Научная статья на тему 'Инкубатор проектов как элемент инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области'

Инкубатор проектов как элемент инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ИНКУБАТОР ПРОЕКТОВ / PROJECT INCUBATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скурихина Татьяна Григорьевна

В статье проанализирована ситуация в Ново сибир ской области, где активно развивается малый и средний бизнес. И хотя администрацией области делается немало для его поддержки, развитие малого и среднего предпринимательства тормозится рядом проблем, главным образом связанных с недостатком финансовых средств и консультационной поддержки со стороны региональных органов власти. Способ решения этих проблем автор видит в развитии инкубаторов проектов для субъектов малого и среднего бизнеса сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скурихина Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Project Incubator as Part of the Infrastructure for Supportinf Small and Medium Enterprises in the Novosibirsk Region

The article analyzed the situation in the Novosibirsk Region, where the small and medium businesses are developing rapidly. Although the regional administration does a lot to support their development it is slowed down by a number of problems mainly related to the lack of funds and advisory support from the regional authorities. In the author's opinion a solution to these problems may be the development of project incubators for small and medium-sized businesses in the rural areas.

Текст научной работы на тему «Инкубатор проектов как элемент инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области»

новосибирская область: инкубаторы проектов

для малого и среднего бизнеса

инкубатор проектов

как элемент инфраструктуры

поддержки субъектов малого

и среднего предпринимательства

в новосибирской области

_Аннотация

В статье проанализирована ситуация в Новосибирской области, где активно развивается малый и средний бизнес. И хотя администрацией области делается немало для его поддержки, развитие малого и среднего предпринимательства тормозится рядом проблем, главным образом связанных с недостатком финансовых средств и консультационной поддержки со стороны региональных органов власти. Способ решения этих проблем автор видит в развитии инкубаторов проектов для субъектов малого и среднего

бизнеса сельских территорий. _

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка, инфраструктура, инкубатор проектов

В настоящее время в Новосибирской области хозяйственную деятельность осуществляет 120 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМиСП). По количеству СМиСП Новосибирская область занимает первое место среди регионов Сибирского федерального округа. В этой сфере задействована 1/4 часть трудоспособного населения области (211 тыс. человек), а оборот СМиСП составляет 40% от общего оборота предприятий и организаций области. В структуре СМиСП Новосибирской области по видам экономической деятельности 39% занимает сфера торговли и ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, обрабатывающие производства - 15%, операции с недвижимым имуществом и аренда - 15%, строительство - 11% [1].

Скурихина Татьяна Григорьевна

канд. экон. наук, доцент, Сибирская академия государственной службы, начальник управления НИД, г. Новосибирск 89137104139@mail.ru

региональная

_по количеству

jсубъектов малого i среднего предпринимательства

я

_iобласть занимает _первое место среди регионов Сибирского

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Правительством Новосибирской области поддержка СМиСП рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития области. Период первоначального формирования условий для развития СМиСП в области к 2009 г. был завершен. В то же время продолжают сохраняться проблемы препятствующие развитию СМиСП в регионе (см. рис. ниже). В целях преодоления указанных проблем и создания условий развития СМиСП в регионе с 2009 г. реализуется областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы». Ее реализация предполагает выполнение мероприятий, направленных на информационно-методическую, организационную и финансовую поддержку СМиСП в области, а также развитие и инфраструктуры поддержки муниципальных программ [1]. За период 2009-2010 г. правительством Новосибирской области была создана инфраструктура поддержки СМиСП (см. табл. 1 на с 181) и оказана финансовая поддержка 473 СМиСП (см. табл. 2 на с 182). Вместе с тем на практике благоприятные условия доступны не всем СМиСП.

Проблемы

Анализ реестров СМиСП - получателей поддержки в 2009-2010 гг. в рамках Программы показал, что географически получатели поддержки зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в городе Новосибирске и на прилегающей территории. Так, в 2009-2010 г. 66,2% от общего числа СМиСП -

недостаточное внимание со стороны органов... низкая доступность требуемого качества... проблемы продвижения продукции (работ и услуг)... высокие требования регулирующих органов низкая доступность финансовых ресурсов низкая доступность персонала требуемой...

12%

I 19% 19% Ш 32%

Рис. Проблемы, препятствующие развитию СМиСП в Новосибирской области (% от количества опрошенных представителей СМиСП)

_

Таблица 1

Основные элементы инфраструктуры государственной поддержки СМиСП в Новосибирской области

Элемент Характеристика (цель, задачи и направления деятельности)

Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Предоставление поручительств по кредитным обязательствам предпринимателей. Поручительства Фонда предоставляются СМиСП, включая малые инновационные компании и сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе крестьянско- фермерские хозяйства, при получении в Банках-партнерах кредитов на развитие и расширение бизнеса [1].

Фонд микрофинансирования СМиСП Предоставление СМиСП займов в размере до 1 миллиона рублей на срок от 3 до 12 месяцев по ставке не более 10% годовых. Для сферы материального производства — по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Кредитование ведется напрямую из средств фонда [1].

Бизнес - инкубаторы (в г. Новосибирске, в наукограде Кольцово) Осуществляют поддержку субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности (три года с момента государственной регистрации) путем предоставления в аренду нежилых помещений на льготных условиях и оказания субъектам малого предпринимательства консультационных, бухгалтерских, юридических и иных услуг, связанных с осуществлением их деятельности, обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к информационным базам данных [1].

Информационно-консультационные пункты в муниципальных образованиях Обеспечение СМиСП технической возможности доступа к ресурсам Информационного портала «Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области»; пополнение и обновление информации по вопросам развития СМиСП соответствующего муниципального образования; консультирование СМиСП по вопросам предоставления государственной и муниципальной поддержки и т.п. [1]

Информационный портал «Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области» Размещение информации в сети интернет для открытого доступа СМиСП, в т. ч. с использованием ссылок на наиболее значимые порталы федерального уровня, уровня Сибирского Федерального округа и муниципальных образований [1].

Представительства Европейского информационного корреспондентского центра Создаются с целью предоставления информационно-консультационной поддержки и содействия развитию СМиСП РФ и стран ЕС, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества [1].

Центры координации поддержки экспортно-ориентированных СМиСП Создается для целей информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности СМиСП а, содействия выходу экспортно-ориентированных малых и средних предприятий на рынки иностранных государств [1].

Центры прототипи-рования Представляет собой инженерно-производственный комплекс, включающий станочный парк, парк высокотехнологичного оборудования, высококвалифицированных специалистов, способных работать на этом оборудовании, комплекс административно-производственных площадей и т.п. и специализирующийся на разработке полной системы подготовки производства - от компьютерного проектирования до изготовления и контроля деталей и технологического оснащения [1].

Таблица 2

Финансовая поддержка СМиСП Новосибирской области в 2009-2010 гг.

Форма финансовой поддержки СМиСП 2009 г. 2010 г.

ко-во СМиСП % ко-во СМиСП %

Субсидирование части затрат по участию в выставках (ярмарках) 59,00 22,43 29,00 13,81

Субсидирование части затрат малых инновационных компаний 0,00 0,00 14,00 6,67

Субсидирование части затрат на модернизацию (обновление) основных средств 5,00 1,90 16,00 7,62

Субсидирование части затрат связанных в выплатами по гарантиям и договорам поручительствам 4,00 1,52 1,00 0,48

Субсидирование части арендных платежей 1,00 0,38 19,00 9,05

Субсидирование части лизинговых платежей 12,00 4,56 4,00 1,90

Субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам 40,00 15,21 10,00 4,76

Субсидирование части расходов по обучению на образовательных курсах 7,00 2,66 37,00 17,62

Субсидирование части затрат на внедрение международных стандартов и сертификацию продукции 1,00 0,38 2,00 0,95

Субсидирование части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта 134,00 50,95 77,00 36,67

Субсидирование части затрат на патентование 0,00 0,00 1,00 0,48

Итого 263,00 100,00 210,00 100,00

...в 2009-2010 г. 66,2%

_от общего числа

_субъектов малого и

_среднего предприни-

_мательства -

_получателей

_поддержки были

из г. Новосибирска

получателей поддержки были из г. Новосибирска, 5,3% - г. Бердск, 4,2% - Новосибирский район, 3,8% - г. Кольцово, 2,5% - Ордынский район, 1,9% -Татарский район и 18% приходится на остальные 27 районов Новосибирской области. Причины неравномерной географии получателей финансовой поддержки:

- удаленность СМиСП от организаций инфраструктуры;

- недостаточная информированность о возможности получения финансовой поддержки (в том числе и отсутствие интернета в ряде сельских территорий Новосибирской области);

- ограниченность собственных финансовых ресурсов и материальной базы;

- высокой уровень экономической и правой безграмотности СМиСП в сельских территориях.

Администрациями муниципальных районов Новосибирской области созданы информационно-консультационные пункты (ИКП) по вопросам развития СМиСП. При обращении в ИКП проводится информирование и консультирование СМиСП, как по вопросам создания и развития бизнеса, так и по вопросам оказания им государственной (муниципальной) поддержки. Проводимое исследование показало, что созданные ИКП не обладают достаточной финансовой и ресурсной базой, а также специалистами, необходимыми для обеспечения потребностей малых и средних предприятий, возникающих в процессе их хозяйственной деятельности.

Инкубирование проектов для малого и среднего бизнеса сельских территорий

Изменить сложившуюся ситуацию возможно за счет организации инкубирования проектов для СМиСП сельских территорий на основе взаимодействия районных ИКП и вузов Новосибирской области. В 2011 г. при взаимодействии ФГОУ ВПО СибАГС и информационно-консультационного пункта Чулымского района Новосибирской области был осуществлен пилотный проект инкубирования 10 проектов СМиСП данного района. Программа инкубирования - комплекс услуг, направленных на оказание содействия 10 СМиСП в формулировании бизнес-стратегии и подготовки бизнес-плана инвестиционного проекта. За каждым СМиСП была закреплена группа студентов (экономисты, юристы и маркетологи) и преподаватель-куратор. В ходе реализации программы инкубирования каждая проектная команда (предприниматель и студенты) под руководством преподавателя-куратора выполнили следующие мероприятия:

- провели маркетинговые исследования рынка сбыта и определили заинтересованность потенциального потребителя в продукте;

- обосновали бизнес-модель будущего предприятия, технологию производства, инвестиции в проект;

- определили конкурентные преимущества и выполнили анализ потребительской ценности продукта (услуги, работы);

- оценили коммерческий потенциал бизнес-идеи, подготовили финансовый план и план коммерциализации;

.исследование

показало,

что созданные

информационно-консультационные пункты не обладают достаточной

финансовой

и ресурсной

базой, а также

специалистами,

необходимыми

для обеспечения

потребностей

малых и средних

предприятий

региональнаяэ

Литература

1. Официальный сайт «Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области» // http://msp.nso.ru.

2. Официальный сайт

Министерства экономического развития Новосибирской области // http://econom.nso.ru. 3. Официальный сайт Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области // http://minrpp. nso.ru.

- описали план-график реализации проекта;

- подготовили презентацию проекта.

Работа по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта осуществлялась как в режиме реальных встреч (приезд студентов и преподавателя-куратора в район), так и в онлайн режиме (через информационно-консультационный пункт района). К результатам программы инкубирования следует отнести повышение экономической и правовой грамотности предпринимателя, готовый бизнес-план инвестиционного проекта, подготовленный по всем требованиям конкурсной документации для подачи на конкурс с целью получения финансовой поддержки за счет средств как областного, так и районного бюджетов.

Заключение

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования действующей в Новосибирской области инфраструктуры поддержки и обеспечения доступности государственной финансовой поддержки необходимо включение в состав инфраструктуры инкубаторов проектов СМиСП сельских территорий, организуемых на основе взаимодействия районных ИКП и вузов Новосибирской области.

Tatiana G. Skurikhina

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Siberian Academy of Public Administration; Head of Scientifically-innovative Activity Department, Novosibirsk

A Project Incubator as Part of the Infrastructure for Supportinf Small and Medium Enterprises in the Novosibirsk Region

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

The article analyzed the situation in the Novosibirsk Region, where the small and medium businesses are developing rapidly. Although the regional administration does a lot to support their development it is slowed down by a number of problems mainly related to the lack of funds and advisory support from the regional authorities. In the author's opinion a solution to these problems may be the development of project incubators for small and medium-sized businesses in the rural areas.

Keywords: small and medium businesses, government support, infrastructure, project incubator

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.