Научная статья на тему 'Инновационный потенциал региона и стратегия его развития (на примере Ростовской области'

Инновационный потенциал региона и стратегия его развития (на примере Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1480
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ / ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / INNOVATIONS / INNOVATIVE POTENTIAL / ACTORS OF INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE FACTORS / INNOVATIVE PORTAL / INNOVATIONS AS THE FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашникова Татьяна Васильевна

В статье рассматривается инновационный потенциал региона, возможности предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, а также ключевые проблемы, сдерживающие в настоящее время инновационное развитие и реализацию конкурентных преимуществ Ростовской области. Особое внимание уделяется выявлению инновационных факторов при формировании региональной промышленной политики в условиях глобальной нестабильности. Определяется комплекс мер, необходимых для достижения стратегической цели развития научно-инновационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative potential and development strategy of the region (on the example of Rostov region)

The regional innovative potential, some opportunities for government innovative support and key problems, limited modern innovative development and competitive advantages realization in Rostov region are considered in the paper. The author attends to the revelation of innovative factors in regional manufactured policy in modern global instability. The actions complex for strategic progress in innovation sphere is determined.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал региона и стратегия его развития (на примере Ростовской области»

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

61

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

КАШНИКОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: kashnikova@live.ru

В статье рассматривается инновационный потенциал региона, возможности предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, а также ключевые проблемы, сдерживающие в настоящее время инновационное развитие и реализацию конкурентных преимуществ Ростовской области. Особое внимание уделяется выявлению инновационных факторов при формировании региональной промышленной политики в условиях глобальной нестабильности. Определяется комплекс мер, необходимых для достижения стратегической цели развития научно-инновационной сферы.

Ключевые слова: инновации; инновационный потенциал; субъекты инновационной деятельности; инновационное развитие; инновационные факторы; инновационный портал; инновации как фактор экономического роста.

The regional innovative potential, some opportunities for government innovative support and key problems, limited modern innovative development and competitive advantages realization in Rostov region are considered in the paper. The author attends to the revelation of innovative factors in regional manufactured policy in modern global instability. The actions complex for strategic progress in innovation sphere is determined.

Keywords: innovations; innovative potential; actors of innovative activity; innovative development; innovative factors; innovative portal; innovations as the factor of economic growth.

Коды классификатора JEL: L51, L52, O31.

Исследование экономики региона как сложной многоуровневой системы требует выявления факторов, влияющих на ее развитие. Особое внимание в условиях глобальной нестабильности уделяется выявлению инновационных факторов, их изучению и использованию при формировании региональной промышленной политики. Стабилизация российской экономики во многом будет зависеть от того, насколько регионы будут поддерживать и стимулировать инновационную активность. Еще в 2004 г. по инициативе группы научнотехнических предприятий Ростовской области было создано Некоммерческое партнерство Инновационно-технологический центр «ИнТех-Дон». Учредителями некоммерческого партнерства стали ООО «БВН инжениринг», ООО НПП «ИНТОР», ООО «ГРАФ», ООО «БВН-ИНТОР», ООО «Эметрон», ООО «Виктор и Ко» и Южно-Российским университетом экономики и сервиса (ЮРГУЭС). В настоящий момент партнерство объединяет 17 Членов и 23 Участника. Действительными членами НП ИТЦ «ИнТех-Дон» являются ООО «БВН Инжениринг»

© Т.В. Кашникова 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

000 «Интернет-Фрегат», ГК «ГЭНДАЛЬФ», ООО НПП «Интор», ЗАО «Универсальные бизнес технологии» и многие другие1.

ИТЦ содействует развитию предприятий региона, осуществляющих разработку и производство научно-технической продукции. Для этого члены партнерства объединяют ресурсы, содействуют улучшению коммуникаций между предприятиями, привлекают инвестиции, делятся своим опытом и знаниями с коллегами. Задачами некоммерческого партнерства инновационно-технологического центра «ИнТех-Дон» являются: интеграция предприятий научно-технической сферы Южного федерального округа для коллективного представления интересов перед федеральными, региональными, местными органами власти, инвесторами; организация информационного обмена внутри партнерства; привлечение инвестиций и кредитов в компании члены партнерства и в их проекты; организация научно-технической и экономической экспертизы инновационных идей и проектов; участие в проектах и программах международного сотрудничества; правовое обеспечение деятельности предприятий научно-технической сферы2.

На сегодняшний день НП ИТЦ «ИнТех-Дон» ведет активную работу по содействию развитию технологической бизнес-кооперации малых и средних компаний и научных организаций России и Европейского Союза, приводящей к повышению их конкурентоспособности на основе возникающих синергетических эффектов. В Ростовской области создан областной научно-технологический комплекс (НТК), который включает в себя несколько взаимосвязанных блоков:

- Научно-технический блок, включающий 104 организации всех форм собственности, выполняющих исследования и разработки, в том числе: 54 - научноисследовательских организаций; 15 - конструкторских организаций; 14 - высших учебных заведений; 12 - научно-технических подразделений на промышленных предприятиях; 7 - прочих организаций.

- Производственно-технологический блок, объединяющий предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, составляющих 5,5% от общего числа предприятий материальной сферы экономики Ростовской области.

- Образовательный блок, состоящий из 87 государственных и негосударственных высших и средних профессиональных учреждений, 350 образовательных учреждений подготовки и переподготовки кадров.

- Инфраструктурный блок по состоянию на 1 января 2011 г. года включает следующие элементы: 12 инновационно ориентированных региональных вузов; 3 технопарка (г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог, г. Новочеркасск); 9 бизнес-инкубаторов; государственное унитарное предприятие Ростовской области «Ростовский региональный центр инновационного развития»; некоммерческое партнерство «Ростовский центр трансфера технологии»; некоммерческое партнерство «Центр энергосбережения и инновационных технологий»; научнопроизводственный центр космических и оптикоэлектронных технологий «Вер-

1 См.: Инновационно-технологический центр «ИнТех-Дон». (http://www.intehdon.ru),

2 Там же.

тикаль» на базе ОАО «КВАНТ»; Инновационно-технологический лазерный центр в г. Таганроге.

- Управленческий блок, а именно структурные подразделения областных министерств, вузов, исследовательских институтов, научного центра РАН3.

В Ростовской области предоставляется государственная поддержка субъектам инновационной деятельности, доля инновационных товаров, работ, услуг которых за последний отчетный период составляет не менее 10 процентов от общего объема, которые осуществляют инновационную деятельность в сферах: агропромышленного комплекса; минерально-сырьевого комплекса; электроэнергетики; информатики и телекоммуникации; машиностроительного комплекса; химической и нефтехимической промышленности; здравоохранения; транспортного комплекса; космических технологий.

Порядок предоставления государственной поддержки за счет средств областного бюджета устанавливается областными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Ростовской области4. Для развития инновационных процессов и поддержки инновационных предприятий, областным законом от 22.10.2004 № 180-ЗС «О целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004 - 2006 годы» была утверждена первая Областная инновационная программа5. В 2006 году в целях развития инновационных процессов региона были приняты областные законы от 28.11.2006 № 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области»6, от 28.11.2006 № 592 «Об областной целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы»7.

В силу многогранности проблем, требующих решения для развития региональных инновационных процессов, возникает необходимость координации действий областных органов власти, предпринимательского и научного сообщества, общественных организаций, субъектов инновационной инфраструктуры и других участников инновационного рынка. Этому может способствовать недавно принятая областная долгосрочная целевая программа инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы. Общий объем финансирования Программы составляет 336 029,0 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 336 029,0 тыс. рублей. Доля инновационно активных предприятий, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации и выпускающие инновационную продукцию, в общем количестве предприятий области в 2015 году должна составить 11,8%8. В ближайшие 3 года в Ро-

3 См.: Инновационный портал Ростовской области. (http://www.novadon.ru).

4 См.: Постановление Администрации Ростовской области от 12.10.2007 № 399 «О порядке оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности». (http://www.novadon.ru).

5 См.: Программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004 - 2006 годы. Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Ростовской области. (http://www.novadon.ru).

6 См.: Областной закон от 28.11.2006 № 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области». Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Ростовской области. (http://novadon.ru).

7 См.: Программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004 - 2006 годы. Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Ростовской области. (http://www.novadon.ru).

8 См.: Областная долгосрочная целевая программа инновационного развития Ростовской области на 2012-2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

стовской области появится нанотехнологический центр, который планируется создать совместно с корпорацией Роснано, Южным федеральный университетом, российскими и иностранными инвесторами. На создание наноцентра только из областного бюджета в 2012-2013 году предусмотрено 100 млн. руб. Основной целью работы наноцентра будет модернизация экономики Ростовской области, формирование условий для появления в регионе новых высокотехнологичных компаний9.

Среди жителей г. Ростова-на-Дону и Ростовской области за период март-апрель 2012 г. был проведен социологический опрос для того, чтобы выявить их отношение к уровню инновационного развития области. Результаты опроса показали, что информированность населения о программах, проводимых в Ростовской области довольно низкая. Большинство опрошенных не могли точно сказать, что означают термины «инновация» и «экономический рост» (см. рис. 1), а только слышали о них в СМИ (58% и 53% соответственно).

Рис. 1. Значение термина «инновации»

Как видно на диаграммах (см. рис. 3), почти 60% опрошенных не знают о существовании инновационных предприятий в Ростовской области, или не могут их назвать.

Рис. 2. Значение термина «экономический рост»

годы. Новости инновационного портала. (http://novadon.ru).

9 См.: Областная долгосрочная целевая программа инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы. Новости инновационного портала. (http://novadon.ru).

Довольно низка информированность населения о проводимых государством проектах по поддержке инновационной активности в Ростовской области, только треть опрошенных указала, что им известны такие мероприятия, однако не все считали их эффективными (только 16% всех опрошенных) (см. рис. 4). Если опрошенных выделить в отдельную группу индивидуальных предпринимателей, то процент осведомленных о проводимых государственных мероприятиях несколько выше 54% явно недостаточен.

Рис. 4. Государственные мероприятия в сфере инноваций

О существовании инновационного портала Ростовской области знает значительно большее число предпринимателей (38%), чем остальные респонденты, занятые другими видами деятельности. Однако процент его использования одинаково низок (см. рис. 5).

Рис. 5. Использование инновационного портала О недавно принятой областной долгосрочной целевой программе инноваци-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

онного развития Ростовской области на 2012-2015 годы знают только 14% процентов опрошенных, хотя этот документ будет основным для инновационного развития области на 3 года. Большинство респондентов (63%) сами оценили свою информированность как низкую, особенно мал процент знающих об инновационном портале Ростовской области в сети Интернет и использующих его (9%). Хотя данный ресурс позволяет получить основную информацию по инновационному развитию области.

Рис. 6. Перспективы экономического роста

Большинство респондентов (53%) не видят перспектив для экономического роста в России, однако считают необходимыми кардинальные преобразования для его достижения (см. рис. 6). Только пятая часть опрошенных считает, что в ближайшем будущем Россия не сможет достичь уровня развития европейских стран. Респонденты (60%) оценивают уровень развития Ростовской области как соответствующий среднему по стране, однако видят перспективы для его увеличения.

Рис. 7. Взаимосвязь инноваций и экономического роста

Взаимосвязь между экономическим ростом и внедрением инноваций видят практически 90% опрошенных, однако не все из них определяют причинноследственную взаимосвязь между данными понятиями. Мнение респондентов распределилось почти поровну между вариантами «инновации - следствие экономического роста» и « инновации - фактор экономического роста» (см. рис. 7).

Таким образом, можно сделать вывод, что население Ростовской области недостаточно информировано об инновационных процессах, происходящих в области. Большая часть опрошенных не имеет точного представления о государственных мерах по поддержке инновационной активности, не знает о принятии областной долгосрочной целевой программы инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы, и не может назвать инновационные предприятия Ростовской области. Недостаточны знания о факторах экономического роста. Однако в целом респонденты оценивают уровень текущего экономического развития области как средний, с возможностью дальнейшего развития, что соответствует действительности, т.к. министерством регионального развития Российской Федерации на основании оценки ситуации в реальном секторе экономики, инвестиционной привлекательности, социальной и бюджетной сферах Ростовская область отнесена во вторую группу регионов со средним уровнем раз-вития11].

В соответствии с результатами приведенного выше опроса, необходимо осуществлять реализацию мероприятий по информационному обеспечению населения Ростовской области. Информацией об инновационных мероприятиях должны обладать не только специалисты, которым это необходимо в профессиональной деятельности, но и любой житель Ростовской области. По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева: «Ключевой вопрос для Ростовской области - это активизация инвестиционной политики, создание более привлекательных условий, более благоприятного инвестиционного климата для инвесторов. Регион в силу своего географического положения, наличия достаточно мощной промышленности, аграрного комплекса, транспортного узла имеет для этого все возможности. ... Области нужны новые, прорывные идеи. Но пока мы нашу науку используем слабенько. Притом, что располагаем одной из самых крупных научных баз среди российских субъектов. Нужно включать представителей науки в инвестиционные рабочие группы» (Бондарев 2011, 21).

Построение целостного регионального инновационного механизма требует глубокого всестороннего изучения особенностей его организации, а также особенностей самого рынка: его инвестиционной готовности к поддержке инновационной активности научно-технологических коллективов; общей инновационной среды и сложившейся структуры региональной экономики, окружающей те или иные технологические ячейки; восприимчивости промышленности и рынка к научно-технологической продукции в сложившейся экономической ситуации в стране; гарантий защищенности интеллектуальной собственности как на внутреннем, с учетом его особенностей, так и на внешнем рынках, и многих других вопросов жизненно важных для всего инновационного процесса.

Ключевыми проблемами, сдерживающими в настоящее время инновационное развитие и реализацию конкурентных преимуществ Ростовской области, являются: низкая инновационная активность предприятий, выражающая-

10 См.: Минэкономразвития Ростовской области. (http://www.mineconomikiro.ru).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

ся как в отсутствии внутреннего спроса на коммерчески перспективные результаты научно-технической деятельности, так и деятельности по созданию собственных инновационных разработок; неориентированная на решение задач инновационного развития наука; слабость кооперационных связей между научными, образовательными, инновационными организациями и производственными предприятиями; не отвечающая требованиям инновационной экономики система образования; кадровый дефицит; недостаточная инновационная активность государственного сектора и сектора предоставления общественных и социальных услуг11.

Для решения ключевых проблем и достижения стратегической цели развития научно-инновационной сферы необходима реализация следующих направлений и комплекса мер: стимулирование инновационной активности предприятий Ростовской области, в том числе путем повышения качества корпоративного управления, формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества внешней экспертизы таких программ, устранение в системе государственного регулирования барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности; расширение поддержки стартующих компаний (стартапов) через областные программы инновационного развития и поддержки малого, среднего предпринимательства, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных секторах в рамках соответствующих федеральных и областных целевых программ и подпрограмм; формирование механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР; создание в области генерации знаний «центров компетенции» на базе ведущих донских университетов как через создание национальных исследовательских центров в сферах сохраняющихся научно-технических заделов мирового уровня; система образования на всех своих этапах, начиная с дошкольного, которая должна ориентироваться на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде.

В целях поддержки инновационных проектов на всех стадиях развития -от зарождения идеи до воплощения в конечном продукте - необходимо создать «инновационные конвейеры», в рамках которых требуется сформировать механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах, наладить «передачу» таких проектов от одного института развития к другому. Деятельность «инновационного конвейера» должна опираться на созданную инновационную инфраструктуру - технопарки, бизнес-инкубаторы, центры транс -

фера технологий, центры коллективного пользования. Кроме того, должна осуществляться разработка и экспертиза областных долгосрочных целевых и ведомственных программ в сфере научной, технической и инновационной деятельности, а также оценка эффективности их реализации12.

Таким образом, чтобы повысить интерес инвесторов к Ростовской области, необходимо активизировать работу по совершенствованию областного инвестиционного законодательства, минимизировать инвестиционные риски, сократить сроки прохождения документов при реализации инвестиционных проектов. Важным условием для успешного перевода области на инновационный путь развития, а это единственно эффективный путь экономического роста в современном мире, является построение скоординированных, эффективно взаимодействующих инновационных систем. Однако переход к инновационному типу воспроизводства и высоким темпам экономического роста с необходимостью требует реализации не только технологических, но и социальных инноваций.

ЛИТЕРАТУРА

Областной закон от 28.11.2006 № 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области». Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Ростовской области. (http://novadon.ru).

Постановление Администрации Ростовской области от 12.10.2007 № 399 «О порядке оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности». (http://www.novadon.ru).

Областная долгосрочная целевая программа инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы. Новости инновационного портала. (http:// novadon.ru).

Программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004 - 2006 годы. Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Ростовской области. (http://www.novadon.ru).

Бондарев С. (2011). Осталось убедить. Власть учится говорить на одном языке с приходящим в регион бизнесом // Российская газета. Федеральный выпуск. № 5448 (72).

Инновационно-технологический центр «ИнТех-Дон». (http://www.intehdon.

ru).

Инновационный портал Ростовской области. (http://www.novadon.ru).

Минэкономразвития Ростовской области. (http://www.mineconomikiro.ru).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 2. 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.