УДК 334.012.64(571.53)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
© Мананкова А. А., 2016
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье проводится анализ состояния малого предпринимательства в Иркутской области, выделяются основные проблемы его функционирования. Автор освещает некоторые возможности и перспективы развития малого бизнеса в регионе, а также раскрывает вопросы, касающиеся системы мер государственной и негосударственной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: малый бизнес, Иркутская область, субсидии, гранты, программы поддержки малого бизнеса, налоговые льготы.
В современном мире развитию малого бизнеса уделяется огромное внимание. Если изучить статистику наиболее развитых стран, то можно увидеть, что его доля в ВВП составляет более 50 % среди всех функционирующих предприятий [1] (для России эта цифра составляет 21 % по данным на 2015 год [2]). Активная поддержка данного вида предпринимательства правительствами разных стран легко объяснима, так как эффект, получаемый национальной экономикой от малого бизнеса невозможно переоценить. Во-первых, малые предприятия наиболее динамичны, они быстро и гибко реагируют на изменения потребительского спроса, насыщают рынок необходимыми товарами и услугами. Во-вторых, они обеспечивают занятость населения, так как очень быстро и при небольших затратах создают новые рабочие места. Таким образом, через развитие малого бизнеса происходит снятие социальной напряженности в стране. В-третьих, малые предприятия имеют более высокую собираемость налогов. Они увеличивают налогооблагаемую базу для бюджетов всех уровней. И в заключении, малое предпринимательство, имеющее инновационную направленность, является зачатком для крупной
промышленности, которая способствует развитию всей отечественной экономики.
Целью данной статьи является проведение подробного анализа состояния, возможностей и перспектив для создания и развития малого бизнеса в Иркутской области.
Иркутская область — субъект РФ, обладающий огромными запасами природных ресурсов. В 2015 году регион занял 25 место по уровню социально-экономического развития [3]. Несмотря на это малый бизнес в регионе развит достаточно слабо.
Всего по данным Иркутскстата за 2014 год число предприятий малого бизнеса в области равно 28 602 единиц, при численности населения равной 2 418 тыс. человек [4]. В мировой практике существует общепринятый показатель — число предприятий малого бизнеса на 1 000 человек населения. МБ в стране считается зрелым, если данный показатель равен 30-50 [5]. В развитых странах, таких как США, это значение достигает 74. В Иркутской области этот показатель на 2014 год равен 12.
Суммарный оборот малых предприятий региона по результатам отчетного периода составил 388,1 млрд. рублей. Общий объем реализованных товаров и услуг, при этом, за тот же период в денежном выражении составил 1 545,4 млрд. рублей [4]. Произведя несложные
39 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 3 • 2016
вычисления, можно увидеть, что доля, образованная предприятиями малого бизнеса, составляет около 25 %. При этом большую часть в общем обороте, а именно около 73 %, занимают такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля, а также аренда и другие операции с недвижимым имуществом, то есть отрасли с наиболее быстрым периодом окупаемости и
Таблица 1. Структура предприятий малого бизнеса в
сравнительно невысоким уровнем возможных финансовых потерь. Таким образом, наблюдается, что производство стратегически значимых для страны товаров не интересует малого предпринимателя в рассматриваемом регионе, мала доля сельского хозяйства, обрабатывающих и химического производств, производства продуктов питания.
Иркутской области по отраслям экономики по данным на
_2014 год[4]
Количество предприятий, ед. Оборот, тыс.руб.
Всего 28 602 388 105 267
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 971 9 245 617
Рыболовство, рыбоводство 21 45 256
Добыча полезных ископаемых 140 3 152 154
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 34 1 073 374
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 106 2 078 780
Обрабатывающие производства 2 377 29 751 759
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 281 4 189 949
Текстильное и швейное производство 86 805 511
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 5 46 758
Обработка древесины и производство изделий из дерева 460 4 775 258
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 261 1 844 490
Производство кокса, нефтепродуктов и прочих материалов 12 620 080
Химическое производство 45 747 007
Производство резиновых и пластмассовых изделий 164 3 192 204
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 180 3 420 255
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 216 3 005 477
Производство машин, оборудования, аппаратуры для радио, телевидения, связи, транспортных средств 449 5 399 452
Прочие производства 218 1 705 318
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 250 2 466 536
Строительство 3 479 46 471 439
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10 890 226 495 504
Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 1 059 19 118 119
Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 5 880 150 997 376
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 3 951 56 380 010
Гостиницы и рестораны 876 6 006 531
Транспорт и связь 2 269 18 402 896
Финансовая деятельность 421 140 036
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5 683 37 246 697
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 18 4 889
Образование 83 158 718
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 424 1 876 936
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 700 6 640 298
Несмотря на незрелое состояние малого бизнеса, Иркутская область обладает неплохим потенциалом для его развития. Проведя анализ, можно смело сказать, что у регионального предпринимателя существует множество возможностей для того, чтобы найти и занять свое место на рынке.
Во-первых, Иркутская область является промышленным регионом. На ее территории располагается множество крупных предприятий — Иркутскэнерго, Саянскхимпласт, Ангарская нефтехимическая компания, Иркутский авиазавод и др. Данная специфика области позволяет активно развивать аутсорсинг и субконтрактацию как перспективные формы сотрудничества между крупными и малыми предприятиями. Аутсорсинг — выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними
специалистами [6]. Субконтрактация представляет собой форму сотрудничества между крупными предприятиями и мелкими производителями, которая позволяет достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию имеющихся производственных мощностей и более совершенному использованию ресурсов [7].
Во-вторых, известно, что территория Иркутской области богата природными ресурсами. Закономерными следствием данного факта является сырьевая направленность экспорта в регионе — основная часть экспортируемых товаров
представлена топливно-энергетическими товарами, металлами, древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями, минеральными продуктами. В Иркутской области добывается около 10 % всего российского золота, осваиваются месторождения огнеупорных глин, магнезита, формовочных и стекольных песков, каменной соли, талька, гипса, облицовочных камней, слюды-мусковита, полудрагоценных и поделочных камней и минеральных строительных материалов [8].
Стоит уделить особое внимание мощнейшим гидроэнергетическим и водным ресурсам, благодаря которым электроэнергия и пресная вода в регионе распространяется по очень низким ценам. Это делает привлекательным открытие в области энергоемких производств.
Также отметить стоит туристический потенциал региона. Озеро Байкал, в совокупности с близлежащими заповедниками и парками является настоящей местной жемчужиной. Здесь обитает более тысячи животных и растений эндемиков. Все это делает возможным развитие в области экотуризма. Предпринимателям, желающим открыть свой туристический бизнес, привлечь путешественников из-за границы поможет снизившийся вдвое курс национальной валюты.
Если взглянуть на статистику Федерального Таможенного Управления, можно определить, какими товарами в настоящее время регион не обеспечивает себя самостоятельно.
Рис. 1. Товарная структура импорта Иркутской области в 2015 году
По данным на конец 2015 года, 58 % региональных экспортно-импортных операций приходится на страны АТР, при этом самой крупной страной экспортером в Иркутскую область является Китай (140 млн. долл. США). Из рисунка, представленного выше видно, что Иркутская область импортирует продукцию химической промышленности (в большей степени неорганическая химия), металлические изделия, продукцию машиностроения, продовольственные товары, товары ТЭК и др. [9]. Таким образом, внутри данных категорий также находятся предполагаемые ниши для замещения зарубежных товаров, сильно подорожавших в результате кризиса.
Сергей Маяренков, предприниматель, общественный и политический деятель, представитель АСИ в Иркутске, в интервью для журнала «Капиталист» рассказывает о возможностях развития предпринимательства в рассматриваемом регионе. В качестве одной из таких возможностей он выделяет освоение новых рынков и поиск новых партнеров. Причем он советует отстраниться от мыслей о центральной России и скорее устремить свои взгляды на Восток. По результатам проведенного эксперимента, в ходе которого на карте была построена окружность радиусом 1 000 километров от Иркутска выяснилось, что на данной территории живет приблизительно 36 миллионов потенциальных потребителей — Хакассия, Красноярский край, Якутия, Улан-Уде, Забайкальский край, Монголия, Маньчжурия [10].
Если взять за рассмотрение радиус равный 2000 километров, то территория потенциальных рынков захватит большую часть Китая, в том числе Пекин, а число потенциальных потребителей возрастет до полумиллиарда человек, а это больше, чем все население России.
Таким образом, предельно ясным становится тот факт, что малый бизнес региона не должен страдать от отсутствия или недостаточной емкости рынков сбыта, однако данная возможность будет
работать на предпринимателя только в том случае, если он имеет четкую стратегию, удовлетворяющую текущим рыночным
требованиям.
Не секрет, что на начальном этапе любого стартапа основными проблемами являются недостаточность финансовых ресурсов. Понимая это, государство в свою очередь предоставляет субъектам малого бизнеса определенную поддержку, которая заключается в субсидировании, налоговых льготах, государственных гарантиях и
др.
Субсидирование и предоставление грантов в РФ осуществляется на 3х уровнях — федеральном, региональном и местном. Самыми известными и выгодными федеральными программами по развитию малого бизнеса, которыми может воспользоваться субъект малого
предпринимательства в Иркутской области, в настоящее время являются программы, направленные на поддержку научно-технических предприятий:
1. «Старт» — право подать заявку на участие есть у любой фирмы, существующей на рынке не более 2-х лет и еще не реализовавшей свой продукт (размер ежегодной выручки не должен превышать 0,3 миллиона рублей). Размер гранта не превышает 5 млн. рублей, а срок проведения НИОКР 12 месяцев. Программа предусмотрена для нескольких направлений: биотехнологии, инновационная медицина, 1Т, разработка инновационного оборудования и материалов.
2. «Развитие» — программа предусмотрена для компаний, относящихся к высокотехнологичной сфере, которые имеют свою историю научной работы и определенный уровень движения средств. Программа позволяет получить до 15 млн. руб., но не более размера личных средств, вложенных в деятельность.
3. «Интернационализация» — направлена на поддержку производства не сырьевой экспортно-ориентированной продукции. Максимальный объем предоставляемой помощи составляет 15,0 млн. руб,
при условии софинансирования из внебюджетных средств, в размере не менее 50 %. Срок выполнения НИОКР должен составлять от 18 до 24 месяцев.
4. «Коммерциализация» — проводится для предприятий, которые уже завершили НИОКР и планируют создание/расширение своей инновационной продукции. Грант предоставляется в размере не более 15 млн. руб, при условии 100 % софинансирования из собственных или привлеченных средств [11].
Стоит отметить, что за поддержкой малый предприниматель может обратиться в ведомственные учреждения — Министерство сельского хозяйства, Министерство образования, Министерство промышленности и торговли (развитие народного промысла).
Также органом предоставления мер поддержки в рамках программы «Помощь начинающим предпринимателям» является центр занятости населения. Субсидии предоставляются в размере 58,8 тыс. рублей на основании бизнес-плана.
На региональном уровне в Иркутской области поддержка субъектов малого бизнеса осуществляется на основании программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» 2015-2020 гг. и регулируется Положением Правительства Иркутской области от 5 сентября 2014 года № 427-пп «О предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства». Согласно этому положению субсидии на региональном уровне осуществляются в основном как компенсация затрат, понесенных в результате приобретения оборудования. Размер субсидии доходит до 3 млн. руб. и при этом не может превышать 50 % от суммы затрат на оборудование. Оборудование должно быть новым, участвовать в производстве продукции и относиться ко второй и выше амортизационным группам.
Что касается уровня муниципалитета, то, например, в городе Иркутске, в рамках программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2013-2017 г.г.» предприниматель имеет право получить субсидии в виде:
1. Субсидии на создание собственного бизнеса — 80 % общих расходов, но не более 200 тыс. руб.
2. Субсидии на начальном этапе ведения бизнеса — в размере 50 %, но не более 500 тыс. руб.
3. Субсидии для возмещения части затрат по выплате процентов по кредиту — в размере действующей ставки рефинансирования, не более суммы налоговых поступлений от СМ и СП во все уровни бюджетов, однако сумма субсидии превышает 500 тыс. рублей в год.
4. Субсидии по договорам лизинга — в размере 50 % авансового платежа, но не более 300 тыс. руб.
5. Субсидии для возмещения части затрат по договорам аренды — в размере 50 % от суммы фактически уплаченной по договорам аренды, но не более 150 тыс. руб.
6. Субсидия в целях возмещения затрат на участие в выставках, ярмарках — 70 %, но не более 80 тыс. руб.
7. Субсидия в целях возмещения затрат, связанных с разработкой и экспертизой бизнес-планов инвестиционных проектов, направленных на реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг — не более 70 % по одному бизнес-плану, но не более 100 тыс. руб.
8. Субсидия для возмещения части затрат, связанных с прохождением сертификации по соответствующим установленным международным системам и стандартам качества, экологическим стандартам - 50 % затрат, но не более 100 тыс. руб.
Однако не все предприниматели могут рассчитывать на получение такого рода помощи, для этого предприятие должно заниматься обрабатывающим производством,
информационными технологиями, образованием, здравоохранением, научными исследованиями и разработками, а также осуществлять свою деятельность не менее 1 месяца с момента государственной регистрации [12].
Налоговые льготы — еще одна мера государственной поддержки развития малого предпринимательства. Помимо того, что в РФ субъект малого бизнеса может использовать спецналогрежим — УСН, ПСН, ЕНВД, ЕСХН, на территории региона существуют и другие налоговые послабления, к числу которых относится:
1. Нулевая налоговая ставка в течение двух лет с момента регистрации (действует до 2020 года). Подходит для индивидуальных предпринимателей на УСН и ПСН, работающих в сферах нефтегазохимии, машиностроения, производства пищевых продуктов, информационных технологий, образования, здравоохранения, научных разработок и др. [13].
2. Дифференцированная процентная ставка для малых предприятий на УСН 5 и 7 % от дохода, занимающихся видами деятельности указанными в региональном законе об особенностях применения УСН [13].
3. Льготы по налогу на имущество организаций, величина которого в регионе составляет 2,2 %. Такую льготу могут получить предприятия на вновь приобретенное/созданное или реконструированное оборудование в размере 25 % от налоговой ставки, если стоимость его приобретения/увеличенная стоимость составляет более 10 млн. руб. за один налоговый период. Если сумма превышает 50/100 млн. рублей, то в течение 1/2 последующих налоговых периодов
соответственно сумма налога уменьшается на 50 % [14].
Помимо вышеперечисленных форм
государственной финансовой поддержки на территории Иркутской области оказывается и другого рода помощь СМ и СП. В целом на данный момент в регионе сложилась следующая инфраструктура поддержки малого бизнеса. Стоит отметить, что в нее входят как государственные, так и частные организации: I. В сфере финансовой поддержки:
1. Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутский областной гарантийный фонд» существляет предоставление поручительств (гарантий), предоставление информационно-консультационной поддержки и содействие малым и средним предприятиям
2. Различные муниципальные микрофинансовые организации, основной деятельностью которых является предоставление займов субъектам малого предпринимательства. К ним относятся ИФМФ, МФО «ФОП МСП АГО» и
др.
II. В консультационной сфере:
1. Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» (ЦПП) — оказание инфомационно-консультационных услуг; проведение для малых и средних предприятий семинаров, конференций, форумов, круглых столов, издание пособий; организация и реализация специальных программ обучения для малых и средних предприятий; возмещение затрат на участие в выставочно-ярмарочной деятельности.
2. Центр инноваций социальной сферы при Иркутском государственном университете (ЦИСС при ИГУ) — оказание консультационной и информационной поддержки социальным предпринимателям и социально-ориентированным некоммерческим организациям; проведение Школы социального предпринимательства, а также семинаров, лекций, мастер-классов по социальным тематикам; организация взаимодействия с органами исполнительной власти и экспертным сообществом по вопросам развития социального предпринимательства.
III. В области инноваций и производственной сфере:
1. Региональный центр инжиниринга (структурное подразделение ЦПП) — оценка технической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства для внедрения новых технологий; разработка программ модернизации, технического перевооружения/ реконструкции производства; услуги в области инженерных и конструкторских решений, разработки продуктов; разработка технологий, техпроцессов, подготовка к запуску производств резидентов технопарка; услуги консалтинга,
бизнес-планирования и поиска источников финансирования проектов; услуги по обучению и повышению квалификации персонала;
коммерциализация НИОКР в области машиностроительных технологий; услуги по компьютерному инжинирингу».
2. Центр сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования) — аттестация и сертификация производств низких технологических переделов;оказание услуг аккредитованной лаборатории по входному/выходному контролю качества материалов, деталей и конструкций; проведение испытаний опытных образцов выпускаемой продукции и оборудования с целью подтверждения соответствия требованиям отраслевых стандартов; консалтинговые и инжиниринговые услуги в сфере сертификации, стандартизации и испытаний; мониторинг производственных и инжиниринговых компаний региона с целью формирования отраслевой системы поставщиков; организация и проведение обучающих мероприятий по профилю деятельности центра.
3. Центр кластерного развития — проведение маркетинговых исследований; разработка и продвижение зонтичных брендов; организация и проведение обучающих тренингов, семинаров, вебинаров; софинансирование посещения ключевых отраслевых выставочных мероприятий; организация работ по обеспечению соответствия продукции участников кластеров требованиям потребителей; софинансирование разработки бизнес-планов;
проведение информационных кампаний для участников в СМИ;
подготовка и реализация совместных кластерных проектов.
4. Ангарский технопарк - предоставление готовой инфраструктуры (земли, производственное оборудование, инженерные сети); предоставление арендных каникул для развертывания производства (стоимость подключения 0 руб. ко всем инженерным сетям); предоставление отраслевой специализации: низкий коэффициент вложения собственных средств на созданные рабочие места.
5. Бизнес-инкубатор города Байкальск -содействие в создании новых инновационных предприятий; содействие развитию на территории Байкальского муниципального образования инфраструктуры малых и средних предприятий; информационная, консультационная поддержка начинающих предпринимателей на территории Байкальского муниципального образования; создание условий для развития новых субъектов бизнеса на территории и др.
6. Индустриальный парк «Байкальский» -оказание информационно-консультационных услуг; предоставление земельных участков в аренду.
7. Технопарк Иркутского национального исследовательского технического университета -оказание консультационных услуг; проведение маркетингового исследования; организация выставок, семинаров и конференций, тренингов; услуги по подготовке заявок на участие в конкурсах и тендерах; оказание юридических услуг для малых инновационных компаний [15].
Таким образом, опираясь на проведенный в данной статье анализ, можно заключить, что малый бизнес в Иркутской области развит достаточно слабо. Его структура преимущественно представлена торговыми предприятиями, а доля в общем доходе области достигает лишь 25 %. Однако, благодаря ресурсному потенциалу региона, его промышленной составляющей, являющейся заслугой прошлого экономического строя, а также благодаря текущей политике государства, направленной на поддержание СМ и СП, занимающегося развитием стратегически важных для страны отраслей, малое предпринимательство имеет здесь достаточно большие возможности. Имея в своем распоряжении такого рода возможности, от предпринимателя требуется определить свой целевой сегмент, подробно изучить, в чем нуждаются его представители и конечно обеспечить качество своей продукции, которое гарантирует в дальнейшем ее конкурентоспособность. ■
1. Ларичева Е.А. Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Е.А. Ларичева // URL: http://science-
bsea.bgita.ru/2014/ekonom_2014_22/laricheva_sravnithtm (Дата обращения 17.08.2016)
2. Калинин А.В. Мало и медленно [Электронный ресурс] / А.В. Калинин // Официальный сайт Российская ГазетаЦКЬ: https://rg.ru/2015/04/14/dola.html (Дата обращения 15.09.2016)
3. Рейтинг социально-экономического положения регионов - 2015. [Электронный ресурс] // URL: http://riarating.ru/infografika/20150616/610658857.html (Дата обращения 15.09.2016)
4. Основные показатели деятельности микропредприятий за 2014 год Иркутская область. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики URL: http://irkutskstat.gks.ru (Дата обращения 21.09.2016)
5. Винокуров М.А. Малое предпринимательство в Иркутской области в контексте мирового опыта [Электронный ресурс] / М.А. Винокуров, А.П. Суходолов. Отрывок из книги Экономика Иркутской области // URL: http://irkipedia.ru (Дата обращения 15.09.2016)
6. Аутсорсинг. Экономический словарь. [Электронный ресурс] //URL: http://vslovare.ru/slovo/jekonomicheskiij-slovar/autsorsing (Дата обращения 15.09.2016)
7. Субконтрактация: эффективный путь развития предпринимательства в промышленности [Электронный ресурс] // URL: http://nisse.ru/articles/details.php (Дата обращения 20.09.2016)
8. Иркутская область. [Электронный ресурс] // URL: http://irkipedia.ru/content/irkutskaya_ oblast (Дата обращения 25.09.2016)
9. Товарная структура экспорта и импорта Иркутской области. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сибирское таможенное управление URL: http://stu.customs.ru/index.php
10. Сергей Маяренков: «Кризис - время новых возможностей»[Электронный ресурс] // Официальный сайт Газета ДелоЦКЬ: http://sia.ru (Дата обращения 26.09.2016)
11. Программы инновационного развития [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонд содействия инновациям URL: http://fasie.ru/programs/http://(Дата обращения 26.09.2016)
12. Инвестиционно-финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства города Иркутска. [Электронный ресурс] // Официальный портал города Иркутска URL: http://admirk.ru/pages/predost-subsidiy-subektam-mal-sredn-predprin.aspx (Дата обращения 24.09.2016)
13. Закон Иркутской области «Об особенностях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения» от 30.11.2015 №112-оз
14. Закон иркутской области «О налоге на имущество организаций»от 19.09.2007 года N 34/1/3-C3 в редакции Законов Иркутской области от 10.10.2008 N 86-оз, от
19.11.2009 N 85/51-оз, от 02.11.2010 N 95-ОЗ, от
15.12.2011 N 136-О3, от 28.06.2012 N 62-ОЗ
15. Инфраструктура поддержки СМиСП Иркутской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерство экономического развития Иркутской области URL: irkobl.ru (Дата обращения 26.09.2016)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аутсорсинг. Экономический словарь. [Электронный ресурс] //URL:
http://vslovare.ru/slovo/jekonomicheskiij-slovar/autsorsing (Дата обращения 15.09.2016)
Винокуров М.А. Малое предпринимательство в Иркутской области в контексте мирового опыта [Электронный ресурс] / М.А. Винокуров, А.П. Суходолов. Отрывок из книги Экономика Иркутской области // URL: http://irkipedia.ru (Дата обращения 15.09.2016)
Закон Иркутской области «Об особенностях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения» от 30.11.2015 №112-оз
Закон иркутской области «О налоге на имущество организаций»от 19.09.2007 года N 34/1/3-СЗ в редакции Законов Иркутской области от 10.10.2008 N 86-оз, от 19.11.2009 N 85/51-оз, от
02.11.2010 N 95-ОЗ, от 15.12.2011 N 136-ОЗ, от
28.06.2012 N 62-ОЗ
Инвестиционно-финансовая поддержка
субъектам малого и среднего предпринимательства города Иркутска. [Электронный ресурс] // Официальный портал города Иркутска URL: http://admirk.ru/pages/predost-subsidiy-subektam-mal-sredn-predprin.aspx (Дата обращения 24.09.2016)
Инфраструктура поддержки СМиСП Иркутской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерство экономического развития Иркутской области URL: irkobl.ru (Дата обращения 26.09.2016)
Иркутская область. [Электронный ресурс] // URL: http://irkipedia.ru/content/irkutskaya_ oblast (Дата обращения 25.09.2016)
Калинин A.B. Мало и медленно [Электронный ресурс] / A.B. Калинин // Официальный сайт Российская Га iCTaURL:
https://rg.ru/2015/04/14/dola.html (Дата обращения 15.09.2016)
Ларичева Е.А. Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Е.А. Ларичева // URL: http://science-
bsea.bgita.ru/2014/ekonom_2014_22/laricheva_sravnit. htm (Дата обращения 17.08.2016)
Основные показатели деятельности
микропредприятий за 2014 год Иркутская область. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики URL: http://irkutskstat.gks.ru (Дата обращения 21.09.2016)
Программы инновационного развития [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонд содействия инновациям URL:
http ://fasie .ru/programs/http://(Дата обращения
26.09.2016)
Рейтинг социально-экономического положения регионов - 2015. [Электронный ресурс] // URL: http://riarating.ru/infografika/20150616/610658857.ht ml (Дата обращения 15.09.2016)
Сергей Маяренков: «Кризис - время новых возможностей» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Газета Дсло1ЖЬ: http://sia.ru (Дата обращения 26.09.2016)
Субконтрактация: эффективный путь развития предпринимательства в промышленности [Электронный ресурс] // URL:
http://nisse.ru/articles/details.php (Дата обращения 20.09.2016)
Товарная структура экспорта и импорта Иркутской области. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сибирское таможенное управление URL: http://stu.customs.ru/index.php
Actual problems of small business development in the Irkutsk region
© Manankova A., 2016
This article analyzes the state of small business in the Irkutsk region and highlights its main functioning problems. The author covers issues about some possibilities and prospects of small business development in the region, as well as reveals issues concerning the system of state and non-state supportive measures of small businesses.
Keywords: small business, the Irkutsk region, grants, small business support programs, tax advantages.