Научная статья на тему 'Российский рынок труда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции: тенденции, вызовы и государственное регулирование'

Российский рынок труда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции: тенденции, вызовы и государственное регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6663
1348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
рынок труда / спад деловой активности / безработица / государственная поддержка занятости населения / пандемия / коронавирус / labor market / downturn in business activity / unemployment / government support for employment / pandemic / coronavirus

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Наталия Евгеньевна

Серьезные изменения на рынке труда в условиях распространения новой коронавирусной инфекции коснулись большинства стран мировой экономики, в том числе и России. В условиях нарастающего экономического кризиса, вызванного массовым закрытием предприятий, падением потребительского и инвестиционного спроса и ростом безработицы, решающую роль играет разработка эффективных мер государственной поддержки, направленных на стимулирование как всей экономики, так и отдельных групп ее хозяйствующих субъектов. В статье рассмотрена текущая ситуация на рынке труда, позволяющая выявить динамику и структуру безработицы в первом полугодии 2020 года. Автором рассмотрены группы мер и эффективность государственной поддержки рынка труда – малых и средних предприятий, предприятий из наиболее пострадавших отраслей, а также системообразующего сектора экономики. Обращено внимание на необходимость переквалификации работников, поддержку занятости среди молодежи, применение новых форм занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The russian labor market during the pandemic coronavirus: trends, challenges and government regulation

Major changes in the labor market in the context of the spread of the new coronavirus infection have affected most countries of the world economy, including Russia. In the context of the growing economic crisis caused by the massive closure of enterprises, falling consumer and investment demand and rising unemployment, the development of effective government support measures aimed at stimulating both the entire economy and individual groups of its economic entities plays a decisive role. The article examines the current situation on the labor market, which makes it possible to identify the dynamics and structure of unemployment in the first half of 2020. The author considers a group of measures and the effectiveness of state support for the labor market small and medium-sized enterprises, enterprises from the most affected industries, as well as the backbone sector of the economy. Attention is drawn to the need to retrain workers, support for youth employment, and the use of new forms of employment.

Текст научной работы на тему «Российский рынок труда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции: тенденции, вызовы и государственное регулирование»

Российский рынок труда в условиях пандемии

V V |

новой коронавирусной инфекции:

тенденции, вызовы и государственное регулирование

Бондаренко Наталия Евгеньевна

к.э.н., доцент кафедры экономической теории

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

vita06@inbox.ru

Серьезные изменения на рынке труда в условиях распространения новой коронавирусной инфекции коснулись большинства стран мировой экономики, в том числе и России. В условиях нарастающего экономического кризиса, вызванного массовым закрытием предприятий, падением потребительского и инвестиционного спроса и ростом безработицы, решающую роль играет разработка эффективных мер государственной поддержки, направленных на стимулирование как всей экономики, так и отдельных групп ее хозяйствующих субъектов. В статье рассмотрена текущая ситуация на рынке труда, позволяющая выявить динамику и структуру безработицы в первом полугодии 2020 года. Автором рассмотрены группы мер и эффективность государственной поддержки рынка труда - малых и средних предприятий, предприятий из наиболее пострадавших отраслей, а также системообразующего сектора экономики. Обращено внимание на необходимость переквалификации работников, поддержку занятости среди молодежи, применение новых форм занятости.

Ключевые слова: рынок труда, спад деловой активности, безработица, государственная поддержка занятости населения, пандемия, коронавирус.

COVID-19 и карантинные меры по сдерживанию пандемии оказали резкое и масштабное шоковое воздействие на мировую экономику. Общий уровень падения мировой экономики в 2020 году по сравнению с 2019 годом оценивается на уровне 3% (притом, что в кризисном 2009-м падение составило 2,1%) и сопровождается резким спадом частного потребления с отрицательным влиянием на производство, занятость и инвестиции.

Распространение коронавируса привело к массовому закрытию компаний во всем мире, приостановке большинства производств. Около трети населения (примерно 2,6 млрд чел.) планеты несколько месяцев находилось в режиме самоизоляции. В связи с введением жестких ограничительных мер, в частности, на передвижение и социальные контакты, резко снизился спрос на многие товары и услуги.

Серьезные потрясения затронули внутренний спрос и предложение, торговлю и финансы, а снижение экономической активности в странах с развитой экономикой в 2020 г. ожидается на уровне 7%.

Глобальная экономика может пострадать еще сильнее, если ограничения на экономическую деятельность продолжат действовать в 3м квартале 2020 г. и не удастся остановить снижение доходов населения и повысить потребительский спрос.

В докладе Всемирного банка «Перспективы мировой экономики» за июнь 2020 г. говорится о том, что мировую экономику в текущем году ждет сжатие на 5,2% и данный спад станет самым глубоким со времен Второй мировой войны.

По прогнозу МВФ, экономика стран зоны евро столкнется со спадом на 7,5%, но через год вернется к росту на уровне 4,7%. Самая глубокая рецессия предсказуемо будет в этом году в Италии и Испании - минус 9,1% и 8% соответственно. Прогноз для Франции - минус 7,2%, для Германии - минус 7%, ВВП Великобритании снизится на 6,5%. Восстановление следующего года нигде не будет полным (самые высокие его темпы прогнозируются для Германии - 5,2%). Япония, где карантинный режим был введен относительно поздно, также потеряет в текущем году 5,2% ВВП. В США, где зафиксировано самое большое число заболевших, спад составит 5,9%, рост следующего года планируется на уровне 4,7%.

В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах прогнозируется спад на 2,5%, который расценивается как первая всеобъемлющая рецессия в этой группе стран за шестьдесят лет. Снижение доходов на душу населения ожидается на 3,6%, что ввергнет миллионы людей в крайнюю бедность.

Из-за снижения деловой активности и введения ограничительных мер бизнес во всем мире столкнулся с рецессией и терпит значительные убытки, растет безработица. Данная проблема коснулась большинства отраслей экономики, в особенности, субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), потери которого в

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

2020 году составят по меньшей мере 126 млрд долл. На эту сферу по всему миру повлияли ограничения в США, Китае и странах ЕС, с которыми с точки зрения цепочек поставок связаны 63% глобального импорта и 64% экспорта.

Из-за остановок заводов в США, ЕС и Китае многомиллиардные потери несут не только предприятия в этих странах, но и бизнес в развивающихся экономиках. Например, африканские МСП, работающие на экспорт, потеряют по прогнозам более 2,4 млрд долл., из которых 70% вызваны ограничениями в ЕС.

Ситуация осложняется высокой неопределенностью относительно длительности ограничений, введенных на уровне стран и их отдельных территориальных единиц, а также рисков ожиданий второй волны коронавирусной инфекции. Данные факторы оказывают прямое влияние на социально-экономическую ситуацию как во всем мире, так и в России.

Введенные ограничения и последовавшие за ними спад спроса и деловой активности повлияли на рост уровня безработицы в странах, наиболее затронутых вирусом. По подсчетам Международной организации труда, весь мир может потерять от 5 до 25 млн рабочих мест, что может привести к потерям трудовых доходов от 860 млрд долл. США до 3,4 трлн долл. США.

По данным Росстата уровень безработицы в России составил в феврале - 4,6% (3,4 млн чел.), в марте -4,7% (3,485 млн чел.), в апреле - 5,8% (4,3 млн чел.), в мае - 6,1% (4,5 млн чел.) [1]. Последний раз уровень безработицы в РФ превышал 6% в марте 2012 года (6,5%), ровно 6,0% он составлял в марте 2016 года и январе 2013 года.

С конца марта по конец июня текущего года в России уволено 3 млн 718 тыс. человек, а принято на работу 3 млн 36 тыс.

В региональном разрезе наибольшая доля зарегистрированных безработных наблюдается в республиках Чечня, Тыва и Ингушетия. Самая благоприятная обстановка в сфере занятости на Сахалине, в Липецкой и Тамбовской областях.

Анализ структуры безработицы показал: 51% зарегистрированных безработных - это граждане в возрасте от 25 до 40 лет, 32% - лица в возрасте от 40 до 55 лет, чуть больше 12% - молодые люди до 25 лет, менее 5%

- граждане старше 55 лет.

По профессиональной принадлежности больше всего среди безработных специалистов торговли и бытового обслуживания - свыше 300 тысяч человек. Далее

- специалисты по административной и обеспечивающей работе - более 220 тысяч. Третье место занимают специалисты транспортной отрасли - свыше 160 тысяч человек, и ещё 155 тысяч безработных не имеют квалификации. На эти профессиональные группы приходится треть всех официально зарегистрированных безработных. Меньше всего безработных ранее были заняты в таких сферах, как логистика, консалтинг, химическая и топливная промышленность, а также металлургия. На всю численность этих граждан приходится менее 5% от числа безработных.

В июне рост регистрируемой безработицы замедлился более чем на треть - на учёт в качестве безработных вставали в среднем по 140 тысяч человек в неделю, в середине апреля - мае в центрах занятости регистрировалось по 220-250 тысяч еженедельно.

При этом, на российском рынке труда наблюдается тенденция смещения спроса на конкретные профессии

и сферы деятельности. Например, работодатели активно ищут курьеров, водителей, медицинский персонал, специалистов в области онлайн-образования.

В результате опроса более 150-ти работодателей, проведенного крупнейшей российской компанией в сфере интернет-услуг по поиску работы «HeadHunter», было выяснено, что в 2020 году каждая десятая компания планирует сократить персонал вследствие неблагоприятной финансово-экономической ситуации и общего падения доходности бизнеса.

Крупнейшие российские бизнес-объединения, в том числе Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, союз «Деловая Россия» и объединение предпринимателей «Опора России», констатируя нарастающую проблему занятости, в апреле текущего года направили обращение Правительству РФ с просьбой предоставить бизнесу меры срочной государственной поддержки в целях недопущения массового банкротства предприятий, увеличения числа безработных, резкого снижения налоговых поступлений. «Практически во всех регионах страны происходит шоковая остановка спроса, предприятия прекращают свою деятельность, теряют возможность покрывать операционные издержки, осуществлять налоговые платежи и выплаты по кредитам», - говорилось в письме [2].

С момента введения в России ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, государство оказывает деятельную поддержку представителям бизнеса, столкнувшимся с объективными трудностями. Начиная с конца марта и до настоящего времени федеральными властями принято несколько пакетов мер такой поддержки. Некоторые из них носят системный характер и относятся ко всем организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП), другие - предназначены только для компаний, работающих в определенных сферах экономики.

По состоянию на май 2020 г. общая стоимость мер фискальной политики государства оценивается в 2,9 трлн рублей (39,77 млрд долларов США, что эквивалентно 2,7% ВВП). Согласно оценкам Министерства финансов Российской Федерации, общая стоимость поддержки в рамках первого и второго пакетов составляет 2,1 трлн руб. Стоимость третьего антикризисного пакета оценивается экспертами в размере 800 млрд руб.

Ключевыми направлениями фискальной политики стали: поддержка уровня доходов различных групп населения, поддержка занятости, смягчение налоговых условий функционирования бизнеса и обязательств по обслуживанию кредитной задолженности.

Правительством принят ряд первоочередных мер, направленных на поддержку людей, которые потеряли работу, и тех, кто находится под угрозой увольнения: существенно упрощена процедура регистрации в качестве безработного, увеличен размер пособия по безработице (и минимальный, и максимальный), расширен круг лиц, которые имеют право на получение таких пособий. Люди, потерявшие работу и обратившиеся в службу занятости с 1 марта, получают пособие по верхней границе - 12130 руб. [3].

Направления мер государственной поддержки занятости в условиях пандемии осуществлялись по отношению к четырем группам предприятий:

1. Поддержка малых и средних предприятий (МСП)

1.1. Субсидии. Правительство предоставляло субсидии МСП (в том числе ИП) из наиболее пострадавших отраслей экономики для покрытия расходов на оплату труда в мае и июне 2020 г. Размер грантов эквивалентен 1 МРОТ на каждого сотрудника. Главным условием получения субсидии является сохранение как минимум 90% рабочих мест (по отношению к марту 2020 г.) в месяц, за который предприятие получает кредит. Кроме того, 22 апреля 2020 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации» [4], согласно которому полученные МСП субсидии не облагаются налогом на прибыль, а субсидии, полученные ИП - подоходным налогом. В мае таким образом было поддержано более 3,5 млн рабочих мест.

1.2. Отсрочка и освобождение от арендных платежей. МСП предоставлена возможность отсрочки платежей по аренде федерального имущества за апрель, май, июнь текущего года. За те же месяцы МСП из наиболее пострадавших отраслей экономики имеют возможность быть освобожденными от уплаты платежей по аренде федерального имущества.

На конец июня более 34 тыс. соглашений по отсрочкам платежей заключено в отношении федерального, регионального и муниципального имущества [5].

Отдельной новацией стала возможность для арендаторов расторгнуть договоры аренды в том случае, если арендодатель не идёт навстречу. Такая возможность содержится в статье 19 ФЗ №98-ФЗ от 01.04.2020 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [6], принятом относительно предприятий МСП из пострадавших отраслей.

1.3. Отсрочка кредитных платежей. МСП из наиболее пострадавших отраслей экономики имеют право получить отсрочку на 6 месяцев по кредитным договорам, которые были заключены до 3 апреля 2020 г.. В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации №435 от 03.04.2020 г. «Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств» в течение периода отсрочки не начисляются штрафы в отношении отсроченной суммы долга и не повышается ставка процента по кредиту [7].

Данная мера осуществляется посредством двух инструментов. Первый инструмент - Федеральный закон N 106-ФЗ от 03.04.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» [8]. В силу этого закона такие отсрочки предоставлены предпринимателям по кредитам на 118 млрд руб. (данные на июнь 2020 г.). Второй инструмент - программа, субсидируемая Правительством. В рамках данной программы предоставлено отсрочек на 15 млрд руб. Таким образом, в сумме для поддержки предпринимателей направлено более 130 млрд руб. [5].

1.4. Отсрочка налогов. МСП из наиболее пострадавших отраслей экономики имеют право получить дополнительную отсрочку на 3-6 месяцев (налог на прибыль за 2019 год - на 6 месяцев, подоходный налог ИП за

2019 год - на 3 месяца). Данная мера введена Постановлением Правительства № 409 от 02. 04. 2020 г. «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» [9] и предполагает отсрочки, списания, снижение налогов для МСП в пострадавших отраслях более чем на 500 млрд руб. [5].

1.5. Снижение страховых взносов. Ставка страховых взносов снижена с 30% до 15%, но только для той части зарплаты, которая превышает МРОТ.

1.6. Льготное кредитование. Расширен доступ МСП к программе льготного кредитования (под 8,5%), которая была запущена в 2019 г. в рамках проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Во-первых, сняты требования отсутствия задолженности по налогам, сборам и зарплатам, а также по кредитным обязательствам, просроченным на срок более 30 дней. Во-вторых, уже не действует ограничение по предельному объёму обязательств, которые могут быть рефинансированы в рамках данной программы. Кроме того, льготные кредиты стали доступны для микропредприятий, которые занимаются реализацией подакцизных товаров. В обращении президента РФ к россиянам 11-го мая было объявлено о докапитализации на 12 млрд руб. региональных государственных структур, «которые оказывают микрофинансовую поддержку индивидуальным предпринимателям, семейным предприятиям, небольшому бизнесу» [10].

2. Поддержка предприятий из наиболее пострадавших отраслей

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции утвержден постановлением Правительства РФ № 434 от 03.04.2020 г. «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» [11]. В него вошли организации, которые ведут деятельность в сфере авиа- и автоперевозок, туризма, гостиничного бизнеса, общественного питания, культуры, спорта, дополнительного образования, бытовых услуг населению, розничной торговли непродовольственными товарами, конференций и выставок.

2.1. Льготное кредитование. Предприятиям из наиболее пострадавших отраслей для покрытия расходов на оплату труда предоставляются кредиты под 0% в течение первых 6 месяцев и 4% - в течение следующих 4 месяцев. Также, данные кредиты обеспечиваются гарантиями ВЭБ (в размере до 75% суммы кредита). Предельная сумма кредита равна бюджету предприятия на оплату труда всех сотрудников за 6 месяцев. Правда, в расчётах исходят из МРОТ, а не фактической зарплаты сотрудников. Изначально данная программа была предназначена для МСП, но 24-го апреля было принято решение о ее распространении на средние и крупные компании из пострадавших отраслей.

На конец июня было выдано 36 тыс. кредитов, заключены соответствующие соглашения на 88 млрд руб., что позволяет поддержать 930 тыс. рабочих мест [5].

Правительством РФ отмечена активная реализация программы «ФОТ 2.0» - так называемые кредиты со списанием. На июнь 2020 г. лимиты данной программы составили 468 млрд руб. и планируется их увеличение. Банками одобрено кредитов на 289 млрд руб., тем са-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

мым на конец июня было поддержано более 3 млн рабочих мест. Программа является важным элементом стабилизации занятости на весь 2020-й и начало 2021 гг.

2.2. Отсрочка по уплате налогов. Предоставляются отсрочки/рассрочки налоговых платежей и социальных взносов при:

- снижении доходов более чем на 10%;

- снижении выручки более чем на 10%;

- снижении выручки по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, более чем на 10%;

- получении убытка за отчетные периоды 2020 г. (если в предыдущем году убыток отсутствовал).

В течение всего периода отсрочки не начисляются проценты в отношении отсроченной суммы. Период отсрочки зависит от того, насколько снизились доходы предприятия.

Кроме того Правительством рассматривается возможность списания налоговых и социальных платежей (кроме НДС) за второй квартал 2020-го г., а для ИП из наиболее пострадавших отраслей предложен налоговый вычет в размере одного МРОТ в отношении страховых взносов [10].

2.3. Мораторий на банкротства. На 6 месяцев введен мораторий на прием заявлений со стороны кредиторов по принудительному банкротству. Также компании освобождены от обязательства подать заявление по добровольному банкротству при признаках несостоятельности. В течение всего периода моратория приостановлено начисление штрафов за просроченные платежи [12].

Аналогичная мера относится и к поддержке системообразующих предприятий.

2.4. Субсидирование авиакомпаний. С целью частичной компенсации убытков, понесенных в результате пандемии, авиакомпаниям предоставляются специальные субсидии. Для этого Федеральному агентству воздушного транспорта выделено ассигнование в размере 23,4 млрд руб. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 661 от 13.05.2020 г. «О предоставлении в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским авиакомпаниям на частичную компенсацию расходов в связи со снижением доходов таких авиакомпаний в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции», компенсируются расходы за период с февраля по июль 2020 года на оплату труда, аренду и лизинг воздушных судов, аэропортовое обслуживание, ведение операционной деятельности и содержание имущества [13].

3. Поддержка системообразующих предприятий

3.1. Льготное кредитование. В соответствии с Перечнем поручений по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 15.04.2020 года, системообразующим компаниям предоставляются кредиты под ключевую ставку Банка России в целях пополнения их оборотных средств. Недополученные доходы кредиторов субсидируются за счет федерального бюджета. Данные кредиты обеспечиваются государственными гарантиями в размере до 50% обязательств заемщиков [14].

3.2. Отсрочки налогов. Системообразующие компании получат отсрочку по налоговым платежам, подлежащим выплате в 2020 г. (за исключением налога на до-

бычу полезных ископаемых, акцизов и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья), если их доходы, доходы от реализации или доходы от операций по нулевой ставке НДС снизились более, чем на 10%. Период отсрочки зависит от того, насколько снизились доходы предприятия.

4. Поддержка всех предприятий

4.1. Продление сроков представления налоговых отчетов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №409 от 02.04.2020 г. «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», сроки представления налоговых отчетов, подлежащих подаче за период март-май 2020 г., продлены на 3 месяца.

Одним из направлений по стабилизации рынка труда стало расширение возможностей регионов по поддержке бизнеса, для чего в регионах созданы региональные гарантийные и микрофинансовые организации. В текущем году на эти цели в регионы дополнительно направлены 14 млрд руб., в том числе принято решение по докапитализации микрофинансовых организаций на 12 млрд руб. [5].

Одной из мер, направленных на поддержание занятости в условиях пандемии является создание временных рабочих мест, на что Правительством РФ выделено регионам из резервного фонда более 4 млрд руб. [15]. Временные рабочие места будут создаваться в сферах строительства, агропромышленного комплекса, транспорта, ЖКХ, благоустройства, социальных служб по уходу за пожилыми людьми. Также дополнительные временные рабочие места смогут организовывать предприятия, где сотрудников перевели на неполную занятость. Это различные общественные работы на территории организации, не требующие высокой квалификации, на которых персонал сможет трудиться во время вынужденного простоя.

Финансовая поддержка предназначена для частичного возмещения расходов по оплате труда в течение трёх месяцев. Её будут получать как люди, устроившиеся на временные рабочие места по направлению от службы занятости, так и предприятия, которые организовали для своих сотрудников во время простоя различные подработки. При этом безработным продолжат выплачивать пособия по безработице. Такие меры позволят временно трудоустроить более 80 тыс. человек.

В рамках дополнительных мер поддержки занятости Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предлагает также организовать опережающее профессиональное обучение работников, которое будет проходить дистанционно. На время учебы сотрудники будут получать стипендию. Причем это может быть как дополнительное образование, так и стажировка на самом предприятии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы реально улучшить положение дел с занятостью, предстоит активнее применять новые методы в сфере трудоустройства. Специалисты портала «Ра-бота.ру», после опроса 6700 пользователей сервиса во всех регионах России, пришли к выводу, что количество россиян, которые работают в компаниях, полностью перешедших на удаленный режим работы с конца марта текущего года, выросло почти в пять раз.

Эта форма стала удобной для многих категорий работников, в том числе тех, у кого есть ограничения по здоровью, или родителей с маленькими детьми. Опыт перевода сотрудников на удаленную работу позволил

многим работодателям понять, что до 80% офисных сотрудников могут работать в таком режиме. Следовательно, даже при сохранении текущего уровня заработной платы работодатель существенно экономит на офисных затратах, аренде/покупке помещений и их наполнении мебелью и техникой. Удаленная работа является перспективной формой занятости для таких сфер, как информационные технологии и ряд программ среднего и высшего образования [16, С. 74].

Важно, чтобы права людей, которые заняты на удалённой работе, были защищены в соответствии с законом, поскольку в статье Трудового Кодекса РФ 312.2. «Особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе» [17] указывается на то, что человек может быть занят дистанционно лишь в случае подписания соответствующего трудового договора. Данное обстоятельство является одной из причин отсутствия точных сведений о числе россиян, которые под влиянием обстоятельств были вынуждены перейти на дистанционную работу. Статистическая же отчетность может быть лишь в случае законодательного закрепления формы занятости работника.

Сферой, требующей пристального внимания и поддержки со стороны государства является работа для молодёжи, выпускников вузов и организаций среднего профессионального образования. По предварительным оценкам, на рынок труда в самом ближайшем времени выходят более 1,5 млн выпускников высших и средних учебных заведений, которым непросто трудоустроиться и в более благоприятной ситуации, ведь работодатели больше ценят опыт и профессиональные навыки, чем «свежий» диплом. Конкуренция на рынке труда в настоящее время стала ещё более жёсткой, что может существенно снизить шансы молодежи на трудоустройство.

Министерству науки и высшего образования и Министерству труда Российской Федерации в рамках подготовки комплекса мер по содействию трудоустройства выпускников поручена разработка предложения по использованию сервисов занятости при центрах занятости и единой базы вакансий при трудоустройстве выпускников. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить взаимодействие центров карьеры и трудоустройства, действующих на базе образовательных организаций высшего образования, с органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации и работодателями в целях повышения эффективности трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования [18].

Стимулирующие экономические меры, реализуемые в разных странах мира, предусматривают широкий спектр решений и могут быть адресованы как всем хозяйствующим субъектам, так и компаниям из отдельных отраслей. Следует отметить, что принципиальный набор механизмов поддержки во всех странах, в том числе и в России, достаточно однороден, а отличия, в основном, заключаются в конкретных механизмах реализации, приоритетах и относительных объемах предоставляемой помощи.

Кроме того, используемый арсенал мер поддержки занятости определяется располагаемыми бюджетами, доступными институциональными рычагами и относительной оценкой целесообразности тех или иных решений в конкретных обстоятельствах. Практика показывает, что эффективность мер поддержки обеспечивается не только разнообразием, но и их доступностью

для потенциальных получателей, прозрачностью и скоростью распределения помощи, а также гибкой настройкой этих механизмов с учетом обратной связи от представителей всех субъектов экономической деятельности. В большинстве стран меры поддержки корректировались и претерпевали изменения по мере развития ситуации. В России также очень важно вести работу по уточнению критериев и требований для получения поддержки, упрощению механизмов её предоставления и сохранению гибкости в определении нуждающихся в помощи субъектов экономики.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/119.htm (дата обращения 10.07.2020).

2. Злобин А. Бизнес попросил у Мишустина субсидии на выплату зарплат и право на увольнения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/397189-biznes-poprosil-u-mishustina-subsidii-na-vyplatu-zarplat-i-pravo-na (дата обращения 11.07.2020).

3. Обзор антикризисных мер, применяемых государствами-членами ЕАЭС в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19//Центр макроэкономических исследований НИФИ Минфина России, 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nifi.ru/images/FILES/COVID-19/overviewEAEU.pdf (дата обращения 11.07.2020).

4. Федеральный закон от 22.04.2020 №121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35089 2/ (дата обращения 11.07.2020).

5. Совещание о ситуации на рынке труда 29.06.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/39947/ (дата обращения 11.07.2020).

6. Федеральный закон от 01.04.2020 №98-ФЗ (ред. От 08.06.2020) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_34908 0/3f30b673efce96c7eae8e3d78c44ad34994ffa3c/ (дата обращения 12.07.2020).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 «Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/m6bJ1USlEiAnIMjeA EmPO1PIpl5E7z5v.pdf (дата обращения 12.07.2020).

8. Федеральный закон N 106-ФЗ от 03.04.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

X X

о го А с.

X

го m

о

м о

M

о

о

CN О

сч

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61402.html/ (дата обращения 12.07.2020).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/kTj6vbMop2fN43iEZ 16idfPSKriXYK5o.pdf (дата обращения 12.07.2020).

10. Совещание о санитарно-эпидемиологической обстановке 11.05.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/63340 (дата обращения 12.07.2020).

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/CGHHI9UNm6PFNf n2X2rdgVW9fo757i7A.pdf (дата обращения 12.07.2020).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/q3x1rrVAA325WgK Qq3cJu9kAXM1W6Imn.pdf (дата обращения 12.07.2020).

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2020 №661 «О предоставлении в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским авиакомпаниям на частичную компенсацию расходов в связи со снижением доходов таких авиакомпаний в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73914829/ (дата обращения 12.07.2020).

14. Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства 15.04.2020 [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/63248 (дата обращения 12.07.2020).

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 №1726-р [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/y34LqEN2QbBlwPlz EvbmMlSBX4XnbU0B.pdf (дата обращения 10.07.2020).

16. Концептуальные аспекты развития экономики России: вызовы и приоритеты: монография / кол. авторов; под ред. Е.В. Устюжаниной, М.В. Дубовик. - Москва: РУСАЙНС, 2020.

17. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ; Статья 312.2 «Особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ d127ca2f8e2b20ba58ac77e3d5b6e4dfef054dc0/ (дата обращения 10.07.2020).

18. О решениях по итогам совещания о ситуации на рынке труда 03.07.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/orders/selection/401/39962/ (дата обращения 14.07.2020).

19. Александров Д.Г. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы в переходной экономике : дисс.

... д-ра экон. наук. Москва, 2000

The russian labor market during the pandemic coronavirus: trends, challenges and government regulation

Bondarenko N.E.

Russian University of Economics G.V. Plekhanova

Major changes in the labor market in the context of the spread of the new coronavirus infection have affected most countries of the world economy, including Russia. In the context of the growing economic crisis caused by the massive closure of enterprises, falling consumer and investment demand and rising unemployment, the development of effective government support measures aimed at stimulating both the entire economy and individual groups of its economic entities plays a decisive role.

The article examines the current situation on the labor market, which makes it possible to identify the dynamics and structure of unemployment in the first half of 2020. The author considers a group of measures and the effectiveness of state support for the labor market - small and medium-sized enterprises, enterprises from the most affected industries, as well as the backbone sector of the economy. Attention is drawn to the need to retrain workers, support for youth employment, and the use of new forms of employment.

Keywords: labor market, downturn in business activity, unemployment, government support for employment, pandemic, coronavirus.

References

1. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access

mode:

https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/119.htm (date of access 07/10/2020).

2. Zlobin A. Business asked Mishustin for subsidies for salary

payments and the right to dismissal [Electronic resource]. -Access mode:

https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/397189-biznes-poprosil-u-mishustina-subsidii-na-vyplatu-zarplat-i-pravo-na (date of access 07/11/2020).

3. Review of anti-crisis measures applied by the EAEU member

states during the COVID-19 coronavirus infection pandemic // Center for Macroeconomic Research, Scientific Research Institute of the Ministry of Finance of Russia, 2020. [Electronic resource]. - Access mode: https://nifi.ru/images/FILES/COVID-19/overviewEAEU.pdf (date of access 07/11/2020).

4. Federal Law of 22.04.2020 No. 121-FZ "On Amendments to Part

Two of the Tax Code of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350892/ (date of access 07/11/2020).

5. Meeting on the situation on the labor market 06/29/2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/news/39947/ (date of access 07/11/2020).

6. Federal Law dated 01.04.2020 No. 98-FZ (revised from 08.06.2020) "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Prevention and Elimination of Emergencies" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_349080/3 f30b673efce96c7eae8e3d78c44ad34994ffa3c/ (date of access 07/12/2020).

7. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.04.2020 "On establishing the maximum amount of credit (loan) for loans (loans), according to which the borrower has the right to apply to the lender with a demand to change the terms of the credit agreement (loan agreement), providing for the suspension of the borrower's performance of its obligations " [Electronic resource]. - Access mode: http://static.government.ru/media/files/m6bJ1USlEiAnIMjeAEm PO1PIpl5E7z5v.pdf (date of access 07/12/2020).

8. Federal Law N 106-FZ of 03.04.2020 "On Amendments to the

Federal Law" On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia) "and certain legislative acts of the Russian

Federation regarding the specifics of changing the terms of the loan agreement, loan agreement" [ Electronic resource]. -Access mode:

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61402.html/ (date of access 07/12/2020).

9. Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.04.2020 No. 409 "On measures to ensure sustainable development of the economy" [Electronic resource]. - Access mode:

http://static.government.ru/media/files/kTj6vbMop2fN43iEZ16i dfPSKriXYK5o.pdf (date of access 07/12/2020).

10. Meeting on the sanitary and epidemiological situation 05/11/2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://kremlin.ru/events/president/news/63340 (date of treatment 07/12/2020).

11. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.04.2020 No. 434 "On approval of the list of sectors of the Russian economy that are most affected by the deteriorating situation as a result of the spread of a new coronavirus infection" [Electronic resource]. - Access mode: http://static.government.ru/media/files/CGHHI9UNm6PFNfn2X 2rdgVW9fo757i7A.pdf (date of access 07/12/2020).

12. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.04.2020 "On the introduction of a moratorium on the initiation of bankruptcy proceedings at the request of creditors in relation to individual debtors" [Electronic resource]. - Access mode: http://static.government.ru/media/files/q3x1rrVAA325WgKQq3 cJu9kAXM1W6Imn.pdf (date of access 07/12/2020).

13. Decree of the Government of the Russian Federation of 13.05.2020 No. 661 "On the provision of subsidies from the federal budget to Russian airlines in 2020 for partial compensation of expenses due to a decrease in the income of such airlines as a result of a drop in passenger air traffic due to the spread of a new coronavirus infection" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73914829/ (date of access 07/12/2020).

14. The list of instructions following the meeting with members of the Government on April 15, 2020 [Electronic resource]. -Access mode: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/63248 (date of access 07/12/2020).

15. Order of the Government of the Russian Federation dated 04.07.2020 No. 1726-r [Electronic resource]. - Access mode: http://static.government.ru/media/files/y34LqEN2QbBlwPlzEvb mMlSBX4XnbU0B.pdf (access date 07/10/2020).

16. Conceptual aspects of the development of the Russian economy: challenges and priorities: monograph / count. authors; ed. E.V. Ustyuzhanina, M.V. Dubovik. - Moscow: RUSAYNS, 2020.

17. Labor Code of the Russian Federation dated 30.12.2001 No. 197-FZ; Article 312.2 "Features of the conclusion and changes in the terms of an employment contract for remote work" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/d1 27ca2f8e2b20ba58ac77e3d5b6e4dfef054dc0/ (access date 07/10/2020).

18. On the decisions following the meeting on the situation on the labor market 03.07.2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/orders/selection/401/39962/ (date of access 07/14/2020).

19. Alexandrov D.G. Long-term strategy for the development of the pension system in a transitional economy: diss. ... Dr. econ. sciences. Moscow, 2000

X X

o

OD >

c.

X

OD m

o

ho o ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.