Формирование системы инвестиционно-финансовой поддержки субъектов малого и среднего п редп риним ател ьства на муниципальном уровне
(по материалам г. Иркутска)
Formation of system of investment and financial support of subjects of small and average business at municipal level (on materials of Irkutsk)
УДК 334.7:332.1
Колпакиди Дмитрий Викторович
заведующий кафедрой Иркутского государственного лингвистического университета, кандидат экономических наук 664025, г Иркутск, ул. Ленина, д. 8
Kolpakidi Dmitriy Viktorovich
664025, Irkutsk, ul. Lenina, 8
В современных экономических условиях государственное управление предпринимательской деятельностью реализуется в виде системы комплексной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В статье проведен анализ функционирования системы инвестиционно-финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создаваемой в рамках муниципальных целевых программ на примере г. Иркутска, которая в качестве базовых механизмов использует предоставление субсидий, финансовых гарантий и микрофинансовых займов. Использование программно-целевого подхода в процессе осуществления инвестиционно-финансовой поддержки среднего и малого бизнеса позволяет спланировать необходимые инвестиционные и финансовые потоки, определить меры, призванные способствовать повышению эффективности инвестиционно-финансовой деятельности предпринимательских структур.
The government is realized by enterprise activity in the form of system of complex support at federal, regional and municipal levels in modern economic conditions. In the article the analysis of functioning of system of investment and financial support of subjects of the small and average business, created within the limits of municipal target programs on an example of Irkutsk which as base mechanisms uses granting of grants, financial guarantees and microfinancial loans is carried out. Use of the program and target approach in the course of realization of investment and financial support of an average and small-scale business allows to plan necessary investment and financial line products, to define the measures, that called to promote increase of efficiency of investment and financial activity of enterprise structures.
Ключевые слова: инвестиционно-финансовая поддержка, субъекты малого и среднего предпринимательства, муниципальная целевая программа, субсидия, гарантийный фонд, фонд микрокредитования
Keywords: investment and financial support, subjects of small and average business, municipal target program, grant, guarantee fund, microcrediting fund
<
о
В современных условиях политика государства в сфере малого и среднего предпринимательства направлена на делегирование решения большинства проблем предпринимательства региональному и местному уровням власти. Государственное регулирование предпринимательской деятельности реализуется через систему ее комплексной поддержки и включает в себя следующие элементы:
• нормативно-правовую базу (программы развития малого и среднего предпринимательства; систему налоговых и иных льгот, стимулирующих создание новых предприятий и развитие предпринимательства в приоритетных для региона сферах; документы, регламентирующие процедуры легализации предпринимательской деятельности, и др.);
• инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
• инвестиционно-финансовую поддержку малого и среднего бизнеса;
• содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
• защиту прав и законных интересов предпринимателей;
• институты осуществления диалога между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью и пр. [1].
В настоящей работе в рамках программно-целевого подхода анализируется набор инструментов инвестиционно-финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доступных предпринимателю на муниципальном уровне на примере г. Иркутска.
В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в редакции от 19 июля 2011 г.) под инвестициями понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». В соответствие с федеральным законодательством инвестиционная политика органов городского самоуправления Иркутска осуществляется в двух направлениях:
^ 1) создание благоприятных условий для повышения ^ деловой активности и развития инвестиционной х деятельности хозяйствующих субъектов; ш 2) прямое участие органов местного самоуправления х в инвестиционной деятельности. ^ В целях содействия развитию субъектов малого и
2 среднего предпринимательства на территории г. Иркутска был принят ряд постановлений о порядке пре-
^ доставления субсидий субъектам малого и среднего к предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и средне него предпринимательства (СМиСП). Анализ элемен-^Е тов системы инвестиционно-финансовой поддержки ^ субъектов малого и среднего предпринимательства ^ в г. Иркутске представлен в табл. 1.
3 Муниципальной целевой программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы» по разделу «Инвестиционно-финансовая поддержка» предусмотрено выделение на указанные цели достаточно значительных объемов финансирования (табл. 2).
В целях стимулирования инвестиционной активности и привлечения дополнительных средств для решения задач социально-экономического развития города Постановлением мэра г. Иркутска от 9 января 2008 г. № 031-06-4/8-1 утверждено «Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий в г. Иркутске». Положение определяет порядок предоставления муниципальных гарантий, обеспечивающих надлежащее исполнение принципалом (юридическое лицо, имеющее обязательство перед бенефициаром) его обязательств перед бенефициаром (юридическое лицо, в пользу которого предоставлена муниципальная гарантия), а также порядок исполнения обязательств по муниципальной гарантии [2].
Условия предоставления гарантий таковы: проведение анализа финансового состояния принципала (кроме случаев предоставления гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу); предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению
регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или какой-либо части гарантии; отсутствие у принципала и его поручителей просроченной задолженности по денежным обязательствам перед гарантом, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, ранее предоставленным гарантом.
Предпринимателям без образования юридического лица и микропредприятиям финансовую помощь оказывает Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области — фонд микрокредитования. Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области был создан в октябре 2001 г. в рамках реализации «Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области» на 2001-2002 годы. Кроме того, кредитный портфель фонда пополнялся за счет субсидий, выделяемых по муниципальным целевым программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске [3].
Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области предоставляет краткосрочные займы субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность на территории г. Иркутска и близлежащих населенных пунктов. Займы предоставляются на следующие цели: закупка товара, приобретение оборудования, оплата налогов, оплата аренды, получение лицензии и т. д.
По выдаваемым ресурсам установлена гибкая система процентных ставок от 1 до 4,7% в месяц. Процентная ставка зависит от:
• вида деятельности;
• стажа предпринимательской деятельности;
• способа и вида обеспечения займа;
• срока пользования заемными ресурсами;
• степени риска бизнеса заемщика;
• личности заемщика.
Дополнительные расходы на оформление займа (комиссии, оплата за ведение счета, страхование личного имущества и т. п.) отсутствуют. Срок пользования
Таблица 1
Инвестиционно-финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске
Форма инвестиционно-финансовой поддержки Нормативно-правовой акт Условия предоставления
1 2 3
Субсидии на компенсацию части затрат по уплате арендных платежей субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Постановление мэра г. Иркутска от 28 декабря 2007 г. № 031-062770/7 «О порядке предоставления субсидий на компенсацию части затрат по уплате арендных платежей субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» Субсидия предоставляется: • на компенсацию части затрат по уплате арендных платежей по договорам аренды: объектов капитального строительства и помещений в объектах капитального строительства, за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений, киосков, навесов и других подобных построек, земельных участков; • в период со дня заключения договора аренды, но не ранее 1 января текущего года, до дня окончания его действия, но не позднее 31 декабря текущего года; • в размере до 50% от суммы, фактически уплаченной по договорам аренды, но не более 100 тыс. руб. один раз в течение срока действия муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы» одному СМиСП, одному объекту инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Окончание табл. 1 т
1 2 3
Субсидии в целях возмещения части затрат по выплате процентов по кредитам, полученным в финансово-кредитных организациях, и субсидии в целях возмещения части затрат по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга Постановление мэра г. Иркутска от 28 декабря 2007 г. № 031-062768/7 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии в целях возмещения части затрат по выплате процентов по кредитам, полученным в финансово-кредитных организациях». Постановление мэра г. Иркутска от 24 марта 2008 г. № 031-06528/8 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидии в целях возмещения части затрат по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга» Проект должен удовлетворять не менее чем трем из представленных ниже условий: • целью проекта является организация производства и предоставление конкурентоспособных товаров, работ, услуг на местном рынке; • реализация проекта имеет приоритетное значение для города; • проект предусматривает создание дополнительных рабочих мест; • проект предусматривает повышение заработной платы работникам; • реализация проекта приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет города. Субсидия по выплате лизинговых платежей предоставляется: • по договорам лизинга, оплата по которым производится в иностранной валюте, осуществляется в национальной валюте Российской Федерации по курсу, установленному ЦБ РФ на день оплаты лизинговых платежей; • в размере произведения не более 4/5 ставки рефинансирования, устанавливаемой ЦБ РФ на день заключения соглашения о предоставлении субсидии на сумму лизингового платежа
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с разработкой и экспертизой бизнес-планов инвестиционных проектов Постановление мэра города Иркутска от 28 декабря 2007 г. № 031-06-2766/7 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с разработкой и экспертизой бизнес-планов инвестиционных проектов» Субсидия предоставляется: • в размере до 70% от полной стоимости расходов, связанных с разработкой и экспертизой бизнес-плана инвестиционного проекта, но не более 100 тыс. руб. за один календарный год по одному СМиСП; • в целях возмещения части затрат, осуществленных в текущем финансовом году; • на возмещение части затрат по одному бизнес-плану инвестиционного проекта один раз в течение финансового года
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат на прохождение сертификации по международным стандартам Постановление мэра города Иркутска от 28 декабря 2007 г. № 031-06-2765/7 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат на прохождение сертификации по международным стандартам» Субсидия предоставляется: • в размере до 50% от документально подтвержденных затрат, связанных с прохождением сертификации, но не более 100 тыс. руб. по одному СМСП; • в целях возмещения части затрат, осуществленных в текущем финансовом году. СМСП имеет право на субсидию один раз в течение финансового года
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, общественным организациям субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат на участие в региональных, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, выставках, ярмарках, программах обмена опытом Постановление мэра г. Иркутска от 25 декабря 2007 г. № 031-062708/7 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, общественным организациям субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат на участие в региональных, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, выставках, ярмарках, программах обмена опытом» Субсидия предоставляется: • в размере до 70% от объема (суммы) расходов, связанных с участием в мероприятии, таких как регистрационные сборы, аренда выставочных площадей, аренда оборудования, транспортные расходы по доставке экспонатов, транспортные расходы представителей СМиСП; • в размере не более 50 тыс. руб. при условии участия в российском мероприятии и не более 80 тыс. руб. в зарубежном мероприятии; • один раз в течение финансового года
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на начальном этапе ведения бизнеса Постановление администрации г. Иркутска от 8 июня 2010 г. № 031-06-1371/10 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на начальном этапе ведения бизнеса» Субсидия предоставляется: • только один раз в течение срока действия муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы»; • в целях возмещения части затрат, осуществленных в текущем финансовом году
со О
X
О
О х
О
V СО к
X <
со
о
Таблица 2
Распределение инвестиционно-финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2008-2012 гг.
Наименование показателя Год
2008 2009 2010 2011 2012
Финансирование, тыс. руб. План 2780 5090,0 6944 2880,0 2870
Факт 2592 4972,3 6860 2631,7* —
Примечание: * — данные за 9 месяцев 2011 г.
займом составляет от 3 до 9 месяцев, что позволяет, самостоятельно рассчитав возможности бизнеса, не переплачивать за длительные сроки пользования заемными ресурсами; для предпринимателей производственной сферы сроки увеличены до 1 года.
За период деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства Иркутской области с 8 октября 2001 г. по 31 декабря 2010 г. выдано 1727 займов на сумму 140,7 млн руб.; создано 1181 рабочее место; сохранено 2788 рабочих мест; уплачено налогов заемщиками на сумму 9,991 млн руб.
Таким образом, инвестиционно-финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске осуществляется в форме предоставления субсидий, финансовых гарантий и выдачи микрофинансовых займов. В период с 2008 г. по 30 сентября 2011 г. за счет средств муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 20082012 годы» предоставлена инвестиционно-финансовая поддержка СМиСП в размере 17 056 тыс. руб.
Механизмы получения ресурсов понятны, но существует ряд ограничений, связанных с недостаточностью объема инвестиционных ресурсов, невозможностью мобилизации их в короткий срок (особенно в условиях экономических спадов и неразвитой финансовой инфраструктуры), слабой заинтересованностью потенциальных инвесторов как внутри страны, так и за рубежом. Развитие экономического потенциала г. Иркутска требует инициирования стабильных потоков инвестиций как иностранных, так и российских. В Иркутской области постепенно появляются заинтересованные инвесторы, которые, к сожалению, зачастую сталкиваются с проблемой неэффективного
финансового менеджмента. На момент соискания инвестиций предприниматель не в состоянии представить грамотно разработанный бизнес-план или технико-экономическое обоснование, большинство субъектов малого предпринимательства не ведут управленческий учет (особенно это касается предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения или на едином налоге на вмененный доход). В этих условиях необходимо развивать основу системы инвестиционно-финансовой поддержки, заложенную программами развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.
Политика привлечения частных инвестиций должна строиться на механизмах снижения административных барьеров, применении системы дешевого кредитования малого бизнеса, предоставлении предпринимателям государственных и муниципальных гарантий и доступных консультационных услуг. Использование программно-целевого подхода в процессе осуществления инвестиционно-финансовой поддержки СМиСП позволяет спланировать необходимые инвестиционные и финансовые потоки, определить соответствующие меры, призванные способствовать повышению эффективности инвестиционно-финансовой деятельности.
Литература
1. Колпакиди Д. В. Организация поддержки малого предпринимательства в сфере туризма. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 247 с.
2. Колпакиди Д. В., Колпакиди Н. Н., Абросимова Л. Э. Инвестиционный справочник. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010. 98 с.
3. Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области. Режим доступа: http://www.fpmp.ru/about/.
Издания СПбУУиЭ
Диалог культур: управление социально-культурными процессами: Сборник научных трудов Междунар. науч.-практич. конф. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2011. — 458 с.; ил.
В сборнике представлены научные статьи и доклады преподавателей вузов, научных сотрудников, работников региональных и муниципальных органов власти, аспирантов и студентов, принимавших участие в работе международной научно-практической конференции «Диалог культур: управление социально-культурными процессами», прошедшей 8-9 июня 2011 г. в СПбУАЭ при научно-методической поддержке Института проблем региональной экономики РАН.
Материалы сборника освещают актуальные теоретические и методологические проблемы развития социально-культурной сферы в новых социально-экономических условиях, характеризующихся изменениями в системе ценностных ориентаций, уровне потребления культурных услуг и видах культурной деятельности различных групп населения, а также наличием конструктивных и деструктивных тенденций в развитии учреждений и организаций социально-культурной сферы; исследуют концепции оптимизации управления социально-культурной сферой, связанных между собой формальных и неформальных (общественных) субъектов управления социально-культурной сферы, в которой центральную роль играют государственные структуры; анализируют практические рекомендации по использованию технологий управления социально-культурными, правовыми и экономическими процессами в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе Российской Федерации.
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДИАЛОГ КУЛЬТУР: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ КОНФЕРЕНЦИИ
ш
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2011