Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого развития региона (на примере Челябинской области)'

Развитие малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого развития региона (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1504
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / STATE SUPPORT OF BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ / STATE SUBSIDIES / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА / REGIONAL BUSINESS SUPPORT MEASURES / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА / MUNICIPAL MEASURES TO SUPPORT BUSINESS / СУБСИДИРОВАНИЕ БИЗНЕСА / BUSINESS SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузменко Юлия Геннадьевна, Балдина Юлия Амировна, Резепин Александр Владимирович

Малый и средний бизнес являются фундаментальными и необходимыми элементами социально-экономической системы страны, в значительной степени обеспечивающими устойчивость ее развития. В условиях нестабильности экономической ситуации в Российской Федерации поддержка малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетных направлений и задач государственной политики. В статье представлен анализ статистических данных в области развития субъектов малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации. Обоснована значимость субъектов малого и среднего бизнеса для региональной экономики, представлена сравнительная динамика роста количества малых и средних предприятий по Уральскому федеральному округу и Челябинской области в пересчете 1000 человек населения, обоснована необходимость государственной поддержки. Авторами приведен обзор действующих на территории Челябинской области государственных программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, обозначены мероприятия, объекты инфраструктур, созданных в рамках указанных программ, а также результаты, достигнутые в этой сфере в 2015-2016 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузменко Юлия Геннадьевна, Балдина Юлия Амировна, Резепин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of small and medium-sized businesses as a factor of sustainable development of the region (on the example of the Chelyabinsk region)

Small and medium business are fundamental and necessary elements of the country's socio-economic system, which largely ensure the sustainability of its development. In the conditions of instability of the economic situation in the Russian Federation, support for small and medium-sized businesses is becoming one of the priorities and tasks of state policy. The article presents an analysis of statistical data in the field of development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The significance of small and medium business entities for the regional economy is substantiated, the comparative dynamics of the growth of the number of small and medium-sized enterprises in the Urals Federal District and the Chelyabinsk Region in terms of 1000 people is substantiated, and the necessity of state support is substantiated. The authors provide an overview of the state programs for supporting small and medium-sized businesses operating in the Chelyabinsk region, outlining the activities, the infrastructure facilities created under these programs, and the results achieved in this area in 2015-2016.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого развития региона (на примере Челябинской области)»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/

Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-4.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/08EVN417.pdf

Статья опубликована 19.07.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кузменко Ю.Г., Балдина Ю.А., Резепин А.В. Развитие малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого развития региона (на примере Челябинской области) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/08EVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 332.14

Кузменко Юлия Геннадьевна

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»

Россия, Челябинск1 Доцент кафедры «Логистика и экономика торговли» Доктор экономических наук E-mail: [email protected]

Балдина Юлия Амировна

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»

Россия, Челябинск

Старший преподаватель кафедры «Логистика и экономика торговли»

E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=502727

Резепин Александр Владимирович

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»

Россия, Челябинск

Доцент кафедры «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление»

Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Развитие малого и среднего бизнеса как фактор устойчивого развития региона (на примере Челябинской области)

Аннотация. Малый и средний бизнес являются фундаментальными и необходимыми элементами социально-экономической системы страны, в значительной степени обеспечивающими устойчивость ее развития. В условиях нестабильности экономической ситуации в Российской Федерации поддержка малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетных направлений и задач государственной политики. В статье представлен анализ статистических данных в области развития субъектов малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации. Обоснована значимость субъектов малого и среднего бизнеса для региональной экономики, представлена сравнительная динамика роста количества малых и средних предприятий по Уральскому федеральному округу и Челябинской области в пересчете 1000 человек населения, обоснована необходимость государственной поддержки. Авторами приведен обзор действующих на территории Челябинской области государственных программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, обозначены мероприятия, объекты

1 454000, г. Челябинск, пр. Ленина, 76

инфраструктур, созданных в рамках указанных программ, а также результаты, достигнутые в этой сфере в 2015-2016 гг.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; государственная поддержка бизнеса; государственные субсидии; региональные меры поддержки бизнеса; муниципальные меры поддержки бизнеса; субсидирование бизнеса

В условиях кризисных тенденций и структурной перестройки хозяйственных отношений функционирование малых и средних предприятий является приоритетной задачей, как на региональном уровне, так и на уровне всей страны в целом. Малый и средний бизнес (далее по тексту МСБ) способствует ускорению экономического роста государства, проведению диверсификации, внедрению инноваций, положительной динамике роста экономических показателей, развитию конкуренции и структурной перестройки экономики, позволяет создавать дополнительные рабочие места, тем самым нейтрализуя последствия мирового финансового кризиса [1]. Это обусловлено тем, что малые и средние предпринимательские структуры более устойчивы к изменениям внешней среды за счет быстрой адаптации к современным рыночным условиям [5, с. 3].

По нашему мнению, роль и место субъектов малого и среднего бизнеса (далее по тексту СМСБ) в современных экономических условиях можно охарактеризовать такими показателями как количество и оборот субъектов микро-, малых и средних предприятий, динамика которых за период с 2010 по 2014 гг. представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика количества и оборота микро-, малых и средних предприятий в РФ за период с 2010 г. по 2014 г.

Размер предприятия Год Число предприятий (на конец года), ед. Изменение, % Оборот, млн руб. Изменение, %

2010 18882 4,83 3522108 10,41

и к 2011 17703 -6,24 3925605 11,46

к « и О 2012 15826 -10,6 3928349 0,007

2013 13684 -13,5 4295912 9,4

2014 13691 0,05 4515819 5,11

2010 219688 -3,45 10247044 16,37

и 2011 231562 5,40 12909435 25,98

л Ч ей 2012 243537 4,97 15116297 17,09

2013 234537 -3,51 15679869 3,73

2014 235579 0,44 16692895 6,46

2010 1415186 2,95 10247044 -6,44

о И К 2011 1593765 12,62 7027203 -6,90

2012 1758873 10,36 8347404 18,79

2 2013 1827857 3,92 9097316 8,98

2014 1868201 2,21 9699324 6,61

Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики2

За период с 2010 г. по 2014 г. наблюдались тенденции, как роста, так и некоторого снижения основных показателей функционирования МСБ, которые определенным образом

2 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www. gks.ru/ (дата обращения 22.06.2017 г.).

«отреагировали» на экономические процессы, связанные с кризисными явлениями 2009-2010 годов. Так в целом за указанный период количество средних предприятий снизилось на 27%, при этом малых и микро- стало на 7,2 и 32% больше соответственно, суммарный оборот производимой предприятиями этого сектора продукции и услуг увеличился более чем на 22%.

В последнее время достаточно часто объектом научного анализа становятся существующие в РФ инструменты поддержки СМСБ. Вопросам анализа инфраструктурной поддержки посвящены труды таких авторов как Бухтияровой Т.И., Дубыниной А.В., Вегнер-Козловой О.В., Дорониной И.Э., Малачевой, В.В., Уметбаевой Ю.И. [2, 3, 4, 7, 10].

МСБ занимает значимое место в экономике региона, способствуя формированию целостной структуры регионального и муниципального хозяйства. В силу масштабов своей деятельности малый бизнес практически полностью ориентирован на использование местных ресурсов (трудовых, материально-технических, природных) [6]. В табл. 2 и на рис. 1 представлена динамика роста малых (включая микро-) и средних предприятий в пересчете на 1000 человек населения на примере Уральского федерального округа (далее по тексту УрФО) и Челябинской области (по данным).

Таблица 2

Динамика роста малых и средних предприятий на 1000 человек, единиц

Наименование округа/региона 2010 2011 2012 2013 2014

Уральский федеральный округ 12,4 14,4 15,1 15,8 16,4

Челябинская область 11,4 10,1 10,2 11,2 12

Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

2010 2011 2012 2013 2014

■ Уральский федеральный округ ■ Челябинская область

Рисунок 1. Динамика роста малых и средних предприятий на 1000 человек населения на примере УрФО и Челябинской области (составлено авторами)

Данные, представленные в табл. 2 и на рис. 1, свидетельствуют о том, что динамика роста малых и средних предприятий в пересчете на 1000 человек населения по Челябинской области несколько ниже аналогичного показателя в УрФО. Согласно анкетированию, проведенному среди СМСБ Челябинской области в начале 2017 г., с целью оценить последствия влияния кризисных явлений на динамику развития этого сектора экономики, на данном этапе основными проблемами опрашиваемые считают снижение платежеспособного спроса потребителей, сокращение оборотных средств и доступ к кредитным ресурсам.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (июль - август 2017)

http://naukovedenie.ru [email protected]

Согласно ежегодному исследованию «Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса: региональные диспропорции»3 Челябинская область относится к группе «С» «регионов-середняков», где эти условия обозначены как средние. Как отмечается в исследовании «для большинства регионов группы нельзя выделить один или два главных фактора, изменение которых может существенно улучшить их положение в краткосрочной перспективе - для изменения ситуации нужны комплексные решения, направленные на смягчение бизнес-климата, стимулирование потребления. Основным приоритетом для региональных властей должно стать поступательное движение навстречу малому бизнесу, который в текущих непростых условиях может и должен стать локомотивом развития региональной экономики и одним из ключевых источников для повышения устойчивости местных бюджетов, которые в большинстве регионов группы «С» сильно зависят от дотаций из федерального центра».

Для формирования и укрепления тенденции повышения количества СМСБ на территории РФ действуют с 2004 года различные программы поддержки предпринимательской деятельности. В Челябинской области такая программа была разработана в 2009 году. На сегодняшний день в регионе действуют в рамках государственной программы Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» на 20162018 годы две подпрограммы, регламентирующие порядок, мероприятия и исполнителей поддержки СМСБ (табл. 3)4.

Как отмечено в программе «в непростых постоянно меняющихся экономических условиях одной из «точек роста» экономики Челябинской области становится развитие субъектов малого и среднего предпринимательства по причине их мобильности и гибкости».

Основной целью государственной программы является создание условий для обеспечения роста благосостояния населения за счет развития экономики Челябинской области опережающими темпами. Исходя из обозначенной цели, задачами государственной политики в рамках реализации государственной программы являются:

• создание благоприятного предпринимательского климата, развитие механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

• создание условий для опережающего развития субъектов деятельности в сфере промышленности Челябинской области;

• стимулирование экономики Челябинской области через развитие международных и межрегиональных связей, координацию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и повышение эффективности управления процессами регионального развития;

• совершенствование системы регионального стратегического управления.

3 Индекс качества условий для развития сектора малого и среднего предпринимательства СМП-Банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/index_kach_2013-2014.pdf (дата обращения 15.05.2017 г.).

4 Государственная программа Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» на 2016-2018 годы (постановление Правительства Челябинской области от 16.12.2015 г. № 623-П) / URL: // http://econom-chelreg.ru/progrrealmingp?article=3896 (дата обращения 15.05.2017 г.).

Таблица 3

Программы, мероприятия и инфраструктура поддержки МСБ (на примере Челябинской области)

Мероприятия в рамках программы Объекты инфраструктуры поддержки

Государственная программа Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области на 2016-2018 г.». Подпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Челябинской области на 2016-2018 гг.» Постановление от 16.12.15 г.

Предоставление субсидий МСБ на возмещение затрат на уплату первого взноса (аванса) по договорам лизинга. Предоставление субсидий местным бюджетам на содействие развитию МСБ. Предоставление субсидий МСБ на возмещение затрат на уплату процентов по кредиту. Предоставление субсидий МСБ на возмещение затрат МСБ, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товара. Развитие бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей. Предоставление субсидий МСБ, осуществляющим социально ориентированную деятельность. Развитие Фонда содействия кредитованию МСБ Челябинской области. Общественный координационный совет по развитию МСБ в Челябинской области. Фонд содействия кредитованию МБ Челябинской области.

Предоставление субсидий в виде имущественного взноса Фонду содействия кредитованию МСБ Челябинской области на развитие деятельности Регионального интегрированного Центра -Челябинская область. Предоставление субсидий в виде имущественного взноса Фонду содействия кредитованию МСБ Челябинской области на создание и развитие Центра инжиниринга - Челябинская область. Предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности на возмещение затрат, связанных с разработкой и реализацией инновационных проектов. Предоставление субсидий (в виде грантов) начинающим малым инновационным предприятиям Челябинской области: получившим финансирование по программе «Старт» Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Развитие аккредитованных инновационных технопарков путем предоставления субсидий. Межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности Челябинской области. Областное государственное учреждение «Инновационный бизнес-инкубатор Челябинской области».

Подпрограмма "Стимулирование развития экономики Челябинской области на 2016-2018 годы" государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" на 2016-2018 годы.5

Предоставление субсидии в виде имущественного взноса автономной некоммерческой организации «Агентство международного сотрудничества Челябинской области» на создание и развитие Центра поддержки Экспорта - Челябинская область. Автономная некоммерческая организация «Агентство международного сотрудничества Челябинской области».

Составлено авторами

Как видно из табл. 3, действующие в Челябинской области государственные программы обеспечивают необходимые условия для создания благоприятного предпринимательского климата, развития механизмов поддержки субъектов бизнеса, содействия развитию прогрессивных форм ведения бизнеса и цивилизованной конкурентной среды, кроме того, создана достаточно эффективная инфраструктура поддержки, состоящая из большого количества организаций. О чем свидетельствуют и данные опубликованного Министерством экономического развития Челябинской области отчета о реализации государственной программы «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 гг.»6. Согласно отчету работа осуществлялась по следующим приоритетным направлениям (табл. 4):

1. Устранение административных барьеров;

2. Развитие инфраструктуры поддержки бизнеса;

3. Оказание имущественной поддержки бизнесу;

4. Оказание финансовой поддержки бизнесу;

5. Софинансирование муниципальных программ;

6. Информационная поддержка.

Таблица 4

Реализация государственной программы «Комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 гг.»

Направление поддержки Объект инфраструктуры / исполнитель Описание мероприятий Показатели оценки мероприятия

Устранение административных барьеров Штаб ликвидации административных барьеров Проведение круглых столов по вопросам оформления разрешительной документации, в области земельных, имущественных правоотношений. Количество заседаний - 3

Общественный координационный совет по развитию МСБ Заседания и обсуждения актуальных вопросов развития МСБ. Экспертиза проектов нормативных правовых актов. Количество заседаний - 5. Количество муниципальных координационных советов в Челябинской области - 78. Количество экспертиз 38.

5 Подпрограмма "Стимулирование развития экономики Челябинской области на 2016-2018 годы" государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" на 2016-2018 годы URL: http://docs.cntd.ru/document/432841330.

6 Отчет о реализации государственной программы «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 гг.», URL: http://econom-chelreg.ru/ (дата обращения 18.05.2017 г.).

Направление поддержки Объект инфраструктуры / исполнитель Описание мероприятий Показатели оценки мероприятия

Институт бизнес-омбудсмена Мероприятия по защите прав и законных интересов предпринимателей. Количество представителей в Челябинской области - 38, а также 17 отраслевых представителей (пожарная безопасность, рынок банковских услуг и т.д.).

Горячая линия на официальном сайте губернатора Работа с он-лайн обращениями граждан (консультационные услуги посредством сайта). Количество обработанных обращений - 50.

Развитие инфраструктуры поддержки бизнеса Фонд содействия кредитования малого предпринимательства Челябинской области Обеспечение доступа СМСБ к кредитным ресурсам. 22 банка-партнера. 248 договоров-поручительств на сумму 880 млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОАО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Предоставление госгарантий. 80 гарантий на сумму 336,8 млн руб.

Региональный интегрированный Центр (поддержка экспорта) Координация действий СМСБ в поиске партнеров за рубежом, консультации по экспортным программам, размещение в зарубежных базах данных, бизнес-миссии, прием делегаций, популяризация деятельности российских СМСБ. Количество проконсультированных СМСБ - 182. Количество профилей СМСБ в зарубежных базах данных - 48. Количество бизнес-миссий - 4. Количество принятых делегаций - 2.

Региональный центр Инжиниринга Повышение технологической готовности СМСБ за счет содействия в разработке технологических процессов и решении проектных, инженерных и организационно-внедренческих вопросов, возникающих у субъектов МСБ. Количество предлицензионных проверок -2. Количество СМСБ, попавших в реестр поставщиков для крупных компаний с госучастием - 20. Количество предоставленных СМСБ услуг - 202 на сумму 12 млн руб.

Оказание имущественной поддержки бизнесу Региональный бизнес- инкубатор ГБУ Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор» Предоставление в аренду начинающим СМСБ нежилых оборудованных помещений (до 3 лет). Оказание консультационных (бухгалтерских, юридических и пр. услуг). Образовательные услуги (повышение квалификации, мастер-классы, тренинги). Количество СМСБ-резидентов - 58. Количество услуг для резидентов - 72. Для нерезидентов - 137. Количество курсов повышение квалификации - 7, тренингов -17, семинаров - 12.

Направление поддержки Объект инфраструктуры / исполнитель Описание мероприятий Показатели оценки мероприятия

Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области Передача во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Количество объектов, включенных в Перечень областного имущества - 31 объект. Количество выкупленных объектов по программе «льготной приватизации» - 2 тыс. объектов.

Технопарки. ^-парк Мероприятия по развитию региональной отрасли информационных технологий и предпринимательской активности в сфере ИТ. Количество аккредитованных инновационных технопарков на базе промышленных предприятий - 2 ед. Количество инновационных проектов, реализуемых в аккредитованных инновационных технопарках -14 ед.

Оказание финансовой поддержки бизнесу Правительство Челябинской области: Минэкономразвития, Минсельхоз Челябинской области. Органы муниципальной власти. Адресная поддержка СМСБ. Софинансирование муниципальных программ - субсидии местным бюджетам на поддержку бизнеса. Адресная поддержка, в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 123,7 млн руб., областного бюджета 9,4 млн руб., местных бюджетов - 15,3 млн руб. Поддержка муниципальных программ на федеральном уровне - 85,5 млн руб., на региональном уровне - 4,5 млн руб.

Информационная поддержка Информационно-консультационные центры СМИ. Специализированные сайты. Официальные сайты губернатора области, Минэкономразвития Услуги информационно-консультационных центров муниципалитетов. Организация работы сайтов для предпринимателей. (включая реестр СМСБ-получателей поддержки, каталог свободных земельных участков, каталог продукции южно-уральских предприятий, «горячая линия» и т.д.). Организация пресс-туров для предприятий СМСБ. Количество услуг информационно-консультационных центров -19 тыс. ед. Количество пресс-туров для СМСБ - 13.

Составлено авторами

В Челябинской области с 2017 г. функционирует единый офис, объединивший все институты поддержки бизнеса, так называемый многофункциональный центр для бизнеса, основной целью которого стало упрощение доступа ко всем имеющимся ресурсам и работа по принципу «единого окна». О результатах функционирования говорить пока рано, однако, стоит отметить, что это пока первый подобный центр в РФ. «Территория бизнеса» в Челябинске объединила такие организации, как Фонд развития малого и среднего предпринимательства, Фонд развития промышленности, Агентство инвестиционного развития, Центр кластерного развития, Центр поддержки предпринимательства, Центр поддержки экспорта, Центр инжиниринга, Центр микрофинансирования, Центр предоставления гарантий. Кроме того, здесь разместились «окна» многофункционального центра, где предприниматели смогут получить госуслуги [11].

Управление поддержкой и развитием МСБ предусматривает взаимодействие государства и бизнеса посредством использования различных механизмов, форм, методов, объектов инфраструктуры и инструментов управления. Необходимость подобного подхода вызвана в первую очередь повышением эффективности мер государственной поддержки. Объем средств, ежегодно выделяемых на поддержку МСБ только Министерством экономического развития РФ, составляет порядка 22 млрд. руб. В сентябре 2015 г. АО «KPMG»7 опубликовала результаты социологического опроса субъектов МСБ-получателей государственной поддержки, собрав более 10000 анкет и сформировав 40000 реестров из 83 регионов страны. В целом в результате проведенного сравнительного анализа видно, что показатели МСБ с поддержкой (такие как прирост основных средств, темп прироста выручки) выше аналогичных показателей без поддержки. Т.е. в целом программы поддержки оказывают позитивное влияние на развитие МСБ, однако, их эффективность в разных регионах значительно отличается. Согласно данным исследования «Рейтинг эффективности программ господдержки малого предпринимательства в 2016 г.», проведенному информационно-аналитическим порталом «Все выборы»8, Челябинская область вошла в ТОП-10 неэффективных регионов. Исследование проводилось методом статистического анализа по ключевым показателям: соотношение общего количества малых предприятий и числа занятых в малом бизнесе с количеством действующих государственных программ поддержки малого предпринимательства. Среди предложений для регионов, вошедших в рейтинг неэффективных, авторами исследования главным образом озвучиваются доступ к государственным субсидиям, госзаказу, анализ принятых мер и их эффективности, популяризацию предпринимательства в регионе. В целом, авторы статьи согласны с подобными предложениями, однако, отметим, что количество региональных программ вряд ли может отразить их общую эффективность и рассматриваться в качестве отдельного критерия оценки. По нашему мнению, одной из наиболее важных задач, стоящих перед органами власти различного уровня является не столько повышение объемов поддержки субъектов МСБ, сколько постоянный мониторинг целесообразности мер каждого отдельного направления и управление их эффективностью, в том числе, за счет как улучшения качества отбора претендентов-получателей господдержки, так и перераспределения объемов поддержки между направлениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балдина, Ю.А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях / Ю.А. Балдина // Вестник Удмурдского университета. Сер. «Экономика и право». - 2016. - Вып.2. URL: // http://ru.vestnik.udsu.ru/files/ originsl_articles/vuu_16_024_01.pdf.

2. Бухтиярова, Т.И., Дубынина, А.В. Формирование модели инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства // Социум и власть. 2016. №3 (59). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-modeli-infrastrukturnoy-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva (дата обращения: 01.07.2017).

3. Вегнер-Козлова, О.В. Анализ институциональных механизмов формирования и развития предпринимательского потенциала регионов // Вестник ЮУРГТУ

7 Актуальность программы поддержки МСБ МЭР для РФ / материалы для обсуждения. - М.: КРМв. - 112 с. // http://smb.gov.rUupload/news/14595/Актvальностьo/o20ПрограммьI.pdf.

8 https://vsevybory.ru/rejting-malogo-biznesa/.

(НПИ). 2015 №6. URL: http://vestnik-npi.info/upload/information_system_15/2/0/0/ item_2001/information_items_property_5727.pdf (дата обращения: 05.07.2017).

4. Доронина, И.Э. Инструментарий развития предпринимательского потенциала региона // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №6 (25). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy-razvitiya-predprinimatelskogo-potentsiala-regiona (дата обращения: 03.07.2017).

5. Лобахина, Н.В. Управление устойчивостью развития малых и средних предпринимательских структур автореф. дис. ... к-та экон. наук: 08.00.05 / Н.В. Лобахина; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). -Ростов-на-Дону, 2011. - 27 с.

6. Конфигурация проблем управления развитием малого и среднего предпринимательства: монография / Челябинский филиал Финуниверситета. -Челябинск, 2015. - 215 с.

7. Малачева, В.В. Совершенствование механизма инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства [Текст] / В.В. Малачева: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2015. 23 с.

8. Палагина, А.Н. Методология формирования адаптивной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: институциональные аспекты, механизмы и инструменты [Текст] / А.Н. Палагина: автореф. дис. ... докт. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2015. 51 с.

9. Руденко, Л.Г., Караулов, В.М. Методика оценки инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. №1-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-infrastrukturnogo-obespecheniya-malogo-predprinimatelstva-v-subektah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 12.07.2017).

10. Уметбаева Ю.И. Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 91-93.

11. Бухтиярова Т.И., Дубынина А.В., Демьянов Д.Г., Савеченкова К.А., Якушев А.А., Конфигурация проблем управления развитием малого и среднего предпринимательства // Издательский центр «Фотохудожник» 2015 - С. 215.

Kuzmenko Yulia Gennadievna

South Ural state university (national research university), Russia, Chelyabinsk

E-mail: [email protected]

Baldina Iulia Amirovna

South Ural state university (national research university), Russia, Chelyabinsk

E-mail: [email protected]

Rezepin Alexandr Vladidmirovich

South Ural state university (national research university), Russia, Chelyabinsk

E-mail: [email protected]

Development of small and medium-sized businesses as a factor of sustainable development of the region (on the example of the Chelyabinsk region)

Abstract. Small and medium business are fundamental and necessary elements of the country's socio-economic system, which largely ensure the sustainability of its development. In the conditions of instability of the economic situation in the Russian Federation, support for small and medium-sized businesses is becoming one of the priorities and tasks of state policy. The article presents an analysis of statistical data in the field of development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The significance of small and medium business entities for the regional economy is substantiated, the comparative dynamics of the growth of the number of small and medium-sized enterprises in the Urals Federal District and the Chelyabinsk Region in terms of 1000 people is substantiated, and the necessity of state support is substantiated. The authors provide an overview of the state programs for supporting small and medium-sized businesses operating in the Chelyabinsk region, outlining the activities, the infrastructure facilities created under these programs, and the results achieved in this area in 2015-2016.

Keywords: small and medium business; state support of business; state subsidies; regional business support measures; municipal measures to support business; business subsidies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.