Научная статья на тему 'Проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средних компаний'

Проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средних компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
823
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / ЭКСПОРТ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / STATE SUPPORT / SUBSIDIES / EXPORT / FOREIGN TRADE TURNOVER / STATE PROGRAMS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Александр Николаевич

Рассмотрены меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, действующие на территории Российской Федерации, обозначены наиболее эффективные формы его поддержки. Проведен анализ системы и структуры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике. Установлено, что наиболее востребованы со стороны малого и среднего бизнеса финансовые формы поддержки: предоставление субсидий и грантов, а также имущественная поддержка на льготных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED COMPANIES

Measures of the state support of the small and medium business, operating in the territory of the Russian Federation are considered, the most effective forms of support are designated. The deep analysis of structure of the state support in the Chuvash Republic is carried out. It is established that are most demanded from small and medium business financial forms of support are: granting subsidies and grants, and also providing property support on favorable terms.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средних компаний»

УДК 338.2 ББК 65.261.5

А.Н. РЫБАКОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ КОМПАНИЙ

Ключевые слова: государственная поддержка, субсидии, экспорт, внешнеторговый оборот, государственные программы, малый и средний бизнес.

Рассмотрены меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, действующие на территории Российской Федерации, обозначены наиболее эффективные формы его поддержки. Проведен анализ системы и структуры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике. Установлено, что наиболее востребованы со стороны малого и среднего бизнеса финансовые формы поддержки: предоставление субсидий и грантов, а также имущественная поддержка на льготных условиях.

A. RYBAKOV

PROBLEMS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED COMPANIES

Key words: state support, subsidies, export, foreign trade turnover, state programs, small and medium business.

Measures of the state support of the small and medium business, operating in the territory of the Russian Federation are considered, the most effective forms of support are designated. The deep analysis of structure of the state support in the Chuvash Republic is carried out. It is established that are most demanded from small and medium business financial forms of support are: granting subsidies and grants, and also providing property support on favorable terms.

Нарастающие в экономике России негативные факторы по снижению темпов экономического роста экономики и инвестиций в основной капитал свидетельствуют о необходимости поиска новых подходов к созданию новых высококвалифицированных рабочих мест и наукоемких производств, пополнению доходных частей консолидированных бюджетов регионов. В последнее время Правительством России большая ставка делается на развитие малого и среднего предпринимательства, а также усиление мер его поддержки.

Понятие «государственная поддержка предпринимательства» представляет собой создание экономических и правовых условий, стимулов для развития производств, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. При этом с точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать такие условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, минимизация риска, защита собственности и личности и т.д.). Система государственной поддержки предпринимательства включает в себя:

- законодательную и нормативную базу, определяющую специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующую формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;

- правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие хозяйствующих субъектов в отношениях с органами власти;

- безопасность и защиту предпринимателей от криминальных действий;

- систему специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства;

- государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие инновационное развитие промышленности, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, формы занятости, миграционные потоки и т.д.;

- ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты), необходимые для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения инвестиций, совершенствованием налоговой системы.

Таким образом, именно от эффективности функционирования вышеназванной системы зависит рост числа предпринимателей на определенной

территории, а значит, и развитие сопутствующих сфер жизнедеятельности общества за счет реализации синергетического эффекта.

В целях определения существующих форм государственной поддержки нами был проведен анализ действующих мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. В Российской Федерации они реализуются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса - Министерством экономического развития Российской Федерации, на основании положений Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (с изм. от 28.12.2013 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1, а также органами исполнительной власти субъектов Федерации в сфере экономического развития и поддержки предпринимательства.

В качестве мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), согласно данному закону, могут предусматриваться:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

- упрощенный порядок составления СМСП статистической отчетности;

- льготный прядок расчетов за приватизированное СМСП государственное и муниципальное имущество;

- особый порядок участия СМСП в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

- меры по обеспечению прав и законных интересов СМСП при осуществлении государственного контроля (надзора);

- меры по обеспечению финансовой поддержки СМСП;

- меры по развитию инфраструктуры поддержки СМСП.

Система финансовой поддержки СМСП включает в себя комплекс программ по линии министерств и ведомств:

- федеральная финансовая программа поддержки СМСП, реализуемая Министерством экономического развития Российской Федерации и предусматривающая субсидии регионам на государственную поддержку СМСП, создание и развитие инфраструктуры поддержки СМСП;

- программа финансовой поддержки СМСП, реализуемая ОАО «МСП Банк» (дочернее общество ГК «Внешэкономбанк»);

- государственная гарантийная поддержка экспортно-ориентированным СМСП, реализуемая ОАО «ЭСКАР» (дочернее общество ГК «Внешэкономбанк»);

- программа поддержки СМСП в агропромышленном комплексе, реализуемая Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

- программа развития самозанятости безработных граждан, реализуемая Министерством труда Российской Федерации;

- комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Только в 2013 г. на реализацию различных мероприятий поддержки СМСП из федерального бюджета было выделено более 34,5 млрд руб. (рисунок).

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Фед. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31, 30 июля. Ст. 4006.

Минобразования России(Фонд Бортника) 11,8%

поддержка малых форм хозяйствования -субсидирование % ставки -14%

Г

поддержка начинающим фермерам -6%

развитие семейных животноводческих ферм -3,04%

оформление

земельных участков в собственность

КФХ -1,6%

Структура финансирования по программам государственной поддержки СМСП (2013 г.) [3]

Система мероприятий государственной программы финансовой поддержки СМСП базируется на предоставлении на конкурсной основе субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ развития СмСп, правила и порядок которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 1782. Субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования расходов по мероприятиям федеральной финансовой программы поддержки СМСП, в частности, при предоставлении информации о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств на соответствующие мероприятия.

Минэкономразвития России ежегодно утверждает порядок и условия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации и принимает решения о выделении субсидий региональным бюджетам на мероприятия региональных программ поддержки СМСП на условиях софинансирования (средний уровень софинансирования из федерального бюджета - 70% и во многом зависит от индекса бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации). При этом подавляющее число субъектов Российской Федерации (около 80%) получают софинансирование из расчета 4 руб. средств федерального бюджета на 1 руб. средств регионального бюджета.

Эти меры направляются на реализацию:

- «прямых» мер финансовой поддержки в форме субсидий СМСП (около 60% выделяемых средств);

- «непрямых» мер поддержки СМСП в форме создания и развития инфраструктуры поддержки СмСП, в том числе имущественной и финансовой (около 40% средств).

С 2010 г. в Чувашской Республике в состав приоритетных направлений финансовой поддержки СМСП вошли предприятия, направленные на содействие инновационному предпринимательству и производственным компаниям. В 2013 г. появились новые приоритеты поддержки при сохранении наиболее востребованных направлений поддержки предыдущих лет (грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, предоставление гарантий). Так, в 2013 г. в

2 О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства РФ от 27.02.2009 г. № 178 (в ред. от 28.06.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 10, 9 марта. Ст. 1226.

соответствии с приказом Минэкономразвития России приоритетными являлись следующие направления государственной поддержки СМСП:

- создание и развитие инфраструктуры поддержки СМСП (бизнес-инкубаторы);

- поддержка экспортно-ориентированных СМСП;

- развитие системы кредитования СМСП;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки СМСП в научно-технической сфере;

- реализация иных мероприятий по поддержке и развитию СМСП.

Наиболее востребованными среди субъектов предпринимательства России мероприятиями поддержки являются поддержка лизинга и модернизация производства для СМСП неторгового сектора с численностью занятых более 50 человек. Только в 2013 г. на цели модернизации производства выделено 4,64 млн руб. 75 регионам, поддержку получили около 4 тыс. предпринимателей. При этом в качестве формы государственной поддержки используются:

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов СМСП по лизинговым договорам;

- субсидирование первого взноса СМСП при заключении договора лизинга оборудования (до 10 млн руб. для компаний с численностью занятых свыше 50 человек);

- предоставление целевых безвозмездных грантов на создание собственного дела начинающим СМСП на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере не более 1 млн руб.;

- компенсация затрат на уплату процентов по кредитам, выданным СМСП на строительство (реконструкцию) производственных зданий и приобретение оборудования - до 10 млн руб.;

- компенсация затрат на приобретение оборудования компаниям, которые за собственный счет софинансируют приобретение оборудования - до 10 млн руб.

Вышеназванные формы предпринимательства реализуются практически во всех регионах России, в том числе и в Чувашской Республике, где развитие и необходимость поддержки малого и среднего бизнеса являются приоритетом государственной политики, особенно это очевидно в условиях экономической стагнации, в которой оказалась наша страна. Несмотря на проблемы, стоящие перед предпринимателями, достаточно уверенно развиваются объемы производства и оказанных услуг, доля малого бизнеса в валовом региональном продукте в 2012 г. достигла 17,7% и по итогам 2013 г. останется на таком же уровне, в 2010 г. данный показатель составлял 16,5%.

За период с 2010 г. по 2013 г. субъектам малого и среднего предпринимательства Чувашии в качестве мер государственной поддержки из всех уровней бюджетной системы выделено более 1 млрд руб [2] . Эффективность вложения данных средств подтверждается ключевыми параметрами развития предпринимательства. По сравнению с началом 2013 г. количество организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, увеличилось на 3,6% и составило 55 655 ед., несмотря на снижение численности индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность в связи с увеличением страховых взносов в начале 2012 г. В настоящее время в малом и среднем предпринимательстве трудится более 155 тыс. человек, что составляет почти одну треть занятых в экономике республики.

Оборот продукции (услуг), производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, за 2013 г. составил 260 млрд руб. (что на 19% больше уровня 2012 г.). Объем налоговых поступлений от субъектов малого и средне-

го предпринимательства во все уровни бюджета на 31.12.2013 г. составил 2,1 млрд руб. (по сравнению за 2012 г. - 1,9 млрд руб.), что на 10% больше уровня 2012 г.

В республике на сегодня сформированы практически все формы государственной поддержки, действующие на территории Российской Федерации: финансовая, имущественная, организационно-консультационная, поддержка в области подготовки и переподготовки кадров, в частности, реализуется 20 форм поддержки СМСП. В результате принятых мер в 2013 г. финансовую поддержку получили более 1,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, или на 27,1% больше аналогичного показателя за 2012 г. Консультационной и организационной поддержкой воспользовались 8,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (в 2012 г. 8,0 тыс.). По предварительной оценке, создано около 2500 рабочих мест и сохранено около 11 000 рабочих мест (в 2012 г. - 2,5 тыс. и 9 тыс., соответственно).

Основной упор поддержки СМСП в 2013 г. был смещен в сторону обновления основных фондов, создания нового продукта за счет таких мер поддержки, как прямые субсидии инновационным компаниям на выпуск нового продукта, данной мерой воспользовалось 11 предприятий; возмещение затрат, связанных с лизингом оборудования, данной мерой воспользовалось 52 организации, 7 организаций воспользовались возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на техперевооружение, и др.

Данный акцент обусловлен тем, что более 45% субъектов малого бизнеса осуществляют деятельность в области оптовой и розничной торговли, около 18% в области предоставления различных услуг, т.е. в видах экономической деятельности с низкой добавленной стоимостью. Задача Правительства Чувашии заключается в развитии предприятий, которые выпускают высокотехнологичную продукцию, а также продукцию на экспорт.

С целью поддержки начинающих предпринимателей в Чувашии создана разветвленная сеть бизнес-инкубаторов, которая охватывает всю республику. Правительством Чувашии принято решение о поддержке предприятий, осуществляющих расширение производственных площадей. Как известно, расходы на инженерию в общей стоимости проекта строительства любой новой производственной площадки составляют от 15 до 20%. Локализация производства субъектами СМСП в создаваемом Минэкономразвития Чувашии индустриальном парке по пр. Тракторостроителей площадью более 20 га позволит снизить расходы СМСП до уровня 2-3% и создать более 10 новых производств в области машиностроения.

Правительством Чувашии планируется дальнейшее расширение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: завершение создания индустриального парка в г. Чебоксары, строительство технопарка в г. Новочебоксарск, создание центра коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, развитие центра прототипирования, центра молодежного инновационного творчества и др.

Приведенный выше анализ нормативных актов и мер государственной поддержки позволяет сделать вывод о том, что в целом в России сформирована минимально необходимая система мер государственной поддержки предпринимательства. В настоящее время на первый план выходят задачи по доведению таких мер до тех предпринимателей, которые в них нуждаются, а также по значительному упрощению доступа к получению мер поддержки, выработке финансовых и нефинансовых механизмов по эффективному предоставлению их. Конечной целью реализации этих задач станет модернизация действующих и создание новых производств. В целом опросы предпринимателей в Чувашской Республике показывают, что они ожидают появления новых более эффективных

инструментов государственной поддержки, преимущественно финансовых, в виде грантов и компенсации затрат на приобретение технологического оборудования, а также внедрения в России передовых западных форм [1]. Данные факты могут свидетельствовать о необходимости внесения изменений в вышеназванные нормативные акты с целью их практической адаптации к требованиям предпринимателей и взаимоувязки существующих мер государственной поддержки для получения синергетического эффекта.

Литература

1. Левина Е.И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 2.

2. Малый и средний бизнес Чувашии: офиц. сайт. URL: http://gov.cap.m/SfeMap.aspx?govjd=142&id=230503&flle= Gosudarstvennaya_podderzhka.

3. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://smb.gov.ru.

РЫБАКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры экономики, управления и кооперации, Чебоксарский кооперативный институт; руководитель Центра экспортной поддержки Чувашской Республики, Россия, Чебоксары (molniay@mail.ru).

RYBAKOV ALEXANDER - post-graduate student of Economics, Management and Cooperation Chair, Cheboksary Cooperative Institute; head of Export Support Center of the Chuvash Republic, Russia, Cheboksary.

УДК 338.2 ББК 65.261.5

А.Н. РЫБАКОВ

О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Ключевые слова: государственная поддержка, Всемирная торговая организация, субсидии, конкурентоспособность, машиностроительный комплекс.

Рассмотрены проблемы, возникшие в машиностроительном комплексе после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организации, а также исследованы причины и способы повышения конкурентоспособности данной отрасли. Особое внимание уделено вопросам защиты интересов производителей полуприцепной техники в России, в том числе сделаны выводы о необходимости пересмотра условий членства России в ВТО и изучения передовых форм поддержки промышленных предприятий в западных странах.

A. RYBAKOV

MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF THE ENTERPRISES OF MACHINE-BUILDING BRANCH OF RUSSIA

Key words: state support, World Trade Organization, subsidies, competitiveness, machine-building complex.

In article the problems which have arisen in a machine-building complex after the entry of the Russian Federation in World Trade Organization are considered, and also the reasons and ways of increase of competitiveness of this sphere are investigated. The special attention is paid to questions to protection of interests of producers of semitrailer equipment in Russia, including conclusions are drawn on need of revision of conditions of membership of Russia for the WTO and studying of the advanced forms of support of the industrial enterprises in the western countries.

В условиях нарастания негативных тенденций в экономике России на первый план выходят вопросы поддержки отечественной промышленности и в первую очередь одной из ключевых отраслей экономики России - машиностроительной. Исследованию проблем повышения конкурентоспособности предприятий и инновационного развития российской экономики посвящено значительное внимание в трудах М. Портера [3], А. Некипелова [2], С. Глазьева [1]. Многими российскими и западными учеными в периодической литературе прогнозируется появление проблем в условиях членства России во Всемирной торговой организации, а также необходимость выработки мер по адаптации отраслей экономики для работы в новых экономических условиях. К настоящему времени отечественные ученые-экономисты еще не разработали системных мер по повыше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.