УДК 334.021(470.23-25)"2020"
DOI 10.35231/25419501_2021_1_33
Корчемный Д. А.
Оценка эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге в 2020 г.
Статья посвящена изучению мер поддержки малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга в условиях пандемии. Анализируется ход реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и региональных проектов в его рамках. Изучаются как федеральные, так и региональные меры поддержки малого и среднего бизнеса, призванные смягчить последствия экономических ограничений. Изучена реакция действующих предпринимателей на принятые государством меры поддержки, их доступность и оценка, и влияние на деятельности субъектов МСП. Систематизированы реализуемые меры поддержки МСП на федеральном и региональном уровне. Выявлены наиболее острые проблемы, с которыми столкнулись субъекты МСП в 2020 г. и предложены решения части из них, в том числе предлагается изменить механизм расчёта ставки налога на прибыль, корректировка которого призвана оптимизировать налоговую нагрузку на пострадавшие компании, не допуская при этом резкого сокращения налоговых поступлений в бюджет региона. Сделан вывод, что в целом антикризисные меры поддержки МСП были эффективны для законопослушной и адекватной части малых и средних предпринимателей.
Ключевые слова: экономика, малый и средний бизнес, предпринимательство, государственная поддержка, государственная политика, коронавирус, пандемия.
ГРНТИ: Экономика /Экономические науки: 06.56.31 Экономическая политика. Государственное регулирование экономики.
ВАК: 08.00.05
Korchemnyy D. A.
Evaluation of the effectiveness of support measures for small and medium-sized businesses in St. Petersburg in 2020
The article is devoted to the study of support measures for small and medium-sized businesses in St. Petersburg in the pandemic. Analyzes the implementation of the national project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiatives" and regional projects within its framework. Both federal and regional measures to support small and medium-sized businesses, designed to mitigate the effects of economic constraints, are being studied. The reaction of existing entrepreneurs to support measures adopted by the state, their availability and evaluation, and their impact on the activities of SMEs were studied. The measures being implemented to support SMEs at the federal and regional levels have been systematized. The most acute problems faced by SMEs in 2020 were identified and solutions were proposed for some of them, including
© Корчемный Д. А., 2021
ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2021 г. Том 6. № 1 (Вып. 20). С. 33
the proposal to change the mechanism for calculating the profit tax rate, the adjustment of which is designed to optimize the tax burden on the affected companies, while preventing a sharp decline in tax revenues to the regional budget. It is concluded that, in general, anti-crisis measures of SME support were effective for the law-abiding and adequate part of small and medium entrepreneurs.
Key words: economy, small and medium business, entrepreneurship, state support, state policy, coronavirus, pandemic.
JEL classifications: М 20.
В современной социально-экономической системе мирового, национального и регионального уровня [2, с. 25] основным фактором развития можно по праву считать предпринимательство, а главным движущим механизмом - предпринимательскую деятельность. Сегодня не капитал, земля или природные ресурсы, а именно разнообразие идей и созидательной деятельности обеспечивает, по нашему мнению, устойчивый социально-экономический рост. Многие развитые государства стремятся поддерживать своих предпринимателей, однако далеко не всегда эти меры дают ожидаемый результат.
На взгляд специалистов, основная проблема активного развития малого предпринимательства в России заключается в невозможности их равноправной конкуренции с крупным компаниями-товаропроизводителями без оказания государственной поддержки. Известно, что государственная поддержка осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне введением специальных законодательных, административных и финансовых мер поддержки. Целью государственной поддержки бизнеса является создание благоприятных экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности [3]. Однако в 2020 г. сложность такого развития усугубила пандемия COVID-19, быстро распространившаяся по территории практически всех государств мира, результатом чего стало введение всевозможных ограничений, в том числе экономических. Поскольку в большей степени от введённых ограничений пострадал именно сектор малого и среднего
ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2021 г. Том 6. № 1 (Вып. 20). С. 34
предпринимательства, не имеющий резервов в размере, достаточном для компенсирования финансовых потерь в длительном периоде, государство было вынуждено прибегнуть к оказанию мер поддержки предпринимателям, чтобы сохранить рабочие места, доходы населения, и по возможности - уровни поступающих в казну налогов и экономической активности в стране.
Однако наш анализ показал, что в организации предоставления помощи субъектам МСП, особенно на уровне региона, имеются некоторые промахи, ограничившие эффективность таких мер. Региональная экономика как объект научного анализа имеет свои особенности [1, с. 64], которые необходимо учитывать при рассмотрении разноуровневых процессов, к которым относятся налоговые вопросы, вопросы развития малого бизнеса и пр.
Рассмотрим некоторые результаты поддержки МСП в 2020 г. в Санкт-Петербурге.
2020 г. стал первым годом пандемии, в котором оперативно принимались целевые - обусловленные пандемией - меры поддержки государством предпринимательства и населения.
Однако в Санкт-Петербурге такие меры поддержки МСП стали дополнительными к уже существующим. Так, ранее на данный период в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» был разработан ряд региональных проектов поддержки.
Проект 1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
Целью проекта было снижение административной нагрузки на субъекты МСП, расширение их имущественной поддержки и обеспечение самозанятым гражданам благоприятных условий для осуществления деятельности. Ключевым показателем проекта стало количество
самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых. Плановое значение показателя к 2024 г. должно было равняться 59 тыс. человек, но уже в 2020 г. численность самозанятых удалось увеличить до 69 тыс. человек, что позволило завершить проект досрочно. Результатами выполнения проекта стали:
- выполнение плана по увеличению числа самозанятых на 431%;
- увеличение объектов недвижимого имущества для предоставления субъектам МСП по сравнению с началом года на 10% до 1793 объектов;
- сокращение срока получения разрешения на строительство в 2,6 раза с 237 до 90 дней;
- улучшение позиции в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата (с 26 места на 4-е).
Проект 2. Популяризация предпринимательства
В рамках выполнения проекта была поставлена цель сформировать положительный образ предпринимательства среди населения Российской Федерации, и вовлечь различные категории граждан, включая самозанятых, в сектор МСП, в том числе создание новых субъектов МСП. Показателями выполнения проекта стали количество физических лиц - участников проекта, количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности, количество вновь созданных субъектов МСП участниками проекта, а также количество физических лиц, занятых в сфере МСП, по итогам участия в проекте. Достижение плановых показателей проекта по данному пункту можно наглядно увидеть рис. 1, отражающем результаты комплексного мониторинга деятельности субъектов малого
и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, проводимого Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга [5].
Количество физических лиц, занятых в сфере МСП, по итогам участия в проекте, нарастающим итогом, чел.
Количество вновь созданных субъектов МСП участниками проекта, нарастающим итогом, ед.
Количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности, нарастающим итогом, чел.
Количество физических лиц - участников проекта, нарастающим итогом, чел.
■ Факт План, 2020 г
4340 4169
1041 769
6391
138
98
58742
35192
10000 20000 30000 40000 50000 60000
0
Рис. 1. Достижение плановых показателей проекта «Популяризация предпринимательства»
Несмотря на коронавирусные ограничения, наложенные Роспо-требнадзором, в рамках проекта удалось достичь и превзойти все плановые показатели на 2020 г. Бюджет проекта был исполнен на 100%.
Проект 3. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
Цель данного проекта была обозначена как упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к льготному финансированию. Как и предыдущие проекты, этот был исполнен более чем на 100%. Ключевой показатель - количество выдаваемых МФО микрозаймов субъектам МСП - достигло значения 730 вместо плановых 224 уже в 2020 г. При поддержке региональных гарантийных организаций
субъектам МСП планировалось оказание финансовой поддержки в объёме 8 113,31 млн р. По состоянию на 01.12.2020 это значение составляло 8 250,789 млн р., что означало исполнение плана на 101,7%.
Проект 4. Акселерация субъектов МСП
Данный проект преследует 2 цели: увеличить количество субъектов МСП, получивших поддержку в рамках федерального проекта, и количество субъектов МСП, выведенных на экспорт продукции. Плановые показатели прописаны на каждый год до 2024 включительно, степень их достижения отражена на рис. 2.
Количество субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта, нарастающим итогом, тыс.ед.
Фактическое значение, 2020 Плановое значение, 2021 Плановое значение, 2023
5000
10000
15000
20000
23107
25000
Плановое значение, 2020 Плановое значение, 2022 Плановое значение, 2024
Количество субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП, нарастающим итогом, ед.
Фактическое значение, 2020 Плановое значение, 2021 Плановое значение, 2023
50 100 150 200 250 300 350 400 450
■ Плановое значение, 2020
■ Плановое значение, 2022
■ Плановое значение, 2024
Рис. 2. Реализация проекта «Акселерация субъектов МСП». Количество субъектов МСП, получивших господдержку (верхняя диаграмма) и выведенных на экспорт (нижняя диаграмма)
0
0
План на 2020 г. по количеству субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта, был выполнен на 243%, план по количеству субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке центров координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП на 103%, что даёт возможность рассчитывать и на дальнейшую успешную реализацию проекта.
В свою очередь, федеральные и региональные меры поддержки предпринимателей Санкт-Петербурга, принятые в период пандемии, стали дополнительными к существующим, однако и ориентированными на иную целевую аудиторию - наиболее пострадавшие отрасли / виды деятельности.
Среди таких мер поддержки предпринимателей Санкт-Петербурга можно выделить несколько основных направлений.
Снижение арендных платежей.
На федеральном уровне предпринимателям предоставлена возможность снижения размера арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, если оно находится в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений. Воспользоваться этой мерой поддержки могут лишь те организации или ИП, которые ведут свою деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики. Предполагалось, что платежи по аренде с 1 апреля по 1 октября 2020 г. будут уплачены в 2021 г. равными частями или на иных, согласованных сторонами, условиях. Правительство РФ определило порядок расчёта размера отсрочки и закрепило его в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества».
На региональном уровне были определены условия предоставления отсрочки по уплате арендных платежей за II и III кварталы 2020 г.
до 31.12.2021 с последующей рассрочкой на период до 31.12.2023, а также условия освобождения от арендных платежей за земельные участки и объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга.
Меры налоговой поддержки
На федеральном уровне были приняты следующие меры:
- освобождение от налогов и взносов за II квартал 2020 г. Право на освобождение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 г. получили ИП и ЮЛ, занятые в наиболее пострадавших секторах экономики. Перечисленные субъекты экономики освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, ЕСХН, ЕНВД, ПСН и налогов, уплачиваемых при УСН;
- освобождение от уплаты НДФЛ. От налога на прибыль и НДФЛ были освобождены доходы в виде субсидий, которые были получены из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции в Российской Федерации»;
- в расходы, учитываемые при налогообложении, были включены затраты на борьбу с распространением коронавируса. В расходах по налогу на прибыль стало возможным указывать расходы на дезинфекцию, приобретение спецодежды, приборов и лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований;
- авансовые платежи по налогу на прибыль стали исчисляться по фактически полученной прибыли. Воспользоваться этой мерой поддержки смогли налогоплательщики, уплачивавшие в налоговом периоде 2020 г. ежемесячные авансовые платежи.
Региональные меры налоговой поддержки включают в себя следующее:
- установлена нулевая ставка на налог на прибыль организаций. Мера распространялась на налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов, сведения о которых внесены в реестр СПИК. Препятствием к получению нулевой ставки налога являлось нахождение организации в процессе ликвидации, банкротства или реорганизации;
- снижение ставки налога УСН до 1% по объекту налогообложения «доходы», отмена обязанности по уплате транспортного налога, налога на имущество и земельному налогу. Условиями использования этой меры поддержки являлись поддержание средней заработной платы выше уровня минимальной по Санкт-Петербургу и ведение организаций или ИП деятельности, входящей в список сфер, закреплённых в Законе Санкт-Петербурга от 08.04.2020 № 201-45 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах».
Уплата страховых взносов
На федеральном уровне до 15% был снижен совокупный размер тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. С 01.04.2020 субъекты МСП оплачивали страховые взносы по следующим тарифам: взносы на ОПС - 10%, взносы на ОМС - 5%, взносы на ВНиМ - 0%. Правила применения пониженных тарифов страховых взносов для СМСП отражены в Письме ФНС России от 07.04.2020 № БС-4-11/5850 «О пониженных тарифах страховых взносов для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства». Региональный уровень не имеет соответствующей компетенции.
Меры финансовой и кредитной поддержки
Федеральные меры:
- получение льготных кредитов для предпринимателей, в том числе, по программе «ФОТ». Условием использования программы стало сохранение не менее 90% рабочих мест в период действия кредитного договора. Максимальную сумму кредита в 500 млн р. можно получить с 9 марта по 1 июля 2021 г. на срок до 12 месяцев.
Региональные:
- снижение ставок по микрозаймам и региональным гарантийным обязательствам при содействии некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания». По программе предоставления поручительств было заключено договоров поручительства на общую сумму 5748 млн р., что позволило привлечь кредитные ресурсы для предпринимателей в размере 14 972 млн р.;
- предоставление займов-субсидий на выплату заработной платы сотрудникам в размере от 50 тыс. до 5 млн р., но не более объема расходов, связанных с выплатой заработной платы сотрудникам СМСП за 2019 г. Мерой поддержки пользовались субъекты МСП, ведущие деятельность в наиболее пострадавших секторах городской экономики. В планах по проекту - выделение 1000 займов для МСП, на апрель 2021 г. займы получили 562 СМСП на общую сумму 2 млрд р.;
- предоставление займов субъектам МСП сферы общественного питания и туризма. Займы от 50 тыс. до 5 млн р. со сроком от 6 до 36 месяцев на выплату заработной платы могут получить субъекты МСП при обращении в «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса». На апрель 2021 г. по программе займов «Туристический бизнес» выдано 18 займов на общую сумму 44,5 млн р., по программе «Ресторанный бизнес» - 50 займов на 150 млн р.
Государственные закупки
На федеральном уровне стало возможным увеличение размера авансовых платежей по государственным контрактам по поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг до 50% от суммы государственного контракта.
Лицензирование
На федеральном уровне продлено действие срочных лицензий и иных разрешений, сроки которых истекали с 15 марта по 31 декабря 2020 г. Их срок действия продлён бесплатно.
Поддержка туристической отрасли
Субъектам МСП были предоставлены займы без залога на выплату заработной платы в размере от 50 тыс. до 5 млн р.
Иные меры поддержки на федеральном уровне:
- разрешена дистанционная торговля безрецептурными лекарственными средствами и медицинскими изделиями;
- временно отменены ограничений на движение в городской черте и погрузку-разгрузку для транспортных средств, осуществляющих доставку продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;
- приняты специальные меры поддержки производителей фармацевтической продукции, средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств, включая выдачу специальных займов из средств Фонда развития промышленности;
- освобождение от уплаты НДС производителями медицинских масок, препаратов для лечения коронавируса, тестов для определения COVID-19, аппаратов искусственной вентиляции легких и ряд других товаров.
Таким образом, в 2020 г. количество направлений предоставляемых мер поддержки МСП в Санкт-Петербурге существенно расширилось за счет региональных и федеральных ресурсов, что связано с распространением коронавирусной инфекции в РФ, в том числе увеличились суммы предоставляемых субсидий и гарантий, что позволило субъектам малого предпринимательства, особенно в наиболее пострадавших отраслях, сохранить рабочие места, выплачивать заработную плату, производить продукцию и предоставлять услуги. Все это внесло существенный вклад в сохранение устойчивости региональной экономики.
Для выработки эффективных мер помощи МСП Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и его подведомственные учреждения организовали сбор предложений по необходимым мерам поддержки бизнеса от предпринимателей. Всего за период поступило 2790 предложений, структура их тематического распределения отражена на рис. 3. Предоставление налоговых преференций входит в число трёх самых часто встречающихся предложений от предпринимателей.
■ Контроль качества товаров и услуг
■ Прочее
■ Финансовая поддержка
■ Налоговые преференции
■ Общесистемные меры поддержки
■ КНД
■ Имущественная поддержка
Рис. 3. Предложения мер поддержки малого бизнеса от предпринимателей, количество поданных заявлений (по данным [4])
Снижение ставки налогов стало распространённой мерой поддержки бизнеса в период коронавирусной пандемии. Регионы вправе самостоятельно решать, к каким налогам эта мера будет применяться,
размер снижения налоговой нагрузки на субъекты МСП и сроки действия уменьшенных ставок. Так, региональные власти уменьшили ставки по УСН, сократили потенциально возможный доход по патенту, ввели пониженные коэффициенты по ЕНВД. Ряд субъектов Российской Федерации в качестве дополнительных мер применялись арендные каникулы, льготные кредиты, отмена транспортного налога и прочие меры поддержки. Так, например, льготные ставки по УСН действуют в Республике Марий Эл, Оренбургской и Орловской областях. Во Владимирской области, Республиках Бурятия и Ингушетия существенно снижено потенциально возможный доход для определённых видов деятельности по патентной системе.
Одно из основных отличий в решениях субъектов РФ по снижению налогов - определение подпадающих под его действие организаций. В основном, льготы получали предприниматели, которые вели деятельность в сферах, причисленных к наиболее пострадавшим в период пандемии. Местные власти опирались при этом на основной вид деятельности компании по ЕГРИП/ЕГРЮЛ и Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434, содержащее перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Однако некоторые регионы определяли пострадавшие отрасли самостоятельно, так, например, сделали во Владимирской (согласно Закону Владимирской области от 09.06.2020 № 48-ОЗ) и Пензенской областях (согласно Закону Пензенской области от 15.06.2020 № 3519-ЗПО). Были и регионы, в которых ставки были снижены для всех, так поступили в Приморском крае и Тюменской области, там ставка по УСН по объекту налогообложения «Доходы» была понижена для всех субъектов бизнеса.
В Санкт-Петербурге по УСН ставка была снижена до 3% по объекту налогообложения «Доходы» и до 5% по объекту «Доходы минус расходы». Однако применялась эта мера только для организаций, по коду ОКВЭД относящихся к пострадавшим от коронавируса отраслям. Условием снижения ставки по УСН, кроме того, было сохранение размера средней заработной платы работников организации на уровне минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге в 2020 г. или выше него.
Известно, что пострадавшими от коронавирусной инфекции в России были признаны 11 сфер деятельности, в том числе авиа- и автоперевозки, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность в области здравоохранения, образования и социальных услуг, туризм и пр.
Несмотря на внушительный список пострадавших отраслей, в экономике Санкт-Петербурга функционирует достаточно большое количество организаций, не вошедших в этот список, но также ощутивших на себе снижение показателей выручки и прочих экономических показателей в 2020-2021 гг. Несоответствие их кодов ОКВЭД тем, что обозначены в перечне, определённом Законодательным собранием города, не даёт им права на получение льгот в период экономического спада.
В связи с этим мы предложили бы в качестве коррекции принятых мер поддержки снизить налоговую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства в зависимости не от их сферы деятельности, а от показателей прибыли за квартальный период. Механизм расчёта представлен в таблице 1. За базовый период предлагается считать размер прибыли в I квартале 2020 г., до ограничений экономической деятельности, связанных с пандемией.
Таблица 1
Предлагаемый расчёт ставки УСН, %
Процент от прибыли относительно базового периода Применяемая ставка УСН по объекту «Доходы» Применяемая ставка УСН по объекту «Доходы -Расходы»
0-25 1 1
26-50 2 3
51-75 4 5
75-100 6 7
Начиная со II квартала согласно Плану преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции в Санкт-Петербурге [4] в 2020 г. в Санкт-Петербурге применялись следующие ставки УСН (табл. 2).
Таблица 2
Ставки УСН в 2020 и 2021 г. в Санкт-Петербурге для пострадавших сфер
Объект налогообложения Ставка налога, % Документ
Доходы 3 Закон Санкт-Петербурга от 08.04.2020 № 201-45 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах»
Доходы минус расходы 5
Предлагаемая система расчёта ставки налогообложения предполагает уменьшение ставки для субъектов МСП, потерявших значительную часть прибыли, и приближенную к уровням начала 2020 г. для тех предприятий, которые смогли восстановить свою деятельность после введения ограничений на экономическую деятельность. Предприятия, чья квартальная прибыль равна или превышает уровень прибыли в I квартале 2020 года, возвращаются к налоговой ставке на прибыль в размере 6% по объекту «Доходы» и 7% по объекту «Доходы - Расходы», потому как именно такие размеры ставок были предусмотрены до пандемии.
Применение данной меры к УСН объясняется ориентированностью этого налогового режима на субъекты малого и среднего бизнеса. Поскольку условиями применения УСН являются следующие: численность сотрудников - не более 130 человек, доход до 200 млн р. и остаточная стоимость - менее 150 млн р., данная мера будет направлена на поддержку именно малого сектора.
Предлагаемые послабления в фискальной политике призваны уменьшить волну банкротств организаций. Снижение доходов города в моменте, позволит минимизировать ущерб экономике региона от сокращения числа юридических лиц-налогоплательщиков в средне- и долгосрочной перспективе.
Для тех же предприятий, которые не соответствуют условиям использования УСН, предлагается на время действия коронавирусных ограничений уменьшить ставку налога на прибыль. Сейчас основная ставка налога составляет 20%, из которых 17% отчисляются в региональный бюджет, а 3% - в федеральный. Уменьшение налоговой нагрузки для бизнеса предлагается путём отмены части налога, уплачиваемого в федеральный фонд. В этом случае речь может идти о необходимости компенсировать выпадающие доходы Федерального бюджета. Перераспределение бюджетных средств можно осуществить путем внесения изменений в закон о бюджете на очередной финансовый год, что особенно целесообразно в условиях пандемии для сохранения бизнеса. Возникающий дефицит бюджета может погашаться из средств Фонда национального благосостояния.
Нецелесообразность уменьшения доходов региона со сбора налога на прибыль организаций объясняется высокой долей поступлений от этого налога в бюджете города. Так, согласно Закону Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов», в 2021 г. общий размер налоговых и неналоговых доходов ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2021 г. Том 6. № 1 (Вып. 20). С. 48
должен был составить 665,8 млрд р., при этом сбор налога на прибыль организаций должен был быть осуществлён в размере 188,7 млрд р., что составляет 28,3% от всех налоговых и неналоговых доходов города. Любое сокращение статьи дохода, составляющей почти треть от городского бюджета, сильно увеличит его дефицит, что негативно отразится на социально-экономической ситуации в Санкт-Петербурге, особенно в условиях неопределённости пандемии.
По данным Министерства Финансов России, на март 2021 г. объём Фонда национального благосостояния оценивается в 13,5 трлн р. или 182 млрд долл. США, что составляет 11,7% от ВВП страны (табл. 3). В табл. 3 (по данным Министерства Финансов России [6]) с 2020 г. наблюдается как рост объёма Фонда национального благосостояния в рублях и долларах, так и рост в процентах от ВВП государства.
Таблица 3
Объем Фонда национального благосостояния
Дата В млрд долл. США В млрд р. В процентах к ВВП
01.03.2021 182,06 13 552,05 11,7
01.02.2021 179,00 13 649,30 11,8
01.01.2021 183,36 13 545,66 11,7
01.12.2020 177,39 13 457,02 12,6
01.11.2020 167,63 13 298,63 12,4
01.10.2020 172,34 13 733,05 12,8
01.09.2020 177,61 13 256,66 12,4
01.08.2020 176,64 12 958,68 12,1
01.07.2020 173,54 12 139,60 11,3
01.06.2020 171,89 12 161,48 11,4
01.05.2020 168,35 12 405,77 11,6
01.04.2020 165,38 12 855,75 12,0
01.03.2020 123,14 8 249,59 7,7
01.02.2020 124,38 7 840,55 7,3
01.01.2020 125,56 7 773,06 7,3
Временный отказ от получения части налога на прибыль организаций, хотя и будет иметь негативные последствия в краткосрочном периоде, сможет уменьшить налоговую нагрузку на предпринимателей и поможет пережить кризис большему количеству из них. Сдерживание роста безработицы в кризис будет обеспечено сохранением рабочих мест на субъектах МСП. Поскольку, по данным Администрации Санкт-Петербурга, субъекты МСП обеспечивают до 45% населения города работой, данная мера может позволить сохранить работу и трудовые доходы существенному количеству жителей города.
Данная мера может более интересна представителям МСП также в свете степени реальной доступности и привлекательности мер господдержки.
Так, согласно данным, приведенным на сайте уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге [7], первыми мерами господдержки, направленными на смягчение последствий корона-вируса, воспользовалось лишь 26,2% опрошенных. Среди малых предприятий показатель равен 26,7%, средних - 12,5%. И, если в сфере образования и науки поддержкой воспользовались 38,1% компаний, то в строительстве лишь 7,1% (рис. 4).
Образование, наука 38,1%
Услуги 30,4%
Торговля, ремонт, общественное питание 29,9%
Транспорт, связь, информация Производство Строительство
Рис. 4. Распределение предприятий Санкт-Петербурга по возможности получения мер господдержки, направленных на смягчение последствий коронавируса, в 2020 г. по сферам деятельности
Как видим, больше всего пользуются мерами государственной поддержки компании в сферах деятельности, наиболее пострадавших от ограничительных мер. Анализ причин, по которым предприятия не воспользовались мерами предлагаемой поддержки, показал, что наиболее частая из них - это несоответствие основного вида деятельности по ОКВЭД с утверждённым перечнем наиболее пострадавших из-за пандемии отраслей (рис. 5) несмотря на то, что Правительством этот перечень оперативно корректировался.
5%
3%
9%
Основной вид деятельности не соответствует Перечню пострадавших от вируса
I Размер господдержки не стоят усилий по её получению
IО мерах господдержки не было известно вовремя
12%
63%
'Другое
Предприятие не соответствовало иным требованиям
I Нет ответа
Рис. 5. Причины неиспользования компаниями Санкт-Петербурга мер государственной поддержки в 2020 г.
Оценка востребованности полезности предложенных бизнесу мер поддержки на федеральном и региональном уровнях была дана предпринимателями в проведенных социологических опросах (результаты приведены на сайте уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге [7]), что отражено нами на рисунках 6 и 7.
Отсрочка по уплате налога на прибыль, НДФЛ, налога по УСН, ПСН, страховых взносов, а также предоставлению...
Освобождение от уплаты упомянутых налогов за 2 квартал Получение субсидии из федерального бюджета
Мораторий на налоговые и иные проверки
Снижение до 15 % совокупного размера тарифов страховых взносов
Кредитование по льготной ставке 0% или 2% на срок до 6 месяцев
Отсрочка уплаты административных штрафов
Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов
Продление действия срочных лицензий и иных разрешений
10,9%
11,1%
1,3% 0,5%
12,9%
0,9°%
7,4%
9,0%
7,0%
0,7%
0,5% 0,2%
2,2% 0,2%
Полезно ■ Бесполезно
1,1%
0,7%
0,8%
Рис. 6. Оценка востребованности и полезности для предприятий
Санкт-Петербурга принятых мер федеральной господдержки, направленных на смягчение последствий коронавируса, в 2020 г.
Снижение ставок налогов по УСН, на имущество
Отмена авансовых платежей по налогу на имущество, земельному, транспортному налогу
Продление сроков уплаты ЕНВД, ПСН, авансовых платежей по налогу на имущество
Получение субсидии из бюджета Санкт-Петербурга
Отсрочка по уплате аренды за пользование городским имуществом или платежей по договорам купли-
продажи нежилых помещений Освобождение от платы по договорам аренды земельных участков, нежилого фонда, размещения НТО
за 2 квартал 2020 года Продление срока действия свидетельства (сертификата) о праве на предоставление социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений
Льготные программы НО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания»
Льготные программы НО «Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга»
2,1% 0,2%
1,7% 2,1%
2,5% 0,2%
6,0% 0,6%
3,3% 0,1%
2,1% 0,2% 0,3%
0,1%
1,0% 0,2%
0,3% 0,1%
■ Полезно ■ Бесполезно
Рис. 7. Оценка востребованности и полезности для предприятий Санкт-Петербурга принятых мерам региональной господдержки, направленных на смягчение последствий коронавируса, в 2020 г.
Таким образом, оказываемые региональные меры поддержки по востребованности у предпринимателей Санкт-Петербурга по критерию востребованности можно разделить на 3 группы:
1. Относительно более востребованные меры, положительно оценённые 10-14% респондентов. Это отсрочка по уплате налога на прибыль, НДФЛ, налога по УСН, ПСН, страховых взносов, а также предоставлению деклараций и уплате авансовых платежей, освобождение от уплаты упомянутых налогов за 2 квартал, получение субсидии из федерального бюджета.
2. Относительно менее востребованные меры, положительно оценённые 7-10% респондентов. К ним относятся мораторий на налоговые и иные проверки, снижение до 15% совокупного размера тарифов страховых взносов.
3. Наименее востребованные меры поддержки, оценённые менее чем 7 % респондентов. Это отсрочка уплаты административных штрафов, мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов, продление действия срочных лицензий и иных разрешений.
При этом большинство мер региональной государственной поддержки в связи с коронавирусной инфекцией 2020 г. следует отнести к наименее востребованным у предпринимателей Санкт-Петербурга. На общем фоне стоит отметить лишь выделение субсидий из бюджета Санкт-Петербурга, пользу от которых признали 6% опрошенных.
И все же нужно отметить, что хотя показатели доступности государственных мер поддержки находятся на невысоком уровне, и федеральные, и региональные меры поддержки воспринимаются предпринимателями как полезные. Единственным негативным исключением является отмена авансовых платежей по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу. Это может объясняться отсутствием реальной
выгоды для предприятий, воспользовавшихся этой мерой, ростом отложенных обязательств и связанным с этим ухудшением структуры баланса и ужесточением кредитных требований.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом меры поддержки МСП эффективны, даже несмотря на то, что при значительном количестве разработанных программ поддержки малого бизнеса только четверть от действующих в Санкт-Петербурге компаний (26,2%) смогли реально воспользоваться помощью государства. Анализ причин неиспользования мер поддержки показал, что самой частой является локальная организационная, а именно неверное определение вида экономической деятельности самими предпринимателями, вследствие чего заявленный основной вид деятельности компании формально не соответствует перечню наиболее пострадавших от коронавируса видов деятельности. Можно также осторожно предположить, что большинство торговых и иных малых предприятий сферы услуг не были в свое время честны с государством и сотрудниками настолько, чтобы в кризис претендовать на государственную поддержку в полной мере. Было также установлено, что, несмотря на несколько затруднённый доступ к оказываемым мерам поддержки, в целом предприниматели оценивают их как полезные и способные оказать помощь бизнесу. Меры, затрагивающие сектор МСП, в том числе, в рамках проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», имеют высокую ступень исполнения, что говорит об успешной реализации намеченной Правительством города стратегии развития субъектов МСП даже в условиях пандемии. С учетом очевидного запроса предпринимателей на финансовую поддержку государства предложенная нами мера по изменению механизма расчёта налога на прибыль организации может снизить излишнюю в рамках пандемии налоговую нагрузку на пострадавшие компании без критических потерь налоговых поступлений в бюджет региона.
Список литературы
1. Космачева Н.М., Черкасская Г.В. Управление социально-экономическим развитием региона: концепция анализа // Вестник Университета Российской академии образования. - 2019. - № 5. - С. 63-70.
2. Космачева Н.М., Черкасская Г.В. Управление социально-экономическими системами как предмет научного исследования // Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. - Мининский университет, 2020. - С. 22-26.
3. Никитина Е. С., Прокопьева Е. Л. Государственная поддержка предпринимательской деятельности // Молодой ученый. - 2018. - № 18 (204). - С. 354-356.
4. Официальный сайт Единого Портала Предпринимателей Санкт-Петербурга Мониторинг состояния предпринимательства (март 2021). - URL: https://www.crpp.ru/userfiles/Monitoring_March2021_final.pdf (дата обращения: 02.03.2021).
5. Официальный сайт комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. Комплексный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. - URL: httpsY/dpit.gov.spb.ш/media/uptoads/userfNes/2018/02/01/Комплексный_монито-ринг_2017^ (дата обращения: 05.03.2021).
6. Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 02.03.2021).
7. Официальный сайт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге. - URL: https://ombudsmanbiz.spb.ru/ (дата обращения: 07.03.2021).
References
1. Kosmacheva N.M., Cherkasskaya G.V. Upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: koncepciya analiza. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obra-zovaniya. 2019. № 5. Р. 63-70.
2. Kosmacheva N.M., Cherkasskaya G.V. Upravlenie social'no-ekonomicheskimi sistemami kak predmet nauchnogo issledovaniya. V sbornike: Innovacionnye tekhnologii upravleniya. Sbornik statej po materialam VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. Mininskij universitet. 2020. Р. 22-26.
3. Nikitina E. S., Prokop'eva E. L. Gosudarstvennaja podderzhka predprinimatel'skoj dejatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2018. № 18 (204). Р. 354-356.
4. Oficial'nyj sajt Edinogo Portala Predprinimatelej Sankt-Peterburga. Monitoring sostojanija predprinimatel'stva. URL: https://www.crpp.ru/userfiles/Monitoring_ March2021_final.pdf
5. Oficial'nyj sajt komiteta po promyshlennoj politike, innovacijam i torgovle Sankt-Peterburga. Kompleksnyj monitoring dejatel'nosti sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v Sankt-Peterburge. URL: https://cipit.gov.spb.ru/media/uploads/ userfiles/2018/02/01/Kompleksnyj_monitoring_2017.pdf
6. Oficial'nyj sajt ministerstva finansov Rossijskoj Federacii. URL: https://min-fin.gov.ru/ru/
7. Oficial'nyj sajt upolnomochennogo po zashhite prav predprinimatelej v Sankt-Pe-terburge. URL: https://ombudsmanbiz.spb.ru/