Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕРМСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ ПЛАТФОРМЫ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)'

АНАЛИЗ ПЕРМСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ ПЛАТФОРМЫ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ПЕРМСКОГО КРАЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ ПЛАТФОРМА / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / SUPPORT MEASURES / E-BUSINESS / DIGITAL ECONOMY OF THE PERM REGION / REGIONAL REGULATORY PLATFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаркина А.В., Кузнецова О.А.

Статья посвящена научно-практическому анализу пермских региональных мер поддержки субъектов МСП в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В статье дается краткий обзор «пострадавших» от COVID-19 отраслей экономики, перечисляются федеральные и региональные меры поддержки субъектов МСП, анализируются нормативно-правовые акты Пермского края в обозначенной сфере, дается их оценка. Сделан вывод о неэффективности ряда региональных норм и необходимости поиска новых механизмов поддержки субъектов МСП. В конце исследования приводится американская модель поддержки субъектов МСП в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захаркина А.В., Кузнецова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PERM REGIONAL REGULATORY PLATFORM FOR SUPPORTING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF THE NEW CORONAVIRUS PANDEMIC (COVID-19)

The article is devoted to the scientific and practical analysis of Perm regional measures to support SMEs in the context of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19). The article provides a brief overview of the "affected" sectors of the economy by COVID-19, lists Federal and regional measures to support SMEs, analyzes the legal acts of the Perm region in this area, and assesses them. It is concluded that a number of regional norms are ineffective and that it is necessary to find new mechanisms to support SMEs. At the end of the study, the American model of support for SMEs in the context of the spread of a new coronavirus infection is presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕРМСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ ПЛАТФОРМЫ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)»

УДК 346.51

DOI: 10.17072/2619-0648-2021-1-100-113

АНАЛИЗ ПЕРМСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ ПЛАТФОРМЫ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 19-411-590001 р_а «Цифровизация региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона»

А. В. Захаркина

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Пермский государственный

национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева,15

E-mail: AnnaVladimirovna2009@yandex.ru О. А. Кузнецова

Доктор юридических наук,

профессор кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева,15

профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин

Пермский институт ФСИН России

614012, Россия, г. Пермь, ул. Карпинского, 125

E-mail: kuznetsova_psu@mail.ru

© Захаркина А. В., Кузнецова О. А., 2021

Аннотация: статья посвящена научно-практическому анализу пермских региональных мер поддержки субъектов МСП в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В статье дается краткий обзор «пострадавших» от COVID-19 отраслей экономики, перечисляются федеральные и региональные меры поддержки субъектов МСП, анализируются нормативно-правовые акты Пермского края в обозначенной сфере, дается их оценка. Сделан вывод о неэффективности ряда региональных норм и необходимости поиска новых механизмов поддержки субъектов МСП. В конце исследования приводится американская модель поддержки субъектов МСП в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства; меры поддержки; электронный бизнес; цифровая экономика Пермского края; региональная нормативная платформа.

ANALYSIS OF THE PERM REGIONAL REGULATORY PLATFORM FOR SUPPORTING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF THE NEW CORONAVIRUS PANDEMIC (COVID-19)

The study was performed under financial support of RFBR and Perm region within the framework of scientific project No. 19-411-590001 RA "The Digitalization of Regional Regulatory Platform Tools for the Development of Small and Medium Entrepreneurship in the Perm Krai with the Goal of Conquering them with the Status of Investment-Attractive Region"

A. V. Zakharkina

Perm State University

15, Bukirev st., Perm, Russia, 614990

E-mail: AnnaVladimirovna2009@yandex.ru

O. A. Kuznetsova

Perm State University

15, Bukirev st., Perm, Russia, 614990

Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 125, Karpinskogo st., Perm, Russia, 614012 E-mail: kuznetsova_psu@mail.ru

Abstract: the article is devoted to the scientific and practical analysis of Perm regional measures to support SMEs in the context of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19). The article provides a brief overview of the "affected" sectors of the economy by COVID-19, lists Federal and regional measures to support SMEs, analyzes the legal acts of the Perm region in this area, and assesses them. It is concluded that a number of regional norms are ineffective and that it is necessary to find new mechanisms to support SMEs. At the end of the study, the American

model of support for SMEs in the context of the spread of a new coronavirus infection is presented. Keywords: small and medium-sized businesses; support measures; e-business; digital economy of the Perm region; regional regulatory platform.

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) буквально разделила жизнь каждой без исключения страны на «до» и «после». Федеральный и региональные законодатели были вынуждены на протяжении всего 2020 г. принимать экстраординарные меры, направленные на стабилизацию экономического климата в стране в целом и каждом регионе в отдельности. В результате этих мер были приняты десятки федеральных и сотни региональных нормативных правовых актов, большая часть которых коснулась и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -субъекты МСП). Причем новеллой 2020 г. следует признать разделение субъектов МСП на «пострадавших» и «непострадавших». Эта классификация предопределена определением отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Пандемия COVID-19 бросила новый вызов всему российскому бизнесу, доказав его неспособность работать онлайн.

«Пострадавшие» отрасли российской экономики

Прежде всего, отметим, что отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определены на федеральном уровне в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. 4341. К таким отраслям, в частности, отнесены следующие: транспортная, досуговая, физкультурно-оздоровительная, туристическая, гостиничный бизнес, общепит, дополнительное образование, организация выставок, предоставление бытовых услуг, здравоохранение, торговля непродовольственными товарами, СМИ. Стоит подчеркнуть, что по каждой сфере деятельности в указанном Постановлении обозначены конкретные виды экономической деятельности согласно ОКВЭД2. Итак, если субъект МСП осуществляет предпринимательскую деятельность в так называемой «пострадавшей» отрасли, то, разумеется, к нему

1 Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции: постановление Правительства РФ от 3 апр. 2020 г. № 434 (ред. от 16.10.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 08.04.2020).

2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: утв. Приказом Росстандарта от 31 янв. 2014 г. № 14-ст (ред. от 12.02.2020) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

относится более обширный перечень мер поддержки. При этом необходимо иметь ввиду, что все меры поддержки субъектов МСП можно классифицировать на меры федерального уровня и меры регионального уровня.

Федеральные меры поддержки субъектов МСП

Среди федеральных мер поддержки субъектов МСП можно выделить те, что адресованы всем без исключения субъектам МСП, а также те, что рассчитаны лишь на тех субъектов МСП, которые относятся к «пострадавшим» отраслям. Так, с 1 апреля 2020 г. в отношении всех субъектов МСП принята такая мера поддержки, как снижение страховых взносов на ОПС, ОМС и по ВНиМ до 15 %. При этом это правило действует в отношении той части выплат, которая в каждом месяце превышает МРОТ, то есть 12 130 руб.

Кроме того, еще одной мерой поддержки субъектов МСП стало увеличение сроков, в течение которых может быть уплачен административный штраф. Эта мера была введена в результате принятия Федерального закона от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ3. Согласно статье 19.1 указанного закона срок уплаты административного штрафа в 2020 году составляет 180 дней. Однако из этого общего правила есть ряд исключений, не подпадающих под действие этой нормы. Речь идет об определенных административных правонарушениях, например, в сфере правил дорожного движения, продажи этилового спирта и т. д.

Наконец, еще одной федеральной мерой, актуальной для всех субъектов МСП, стала отсрочка уплаты платежей, предусмотренных в 2020 г., на срок от шести до двенадцати месяцев в случае приобретения субъектом МСП арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Эта мера регламентирована тем же Законом № 166-ФЗ.

Для субъектов МСП, осуществляющих предпринимательскую деятельность в «пострадавших» отраслях экономики, предусмотрены дополнительные меры поддержки. Так, такие субъекты МСП не обязаны перечислять налоги и взносы за второй квартал 2020 года. Речь идет о следующих налогах и взносах: страховые взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ; авансы по налогу на прибыль; авансы по имущественным налогам; аванс по УСН; ЕНВД за второй квартал; торговый сбор за второй квартал4.

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции: Федер. закон от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru.

4 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 08 июня 2020 г. № 172-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»5 была введена такая дополнительная мера для «пострадавших» субъектов МСП, как продление сроков уплаты большинства обязательных платежей. При этом если снижение доходов субъекта МСП составляет более 10 %, то в отношении такого субъекта действует дополнительная мера поддержки - отсрочка на срок до одного года и рассрочка на срок до пяти лет.

В числе мер, направленных на поддержку «пострадавших» субъектов МСП, - рассрочка погашения долгов по исполнительным производствам, которые возбуждены по документу, предъявленному до 1 октября 2020 года. Эта мера урегулирована Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции»6. Такая рассрочка дается на срок не свыше одного года. При этом сумма, на которую дается рассрочка, ограничена пятнадцатью миллионами рублями. Эта сумма состоит из неуплаченных налогов, взносов и кредитов.

«Пострадавшие» субъекты МСП получили также рассрочку по кредитам в рамках госпрограммы. Эта мера подробно регламентирована Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 410 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства»7. В указанном нормативно-правовом акте содержится легальная дефиниция термина «период предоставления отсрочки». Под этим термином законодатель предлагает понимать «период, начинающийся со дня внесения (на срок не более 6 месяцев) субъекта малого или среднего предпринимательства в реестр заемщиков, но не ранее 1 апреля 2020 г., и заканчивающийся не позднее 31 декабря 2020 г.».

5 О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов», «Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409»): постановление Правительства РФ от 2 апр. 2020 г. № 409 (ред. от 07.11.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru.

6 Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции: Федер. закон от 20 июля 2020 г. № 215-ФЗ // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru.

Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 2 апр. 2020 г. № 410 (ред. от 24.04.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru.

Наконец, последняя мера поддержки, рассчитанная на субъекты МСП, относящиеся к «пострадавшим», - это мораторий Правительства РФ на банкротство. Так, действие моратория продлено до 7 января 2021 г.8

Таким образом, перечень принятых федеральных мер, продемонстрированный выше, показывает, что эти меры градируются главным образом на две группы: меры, адресованные всем субъектам МСП, и меры, ориентированные только на «пострадавших» субъектов МСП. При этом в большинстве своем эти меры носят «имущественный» характер и напрямую связаны с фискальной функцией государства.

Пермские региональные меры поддержки предпринимательства

С учетом цели настоящего научного исследования предлагаем обзор главных мер, принятых пермским региональным законодателем для поддержки малого и среднего бизнеса Пермского края.

Отметим, что для упрощения поиска соответствующей информации в Пермском крае создан специальный информационный ресурс - «Меры поддержки бизнеса в Пермском крае». На этом ресурсе можно ознакомиться с актуальной информацией, с нормативными актами в обозначенной сфере, а также задать вопрос эксперту.

Следует отметить, что в Пермском крае приняты «стандартные» для регионов меры поддержки субъектов МСП. В каждом субъекте Российской Федерации - свои региональные меры: они отличаются как по количеству, так и по содержанию.

Во-первых, Законом Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК9 уменьшена кадастровая стоимость тех объектов недвижимости, собственники которых уменьшили своим арендаторам арендную плату в 2020 году. То есть уменьшение кадастровой стоимости в данном случае необходимо для уменьшения налога на имущество в отношении этих объектов недвижимости. При этом Законом Пермского края № 141-ПК предусмотрены условия, которые необходимо соблюсти для использования обозначенной меры поддержки. Всего пять условий: договор аренды был заключен не позднее 1 марта 2020 г. и прошел установленную законом государственную регистрацию в Росреест-ре; допсоглашение о снижении размера арендной платы датируется после 1 марта 2020 г.; объект недвижимости зарегистрирован в установленном законом порядке; арендатор - субъект МСП или АНО (причем этот статус должен быть установлен на 1 марта 2020 г.); вид экономической деятельности

8 См. об этом: О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников: постановление Правительства РФ от 1 окт. 2020 г. № 1587 // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru.

9 О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае": принят ЗС ПК 26.10.2017: Закон Пермского края от 13 нояб. 2017г. № 141-ПК (ред. от 22.06.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru.

арендатора соответствует установленным законом параметрам. Требует пояснения последнее условие: здесь речь идет о таких параметрах, как конкретные виды деятельности по ОКВЭД. Эти конкретные виды деятельности перечислены в указанном законе. К примеру, это розничная торговля, ремонт и монтаж машин и оборудования, деятельность туристических агентств, образование, деятельность в сфере здравоохранения, деятельность в сфере культуры, спорта и досуга, полиграфическая деятельность и т.д. Добавим, что снижение кадастровой стоимости предполагается не более чем на 50 %. При этом снижению предшествует непростой расчет, осуществляемый математическими методами: кадастровая стоимость объекта недвижимости уменьшается на такую величину, которая в свою очередь рассчитана как отношение величины снижения арендной платы к ставке по налогу на имущество.

Во-вторых, указанным Законом Пермского края № 141-ПК вводится такая мера, как уменьшение на 50 % размера налога на имущество организаций. Эта мера адресована только торговым центрам (комплексам), которые соответствуют ряду условий. Первое условие касается объема торговых площадей: площадь торгового центра должна быть не менее 5000 кв. м. Это условие было подвергнуто обоснованной критике, поскольку оно ввело неоправданные ограничения для использования соответствующей меры поддержки. Этому условию соответствуют следующие торговые центры Перми: «Семья (2 очередь)» (45 000 кв. м.), «Алмаз» (40 573 кв. м.), «Столица» (32 000 кв. м.), «Семья» (31 000 кв. м.), «Евразия» (30 000 кв. м.), «Колизей-Cinema» (30 500 кв. м.), «Колизей-Atrium» (25 000 кв. м.), «Семь пятниц» (20 600 кв. м.), «Чкаловский - мебельный центр» (15 000 кв. м.), «Баумолл (Baumall)» (14 000 кв. м.), «Гипермаркет Виват» (14 000 кв. м.), «Земляника» (12 500 кв. м.), «ЦУМ» (11 700 кв. м.), «Castorama (Касторама)» (11 500 кв. м.), «METRO cash&carry» (11 000 кв. м.), «Айсберг» (11 000 кв. м.), «Домино» (7900 кв. м.), «Bazar» (7 880 кв. м.), «Агат» (7500 кв. м.), «Карнавал» (7400 кв. м.), «Кит» (6300 кв. м.), «Бизнес галереи» (6 250 кв. м.), «Дома-Дом, СуперСтрой» (6000 кв. м.) и др. При этом не соответствуют обозначенному условию такие торговые центры, как «Гостиный двор» (4 000 кв. м.), «Кухни России» (2 500 кв. м.), «Петропавловский» (3 000 кв. м.) и др.

Как известно, в условиях режима самоизоляции был установлен запрет на работу всех без исключения торговых центров. Получается, что среди пострадавших субъектов МСП - собственники абсолютно всех без исключения торговых комплексов. Однако мера поддержки адресована владельцам только «крупных» торговых центров.

Вторым условием, названным в Законе № 141-ПК, является сосредоточение в руках одного собственника всего торгового центра или торговых площадей общей площадью не менее 5000 кв. м. Это условие также «связывает руки» большому количеству субъектов МСП. Так, зачастую крупные торговые центры находятся в собственности двух, трех и более сособствен-ников. Стало быть, в одном и том же торговом центре сособственники ста-

вятся в неравное юридическое положение: те, в собственности которых 5000 кв. м и более торговых площадей, получают обозначенную льготу, а те, у кого меньше - нет. При этом речь идет об одном и том же неработающем торговом центре.

Третьим условием является государственная регистрация этих торговых помещений в объеме не менее 99 %. И, наконец, последним условием является кадастровая стоимость одного квадратного метра в таком торговом центре: она должна быть не менее 20 тыс. руб. по состоянию на 1 января

2020 г.

Стоит заметить, что эта мера поддержки, как нам кажется, не малого бизнеса, а, напротив, «крупного», поскольку субъекты МСП далеко не всегда имеют в собственности торговые площади объемом более 5000 кв. м.

В-третьих, субъекты МСП Пермского края получили отсрочку по уплате авансовых платежей по налогу на имущество организаций. При этом указанная мера рассчитана только на субъектов МСП, которые зарегистрированы в этом качестве в Едином реестре МСП, и которые осуществляют свою деятельность в «пострадавших» отраслях экономики.

В-четвертых, для всех субъектов предпринимательской деятельности в

2021 г. предусмотрена пониженная ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым считается как кадастровая стоимость. Такая ставка установлена в 1,6 %.

В-пятых, Закон Пермского края от 01 апреля 2015 г. № 466-ПК10 ввел еще одну меру поддержки пермского бизнеса - понижение процентной ставки по УСН. Так, для юридических лиц и ИП, объектом налогообложения которых являются доходы, установлена ставка в 1 %, а для юридических лиц и ИП, объектом налогообложения которых выступают доходы, остающиеся после вычета расходов, в 5 %.

В-шестых, еще одной налоговой мерой поддержки пермского бизнеса стало снижение потенциально возможного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности по патенту. Так, согласно Закону Пермского края от 01 апреля 2015 № 465-ПК «О патентной системе налогообложения в Пермском крае, установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельной категории налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, и о внесении изменения в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае"»11, размер такого дохода определен в

10 Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (принят ЗС ПК 19.03.2015): Закон Пермского края от 01 апр. 2015 г. № 466-ПК (ред. от 22.06.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 23.06.2020).

11 О патентной системе налогообложения в Пермском крае, установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельной категории налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Перм-

16,67 руб. Эта мера касается только тех предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в указанных в законе сферах.

В-седьмых, Законом Пермского края от 25 декабря 2015 г. № 589-ПК12 для субъектов МСП продлен срок уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. Указанная мера адресована не всем субъектам МСП, а только из «пострадавших» сфер, перечень которых установлен Постановлением Правительства Пермского края от 22 апреля 2020 г. № 236-п13.

В-восьмых, специальной мерой поддержки субъектов МСП стала отсрочка арендной платы по договорам аренды государственного имущества, установленная Постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2020 г. № 156-п . При этом отсрочка касается только трех календарных месяцев - апреля, мая и июня 2020 г. Арендную плату за эти месяца можно внести в срок, указанный в дополнительном соглашении, заключаемом между арендатором и арендодателем, но не позднее 31 декабря 2021 г. Если субъект МСП относится к «пострадавшим», то за указанные три месяца он освобожден от уплаты арендной платы.

В-девятых, мерой поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции стало субсидирование. В Пермском крае было установлено три вида субсидий: 1) всем представителям бизнеса - на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан Пермского края; 2) «пострадавшим» субъектам МСП - в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам; 3) региональному оператору по обращению с ТКО. Рассмотрим более подробно субсидии, рассчитанные на субъектов МСП, осуществляющих предпринимательскую деятельность в «пострадавших» отраслях экономики.

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 22 мая 2020 г. № 351-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате

ском крае» (принят ЗС ПК 19.03.2015): Закон Пермского края от 1 апр. 2015 г. № 465-ПК (ред. от 22.04.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 23.04.2020).

12 О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (принят ЗС ПК 10.12.2015): Закон Пермского края от 25 дек. 2015 г. № 589-ПК (ред. от 22.04.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 23.04.2020).

13 Об утверждении перечня осуществляемых налогоплательщиками по состоянию на 1 марта 2020 года видов деятельности, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, в целях продления сроков уплаты авансовых платежей по отдельным видам налогов: постановление Правительства Пермского края от 22 апр. 2020 г. № 236-п (ред. от 25.06.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 23.04.2020).

14 О мерах, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства Пермского края от 28 марта 2020 г. № 156-п (ред. от 01.06.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 01.06.2020).

распространения новой коронавирусной инфекции, в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам» , субъекты МСП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в «пострадавших» отраслях экономики, вправе получить субсидию на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам. Однако следует подчеркнуть, что порядок получения такой субсидии достаточно сложный.

Во-первых, в указанном акте перечислен ряд требований, которым должен соответствовать претендент на получение субсидии (быть субъектом МСП, зарегистрированным в этом качестве; осуществлять в качестве основного вид деятельности, указанный в Законе Пермского края от 30 марта 2020 г. № 527-ПК, Законе Пермского края от 22 апреля 2020 г. № 530-ПК или Постановлении Правительства Пермского края от 22 апреля 2020 г. № 236-п; не иметь задолженностей по налогам, сборам, страховым взносам, пеней, штрафов; иметь в штате не менее трех сотрудников; не осуществлять производство и (или) реализацию подакцизных товаров; не осуществлять добычу полезных ископаемых; не иметь иных мер государственной поддержки и т. д.). Поскольку целью такого субсидирования выступает сохранение рабочих мест, то еще одним критерием, которому должен соответствовать субъект МСП, является сохранение не менее 90 % рабочих мест по состоянию на 1 апреля 2020 г. в сравнении с 1 января 2020 г.

Кроме требований к претенденту на получение субсидии, Постановление Правительства РФ содержит и требования к самому кредиту: он должен быть не менее 500 000 руб., должен быть действующим и заключенным до 1 марта 2020 г. При этом субсидия дается только на уплату процентов по процентной ставке, не превышающей 6 %, за шесть месяцев уплаты процентов до 1 марта 2020 г. Общий размер субсидии может составлять не более 1 млн рублей на одного субъекта МСП. Для получения субсидии субъект МСП должен собрать «пакет» документов, состоящий из более, чем десяти документов, заверенных в установленном законом порядке. Интересно, что после подачи документов проводится отбор субъектов МСП, кому будет предоставлена такая субсидия. На наш взгляд, механизму предоставления субсидий явно не хватает простоты и прозрачности. В самой структуре этого механизма - большое количество «негибких» бюрократических барьеров, создающих трудности в получении субсидии. Думается, что этот процесс требует цифровизации: Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края должно заведомо обладать соответствующей информацией о тех субъектах МСП, которые соответствуют установленным критериям. Ста-

15 Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам: постановление Правительства Пермского края от 22 мая 2020 г. № 351-п (ред. от 02.07.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 25.05.2020).

ло быть, наличие подобной информации значительно упростило бы процесс получения субсидии, освободив субъекта МСП от сбора дополнительных документов. Конечно, субсидирование в идеале должно уйти «в онлайн»: такие цифровые ресурсы, как сайт «Госуслуги», должны быть специально разработаны и для субъектов МСП, которые могли бы получать субсидии в упрощенном порядке, заполнив соответствующие электронные формы онлайн.

Американские меры поддержки бизнеса в условиях COVID-19

Для оценки эффективности пермских региональных мер поддержки субъектов МСП мы решили провести экспресс-анализ американской модели поддержки бизнеса в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Опыт США в деле поддержки предпринимательства в условиях пандемии COVID-19 следует признать передовым и по этой причине взять за основу для сравнительного анализа. США, как и многие другие страны, начали с установления «всеобщего режима самоизоляции», однако, как показал опыт всех без исключения стран, такой подход к борьбе с пандемией коронавирус-ной инфекции неэффективен: режим всеобщей самоизоляции буквально «замораживает» всю хозяйственную жизнь страны, что приводит к резкому сокращению малого и среднего бизнеса, поскольку «крупный», как правило, трансформируется в онлайн, что позволяет ему сохранять свои позиции. В итоге происходит резкий рост безработицы и значительное снижение уровня жизни большей части населения страны. Итак, США еще в марте 2020 г. приняли Coronavirus Preparedness and Response Supplemental Appropriations Act, которым были введены первые меры, направленные на борьбу с корона-вирусной инфекцией: выделены средства на разработку вакцины, на поддержку сферы здравоохранения, а также на малый бизнес, поскольку его доля в структуре экономики США составляет почти 50 %. 27 марта 2020 г. был принят Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act, который, по оценкам экспертов, стал экстраординарным и сыграл значимую роль в деле сокращения последствий экономического кризиса 2020 г. в США. В указанном нормативном акте немало инструментов поддержки именно малого бизнеса, например: программа льготного кредитования для субъектов МСП, именуемая «Small Business Administration Loan Guarantee Program»; программа поддержки малого бизнеса в части выплаты заработной платы своим работникам - «Paycheck Protection Program-PPP». Суть последней программы заключается в получении льготного кредита для малого бизнеса, процентная ставка по которому не может превышать 4 %. Впечатляет прозрачная процедура получения такого кредита: заемщику необходимо подать заявление о льготном кредитовании ввиду неопределенной экономической ситуации. Пожалуй, ключевой особенностью этой программы следует признать возможность списания части задолженности по кредиту: та часть кредита, которая была потрачена на строго перечисленные в законе цели (например, заработная плата работникам, коммунальные платежи, проценты по ипотеке), подлежит списа-

нию и заемщику не нужно ее возвращать. Оставшуюся часть кредита нужно погасить в течение одного года, отсчитываемого с даты заключения договора о кредите. Еще одной мерой поддержки малого бизнеса выступила помощь заемщикам, получившим кредиты от US Small Business Administration. В течение шести месяцев эти заемщики были освобождены от уплаты кредитных средств. Снова впечатляет механизм действия этой нормы: она применяется автоматически, никаких действий от заемщиков не требуется. Оценивая меры поддержки малого бизнеса, предпринятые в США, Т.К. Ковалева отмечает адресность финансовой помощи, значительную роль в этом процессе соответствующих государственных структур16.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, сформулируем основные выводы:

1) меры поддержки предпринимательства, предпринятые органами государственной власти РФ, могут быть классифицированы по нескольким критериям: по органам, принявшим меры, - федеральные и региональные; по адресности - меры, адресованные всему бизнесу; меры, адресованные субъектам МСП; а также меры, адресованные субъектам МСП, осуществляющим предпринимательскую деятельность в «пострадавших» отраслях российской экономики;

2) в числе федеральных мер поддержки, адресованных всем субъектам МСП: снижение страховых взносов, увеличение срока уплаты административных штрафов, отсрочка уплаты платежей при приобретении арендуемого недвижимого имущества, находящегося в публичной собственности и т. д.;

3) в числе федеральных мер поддержки, адресованных субъектам МСП из «пострадавших» отраслей: освобождение от налогов и взносов за II квартал 2020 г.; отсрочка/рассрочка по налогам и взносам; рассрочка погашения долгов по исполнительным производствам; рассрочка по кредитам в рамках госпрограммы; мораторий на банкротство и др.;

4) пермские региональные меры поддержки бизнеса также могут быть классифицированы по разным основаниям, например: по адресности - на меры, адресованные всем субъектам предпринимательской деятельности; только субъектам МСП, а также только тем субъектам МСП, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в «пострадавших» отраслях экономики; по цели - на сохранение рабочих мест, на создание новых рабочих мест, на уменьшение налогового бремени, на поддержку отдельных отраслей экономики; по видам - налоговые, арендные, кредитные и др.; по формам - предполагающие рассрочку/отсрочку; предполагающие разовое, квартальное или годовое уменьшение налога, взноса или иного платежа; предполагающие субсидирование и др.;

5) к числу пермских региональных мер поддержки бизнеса следует отнести: 50% уменьшение суммы налога на имущество организаций-торговых цен-

16 Ковалева Т. К. Пандемия COVШ19 и поддержка малого бизнеса в США: институциональные аспекты, инструменты и механизмы // Финансовые рынки и банки. 2020. № 2. С. 35.

тров (торговых комплексов), общая площадь которых составляет не менее 5000 кв. м.; пониженная до 1,6 % ставка налога на имущество организаций в 2021 г.; пониженная в 2020 г. ставка налога по УСН только для тех предпринимателей, чей вид экономической деятельности указан в законе; нулевая ставка налога по УСН в 2021 г. в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания; уменьшение потенциально возможного годового дохода при ПСН до 16, 67 руб. в отношении отдельных видов деятельности; отсрочка авансовых платежей по УСН только для тех предпринимателей, чей вид экономической деятельности указан в законе; отсрочка авансовых платежей по земельному налогу только для тех предпринимателей, чей вид экономической деятельности указан в законе; субсидии для трудоустройства безработных; приостановление проверок;

6) в числе пермских региональных мер поддержки субъектов МСП следующие: отсрочка арендной платы за аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности;

7) пермские региональные меры, адресованные только тем субъектам МСП, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в «пострадавших» отраслях экономики:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уменьшение кадастровой стоимости недвижимого имущества, сдаваемого в аренду субъектам МСП, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности, с целью снижения налога на это имущество тем арендодателям, которые снизили арендную плату;

- отсрочка авансовых платежей по налогу на имущество организаций;

- отсрочка авансовых платежей по транспортному налогу в 2020 г.;

- освобождение от арендной платы за апрель - июль 2020 г. при аренде недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- субсидии в целях возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам;

8) пермские региональные меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции не сосредоточены на поддержке непосредственно субъектов МСП: для получения той или иной меры поддержки большее значение имеет то, какой вид экономической деятельности осуществляет предприниматель;

9) сравнение пермской региональной и американской федеральной модели поддержки субъектов МСП позволяет заключить, что пермская региональная модель поддержки малого и среднего бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции требует коррекции: во-первых, пермским региональным властям нужно акцентировать внимание не на виде экономической деятельности, а на самом субъекте МСП; во-вторых, требует совершенствования сам механизм предоставления мер поддержки: его следует упростить, цифровизировать и сделать максимально прозрачным, отдав ведущую роль соответствующему органу власти, а не субъекту МСП, вынуж-

денному в современных условиях собирать многочисленные подтверждающие документы, например, для получения субсидий; в-третьих, необходимо выявить «слабые» места пермского регионального бизнеса и скорректировать формы поддержки субъектов МСП. К примеру, огромной проблемой малого и среднего предпринимательства Пермского края следует признать неспособность к работе онлайн, что предполагает: отсутствие субъекта МСП в цифровой среде (то есть отсутствие работающего сайта, группы в социальных сетях и т.д.); отсутствие 1Т-сотрудников, занимающихся «цифровым» присутствием; отсутствие цифровой рекламы; отсутствие механизма удаленной работы с клиентелой; не разработанность механизма онлайн заказа товара, работы или услуги и онлайн или оффлайн предоставления этого товара, работы или услуги; отсутствие у предпринимателя цифровых компетенций и т.д.

Полагаем, что недостаточное внимание к малому и среднему бизнесу со стороны федеральных и региональных властей вызвано тем обстоятельством, что доля субъектов МСП в экономике нашей страны по-прежнему крайне низка и составляет примерно около 20 % ВВП в отличие, например, от США, где эта доля составляет чуть больше 50 %. Между низким процентом участия субъектов МСП в ВВП России и недостаточной федеральной и региональной поддержкой субъектов МСП есть прямая и обратная взаимно коррелирующая связь. Очевидно, что поддержка субъектов МСП должна быть более адресной. Такая поддержка должна решать одновременно разные задачи: сохранить действующий малый и средний бизнес; стимулировать предпринимательство, особенно в среде молодежи; помогать субъектам МСП осуществлять свою деятельность онлайн и т.д. Для решения этих непростых задач требуются разноплановые меры поддержки субъектов МСП, идущие «в ногу» с цифровым временем.

Библиографический список

Ковалева Т. К. Пандемия COVID19 и поддержка малого бизнеса в США: институциональные аспекты, инструменты и механизмы // Финансовые рынки и банки. 2020. № 2.

Информация для цитирования

Захаркина А. В., Кузнецова О. А. Анализ пермской региональной нормативной платформы инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии новой коро-навирусной инфекции (COVID-19) // Ex jure. 2021. № 1. C. 100-113. DOI: 10.17072/2619-0648-2021-1-100-113.

Zakharkina A. V., Kuznetsova O. A. Analysis of the Perm Regional Regulatory Platform for Supporting Small and Medium-Sized Businesses in the Context of the New Coronavirus Pandemic (COVID-19). Ex jure. 2021. № 1. Рр. 100-113. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2021-1100-113.

и

S3

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.