Научная статья на тему 'Направления и инструменты развития инновационного малого бизнеса в регионе (на примере Ростовской области)'

Направления и инструменты развития инновационного малого бизнеса в регионе (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
670
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATION / ECONOMICS OF INNOVATION / INNOVATION POTENTIAL / BUSINESS INNOVATION / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашникова Т. В.

В статье рассматриваются инновационный потенциал региона, возможности предоставления государственной поддержки субъектам малого бизнеса на мезоуровне. Особое внимание уделяется выявлению инновационных факторов при формировании региональной промышленной политики в отношении малого бизнеса в условиях глобальной нестабильности. Определяется комплекс мер, необходимых для достижения стратегической цели развития научно-инновационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кашникова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and tools development the innovation of small businesses in the region (on the example of the Rostov region)

In article describes the innovative potential of the region, the possibility of providing State support to small entrepreneurs at the mesolevel. Special attention is given to identifying innovation factors in the formation of regional industrial policies on small business in the face of global instability. Defines a set of meas-ures necessary to achieve the strategic goal of scientific and innovation sphere.

Текст научной работы на тему «Направления и инструменты развития инновационного малого бизнеса в регионе (на примере Ростовской области)»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗБИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МАЛОГО БИЗНЕСА Б РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

КАШНИКОВА Т.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Южный Федеральный университет, e-mail: kashnikova@live.ru

В статье рассматриваются инновационный потенциал региона, возможности предоставления государственной поддержки субъектам малого бизнеса на мезоуровне. Особое внимание уделяется выявлению инновационных факторов при формировании региональной промышленной политики в отношении малого бизнеса в условиях глобальной нестабильности. Опре-деляется комплекс мер, необходимых для достижения стратегической цели развития научно-инновационной сферы.

Ключевые слова: инновации; экономика инноваций; инновационный потенциал; инновационный бизнес; инновационная инфраструктура; инновационная среда.

TRENDS AND TOOLS DEVELOPMENT THE INNOVATION OF SMALL BUSINESSES IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

KASHNIKOVA T.V.,

PhD, Associate Professor, Southern Federal University, e-mail: kashnikova@live.ru

In article describes the innovative potential of the region, the possibility of providing State support to small entrepreneurs at the mesolevel. Special attention is given to identifying innovation factors in the formation of regional industrial policies on small business in the face of global instability. Defines a set of meas-ures necessary to achieve the strategic goal of scientific and innovation sphere.

Keywords: innovation; economics of innovation; innovation potential; business innovation; innovation infrastructure; innovative environment.

JEL classification: O12, O18.

Переход региональной экономики на инновационный путь развития в современных условиях является наиболее перспективным и результативным с точки зрения обеспечения приоритетов социально-экономического развития как отдельного региона, так и страны в целом. Состояние инновационного потенциала региона определяет масштаб и качество результатов НИОКР, а, следовательно, и возможность развития и внедрения инноваций на территории муниципальных образований региона (Вольчик, 2012). Сектор малого инновационного предпринимательства в России является приоритетным центром развития экономики страны и рычагом для решения политических, экономических проблем, а также перехода от сырьевой экономики к инновационной.

Ростовская область обладает значительным научно-образовательным и инновационным потенциалом. Правительство Ростовской области последовательно осуществляет политику, направленную на развитие и поддержку инновационной деятельности. Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. предусмотрено формирование инновационной инфраструктуры, которая создаст необходимые условия инновационного развития - от фундаментальных научных исследований до внедрения технологий и реализации готовой наукоемкой продукции.

В Ростовской области инновационная деятельность регулируется принятым в 2006 г. областным законом «Об инновационной деятельности в Ростовской области», который до сегодняшнего времени остается программным до-

© Т.В. Кашникова, 2013

кументом для реализации инновационной политики в регионе. В этом законе в качестве целей инновационной политики Ростовской области, являющейся составной частью социально-экономической политики Ростовской области, были заявлены: увеличение вклада субъектов инновационной деятельности в развитие экономики; формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции; обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства (модернизации); развитие инновационной деятельности в Ростовской области; эффективное использование результатов инновационной деятельности.

Инновационная политика Ростовской области базируется на равноправном участии органов государственной власти Ростовской области и субъектов инновационной деятельности и направлена на объединение усилий и ресурсов Ростовской области как субъекта Российской Федерации и частного капитала для развития инновационной деятельности. Для практической реализации системного подхода к инновационному развитию региона разработана и утверждена Областная долгосрочная целевая программа инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 гг., предусматривающая комплекс мероприятий (финансовых, организационных, информационных), направленных на формирование условий для обеспечения системного перехода региона на инновационный путь развития.

В 2012 г. проведена работа по реализации мероприятий, направленных на развитие инновационных процессов в регионе, стимулирование развития рынка инновационной продукции, модернизацию и развитие инновационного производственного комплекса. Впервые на цели государственной поддержки субъектов инновационной деятельности были привлечены средства федерального бюджета в размере 9,4 млн руб. Размер предоставляемой субъектам инновационной деятельности субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением основных средств, увеличен до 70% (но не более 2 млн руб. на один субъект инновационной деятельности в течение календарного года). Кроме того, расширен круг получателей субсидий. По итогам 2012 г. государственной поддержкой воспользовались 14 субъектов инновационной деятельности Ростовской области, из которых 12 - субъекты малого и среднего предпринимательства. Субъектам инновационной деятельности предоставлена субсидия в размере 16,35 млн руб. (в том числе за счет средств областного бюджета - 7 млн руб. и федерального бюджета - 9,35 млн руб.).

Главным направлением инновационной политики Ростовской области является привлечение инвестиций в инновационную сферу и формирование инновационной инфраструктуры. По расчетам в течение 2012-2014 гг. инвестиции в инновационные проекты региона должны увеличиться на 15%. По данным Правительства Ростовской области в 2012 г. инвестиции в инновации составили 5-6%, а к 2014 г. их доля будет доведена до 20%.

Стимулирующим фактором инновационного развития региона являются инновационные программы. В соответствии с областной долгосрочной целевой программой инновационного развития Ростовской области на 20122015 гг., предусмотрены следующие формы прямой финансовой поддержки малых предприятий: предоставление субсидий субъектам МПС в целях возмещения части затрат на реализацию программ энергосбережения, а именно на возмещение части стоимости приобретения и внедрения инновационных технологий, оборудования, материалов; предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам; предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части лизинговых платежей; предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела; предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение части стоимости приобретенных основных средств и/или программного обеспечения; предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части стоимости присоединения к электрическим, газораспределительным сетям, а также сетям водопровода и канализации; предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочноярмарочных мероприятиях; предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны-импортера; предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов; предоставление субсидий в целях возмещения части стоимости подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, включая дистанционный формат.

Субъектам инновационной деятельности государственная поддержка оказывается в следующих формах: предоставление бюджетных субсидий (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) в целях возмещения части затрат (расходов), направленных на приобретение основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции (товаров, работ, услуг); на оплату стоимости патентов; поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям инновационной деятельности в Ростовской области; содействие в привлечении внебюджетных средств; организация семинаров, конференций, «круглых столов», выставок по вопросам развития инновационной деятельности; информационная поддержка в средствах массовой информации; иная организационная поддержка в пределах полномочий органов государственной власти Ростовской области.

В рамках поддержки малых инновационных предприятий Администрация Ростовской области на условии со-финансирования проводит следующие обучающие программы:

- Губернаторская программа подготовки управленческих кадров для сферы малого и среднего бизнеса. Цели программы: подготовка нового поколения профессиональных кадров для сферы малого и среднего бизнеса; повышение образовательного уровня предпринимателей.

- Обучающая программа по подготовке инновационных агентов. Цель программы: формирование у специалистов и руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства целостной системы знаний о разработке и реализации инновационных проектов для экономики Ростовской области.

- Обучающая программа по подготовке инновационных менеджеров. Цель программы: подготовка инновационных менеджеров, которая ориентирована на комплексную подготовку инновационных менеджеров в

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

74

Т.В. КАШНИКОВА

вопросах финансового и оперативного управления, развития бизнес-процессов, маркетинга и кадрового менеджмента с целью эффективного обеспечения создания и реализации инновационных проектов.

- Бизнес-школа молодого предпринимателя. Цели программы: подготовка профессиональных специалистов для сферы малого предпринимательства; проведение повышения квалификации специалистов сферы малого бизнеса; увеличение числа субъектов малого предпринимательства; сокращение числа безработных, оказание поддержки гражданам, ищущим работу или оказавшимся под угрозой массового увольнения.

- Тематическое повышение квалификации (тематика курсов ежегодно меняется).

Активизация инновационной деятельности и ускорение внедрения результатов научно-технических разработок в массовое производство не представляется возможным без формирования и развития региональной инновационной инфраструктуры. Существуют следующие типы инновационной инфраструктуры для различной степени развития инновационного малого предприятия:

1. Для начинающих новаторов в наибольшей мере соответствуют условия бизнес-инкубаторов, помогающих создать новый или развить стартовавший коммерческий проект.

2. Более зрелые инновационно-активные предприятия, научно-исследовательские и образовательные организации при лидирующем участии ведущих университетов или крупных коммерческих структур могут объединяться в технопарк, интегрируя уникальные компетенции и ресурсы на основе тесного взаимодействия на ограниченной территории для получения каждым участником дополнительных конкурентных преимуществ.

3. Инновационные предприятия, достигшие значительного уровня развития, требующие глубокого подхода и более высокого уровня проработки проекта, комплексных мер интеграционных аспектов развития объединяются в Инновационно-технологические центры для коллективного представления интересов перед федеральными, региональными, местными органами власти, инвесторами; организации информационного обмена внутри центра; привлечения инвестиций и кредитов в компании членам ИТЦ и в их проекты; организации научно-технической и экономической экспертизы инновационных идей и проектов; участия в проектах и программах международного сотрудничества; синергии в совместных проектах и технологиях; коллективного системного представления проектов для масштабного инвестирования; обучающих программ для потребителей инноваций; совместного продвижения продукции.

В рамках реализации инновационной политики и сформированного инновационного законодательства в Ростовской области осуществляются рейтинговые конкурсы для лучших субъектов инновационной деятельности, лучших инноваторов, изобретателей. Традиционно проводится рейтинговый конкурс «Лучшие инновации Дона». Победителями конкурса стали: ФГУП «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт радиосвязи», ОАО Научно-производственное предприятие космического приборостроения «Квант» (г. Ростов-на-Дону), ООО Научно-производственное предприятие «Донские технологии» (г. Новочеркасск). Впервые в 2012 г. организован и проведен рейтинговый конкурс среди изобретателей и рационализаторов Ростовской области - физических лиц, на который было подано 38 заявок от претендентов из 8 муниципальных образований области.

Одной из мер привлечения инвестиций в инновации и продвижения отечественных разработок и продукции на внутренние и внешние рынки является позиционирование Ростовской области как инновационно-активного региона, в том числе на общероссийском и международном уровнях. В рамках XII Международного бизнес-форума на Дону была организована IX специализированная выставка «Высокие технологии XXI века», в которой приняли участие ведущие вузы области, НИИ, технопарки, наноцентры, информационно-аналитические и технологические центры. Формат выставки определили 7 приоритетных центров инновационной инфраструктуры Ростовской области. В рамках форума проведена расширенная конференция «Развитие инновационной инфраструктуры на территории Ростовской области». Совместно с Южным Федеральным университетом организована научно-практическая конференция молодых ученых Ростовской области.

В сентябре 2012 г. организована коллективная экспозиция Ростовской области на XIII Российской венчурной ярмарке в Иркутске. На выставке «OpenInnovationsExpo 2012», прошедшей в рамках Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации» (31 октября -3 ноября 2012 г.), Ростовская область презентовала свои новейшие технологии и проекты под девизом: «Ростовская область - промышленный лидер с мощным инновационным потенциалом». Основной акцент был сделан на ведущие промышленные предприятия региона, представленные последними инновационными разработками и продукцией.

Большое внимание в развитии инновационного сектора экономики уделяется развитию инновационной инфраструктуры. В настоящее время в Ростовской области действуют различные объекты инфраструктуры поддержки инновационной деятельности: бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технопарки, инжиниринговые центры и др. Центры коллективного пользования на базе ведущих вузов (ЮФУ, ДГТУ, ЮРГТУ) позволяют обеспечить доступ к высокотехнологичному современному оборудованию для разработки опытных образцов и мелкосерийного производства новой продукции.

По инициативе департамента инвестиций и предпринимательства области в 2012 г. создан информационноконсультационный пункт по оказанию консультационной поддержки субъектам инновационной деятельности (в том числе физическим лицам), инновационной инфраструктуры, а также организована работа «Горячего телефонного номера по инновациям». За период работы информационно-консультационного пункта в 2012 г. проведено 147 консультаций, заключено 50 договоров на оказание услуг консультирования и сопровождения субъектов инновационной деятельности, в том числе физических лиц, и инновационной инфраструктуры. Оказано сопровождение 96 инновационных проектов и разработок. Для участия в различных конкурсах на предоставление поддержки инновационной деятельности подготовлены и направлены 33 заявки. Проведено 5 кустовых групповых консультаций для субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в городах: Ростове-на-Дону, Шахтах, Новочеркасске, Зернограде, Таганроге. Организован цикл видеоконсультаций на инновационном портале Ростовской области

/www.novadon.ru/. Такой формат работы консультационного пункта для инноваторов был предложен впервые и положительно зарекомендовал себя. Реализация мероприятия продолжается и в 2013 г.

Ключевым фактором инновационного развития является наличие на региональном уровне развитых, конкурентоспособных инновационных кластеров, на базе которых формируется спрос на научные исследования и разработки в вузах и научных центрах. Определены два кластера, поддерживаемые Правительством области - плазмохимический инновационный территориальный кластер по глубокой переработке угля и селекционно-генетический инновационный кластер. Рассматриваются другие направления развития кластеров: медийных и информационных, космических и оптико-электронных, энергосберегающих, машиностроительных технологий.

Южный федеральный университет совместно с предприятиями малого и среднего бизнеса Ростовской области выступил соучредителем Инновационного кластера биотехнологий, биомедицины и экологической безопасности, зарегистрированного в июне 2012 г. в форме некоммерческого партнерства. По направлению биотехнологий Кластер реализует более 10 проектов. По итогам первого года реализации программы освоено 26 640,3 тыс. руб. (99,3% от планируемых показателей 2012 г.), в том числе: средства федерального бюджета - 9358,6 тыс. руб., средства областного бюджета - 17 281,7 тыс. руб. По состоянию на 01.07.2012 количество инновационно-активных предприятий (по полному кругу организаций, включая малые и средние) составило 145 ед. По индексу инновационной активности Ростовская область занимает 2-е место в ЮФО после Волгоградской области (66,7%). В настоящее время с Российской ассоциацией венчурного инвестирования прорабатывается вопрос об организации в рамках XIII Международного бизнес-форума на Дону (в октябре 2013 г.) Донской венчурной ярмарки. Также в 2013 г. запланированы мероприятия по созданию новых объектов инновационной инфраструктуры.

Таким образом, Ростовская область входит в число тех субъектов Российской федерации, на территории которых создана многосторонняя поддержка субъектов малого предпринимательства с применением разнообразных инструментов. К финансовым инструментам, используемым в отношении инновационного малого бизнеса, относятся субсидии, гранты, займы, компенсация расходов, участие в уставном капитале. Информационно-аналитическое обеспечение инновационной предпринимательской деятельности включает предоставление консультационной, информационной и рекламной поддержки. Основным результатом взаимодействия науки, бизнеса и органов власти должно стать достижение поставленных показателей инновационного развития области. Динамика статистических данных дает основания рассчитывать, что эти планы будут выполнены.

ЛИТЕРАТУРА

Вольчик В.В. (2012). Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблема институциональных барьеров // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 3. № 3. С. 52-62.

Кашникова Т.В. (2012)a. Возможности государственного регулирования конкурентных отношений малого бизнеса в неоиндустриальной экономике. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, С. 82-85.

Кашникова Т.В. (2012)b. Инновационный потенциал региона и стратегия его развития (на примере Ростовской области) // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 3. № 2. С. 61-69.

Направления поддержки инновационной деятельности малого и среднего бизнеса в Ростовской области. Доступно на: http://www.donland.ru.

Обзор инновационного развития Ростовской области по итогам 2012 года. Доступно на: http://novadon.ru.

Областная долгосрочная целевая программа инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы. Утверждена постановлением правительства РО от 23 сентября 2011 № 5. Доступно на: http://rostov.pmp.gkr.su.

Областной закон «Об инновационной деятельности в Ростовской области» от 28.11.2006 г. № 591-ЗС (в ред. областных законов РО от 20.11.2007 № 813-ЗС, от 02.07.2008 № 36-ЗС, от 29.07.2009 № 270-ЗС, от 12.07.2011 № 628-ЗС, от 09.12.2011 № 763-ЗС). Доступно на: http://invest-don.com.

Поддержка инновационного бизнеса в Ростовской области / Правительство РО. Департамент инвестиций и предпринимательства. Доступно на: http://novadon.ru.

REFERENCES

Volchik V. (2012). State regulation of entrepreneurship: the problem of institutional barriers. Journal of Economic Regulation, V. 3, No. 3. P. 52-62. (In Russian).

Kashnikova T. (2012)a. The capacity of the State regulation of competitive relations small business in the neoindustrial'noj economy. Publishing House of the SFU. Rostov-on-Don. P. 82-85. (In Russian).

Kashnikova T. (2012)b. The innovative potential of the region and its development strategy (on the example of the Rostov region). Journal of Economic Regulation, V. 3, No. 2. P. 61-69. (In Russian).

The directions of support of innovative activity of small and medium business in the Rostov region. Available at: http://www.donland.ru. (In Russian).

The review of innovative development of the Rostov region following the results of 2012. Available at: http://nova-don.ru. (In Russian).

The regional long-term target program of innovative development of the Rostov region for 2012-2015. It is approved as the resolution of the government of RO of September 23, 2011, No. 5. Available at: http://rostov.pmp.gkr.su. (In Russian).

The regional law «About Innovative Activity in the Rostov Area» of 28.11.2006 No. 591-ZS (in an edition. Regional laws RO of 20.11.2007 No. 813-ZS, of 02.07.2008 No. 36-ZS, of 29.07.2009 No. 270-ZS, of 12.07.2011 No. 628-ZS, of 09.12.2011 No. 763-ZS). Available at: http://invest-don.com. (In Russian).

Support of innovative business in Rostov region. The Government of the Rostov region. Department of investments and business. Available at: http://novadon.ru. (In Russian).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.