Научная статья на тему 'Состояние инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства в регионе: реалии и перспективы'

Состояние инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства в регионе: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / SUPPORT INFRASTRUCTURE / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENTAL INSTITUTIONS / ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИФТ / INNOVATIVE FACTORS / ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сталоверова Валерия Андреевна

Для создания региональной экономики с высокой долей инновационных продуктов региональные власти в вопросах развития инновационной политики должны уделять особое внимание внедрению и развитию системы малого инновационного предпринимательства, стимулированию его деятельности, которая в конечном итоге даст положительный экономический результат. Весомая роль здесь принадлежит развитию инновационной инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса. В статье проведен анализ инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства в Санкт-Петербурге, предложены механизмы повышения эффективности работы регионального инновационного лифта и дано обоснование создания комплекса инфраструктуры поддержки малого и среднего, в том числе инновационного, предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сталоверова Валерия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of Securing State Infrastructure Support for Innovative Small-sized Entrepreneurships in St. Petersburg Region

The article examines the prospects of securing state infrastructure support for innovative small-sized businesses (SsBs) in the Russian Federation, highlighting the situation in St. Petersburg (SPb) region. In its analysis, the document proposes a series of ground-breaking measures that would provide the region with an efficient operational rationale based on innovation and entrepreneurship for smalland medium-sized corporations. Subsequently, the critique lists the fiscal activities that are compatible with SPb's economic framework, such as strengthening SsBs and promoting optimal SsB-related functions. The review opines that SsBs in SPb region should adopt a financial policy that is centered on enhanced commercial growth. The blueprint, in conclusion, suggests that SPb regional authorities pursue a strategy that supports development of the overall financial sector (particularly its SsBs).

Текст научной работы на тему «Состояние инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства в регионе: реалии и перспективы»

Состояние инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства в регионе: реалии и перспективы

Prospects of Securing State Infrastructure Support for Innovative Small-sized Entrepreneurships in St. Petersburg Region

УДК 332.1:334.7

Сталоверова Валерия Андреевна

аспирант Санкт-Петербургского государственного политехнического университета 194064, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29

Staloverova Valeriya Andreevna

St. Petersburg State Polytekhnical University Polytekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, 194064, Russian Federation

Для создания региональной экономики с высокой долей инновационных продуктов региональные власти в вопросах развития инновационной политики должны уделять особое внимание внедрению и развитию системы малого инновационного предпринимательства, стимулированию его деятельности, которая в конечном итоге даст положительный экономический результат. Весомая роль здесь принадлежит развитию инновационной инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса. В статье проведен анализ инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства в Санкт-Петербурге, предложены механизмы повышения эффективности работы регионального инновационного лифта и дано обоснование создания комплекса инфраструктуры поддержки малого и среднего, в том числе инновационного, предпринимательства.

The article examines the prospects of securing state infrastructure support for innovative small-sized businesses (SsBs) in the Russian Federation, highlighting the situation in St. Petersburg (SPb) region. In its analysis, the document proposes a series of ground-breaking measures that would provide the region with an efficient operational rationale — based on innovation and entre-preneurship — for small- and medium-sized corporations. Subsequently, the critique lists the fiscal activities that are compatible with SPb's economic framework, such as strengthening SsBs and promoting optimal SsB-related functions. The review opines that SsBs in SPb region should adopt a financial policy that is centered on enhanced commercial growth. The blueprint, in conclusion, suggests that SPb regional authorities pursue a strategy that supports development of the overall financial sector (particularly its SsBs).

Ключевые слова: малый инновационный бизнес, инновационная инфраструктура, инфраструктура поддержки, институты развития, инновационный лифт, инфраструктура инноваций

Keywords: small business innovation, innovative infrastructure, support infrastructure, developmental institutions, innovative factors

Важнейшим фактором государственной стратегии инновационного развития является успешное управление инновационными процессами в регионах. Для создания региональной экономики с высокой до-

леи инновационных продуктов региональные власти в вопросах инновационной политики должны уделять особое внимание внедрению и развитию системы малого инновационного предпринимательства, стимулированию его деятельности, которая в конечном итоге даст положительный экономический результат. Именно малые инновационные предприятия благодаря своей быстрой адаптации к технологическим процессам представляют собой уникальный ресурсный потенциал. Без развитого сектора малого инновационного бизнеса невозможно создать современную национальную инновационную систему. Именно этот сектор во всех развитых странах является как минимум равноправным звеном процесса материализации научного знания [1].

Малый инновационный бизнес в Санкт-Петербурге, как и в России в целом, развивается медленно, однако, учитывая статус города и имеющиеся научно-технические и производственные ресурсы, его роль должна быть существенно выше. Данное обстоятельство предполагает создание всех необходимых условий для развития этого сектора экономики. Особое значение имеет развитие инновационной инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса. Согласно последним изменениям, внесенным в федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», инновационная инфраструктура — совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [2].

К инновационной инфраструктуре Санкт-Петербурга относятся такие значимые элементы, как бизнес-инкубатор «Ингрия» и Первый городской бизнес-инкубатор. По версии журнала Forbes, «Ингрия» входит в TOP-5 бизнес-инкубаторов России. Поддержку бизнес-инкубатора получают стартапы, которые делают первые шаги на рынке. Более зрелые проекты, определившиеся с бизнес-моделью, получают помощь в привлечении инвестиций, масштабировании бизнеса, подборе команды, выходе на международные рынки. Технологические проекты, как правило, из вузов получают помощь по вопросам патентования и защиты интеллектуальной собственности, построения бизнес-модели и выхода на крупных заказчиков и инвесторов. Инвестиции в резидентов в 2012 г. составили 459 млн руб., выручка резидентов равнялась 606 млн руб. На сегодняшний день резидентами бизнес-инкубатора являются 82 компании [3].

Первый городской бизнес-инкубатор представляет собой проект по поддержке и развитию малого инновационного наукоемкого бизнеса в Санкт-Петербурге.

m О

II

с 0. s с о с о; s

с m О ci ш с; о

0 s ш !û

1 ц>

С

^ Таблица 1

^ Основные конкурсы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «Старт» < и «У.М.Н.И.К.»

с о < Название программы Цель программы Объем финансирования

к X «Старт» Содействие инноваторам, стре- Общий бюджет составляет 6 млн руб.:

< со О мящимся разработать и освоить 1-й год — 1 млн руб.,

производство нового товара или 2-й год — 2 млн руб.,

^ ш услуги с использованием результа- 3-й год — 3 млн руб.

^ о тов своих научно-технологических

о X исследований, находящимся на

ш начальной стадии развития и име-

ющим большой потенциал коммер-

> < циализации

«У.М.Н.И.К.» Стимулирование участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов Фонд выделяет на финансирование программы 500 млн руб. в год. Каждый победитель программы получает по 200 000 руб. в год (включая отчисления, предусмотренные законодательством РФ). Фонд финансирует выполнение проектов победителей программы, направленных на проведение исследований в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Малое инновационное предприятие, выполняющие государственный контракт по программе «У.М.Н.И.К.», получает финансирование от фонда в размере не более 10% от годового финансирования победителя программы

Это универсальная стартовая площадка для запуска и развития собственного бизнеса. За 5 лет работы бизнес-инкубатора средний рост прибыли размещенных в нем предприятий составил 82%, выручка выросла в 7,1 раза, численность работников — на 30% [4].

В Санкт-Петербурге функционируют три индустриальных парка. Индустриальный парк «Марьино» — это организованная промышленная зона с централизованным управлением, ориентированная на размещение современных производственных предприятий. Общая площадь производственных помещений индустриального парка «Балтийский» при ОАО «Ленинградский электромеханический завод» составляет 56 000 м2, количество резидентов — 126 компаний. К реализации проекта по созданию индустриального парка приступило ОАО «Звезда». Идет подготовка необходимых производственных площадей для создания многопрофильного индустриального парка на основе частно-государственного партнерства. Под проект индустриального парка отведена территория размером около 30 га.

Общая площадь территории особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге составляет 129,4 га. Из них участок «Новоорловская» (Приморский район Санкт-Петербурга) — 110,4 га, участок «Нойдорф» (Петродворцовый район, поселок Стрельна) — 18,9 га. Направления деятельности резидентов ОЭЗ: фармацевтика, информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, приборостроение, средства безопасности. По предварительным итогам 2013 г., объем инвестиций со стороны резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» в проекты на территории ОЭЗ составил 2,386 млрд руб. Это в 1,5 раза больше, чем в 2012 г. (1,560 млрд руб.) [5].

Семь центров коллективного пользования предоставляют субъектам малого инновационного предпринимательства возможность размещать свои заказы на высокотехнологичном оборудовании, закупаемом за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и частных

инвесторов. Центры прототипирования, функционирующие в городе, позволяют сократить продолжительность цикла обработки изделий на 50%, снизить уровень трудоемкости при оказании услуг металлообработки на 25-30%, оказать услуги по ценам на 10-15% ниже рыночных. В городе также функционируют 13 инновационно-технологических центров и более 20 промышленных зон.

Что касается финансовой поддержки, то с целью развития в Санкт-Петербурге системы кредитования малого предпринимательства, гарантий и поручительств по обязательствам его субъектов, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга, был создан Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Реализация программы Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса по предоставлению поручительств на льготных условиях (до 50% от размера кредитных обязательств заемщика) позволила субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь в 2012 г. кредиты на общую сумму 7204,2 млн руб. При этом 44% субъектов малого и среднего предпринимательства, обратившихся за услугами в фонд, — малые производственные компании. Реализация программы фонда по предоставлению микрозаймов субъектам малого предпринимательства (до 1 млн руб. на срок не более 12 месяцев под 10% годовых) позволила предприятиям малого и среднего бизнеса привлечь 129 микрозаймов на общую сумму 77,6 млн руб. (на 30% больше, чем в 2011 г.) [4].

Основные задачи Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере состоят в постепенном продвижении к проектам НИОКР компаний, находящихся на более ранних стадиях инновационного цикла и основанных на результатах фундаментальных исследований, а также в развитии взаимодействия с венчурными и другими структурами, участвующими в финансировании проектов по всему инновационному циклу [6].

В 2010 г. фонд поддержал 105 организаций из Санкт-Петербурга. На Санкт-Петербург приходится

около 10% поддерживаемых малых инновационных предприятий по всем программам фонда содействия. Около 15% средств фонда направляются на создание сети инновационно-технологических центров (ИТЦ). Всего по России создано около 30 ИТЦ, три из них работают в Санкт-Петербурге.

Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга» создана с целью создания на территории города инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере. Размер фонда на дату завершения его формирования составлял 400 млн руб. [7]. Инвестиционная стратегия фонда предусматривает осуществление инвестиций в компании, находящиеся преимущественно на ранней стадии развития бизнеса и отвечающие требованиям фонда.

Для стимулирования развития в Санкт-Петербурге процесса инвестирования компаний, находящихся на «предпосевной» стадии развития бизнеса, в декабре 2010 г. был создан Фонд предпосевных инвестиций с уставным капиталом 67 млн руб. Максимальный объем инвестирования составляет не более 5 млн руб.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в Санкт-Петербурге, как и в большинстве других регионов нашей страны, вовлеченных в инновационный процесс, существует и активно развивается необходимая инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства.

Именно инфраструктура часто становилась бенефициаром программ поддержки. Согласно комплексной программе «Наука. Промышленность. Инновации в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2011 г. № 835, на 14 мероприятий по созданию инфраструктуры инновационной деятельности выделено 989,4 млн руб. Однако уже существующие элементы инновационной инфраструктуры города слабо взаимодействуют друг с другом.

В связи с этим 6 апреля 2010 г. на федеральном уровне было положено начало в направлении взаимодействия элементов инфраструктуры поддержки и подписано важное соглашение между российскими институтами развития: Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «РОСНАНО», Российской ассоциацией венчурного инвестирования, общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Федеральным агентством по делам молодежи, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», ОАО «Российский банк развития», ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа». Спустя год к соглашению о взаимодействии институтов развития присоединился фонд развития инновационного центра «Сколково».

Соглашение о взаимодействии институтов развития и заинтересованных организаций в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла обеспечило закрепление основных принципов и механизмов такого взаимодействия. В рамках инновационного лифта будет создан механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах, налажена передача таких проектов от одного института развития к другому. Инновационный лифт также должен стать инструментом стыковки сферы исследований и

разработок с бизнесом, формирования новых пред- ^ приятий на основе результатов прикладных иссле- ^ дований [8]. <

В целях более эффективной работы деятельность ц инновационного лифта будет опираться на инноваци- о онную инфраструктуру, созданную субъектами Феде- к рации в рамках программ поддержки малого бизнеса. ^ Следовательно, элемент региональной инновационной 5 инфраструктуры поддержки может присоединиться на любой из закрепленных участниками соглашения ^ стадии. В Петербурге, например, на стадии предпосе- ^ ва, зарождения инновационного проекта финансовую х помощь может оказать некоммерческая организация з «Фонд предпосевных инвестиций». Компании, нахо- ^ дящиеся на ранних стадиях развития бизнеса, мо- < гут получить финансовую помощь от Регионального 1 венчурного фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга. Безусловно, предложенный институтами развития механизм инновационного лифта может стать мощным стимулом инновационной активности в регионе.

Существенной поддержкой в развитии малого инновационного предпринимательства может послужить консолидация усилий уже имеющихся объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимо отметить, что доля малого инновационного предпринимательства Санкт-Петербурга в общем объеме малого и среднего предпринимательства незначительна, а значит, создавать отдельную, обособленную инфраструктуру для малых инновационных предприятий нецелесообразно [9]. Согласно ст. 22 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих им поддержку, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций [10].

Необходимая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социально-экономических задач в сфере предпринимательства, в регионе существует. Исходя из самых острых проблем, которые стоят перед петербургскими малыми инновационными предприятиями на пути внедрения перспективных разработок, таких как отсутствие финансовой поддержки, льготных кредитов, трудности в поиске помещений в аренду, низкий профессиональный уровень менеджмента в сфере малого инновационного бизнеса и коммерциализации разработок, инфраструктуру поддержки условно можно разделить на три блока: финансовый, инфраструктурный, образовательный. Возникает вопрос о ее комплексном функционировании и консолидации усилий объектов инфраструктуры поддержки в виде создания комплекса инфраструктуры поддержки малого и среднего, в том числе инновационного, предпринимательства (далее — комплекс). Необходимость создания комплекса обусловлена и нормативно-правовым основанием: положениями закона Санкт-Петербурга № 194-32 от 2 апреля 2008 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», в которых выделяется направление формирования и развития инфраструктуры

Таблица 2

SWOT-анализ проекта создания комплекса инфраструктуры поддержки МСП, в том числе инновационного

Сильные стороны Слабые стороны

• Наличие программы развития МСП в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг. • Человеческие ресурсы: высокий уровень профессионализма и компетентности специалистов объектов инфраструктуры поддержки. • Возможность инициирования специальных проектов участников комплекса инфраструктурной поддержки. • Организация совместных мероприятий • Несбалансированная организационная структура инфраструктурного комплекса. • Недостаточная оптимизация процессов управления комплексом. • Невысокий уровень взаимного доверия между организациями инфраструктуры поддержки

Возможности Угрозы

• Открытость для входа новых участников. • Расширение диапазона предоставляемых услуг. • Возможная географическая концентрация объектов инфраструктуры поддержки на одной территории. • Оперативная адаптация к изменяющимся внутренним и внешним условиям в процессе предоставления услуг • Изменения в социально-экономической политике региона/города. • Существенные изменения региональной нормативной базы. • Административные барьеры на пути создания универсальных механизмов поддержки предпринимательства

Таблица 3 Ключевые показатели эффективности комплекса

№ п/п

1 Количество предпринимателей, получивших поддержку от совместных программ/проектов участников комплекса

2 Степень удовлетворенности предпринимателей оказываемыми услугами

3 Количество организаций инфраструктуры поддержки комплекса

4 Количество предпринимателей, ставших резидентами инкубаторов, являющихся участниками единого центра предпринимательства

5 Число проектов, одобренных к инвестированию фондами — участниками комплекса

6 Количество предпринимателей, окончивших образовательные программы/циклы семинаров, реализуемые в рамках комплекса

7 Число публикаций и эфиров в СМИ о деятельности комплекса, проектах и предпринимателях, получивших поддержку

8 Количество различных типов услуг, которые получил предприниматель

поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Проведем предварительный SWOT-анализ проекта создания комплекса инфраструктуры поддержки малого и среднего, в том числе инновационного, бизнеса.

Ключевыми показателями эффективности комплекса служат измеримые показатели, характеризующие в первую очередь синергетический эффект от создания системной работы различных объектов инфраструктуры.

Таким образом, от взаимодействия всех компонентов и согласованности работы всех участников комплекса будет зависеть эффективность его функционирования, что, в свою очередь, приведет к установлению прочных связей между предпринимателями и объектами инфраструктуры комплекса, к созданию эффективных механизмов как инфраструктурной, так и финансовой поддержки и формированию доверия к системе поддержки малого инновационного бизнеса в регионе.

Литература

1. Чеберко Е. Ф., Казаков В. А. Место малого инновационного предпринимательства в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 128-132.

2. О науке и государственной научно-технической политике // СЗ РФ. 2011. № 30, ч. 1. Ст. 4602.

3. Бизнес-инкубатор «Ингрия»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ingria-startup.ru/index/.

4. Отчет Комитета по экономической политике и стратегическому планированию об итогах социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2012 год: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cedipt.spb. ru/current_activities/priorities_for_action/macroeconomics/ ^од^.

5. Россия. Особые экономические зоны: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/innovation/ speterburg/news.

6. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fasie.ru.

7. Комплексная программа «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы: Электронная правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant. ш.

8. Об утверждении государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2013 г. № 2492-р. (новая редакция) // СЗ РФ. 2013. № 52, ч. 2. Ст. 7294.

9. Гурунян Т. В., Щербина О. Ю. Инфраструктура поддержки в системе инвестиционно-инновационного лифта для малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. 2013. № 24 (246). С. 166-174.

10. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 17 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

References

1. Cheberko E. F., Kazakov V. A. Mesto malogo innovatsionnogo predprinimatel'stva v sovremennoy ekonomike [The place of small-scale innovative entrepreneurship in contemporary economy]. Problemy sovremennoy ekonomiki, 2012, no. 3 (43), pp. 128-132.

2. On science and state science and technology policy. So-branie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, July 25, 2011, no. 30 (pt. 1), art. 4602. (in Russ.).

3. Business incubator "Ingria". Available at: http://www.ingria-startup.ru/index/. Accessed January 15, 2014. (in Russ.).

4. Report of the Committee on Economic Policy and Strategic Planning on socio-economic development of St. Petersburg in 2012. Available at: http://www.cedipt.spb.ru/current_ac-tivities/priorities_for_action/macroeconomics/itogi/. (in Russ.).

5. Russia. Special economic zones. Available at: http://www. m russez.ru/oez/innovation/speterburg/news. (in Russ.). h-

6. Foundation for assistance to small innovative enterprises < in the field of science and technology. Available at: http:// ^ www.fasie.ru/. (in Russ.). i=

7. Integrated program "Science. Industry. Innovations" in St. Pe- < tersburg for the years 2012-2015. E-Legal System Consultant ^ Plus. Available at: http://www.consultant.ru. (in Russ.). m

8. RF Government Order of December 21, 2013 № 2492-p. ^ "On approval of the state program of the Russian Federation o "Economic development and innovation economy" (new lu edition). Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, q 2013, no. 52 (pt. 2), art. 7294. (in Russ.). o

9. Gurunyan T. V., Shcherbina O. Yu. Infrastruktura podderzhki UJ v sisteme "investitsionno-innovatsionnogo lifta" dlya malogo 3 i srednego predprinimatel'stva [The support infrastructure jr in "investment and innovative elevator" system for small and < medium enterprises]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo, 2013, 1 no. 24 (246), pp. 166-174.

10. On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation. Federal Law of July 24.2007 № 209-FZ (as amended on February 17.2014). Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2007, no. 31, art. 4006. (in Russ.).

Оценка состояния инновационного развития российского предпринимательского сектора

The Russian Federation Business Sector: Assessing Its Innovative Developmental Projects

УДК 338.486.4

Ким Ген Хва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Kim Gen Khva

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

С выходом на свет в 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Россия вступила на путь инновационного развития национальной экономики. Данный переход вызвал трансформацию российской экономики, носящей в большей степени отраслевой характер. В связи с этим автором исследовано состояние инновационного развития предпринимательского сектора России и выявлены причины низкой инновационной активности страны. Статья носит аналитический характер и в ее формировании задействованы множество аналитических показателей из различных источников информации.

The article discusses the Russian Federation (RF) business sector, highlighting its innovative development projects (IDPs). The critique subsequently presents a long-term national developmental strategy covering the 2008-2020 timespan. During this time period, the RF

engaged in (or is expected to engage in) ground-breaking economic transformation programs having a multifaceted nature. At this stage, the paper refocuses on the Russian economic transition, noting the major factors behind that country's minimal innovative activities. In the course of the presentation, the document conducts an analytical study, revealing RF financial indicators from different sources while also examining IDPs.

Ключевые слова: инновационная активность, инновационная деятельность, инновационное развитие, предпринимательский сектор

Keywords: innovative activity, innovation, innovative development, business sector

После распада СССР в 1991 г. и перехода к рыночной экономике Россия прошла тяжелый путь развития и достигла немало успехов. На сегодняшний момент для закрепления завоеванных высот и поддерживания лидерских позиций на мировой арене России необходимо перейти на новый уровень развития национальной экономики — реализовать инновационную экономику.

Впервые о необходимости перехода национальной экономики на инновационный уровень развития стали говорить в 2008 г. в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Ключевым элементом в реализации национальной инновационной стратегии является предпринимательский сектор. Российский предпринимательский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.