11. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 1450. Оп. 2. Д. 28. Л.19.
12. Копылов В.А. Сибирский военный округ. Первые страницы истории (1865-1917) / В.А. Копылов, В.П. Милюхин, Ю.А. Фабрика. -Новосибирск, 1995.
13. МеньшиковМ.О. Из писем к ближним. -СПб., 1915. URL: www.azlib.ru/rn/menxshikow_ т_оЛ:ех1_0080.5Ы:т1 (дата обращения: 11.06.2016).
14. Князев В.П. Об устройстве чтений по сельскому хозяйству для солдат / В.П. Князев // Тр. Зап.-Сиб. общ. сельского хозяйства за 1913, 1914 и 1915 гг. - Томск, 1917.
15. Лоссовский. Забава и дело в казарме / Лоссовский // Быт русской армии XVIII - начала XX века. - М., 1999.
16. Сибирский вестник. - 1891. 1 сентября.
17. Зверев В.А. Иди прямо, гляди браво: заметки историка об отставных и запасных солдатах царской армии / В.А. Зверев // Воин России. -1994. - № 9.
18. Зверев В.А. Детство и школа в социокультурном пространстве сибирского села начала ХХ в. (воспоминания Ф.Д. Останина) / В.А. Зверев, К.Е. Зверева // Актуальные вопросы истории Сибири ХУП-ХХ вв. : темат. сб. науч. тр. - Новосибирск, 2008. - Вып. 3.
Гефнер Ольга Викторовна, канд. ист. наук, доц., Омский ГАУ, ov.gefner@omgau.org.
11. Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv (RGVIA). F. 1450. Op. 2. D. 28. L. 19.
12. Kopylov V.A. Sibirskij voennyj okrug. Pervye stranicy istorii (1865-1917) / V.A. Kopylov, V.P. Milyuhin, U.A. Fabrika. - Novosibirsk, 1995.
13. Men'shikov M.O. Iz pisem k blizhnim. -SPb., 1915. URL: www.azlib.ru/mZmenxshikow_m_ o/text_0080.shtml (data obrashcheniya: 11.06.2016).
14. Knyazev V.P. Ob ustrojstve chtenij po sel'skomu hozyajstvu dlya soldat / V.P. Knyazev // Trudy Zapadno-Sibirskogo obshchestva sel'skogo hozyajstva za 1913, 1914 i 1915 gg. - Tomsk, 1917.
15. Lossovskij. Zabava i delo v kazarme / Lossovskij // Byt russkoj armii XVIII - nachala XX v. - M., 1999.
16. Sibirskij vestnik. - 1891. 1 sentyabrya.
17. Zverev V.A. Idi pryamo, glyadi bravo: zametki istorika ob otstavnyh i zapasnyh soldatah carskoj armii / V.A. Zverev // Voin Rossii. - 1994. -№ 9.
18. Zverev V.A. Detstvo i shkola v soci-okul'turnom prostranstve sibirskogo sela nachala HKH v. (vospominaniya F.D. Ostanina) / V.A. Zverev, Zvereva K.E. // Aktua'nye voprosy istorii Sibiri XVII-XX vv. : temat. sb. nauch. tr. - Novosibirsk, 2008. - Vyp. 3.
Gefner Olga Viktorovna, Cand. Hist. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, ov.gefner@omgau.org.
УДК 338.242.4
О.С. Евдохина, Е.В. Фалалеева, А.С. Голодных
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Сектор малого и среднего предпринимательства сегодня играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития. Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого предпринимательства влечет рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста безработицы. В результате повышения предпринимательской активности населения формируется массовый средний класс собственников - основа устойчивости в обществе. Малое предпринимательство является значимым средством для реализации курса социально-экономических реформ, решения комплекса политических, экономических и социальных проблем, остро стоящих сегодня перед государством. Однако темпы и направления его развития в современных условиях во многом предопределяются тем, насколько активно государственная, и прежде всего региональная, власть осуществляет поддержку малого бизнеса. В работе исследовались вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства в Омской области. Проведен анализ развития и реализации комплекса мер государственной поддержки, а также дана характеристика всех институтов под-
©¡Евдохина О.С., Фалалеева Е.В., Голодных А.С., 2016
держки на региональном уровне, определена их роль, направления деятельности и некоторые результаты работы. Обоснована необходимость государственной поддержки, определены отраслевые приоритеты субъектов малого и среднего бизнеса. Дальнейшее развитие малого бизнеса возможно только при активном содействии местных властей. Увеличение сектора малого и среднего предпринимательства - это стратегическое направление политики правительства Омской области, так как это наиболее быстрорастущий сектор экономики, способный в короткий период времени дать значительные налоговые поступления, создать большое количество рабочих мест и быстро реагировать на изменения экономической конъюнктуры. В целом в Омской области созданы основные необходимые предпосылки для количественных и качественных изменений в сфере малого предпринимательства. В работе сделаны выводы о необходимости совершенствования программ поддержки малого и среднего предпринимательства и обозначены проблемы, связанные с его развитием.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего бизнеса, предпринимательство, институты поддержки предпринимательства, микрофинансирование, бизнес-инкубатор.
Введение
Сектор малого и среднего предпринимательства сегодня играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития. Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого предпринимательства влечет рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста безработицы. В результате повышения предпринимательской активности населения формируется массовый средний класс собственников - основа устойчивости в обществе, способствуя созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений.
По данным Омскстата, в 2014 г. на территории области осуществляли деятельность свыше 70 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, которые обеспечили занятость 280 тыс. человек (26% экономически активного населения региона). В данном секторе сформировано около 60% оборота розничной и оптовой торговли Омской области, оказано 40% платных услуг населению, создана четвертая часть валового регионального продукта [1 ].
На сегодняшний день на учете в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Омска состоит 2241 единица, из них 166 - средние предприятия и 2075 - малые предприятия. По сравнению с 2014 г. количество предприятий, занимающихся средним бизнесом, увеличилось на 34 единицы, а предприятий малого бизнеса, наоборот, уменьшилось на 424 единицы.
Хозяйствующие субъекты малого и среднего предпринимательства ориентированы на следующие виды экономической деятельности: оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; строительство; обрабатывающее производство; операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг [2].
В настоящее время малое предпринимательство является значимым средством для реализации курса социально-экономических реформ, решения комплекса политических, экономических и социальных проблем, остро стоящих перед государством. Однако дальнейшие темпы и направления его развития условиях во многом предопределяются тем, насколько активно государственная, и прежде всего региональная, власть осуществляет поддержку малого бизнеса.
Результаты и их обсуждение
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций,
образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами, которые содержат мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. Также сюда относят деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемую в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства [3; 4].
Сегодня существуют следующие институты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Омской области, представленные на рисунке.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Министерство экономики Омской области
- По договорам
о лизинга
- - По договорам
ч Ч приобретения
- и ^ оборудования
о н - По проектам
& »о заготовки и
= я я & переработки
я я дикоросов
о & - По договорам
Ч я я сертификации
и ю £ продукции для
^ О поставки
госкорпорациям и
стратегическим АО
.6 §
Я я
л Ч
Ч я и н
& я §
О
и Я
&
Ч =
и «о Ч и &
=
О
- На создание групп дневного времяпрепровождения детей
- На создание детских
образовательных
центров - На организацию социально ответственной деятельности
- По проектам частных
домов для престарелых
Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства:
- Поручительства по проектам СМСП
- Центр поддержки предпринимательства
- Региональный интегрированный центр
- Центр поддержки
экспорта - ИТ-парк
Омский региональный фонд
микрофинансирования
субъектов предпринимательства:
- Микрофинансовые
займы
Муниципальные образования Омской области (определяются по итогам отбора):
- Гранты начинающим предпринимателям
БУ Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор»:
- Предоставление в аренду офисных
помещений
- Консультативные
услуги - Услуги Центра прототипирования - Услуги коворкинг-зон
- Консультационный пункт «Сколково»
- «Точка роста» для
школьников
Омский региональный фонд
микрофинансирования
субъектов предпринимательства:
- Микрофинансовые займы
ОАО «Корпорация развития Омской области»:
- Сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна»
Министерство труда и социального развития Омской области:
- Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в сфере социальной политики
Бизнес -МФЦ (филиал КУ ОО «Многофункциональ
ный центр предоставления гос.
и мун. услуг»): - Оказание субъектам
гос. и мун. услуг в режиме «одного окна»
Главное управление государственной службы занятости населения Омской области: - Выплаты на открытие собственного дела (самозанятость)
Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в сфере социальной политики:
- Возмещение части затрат с/х
товаропроизводите
лей на уплату страховой премии
- Возмещение части процентной
ставки по кредитам и займам
- Государственная
поддержка отраслей животноводства -Несвязанная поддержка с/х товаропроизводите лей в области растениеводства
- Государственная поддержка малых
форм хозяйствования
Институты поддержки предпринимательства в Омской области
Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 г. № 266-П утверждена государственная программа Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области» (2014-2020), в которой определен Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Омской области.
Указом Губернатора Омской области от 20 сентября 2005 г. № 113 «О премиях Губернатора Омской области в сфере развития предпринимательства и инноваций»
учреждены денежные вознаграждения и диплом лауреата премии по каждой номинации.
Существуют следующие номинации: лучшее малое предприятие года; лучший инновационный проект года; лучший старт года; лучший молодой предприниматель года; лучшее сельское малое предприятие года; лучший экспортер года.
Распоряжением Правительства Омской области в 2007 г. создан Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства. Цель фонда - создание благоприятных условий для развития предпринимательства в Омской области.
Основные направления деятельности фонда:
- консалтинг в области поиска партнеров на международных и российских региональных рынках;
- услуги в сфере финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - поручительство, предоставляемое в обеспечение обязательств перед кредитными организациями;
- информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Центр поддержки предпринимательства является структурным подразделением Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Главное направление деятельности Центра поддержки предпринимательства - реализация государственных программ, программ Омской области, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области, путем безвозмездного оказания субъектам малого и среднего предпринимательства комплекса услуг, направленных на содействие их развитию [5].
Основные направления деятельности:
- консультационные услуги по различным вопросам ведения бизнеса, предоставляемые в том числе в рамках функционирования центра юридического сопровождения деятельности субъектов малого предпринимательства и регионального Call -центра;
- информационное сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам практического исполнения требований закона путем онлайн консультирования и информирования через единый интернет -ресурс «Барьерам - нет»;
- организация и проведение на территории Омской области обучающих меро-приятий;
- организация и проведение специальных программ обучения для повышения квалификации работников субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организация и проведение конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Центр юридического сопровождения деятельности субъектов малого предпринимательства предоставляет следующие услуги [6; 7]:
- правовое консультирование в устной и письменной форме;
- юридическая экспертиза документов на предмет соответствия действующему законодательству, в т.ч. правовая оценка договоров и сделок;
- подготовка хозяйственных и трудовых договоров, претензий, исковых заявлений, жалоб и иных документов правового характера;
- подготовка запросов и заявлений в контролирующие и надзорные органы;
- постконсультационное сопровождение деятельности клиентов Центра.
Региональный call-центр для предпринимателей консультирует по следующим вопросам:
- содействие финансированию субъектов малого и среднего предпринимательства;
- вопросы предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- бухгалтерский учет;
- микрофинансовые займы;
- алгоритм регистрации предприятия: перечень документов, требований;
- налоговое законодательство;
- грантовая поддержка;
- поручительство и кредитование.
Портал «Административным барьерам - нет!» (-^^^барьерамнет.рф) создан с целью преодоления административных барьеров, которые возникают при осуществлении предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Омской области [6 ].
Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (Центр поддержки экспорта Омской области) создан 1 августа 2012 г. при поддержке Министерства экономики Омской области и является структурным подразделением Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Основная цель создания Центра состоит в содействии выходу товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства Омской области на международные рынки.
Региональный интегральный центр (РИЦ). Омская область функционирует на базе Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства [6; 7]. РИЦ Омской области содействует омским компаниям в деловой, научной и технологической кооперации с российскими и иностранными предприятиями в соответствии с процедурами, регламентами и стандартами Консорциума EEN - Россия и европейской сети поддержки предпринимательства Enterprise Europe Network [8].
Омский региональный парк информационных технологий (ИТ -парк) - объект инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, созданный Правительством Омской области с целью поддержания и развития ИТ-компаний региона, а также стимулирования предпринимательской деятельности в сфере информационных технологий. Общая площадь ИТ -парка составляет 4000 м2. Это четырехэтажное здание с офисными и учебными помещениями, конференц -залом, переговорными комнатами и зоной коворкинга. Отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, желающих разместиться в ИТ-парке и воспользоваться его услугами, осуществляется на конкурсной основе [5].
Микрофинансовая организация «Омский региональный фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства» - некоммерческая унитарная организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Этот Фонд использует денежные средства, полученные из бюджетов всех уровней, для предоставления микрофинансовых займов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
ОАО «Корпорация развития Омской области» создана на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области № 1301 -р от 17 июля 2013 г. «Об учреждении открытого акционерного общества «Корпорация развития Омской области».
Основными целями деятельности корпорации развития Омской области являются: привлечение инвестиций для обеспечения развития инфраструктуры Омской области и реализации важнейших инвестиционных проектов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства в форме прямых инвестиций - капитальных вложений компаний, находящихся на сопровождении Корпорации, в общем объеме не менее 5 млрд рублей за 2016-2020 гг. Кроме того, целью деятельности корпорации является создание благоприятного инвестиционного климата в Омской области путем налаживания понятных регламентированных отношений при реализации инвестиционных проектов, а также снижения неэффективного административного воздействия на предпринимательскую среду через профессиональную поддержку и содействие инвесторам, выраженное в заключении инвестиционных соглашений между Правительством Омской области и инвесторами при непосредственном участии Корпорации в общем объеме не менее 67 соглашений за 2016-2020 гг.
В Омской области учреждена должность уполномоченного по защите прав предпринимателей. Эта государственная должность учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Омской области, их соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Омский региональный бизнес-инкубатор - это центр институционального развития малого бизнеса, специализирующийся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых предприятий, в том числе инновационных. Достигается это путем предоставления на льготных условиях или безвозмездно материально-технических, информационных, консультационных, образовательных и других необходимых услуг.
Цель бизнес-инкубатора - стимулирование деловой активности граждан по созданию малых предприятий, разработке новых бизнес -проектов путем обеспечения комфортных условий для создания и развития предприятий.
Основными задачами бизнес-инкубатора являются: помощь перспективным молодым предпринимателям (стартап-компаниям), в том числе инновационным, в доработке идеи и продукта, получении инвестиций, поиске стратегических партнеров и клиентов; поиск и отбор бизнес-проектов для оказания государственной имущественной поддержки в форме предоставления на льготных условиях аренды помещений в здании бизнес-инкубатора; оказание бизнес-консультаций по вопросам создания собственного дела, бухгалтерскому и налоговому учету, участию в государственном заказе, коммерческой деятельности и управлению предприятием, а также вопросам оказания государственной поддержки малого предпринимательства в Омском регионе (субсидии и гранты); оказание услуг по составлению бизнес-плана для участия в конкурсах на оказание государственной поддержки малому бизнесу; мониторинг деятельности резидентов и выпускников бизнес-инкубатора; сопровождение выпускников бизнес-инкубатора в их последующей деятельности за пределами бизнес-инкубатора; обучение основам предпринимательской деятельности и переквалификация начинающих предпринимателей и лиц, желающих открыть собственное дело; работа с молодежью с це-
лью развития молодежного предпринимательства; предоставление доступа к информационным базам данных и иным информационным ресурсам, находящимся в распоряжении бизнес-инкубатора.
Еженедельно в бизнес-инкубаторе для начинающих и действующих предпринимателей из муниципальных районов Омской области проводятся онлайн-консультации по темам «Как создать собственное дело» и «Бизнес -планирование». Для всех желающих провести собственное мероприятие бизнес-инкубатор предоставляет комфортабельные конференц -залы и учебные аудитории по приемлемым ценам. Для начинающих предпринимателей и фрилансеров Бизнес -инкубатор предоставляет коворкинг-зону. В коворкинг -зоне предоставляются рабочие места, оборудованные мебелью, оргтехникой, компьютерами и доступом в Интернет.
Бизнес-инкубатор с 2010 г. реализует проект «Молодежный бизнес-инкубатор «Точка роста». Проект реализуется с целью создания на территории Омской области площадок для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, разработки собственных бизнес-проектов, развития бизнес-среды Омского региона. Обучение в рамках проекта «Молодежный бизнес-инкубатор «Точка роста» ведется с октября по апрель текущего года. По окончании обучения в апреле проводится конкурс молодежных бизнес-проектов в каждом муниципальном районе, а в мае состоится Региональный конкурс молодежных бизнес-проектов на базе бизнес-инкубатора. Обучение в рамках проекта «Молодежный бизнес-инкубатор «Точка роста» организовано в форме деловых игр и тренингов, рассчитанных на 2 года обучения. Занятия проводятся в районах 1 раз в месяц.
За пять лет в проекте приняли участие школьники 8 муниципальных районов Омской области (Шербакульского, Любинского, Омского, Азовского, Таврического, Сар-гатского, Калачинского, Марьяновского) и 7 школ города Омска (№ 11, 38, 64, 77, 85, 132, 143). С 2010 г. в проекте приняли участие более 1212 школьников, разработано 210 бизнес-проектов, на сегодняшний день 21 успешно реализуется [5].
Казенное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» на базе центра развития бизнеса является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных и муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Министерства труда и социального развития Омской области в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», обеспечения реализации прав на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством.
Заключение
Таким образом, очевидно, что дальнейшее развитие малого бизнеса в современных условиях возможно только при активном содействии местных властей. Увеличение сектора малого и среднего предпринимательства - это стратегическое направление политики Правительства Омской области, так как это наиболее быстрорастущий сектор экономики, который в короткий период времени способен дать значительные налог о-вые поступления, создать большое количество рабочих мест и быстро реагировать на изменения экономической конъюнктуры.
В целом в Омской области созданы основные необходимые предпосылки для количественных и качественных изменений в сфере малого предпринимательства. Но все-таки, несмотря на то, что малому предпринимательству уделяется большое внимание,
существует ряд проблем не только регионального, но и федерального масштаба, связанных с его развитием.
Первой проблемой является налоговая политика. Создание эффективной системы налогообложения малого и среднего бизнеса позволит снизить налоговое бремя, решит противоречия между государством и налогоплательщиком, а прозрачность системы позволит увидеть результат проведенных реформ.
Вторая проблема - доступ к финансовым ресурсам. Самый емкий по финансированию раздел областной целевой программы развития малого бизнеса должен быть ориентирован на развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в виде субсидий, грантов, микрофинансовых займов, поручительства.
Третья проблема - сбыт продукции. Для решения требуется организация специальных социальных ярмарок, где можно торговать без посредников, помощь в поиске партнеров в регионах России и за рубежом; стимуляция участия предпринимателей в государственном и муниципальном заказе, бесплатное обучение правилам и процедурам электронных торгов.
Четвертая проблема - недостаток информации и навыков у бизнесменов. Решается проблема за счет информационной, методической и организационно -кадровой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Пятая проблема - административные барьеры. В целях ее устранения нужно проводить полную регламентацию государственных услуг с организацией и предоставлением документов в электронном виде, вести серьезную работу по снижению количества проверок со стороны органов власти, рассматривать возможность внедрения института предупреждающего контроля, когда предприниматель сразу не штрафуется, а получает возможность добровольно исправить все недочеты.
Без дальнейших реформ в области налогообложения, финансирования, сбыта продукции, информирования предпринимателей, устранения административных барьеров невозможно увеличение сектора малого и среднего предпринимательства. Государство должно не только совершенствовать программы поддержки малого и среднего предпринимательства, но и повышать мотивацию к его развитию у начинающих предпринимателей, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.
O.S. Evdokhina, E. V. ЕаЫввуа, A.S. Golodnykh
Main directions of support of small and average business in the Omsk region
The sector of small and medium entrepreneurship now plays a crucial role in ensuring stability of economic development. The existence in the economy of a well-developed small business sector leads to the growth of employment, which is especially important in the conditions of restructuring of the economy and accompanying this process of rising unemployment. As a result of increasing entrepreneurial activity of the population formed a mass middle class of owners - the basis of stability in society. Small business is an important tool for the implementation of the policy of socio-economic reforms, solution of the complex political, economic and social problems, is acutely facing the state. However, the pace and directions of its development in modern conditions in many respects depend on that, how much actively the state, and especially regional, government supports small business. In this paper we investigated the issues of supporting small and medium enterprises in the Omsk region. The analysis of the development and implementation of measures of state support of entrepreneur-ship, as well as the characteristic all institutions support at the regional level, defines their role, activities and
some results. The necessity of the state support, identified the priority industries of small and medium business. Further development of small business is possible only with the active assistance of local authorities. The increase in the sector of small and medium businesses is the strategic policy direction of the government of Omsk region, as it is the fastest growing sector of the economy, can in a short period of time to provide significant tax revenue, to create greater number of jobs and respond quickly to changes in economic conditions. In General, in the Omsk region established the basic prerequisites for quantitative and qualitative changes in the sphere of small business. In the work conclusions about the need to improve programmes of support for small and medium enterprises and identified problems associated with its development.
Keywords: small and medium business, entrepreneurship, the institutions that support entrepreneurship, microfinance, business incubator.
Список литературы
1. Поддержка малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / Омская ТПП на портале ТИП РФ. - Режим доступа: http://www.omsktpp.ru/rus.
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omsk.gks.ru.
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29.12.2015 г.) [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://www.garant.ru.
4. Филимонова Н.М. Экономика и организация малого и среднего бизнеса : учеб. пособие / Н.М. Филимонова, Н.В. Моргунова, Е.С. Ловко-ва. - М. : Инфра-М, 2015. - 222 с.
5. Официальный портал Администрации города Омска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.admomsk.ru.
6. Портал малого и среднего предпринимательства по Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smb.omskportal.ru.
7. Официальный портал Правительства Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gszn.omskportal.ru.
Евдохина Ольга Семёновна, канд. экон. наук, доц., Омский ГАУ, evdohina@mail.ru; Фа-лалеева Евгения Владимировна, канд. с.-х. наук, доц., Омский ГАУ, ev.falaleeva@omgau.org; Голодных Алёна Сергеевна, ведущий экономист, Омский региональный филиал АО «Рос-сельхозбанк», alenkadas@mail.ru.
References
1. Support for small and medium enterprises [Electronic resource] / Omsk CCI on the CCI portal. - Access mode: http://www.omsktpp. ru/rus.
2. Territorial body of Federal state statistics service of the Omsk region [Electronic resource]. - Access mode: http://omsk.gks.ru.
3. Federal law of 24 July 2007 № 209-FZ "About development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation" (with changes and additions from 29.12.2015.) [Electronic resource] / Legal information system GARANT. - Access mode: http://www.garant.ru.
4. Filimonova N.M. Jekonomika i organizacija malogo i srednego biznesa : ucheb. posobie [Economics and organization of small and medium business: the textbook] / N.M. Filimonova, N.V. Mor-gunova, E.S. Lovkova. - M. : Infra-M, 2015. - 222 p.
5. Official portal of the Administration of Omsk city [Electronic resource]. - Access mode: http://www.admomsk.ru.
6. The portal for small and medium enterprises in the Omsk region [Electronic resource]. - Access mode: http://smb.omskportal.ru.
7. Official portal of the Government of the Omsk region [Electronic resource]. - Access mode: http://gszn.omskportal.ru.
Evdohina Olga Semjonovna, Cand. Econ. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, evdohina@mail.ru; Falaleeva Evgeniya Vladimirovna, Cand. Agr. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, ev.falaleeva@omgau.org; Golodnyh Alyona Sergeevna, leading economist, Omsk regional branch of JSC "Rosselkhozbank", alenkadas@mail.ru.