АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Г. НОВОСИБИРСКА
Ирина Ивановна Александрова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, е-mail: [email protected]
Автором проведен анализ структуры финансирования направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по ведомственной целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства г. Новосибирска» на 2014 - 2016 годы и предложены рекомендации по ее совершенствованию.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, направления поддержки, анализ, структура, совершенствование.
ANALYSIS OF STRUCTURE OF FINANCING OF DIRECTIONS OF SUPPORT OF SMALL AND MIDDLE BUSINESS OF CITY OF NOVOSIBIRSK ENTITIES
Irina I. Аleksandrova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo, Senior Lecturer Department of Management and Entrepreneurship, тел. (383)361-01-24, е-mail: [email protected]
An author is conduct the analysis of structure of financing of directions of support of small and middle business entities on the department having a special purpose program "Development and support of small and middle enterprise Novosibirsk" on 2014 - 2016 and recommendations are offered on her perfection.
Key words: small and AV enterprise, directions of support, analysis, structure, perfection.
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономики Новосибирска. Предприятия данного сектора присутствуют практически во всех сферах деятельности, поэтому их развитие является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города Новосибирска.
В Новосибирске сформирована достаточно мощная структура поддержки
и развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМиСП), которая представляет собой систему, включающую [1]:
- Совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске и советы предпринимателей в районах города Новосибирска;
- Комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска;
- организации инфраструктуры поддержки СМиСП, в том числе:
а) информационно-консультационные пункты по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в районах города;
б) Муниципальное автономное учреждение «Г ородской центр развития предпринимательства» (далее - МАУ «ГЦРП») и бизнес-инкубатор;
в) торгово-промышленные палаты, общественные организации и объединения предпринимателей.
25.12.2013 г. постановлением мэрии г. Новосибирска утверждена ведомственная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства г. Новосибирска» (далее Программа) на 2014 - 2016 годы, которая является по своей сути продолжением предыдущей целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства города Новосибирска" на 2011 - 2013 годы.
Представляют интерес объемы бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на поддержку СМиСП, цели и задачи Программы, ожидаемые результаты ее реализации.
Разработчиком Программы стал Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска. Ее целью является содействие развитию малого и среднего предпринимательства города.
Основными направлениями реализации Программы для достижения обозначенной цели являются [1]:
- оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки СМиСП;
- оказание учебно-методической поддержки СМиСП, в том числе в сфере повышения производительности и качества труда;
- формирование перечня муниципального имущества для оказания имущественной поддержки СМиСП;
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе информационно-консультационных пунктов по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в районах города Новосибирска, МАУ «ГЦРП», бизнес-инкубаторов и промышленных (индустриальных) парков.
Объем финансирования Программы впечатляющий - 134 284,0 тыс. рублей, средства на реализацию будут выделены из трех источников:
- за счет средств бюджета города Новосибирска - 94 441,5 тыс. руб.;
- за счет средств бюджета Новосибирской области - 25 102,5 тыс. руб.;
- за счет внебюджетных источников - 14 740,0 тыс. руб.
Источники и структура финансирования по годам представлена на рис.
1, который иллюстрирует, что большая часть средств на реализацию Программы будет направлена из бюджета города Новосибирска - 70,33 %; 18,69 % будет выделена из бюджета Новосибирской области и 10,98 % - из внебюджетных источников.
Программа предполагает действия по трем основным направлениям:
1) оказание поддержки СМиСП г. Новосибирска:
- оказание финансовой поддержки (субсидии);
- информирование о поддержке предпринимательства;
- индивидуальное консультирование, организация и проведение различных семинаров, тренингов и конкурсов;
2) развитие СМиСП г. Новосибирска:
- организация и проведение конференций, конкурсов, предоставление грантов, создание интернет-ресурсов, виртуальной выставки, школы бизнеса;
- мероприятия, направленные на поддержку положительного образа предпринимателя, проведение исследований и опросов;
- продвижение на региональные и международные рынки товаров и услуг, презентация продукции СМиСП и пр.;
50 000,00 40 000,00 30 000,00 20 000,00 10 000,00 0,00
4 700,00 12 450,10
4 955,00 12 652,40
5 085,00 00
31 480,50
2014 год
31 480,50
2015 год
31 480,50
2016 год
□ Бюджет города ■ Областной бюджет □ Внебюджетные источники
Рис. 1. Источники и объем финансирования ведомственной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства г. Новосибирска» на 2014 - 2016 гг., тыс. руб.
3) формирование и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки СМиСП г. Новосибирска:
- организация и обеспечение деятельности бизнес-инкубатора;
- создание и развитие промышленных и индустриальных парков и др.;
Если анализировать финансирование по годам (рис. 2), то
констатировать, что в первый год реализации Программы 73,84 % денежных средств планируется потратить на развитие инфраструктуры СМиСП города (организация бизнес-инкубатора, реконструкция зданий под производственные площадки и пр. мероприятия), во второй год 46,31 % - на оказание финансовой поддержки (субсидии, конкурсы, индивидуальное консультирование), 39,02 % на развитие инфраструктуры, в 2016 году - 43,35 % средств будет реализовано по третьему направлению.
Если более подробно рассмотреть структуру финансирования, то можно отметить, что доля средств по направлению «Развитие СМиСП города Новосибирска» в общей структуре финансирования незначительная и составляет 13,59 %. Большая часть средств Программы будет выделена по перовому и третьему направлениям (33,60 % и 52,81 % соответственно).
В результате реализации Программы планируется увеличение числа занятых на малых и средних предприятиях с 233 тыс. человек до 255 тыс. (рис. 3) - рост численности составит по сравнению с 2013 годом порядка 10 %, также планируется и рост количества самих субъектов с 96 589 единиц до 99 144
(+3 % к 2013 году).
Для оценки предпринимательского климата и настроений предпринимательской среды МАУ «ГЦРП» ежегодно проводятся опросы общественного мнения, основными участниками которых являются предприниматели, владеющие компаниями или являющиеся их руководителями, как правило, количество принимающих в опросе респондентов составляет около 150 человек (на опрос также выделяются средства в рамках реализации данной Программы - 600 тыс. руб.).
80
70
60
50
40
30
20
10
0
73,84
2014 год 2015 год
Оказание поддержки СМиСП
2016 год
■ Развитие СМиСП
Рис. 2. Структура финансирования направлений поддержки СМиСП, в %
255 019,00
260 000,00 250 000,00 240 000,00 230 000,00 220 000,00
2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
(оценка)
■ Среднесписочная численность работников в СМиСП Рис. 3. Прогноз численности населения, занятого в СМиСП, чел.
Результаты опроса респондентов в 2012 году показали, что более 50 % опрошенных не владеют информацией о мерах гос. поддержки вовсе, 22 % -знают о ней, но не пользуются в своей текущей деятельности, около 16 % принимают участие в мероприятиях, организуемых властью для малого и среднего бизнеса, 6 % опрошенных отметили, что пользовались поддержкой, но больше этого делать не планируют и только лишь чуть более 3 % предпринимателей регулярно пользуются ею [2].
Ежегодно в федеральных и региональных СМИ появляется информация об усилении принимаемых мер по поддержке СМиСП, об увеличении объемов бюджетных средств, направляемых в данную сферу. Однако, судя по проведенным опросам и мнениям предпринимателей, несмотря на широкомасштабную поддержку СМиСП в данном секторе существуют достаточно серьезные проблемы:
- неосведомленность предпринимателей о возможности использования всех форм поддержки СМиСП;
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования;
- сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких, по сравнению с доходностью бизнеса, ставок платы за кредитные ресурсы;
- жесткие требования банков к обеспечению кредитов;
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, - недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам;
- высокая плата за арендуемые помещения;
- финансовые и административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям и многие другие.
Для решения обозначенных проблем необходимо применение комплексного подхода к их изучению, что позволит провести планомерную работу по формированию благоприятных условий для развития предпринимательства, для обеспечения большей осведомленности руководителей малых предприятий
о существующих направлениях поддержки и о возможностях их использования.
Для решения обозначенных проблем видимо, необходимо усовершенствовать структуру финансирования программы. Считаем, что в первый год реализации Программы необходимо направить несколько большую часть средств на реализацию таких мероприятий, как организация и проведение семинаров и тренингов для предпринимателей; информирование о деятельности гос. органов и местной власти; доведение Программ поддержки до каждого конкретного потребителя. Исполнение мероприятий Программы для достижения поставленных целей следует жестко контролировать.
После этого должна быть произведена оценка результативности реализованных мероприятий по степени их влияния на показатели развития СМиСП и приняты последующие управляющие воздействия.
1. Постановление мэрии г. Новосибирска от 25 декабря 2013 г. № 12290 «Об утверждении ведомственной целевой программы « Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства города Новосибирска» на 2014 - 2016 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mispnsk.ru/publications/example/gorod/vcp_2014-2016.html
2. Малый и средний бизнес города Новосибирска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mispnsk.ru/articles.html?page=5
© И. И. Александрова, 2014