Т. С. Горбань
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Аннотация
В статье на основе анализа внешнеэкономического потенциала Ростовской области и с учетом вступления России в ВТО рассмотрены преимущества государственно-частного партнерства для целей интенсификации инновационного роста экономики и обеспечения конкурентоспособности предприятий и организаций Ростовской области на мировых рынках.
Ключевые слова
Внешнеэкономический потенциал, государственно-частное партнерство, ресурсы, специализация, экономический рост, внешнеторговый обмен, внешние факторы.
T. S. Gorban'
FOREIGN ECONOMIC DEVELOPMENT POTENTIAL OF ROSTOV REGION USING A MECHANISM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIPS
Annotation
On the basis of the analysis of external economic potential of the Rostov region and taking into account Russia's accession to the WTO examined the benefits of public-private partnership for the purposes of intensifying innovative growth of the economy and the competitiveness of enterprises and organizations in the Rostov region in the world markets.
Keywords
External economic potential of public-private partnerships, resources, specialization, economic growth, foreign exchange, external factors.
Определение возможностей внедрения и использования механизмов государственно-частного партнерства, по нашему мнению, целесообразно выстраивать применительно к ключевым неразрешенным инфраструктурным проблемам по каждому виду ресурсов, образующих внешнеэкономический потенциал Ростовской области. Рассмотрим их.
Во-первых, земельные и сельскохозяйственные ресурсы являются фундаментальным конкурентным преимуществом Ростовской области. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 87,3 % от общего земельного фонда региона, на сельское хозяйство приходится 11,6 % ВРП региона (3-е место после обрабатывающей промышленности и торговли), в нем работает до 14 % всего занятого населения Ростовской области, на сельскохозяйственное сырье и продукты питания приходится 39 % экспорта. В связи с этим развитие агропромышленного комплекса становится приоритетным направлением региональной политики.
Экспорт продукции АПК осуществляется более чем в 50 стран мира. Однако потенциал земельных и сельскохозяйственных ресурсов использован не в полном объеме из-за ряда причин, таких как:
неудовлетворительные темпы разработки и внедрения современных технологий в области сельского хозяйства (селекционной и селекционно-племенной работы, других направлений научно-исследовательской работы в аграрной сфере, повышения качества системы земледелия, внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий);
неразвитость инфраструктуры агропромышленного комплекса, не обеспечивающей необходимого уровня кооперации между производителями сельскохозяйственной продукции и перерабатывающими предприятиями пищевой промышленности, особенно в животноводческом комплексе;
недостаточное количество предприятий глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, дающих высокую добавленную стоимость, в регионе, неэффективное использование имеющихся производственных мощностей;
жесткая конкуренция со стороны импортной продукции, которая усилится в связи со вступлением России в ВТО, в силу снижения таможенных пошлин на ввозимую продукцию, обязательств об отмене тарифных квот и о связывании субсидирования сельского хозяйства. Это еще больше усугубит ситуацию с неустойчивым финансовым состоянием подавляющего большинства производителей, которое в настоящее время обусловлено диспаритетом цен в сельском хозяйстве; в дальнейшем к нему добавится недополучение дохода, снижение прибыли, урезание дотаций, повышение срока окупаемости проектов.
Государственно-частное партнерство в области сельского хозяйства должно быть направлено, прежде всего, на создание инфраструктуры, позволяющей множеству сельских производителей взаимодействовать между собой и с более крупными игроками по всей цепочке создания стоимости от производителей к переработчикам и к потребителям. Для реализации проектов ГЧП в агропромышленном комплексе, на наш взгляд, целесообразно применять лучшие международные практики, в частности, опыт стран Латинской Америки. Помимо этого, приоритетным направлением развития является создание специализированных агропромышленных кластеров, позволяющих привлечь инвестиции в развитие сельскохозяйственного и пищевого производства, повысить уровень внедрения инноваций, развить и поддержать малый бизнес.
Во-вторых, Ростовская область обладает значительными промышленно-производственными ресурсами для наращивания внешнеэкономического потенциала и является регионом с профильной специализацией на обрабатывающей промышленности.
Наибольшее значение для дальнейшего экономического роста Ростовской области, на наш взгляд, имеет отрасль машиностроения, поскольку именно ее развитие создает
максимальные возможности для интеграции региона в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, активизации внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия, развития кооперационных взаимосвязей, и как следствие, приводит к большему мультипликационному эффекту. В отраслях машиностроения заложен высокий научно-технический потенциал для достижения целей модернизации российской экономики и ее перехода к инновационной экономике.
Внешние факторы, препятствующие росту обрабатывающей промышленности региона, также в значительной степени сказываются на отраслевых возможностях реализации внешнеэкономического потенциала:
неадекватная потребностям современного развития обеспеченность предприятий и организаций обрабатывающей промышленности инженерной и производственной инфраструктурой. На многих крупных предприятиях, с одной стороны, недозагружены инженерные сети и производственные площади. С другой стороны, в регионе складывается дефицит площадок и земельных участков, инфраструктурно готовых к реализации промышленно-производственных инвестиционных проектов;
низкая эффективность общероссийской и региональной инновационной системы, в которой создана институциональная база для активизации нововведений, однако не достигнут необходимый уровень взаимодействия элементов системы, обеспечивающий трансформацию научных достижений и идей в технологические (процессные), продуктовые, организационно-управленческие и маркетинговые инновации на предприятиях обрабатывающей промышленности и их форсированное инновационное развитие;
сильная конкуренция со стороны импорта, которая существенно возрастает в связи со вступлением России в ВТО. Неизбежным является значительное снижение уровня таможенного тарифа на продукцию отраслей обрабатывающей промышленности, невозможность применения целого ряда поддерживающих мер финансового характера со стороны государства (прямого и «косвенного» субсидирования).1 Помимо этого, Россия приняла на себя обязательство о поэтапном повышении внутренних цен на газ до уровня мировых цен (Протокол о вступлении РФ в ВТО с ЕС, 2007 г.). Открытие российского рынка для импорта промышленной продукции, снижение финансовой поддержки отечественных производителей, удорожание отдельных энергетических ресурсов, очевидно, подорвет конкурентные позиции предприятий и организаций Ростовской области как на внешнем, так и на внутренних рынках.
Использование механизмов государственно-частного партнерства, направленное на реконструкцию или создание, обслуживание и поддержание инженерно-производственной инфраструктуры региона, однозначно будет способствовать росту прямых иностранных инвестиций и инвестиций в форме капиталовложений в экономику Ростовской области. Это касается всех возможных форм инвестирования — от слияний и поглощений, инвестиций в действующие предприятий до строительства производственных мощностей с нуля. Сама модернизация инженерной и производственной инфраструктуры позволит
1 Так, Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах ВТО делит все субсидии по цветам светофора: красные (запрещенные: экспортные и импортозамещающие субсидии), зеленые (разрешенные: на НИОКР, внедрение ресурсосберегающих и экологичных технологий, региональное выравнивание), желтые (спорные: все остальные субсидии, которые могут стать причиной расследования для применения компенсационных пошлин). В частности, активно используемый инструмент поддержки экспорта — компенсация процентных ставок по экспортным кредитам, в РФ в обязательном порядке должен быть пересмотрен, объемы финансирования должны сократиться.
достичь целей ресурсосбережения, повышения энергоэффективности, и как следствие, снижения затрат предприятий обрабатывающей промышленности на выпуск продукции.
Взаимодействие государственных и муниципальных властей с частным бизнесом в рамках государственно-частного партнерства целесообразно концентрировать в определенных зонах развития, за счет создания особых экономических зон или кластеров. Локализация высокотехнологичных производств и инновационной активности, а также ускорение темпов внедрения результатов НИОКР, как правило, достигается благодаря развитию специализированных технологических центров или технопарков. Задачей проектов государственно-частного партнерства также является объединение усилий научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий, создание условий для развития инновационного малого и среднего бизнеса. Именно эффективное объединение инфраструктуры, производства промышленной продукции и разработки НИОКР, осуществляемое во взаимодействии множеством мелких, средних и крупных игроков, действующих в единой сети, образует промышленно-производственные кластеры.
В-третьих, минерально-сырьевые ресурсы Ростовской области образуют потенциал дальнейшего развития угольной промышленности, а также производства строительных материалов, в том числе стекла, цемента и других дефицитных видов сырья.
Разработка других полезных ископаемых региона позволяет сформировать в Ростовской области кластер производства стройматериалов. Для дальнейшего развития добычи и переработки неминерального сырья ключевым является обеспеченность соответствующих районов, прежде всего, транспортно-логистической, а также производственной инфраструктурой. В этом направлении целесообразно использовать механизмы государственно-частного партнерства.
В-четвертых, регион в настоящее время обладает трудовыми ресурсами достаточной квалификации для развития отраслей обрабатывающей промышленности и аграрно-промышленного комплекса. Однако в силу экономических, социальных и демографических причин в Ростовской области усиливаются диспропорции в обеспеченности трудовыми ресурсами территорий, происходит отток экономически активного населения в более развитые города и в более благополучные, с точки зрения доходов и возможностей, субъекты Федерации.
Принципиальное значение имеет также создание комфортной среды проживания и формирование основы для стабильного улучшения качества жизни населения, дающее возможности для наращивания человеческого капитала Ростовской области. Усилия региона в данном направлении касаются, прежде всего, коммунально-бытовых и жилищных условий, образования, здравоохранения.
Государственно-частное партнерство, на наш взгляд, необходимо и актуально использовать как альтернативу приватизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего, в области водоснабжения и водоотведения, развития электрических сетей и систем освещения, сбора и утилизации бытового мусора и других отходов, а также в развитии комплексного предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖЭК, управляющих компаний и т. д.).
Государственно-частное партнерство также должно применяться при создании инфраструктуры для досуга и отдыха, занятий спортом и туризмом. Так, к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г. для Ростовской области приоритетной задачей является строительство комплекса спортивных и рекреационно-развлекательных сооружений.
В-пятых, в регионе интенсивно формируется потенциал инновационного развития. Инновационные ресурсы в Ростовской области образуют высокотехнологичные предприятия, научно-исследовательские организации, технопарки, бизнес-инкубаторы, технологические центры и региональные высшие учебные заведения.
Дальнейшее развитие региональной инновационной системы обеспечивается следующими важнейшими элементами инновационной инфраструктуры:
организациями высшего профессионального образования региона. Всего в Ростовской области находится 12 инновационных вузов;
технопарками, бизнес-инкубаторами, центрами
инновационного развития. В регионе созданы три технопарка (в Ростове-на-Дону, Таганроге и Новочеркасске) и семь бизнес-инкубаторов.
Механизмы государственно-частного партнерства начинают играть все более важную роль в научной сфере, особенно в странах Европейского союза. Поэтому заимствование лучших зарубежных практик, применяемых в развитых странах, с адаптацией к общероссийской и региональной специфике позволит избежать множества ошибок, связанных с ГЧП.
В-шестых, Ростовская область обладает достаточными финансовыми ресурсами, которые в совокупности с федеральными средствами, поступающими в регион, и средствами частного сектора, дают возможность планировать и реализовывать крупные инвестиционные проекты.
Таким образом, государственно-частное партнерство как инструмент решения крупных инфраструктурных задач в производственной, транспортной и социальной сферах уже в настоящее возможно к реализации за счет региональных ресурсов государственного и частного секторов.
В-седьмых, транспортно-логистические ресурсы Ростовской области позволяют превратить регион в центр перераспределения товаров и транспортных средств во внешнеэкономической деятельности, способствуют повышению инвестиционной привлекательности региона. Совершенствование региональной транспортной системы является важнейшим приоритетом области: принята и реализуется Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 г.
Государственно-частное партнерство в развитии транспортной инфраструктуры является традиционным, наиболее глубоко проработанным по юридической форме и вопросам экономического характера и, как правило, реализуется в форме концессии. Основными направлениями проектов ГЧП по развитию транспортно-логистической инфраструктуры в Ростовской области мы считаем следующие:
создание транспортно-логистических комплексов на таможенной границе (прежде всего, железнодорожный, автомобильный транспорт, также водный и воздушный в специализированных портах) для обслуживания экспортно-импортных и транзитных потоков товаров и транспортных средств;
создание взаимодействующих транспортно-логистических и складских центров на территории региона, связанных различными видами транспорта, единой технологией транспортировки, обработки и хранения грузов и единой информационной системой.
В-восьмых, уникальное геополитическое и геоэкономическое положение региона как приграничного субъекта Российской Федерации, позволяет Ростовской области осуществлять международное взаимодействие в решении задач социально-экономического и инфраструктурного развития территорий.
С созданием Еврорегиона «Донбасс» (в 2010 г.) расширяются возможности по реализации проектов государственно-частного партнерства в рамках формирования единого для приграничных районов Ростовской области, Луганской и Донецкой областей Украины трансграничного агломеративного комплекса с населением более 7 млн человек со связанной инженерной и транспортной инфраструктурой. В декабре 2012 г. к Еврорегиону присоединилась Воронежская область. Направления ГЧП-проектов должны совпадать с приоритетными направлениями развития Еврорегиона и совместно финансироваться за счет государственных источников РФ и Украины с привлечением ресурсов заинтересованных игроков частного сектора. Географическое положение Ростовской области предопределяет интенсивное развитие взаимодействия с юго-
западными и южными соседями России (Украиной, Румынией, Турцией, Арменией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном и др.).
В-девятых, организационно-управленческие ресурсы органов власти Ростовской области также целесообразно развивать с использованием механизмов государственно-частного партнерства. По опыту зарубежных стран, с помощью ГЧП, как правило, создается и обслуживается система электронного правительства. Также все разрабатываемые и реализуемые проекты ГЧП в регионе требуют концентрации управленческих и материальных ресурсов и предполагают постоянное консультационное и экспертное взаимодействие органов региональной и муниципальной власти с компаниями частного сектора, деловыми, научными и культурными кругами, обществом в целом.
Таким образом, проекты государственно-частного партнерства существенным образом могут повлиять на более эффективное использование ресурсов региона для наращивания внешнеэкономического потенциала Ростовской области.
Библиографический список
1. Акопова, Е. С. Некоторые экономические аспекты развития отечественной экономики в условиях членства в ВТО [Текст] / Е. С. Акопова, Т. В. Панасенкова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2013. — № 1-2 (41-42).
2. Внешнее сотрудничество Ростовской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.donland. ru/Default.aspx?pageid=76521.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Ростовской области в 2011 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.donexport.ru/ rostov/economy/structure/379.html.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
5. Концепция промышленной политики Ростовской области на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.donland.ru/Default. aspx?pageid=100428&mid=94682&ItemID=87889.
6. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://archive. minregion.ru/OpenFile.ashx/Download?AttachID=184.
Bibliographic list
1. Akopova, E. S. Some Economic Aspects of the Development of the National Economy in Terms of Membership in the WTO [Text] / E. S. Akopova, T. V. Panasenkova // Vestnic of Rostov State University of Economics (RINH). — 2013. — № 1-2 (41-42).
2. External Collaboration of Rostov Region [Electronic resource]. — URL : http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=76521.
3. Foreign Economic Activity of the Enterprises of Rostov Region in 2011 [Electronic resource]. — URL : http://www.donexport.ru/rostov/economy/structure/379.html.
4. The Concept of Long-Term Socio-Economic Development for the Period up to 2020 [Electronic resource]. — URL : http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
5. The Concept of Industrial Policy of the Rostov Region for the Period up to 2020 [Electronic resource]. — URL : http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=100428&mid=94682&ItemID=87889.
6. The Concept of a Socio-Economic Development of the Regions of the Russian Federation [Electronic resource]. — URL : http://archive.minregion.ru/ OpenFile. ashx/Download?AttachID=184.