Научная статья на тему 'Проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средних компаний'

Проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средних компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / СУБСИДИИ / SUBSIDIES / ЭКСПОРТ / EXPORT / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / FOREIGN TRADE TURNOVER / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / STATE PROGRAMS / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Людмила Петровна, Рыбаков Александр Николаевич

Рассмотрены меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, действующие на территории Российской Федерации, обозначены наиболее эффективные формы поддержки. Проведен анализ системы и структуры государственной поддержки в Чувашской Республике. Установлено, что наиболее востребованными со стороны малого и среднего бизнеса являются финансовые формы поддержки: предоставление субсидий и грантов, а также предоставление имущественной поддержки на льготных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Людмила Петровна, Рыбаков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED COMPANIES

The measures of state support for small and medium-sized businesses, operating in the Russian Federation, marked the most effective forms of support. Deep analysis of the system and the structure of state support in the Chuvash Republic. Found that most in demand from small and medium-sized businesses are the financial forms of support: subsidies and grants, as well as providing material support on concessional terms.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средних компаний»

УДК 338.2

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ

КОМПАНИЙ

Л.П. Федорова, А.Н. Рыбаков

Рассмотрены меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, действующие на территории Российской Федерации, обозначены наиболее эффективные формы поддержки. Проведен анализ системы и структуры государственной поддержки в Чувашской Республике. Установлено, что наиболее востребованными со стороны малого и среднего бизнеса являются финансовые формы поддержки: предоставление субсидий и грантов, а также предоставление имущественной поддержки на льготных условиях.

Ключевые слова: государственная поддержка; субсидии; экспорт; внешнеторговый оборот; государственные программы; малый бизнес; средний бизнес.

L.P. Fedorova, A.N. Rybakov. PROBLEMS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED COMPANIES

The measures of state support for small and medium-sized businesses, operating in the Russian Federation, marked the most effective forms of support. Deep analysis of the system and the structure of state support in the Chuvash Republic. Found that most in demand from small and medium-sized businesses are the financial forms of support: subsidies and grants, as well as providing material support on concessional terms.

Keywords: state support, subsidies, export, foreign trade turnover, state programs, small business; medium business.

Нарастающие в экономике России негативные факторы по снижению темпов экономического роста экономики и инвестиций в основной капитал свидетельствуют о необходимости поиска новых подходов в создании новых высококвалифицированных рабочих мест и наукоемких производств, пополнения доходных частей консолидированных бюджетов регионов. В последнее время правительством России большая ставка делается на развитие малого и среднего предпринимательства, а также усиление мер его поддержки.

Понятие «государственная поддержка предпринимательства» представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития производств, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. При этом с точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать такие условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, минимизация риска, защита собственности и личности и т.д.). С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности,

экономическая помощь и т.д.). С целью достижения балансов интересов как государства, так и предпринимателя, должна осуществляться эффективная государственная поддержка, приносящая выгоду обеим сторонам.

Как известно, система государственной поддержки предпринимательства включает в себя:

- законодательную и нормативную базу, определяющую специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующую формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;

- правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие хозяйствующих субъектов в отношениях с органами власти;

- безопасность и защиту предпринимателей от криминальных действий;

- систему специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые уч-

реждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

- государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие инновационное развитие промышленности, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, формы занятости, миграционные потоки и т.д.;

- ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения инвестиций, совершенствованием налоговой системы.

Таким образом, именно от эффективности функционирования вышеназванной системы зависит рост числа предпринимателей на определенной территории, а значит, и развитие сопутствующих сфер жизнедеятельности общества за счет реализации синергетического эффекта.

В целях определения существующих форм государственной поддержки нами был проведен анализ действующих мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. В Российской Федерации они реализуются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса - Министерством экономического развития Российской Федерации, на основании положений Федерального закона от 24.07.2007 г №№ 209-ФЗ (с изм. от 28.12.2013 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], а также органами исполнительной власти субъектов Федерации в сфере экономического развития и поддержки предпринимательства.

Согласно п. 5 ст. 3 вышеназванного Закона под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки СМСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития СМСП, региональными программами развития СМСП и муниципальными программами развития СМСП.

В качестве мер государственной поддержки СМСП согласно данному Закону могут предусматриваться:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

- упрощенный порядок составления СМСП статистической отчетности;

- льготный порядок расчетов за приватизированное СМСП государственное и муниципальное имущество;

- особый порядок участия СМСП в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

- меры по обеспечению прав и законных интересов СМСП при осуществлении государственного контроля (надзора);

- меры по обеспечению финансовой поддержки СМСП;

- меры по развитию инфраструктуры поддержки СМСП.

Формами государственной поддержки СМСП и организаций, образующих инфраструктуру СМСП, в Российской Федерации являются:

- финансовая поддержка - в виде предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий по обязательствам СМСП и организаций, образующих инфраструктуры поддержки СМСП;

- имущественная поддержка - в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях с учетом его целевого назначения;

- информационная поддержка - в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки СМСП в сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки СМСП и обеспечения их различного рода информацией;

- консультационная поддержка - в виде

создания и обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП и оказывающих консультационные услуги СМСП; компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных СМСП, на оплату консультационных услуг;

- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников - в виде создания условий для подготовки кадров для СМСП или их дополнительного профессионального образования, учебно-методической и научно-методической помощи СМСП;

- поддержка в области инноваций и промышленного производства - в виде создания и обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП и оказывающих поддержку СМСП, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон; содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных СМСП; создания условий для привлечения СМСП к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства; создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;

- поддержка СМСП в области ремесленной деятельности - в виде создания организаций и обеспечения их деятельности, образующих инфраструктуру поддержки СМСП в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел; финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержки СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности;

- поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность - в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития СМСП, содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности; создания организаций и обеспечения их деятельности, образующих инфраструктуру поддержки СМСП и оказывающих поддержку СМСП, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность;

- поддержка СМСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность - в формах и видах, предусмотренных специальными законами или иными нормативными правовыми актами.

Система финансовой поддержки СМСП включает в себя комплекс программ по линии министерств и ведомств:

- федеральная финансовая программа поддержки СМСП, реализуемая Министерством экономического развития Российской Федерации и предусматривающая субсидии регионам на государственную поддержку СМСП, создание и развитие инфраструктуры поддержки СМСП;

- программа финансовой поддержки СМСП, реализуемая ОАО «МСП Банк» (дочернее общество ГК «Внешэкономбанк»);

- государственная гарантийная поддержка экспортно-ориентированным СМСП, реализуемая ОАО «ЭСКАР» (дочернее общество ГК «Внешэкономбанк»);

- программа поддержки СМСП в агропромышленном комплексе, реализуемая Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

- программа развития самозанятости безработных граждан, реализуемая Министерством труда Российской Федерации;

- комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Только в 2013 г. на реализацию различных мероприятий поддержки СМСП из федерального бюджета было выделено более 34,5 млрд руб. (рисунок).

Координацию государственной поддержки СМСП осуществляет Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России.

Система мероприятий государственной программы финансовой поддержки СМСП базируется на предоставлении на конкурсной основе субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ развития СМСП, правила и порядок которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 г. № 178 [1]. Субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования расходов по мероприятиям федеральной финансовой программы поддержки СМСП, в частности, при предоставлении информации о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение

Структура финансирования по программам государственной поддержки СМСП (2013)

расходных обязательств на соответствующие мероприятия.

Минэкономразвития России ежегодно утверждает порядок и условия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации и принимает решения о выделении субсидий региональным бюджетам на мероприятия региональных программ поддержки СМСП на условиях софинансирования (средний уровень софинансирования из федерального бюджета - 70% и во многом зависит от индекса бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации). При этом подавляющее число субъектов Российской Федерации (около 80%) получают софинансирование из расчета 4 руб. средств федерального бюджета на 1 руб. средств регионального бюджета.

Эти меры направляются на реализацию:

- «прямых» мер финансовой поддержки в форме субсидий СМСП (около 60% выделяемых средств);

- «непрямых» мер поддержки СМСП в форме создания и развития инфраструктуры поддержки СМСП, в том числе имущественной и финансовой (около 40% средств).

Конкретные меры поддержки СМСП для каждого региона выбираются главой региона. Основные направления и инструменты поддержки СМСП определяются ежегодно на основании предложений, поступивших от субъектов Минэкономразвития России, с учетом их актуальности. Вместе с тем, при наличии средств в региональном бюджете, регионы могут принимать собственные приоритеты поддержки СМСП за счет средств регионального бюджета.

С 2010 г. в состав приоритетных направлений финансовой поддержки СМСП вошли предприятия, направленные на содействие ин-

новационному предпринимательству и производственным компаниям. В 2013 г. появились новые приоритеты поддержки при сохранении наиболее востребованных направлений поддержки предыдущих лет (грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, предоставление гарантий). Так, в 2013 г. в соответствии с приказом Минэкономразвития России приоритетными являлись следующие направления государственной поддержки СМСП:

- создание и развитие инфраструктуры поддержки СМСП (бизнес-инкубаторы);

- поддержка экспортно-ориентированных СМСП;

- развитие системы кредитования СМСП;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки СМСП в научно-технической сфере;

- реализация иных мероприятий по поддержке и развитию СМСП.

Наиболее востребованными среди субъектов предпринимательства России мероприятиями поддержки являются:

Поддержка лизинга и модернизация производства для СМСП неторгового сектора с численностью занятых более 50 чел. Только в 2013 г. на цели модернизации производства выделено 4,64 млн руб. 75 регионам, поддержку получили около 4 тыс. предпринимателей. При этом в качестве формы государственной поддержки используются:

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов СМСП по лизинговым договорам;

- субсидирование первого взноса СМСП при заключении договора лизинга оборудования (до 10 млн руб. для компаний с численностью занятых свыше 50 чел.);

- предоставление целевых безвозмездных

грантов на создание собственного дела начинающим СМСП на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере не более 1 млн руб.;

- компенсация затрат на уплату процентов по кредитам, выданным СМСП на строительство (реконструкцию) производственных зданий и приобретение оборудования - до 10 млн руб.;

- компенсация затрат на приобретение оборудования компаниям, которые за собственный счет софинансируют приобретение оборудования - до 10 млн руб.

Развитие банковского кредитования, создание гарантийных фондов. В настоящее время гарантийные фонды созданы в 79 субъектах Российской Федерации, их капитализация достигает 36,4 млрд руб. В качестве формы поддержки используются поручительства (гарантии) по обязательствам СМСП и инфраструктуры поддержки, предоставляемые гарантийными фондами по соответствующим договорам коммерческим банкам, страховым компаниям, лизингодателям, заключившим по результатам конкурсного отбора соглашение о сотрудничестве с региональным гарантийным фондом. При этом объем ответственности регионального гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления гарантии (поручительства) не превышает 70% объема обязательств СМСП и организации инфраструктуры поддержки перед финансовой организацией. Только за 2013 г. СМСП гарантийными фондами выдано 7379 поручительств на общую сумму более 28,3 млрд руб., что позволило СМСП привлечь кредитные средства на сумму более 61,8 млрд руб.

Грантовая поддержка начинающих предпринимателей. Гранты в размере до 300 тыс. руб. предоставляются начинающим малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям -вновь зарегистрированным или действующим менее 1 года СМСП. Во многих регионах до получения грантов начинающие предприниматели должны пройти краткосрочное обучение и представить бизнес-проекты, оцениваемые региональными (муниципальными) комиссиями с участием представителей некоммерческих объединений предпринимателей. В рамках подобного обучения предприниматели получают навыки ведения предпринимательской деятельности, составления отчетности, ведения бухгалтерского учета и кассовых операций и т.д. В 2012 г. на грантовую поддержку 56 регионам было выделено 2,14 млрд руб., в результате поддержка была оказана 11 тыс. предпринимателям, создано свыше 24 тыс. рабочих мест.

Микрофинансирование. Получателями дан-

ного вида поддержки являются региональные микрофинансовые организации, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации, предоставляющие, в свою очередь, государственные микрозаймы СМСП, не имеющим возможности воспользоваться банковскими продуктами из-за небольшого размера кредита или отсутствия кредитной истории. Субсидии микрофинансовым организациям выделяются для формирования (пополнения) фондов, предназначенных для выдачи займов СМСП. При этом максимальная сумма займа СМСП не должна превышать 1 млн руб. (согласно статистическим данным средний ми-крозайм - 453 тыс. руб.), срок займа - 12 месяцев. В настоящее время в России действуют 70 региональных и более 60 муниципальных фондов микрофинансирования. Портфель действующих займов на 01.01.2013 г. составлял 27,4 тыс. займов на общую сумму более 8,1 млрд руб. В 2012 г. объем поддержки микрофинансовых организаций из федерального бюджета составил 2,09 млрд руб. 37 регионам.

Поддержка малых инновационных компаний и формирование инновационной инфраструктуры. Получателем государственной поддержки в целях стимулирования инновационной активности являются малые инновационные компании на этапе старта. При этом в качестве форм государственной поддержки в различных регионах используются:

- гранты малым инновационным компаниям, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности - до 0,5 млн руб.;

- субсидии действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов, приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии) - до 15 млн руб.;

- формирование инновационной инфраструктуры - финансирование инфраструктуры поддержки СМСП в области инноваций и промышленного производства (центры кластерного развития, территориальные, промышленные, инновационные и логистические кластеры, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции, центры трансферта технологий).

За годы существования поддержки (20102013) в регионах Российской Федерации создана сеть организаций инфраструктуры в об-

ласти инноваций и промышленного производства, включающая в себя: 13 центров кластерного развития, 6 центров прототипирования, 5 центров коллективного пользования, 2 центра трансферта технологий, 2 центра коммерциализации технологий, 1 центр субконтрактации, 1 центр дизайна.

В 2013 г. только на поддержку малых инновационных компаний и формирование инновационной инфраструктуры выделено 1,97 млрд руб. 58 регионам, поддержка оказана свыше 1,5 тыс. предпринимателям.

Поддержка муниципальных программ, включая поддержку моногородов. Получателями поддержки являются муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации, реализующие муниципальные программы развития СМСП. В качестве форм государственной поддержки при этом используются:

- создание центра поддержки предпринимательства или бизнес-инкубатора;

- предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела, в том числе грантов на погашение первого взноса по уплате лизинговых платежей;

- капитализация микрофинансовых организаций;

- проведение программ по обучению начинающих предпринимателей;

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой СМСП процентов по лизинговым договорам, подключение к объектам электросетевого хозяйства;

- маркетинговые исследования, включая оценку инвестиционной среды, выставочно-ярмарочную деятельность.

В 2013 г. на поддержку муниципальных программ развития СМСП из федерального бюджета было выделено 1,87 млрд руб. 38 регионам. Ежегодно в рамках данного мероприятия финансируются более 800 муниципальных программ поддержки СМСП.

Отдельно стоит отметить поддержку муниципальных программ развития СМСП в монопрофильных населенных пунктах (моногородах), получателями которой являются субъекты Российской Федерации, на территории которых располагаются моногорода при наличии обязательства субъекта Российской Федерации по софинансированию мероприятий муниципальных программ развития СМСП моногородов. Целевая поддержка выделяется в форме субсидий в размере от 80 млн руб. до 300 млн руб. в зависимости от численности населения моногорода. В общей сложности в период 2010 - 2012 гг. за счет средств федерального бюджета поддержано 84 муниципальные программы,

которые реализуются в каждом четвертом моногороде.

Развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Одно из самых востребованных направлений поддержки среди предпринимателей, нацеленное на решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов и рабочих на малых и средних предприятиях. Субсидии федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектам Российской Федерации на финансирование систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства. При этом в качестве конкретных форм поддержки регионами Российской Федерации выбираются:

- предоставление сертификатов малым предприятиям с целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения и направления обучения;

- предоставление образовательных услуг СМСП на основе конкурсного отбора образовательных учреждений для участия в мероприятии;

- предоставление субсидий СМСП для частичной оплаты образовательных услуг.

В 2013 г. поддержаны заявки 39 регионов на общую сумму 453,8 млн руб., поддержка оказана более чем 20 тыс. СМСП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержка экспорто-ориентированных СМСП. Основная цель поддержки - решение системных проблем экспорто-ориентированных СМСП, в том числе за счет повышения доступности внешнего финансирования, содействия в поиске партнеров за рубежом, предоставления информации об условиях выхода на зарубежные рынки, повышения квалификации персонала, оказания содействия в прохождении таможенных процедур. В качестве основных форм поддержки экспорто-ориентированных СМСП и организаций инфраструктуры (Региональные центры координации поддержки экспорто-ориентированных СМСП и Евро инфо корреспондентские центры) по данному направлению используются:

- компенсация расходов по уплате процентов по экспортным кредитам;

- компенсация расходов по сертификации товаров;

- софинансирование затрат предприятий на участие в выставках за рубежом;

- компенсация расходов по правовой охране за рубежом изобретений и результатов интеллектуальной деятельности;

- субсидирование части затрат СМСП при разработке фирменного наименования, товарного знака.

В настоящее время создано 34 центра координации поддержки экспорто-ориентирован-ных СМСП, в 40 регионах создано 42 центра Евро инфо корр центров, в совокупности оказавших поддержку более 15 тыс. СМСП.

Поддержка социального и молодежного предпринимательства. Еще одним направлением государственной поддержки является поддержка:

1) социально-ориентированного предпринимательства в форме:

- субсидий в размере до 600 тыс. руб. на обеспечение занятости социально незащищенных групп населения (инвалидов, матерей с детьми в возрасте до 3-х лет, выпускников детских домов и др.), содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, производство и/или реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий и т.д.). В 2013 г. подобная поддержка была получена и реализована в шести регионах на общую сумму около 88 млн руб.;

- субсидий в размере до 600 тыс. руб. Центрам дневного времяпрепровождения детей при условии софинансирования расходов в размере не менее 15% суммы получаемой субсидии. Субсидии могут направляться на финансирование оплаты аренды и/или выкупа помещений, ремонта (реконструкции) помещения, покупки оборудования, мебели, материалов, инвентаря и пр. Расходов для обеспечения соответствия установленным требованиям. В 2013 г. было поддержано 13 субъектов Российской Федерации на общую сумму более 294 млн руб.;

2) молодежного предпринимательства:

- субсидий СМСП в виде сертификатов для самостоятельного выбора предпринимателями образовательных учреждений для обучения, для частичной платы образовательных услуг, предоставления образовательных услуг лицам в возрасте до 30 лет, юридическим лицам, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50% в целях стимулирования создания молодыми людьми новых малых и микропредприятий. В 2012 г. получателями субсидий федерального бюджета в рамках данного направления стал 41 субъект Российской Федерации, которым в совокупности выделено более 394,6 млрд руб.;

3) субсидий в размере до 10 млн руб. центрам молодежного инновационного творчества на приобретение высокотехнологичного оборудования, электронно-вычислительной техники, программного обеспечения, периферий-

ных устройств, копировально-множительного оборудования, обеспечение связи. В 2012 г. по данному направлению было поддержано 13 регионов на общую сумму 253 млн руб.

Создание и развитие инфраструктуры поддержки СМСП. Бизнес-инкубаторы - специализированные структуры, предоставляющие отобранным по конкурсу начинающим СМСП на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, оборудование. Основной формой поддержки является льготная ставка арендной платы - в первый год существования СМСП - не более 40% ставки арендной платы инкубатора, на второй год - не более 60%, на третий год - не более 100%. Дополнительно инкубируемые предприятия получают консультационные, маркетинговые и рекламные услуги, помощь в подготовке учредительных документов, получении кредитов. В настоящее время в России открыто и действует 115 бизнес-инкубаторов общей площадью 249,5 тыс. кв. м, в которых размещено более 1,6 тыс. предпринимателей с годовым оборотом более 4,3 млрд руб.

Большой интерес в регионах проявляется к открытию промышленных (индустриальных) парков - комплексы объектов недвижимости площадью не менее 20 тыс. кв. м и инфраструктуры, компактно размещающие у себя СМСП и предоставляющие им необходимые условия для эффективной работы. Технопарки - комплекс объектов недвижимости, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из земельных участков, офисных зданий, лабораторных и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5 тыс. кв. м.

Среди новых приоритетных направлений государственной поддержки СМСП Минэкономразвития России будут поддержаны в регионах России в 2014 г. следующие:

Поддержка частных промышленных (индустриальных парков). (Промышленный (индустриальный) парк - это комплекс объектов недвижимости - производственные и прочие помещения площадью не менее 20 тыс. кв. м и инфраструктура, которые позволяют компактно размещать СМСП и обеспечивают условия для их эффективной работы, например, на территории инновационного кластера. Частный промышленный (индустриальный) парк - это промышленный парк, управляющей компанией которого является юридическое лицо, в уставном капитале которого не участвует субъект Российской Федерации и (или) муниципальное

образование.) В настоящее время в России действует 52 частных промышленных парка, 44 государственных промышленных парка. Тем не менее действующие индустриальные парки ориентированы на крупные компании, занимают большие площади, тогда как потребности СМСП в аренде готовых производственных площадей размером 500 - 1,5 тыс. км не обеспечены.

Субсидию в размере 200 млн руб. на один объект может получить только управляющая компания промышленного парка. При этом минимальная площадь промпарка составит 20 тыс. кв. м, наполняемость парка резидентами -не менее 20% площади промышленных зданий или 20% площади земельных участков. Предполагается, что поддержка будет предоставляться на условиях софинансирования управляющей компанией не менее 50%.

Поддержка региональных центров инжиниринга. В целях создания сетевой инфраструктуры инжиниринга, направленной на оказание СМСП консалтинговых и информационных услуг по трансферу высокоэффективных технологий и знаний, стимулирования применения субъектами СМСП инновационных технологий, повышения их технологической готовности, предполагается создание региональных центров инжиниринга для повышения технологической готовности региональных производственных предприятий.

Среди перечня услуг, которые будут оказывать центры инжиниринга: оценка технической готовности СМСП для внедрения новых технологий, инженерно-консультационные услуги по созданию промышленных объектов, инженерно-исследовательские услуги по разработке технологических процессов, технологий и оборудования производства; маркетинговые исследования рынка продукции, производства и технологий; анализ инжиниринговых компаний региона и их привлечение к реализации проектов.

Одним из условий поддержки данного вида инфраструктуры является наличие концепции работы центра инжиниринга с определением сферы деятельности инжиниринга, а также наличие детального плана работы по каждому из направлений и сфере работы инжиниринга.

Поддержка социально-ориентированного бизнеса (Центров инноваций социальной сферы), которые реализуются совместно с Агентством стратегических инициатив). Среди функций такого центра - помощь социально-ориентированным СМСП в бизнес-планировании, консультационная поддержка по правам и льготам для субъектов социального предпри-

нимательства; правовая поддержка на льготных условиях; консультационная поддержка по вопросам бухучета, в том числе разъяснение налоговых льгот; подготовка финансовой отчетности на льготных условиях; помощь в подготовке заявок на различные виды господдержки (гранты, субсидии), обучение и аттестация социальных предпринимателей, проведение семинаров и тренингов, отбор социальных лидеров и лучших социальных практик.

Получателем господдержки на создание подобных Центров является субъект Российской Федерации, которому предоставляются субсидии из федерального бюджета (в размере до 5 млн руб.) на аренду и ремонт помещения, приобретение программных средств, на аренду и ремонт помещения, обучение и подготовку персонала, покупку мебели, материалов, оплату коммунальных услуг; организацию тренингов.

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии, что центры расположены в здании не менее 50 кв. м, не в цокольном помещении или подвале, имеют не менее 3-х рабочих мест, оборудованных оргтехникой, обязателен доступ для инвалидов.

Вышеназванные формы предпринимательства реализуются практически во всех регионах России, в том числе и в Чувашской Республике, где развитие и необходимость поддержки малого и среднего бизнеса является приоритетом государственной политики и особенно это очевидно в условиях экономической стагнации, в которой оказалась наша страна. Несмотря на проблемы, стоящие перед предпринимателями, достаточно уверенно развиваются объемы производства и оказанных услуг, доля малого бизнеса в валовом региональном продукте в 2012 г. достигла 17,7% и по итогам 2013 г. останется на таком же уровне, в 2010 г. данный показатель составлял 16,5%.

За последние три года субъектам малого и среднего предпринимательства Чувашии в качестве мер государственной поддержки из всех уровней бюджетной системы выделено более 1 млрд руб. Эффективность вложения данных средств подтверждается ключевыми параметрами развития предпринимательства. Так, по сравнению с началом 2013 г. количество организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, увеличилось на 3,6% и составило 55655 единиц, несмотря на снижение численности индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность в связи с увеличением страховых

взносов в начале 2013 г. В настоящее время в малом и среднем предпринимательстве трудятся более 155 тыс. чел., что составляет почти одну треть занятых в экономике республики.

Оборот продукции (услуг), производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, за 2013 г. составил 260 млрд руб. (что на 19% больше уровня 2012 г.). Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства во все уровни бюджета на 31.12.2013 г. составит 2,1 млрд руб. (за 2012 г. -1,9 млрд руб.), что на 10% больше уровня 2012 г.

В республике на сегодня сформированы практически все формы государственной поддержки, действующие на территории Российской Федерации: финансовая, имущественная, организационно-консультационная, поддержка в области подготовки и переподготовки кадров, в частности, реализуется 20 форм поддержки СМП.

В результате принятых мер в 2013 г. финансовую поддержку получили более 1,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, или на 27,1% больше уровня 2012 г. Консультационной и организационной поддержкой воспользовались 8,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (в 2012 г. - 8,0 тыс.). По предварительной оценке создано около 2500 рабочих мест и сохранено около 11 000 рабочих мест (в 2012 г. - 2,5 тыс. и 9 тыс. соответственно).

Основной упор поддержки в 2013 г. был смещен в сторону обновления основных фондов, создания нового продукта за счет таких мер поддержки, как прямые субсидии инновационным компаниям на выпуск нового продукта, данной мерой воспользовалось 11 предприятий, возмещение затрат, связанных с лизингом оборудования - данной мерой воспользовались 52 организации, 7 организаций воспользовались возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на техперевооружение и др.

Данный акцент обусловлен тем, что более 45% субъектов малого бизнеса осуществляют деятельность в области оптовой и розничной торговли, около 18% в области предоставления различных услуг, т.е. в видах экономической деятельности с низкой добавленной стоимостью. Задача правительства Чувашии состоит в развитии предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, а также продукцию на экспорт.

С целью поддержки и инкубирования начинающих предпринимателей в Чувашии создана разветвленная сеть бизнес-инкубаторов, которая охватывает всю республику. Причем

бизнес-инкубаторы возведены не только в столице республики, но и в активных предпринимательских районах республики. Уже действуют республиканский бизнес-инкубатор в г. Чебоксары, технопарк в г. Новочебоксарск, бизнес-инкубаторы в Аликовском, Красноармейском, Шемуршинском, Моргаушском районах, в октябре 2013 г. открыт еще один бизнес-инкубатор в с. Батырево. В бизнес-инкубаторах на льготных условиях размещено 87 субъектов малого предпринимательства.

Правительством Чувашии принято решение о поддержке предприятий, осуществляющих расширение производственных площадей. Как известно, расходы на инженерию в общей стоимости проекта строительства любой новой производственной площадки составляют от 15 до 20%. Локализация производства субъектами СМСП в создаваемом Минэкономразвития Чувашии индустриальном парке по пр. Тракторостроителей площадью более 20 га позволит снизить расходы СМСП до уровня 2-3% и создать более 10 новых производств в области машиностроения.

В текущем году правительством Чувашии планируется дальнейшее расширение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: завершение создания индустриального парка в г. Чебоксары, строительство технопарка в г. Новочебоксарске, создание центра коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, развитие центра прототипирования, центра молодежного инновационного творчества и др.

Приведенный выше анализ нормативных актов и мер государственной поддержки позволяет сделать вывод о том, что в целом в России сформирована минимально необходимая система мер государственной поддержки предпринимательства и в настоящее время на первый план выходят вопросы по доведению таких мер до тех предпринимателей, которые в них нуждаются, а также в значительном упрощении доступа к получению мер поддержки, выработке механизмов по эффективному предоставлению, используя финансовые и нефинансовые меры, конечной целью реализации которых станет модернизация действующих и создание новых производств. В целом опросы предпринимателей в Чувашской Республике показывают, что они ожидают появления новых более эффективных инструментов государственной поддержки, преимущественно финансовых, в виде грантов и компенсации затрат на приобретение технологического оборудования. Данные факты могут свидетельствовать о необходи-

мости внесения изменений в вышеназванные нормативные акты с целью их практической адаптации к требованиям предпринимателей и взаимоувязки существующих мер государственной поддержки для получения синерге-тического эффекта.

Список литературы

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от

24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 31, ст. 4006.

2. О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства РФ от 27.02.2009 г. № 178 (в ред. от 28.06.2012 г.) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 10, ст. 1226.

ФЕДОРОВА Людмила Петровна - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Россий-скогоуниверситета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: lfedorova@rucoop.ru

РЫБАКОВ Александр Николаевич - руководитель Центра экспортной поддержки Чувашской Республики. Аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: molniay@mail.ru

FEDOROVA, Ludmila Petrovna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: lfedorova@rucoop.ru

RYBAKOV, Alexandr Nikolaevich - Head of the Center of Export Support Chuvash Republic. Post-graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: molniay@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.