ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 338.242
Профессор Ю.А. Саликов, соискатель И.А. Гончарова, ассистент М.И. Исаенко
(Воронеж, гос. ун-т ннж. технол.) кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, тел. (473)255-37-82
Финансовые и организационные меры поддержки развития инновационно-активных предприятий
Обоснованы финансовые и организационные меры при управлении инновационными активными предприятиями (ИАП). Изложены базовые положения их поддержки как инструмента инновационного развития предприятий на региональном и отраслевом уровнях.
The article considers the financial and organizational measures in the management of innovation active enterprises (IAP) and set forth the basic provisions support the IAP as an instrument of innovative development of enterprises at the regional level.
Ключевые слова: инновационно-активные предприятия, инновации, государственно-частное партнёрство, меры финансовой и организационной поддержки инноваций.
Активные рыночные преобразования и изменения, протекающие в настоящее время в отечественной экономике, порождают множество новых задач в практике управления промышленными предприятиями. К числу таких задач относится повышение уровня инновационной активности предприятия. Под инновационной активностью обычно понимают интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или продуктов в хозяйственный оборот. При анализе инновационной активности принято оценивать развитие инфраструктуры предприятий в сфере научно-технических и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также определять их способности по коммерциализации и промышленному использованию инноваций.
В современных условиях существенно возрастают требования к функционированию предприятий, которые должны не только решать задачи по производству качественной продукции, но и проводить активную инновационную политику, позволяющую определять и формировать предпочтения потребителей на ближайшую и отдаленную перспективу. Для проведения такой политики предприятие должно целенаправленно заниматься усовершенствованием продуктовой линейки, осуществлять разработку и внедрение новых технологических процессов, проводить перспективные изменения по всем базовым направлениям своего функционирования. При этом инновационная активность предприятия определяется, как правило, обоснованным выбором и реализацией соответствующей стратегии развития, степенью обеспеченности предприятия теми или иными ресурсами в инновационной сфере и качеством инновационного менеджмента [1].
Активизация инновационных процессов на предприятиях связана с решением
© Саликов Ю.А., Гончарова И.А., Исаенко М.И., 2014
сложных вопросов научно-технического, экономического и социального характера, что в силу ограниченности ресурсов является для предприятий не только проблематичным, но и объективно невозможным. Таким образом, поиск инструментов обеспечения интенсификации инновационной активности в условиях серьёзных ресурсных ограничений является для большинства предприятий актуальным. Повышение уровня инновационной активности следует считать не только важной задачей предприятий, но и одной из приоритетных народнохозяйственных задач, т.к. ее успешное решение может определять перспективы развития целых промышленных комплексов, кластеров и отраслей.
Практика бизнес-деятельности экономических субъектов показывает, что одним из наиболее приемлемых направлений решения данной задачи является государственно-частное партнёрство (РЭП), представляющее сегодня собой важнейший фактор социально-экономического развития страны и ее регионов на основе создания и обеспечения необходимых условий для эффективного функционирования национальной инновационной системы как совокупности элементов, обеспечивающих производство и трансфер научных знаний. В настоящее время ГЧП в силу своей значимости и востребованности становится всё более важным инструментом достижения устойчивого экономического роста (табл. 1).
Таблица 1
Основные модели ГЧП и варианты адаптации [3]
Модели Инновационная деятельность
Госконтракт Госзаказчик выплачивает исполнителю твердую сумму
BOOT/ROOT Государство (профильное государственное предприятие) возмещает инвестиционные затраты и берет на себя «обеспечительные» прямые обязательства. Частная сторона проектирует и размещает активы, эксплуатирует их и возвращает государству по истечении срока контракта или ранее (в особо оговоренных случаях)
Арендная схема Частный оператор окупает инвестиции за счет эксплуатации, выплачивает арендную плату за пользование объектом и, как правило, несет проектные риски
BOO/ROO Проектные риски несет инвестор. Обязательства государства ограничиваются гарантией обеспечения поставок сырья и/или закупок продукции, а также гарантией фиксированного тарифа. Частная сторона проектирует, строит, владеет, модернизирует и эксплуатирует активы без обязательств их возврата государству
Концессия Концедент может принимать на себя отдельные риски, в том числе гарантировать уровень доходности, либо производить выплаты в зависимости от эксплуатационной готовности и/ или иные компенсационные платежи
Общепринято рассматривать сущность ГЧП в двух аспектах:
- в узком смысле ГЧП представляет собой механизм долгосрочного взаимовыгодного взаимодействия власти и предпринимательских структур;
- в широком смысле ГЧП представляет собой институт долгосрочной устойчивой легальной кооперации финансово-инвестиционных, организационно-управленческих и интеллектуальных ресурсов для совместного решения социально значимых задач [4].
К числу важных задач инновационного развития на отраслевом и региональном уровнях относится обеспечение тесного взаимодействия и координации существующих и создаваемых элементов инновационной инфраструктуры на основе ГЧП. Решение данной задачи обусловливает необходимость формирования региональной системы развития исследований и коммерциализации инновационных разработок, обеспечивающей взаимосвязь и интеграцию с федеральными и региональными инфраструктурными элементами поддержки инноваций (включая инновационный центр «Сколково»).
Кроме того, данная система должна служить платформой для формирования и реализации инновационного потенциала региональных промышленных
предприятий, основой которого, в свою очередь, должна являться высокая инновационная активность. Разработанная H.H. Лебедевой модель активизации и поддержки инновационной деятельности включает совокупность основных элементов и этапов (табл. 2) и может быть рекомендована промышленным предприятиям в качестве методической основы для формирования соответствующих подходов к решению проблем инновационного развития [2]. Особенностью данной модели является взаимодействие спроса и предложения, в котором ведущая роль принадлежит покупателю, создающему потребность в том или ином продукте или услуге. При этом формирование потребностей в инновационной продукции предполагает выполнение, по крайней мере, двух условий: знания о существовании или идеального представления о возможной потребности; стимулирования поиска товаров и услуг, удовлетворяющих ее [2].
Таблица 2
Основные элементы модели активизации и поддержки инновационной
деятельности предприятия
Этап Инн ов аци онный толчок Инн ов аци онный прорыв Инновационный отбор
Субъект Субъект - мотиватор (покупатель и правительство) Субъект-автор (производитель) Покупатель
Инструменты Государственный заказ, гранты, государственные стандарты, инновационные ваучеры и ДР. Тематические сети: информационные, консультационные, кооперационные Бонусы, субсидирование цен, частичная компенсация издержек
Результаты Формирование приоритетов развития Выделение приоритетных групп производителей Рост конкурентоспособности предприятий
Известно, что серьёзные инновационные проекты имеют большую вероятность риска на начальных этапах внедрения. Одним из основных инструментов, направленных на поддержку инновационно-активных предприятий, является опять-таки государственно-частное партнерство. Использование такого инструмента в современных условиях необходимо в силу того, что многие средние и крупные предприятия существенно ограничены в средствах по замене или модернизации морально и физически изношенных основных фондов и тем более не могут обеспечить вложения средств в долгосрочные инновационные проекты, характеризующиеся высокими рисками и долгосрочной окупаемостью.
Осуществление рациональной инвестиционной политики с использованием сильных сторон государственного и частного секторов позволит повысить инновационную активность предприятий. Вложение денежных средств со стороны государства принесет выгоду стране в долгосрочной перспективе. При этом предприятия должны рационально использовать финансовые средства для инновационных проектов. В данном направлении уже делаются первые шаги - создано более 30 технологических платформ, активно развивается инновационный центр «Сколко-во». В целом усилия бизнеса, государства и науки направлены на развитие и повышение эффективности инновационных проектов [9], однако в различных регионах страны работы в данном направлении находятся на разных стадиях и осуществляются по-разному.
В этой связи представляется целесообразным рассмотрение региональных особенностей, проявляющихся в процессе формирования необходимого для инновационного развития комплекса условий как финансового, так и организационного характера (табл. 3 и 4).
Выбор сравниваемых с Воронежской областью субъектов РФ обусловлен тем, что Пензенская область относится к субъектам РФ с высокой инновационной активностью, Ростовская область демонстрирует весьма активную динамику в наращивании темпов обеспечения необходимой инновационной активности.
Таблица 3
Сравнительная характеристика финансовых мер поддержки региональных инновационно-активных предприятий
Виды поддержки
Область
Пензенская
Ростовская
Воронежская
Гранты малым (средним) инновационным предприятиям и за победы в конкурсах
- начинающим малым (средним) инновационным компаниям до 500 тыс. р.;
- размером до 500 тыс. р. малым (средним) компаниям;
- размером до 300 тыс. р. начинающим предпринимателям и т.д.
- ежегодный конкурс «Лучшие инновации Дона» (в размере 200 тыс. р., 125 тыс. р. и 75 тыс. р.);
- конкурс изобретателей и рационализаторов Ростовской области (в размере 200 тыс. р., 150 тыс. р. и 100 тыс. р.);
- непрерывный конкурс российско-немецких научных проектов в рамках программы «Международные исследовательские группы с участием молодых ученых»_
- ежегодный межвузовский конкурс инновационных проектов «Кубок инноваций»;
- гранты на создание новых инновационных компаний (до 500 тыс. р.);
- на реализацию инновационных проектов действующих инновационных компаний (до 5 млн р.)
Субсидии инновационным компаниям и предприятиям
- действующим инновационным компаниям до 15 млн р.;
- на реализацию инновационных проектов - победителей конкурсов (в т.ч. У.М.Н.И.К);
- на возмещение части затрат по регистрации изобретений;
- на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, по договорам лизинга;
субъектам малого предприниматель ств а, производящим и реализующим товары (работы, услуги),
предназначенные для экспорта;
- на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговым платежам для проведения технического перевооружения и освоения новой продукции
- предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат на приобретение основных средств, используемых для производства инновационной продукции (товаров, работ, услуг);
стимулирование развития рынка инновационной продукции;
- субъекты инновационной деятельности, которые к моменту конкурсного отбора приобрели основные средства, непосредственно используемые для производства инновационной продукции на сумму 10 млн р. и более и набравшие необходимое количество баллов (22), получат безвозмездную субсидию в сумме 2 млн р.;
- на реализацию инновационных проектов
предоставление грантов на создание малой инновационной компании;
- на получение субсидии на поддержку действующих инновационных компаний;
- на реализацию инновационных проектов - победителей конкурсов (в т.ч. У.М.Н.И.К);
- формирование механизмов привлечения инвестиций, в т.ч. государственных, в малые инновационные предприятия; организация сопровождения продаж, эмитированных с целью привлечения инвестиций;
- организация и финансовое обеспечение внутривузовских и межвузовских конкурсов инновационных проектов, инновационных идей и молодых ученых, выдача грантов победителям конкурсов
Виды поддержки Область
Пензенская Ростовская Воронежская
Возмещение части затрат - возмещение затрат на регистрацию первого бизнеса - обеспечение институциональной поддержки региональных инновационных процессов приобретение машин и оборудования; - приобретение новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей)
Венчурное финансирование - венчурное финансирование ИАП - данных нет - поддержка создания и использования объектов интеллектуальной собственности через механизм венчурных партнеров "посевных фондов", организованных ОАО "Российская венчурная компания"
Таким образом, в Пензенской, Ростовской и Воронежской областях присутствуют, главным образом, идентичные меры финансовой поддержки ИАП. При этом основным критерием является вовлеченность различных структур и подразделений в процесс реализации мероприятий. Вместе с тем, субсидии предусмотренные в Пензенской области, возмещают 50 % затрат по разработке проектов организации производства, его реформирования и модернизации, предназначенного для выпуска экспортной продукции, 50 % затрат на получение разрешительных документов (сертификатов, лицензий, патентов) для осуществления экспорта производимых товаров и т.д.
В целом, по данным НАИРИТ (Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий), в 2013 г. на реализацию инновационных программ и проектов в рамках государственного бюджета было запланировано порядка 2,18 трлн р. Это самая крупная сумма, когда-либо выделяемая на развитие инноваций. Уровень расходов за I полугодие по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически удвоился и составил 715 млрд р. против 430 млрд р. [7]. Размер субсидий, выделяемых бюджетом, будет составлять около 70 % от затрат, которые непосредственно были связаны с приобретением основного капитала, после того, как предприятия прошли документальное подтверждение, но не более 2 млн р. на один субъект инновационной деятельности в течение календарного года [5].
Использование исключительно финансовых мер для повышения инновационной активности не может привести к желаемому успеху, в силу чего не является единственным способом поддержки и требует как со стороны бизнес-структур, так и со стороны государственных органов дополнительного организационного обеспечения. В табл. 4 представлены наиболее распространённые в отечественной экономике организационные меры, которые призваны способствовать активному инновационному развитию предпринимательства в рамках регионов.
Таблица 4
Виды организационных мер поддержки развития региональных инновационно-активных предприятий
Виды поддержки Область
Пензенская Ростовская Воронежская
Инфраструктурная поддержка инновационно-активных предприятий
Создание технопарков 1 технопарк «Технопарк высоких технологий», Пенза 3 технопарка (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркаск) 3 технопарка (расположены в Воронеже)
Создание бизнес- инкубаторов 34 бизнес-инкубатора 9 бизнес-инкубаторов 3 бизнес-инкубатора («Калининский» и «Авиационный» в Воронеже, «Восток» в Борисоглебске
Участие в тех-платформах Есть Есть Есть
Имущественная поддержка инновационно-активных предприятий
Использование понижающих коэффициентов и создание объектов интеллектуальной собственности Данных нет - мораторий на индексацию размера арендной платы за имущество (кроме земельных участков), находящееся в собственности Ростовской области и переданное в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и т.д.; - понижающий коэффициент 0,85 к рыночной стоимости арендной платы за пользование областным имуществом (нежилыми помещениями) - поддержка инновационной деятельности на стадии создания объектов интеллектуальной собственности и организации их использования
Образовательная поддержка инновационно-активных предприятий
Возмещение части затрат связанных с обучением специалистов в рамках реализации государств енного плана подготовки управленческих кадров; - на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; - на приобретение программных средств; - на маркетинговые исследования - на программу по подготовке инновационных агентов, сертификацию и патентование; - приобретение новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей); - на обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями - за аренду помещений, используемых для обеспечения деятельности; - на проведение исследований и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; - на подготовку производства для выпуска новых продуктов, внедрение новых услуг или методов их производства (передачи)
Виды поддержки
Область
Пензенская
Ростовская
Воронежская
Консультационная поддержка инновационно-активных предприятий
Унив ерситеты и бизнес-
школы
Университет малого бизнеса
- бизнес-школа молодого предпринимателя (программы: подготовка специалистов для малого предпринимательства; повышение квалификации специалистов сферы малого бизнеса;
-18 учебных заведений, охватывающих направления по подготовке специалистов в таких отраслях, как радиоэлектроника, самолетостроительная, космическая, нефтегазовая, химическая отрасли
Поддержка инновационного предпринимательства при помощи агентств и консультационных центров
- агентства поддержки предпринимательства (консультации по инновационным и патентно-правовым, научно-техническим и инновационным вопросам для субъектов малого предпринимательства, предприятий и организаций)
- агентства поддержки предпринимательства (консультации по инновационным и патентно-правовым, научно-техническим и инновационным вопросам для субъектов малого предпринимательства, предприятий и организаций)
агентства поддержки предприниматель ств а (консультации по инновационным и патентно-правовым, по научно-техническим и инновационным вопросам для субъектов малого предпринимательства, предприятий и организаций);
развитие трансферта технологий в научных учреждениях и вузах области путем создания и развития малых предприятий с передачей им прав использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих научным учреждеии-ям и вузам_
«Центр консультационной помощи и информационной поддержки предпринимательства»
«Центр консультационной помощи и информационной поддержки предпринимательства»
«Центр консультационной помощи и информационной поддержки предприниматель ств а»
Таким образом, существенное повышение инновационной активности предприятий возможно не только за счет целенаправленного и долгосрочного вложения денежные средств, но и с помощью комплекса мероприятий, связанных, в частности, с консультационными и коммуникативными площадками инновационного развития. Одним из наиболее перспективных вариантов представляются технологические платформы, которые являются коммуникационными площадками для практической базы бизнеса, теоретических разработок университетов и тесно увязаны с федеральными финансовыми программами развития экономики.
Как показывает выполненный анализ, на территории вышеприведенных областей при поддержке государства созданы приемлемые условия для повышения инновационной активности как начинающих, так и давно функционирующих на рынке хозяйствующих субъектов. Некоторые предприятия и вузы в каждой из анализируемых областей входят в состав нескольких технологических платформ (см. табл. 4).
Важной особенностью инновационного развития предприятий Пензенской области является создание инновационной инфраструктуры. Область оказалась в числе первопроходцев, эффективно поддерживая создание новых компаний, которые укрепляют экономику региона, создавая рабочие места, развивая технологии, разрабатывая новые продукты и стремясь их реализовать на рынке [5]. В Воронежской области широко используется создание и развитие малых
инновационных предприятий с передачей им прав использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих научным учреждениям и вузам. Руководством Ростовской области предусматривается возмещение предприятиям с инновационной деятельностью из средств бюджета всех расходов по закупке производственных
машин, технического оснащения, оборудования, его комплектующих, приспособлений, различного инструментария, каких-либо приборов для измерения.
Таким образом, актуальность проблемы перевода экономики субъектов РФ на инновационную модель развития требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой - с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих прорыв в экономическом развитии региона. Важной задачей при этом является повышение конкурентоспособности региональной экономики через инновационное развитие предприятий региона, повышение уровня инноваций различных отраслей экономики региона, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизация взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.
Особое внимание следует уделять не только использованию уже существующих методов повышения инновационной активности предприятия, но созданию новых. На нынешнем этапе развития рыночных отношений в отечественной экономике ГЧП является, с одной стороны, важнейшим инструментом обеспечения эффективного функционирования национальной инновационной системы в целом, а с другой -жизненно необходимым условием осуществления инновационной деятельности в рамках конкретных предприятий и существенного повышения уровня их инновационной активности.
При адаптации к условиям конкретных регионов логически сформированная и проверенная на практике комбинация уже существующих в других регионах методик повышения инновационного развития даст огромный толчок к усовершенствованию производства. Для повышения конкурентоспособности на региональных и международных рынках следует, рационально используя возможности государства и эффективные инструменты внутрифирменного управления, формировать стратегии и направления инновационного развития предприятия и на их основе реализовывать масштабные инновационные проекты, адаптированные к субъективным региональным условиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Саликов, Ю.А. К вопросу о типологии инновационно активных промышленных предприятий [Текст] / Ю.А. Саликов // Место и роль России в мировом хозяйстве. Часть 2.- 2012.- С. 65-70.
2. Лебедева, H.H. Инновационная активность предприятий как условие их конкурентоспособности [Текст] / H.H. Лебедева // Журнал институциональных исследований.- 2010.- № 4.- С. 110-116.
3. Максимов, В.В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов [Текст] / В.В. Максимов." М.: Альпина Паблишенс, 2010.- 241 с.
4. Козлов, A.A. Государственно-частное партнерство: сущность, классификация [Электронный ресурс] / A.A. Козлов / / Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2012.
5. Портал инноваторов Пензенской области [Электронный ресурс], http: / /www.inno-terra.ru /
6. Инновационный портал Ростовской области [Электронный ресурс]. http: / / novadon.ru /
7. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) [Электронный ресурс], http://www.nair-it.ru/news/21.08.2013/411
8. Саликов, Ю.А. Повышение инновационной активности предприятий через взаимодействие государства и бизнеса [Текст] / Ю.А. Саликов, И.А. Гончарова, М.И. Исаенко // Экономика. Инновации. Управление качеством.- 2013.- № 3 (4). - С. 41-48.
REFERENCES
1. Salikov, Y.A. То the question of typology of innovative industrial enterprises-enterprises [Text] / Y.A. Salikov / / Mastoi the role of Russia in the world economy. Part 2, 2012.- P. 65-70.
2. Lebedeva, N.N. Innovative activity of enterprises as a condition of their konku-rentnosta-capacity [Text] / N.N. Lebedeva // The institutional research.- 2010.- № 4. -P. 110-116.
4. Maksimov, V.V. Public-private partnerships in transport infrastructure: assessment criteria for concession tenders [Text] / V.V. Maksimov. - M.: Alpina publishers, 2010.- 241 p.
5. Kozlov, A.A. Public - private partnership: the nature, classification [Electronic resource] / A.A. Kozlov / / The economic systems Management: scientific electronic journal, 2012.
6. Portal innovators of the Penza region [Electronic resource], http://www.inno-terra.ru/
7. The innovation portal Rostov region [Electronic resource], http://novadon.ru/
8. The national Association of innovations and development of information technology (NAIRIT) [Electronic resource], http: / / www.nair-it.ru/news/21.08.2013/411
9. Salikov, Y.A. The Increase of innovative activity of enterprises through the interaction of government and business [Text] / Y.A. Salikov, I.A. Goncharova, M.I. Isayenko // Economics. The innovation. Quality management.- 2013.- № 3 (4).- P. 41-48.