m О
II
с 0. s с
о <
о;
Институциональная среда малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге
The Institutional Environment of small and Medium-sized Businesses in st. Petersburg
УДК 334.7:330.341.2
Обатуров Артем Анатольевич
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Obaturov Artem Anatol'evich
St. Petersburg University of Management and Economics
Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
Сложность и многогранность процессов институциональных преобразований обусловливают актуальность вопросов, связанных со структурной организацией формирующейся системы малого и среднего предпринимательства. Необходимость взаимодействия его субъектов через систему институтов обуславливает разработки и внедрения действенного механизма государственной поддержки малого бизнеса.
Цель. Рассмотреть особенности формирования экономических отношений между субъектами малого и среднего предпринимательства и государства на примере Санкт-Петербурга.
Материалы и методы. Санкт-Петербург — один из немногих мегаполисов в России, развивающийся в рамках долгосрочной стратегии социально-экономического развития города до 2030 г. В этой связи внимание автора сосредоточено на развитии инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на государственном уровне. Особое внимание уделяется механизмам и инструментам ее реализации. Базой для исследования послужили статистические данные федеральной службы государственной статистики и стратегические документы развития мегаполиса, утвержденные Правительством города в 2014 г.
Результаты Сформирован авторский подход к определению институциональной среды малого и среднего предпринимательства в городе.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, институциональная среда, инфраструктура поддержки, бизнес-инкубатор, технопарк, государственная поддержка
The complexity and diversity of the processes of institutional change are responsible for the relevance of issues related to the structural organization of the emerging system of small and medium-sized businesses. The need for interaction of its subjects through the institutions determines the development and implementation of an effective mechanism of state support for small businesses.
Aim. The objective is to analyze the features of the formation of economic relations between small and medium-sized businesses and the state on the example of St. Petersburg.
Materials and methods. St. Petersburg is one of the few metropolises in Russia, developing a long-term strategy for socio-economic development of the city through the year 2030. In this context, the author's attention is focused on the development of the structure
of state support of small and medium-sized businesses in St. Petersburg. Particular attention is paid to the mechanisms and means for its implementation. The study is based on statistical data of Federal Service of State Statistics and strategic documents of the metropolis, the approved by the city Government in 2014.
Results. The author has developed the approach to the definition of the institutional environment of small and medium-sized businesses in the city.
Keywords: Small and medium businesses, institutional environment, infrastructure support, business incubators, technology parks, public support
На сегодняшний день в России развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) осуществляется в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в рамках которого предприятиям, попадающим в категорию малых и средних, государство предоставляет финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также помощь в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников [1]. Реализация данных мер поддержки осуществляется через комплекс политических, социальных и юридических норм и правил, регулирующих предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов и находящих отражение в уровне развитости институциональной среды.
Анализ зарубежной и российской научной литературы свидетельствует о том, что до сих пор нет единого подхода к определению термина «институциональная среда». Сама необходимость данного исследования подтверждается именно тем, что институциональная среда как экономический фактор является малоизученной. Большинство авторов рассматривают институциональную среду как совокупность институтов. Лишь некоторые из них рассматривают данное понятие как экономическую категорию [2-3]. В этой связи нами предлагается рассмотреть более подробно особенности формирования экономических отношений на примере такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург.
Являясь историческим и культурным центром, обладая мощным научно-техническим потенциалом и человеческим капиталом, Санкт-Петербург играет важную роль в развитии МСП в России и в Северо-Западном федеральном округе. За счет динамичного развития сектора малого и среднего бизнеса обеспечивается не только существенный вклад в развитие экономики города, но и занятость населения, удовлетворяются потребности населения в определенных товарах, увеличиваются уровень и качество жизни населения и т. д. Однако развитие предпринимательства в округе происходит неравномерно, что обусловлено рядом факторов, важнейшими из которых представляют-
247 ООО
103 ООО
18 000
£
1
535
Микропредприятия Малые предприятия Индивидуальные Средние предприятия
предприниматели
Рис. 1. Количество малых и средних предприятий в Санкт-Петербурге (на 1 января 2014 г.) Составлено по: [4].
о <
о
о о
> <
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
I | — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
— транспорт и связь
— строительство
] — обрабатывающие производства
[Щ — предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
— гостиницы и рестораны
Рис. 2. Распределение малых и средних предприятий во видам экономической деятельности Составлено по: [4-5].
ся отсутствие благоприятной среды для развития предпринимательства, нестабильность нормативно-правового регулирования деятельности МСП, высокая степень риска осуществления предпринимательской деятельности и др.
По данным Территориального органа государственной статистики на 1 января 2014 г., на территории Санкт-Петербурга осуществляло свою деятельность 368 800 субъектов МСП (рис. 1).
Существенна роль МСП Санкт-Петербурга по объему инвестиций (7,4 млрд руб.), числу замещаемых рабочих мест (1 250 000 единиц), доле в формировании внутреннего регионального продукта (28,8%), доле налоговых поступлений в консолидированный бюджет города (27,6%) [Там же]. К основным видам экономической деятельности, в которых заняты предприятия малого и среднего сектора Санкт-Петербурга, относятся оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, транспорт и строительство (рис. 2).
Согласно [5] Санкт-Петербург как в Северо-Западном федеральном округе, так и в Российской Федерации занимает лидирующие позиции по количеству малых предприятий на 1000 жителей (42,65 ед.), по
доле занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых (30,7%), по доле оборота малых предприятий на душу населения от среднего по Российской Федерации (166,2%).
Однако, несмотря на положительные показатели в целом, к основным факторам, препятствующим развитию сектора МСП, можно отнести следующие: спад спроса, низкая доступность персонала требуемой квалификации, нехватка финансовых ресурсов, несовершенство законодательства в сфере предпринимательской деятельности, отсутствие гибкой налоговой политики, неразвитая инфраструктура (транспортная, социальная, инфраструктура поддержки) и т. д. Еще одной немаловажной проблемой в развитии сектора МСП является проблема существенной региональной дифференциации, ввиду которой в зависимости от места деятельности субъектов малого бизнеса отсутствует возможность реализации производственного потенциала в существующей институциональной среде. Даже в таком укрупненном территориальном разрезе, как федеральные округа, можно наблюдать значительные диспропорции.
В соответствии с институциональной теорией предпринимательская деятельность хозяйствующего
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
О
Институциональная структура поддержки
Органы исполнительной власти Санкт-Петербурга
03 А
О X
О
<
"О >
СП
ь
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет финансов города Санкт-Петербурга
Комитет по культуре Санкт-Петербурга
НКО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса»
Санкт-Петербургский фонд развития малого и среднего предпринимательства
Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга
НКО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга »
ю
о о
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
Центры
СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства»
Евро Инфо Корреспондентский Центр - Санкт-Петербург
Бизнес-инкубаторы / технопарки
Первый городской бизнес-инкубатор
«Ингрия» (технопарк)
Учебно-деловые центры
Общественные организации/ объединения
Общественный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга
Торгово-промышленная палата Санкт-Петербурга
НОУДПО « Санкт-Петербургский социально-экономический институт»
Санкт-Петербургский союз предпринимателей
СПб ГБУ « Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр»
Комитет по науке и высшей школе
Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства г. Санкт-Петербурга
Рис. 3. Институциональная среда государственной поддержки МСП в Санкт-Петербурге на 2014 г.
субъекта непосредственно связана и находится под влиянием институциональной среды страны, которая отражает ее государственную политику, социально-экономическую политику, финансовое устройство, законодательно-нормативную базу и общую систему ценностей в стране.
Сложившейся на протяжении последних лет устойчивой тенденции роста количества МСП в Санкт-Петербурге во многом способствовала реализация государственных программ развития и поддержки МСП в городе, ставших одним из эффективных инструментов государственной политики [6]. Также необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день Санкт-Петербург является единственным мегаполисом, в котором принята стратегия экономического и социального развития города на период до 2030 г., в рамках которой также предусмотрена реализация плана мероприятий с целью увеличения количества субъектов малого предпринимательства и развитие самозанятости [5].
На рис. 3 нами схематично представлена современная инфраструктура государственной поддержки МСП в Санкт-Петербурге, включающая в себя следующие элементы институциональной среды: органы исполнительной власти, фонды, центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, общественные организации/объединения. В состав органов исполнительной власти входят 42 комитета, деятельность которых в совокупности направлена на реализацию государственной политики в финансовой, налоговой, бюджетной и стратегической сферах, в сфере здравоохранения, развитии инфраструктуры (транспортной, социальной), образовательной сфере города [7]. Деятельность фондов и центров направлена на оказание информационных, консультационных и учебных услуг субъектам малого и среднего бизнеса, отвечающих их потребностям и способствующих экономическому росту как города, так и СЗФО в целом. Бизнес-инкубаторы и технопарки расширяют возможности инновационной деятельности субъектов МСП за счет предоставления развитой инфраструктуры и оказания необходимых услуг. Деятельность общественных организаций/объединений направлена на всестороннюю поддержку и развитие МСП.
Как уже отмечалось, Правительством Санкт-Петербурга в 2014 г. была разработана и утверждена стратегия социально-экономического развития города до 2030 г., предусматривающая поэтапную реализацию стратегических целей развития посредством комплекса мер экономического и институционального характера. К мерам институционального характера согласно [5] относятся развитие конкуренции, обеспечение условий для долгосрочной стабильности и сбалансированности бюджета, повышение инвестиционной привлекательности экономики города, формирование и развитие системы долгосрочного планирования по реализации целей социально-экономического развития, повышение уровня профессиональной подготовки кадров и обеспечение эффективного функционирования рынка труда, создание условий для осуществления инновационной деятельности, создание условий для развития технологической инфраструктуры, совершенствование системы государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности, обеспечение эффективного взаимодействия с государственными институтами развития и модернизации экономики, обеспечение взаимодействия с профессиональными общественными организациями,
повышение эффективности государственного сек- g тора экономики и пр. ^
В условиях наблюдаемой стагнации экономики < в России, во многом обостренной из-за ввода санкций Ц со стороны стран ЕС, США и ряда других государств, о особое место в приведенном нами перечне мер к институционального характера занимает проблема ^ формирования системы государственной поддержки 2 МСП. Достижение стратегических целей по совершенствованию системы государственной поддержки ^ МСП предполагается за счет расширения возмож- g ностей для хозяйствующих субъектов в участии и х реализации государственных потребностей города з в товарах, работах и услугах; субсидирования субъек- ^ тов МСП; расширения доступа МСП к государствен- < ным закупкам; расширения действующей системы 1 консультативной помощи хозяйствующим субъектам МСП на территории города; расширения взаимодействия с государственными институтами развития и модернизации экономики; повышения роли и участия профессиональных общественных организаций в решении вопросов социально-экономического развития.
Очевидно, что достижение данных целей невозможно без реализации мер административного характера, связанных с несовершенством законодательства, которое выступает важным элементом институциональной среды и определяет правовое поле функционирования субъектов МСП. В нормативно-законодательную базу входят законы, разнообразные подзаконные акты (указы президента, постановления правительства и т. п.) федерального и регионального уровня для решения следующих задач: отнесение предприятий к категории малых и средних, фиксация правового статуса предприятия для получения государственной поддержки, контроль за реализацией государственных программ и т. д.
Проведенный анализ состояния и развития МСП в городе позволяет нам сделать вывод о том, что в Санкт-Петербурге созданы предпосылки, необходимые для реализации эффективной государственной политики в формировании благоприятной институциональной среды.
Литература
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон № 209-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/12154854/.
2. Кондратов М. В., Гарипов Р. И. Теоретические подходы к понятию «институциональная среда»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section= content&op=show_article&article_id=10002748.
3. Владимирский Д. Д. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 1. С. 209-212.
4. Развитие предпринимательства и потребительского рынка на 2015-2020 годы: Государственная программа Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/822403603/
5. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbstrategy2030.ru/.
6. Беляева Д. А. Прогнозирование тенденций структурных изменений развития предпринимательства в посткризисный период // Экономика и управление. 2012. № 3 (77). С. 109-111.
7. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.spb.ru/ gov/otrasl/.
g References
^ 1 Federal Law of July 24, 2007 № 209-FZ "On the development
^ of small and medium enterprises in the Russian Federation".
c= Available at: http://base.garant.ru/12154854/. (in Russ.).
< 2. Kondratov M. V., Garipov R.I. Theoretical approaches to the
k concept of "institutional environment". Fundamental'nye issledo-
^ vaniya, 2013, no. 11. Available at: http://www.rae.ru/fs/?section=
^ content&op=show_article&article_id=10002748. (in Russ.).
o 3. Vladimirskiy D. D. Zarubezhnyy opyt gosudarstvennoy pod-
2 derzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [Foreign
^ experience of state support for small and medium businesses]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konku-
^ rentsiya, 2014, no. 1, pp. 209-212.
4. State Program of St. Petersburg "Development of business and consumer market for the years 2015-2020". Available at: http://docs.cntd.ru/document/822403603. (in Russ.).
5. Strategy for economic and social development of St. Petersburg up to 2030. Available at: http://spbstrategy2030. ru/. (in Russ.).
6. Belyaeva D. A. Prognozirovanie tendentsiy strukturnykh izmeneniy razvitiya predprinimatel'stva v postkrizisnyy period [Forecasting of structural changes trends of business development during the post-crisis period]. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 3 (77), pp. 109-111.
7. Official website of the Administration of St. Petersburg. Available at: http://gov.spb.ru/en/.
Факторы повышения инновационной активности региональных хозяйствующих субъектов РФ
Factors Increasing the Innovative Activity of Regional Economic Entities of the Russian Federation
УДК 332.05
Качура Кристина Ивановна
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Kachura Kristina Ivanovna
St. Petersburg University of Management and Economics
Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
В условиях глобализации на современном этапе развития экономика знаний способствует повышению результативности в решении стратегических задач инновационного развития страны и ее регионов. Знания и умения повышают роль человеческих ресурсов в производственном процессе, способствуя формированию ядра нового технологического уклада.
Цель. Теоретически обосновать зависимость российской экономики от сырьевого сектора и аргументировать необходимость структурной перестройки российской экономики на инновационный путь.
Материалы и методы. Проведен сравнительный анализ государственной и региональной политик в России и за рубежом в области создания и развития инновационных потенциалов хозяйствующих субъектов. В международном разрезе представлены объемы финансирования транснациональных корпораций в НИОКР.
Результаты. Доказана необходимость стимулирования инновационной деятельности субъектов МСП путем формирования развитой институциональной инфраструктуры поддержки на региональном уровне для формирования технологической цепочки.
Ключевые слова: инновационная экономика, экономика знаний, конкурентоспособность региональных хозяйствующих субъектов, инновационные технологии
In the context of globalization at the present stage of development, the economy of the knowledge improves performance in achieving strategic goals of innovative development of the country and its regions. Knowledge and skills do enhance the role of human resources in the production process, helping to create the nucleus of a new technological order.
Aim. The objective is to demonstrate theoretical basis of the dependence of the Russian economy from the commodity sector and justify the need for restructuring the Russian economy to stir it toward an innovative way.
Materials and methods. A comparative analysis of national and regional policies in Russia and abroad was conducted in the area of creation and development of innovative potential of business entities. The funding levels of transnational corporations in R & D are presented.
Results. The necessity to encourage innovation in SME (small and medium enterprise) by shaping the development of the institutional infrastructure of regional support for the formation of the technological chain is proven.
Keywords: innovation economy, knowledge economy, competitiveness of regional economic entities, innovative technologies
В условиях инновационной экономики знания и умения являются главными факторами обеспечения поступательного экономического развития региональных хозяйствующих субъектов. Новый технологический уклад привел к острой необходимости структурной перестройки экономических систем на новом качественном уровне, который определяется исходя из стратегии инновационного развития мировой экономики, экономика знаний становится главным фактором роста производства. Менеджмент сменил приоритеты от управления природно-ресурсным потенциалом и движением финансового капитала к развитию человеческих ресурсов.