St. Petersburg, there is a large number of big industrial enterprises and universities focused on federal orders and even the EAEU market, so the Government of St. Petersburg tends to focus more on creating an effective innovation environment for small and medium-sized businesses, which is what this article is devoted to. The following subsystems have been identified to support small and medium-sized businesses to create an effective innovation environment in St. Petersburg: system-wide support measures, tax support measures, investment and property support measures, financial support measures, institutional support measures.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ПРИ СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)»

Соловейчик К.А., Николаева А.Г., Аркин П.А.

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ПРИ СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики с точки зрения теории экономических систем, в том числе - с позиций теории управления региональной экономической системой. Спецификой Санкт-Петербурга является большое число крупных промышленных предприятий и университетов, ориентированных на федеральные заказы и даже рынок ЕАЭС, поэтому Правительству Санкт-Петербурга удается в большей степени концентрироваться на создании эффективной инновационной среды для малого и среднего предпринимательства, чему и посвящена данная статья. Выделены следующие подсистемы поддержки малого и среднего предпринимательства для создания эффективной инновационной среды Санкт-Петербурга: меры общесистемной поддержки, меры налоговой поддержки, меры инвестиционной и имущественной поддержки, меры финансовой поддержки, меры институциональной поддержки.

Ключевые слова. Экономическая система, государственное регулирование экономики, регион, инновационная среда.

Soloveichik K.A., Nikolaeva A.G., Arkin P.A.

REGIONAL ECONOMIC SYSTEM MANAGEMENT WHEN CREATING AN EFFECTIVE INNOVATION ENVIRONMENT IN MODERN CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)

Abstract. The article discusses the issues of state regulation of the economy from the point of view of the theory of economic systems, including management of the regional economic system. In case of St. Petersburg, there is a large number of big industrial enterprises and universities focused on federal orders and even the EAEU market, so the Government of St. Petersburg tends to focus more on creating an effective innovation environment for small and medium-sized businesses, which is what this article is devoted to. The following subsystems have been identified to support small and medium-sized businesses to create an effective innovation environment in St. Petersburg: system-wide support measures, tax support measures, investment and property support measures, financial support measures, institutional support measures.

ГРНТИ 06.54.01 EDN IJAXDO

© Соловейчик К.А., Николаева А.Г., Аркин П.А., 2023

Кирилл Александрович Соловейчик - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. Анна Георгиевна Николаева - кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и логистики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Павел Александрович Аркин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Контактные данные для связи с авторами (Аркин П.А.): 197376, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 5 (Russia, St. Petersburg, Karpovka river emb., 5). Тел.: +7 (812) 234-85-95. E-mail: arkinp@mail.ru. Статья поступила в редакцию 31.08.2023.

Keywords. Economic system, state regulation of the economy, region, innovation environment.

Введение

Управление региональной экономической системой, где под региональной экономической системой понимается экономика региона в целом, как, с одной стороны, подсистема экономики России как экономической системы, а, с другой стороны, как самостоятельная экономическая система, обусловлено в современных условиях, в первую очередь, внеэкономическим воздействием незаконных санкций, что накладывает свою специфику на управление экономической системой (более подробно этот вопрос раскрыт в работах многих авторов, например [1, 2, 3]). В этих условиях с целью стимулирования роста глубины передела промышленной продукции в субъектах Российской Федерации [4] крайне важно создание эффективной инновационной среды региона.

Спецификой Санкт-Петербурга является большое число крупных промышленных предприятий и университетов, ориентированных на федеральные заказы и даже рынок ЕАЭС, поэтому Правительству Санкт-Петербурга удается в большей степени концентрироваться на создании эффективной инновационной среды для малого и среднего предпринимательства, чему и посвящена данная статья. Выделены следующие подсистемы поддержки малого и среднего предпринимательства для создания эффективной инновационной среды Санкт-Петербурга: меры общесистемной поддержки, меры налоговой поддержки, меры инвестиционной и имущественной поддержки, меры финансовой поддержки, меры институциональной поддержки.

Анализ опыта управления созданием эффективной инновационной среды Санкт-Петербурга С двенадцатого октября 2022 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Владимирович Мишустин расширил полномочия комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, подписав Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 г. № 1744 «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций и Положение о подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций» [5]. Пункт 3 Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. № 25-2 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций» [6], дополнен подпунктом «з» следующего содержания:

«з) выработка оперативных социально-экономических мер в условиях проводимых в Российской

Федерации мобилизационных мероприятий».

Кроме этого, пункт 3 Положения о подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2022 г. № 288 «О преобразовании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» [7] дополнен подпунктом «и» следующего содержания:

«и) выработка оперативных социально-экономических мер в условиях проводимых в Российской

Федерации мобилизационных мероприятий».

Теперь комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций на постоянной основе занимается выработкой оперативных социально-экономических мер в условиях частичной мобилизации, а также рассмотрением вопросов, связанных с обеспечением непрерывной работы предприятий в важнейших отраслях. В рамках этой работы главами федеральных органов власти сформированы штабы по обеспечению устойчивости работы предприятий в курируемых отраслях. В Санкт-Петербурге на этот момент уже действовал Штаб по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, в рамках которого вопросами поддержки предпринимательства в том числе занимается рабочая группа «Развитие предпринимательства». В связи с распространением новой коронави-русной инфекции (СОУГО-19) заседания Рабочей группы в очном формате были приостановлены, и ее

детальность была заменена работой Экспертных советов в сфере торговли и общественного питания в формате видеоконференцсвязи. С сентября 2021 года по сентябрь 2022 года было проведено 8 заседаний Экспертных советов, на которых было рассмотрено 13 наиболее актуальных предложений от бизнеса.

Выработанные меры поддержки для сохранения стабильности в этот период позволили Правительству Санкт-Петербурга принимать необходимые меры поддержки бизнеса по ключевым направлениям: общесистемные меры, в частности снижение административных барьеров, снижение налоговой нагрузки, меры имущественной поддержки, расширение программ льготного кредитования, поддержка инвестиционной активности. Все предложения предпринимательского сообщества были рассмотрены на заседаниях Экспертных советов, на заседаниях Оперативного штаба по реализации мер, направленных на обеспечение экономической стабильности в Санкт-Петербурге (более подробно в части машиностроения эти вопросы раскрыты в [8]).

По данным Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, общая стоимость уже вступивших в силу мер поддержки составляет порядка 33,5 млрд рублей, из которых 3,4 млрд рублей - федеральное софинансирование. В рамках общесистемных мер поддержки в Санкт-Петербурге были приостановлены все плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении бизнеса. За 9 месяцев этого года было отменено 450 проверок региональных органов власти и более 7 тыс. проверок федеральных органов. В том числе, введен мораторий на плановые проверки, продлеваются сроки по ранее выданным предписаниям, продлеваются сроки ранее выданных лицензий на спиртосодержащую продукцию.

Кроме того, дополнительно запущен через личные кабинеты предпринимателей на сайте Центра развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербург сервис по самообследованию предпринимателями обязательных требований к своей деятельности (помимо самодиагностики предприятия получают также возможность взаимодействовать с органами контроля-надзора и прокуратурой). Сейчас этот сервис реализован по 13 видам регионального контроля. Предприниматели могут заполнить чек-лист, направить декларацию о соответствии в орган контроля, избежав тем самым плановой проверки. В этом году 173 организации уже прошли процедуру «Самообследования». Все это ведет к значительному снижению административной нагрузки на бизнес.

Ресурсоснабжающим организациям рекомендовано до конца года не начислять пени субъектам малого и среднего предпринимательства за несвоевременное или неполное внесение платы по договорам тепло-, водо-, газо- и электроснабжения; а также приостановить мероприятия по работе с задолженностью субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлять им отсрочку погашения данной задолженности до 31.03.2023. Данная мера носит заявительный характер. На сегодня данной мерой воспользовались 230 субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях снижения налоговой нагрузки:

• снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения для обрабатывающих производств, организаций в области информационных технологий (1% - доходы и 5% - доходы-расходы). Данная мера поддержки распространяется на приблизительно 5,5 тысяч промышленных и 1Т-компаний, осуществляющих деятельность в Санкт-Петербурге;

• для гостиниц, санаторно-курортных организаций, пансионатов, организаций конгрессно-выставоч-ной деятельности и организаций туристической сферы также снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения (3% - доходы и 5% - доходы-расходы). Данная мера распространяется более чем на 3 тысячи предприятий.

Кроме того, в настоящее время с учетом мнения предпринимательского сообщества разработан и принят Закон Санкт-Петербурга [9], вносящий изменения в Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах» [10], который, в свою очередь, вносит изменения в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» [11], в соответствии с которым до 2024 года включительно продлеваются «налоговые каникулы» для впервые созданных организаций, состоящих на упрощенной и патентной системах налогообложения, расширив при этом перечень видов деятельности, в отношении которых действуют данные режимы налогообложения. Выпадающие доходы бюджета Санкт-Петербурга при предоставлении «налоговых каникул» оцениваются на уровне 466 млн руб.

По упрощенной системе налогообложения, помимо обрабатывающих производств, научной деятельности и деятельности в области здравоохранения и социальных услуг, включены деятельность в области информации и связи, деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг, образование и спорт. По патентной системе налогообложения добавляется деятельность по ремонту техники, персональных компьютеров, мебели, услуги дошкольного образования и экскурсионные услуги.

Также для субъектов малого и среднего предпринимательства перенесены сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам (срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2022 года продлевается на 6 месяцев, за II квартал - на 4 месяца). Среди направлений деятельности, на которые распространяются льготы: промышленность, социальная сфера, деятельность в области спорта, отдыха и развлечений и другие. Льготой смогут воспользоваться более 7 тысяч компаний. Это своего рода «беспроцентный кредит», размер которого оценивается в 470 млн рублей.

Освобождены в 2022 году (также, как и в прошлом году) от уплаты имущественного и земельного налогов гостиничная отрасль, организаторы выставок и форумов, санаторно-курортные предприятия, операторы морских терминалов, обслуживающих круизные и паромные суда, а также собственники помещений и земельных участков, которые предоставляют свои площади в аренду гостиницам, санаторно-курортным организациям, пансионатам, организациям конгрессно-выставочной деятельности и туристической сферы. Также, с учетом мнения предпринимательского сообщества, в 2022 году сохранена ставка по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым исчисляется от кадастровой стоимости, на уровне 2021 года (1,5% вместо 1,75% запланированных в 2022 году).

Особое место в деятельности Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга занимает стимулирование инновационной деятельности, привлечение федерального и регионального финансирования в целях расширения научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Так Фондом содействия инновациям в 2022 году было выдано грантов на разработку и коммерциализацию инноваций малым предприятиям и молодым предпринимателям Санкт-Петербурга в размере 2,148 млрд рублей, что является максимальной суммой в год за все время работы Фонда содействия инновациям (результаты в предыдущие года можно посмотреть в [12, 13]).

В полном соответствии с выводами ряда теоретических работ в данной области [14, 15, 16, 17, 18], в целях стимулирования инновационной деятельности, с 2022 года внедрен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, благодаря которому предприятия смогут вернуть 100% средств, потраченных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (с 2022 года снижены барьеры для использования инвестиционного налогового вычета: теперь им могут воспользоваться предприятия с любым количеством работников, не будет учитываться коэффициент обновления основных средств, установлена возможность зачета стоимости оборудования независимо от срока его выпуска).

Также льготная ставка аренды земельных участков, передаваемых для создания промышленных предприятий, установлена в размере 1 руб. за 1 метр на период проектирования и строительства объектов. Уже сейчас есть порядка 10 инвестиционных проектов, которые потенциально могут быть реализованы с использованием данного инструмента.

В части имущественной поддержки установлен мораторий на начисление пеней и взыскание штрафов для арендаторов городской недвижимости за период с марта по декабрь 2022 года. За этот период пени за просрочку арендной платы не начисляются, а по штрафам за иные нарушения договора предоставляется отсрочка по оплате до 1 января 2023 года, после чего штрафы будут взысканы в полном объеме. Мораторий действует для всех договоров, арендодателями по которым выступают городские комитеты и районные администрации. Ранее такая мера была реализована только в отношении договоров Комитета имущественных отношений. Кроме того, арендаторы городской недвижимости в заявительном порядке могут получить отсрочку по арендным платежам за третий квартал 2022 года до 1 декабря 2022 года. На отсрочку могут претендовать более 5000 компаний и ИП: производственные и научные предприятия, 1Т-индустрия, логистические и строительные компании, организации сферы гостеприимства, спорта и культуры, образования и здравоохранения и др. Объём предоставляемого «беспроцентного кредита» составляет порядка 1,9 млрд руб.

В целях поддержки отрасли общественного питания, по инициативе Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга в Санкт-Петербурге продолжается реализация «пилотного» проекта по размещению уличной мебели при стационарных предприятиях общественного питания. В этом году организациям общественного питания предоставлено право безвозмездно размещать сезонную уличную мебель как при стационарных, так и нестационарных предприятиях общественного питания. В настоящее время Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга вносятся изменения, увеличивающие сроки размещения сезонной уличной мебели при стационарных и нестационарных предприятиях общественного питания. Начиная с 2023 года их размещение разрешено с 16 апреля, а не с 1 мая, как было ранее.

Также, по инициативе Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, увеличен период размещения сезонных объектов общественного питания летних кафе. Теперь размещение таких объектов осуществляется с 16 апреля, а не с 1 мая. Таким образом, произошло увеличение периода размещения таких объектов, что позволит провести монтаж оборудования и реально начать работу летних кафе с 1 мая, что обеспечит создание для жителей и гостей города праздничной атмосферы в майские дни, а для предпринимателей - возможность получить дополнительные доходы.

Анализируя результаты в области финансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса, необходимо отметить, что Губернатором Санкт-Петербурга Бегловым А.Д. в марте текущего года было дано поручение докапитализировать Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса из резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга на 1 млрд рублей. Данная мера поддержки направлена на импортозамещение и поддержку малого и среднего бизнеса в условиях ограничений деятельности, связанных с санкционным давлением, средства направлены на реализацию следующих программ, которые действуют с 15.04.2022:

• реализована новая программа (300 млн рублей из 1 млрд рублей докапитализации) по программе займов без залога организациям сферы обрабатывающего производства на следующих условиях: размер займа от 50 тыс. рублей до 5 млн рублей на срок от 3 до 24 месяцев под процентную ставку, равную 1% годовых;

• увеличен лимит (на 200 млн рублей из 1 млрд рублей докапитализации) по ранее действующей программе по предоставлению займов без залога для поддержки и возобновления деятельности, с целью сохранения занятости на следующих условиях: размер займа от 50 тыс. рублей до 5 млн рублей на срок от 3 до 36 месяцев под процентную ставку годовых: 1% - на первый год, 2% - на второй год и 3% - на третий год;

• увеличен лимит (на 500 млн рублей из 1 млрд рублей докапитализации) по программе займов под залог на следующих условиях: сумма займа от 50 тыс. рублей до 5 млн рублей на срок от 3 до 24 месяцев под процентную ставку 1-5% в зависимости от вида деятельности предпринимателя. Необходимо обратить внимание, что с 26.09.2022 вступают в силу новые предоставления микрозаймов самозанятым, согласно которым сумма займа без залогового обеспечения для самозанятых увеличилась с 400 до 500 тысяч рублей, процентная ставка составляет 3% годовых. Также, с 26.09.2022 увеличился объем финансирования по программе предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства для поддержки и возобновления деятельности, в целях сохранения занятости (выделено 500 млн рублей из средств, возвращенных по ранее выданным займам), и по ним изменились следующие параметры предоставления:

• процентная ставка по договору займа для производственных предприятий составляет 3% годовых, а для прочих видов деятельности - 5% годовых;

• процентная ставка по договору займа, заключенному с субъектами малого и среднего предпринимательства, участниками программы «Городской акселератор 2022» для производственных предприятий снижена и составляет 2% годовых, а для прочих видов деятельности - 4% годовых;

• срок предоставления займа: от 3 до 24 месяцев включительно с даты перечисления денежных средств на расчетный счет заемщика; срок возврата средств по договору займа не должен превышать 24 месяцев.

Продолжается реализация программ предоставления займов с залоговым обеспечением и без залогового обеспечения, а также предоставление поручительств по кредитным договорам и банковским гарантиям. С начала года Фондом содействия кредитованию малого и среднего бизнеса выдано 110 займов без залогового обеспечения на общую сумму 0,5 млрд рублей, а также 294 займа с залоговым обеспечением на общую сумму 1,2 млрд рублей. Также с начала года Фондом содействия кредитованию малого и среднего бизнеса выдано 317 поручительств на общую сумму 3,4 млрд рублей, что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь кредитные средства в объеме 7,4 млрд рублей.

Реализуются в Санкт-Петербурге и меры федеральной финансовой поддержки. Так, АО «Корпорация МСП» реализует «зонтичный» механизм предоставления поручительств (покрывающий до 50% от суммы кредита в размере до 1 млрд рублей, на срок не более 180 месяцев). Поручительство для предпринимателей бесплатно, комиссию платит банк. Кредит можно получить на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, развитие бизнеса, рефинансирование кредита (начиная с 14.09.2021 в Санкт-Петербурге АО «Корпорация МСП» выдано 1430 поручительств она сумму 11,6 млрд рублей). По программе кредитования Минэкономразвития России предоставляются льготные кредиты МСП Банком на цели развития предпринимательской деятельности и пополнение оборотных средств (в размере до 2 млрд рублей, по ставке до 16%, сроком до 5 лет). С начала года в Санкт-Петербурге по данной программе выдано 17 кредитов на сумму 91,6 млн рублей.

Перспективы развития системы государственной поддержки

В 2023 году проект расширения мер поддержки продолжается. Расширен список цифровых сервисов, увеличено количество участников проекта до 20 000, увеличена средняя стоимость цифрового сервиса на 1 субъекта поддержки до 40 тысяч рублей. В соответствии с системными научными работами в области цифровизации сложных экономических систем, в том числе в области производства, научно-исследовательской, опытно-конструкторской и иной инновационной деятельности [19, 20, 21, 22], практически все услуги для бизнеса переводятся сегодня в цифровой формат, так как именно он позволяет обеспечить серьезный охват субъектов малого и среднего предпринимательства и легко масштабируется.

Огромный шаг в этом направлении сделало АО «Корпорация МСП», которое уже ведет каталог цифровых услуг, тегирует их описание и стандартизирует подход к базовым услугам, предоставляемым инфраструктурой в каждом субъекте Российской Федерации. Реализуется пилотный проект по интеграции платформ и передаче данных не только об услугах государственной инфраструктуры, но и по частным сервисам. Это создает возможность анализа оказания услуг, оценки популярности и степени влияния на развитие компании. Также это поддержит бизнес, который оказывает цифровые сервисы и позволит не дублировать их на уровне государственной инфраструктуры поддержки.

Заключение

Несмотря на все трудности, которые переживает сегодня как экономика России в целом, так и конкретно Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга последовательно продолжает оказывать всевозможные меры поддержки бизнесу по разным направлениям, учитывает обратную связь от предприятий и сверяет позиции с федеральными властями. Постоянно на совещаниях, проводимых Минэкономразвития России под руководством первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Белоусова А.Р., заслушиваются предложения регионов по вопросам совершенствования работы субъектов Российской Федерации по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства с целью создания для него эффективной инновационной среды.

Правительству Российской Федерации, а также регионам поставлены задачи по увеличению охвата малого бизнеса мерами поддержки, а также по реализации мер, показавших небольшую эффективность. Санкт-Петербург выступил с предложениями о предоставления дополнительных налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства для стимулирования перехода из самозанятых в индивидуальные предприниматели и далее в общества с ограниченной ответственностью с созданием «лифта»: «Самозанятые - ИП - Юрлица».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Смешко О.Г., Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления // Экономика и управление. 2022. Т. 28. 6. С. 524-537.

2. Харламов А.В. Санкции как фактор усиления нестабильности современной мировой экономики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2022. № 2. С. 18-23.

3. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Устойчивость развития российской промышленности в условиях макроэкономического шока и новая промышленная политика // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 10. С. 10371050.

4. СоловейчикК.А., Аркин П.А. Методические вопросы стимулирования роста глубины передела промышленной продукции субъектами Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 25-30.

5. О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций и Положение о подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 г. № 1744 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения 04.10.2022).

6. Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2022 г. № 25-2 (ред. от 31.10.2022) // Собрание законодательства РФ. 07.03.2022. № 10. ст. 1485.

7. О преобразовании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с Положением о подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости Российской экономики в условиях санкций): Постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2022 г. № 288 (ред. от 31.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.03.2022. № 11. ст. 1682.

8. Соловейчик К.А., Аркин П.А. Промышленная политика Санкт-Петербурга в контексте совершенствования управления наукоемкими производствами в машиностроении // Промышленная политика России в условиях глобальных ограничений. Сборник материалов научно-практической конференции и молодежной секции МАЭФ-2022. СПб., 2022. С. 9-15.

9. О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах: Закон Санкт-Петербурга от 25.11.2021 г. № 562-121 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.11.2021 (дата обращения 31.08.2023).

10. О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах: Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2020 г. № 637-144 (ред. от 25.11.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения 31.08.2023).

11. О налоговых льготах: Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 г. № 81-11 (ред. от 23.06.2023) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1995. № 10.

12. Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методологические подходы к определению терминологии в области наукоёмкого производства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5 (125). С. 9-18.

13. Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методические подходы к определению процессов управления наукоёмкими производствами в соответствии с новой номенклатурой научных специальностей // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 1 (133). С. 114-123.

14. Соусов В.Е., Бойцова И.В., ГайченяМ.И. Креативность и инновации - вызовы и возможности для современных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2020. № 9 (122). С. 1083-1087.

15. ХарламовА.В., Харламова Т.Л., Поняева И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 69-75.

16. Бойцова И.В., Рыбкина В.С., Соусов В.Е. Эффективность внедрения методов проектного управления на предприятии // Инновационные технологии и технические средства специального назначения. Труды четырнадцатой общероссийской научно-практической конференции. Сер. "Библиотека журнала «Военмех. Вестник БГТУ», № 82". СПб., 2022. С. 114-116.

17. Алексеев А.А., Аркин П.А., Богданова Е.Л., Васильев В.Н., Гатчин Ю.А., Титов А.Б. Методология моделирования инновационного процесса на базе теории систем и теории сетей / Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. СПб., 2013.

18. Соусов В.Е., Бойцова И.В. Методы развития инновационных предприятий в современных экономических условиях // Экономика и предпринимательство. 2020. № 9 (122). С. 744-747.

19. Петров А.Н. Стратегический менеджмент: в поисках новой парадигмы. СПб., 2022.

20. Глухов В.В., Плотников В.А., Бабкин А.В. Научно-методический инструментарий для оценки уровня развития цифровизации сложных экономических систем // Цифровая трансформация экономических систем: теория и практика: монография. СПб., 2022. С. 364-381.

21. Соловейчик К.А. Концептуальные основы создания инновационных промышленных кластеров в России: монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 127 с.

22. Аркин П.А., Рогова Е.М., Соловейчик К.А. Управление развитием технологических ресурсов хозяйственных систем: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.