Использование потенциала системы государственной поддержки инновационной деятельности для развития малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере
Use of system potential of the state support of innovative activity for development of small and average business in innovative sphere
УДК 334.7:005.591.6
Колпакиди Дмитрий Викторович
заведующий кафедрой Иркутского государственного лингвистического университета, кандидат экономических наук 664025, Иркутск, ул. Ленина, д. 8
Kolpakidi Dmitriy Viktorovich
Lenina Str. 8, Irkutsk, 664025
В настоящее время важнейшим фактором обеспечения устойчивого функционирования российской экономики является стимулирование развития ее инновационной составляющей. В статье проведен анализ развития системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере. Рассмотрены механизмы, с помощью которых осуществляется государственная поддержка инновационной деятельности в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Выделены виды поддержки, на которые могут претендовать субъекты малого и среднего предпринимательства. Предложены направления совершенствования существующей системы.
Nowadays the major factor of maintenance of steady functioning of the Russian economy is stimulation of development of its innovative component. In the article the analysis of system development of the state support of subjects of the small and average business is carried out that are carrying out the activity in innovative sphere. Mechanisms are considered that help the state support of innovative activity in the Russian Federation at federal, regional and municipal levels is carried out. Support kinds for which subjects of small and average business can apply are allocated. Directions of perfection of existing system are offered.
Ключевые слова: поддержка инновационной деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства, субвенция, инфраструктура поддержки инновационной деятельности, государственно-частное партнерство, федеральная целевая программа, венчурное финансирование, бизнес-ангелы, ведомственная целевая программа, муниципальная целевая программа, инновационно-ориентированная экономика
Keywords: support of innovative activity, subjects of small and average business, subvention, infrastructure of support of innovative activity, state-private partnership, federal target program, venture financing, business angels, departmental target program, municipal target program, innovative-focused economy
< >
Важнейшим фактором обеспечения устойчивого развития российской экономики является форсированное расширение базы экономического роста, в том числе за счет появления новых субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Особое внимание на уровне государства направлено на усиление инновационной составляющей деятельности хозяйствующих субъектов.
В настоящей работе проводится анализ развития системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере.
Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.
Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.
На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.
Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя:
• федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям;
• крупные инновационные проекты;
• федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.
Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
Государственная поддержка инновационной деятельности в России осуществляется путем реализации различных механизмов, в числе которых: а) финансовая поддержка (субвенции (гранты) для малых и средних инновационных предприятий, осуществляемые Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по различным программам; субвенции региональных и муниципальных органов власти; инвестиции отдельных технопарков; льгот-
ные кредиты; компенсация процентной ставки по кредитам и пр.);
б) содействие в подготовке кадров (например, МВА, магистерские программы, программы повышения квалификации в области технологического бизнеса);
в) развитие инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры (ИТЦ), бизнес-инкубаторы, наиболее известные из которых: Технопарк «Зеленоград», Зеленоградский ИТЦ, ИТЦ Регионального фонда технологического развития Санкт-Петербурга, Научный парк МГУ, ИПТ «ИДЕЯ», Технопарк в Москворечье, ИТЦ фонда «ТВН», Томский ИТЦ, Обнинский центр науки и технологий, ИТЦ «Новосибирск», инновационный центр «Сколково»);
г) государственно-частное партнерство. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ
[1] внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
Принятые изменения и дополнения демонстрируют развитие процесса сближения научных, образовательных и производящих учреждений, организаций и предприятий в целях ускорения процесса инновационного развития. Принятие этого закона позволит решить проблему коммерциализации разработок с привлечением малого бизнеса.
В настоящий момент в России существует ряд организаций, занимающихся венчурным финансированием, созданных в основном при участии государства, в их числе:
• Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ);
• Национальное содружество бизнес-ангелов России (НСБАР);
• ОАО «РОСНАНО»;
• ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). Поддержка инновационной деятельности в Российской Федерации ведется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Поддержка инновационной деятельности на федеральном уровне
В настоящее время в стране реализуется две федеральных целевых программы (ФЦП), направленных на поддержку инновационной деятельности:
• ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». Общий объем финансирования — 194 892,9 млн руб. Основная цель Программы — развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
• ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». Целью программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. Общий объем финансового обеспечения программы составляет 90,454 млрд руб.
(в том числе за счет средств федерального бюджета — 80,39 млрд руб.).
Инновационные предприятия могут получить финансовую поддержку по программам, представленным Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере («Старт-11», «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («У.М.Н.И.К.»), «Развитие», «ИНТЕР» — Инновационные ТЕРритории, «Ставка», «ТЕМП», «Партнерство университетов с компаниями — ПУСК»).
Поддержка инновационной деятельности на региональном уровне может быть проиллюстрирована на примере Иркутской области.
Сегодня для развития научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области сформирована необходимая правовая база. Принят Закон Иркутской области от 5 мая 2004 г. № 21-оз «Об областной государственной поддержке научно-технической и инновационной деятельности» [2], а также «Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат на осуществление инновационной деятельности», утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 9 октября 2009 г. № 285/64-пп.
В соответствии с Законом Иркутской области № 21-оз [Там же] государственной поддержке за счет средств областного бюджета подлежат:
1) выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, новых или усовершенствованных технологических процессов;
2) проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов;
3) создание и развитие инновационной инфраструктуры;
4) подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности;
5) осуществление технологического переоснащения и подготовки производства к выпуску новой или усовершенствованной продукции;
6) производство новой или усовершенствованной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса.
Приказом Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области от 22 октября 2010 г. № 36-мпр [3] утверждена ведомственная целевая программа «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области» на 2011-2013 годы. На финансирование мероприятий Программы планируется израсходовать 51 341,8 тыс. руб., в том числе 42 341,8 тыс. руб. из областного бюджета и 9000 тыс. руб. из федерального бюджета.
В настоящее время, в соответствии с данными официальной статистики, доля отгруженной инновационно-активными предприятиями продукции колеблется на уровне 1-2%, а доля затрат на инновации в ВРП Иркутской области в настоящее время составляет чуть более 1,5%. Поэтому реализуемой в регионе ведомственной целевой Программой [Там же] предусматривается создание условий для ускорения развития научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области, а также удовлетворение потребностей региона в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках.
По итогам реализации Программы ожидается: • создание (приобретение) не менее 16 научных разработок;
• увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационных организаций области до 3%;
• создание (сохранение) не менее 50 рабочих мест в организациях инновационной сферы;
• проведение не менее 12 мероприятий регионального значения, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в Иркутской области.
Субъекты малого и среднего предпринимательства могут претендовать на получение финансовой поддержки на конкурсной основе в рамках следующих программных мероприятий:
1) реализация областного заказа на НИОКР,
2) конкурс инновационных проектов.
Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства могут воспользоваться услугами региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, которая включает в себя ряд структурных элементов, в числе которых научные центры и вузы Иркутской области, инновационный бизнес-инкубатор, в котором размещены 23 субъекта малого предпринимательства, Технопарк Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, включающий более 19 предприятий и производственных лабораторий, Региональный центр развития инновационной деятельности, Региональная школа инновационного менеджмента, Байкальский центр трансфера технологий, Байкальский коучинг-центр по венчурному предпринимательству и др. Все элементы создаваемой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности расположены в г. Иркутске, поэтому государственная поддержка звеньев инновационной инфраструктуры осуществляется как Правительством Иркутской области, так и Администрацией г. Иркутска.
Поддержка инновационной деятельности на муниципальном уровне
Иркутск относится к муниципальным образованиям со средним уровнем социально-экономического развития, которое характеризуется относительно сбалансированными показателями.
В г. Иркутске сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах России научный, научно-технический и образовательный потенциал (на долю г. Иркутска приходится порядка 90% инновационного потенциала Иркутской области).
В настоящее время реализуется Муниципальная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске на 2009-2012 годы», утвержденная решением Думы г. Иркутска от 22 октября 2008 г. № 004-20-540920/8 [4].
Цель Программы: создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности на территории г. Иркутска, обеспечивающих формирование благоприятной деловой среды для функционирования малого и среднего инновационного предпринимательства, направленного на эффективное использование научно-технического потенциала при решении задач социально-экономического развития г. Иркутска.
По итогам 2009 и 2010 г. на реализацию мероприятий Программы [Там же] было направлено: • экспертное обеспечение инновационной деятельности: 2009 г. — 45 тыс. руб.; 2010 г. — 50 тыс. руб.;
• организационно-просветительские мероприятия: ^ 2009 г. — 125 тыс. руб.;
• оказание содействия инновационной инфраструк- о туре г. Иркутска: 2009 г. — 700 тыс. руб.; 2010 г. — о 550 тыс. руб.; ^
• стимулирование развития инновационной дея- ^ тельности на территории г. Иркутска: 2009 г. — ^ 800 тыс. руб.; 2010 г. — 1100 тыс. руб. (в форме т субсидий). < Таким образом, общий фактический объем фи- 3
нансирования мероприятий Программы [Там же] за ^ 2 года реализации составил 3370 тыс. руб. ^
В табл. 1 представлены результаты анализа степени ° достижения целевых показателей Программы [Там же] с за два года ее реализации, которые демонстрируют з достижение запланированных значений и некоторое 5 их превышение за исключением показателя № 2 «До- < ля привлеченных средств в общем объеме капитала н инновационных компаний». <
Невыполнение показателя № 2 связано с тем, что бюджетных средств, направляемых на субсидирование субъектов инновационной деятельности, недостаточно для достижения целевых показателей. Выделяемых средств хватает на субсидирование только 2-3 предприятий ежегодно, хотя фактическая потребность в субсидиях гораздо выше.
Важными итогами реализации Программы [Там же] стали:
• внедрение системы периодических коммуникативных площадок для общения специалистов высокотехнологичных компаний г. Иркутска и потенциальных потребителей разработанных технологий;
• создание реестра инновационных компаний г. Иркутска;
• создание информационной базы инновационных проектов субъектов инновационной деятельности г. Иркутска;
• проведение сессий Байкальского сообщества бизнес-ангелов;
• реализация мероприятий в рамках соглашения о сотрудничестве между администрацией г. Иркутска и Российской ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ);
• проведение конкурсов на предоставление субсидий организациям инновационной инфраструктуры из бюджета г. Иркутска для компенсации затрат по оказанию консультационных и организационных услуг субъектам инновационной деятельности, направленных на создание новых высокотехнологичных производств;
• проведение конкурсов на предоставление субсидий для реализации инновационных проектов, приоритетных для г. Иркутска.
Знаковым событием для развития индустрии венчурных инвестиций как в области, так и в городе стало подписание соглашения о сотрудничестве между администрацией г. Иркутска и Российской ассоциацией прямого и венчурного инвестирования (РАВИ).
В российских венчурных фондах аккумулировано достаточное количество средств. При этом в настоящее время существует потребность в качественных проектах, и она сохранится в будущем.
Еще в 2007 г. по инициативе Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) и Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) было создано Национальное содружество бизнес-ангелов России (НСБАР).
Байкальское сообщество бизнес-ангелов представляет собой клуб потенциальных инвесторов для
Таблица 1
Оценка степени достижения целевых показателей Программы [4]
№ п/п Наименование показателя Единица измерения Плановое значение Фактическое значение Отклонение
2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. плановое на 2010 г. (к 2009 г.), % фактическое на 2010 г. (к плановому значению за 2009 г.), %
1. Доля инновационных компаний, участвующих в муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства % от общего количества 29 34 42 44,6 17 54
2. Доля привлеченных средств в общем объеме капитала инновационных компаний % от общего количества 10 15 7 7,2 50 -28
3. Доля инновационных компаний, имеющих защищенную интеллектуальную собственность % от общего количества 20 22 35 42,5 10 113
4. Количество инновационных компаний на 1000 жителей шт. 0,15 0,17 0,15 0,17 13 13
5. Численность работников, занятых инновационной деятельностью чел. 340 400 344 410 18 21
6. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции % от общего количества 1,74 1,84 1,74 1,84 6 6
наукоемких высокорисковых проектов. В него входят иркутские бизнесмены, находящиеся в поиске подходящих объектов для инвестиций.
Основными задачами Байкальского сообщества бизнес-ангелов являются налаживание взаимодействия инновационных компаний региона с потенциальными частными инвесторами, создание благоприятных экономических и правовых условий деятельности бизнес-ангелов на муниципальном уровне и защита интересов сообщества бизнес-ангелов.
Сообщество оказывает содействие эффективному и безопасному вложению капиталов, объединению и соинвестированию частных инвестиций, в том числе в виде участия в венчурных фондах и других коллективных инвестиционных механизмах.
На Сессиях Байкальского сообщества бизнес-ангелов проходят презентации инновационных проектов для инвестирования с целью активного поиска инвестора.
Кроме того, следует отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающиеся и инновационной деятельностью, могут получить консультационную поддержку на предприятиях инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы». Помимо этого, субъектам малого и среднего предпринимательства г. Иркутска в рамках муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы» также предоставляется ряд субсидий.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства могут претендовать на консуль-
тационную, информационную, технологическую, организационную и прочие виды поддержки в организациях инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, а также могут на конкурсной основе получить финансовую поддержку в виде субвенций (грантов) для малых и средних инновационных предприятий, осуществляемых Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по различным программам; субвенции региональных и муниципальных органов власти; инвестиции отдельных технопарков; льготные кредиты; компенсацию процентной ставки по кредитам и пр. При этом одной из важнейших функций организаций инфраструктуры поддержки является своевременное информирование малых и средних предприятий о видах предоставляемой помощи и условиях ее получения: создание телевизионных передач, публикации в ведущих бизнес-изданиях, выпуск справочников и информационных пособий и пр. [5].
Программы поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности должны быть взаимосвязаны между собой, чтобы СМиСП, осуществляющие деятельность в сфере инноваций и получившие поддержку по одной из программ, обладали приоритетом при получении поддержки по другой программе. Например, получив субсидию по программе развития инновационной деятельности, предприниматель мог бы на льготных условиях, избежав дополнительных бюрократических процедур, используя один комплект документов, получить средства по программе содействия развитию СМиСП на участие в выставках, разработку бизнес-планов или компенсацию процентной ставки по кредиту.
В настоящий момент основными механизмами решения проблем инновационного развития России в целом и ее регионов должны стать обеспечение совершенствования различных форм государственно-частного партнерства в сфере науки и инновационной деятельности, продолжение развития инновационной инфраструктуры (технопарков, инновационных бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров и т.д.) на базе потенциала Российской академии наук и высших учебных заведений, финансовая поддержка наиболее перспективных инновационных проектов.
Поддержка инновационной деятельности стимулирует не только развитие инноваций как таковых, но и предпринимательства в целом через создание и поддержку новых субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инновационных технологий, что дает толчок к развитию экономики в целом и, в конечном итоге, позволит приблизить момент перехода от сырьевой экономики к новой, инновационно-ориентированной.
Литература
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты ^ Российской Федерации по вопросам создания бюджет- о ными научными и образовательными учреждениями хо- д зяйственных обществ в целях практического применения ^ (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: к Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ. ^
2. Об областной государственной поддержке научно-тех- х нической и инновационной деятельности: Закон Иркутской ™ области от 5 мая 2004 года № 21-оз (ред. от 13 июля <
2009 г.). 3
3. О разработке ведомственной целевой программы «Раз- 2 витие научно-технической и инновационной деятельности ^ в Иркутской области на 2011-2013 годы»: Приказ мини- ^ стерства экономического развития, труда и инноваци- о-онной деятельности Иркутской области от 22 октября |
2010 г. № 36-мпр (ред. от 22 июля 2011 г.). з
4. Об утверждении муниципальной целевой программы «Раз- ^ витие инновационной деятельности в г. Иркутске на 2009- ^ 2012 годы»: Решение Думы г. Иркутска от 22 октября > 2008 г. № 004-20-540920/8 (ред. от 27 мая 2011 г.). £
5. Колпакиди Д. В., Колпакиди Н. Н., Абросимова Л. Э. Справочное пособие инновационного менеджера города Иркутска. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010. 59 с.
О критериях оценки эффективности инвестиционных проектов
About criteria of an estimation of investment projects efficiency
УДК 330.322.5
Косолапов Леонид Александрович
профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Kosolapov Leonid Aleksandrovich
Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103
В статье обобщена теоретическая и практическая разработка комплексного подхода по оценке эффективности инвестиционных проектов. Рассмотрены методы сравнительного экономического анализа и обоснования решений при использовании различных критериев. Рекомендованы методы современной теории принятия решений.
In the article theoretical and practical working out of the complex approach is generalized according to efficiency of investment projects. Methods of the comparative economic analysis and substantiation of decisions are considered at use of various criteria. Methods of the modern theory of decision-making are recommended.
Ключевые слова: балансовые методы, внутренняя норма доходности, индекс доходности, дисконтированный поток поступлений, дифференциальные показатели, измерители эффективности, инвестиционный проект, критерии, оптимальное ценообразование, экономическая эффективность инвестиций
Keywords: balance methods, internal norm of profitableness, profitableness index, discounted stream of
receipts, differential indicators, efficiency measuring instruments, investment project, criteria, optimum pricing, economic efficiency of investments
Разработка больших производственных систем и их элементов в современных условиях может осуществляться на базе множества взаимозаменяемых вариантов. Отсюда и появляется возможность выбора наилучшего решения. В теории и практике на основе обобщения опыта хозяйствования в настоящее время разработаны методические принципы измерения экономической эфффективности инвестиций, производства и новой техники.
Оптимизационные задачи и методы их решения имеют большое значение для обоснования стратегий развития больших производственных систем национального хозяйства. При этом оптимизацию следует рассматривать как концепцию программно-целевого планирования, основанную на анализе и синтезе множества способов действия и располагаемых ресурсов.
Выбор оптимальных решений в настоящее время производится на основе методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, разработанных ЮНИДО (United Nations Organization for Industrial Development) [1].
По мнению автора статьи, в данных методических указаниях не достаточно разработаны такие важнейшие задачи, как формирование принципов и анализ методических подходов к оценке точности эффективно-