Научная статья на тему 'Социальные инновации в механизме осуществления административной реформы (на примере города Шахты)'

Социальные инновации в механизме осуществления административной реформы (на примере города Шахты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / INNOVATION POLICY / ADMINISTRATIVE REFORM / SOCIAL INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суева Юлия Витальевна

В статье рассмотрены основные направления инновационной политики администрации Ростовской области. Показана роль социальных инноваций в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации, на примере города Шахты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суева Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INNOVATION IN THE MECHANISM OF THE IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE REFORM (BY THE EXAMPLE OF THE CITY SHAKHTY)

In article the basic directions of an innovative policy of administration of the Rostov region are considered. The role of social innovations is shown during realisation of administrative reform in the Russian Federation, on an example of a city Shakhty.

Текст научной работы на тему «Социальные инновации в механизме осуществления административной реформы (на примере города Шахты)»

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ШАХТЫ)

УДК 334.025

Юлия Витальевна Суева,

Аспирант кафедры «Экономическая

теория», ГОУ ВПО Южно-Российский

государственный университет экономики

и сервиса;

Тел.: (8636)267343

E-mail: sueva y@mail.ru

В статье рассмотрены основные направления инновационной политики администрации Ростовской области. Показана роль социальных инноваций в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации, на примере города Шахты.

Ключевые слова: инновационная политика, административная реформа, социальные инновации.

Julia Vitalievna Sueva,

Postgraduate student of chair of Economic Theory of SEI HPE South-Russian State University of Economics and Service; Tel.: (8636) 267343; E-mail: sueva y@mail.ru

SOCIAL INNOVATION IN THE MECHANISM OF THE IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE REFORM (BY THE EXAMPLE OF THE CITY SHAKHTY)

In article the basic directions of an innovative policy of administration of the Rostov region are considered. The role of social innovations is shown during realisation of administrative reform in the Russian Federation, on an example of a city Shakhty.

Keywords: innovation policy, administrative reform, social innovation.

1. Введение

В современных условиях выход страны нз затянувшегося кризиса возможен только на основе развития инновационной деятельности. Инновационный процесс развивается на основе глобальных и общегосударственных закономерностей и механизмов, но характеризуется спецификой, отражающей особенности отдельных регионов. Мировой опыт свидетельствует, что инновационное развитие во многом является детерминирующим фактором социально-экономических преобразований.

Основное направление социально-экономического развития любой территории, в особенности области, принадлежит объему и качеству инвестиций. Поэтому, необходимо создать такие условия, при которых будут привлечены крупные, в том числе и иностранные инвесторы, способные привнести новые технологии, идеи, инновации. А это повлечет такие позитивные изменения как:

- увеличение налоговой базы, за счет реализации инвестиционных проектов;

- создание новых рабочих мест;

- увеличение количества проводимых выставок и конгрессов регионального и федерального значения;

- дополнительное развитие деловой и транспортной инфраструктуры (в том числе, с помощью использования механизма государственно-частного партнерства).

2. Состояние и перспективы развития инновационной деятельности Ростовской области

Инновационная политика Ростовской области основывается на совокупности социально-экономических мер органов государственной власти Ростовской области, которые направлены на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции и должна включать:

- создание современной инфраструктуры для инновационной деятельности;

- предложения об участии в формировании национальной инновационной системы;

- предложения о реализации конкретных инновационных и венчурных инвестиционных проектов;

- оптимальное распределение ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла для конкретных проектов «идея - технология - производство конкурентоспособной продукции, имеющей спрос»;

- инвентаризацию научных государственных организаций региона;

- предложения о закрытии неэффективных НИИ и лабораторий;

- конкретные предложения об использовании их фондов для развития инновационного бизнеса;

- предложения о софинансировании технологий государственного значения;

- конкретные предложения об участии в венчурной программе РФ[1].

Основными направлениями региональной инновационной политики определены цель, задачи, направления, ме-ханизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы, включающие в себя порядок создания благо-приятной экономической, правовой и инвестиционной среды в сфере инновационной деятельности и формирования инфраструктуры отечествен-ной инновационной системы, а также меры государственной поддержки ком-мерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Инновационная политика способствует трансформации устаревших, неконкурентоспособных производственных структур в новые, а также направлена на ускорение научно-технического и управленческого прогресса, адаптации к объективным требованиям глобализации мировой экономики.

Для успешной реализации инновационной политики Ростовской области необходимо укрепить международное научно-техническое сотрудничество.

Согласно «Областной целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2010-2013 годы» проводится работа поддержки инновационной деятельности региона. Целью этой программы является устойчи-

выи рост валового регионального продукта для последовательного повышения качества жизни населения области и формирование условии обеспечения развития и дальнеИшеИ интеграции элементов региональной инновационной системы в целях перевода экономики РостовскоИ области на инновационный путь развития. Проблема данного перевода экономики связанна с сохранением и развитием имеющегося потенциала и с выбором и поддержкоИ преобладающих направлении, обеспечивающих прорыв в экономическом развитии региона. Важным условием для успешного перевода области на инновационный путь развития является построение скоординированных, эффективно взаимодействующих инновационных систем.

Реализация основных направлении программы должна способствовать осуществлению к 2013 году структурных преобразовании в экономике, ведущих к росту доли в валовом региональном продукте, наукоемких высокотехнологичных отраслеи экономики, сложных организационных, технических и бытовых услуг. К 2013 году и уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальнои деятельности, снижение рисков для инвестиции в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-эко-номическоИ стабильности[2].

В ноябре 2007 года Законодательным Собранием утверждена Стратегия социально-экономического развития РостовскоИ области до 2020 года. Клю-чевоИ задачеИ долгосрочноИ стратегии является построение инновационной экономики.

В рамках этоИ стратегии предполагается поддержка необходимых условиИ инновационного развития региона - от фундаментальных научных исследованиИ до внедрения технологиИ и реализации готовоИ наукоемкоИ товарноИ продукции[3].

Уже запущены эффективные экономические механизмы, способствующие дальнеИшему росту экономики, сохранению прежних темпов экономического развития.

Администрация РостовскоИ области рассчитывает на получение следующих результатов от реализации мер, намеченных СтратегиеИ:

- ВРП возрастет в 2020 году по срав-

нению с 2005 годом в 3,3 раза;

- оборот розничноИ торговли увеличится в 3,7 раза;

- инвестиции в основноИ капитал возрастут в 4,9 раза;

- средняя начисленная заработная плата станет выше в 6,2 раза.

Такие темпы роста к 2015 году сократят разрыв между показателями по РостовскоИ области и в целом по России и значительно повысят конкурентоспособность РостовскоИ области в межрегиональном и мировом масштабах^].

В 2010 году прогнозируется увеличение объемов привлекаемых инвестициИ в основноИ капитал, при этом темп роста инвестициИ будет не ниже 110%. В основном эти вложения будут направлены в производственную сферу и на реализацию инфраструктурных проектов.

Ростовская область способна стать регионом-локомотивом юга России и обеспечивать интеграцию России в гло-бальныИ рынок благодаря имеющемуся портфелю ресурсов:

- географическое и геополитическое положение, обеспечивает области звание и функцию «ворот Юга России» (в том числе приграничное положение, близость к экономически развитым регионам России и Украины (Донбасс, КраснодарскиИ краИ и др.));

- наличие крупноИ городскоИ агломерации является неоспоримым преимуществом развития региона и макрорегиона, так как концентрируют ресурсы динамичного роста потребительского рынка, возможности формирования новых интеллектуалоемких секторов экономики, потенциал социокуль-турноИ переработки;

- административный статус территории играет существенную роль в формировании инвестиционного климата;

- высокиИ уровень демографического потенциала территории. Численность населения РостовскоИ области на 01.01.2010 года составила 4229505 человек;

- высокиИ уровень и качество урбанизации территории. Практически все города РостовскоИ области являются полифункциональными;

- развитая сеть образовательных и научных учреждениИ, наличие высокотехнологичных производств, которые обеспечивают высокиИ уровень развития человеческих ресурсов;

- земельные, водные и природно-климатические ресурсы. Ростовская

область относится к степноИ зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы;

- высокиИ уровень диверсификации экономики, которыИ создает потенциал устоИчивости экономического развития и обеспечение социальных гарантиИ;

- энергоизбыточность региона, что в условиях дефицитности энергосистемы Юга обеспечивает РостовскоИ области существенное конкурентное преимущество.

3. Социально-экономические инструменты инновационного развития города Шахты

Переход к инновационному типу воспроизводства с необходимостью требует реализации не только технологических, но и социальных инновациИ. Приоритетным направлением социально-экономического развития РостовскоИ области является повышение благосостояния и качества жизни населения, что в современных условиях предполагает формирование как собственно инновационноИ, так и необходимоИ организационно-институциональноИ инфраструктуры. Создание и совершенствование такоИ инфраструктуры, необходимоИ для социальных инновациИ, - важнеИшая цель комплекса мер осуществляемоИ в последние годы ад-министративноИ реформы.

Одно из лидирующих мест в реализации административноИ реформы РФ в РостовскоИ области занимает г Шахты. Администрация г. Шахты первоИ среди россиИских органов местного самоуправления внедрила в свою деятельность систему менеджмента качества, а также прошла процедуру сертификации на соответствие требованиям международного стандарта качества. Причинами внедрения системы менеджмента качества в администрации г. Шахты являются: улучшение качества работы муниципальных служащих и оказываемых муниципальных услуг, систематизирование процессов деятельности администрации.

В 2007 году сертификацию прошли все отраслевые (функциональные) подразделения Администрации и городская Дума г Шахты. Это позволило определить стратегическиИ курс на обеспечение устоИчивого инновационного развития муниципального образования и непрерывное повышение качества жизни шахтинцев.

С 2006 года успешно деИствует Школа кадрового резерва. В этом же году

Администрация г Шахты ориентируясь на потребителя, провела инновационную работу по применению процесс-но-системного подхода для установления порядка ускоренного прохождения документов на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения. Данный проект получил название «Зелёный коридор». В отделе по работе с населением для этого был создан новый сектор оформления документов. Время прохождения документов сократилось с 42 дней до 21. Сократилось и количество приходов заявителя в «Зеленый коридор» (необходимо приходить для сдачи заявления, для согласования проекта границ земельного участка и для получения готовых документов). Были также выявлены следующие положительные результаты от внедрения «Зеленого коридора»: объединение двух распоряжений в одно; территориальное объединение ведомств; ежедневный прием заявителей; перемещение документов по кабинетам специалистом, а не заявителем; выдача квитанций на оплату всех услуг в одном подразделении в день приема заявления; единовременный комиссионный выезд всех ведомств на земельный участок; отсутствие очередей; изменение психологии поведения чиновника; повышение производительности труда специалистов; конкретизация ответственности на каждом этапе; контроль над процессом прохождения документов со стороны администрации; повышение наполняемости бюджета за счет платежей земельного налога; незамедлительное информирование заявителя по исполнению определенного этапа работы; повышение имиджа администрации города; реальная помощь гражданам.

Это проект стал прочной основой для создания многофункционального центра предоставления муниципальных услуг г Шахты (2007г)

С 2009 года в городе разработан и введен в действие комплекс инновационных проектов и программ, главный принцип которых - ориентация на потребителя. Сеть многофункциональных центров создана для повышения качества и доступности муниципальных и государственных услуг в городе, они охватывают различные сферы жизни населения:

- МФЦ г Шахты (около 100 видов муниципальных услуг);

- МФЦ «Социум» (55 видов социальных услуг);

- Центр коммунальных услуг (50 видов услуг);

- Город без очередей.

Цель создания МФЦ строится на тех же принципах, что и внедрение «Зеленого коридора».

Также, утвержден Стандарт комфортности предоставления услуг на территории города Шахты. Организация обратной связи с потребителями услуг, это еще один комплексный инновационный социальный проект. У жителей города появилась возможность обратиться к мэру по нескольким каналам связи: в прямом эфире местного телевидения, письменно - по «Почте мэра», по электронной почте мэра, по телефону «горячей линии» Администрации, по «Телефону доверия мэра».

Следующим этапом развития административной реформы в стране стал проект создания общественно-делового центра "Город будущего", пока единственного в России, цель которого - сосредоточение городских служб, предоставляющих государственные и муниципальные услуги населению, в одном месте, т.е. принцип «одного окна» в общероссийском масштабе. Это позволит отказаться от посредников предоставления услуг, оптимизировать рабочие места, повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг

Общая площадь ОДЦ «Город будущего» составляет 18 тыс. кв.м. В зданиях предусмотрено размещение всех федеральных, областных и муниципальных учреждений, предоставляющих государственные и муниципальные услуги населению в городе Шахты. Земельно-имущественные организации будут оказывать 270 видов услуг. В их число входят: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Департамент архитектуры Администрации, орган технической инвентаризации, комитет по управлению имуществом. Организации, предоставляющие социальные услуги (пенсионный фонд, фонд социального страхования, отдел МФЦ «Социум», ЦЗН) будут предоставлять 70 видов услуг Гражданско-правовые организации (отдел УФМС, ИФНС, ОГИБДД УВД г Шахты, центр хранения архивных документов, ЗАГС) будут оказывать около 50 видов услуг. В центральной галерее первого этажа разместятся микрозоны отдыха и ожидания. Приём посетителей будет вестись в 120 окнах. Предусмотрены обеденный зал кафе и детская ком-

ната, размещение банков, аптек, парикмахерских, спортзала, продажа сопутствующих товаров. Планируется принцип дистанционного обслуживания. Для свободного доступа шахтинцев в Интернет используется технология «Ш1И», в общественных зонах размещены таксофоны. Есть помещение для проведения техосмотра автомобилей и для размещения автошколы для водителей. Возле центра предусмотрена автопарковка на 500 мест, автомойка. Есть автопарк, в котором можно будет взять автомобиль на прокат. Продумана безопасность объекта (охрана, видеонаблюдение, тревожные кнопки).

Нормативно-правовая база создания общественно-делового центра «Город будущего», а также опыт взаимодействия администрации города с региональными и областными структурами, предоставляющими услуги на территории города, может стать основой для разработки нормативно-правовой и методической базы создания МФЦ в общероссийском масштабе[6].

В перспективе общественно-деловой центр "Город будущего" будет предоставлять широкие возможности для реализации инновационных проектов, в том числе и в общероссийском масштабе.

Ожидаемые результаты деятельности общественно-делового центра «Город будущего»:

- сокращение сроков и повышение качества предоставления услуг;

- реализация антикоррупционных программ;

- повышение информированности граждан о порядке, способах и условиях получения услуг;

- соответствие требованиям стандарта комфортности предоставления услуг[7].

В связи с открытием ОДЦ в городе появился новый маршрут автобуса. Он едет без остановок прямо до «Города будущего». Проезд в автобусах данного маршрута осуществляется бесплатно.

По словам мэра города Шахты С.А. Понамаренко, данный проект, по сути, основывается на частно-государственном партнерстве. Он позволит сделать власть в городе Шахты еще более открытой к диалогу с населением[8].

4. Заключение

Вышеизложенное свидетельствует об активном инновационном развитии города, о его инвестиционной привлекательности, что повлечет рост заинтересованности инвесторов во вложение

средств в экономику города. А чем больше денег поступает в экономику территориальной единицы, тем лучше она развита и тем выше уровень жизни в ней.

Следствием этого станет получение общественных выгод в виде позитивного развития экономики, обеспечивающего создание новых рабочих мест, новых технологий, имеющих важное стратегическое значение для долгосрочного роста экономики Ростовской области.

В связи с этим необходимо также развитие информационной структуры поддержки инновационной деятельности. Это позволит построить высокоэффективную, восприимчивую к нововведениям экономику и ускорить перевод Ростовской области на инновационный путь развития.

Также очень важно задействовать имеющийся интеллектуальный потенциал, который существует в виде квалификации, репутации и знаний, с целью создания и эффективного использования инноваций - технологических и социальных. Этот потенциал необходимо преобразовать в капитализированные активы, поскольку квалификация на рынке реализуется в виде сертификатов и лицензий, репутация — в виде брэндов, а знания — в виде прав интеллектуальной собственности. Понятие бренда, в этом случае, характеризует все аспекты жизни области и является комплексным неформальным показателем инновационно-инвестиционной привлекательности.

Литература

1. Корчагин Ю.А. Программно-целевой подход к развитию инновационно-информационного сектора региона на примере Ростовской и Воронежской областей [Электронный ресурс] // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики 2008. URL: http:// www.lerc.ru/informatics/0002/0005/ (дата

обращения 29.01.2010);

2. Концепция областной долгосрочной программы инновационного развития Ростовской области на 2009-2013 годы [Электронный ресурс] // Инновационный портал Ростовской области 2009. URL: http://www.novadon.ru/ (дата обращения 01.02.2010);

3. Доклад заместителя Министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области В. В. Вакулы [Электронный ресурс] // Законодательное собрание Ростовской области 2009. URL: http:// www.zsro.ru/ (дата обращения 02.02.2010);

4. Бартеньев В.П. Приоритеты экономической политики Администрации Ростовской области и ее правовое регулирование // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. №2;

5. Энтин А.С. Заседание «круглого стола» на тему «Ростовская область как опорная зона национальной инновационной системы на юге России» [Электронный ресурс] // Законодательное собрание Ростовской области 2009. URL: http://www.zsro.ru/ (дата обращения 02.02.2010);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Пресс - служба администрации города Шахты [Электронный ресурс] // Шахтинские новости 2009. URL: http:// www.shakhty.su/2009/12/05/003/ (дата обращения 09.04.2010);

7. История создания ОДЦ «Город будущего» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОДЦ «Город будущего» 2010. URL: http://gorod-buduschego.ru/o-proecte/ (дата обращения 09.04.2010);

8. Пресс - служба администрации города Шахты [Электронный ресурс] // Шахтинские новости 2009. URL: http:// www.shakhty.su/2009/10/02/005/ (дата обращения 09.04.2010).

References

1. Korchagin Y. Software-targeted ap-

proach to the development of innovation and information sector in the region as an example of Rostov and Voronezh regions [electronic resource] // TSIRE: Center for Regional Economic Research 2008. URL:http://www.lerc.ru/informatics/0002/ 0005/ (date of treatment 01/29/2010);

2. The concept of regional long-term program of innovation development of the Rostov region in 2009 -2013 [electronic resource] // Innovation Portal Rostov 2009. URL: http://www.novadon.ru/ (date of treatment 01.02.2010);

3. Report of the Deputy Minister of Economy, Trade, international and foreign economic relations of the Rostov region Vladimir Vakula [electronic resource] // Rostov Region Legislative Assembly 2009. URL: http://www.zsro.ru/ (date of treatment 02.02.2010);

4. Bartenev, VP The priorities of economic policy of the Administration of Rostov Region and its legal regulation / / Real Estate and Investments. Legal regulation. 2008. № 2;

5. Entin AS The meeting was a round table on "The Rostov region as the reference area of the national innovation system in the south of Russia [electronic resource] // Rostov Region Legislative Assembly 2009. URL: http:// www.zsro.ru/ (date of treatment 02.02.2010);

6. Press - service of the city administration mines [electronic resource] // Sha-khtinskiy News 2009. URL: http:// www.shakhty.su/2009/12/05/003/ (date of treatment 09.04.2010);

7. History ODTS "City of the Future [electronic resource] // Official Website ODTS" City of the Future "2010. URL: http://gorod-buduschego.ru/o-proecte/ (date of treatment 09.04.2010);

8. Press - service of the city administration mines [electronic resource] // Sha-khtinskiy News 2009. URL: http:// www.shakhty.su/2009/10/02/005/ (date of treatment 09.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.