Научная статья на тему 'Формирование единого консультационного пространства для субъектов малого и среднего предпринимательства'

Формирование единого консультационного пространства для субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALLAND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / CONSULTING SERVICES / ЕДИНОЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / SINGLE CONSULTING SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпакиди Дмитрий Викторович

В процессе становления и развития субъекты малого и среднего предпринимательства (СМиСП) непрерывно нуждаются в консультационном сопровождении по широкому кругу вопросов создания, функционирования и развития предпринимательской деятельности. Формирование единого консультационного пространства для СМиСП происходит за счет объединения инфраструктурного, интеллектуального, управленческого, информационного, образовательного потенциала организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей и коммерческих организаций. Проведен анализ рынка предложения консультационных услуг для СМиСП на территории муниципального образования (г. Иркутск). Единое консультационное пространство для субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске образуют 736 коммерческих организаций, 16 общественных объединений предпринимателей и 12 организаций инфраструктуры поддержки. Выявлены потребности предпринимателей в отдельных видах консультационных услуг. Показана необходимость развития консультационного блока инфраструктуры поддержки СМиСП с учетом их возрастающих потребностей в отдельных видах консультационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Federation: The Formation and Development of Smalland Medium-Sized Enterprises

The article has revealed the Russian Federation's (RF) approach to the formation and development of smalland medium-sized enterprises (SaMSE), with a particular focus on those under design in Irkutsk. It adds that the SaMSEs are continually in need of consulting support (CnS) on a wide range of potential problems including those tied to the establishment, development and operation of entrepreneurship. Subsequently, the critique states that CnS combines infrastructure, intellectual, managerial, informational and educational facets that function at different operational levels (supporting SaMSEs, as well as associations of entrepreneurs and business organizations). With respect to Irkutsk, the study presents a marketing analysis offering consulting services for that municipality. The analysis indicates that Irkutsk has consultation space for SaMSEs that would operate alongside 736 commercial organizations, 16 entrepreneurial groups and 12 infrastructure-related societies. On the broader RF level, the paper has noted that entrepreneurs require specific types of consulting services. To address this shortfall, the blueprint has suggested that Russia establish a SaMSE advisory unit tasked with fulfilling the growing demand for consulting and CnS services.

Текст научной работы на тему «Формирование единого консультационного пространства для субъектов малого и среднего предпринимательства»



> <

Формирование единого консультационного пространства для субъектов малого и среднего предпринимательства

The Russian Federation: The Formation and Development of Small-and Medium-Sized Enterprises

УДК 334.7:659.2

к

X CL

О

Колпакиди Дмитрий Викторович

заведующий кафедрой Иркутского государственного лингвистического университета, кандидат экономических наук 664023, г Иркутск, ул. Ленина, д. 8

Kolpakidi Dmitriy Viktorovich

Irkutsk State Linguistic University

Lenina Str. 8, Irkutsk, 664023, Russian Federation

В процессе становления и развития субъекты малого и среднего предпринимательства (СМиСП) непрерывно нуждаются в консультационном сопровождении по широкому кругу вопросов создания, функционирования и развития предпринимательской деятельности. Формирование единого консультационного пространства для СМиСП происходит за счет объединения инфраструктурного, интеллектуального, управленческого, информационного, образовательного потенциала организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей и коммерческих организаций. Проведен анализ рынка предложения консультационных услуг для СМиСП на территории муниципального образования (г. Иркутск). Единое консультационное пространство для субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске образуют 736 коммерческих организаций, 16 общественных объединений предпринимателей и 12 организаций инфраструктуры поддержки. Выявлены потребности предпринимателей в отдельных видах консультационных услуг. Показана необходимость развития консультационного блока инфраструктуры поддержки СМиСП с учетом их возрастающих потребностей в отдельных видах консультационных услуг.

The article has revealed the Russian Federation's (RF) approach to the formation and development of small- and medium-sized enterprises (SaMSE), with a particular focus on those under design in Irkutsk. It adds that the SaMSEs are continually in need of consulting support (CnS) on a wide range of potential problems including those tied to the establishment, development and operation of entrepreneurship. Subsequently, the critique states that CnS combines infrastructure, intellectual, managerial, informational and educational facets that function at different operational levels (supporting SaMSEs, as well as associations of entrepreneurs and business organizations). With respect to Irkutsk, the study presents a marketing analysis offering consulting services for that municipality. The analysis indicates that Irkutsk has consultation space for SaMSEs that would operate alongside 736 commercial organizations, 16 entrepreneurial groups and 12 infrastructure-related societies. On the broader RF level, the paper has noted that entrepreneurs require specific types of consulting services. To address this shortfall, the blueprint has

suggested that Russia establish a SaMSE advisory unit tasked with fulfilling the growing demand for consulting and CnS services.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предпринимательство, субъекты малого и среднего предпринимательства, консультационные услуги, единое консультационное пространство

Keywords: competitiveness, entrepreneurship, small-and medium-sized enterprises, consulting services, single consulting space

Развитие рыночной экономики связано с формированием здоровой конкурентной среды, в которой на равных условиях функционируют организации крупного, среднего и малого бизнеса. Целью настоящего исследования является разработка методических подходов к организации совершенствования системы управления развитием единого консультационного пространства для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Апробация авторских разработок выполнена на материалах г. Иркутска.

По данным Иркутскстата (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области) [1], на 1 января 2012 г. в городе Иркутске действовало 1863 малых предприятия и 21 868 индивидуальных предпринимателей. На 1000 человек постоянного населения города приходилось в среднем около трех малых предприятий из числа действующих.

Следует отметить, что показатели структурного распределения малых предприятий мало изменялись на протяжении последних нескольких лет, наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли — совокупный показатель изменился с 39% в 2009 г. до 37,6% в 2011 г., удельный вес предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, изменился за 3 года с 20 до 22,2%, организаций строительства вырос на 0,1% и составил 15%, обрабатывающих производств уменьшился с 10,4 до 9,3%.

Среднесписочная численность работников малых предприятий составила 42 238 человек и продемонстрировала положительную динамику за последние 3 года — 10%, что составило 18,3% от общего количества занятых. 30% от общей численности занятых в малом бизнесе работает на предприятиях оптовой и розничной торговли (13 270 чел.), 26,3% занято в организациях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (11 636 чел.), в строительстве — 15,8% (6992 чел.), в обрабатывающих производствах — 10,1% (4440 чел.), в гостиницах и ресторанах — 6,5% (2896 чел.). При этом положительный тренд показы-

вает и размер среднемесячной заработной платы, которая за 3 года возросла на 35,6% и в 2011 г. составила 15 529 руб.

Оборот малых предприятий вырос по сравнению с 2009 г. на 62,1 млрд руб. (124,8 млрд руб.). Структурное распределение малых предприятий по обороту сложилось следующим образом: оптовая и розничная торговля — 61,3%, строительство — 16,4%, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг — 8,5%, обрабатывающие производства — 5,9%. Следует отметить резкий рост оборота гостиниц и ресторанов — на 38,5%, чему в основном способствовала положительная динамика в экономике страны, что привело не только к росту оборота существующих предприятий индустрии гостеприимства и общественного питания, но и к открытию новых.

Темп роста отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг составил 194% по отношению к 2009 г. (48,5 млрд руб.). По сравнению с 2009 г. выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг малых предприятий выросла на 99,4% и составила 125,4 млрд руб., причем на долю предприятий оптовой и розничной торговли пришлось 61,2% от выручки малых предприятий города.

Повышение конкурентоспособности СМиСП достигается путем улучшения качества выпускаемого продукта, совершенствованием систем сбыта и ценообразования, развитием инновационного потенциала предприятия и пр. Кроме того, конкурентные преимущества могут быть достигнуты на основе использования потенциала квалифицированных внешних консультантов, ввиду недостаточности у предприятий внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на изменения, происходящие во внешней среде. В особенности потребность во внешних консультационных услугах обострена в сфере малого предпринимательства в условиях ограничения численности персонала, многофункциональности каждого сотрудника, невозможности содержать в штате предприятия высококвалифицированные управленческие кадры.

Развитие СМиСП находится в постоянной динамике, при этом предприниматели испытывают потребность в консультационной поддержке по различным аспектам создания, функционирования и развития бизнеса. Формирование единого консультационного пространства для субъектов малого и среднего предпринимательства определенной территории происходит путем использования инфраструктурного, интеллектуального, управленческого, информационного, образовательного потенциала, аккумулируемого консультационными организациями:

• ориентированными государством на оказание поддержки СМиСП (специализированные консультационные службы в государственных, муниципальных или созданных при участии властей организациях инфраструктуры поддержки бизнеса);

• созданными по инициативе общественных объединений предпринимателей;

• сформировавшимися под воздействием рыночной конъюнктуры (коммерческие консультационные структуры).

Исходя из данного распределения, можно четко проследить основные источники финансирования подобных организаций:

• бюджетные средства, выделяемые в рамках программ развития СМиСП;

• членские взносы предпринимателей, входящих в общественные объединения;

• денежные поступления от оказания консультаци- < онных услуг на коммерческой основе. щ Соответственно предприниматель может получить |

весь спектр консультационных услуг либо на ком- ^ мерческой основе за счет собственных средств, ли- □= бо за счет программ развития СМиСП — платно (на 5 льготной основе), либо бесплатно. Проанализируем х процесс формирования единого консультационного х пространства для СМиСП на территории муниципаль- 5 ного образования путем анализа рынка предложения т консультационных услуг. По данным проведенных ис- £ следований единое консультационное пространство > для субъектов малого и среднего предприниматель- 2 ства в г. Иркутске образовано 736 коммерческими ¡Е организациями, 16 общественными объединениями < и 12 организациями инфраструктуры поддержки биз- 1= неса. Структура рыночного предложения по отдель- х ным видам консультационных услуг представлена на х рис. 1-4. о

Анализ рис. 1-4 демонстрирует, что подавляю- н щее большинство предложений в рамках городского консультационного пространства исходит от коммерческих организаций (на платной основе и по коммерческим расценкам). Структура предложения для всего консультационного пространства (рис. 1) распределилась следующим образом: юридическое обслуживание — 52%, регистрация/ликвидация предприятий — 35%, бухгалтерские услуги — 24%, финансовый консалтинг — 11%, оценка собственности и управленческий консалтинг — по 10%, лицензирование/сертификация — 8%, аудиторские услуги — 6%, информационно-справочные услуги, экспертиза промышленной безопасности, энергоаудит — по 3%, наименее предложены на рынке патентные услуги и экологическая оценка — по 1%.

В структуре предложения для коммерческих организаций (рис. 2) первые три места распределены следующим образом: юридическое обслуживание, регистрация/ликвидация предприятий, бухгалтерские услуги; для организаций инфраструктуры поддержки СМиСП (рис. 3) — информационно-справочные услуги, управленческий консалтинг, финансовый консалтинг; для общественных объединений (рис. 4) — информационно-справочные услуги, управленческий консалтинг, юридическое обслуживание.

В контексте проведенного исследования следует подробнее остановиться на формировании методических подходов к совершенствованию процесса предоставления консультационных услуг, расширению их спектра и развитию системы управления процессом консультирования СМиСП и инфраструктуры консультационной поддержки.

Организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске оказывают свои услуги либо за счет средств муниципальной целевой программы развития СМиСП либо по расценкам значительно ниже сложившихся в городе, что обусловлено, помимо существующей практики оказания услуг, еще и тем, что средства, поступающие в рамках муниципальных целевых программ, помогают гарантировать определенный уровень доходов. Муниципальные целевые программы развития малого и среднего предпринимательства, как правило, включают следующие механизмы поддержки СМиСП [1-5]:

• субсидирование предпринимателей для компенсации (возмещения) части затрат (по уплате арендных платежей, по выплате процентных платежей, лизинговых платежей, прохождению сертификации по

> <

х сг

О

п

о

м

ф

й в

ей

Юридическое обслуживание Регистрация/ликвидация предприятий Бухгалтерские услуги Финансовый консалтинг Оценка собственности Управленческий консалтинг Лицензирование/Сертификация Аудиторские услуги Экспертиза промышленной безопасности

Энергоаудит Экологическая оценка Патентные услуги Информационно-справочные услуги

266

185

] 84 ] 79 77

58

49

25

□ 24 6

6

□ 25

0 50 100 150 200 250 300 350 400

Количество организаций, готовых предоставить консультационную услугу СМиСП, ед.

Рис. 1. Структура рыночного предложения по отдельным видам консультационных услуг

и

о

м

ф

й в

03

Юридическое обслуживание Регистрация/ликвидация предприятий Бухгалтерские услуги Финансовый консалтинг Оценка собственности Управленческий консалтинг Лицензирование/Сертификация Аудиторские услуги Экспертиза промышленной безопасности

Энергоаудит Экологическая оценка Патентные услуги Информационно-справочные услуги

386

263

1183

]80 1 79

164

156

147

□ 25

□ 24 6

|5 0

0 50 100 150 200 250 300 350 400

Количество организаций, готовых предоставить консультационную услугу СМиСП, ед.

Рис. 2. Структура предложения консультационных услуг (коммерческие организации)

международным стандартам, участию в региональных, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, выставках, ярмарках, программах обмена опытом);

субсидирование предпринимателей на начальном этапе ведения бизнеса;

субсидирование общественных организаций СМиСП в целях возмещения части затрат (на участие в ре-

гиональных, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, выставках, ярмарках, программах обмена опытом);

создание и развитие инфраструктуры поддержки СМиСП;

субсидирование предприятий инфраструктуры поддержки СМиСП для компенсации части затрат (по уплате арендных платежей);

Юридическое обслуживание Регистрация/ликвидация предприятий Бухгалтерские услуги Финансовый консалтинг Оценка собственности Управленческий консалтинг Лицензирование/Сертификация Аудиторские услуги Экспертиза промышленной безопасности

Энергоаудит Экологическая оценка Патентные услуги Информационно-справочные услуги

> <

к

X

сг

О

9

0123456789

Количество организаций, готовых предоставить консультационную услугу СМиСП, ед.

Рис. 3. Структура предложения консультационных услуг (организации инфраструктуры поддержки СМиСП)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к -

ч

о ^

Ф

К

м й И

о

м

ф

й в

оа

Юридическое обслуживание Регистрация/ликвидация предприятий Бухгалтерские услуги Финансовый консалтинг Оценка собственности Управленческий консалтинг Лицензирование/Сертификация Аудиторские услуги Экспертиза промышленной безопасности

Энергоаудит Экологическая оценка Патентные услуги Информационно-справочные услуги

Р1 0 0 0 0

р1

116

0 2 4 6 8 10 12 14 16

Количество организаций, готовых предоставить консультационную услугу СМиСП, ед.

Рис. 4. Структура предложения консультационных услуг (общественные объединения)

финансирование предприятий инфраструктуры поддержки СМиСП на основе заключения муниципальных контрактов на оказание консультационных услуг;

предоставление муниципальных гарантий; микрокредитование;

финансирование предприятий инфраструктуры поддержки СМиСП на основе заключения муници-

пальных контрактов на оказание услуг повышения квалификации СМиСП (тренинги, повышение квалификации и т.д.); бизнес-инкубирование;

информационное обеспечение предпринимательской деятельности (создание специализированной печатной информационно-справочной продукции, проведение конференций, семинаров, «круглых сто-

2

0

8

1

2

3

5

лов», встреч, публикации в СМИ, создание Web-сайтов, разработка и наполнение баз данных СМиСП, нежилых помещений для бизнеса и т. д.). Механизмы поддержки СМиСП реализуются через соответствующие мероприятия муниципальных программ. Мероприятия консультационной поддержки в рамках последовательно исполняемых программ развития СМиСП в г. Иркутске сведены в табл. 1.

Современный российский рынок консультационных услуг характеризуется следующими тенденциями: укрепление организаций, специализирующихся на оказании профессиональных консультационных услуг, повышение спроса на услуги, расширение спектра и повышение качества оказываемых консультационных услуг. В работе исследован рынок спроса СМиСП на консультационные услуги с точки зрения предмета консультирования. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 2.

Сравнительный анализ востребованности консультационных услуг в 2005 и 2013 гг. продемонстрировал некоторое смещение в спросе на эти услуги. В 2005 г. шестерка самых востребованных услуг выглядела следующим образом: 1 — юридическое обслуживание (64,8%); 2 — регистрация/ликвидация предприятий (61,1%); 3 — бухгалтерские услуги (57,4%); 4 — налогообложение (55,6%); 5 — аудиторские услуги (35,2%); 6 — информационно-справочные услуги (33,3%). Наименее востребованной услугой оказалось корпоративное управление — 21 -е место (1,7%) [6]. В 2013 г. ситуация изменилась: 1 — информационно-справочные услуги (67,1%); 2 — бухгалтерские услуги (60,8%); 3 — налогообложение (58,1%); 4 — юридическое обслуживание (52,4%); 5 — регистрация/ликвидация предприятий (33,2%); 6 — управление персоналом (32,3%). Наименее востребованной, с точки зрения опрошенных предпринимателей, оказалась работа с ценными бумагами — 21-е место (3,1%).

Повышение востребованности информационно-справочных услуг СМиСП свидетельствует о росте экономической активности малых и средних предприятий. Для повышения результативности ведения бизнеса предприятиям требуется доступ к базам данных по партнерам, поставщикам, подрядчикам, оборудованию и т. д., справочная информация по лицензированию, сертификации, налогообложению и т. д. Подобными базами данных владеют организации инфраструктуры поддержки и общественные объединения. Коммерческие предприятия осуществляют поиск такой информации только по специальным заказам, которые по ценовым параметрам недоступны для малого бизнеса. Выпуск специализированной справочной печатной продукции для СМиСП также требует определенных затрат при невозможности извлечь сколько-нибудь значительную прибыль, поэтому если и производится коммерческими организациями, то скорее в рекламных целях.

Совместный анализ рис. 3 и табл. 2 позволяет констатировать, что развитие консультационного блока инфраструктуры поддержки МСП осуществляется в направлении более полного удовлетворения возрастающих потребностей предпринимателей в отдельных видах консультационных услуг. Управление развитием консультационной инфраструктуры и повышением качества консультационных услуг осуществляется в рамках программно-целевого подхода.

Для решения проблемы развития инфраструктуры эффективного консалтинга необходимо решение ряда задач:

• подготовка высококвалифицированных консультантов по различным аспектам предпринимательской

деятельности для организаций инфраструктуры поддержки;

• привлечение финансовых ресурсов на постоянное повышение их квалификации и переподготовку;

• постепенное развитие традиционных видов консультационных услуг и освоение новых видов консалтинга;

• популяризация новых видов консультационных услуг среди предпринимателей города;

• увеличение доли процессного и обучающего консультирования в общем объеме оказываемых услуг;

• разработка и внедрение компенсационных механизмов, удешевляющих услуги консультирования для начинающих, действующих до 3 лет СМиСП и предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных для городской экономики сферах;

• увеличение бюджетного финансирования (в рамках программ) на развитие инфраструктуры консультационных услуг и на мероприятия по увеличению доли льготного консультирования для СМиСП, в том числе образовательного консультирования. Реализация вышеперечисленных мероприятий будет

способствовать формированию и развитию единого образовательного пространства, в рамках которого могут быть выделены поля специализированных консультационных услуг для развития предпринимательства в приоритетных видах экономической деятельности [1; 7].

Литература

1. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Стимулирование экономической активности в г. Иркутске на 2013-2017 годы»: Постановление администрации г. Иркутска от 11 октября 2012 г. № 031-06-2023/12. Иркутск, 2012.

2. О программе «Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Иркутске на 1998-2000 годы»: Решение Думы г. Иркутска от 30 ноября 1998 г. № 261-27гД(2). Иркутск, 1998.

3. О программе «Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Иркутске на 2001-2003 годы»: Решение Думы г. Иркутска от 19 декабря 2000 г. № 33-5гД(3). Иркутск, 2000.

4. О программе «Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Иркутске на 2004-2007 годы»: Решение Думы г. Иркутска от 1 декабря 2003 г. № 402-33гД(3). Иркутск, 2003.

5. Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы»: Решение Думы г. Иркутска от 31 августа 2007 г. № 004-20-400606/7. Иркутск, 2007.

6. Колпакиди Д. В. Механизм использования потенциала инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в процессе развития регионального туризма. Иркутск: Иркут. ун-т, 2006. 153 с.

7. Колпакиди Д. В. Эффективный консалтинг как фактор развития региональной индустрии туризма // Вестник ИрГТУ. 2006. № 2 (26). С. 200-202.

References

1. Resolution of the administration of the city of Irkutsk of October 11, 2012 № 031-06-2023/12 "On the approval of the long-term target program"Stimulating economic activity in the city of Irkutsk for 2013-2017". Irkutsk, 2012. (In Russ.).

2. Resolution of the Duma of the city of Irkutsk of November 30, 1998 № 261 -27gD (2) "On the program "Support and development of small business in the city of Irkutsk for 1998-2000". Irkutsk, 1998. (In Russ.).

3. Resolution of the Duma of the city of Irkutsk of December 19, 2000 № 33-5gD(3) "On the program "Support and development

Таблица 1 <

Мероприятия консультационной поддержки в рамках программ развития СМиСП ш

в г. Иркутске с 1998 по 2013 г. |

Название программы Период реализации Наименование подпрограммы Объем финансирования, тыс. руб. Объем бюджетных средств, тыс. руб. Мероприятия подпрограммы

1 2 3 4 5 6

Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Иркутске на 1998-2000 годы [2] 19982000 гг. Формирование городской системы информационно-консультационных услуг для малого бизнеса 260 90 • Создание объектов инфраструктуры поддержки СМП, в том числе оказание консультаций СМП. • Формирование баз данных по малому предпринимательству. • Создание реестра СМП. • Обеспечение доступа малых предприятий к российским и зарубежным системам деловой информации. • Создание специализированной печатной информационно-справочной продукции

Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Иркутске на 2001-2003 годы [3] 20012003 гг. Инфраструктура поддержки 11 600 5700 • Создание городского Центра деловой информации для предпринимателей. • Развитие городского консультационно-маркетингового центра (КМЦ) — оказание консультаций СМП. • Развитие городской бухгалтерской службы для предпринимателей — оказание консультаций СМП. • Ведение реестра СМП. • Создание бизнес-инновационного инкубатора

Информационное обеспечение и пропаганда предпринимательской деятельности 1660 780 • Создание специализированной печатной информационно-справочной продукции. • Организация Web-сайта «Малый бизнес города Иркутска». • Проведение «круглых столов» по основным проблемам малого предпринимательства

Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Иркутске на 2004-2007 годы [4] 20042007 гг. Инфраструктура поддержки 2750 2750 • Создание базы данных нежилых помещений для СМП. • Развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства (баз данных СМП и нежилых помещений для СМП). • Обеспечение малых предприятий консультационными и маркетинговыми услугами. • Оказание бесплатных консультаций. • Ведение реестра СМП

Информационное обеспечение и пропаганда предпринимательской деятельности 1880 1560 • Создание специализированной печатной информационно-справочной продукции. • Развитие Web-сайта «Малый бизнес города Иркутска». • Проведение «круглых столов» по основным проблемам малого предпринимательства

Развитие субъектов малого и среднего предприниматель-ства в г. Иркутске на 2008-2012 года [5] 20082012 гг. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства 1680 880 • Оказание информационно-консультационных услуг для СМиСП по различным направлениям общепредпринимательской деятельности

Информационно-методическое обеспечение и пропаганда предпринимательской деятельности 820 820 • Создание специализированной информационно-печатной продукции для СМиСП. • Развитие Web-сайта «Малый бизнес города Иркутска»

1

3

4

5

6

> <

к

И

О

Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске (подпрограмма программы «Стимулирование экономической активности в городе Иркутске на 2013-2017 годы») [1]

20132017 гг.

Информационная, методологическая и консультационная поддержка СМиСП, развитие инфраструктуры поддержки СМиСП

28 700

28 700

Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий. Оказание консультационных услуг в целях содействия развитию предпринимательской деятельности. Комплексный механизм информирования малого и среднего предпринимательства об изменении законодательных актов, проведение публичных мероприятий (конференций, семинаров, «круглых столов», встреч, публикации в СМИ, выпуск информационно-справочной продукции). Развитие информационных порталов для СМиСП

Таблица 2

Сравнительный анализ востребованности консультационных услуг предпринимателями г. Иркутска

2

Вид консультационной деятельности 2005 г. 2013 г.

Доля от общего количества опрошенных,% Рейтинг Доля от общего количества опрошенных,% Рейтинг

Юридическое обслуживание 64,8 1 52,4 4

Регистрация/ликвидация предприятий 61,1 2 33,2 5

Бухгалтерские услуги 57,4 3 60,8 2

Налогообложение 55,6 4 58,1 3

Аудиторские услуги 35,2 5 28,4 7

Информационно-справочные услуги 33,3 6 67,1 1

Обучение основам предпринимательской деятельности 14,8 9 8,4 16

Маркетинговые услуги 11,1 14 7,2 17

Оценка собственности 11,0 15 14,1 11

Внешнеэкономическая деятельность 5,5 19 12,4 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управленческий консалтинг

Организация и функционирование бизнеса 24,0 7 13,3 12

Улучшение процесса ведения бизнеса 13,0 10 21,1 8

Стратегическое планирование 13,0 11 18,4 9

Разработка бизнес-планов предпринимательских проектов 7,4 16 5,5 19

Управление персоналом 13,0 12 32,3 6

Реструктуризация, реформирование предприятия 5,5 18 4,2 20

Разработка и внедрение систем контроля качества продукции 1,8 20 9,3 15

Корпоративное управление 1,7 21 12,5 13

Финансовый консалтинг

Привлечение кредитных ресурсов 14,8 8 7,1 18

Поиск инвестиций 13,0 13 17,4 10

Работа с ценными бумагами 7,4 17 3,1 21

of small business in the city of Irkutsk for 2001-2003". Irkutsk, 2000. (In Russ.).

4. Resolution of the Duma of the city of Irkutsk of December 1, 2003 № 402-33gD(3) "On the program "Support and development of small business in the city of Irkutsk for 2004-2007". Irkutsk, 2003. (In Russ.).

5. Resolution of the Duma of the city of Irkutsk of August 31, 2007 № 004-20-400606/7 "On the authorization of the municipal target program " Development of small and medium-sized enterprises in Irkutsk for the years 2008-2012". Irkutsk, 2007. (In Russ.).

6. Kolpakidi D.V. Mekhanizm ispol'zovaniya potentsiala infrast-ruktury podderzhki malogo predprinimatel'stva v protsesse razvitiya regional'nogo turizma [Mechanism of the potential use of small business infrastructure support in the process of regional tourism development]. Irkutsk, Irkutsk Univ. Publ., 2006. 153 p.

7. Kolpakidi D. V. Effektivnyy konsalting kak faktor razvitiya regional'noy industrii turizma [Effective consulting as a factor in the development of regional tourism industry]. Vestnik IrGTU [Bulletin of the Irkutsk STU], 2006, no. 2 (26), pp. 200202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.