Управление развитием малого и среднего предпринимательства в Сибирском федеральном округе
Role Managing the Development of Small and Medium-Sized Enterprises in the Siberian Federal District
УДК 334.7:005.511
Колпакиди Дмитрий Викторович
заведующий кафедрой Иркутского государственного лингвистического университета,
кандидат экономических наук 664025, г Иркутск, ул. Ленина, д. 8
Kolpakidi Dmitriy Viktorovich
Lenina Str. 8, Irkutsk, 664025, Russian Federation
В настоящее время управление развитием малого и среднего предпринимательства в Сибирском федеральном округе (СФО) осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, которой, в том числе, предусматривается стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Управление развитием малого и среднего предпринимательства в СФО осуществляется на трех уровнях (межрегиональный, региональный, муниципальный). Во всех субъектах СФО сформированы региональные системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Однако регионы СФО находятся на разном уровне развития малого и среднего предпринимательства, что подтверждает сравнительный анализ систем поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в субъектах СФО. В настоящее время идет формирование системы управления развитием малого и среднего предпринимательства на уровне СФО. Создан Экспертно-консультативный совет по малому и среднему предпринимательству при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, выполняющий в основном совещательную и консультационную функции. Управление развитием малого и среднего предпринимательства на межрегиональном уровне осложняется отсутствием четкой системы координации действий отдельных субъектов СФО в сфере поддержки и развития предпринимательства, единых приоритетов развития и мотивации в необходимости интегрирования в общую систему.
The article covers Russia's Siberian Federal District (SFD), saying that it is developing small and medium-sized enterprises (SaMSE) in accordance with the terms of a socio-economic development strategy (Strategy) set forth for that region through 2020. The Strategy calls, inter alia, for simulating SaMSE development. The paper adds that SFD SaMSEs are being cultivated at three levels: inter-regional, regional and municipal. All of the regions have formed regional support systems to aid in the development of SaMSEs. However, a comparative analysis indicates that not all SaMSEs are progressing at the same rate. In this regard, the review adds that the SFD is in the midst of establishing SaMSE control systems. These systems, which have an expert advisory board supported by the Plenipotentiary Envoy of the President of the Russian Federation in the SFD, would in principal perform consultative and advisory functions. In conclusion, the document notes that the SFD lacks
a coordinated system for various actors in support and business undertakings, with this gap complicating the management and development of SaMSEs. It goes on to postulate several means of covering this critical default, such as cultivating common priorities and motivating individual SaMSEs to integrate their separate requirements into a comprehensive multi-enterprise program.
Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, субъекты малого и среднего предпринимательства, стратегия социально-экономического развития, региональные системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктура поддержки бизнеса, программно-целевой подход
Keywords: Siberian Federal District, small and medium-sized enterprises (SaMSE), strategy of socio-economic development and regional systems support and development of SaMSEs, infrastructure supporting SaMSEs, target-oriented approach, control system development of SaMSEs at inter-regional level
Сибирский федеральный округ (СФО) был образован 13 мая 2000 г. Он занимает 5114,8 тыс. км2, что составляет 30% территории Российской Федерации. В состав округа входят 12 субъектов Российской Федерации, в том числе: 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия); 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский); 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская).
Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее — Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р, определены основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегической цели развития Сибири на период до 2020 г. [1]. Стратегической целью развития Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.
Основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 г. должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта, начиная с 2012 г., должен превышать среднероссийский показатель. Для достижения стратегической цели Стратегией намечен ряд задач, в числе которых «...развитие сервисной (финансовой, страховой, юридической, консалтинговой, проектной, офисной, коммуникационной, туристической) инфраструктуры обеспечения бизнеса до уровня, соответствующего мировым стандартам» [Там же]. Решение данной задачи возможно только в условиях создания на территории округа благоприятной среды для развития предпринимательства.
СО
0
1 О
ш о.
0
1
О ^
0 о;
s ^
с
со
S
1 0. ш CÍ
о
о о X _ ш сг X V X Регионы с низким уровнем развития малого и среднего предпринимательства: Республика Алтай, Республика Хакасия и Республика Тыва Регионы со средним уровнем развития малого и среднего предпринимательства: Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский и Красноярский края Регионы с высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства: Алтайский край, Кемеровская, Омская, Новосибирская и Томская области
2
и I О V СО к X < со X Основная задача Формирование соответствующей нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры поддержки и собственно поддержка субъектов малого предпринимательства на стадии их формирования и первоначального развития Создание целостной системы поддержки предпринимательства, включающей полную цепочку инфраструктурных элементов и финансовых механизмов Изменение структуры СМиСП, организация доведения стартующего малого бизнеса до устойчивого уровня, а также налаживание кооперационных связей малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса
о 2
Ожидаемый »езультат к 2020 г.
Массовое появление новых малых предприятий, повышение уровня предпринимательской культуры населения и квалификации кадров Рост конкуренции среди малых предприятий, обеспечивающий высокое качество производимых ими товаров и услуг Увеличение вклада малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт, увеличение экспорта его услуг (туризм, транспорт, культура, спорт), решение ряда социальных проблем
Рис. 1. Ожидаемые результаты от реализации Стратегии
Стратегией предусматривается стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), осуществляющих свою деятельность в следующих сферах:
• научно-внедренческая и инновационная деятельность;
• производство новых промышленных товаров;
• промышленное производство на основе долгосрочных договоров по оказанию услуг научного, промышленного и технологического характера;
• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
• торговля, бытовое обслуживание, общественное питание шаговой доступности; подготовка и переподготовка кадров массовых специальностей;
• строительство;
• туризм, здравоохранение, рекреация, экология, наука, консалтинг, информационное обеспечение, культура, спорт, особенно экспортно ориентированные предприятия;
• транспортные услуги;
• сервисные предприятия, интегрированные в региональные институты внешней торговли;
• предприятия, задействованные в системе жизнеобеспечения населения муниципальных образований;
• иные предприятия, выполняющие социально значимые государственные и муниципальные заказы. Для отдельных регионов СФО Стратегией предусматривается постановка различных задач и достижение соответствующих результатов в зависимости от уровня развития малого и среднего предпринимательства (рис. 1).
Развитие малого и среднего бизнеса предполагается осуществить в 3 этапа. На первом этапе (2010— 2011 гг.) развития предпринимательства для решения указанных задач во всех регионах Сибири планировалось стимулировать развитие малого и среднего бизнеса для преодоления негативных тенденций финансово-экономического кризиса и выхода на уровень, достигнутый в 2008 г.
Второй этап (2012-2015 гг.) предусматривает обеспечение устойчивого развития малого и среднего
предпринимательства в СФО. При этом должны быть достигнуты следующие значения основных целевых показателей: прирост производства и продаж продукции (услуг) СМиСП — 4-5% в год, количество СМиСП — 17%, доля валового регионального продукта, созданного на предприятиях малого и среднего бизнеса, — 25-35%. На третьем этапе (20162020 гг.) должны быть обеспечены условия для продолжения реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности СМиСП. Целевые показатели на этом этапе должны достигнуть следующих значений: прирост производства и продаж продукции (услуг) СМиСП — 6-7% в год, количество СМиСП — 20%, доля валового регионального продукта, созданного на предприятиях малого и среднего бизнеса, — 40%.
Достижение стратегических результатов напрямую связано с формированием трехуровневой системы управления развитием малого и среднего предпринимательства СФО. При этом на каждом из уровней должны быть приняты и реализованы собственные программы поддержки и развития СМиСП, созданы объекты инфраструктуры, обеспечено участие общественных объединений предпринимателей в процессе формирования благоприятной среды для развития предпринимательства, обеспечен доступ предпринимателей к кредитным, инвестиционным и информационным ресурсам.
Создание системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в первую очередь базируется на функционировании сформировавшихся в настоящее время систем поддержки и развития СМиСП на региональном и муниципальном уровнях. В настоящей работе анализируется современное состояние уровня развития систем поддержки и развития предпринимательства в регионах СФО в момент перехода на второй этап стратегического развития (табл. 1).
Действующая в регионах СФО система поддержки СМиСП включает в себя следующие виды поддержки: финансовую, имущественную, информационную, консультационную, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров,
Таблица 1
Сравнительный анализ систем поддержки и развития малого и среднего предпринимательства
в субъектах СФО
Регион Структурное подразделение органа государственной власти субъекта РФ СФО, курирующее вопросы развития МиСП Наличие программы развития малого и среднего предпринимательства Электронный информационный ресурс поддержки СМиСП Торгово-промышленная палата Евро Инфо Корреспондентский Центр Объединения предпринимателей, принимающие непосредственное участие в реализации программ развития СМиСП Муниципальные центры поддержки Структуры бизнес-инкубирования, за исключением расположенных в учебных заведениях Гарантийный фонд Фонд микрокредитова-ния/ФПМП Агентства/центры поддержки
Республика Алтай М + П + — + 11 1 — 1 +
Республика Бурятия О + Р + — + 24 1 (1) + 23 +
Республика Тыва Д + Р + — + — 1 (1) — 16 —
Республика Хакасия О + Р + + + 13 + +
Алтайский край У + П + — + 71 2 (3) + 8 +
Забайкальский край О + П + — + — 2 (1) + 4 —
Красноярский край О + П + — + 62 4 (3) + 8 +
Иркутская область О + П + + + 19 1 (1) + 15 +
Кемеровская область У + Р + + + 36 6 (3) + 2 +
Новосибирская область О + П + + + 1* 3 (23) + 1 +
Омская область У + П + + + — 1 (6) + 1 —
Томская область У + П + + + 25 6 (6) + — +
<
о
Примечания: М — министерство; Д — департамент; У — управление; О — отдел; П — специализированный информационный портал по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства; Р — раздел на официальном сайте органа государственной власти субъекта РФ СФО, курирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства. * — МАУ города Новосибирска «Городской центр развития предпринимательства, а также 66 информационно-консультационных пунктов на основе интернет-портала «Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области».
поддержку в области инноваций, содействия развитию международного и межрегионального сотрудничества и пр. Анализ данных табл.1 позволяет выявить недостающие элементы систем поддержки и развития СМиСП в регионах СФО.
В регионах с высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства достаточно высок статус органа, ответственного за принятие решений по развитию предпринимательства на региональном уровне. Как правило, это управление. В регионах с низким и средним уровнем развития малого и среднего предпринимательства данная функция закреплена за отделами, за исключением Республик Алтай и Тыва. Несомненно, это в некотором роде демонстрирует степень внимания, уделяемого органами управления субъектами СФО вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства, поскольку уровень и оперативность принятия управленческого решения зависят от уровня органа государственной власти субъекта РФ, курирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства.
В каждом регионе поддержка осуществляется в рамках программ содействия развитию СМиСП. В регионах с низким уровнем развития предпринимательства региональные электронные информационные ресурсы, как правило, представляют собой разделы на порталах органов государственной власти, за исключением Республики Алтай, где электронный информационный ресурс создан в виде отдельного портала. Здесь свою роль, по всей видимости, играет то, что в данном регионе управление поддержкой СМиСП осуществляется на уровне министерства. В регионах со средним и высоким уровнем развития предпринимательства электронные ресурсы, посвященные вопросам поддержки СМиСП, оформлены в виде отдельных порталов, за исключением Респуб-
лики Бурятия и Кемеровской области. Однако следует отметить, что наличие отдельного портала не всегда говорит о качестве его информационного наполнения, часто информация на данных сайтах минимальна. Качество информации возрастает в случае, если наполнением сайта занимаются не специалисты соответствующего структурного подразделения органа государственной власти, а работники предприятия инфраструктуры поддержки, которому выделяется финансирование по программе развития СМиСП на осуществление данного вида поддержки.
Лоббированием интересов предпринимателей занимаются торгово-промышленные палаты и объединения предпринимателей, которые присутствуют в каждом регионе СФО. В регионах с высоким уровнем развития предпринимательства в последнее время стал появляться достаточно новый для нашей страны тип предприятий инфраструктуры поддержки СМиСП — Евро Инфо Корреспондентские Центры. Также подобный центр создан в Республике Хакассия. В настоящий момент данные структуры, как правило, находятся на начальной стадии своего развития и оказывают не слишком большой объем услуг, однако дальнейшее развитие подобных предприятий инфраструктуры поддержки СМиСП, несомненно, представляется весьма перспективным.
Муниципальные центры поддержки (МЦП) представлены практически во всех регионах СФО, за исключением Республики Тыва, Забайкальского края и Омской области. В большинстве регионов существуют достаточно обширные сети подобных центров. В регионах с низким уровнем развития предпринимательства количество МЦП составляет от 11 до 13, со средним — от 19 до 62, с высоким — от 25 до 71. В Новосибирской области существует один МЦП в столице региона, а сеть центров в муниципальных
<
о
образованиях (МО) представлена 66 информационно-консультационными пунктами, функционирующими на основе интернет-портала «Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области».
Подобный «виртуальный» подход, с одной стороны, достаточно легко и быстро позволяет охватить поддержкой большинство территорий региона, а с другой — ограничивает спектр предоставляемых услуг и количество предпринимателей, обращающихся за поддержкой. Данный способ организации поддержки должен рассматриваться как дополнение к уже существующей сети МЦП, для оказания поддержки предпринимателям тех МО, где создание центров затруднено или нецелесообразно.
Структуры бизнес-инкубирования (за исключением расположенных в учебных заведениях) представлены почти во всех регионах СФО, кроме Республики Ха-кассия. В регионах с низким развитием предпринимательства количество подобных структур колеблется от 0 до 1, со средним — от 1 до 4 (в среднем 2), с высоким — от 1 до 6 (в среднем 3,6). В регионах с высоким уровнем развития предпринимательства, которые также обладают высоким научным и образовательным потенциалом, создано достаточно большое количество бизнес-инкубаторов при учебных заведениях. Такие структуры, как правило, создаются при технических вузах и направлены на поддержку инновационных разработок или оказание поддержки малым предприятиям в отдельных узкоспециализированных отраслях. Причем поддержка осуществляется исключительно в области молодежного предпринимательства (студенты, аспиранты, молодые ученые).
Таким образом, на первом этапе реализации стратегии развития во всех субъектах СФО сформированы региональные системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, схематично представленные на рис. 2, управление которыми происходит путем реализации программно-целевого подхода на уровне каждого региона.
Задачей второго этапа представляется формирование системы управления развитием малого и среднего предпринимательства на уровне СФО, которая должна позволить координировать и направлять действия отдельных регионов в сфере стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.
В настоящее время в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, представителей предпринимательского сообщества в вопросах обеспечения динамичного развития и модернизации малых и средних организаций, функционирующих в сфере производства товаров и услуг, создан Экспертно-консультативный совет по малому и среднему предпринимательству при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе (далее — Совет) [2].
В состав Совета вошли руководители предприятий инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и общественных объединений, ученые, общественные деятели, представители органов государственной власти. В основном функционирование Совета сводится к проведению заседаний, на которых происходит обмен опытом между представителями различных регионов СФО, обсуждаются проблемы развития СМиСП. На деле функционирование такого органа представляет собой еще один механизм взаимодействия, позволяющий выносить проблемы малого и среднего предпринимательства, существующие в отдельных регионах СФО, на межрегиональный и федеральный уровень, оперативно находить и обсуждать пути их решения.
К сожалению, осуществлять четкую координацию региональных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на межрегиональ-
ном уровне не представляется возможным. Каждый регион имеет свою программу, свои приоритеты и не мотивирован ориентироваться на создание общей системы поддержки. Центры поддержки, на которые замыкался бы весь спектр услуг по поддержке малого и среднего предпринимательства в каждом регионе, отсутствуют. Различные функции, меры поддержки замкнуты на разные организации, которые не всегда четко взаимодействуют друг с другом, также накладывает свой отпечаток и система государственного и муниципального заказа, которая приводит к частой смене (ротации) предприятий, осуществляющих тот или иной вид поддержки и получающих финансирование в рамках целевых программ развития предпринимательства.
Таким образом, система управления развитием малого и среднего предпринимательства в СФО нуждается в существенной корректировке и доработке. В первую очередь, внимание должно быть уделено повышению уровня мотивации в создании общей системы поддержки, определению общих приоритетов, созданию единого правового поля, определению об-
щих источников финансирования мероприятий меж- g
регионального уровня.
Литература
v
1. Об утверждении Стратегии социально-экономического раз- х вития Сибири до 2020 года: Распоряжение Правительства q Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р.
2. Об Экспертно-консультативном совете по малому и сред- v нему предпринимательству: Распоряжение полномочно- ® го представителя Президента Российской Федерации х в Сибирском федеральном округе от 26 апреля 2011 г. ^ № А55-20РП. g
References о
s
1. Strategy of socio-economic development of Siberia up to 2020. Order of the Government of the Russian Federation on July 5, 2010, No. 1120-r. (In Russ.)
2. About the Advisory Council on Small and Medium Enterprises. The order of the Plenipotentiary Representative of RF President in the Siberian Federal District on April 26, 2011, No. A55-20RP. (In Russ.)
Комплексная оценка результатов инноваций в земельном секторе АПК в угледобывающих районах Сибири
A Comprehensive Evaluation of New Agriculture Enterprises in the Coal-Mining Sector of Siberia
УДК 332.3
Зеньков Игорь Владимирович
старший научный сотрудник Специального конструкторско-технологического бюро «Наука» КНЦ СО РАН (г Красноярск), доктор технических наук, доцент 660049, г. Красноярск, пр. Мира, д. 53
Zen'kov Igor' Vladimirovich
Mira Ave 53, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
Кардашова Екатерина Викторовна
аспирант Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск)
660049, г Красноярск, пр. Мира, д. 82
Kardashova Ekaterina Viktorovna
Mira Ave 82, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
В статье обоснованы инновации в земельный сектор предприятий АПК в районах Сибири с добычей угля открытым способом на примере многопрофильного предприятия ООО «Искра». Установлено, что целесообразными являются такие инновации в земельный сектор, как нанесение почвенного слоя, снятого в границах горных отводов угольных разрезов, на обрабатываемые поля севооборота с незначительной мощностью почвенного слоя. Также является перспективным производство работ по культуртехнической мелиорации на обрабатываемых агроландшафтах. В работе представлены прогнозные экономические показатели крупного многопрофильного предприятия АПК ООО «Искра», находящегося в Рыбинском районе Красноярского края, на территории которого производят добычу угля крупные разрезы «Бородинский» и «Переясловский».
The article presents a comprehensive evaluation of new agricultural enterprises in Siberia's open-pit coal-mining sector, with a particular focus on 'Iskra.' This multi-faceted company has made innovations in the land sector, carried out topsoil removal, leased coal mines and developed methods of field crop rotation designed to enhance the soil's growth capacity. The paper also covers the reclamation and technical works that are now being implemented on cultivated agricultural landscapes. Subsequently, the document switches to other large multi-faceted businesses, including the Borodino strip mine and Pereyaslovsky open-face coal mine. It views these as indicators of Krasko-yarsk territory's ongoing economic success.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс (АПК), угледобывающий регион, инновации, земельные ресурсы, экономическая оценка, экономические показатели