Научная статья на тему 'Проблемы реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации в современных условиях'

Проблемы реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА / ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИСБАЛАНС / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / SPATIAL DEVELOPMENT STRATEGY OF THE STATE / DEPRESSED REGIONS / PROMISING ECONOMIC SPECIALIZATIONS / INTERREGIONAL IMBALANCE / EXTERNAL AND INTERNAL THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кидлова Н.В.

В условиях нарастания влияния внешних и внутренних угроз при имеющемся межрегиональном дисбалансе в социально-экономическом состоянии российских территорий вопрос комплексной реализации стратегии пространственного развития государства наиболее сложен. Приоритетной становится задача поддержки депрессивных регионов в преодолении кризиса. Государственная помощь становится более эффективной за счет адресности и локализации направленных мер, легитимности и контролируемости. Особое внимание уделяется бюджетообразующим и социально-значимым предприятиям, перспективным экономическим специализациям. При этом руководству субъектов Российской Федерации рекомендовано задействовать также свои инструменты для поддержки бизнеса и оперативно принимать решения по вводу ограничительных эпидемиологических мер в зависимости от ситуации в регионе.Given the growing influence of external and internal threats and the existing interregional imbalance in the socio-economic state of Russian territories, the issue of comprehensive implementation of the spatial development strategy of the state is the most difficult. The priority is to support depressed regions in overcoming the crisis. Government assistance becomes more effective due to the targeting and localization of targeted measures, legitimacy and control. Special attention is paid to budget-forming and socially significant enterprises and promising economic specializations. At the same time, the leadership of the Russian Federation's constituent entities is also recommended to use their own tools to support business and promptly make decisions on the introduction of restrictive epidemiological measures, depending on the situation in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации в современных условиях»

Проблемы реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации в современных условиях

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

Кидлова Наталья Владимировна,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы, kidlova@yandex.ru

В условиях нарастания влияния внешних и внутренних угроз при имеющемся межрегиональном дисбалансе в социально-экономическом состоянии российских территорий вопрос комплексной реализации стратегии пространственного развития государства наиболее сложен. Приоритетной становится задача поддержки депрессивных регионов в преодолении кризиса. Государственная помощь становится более эффективной за счет адресности и локализации направленных мер, легитимности и контролируемости. Особое внимание уделяется бюджетообразующим и социально-значимым предприятиям, перспективным экономическим специализациям. При этом руководству субъектов Российской Федерации рекомендовано задействовать также свои инструменты для поддержки бизнеса и оперативно принимать решения по вводу ограничительных эпидемиологических мер в зависимости от ситуации в регионе.

Ключевые слова: стратегия пространственного развития государства, депрессивные регионы, перспективные экономические специализации, межрегиональный дисбаланс, внешние и внутренние угрозы.

В сложившейся ситуации усиления пандемии новой коронавирусной инфекции и обвала стоимости нефти глава МВФ Кристалина Георгиева предрекает всемирной экономике глобальную рецессию со снижением мирового ВВП в 2020 году сильнее, чем в период глобального финансового кризиса 2009 года [10]. В целях предотвращения массового заражения населения правительствами ряда стран вводится ряд мер, начиная от превентивных мер, до объявления чрезвычайных ситуаций на отдельных территориях с переводом сотрудников предприятий определенных отраслей на удаленный режим работы и временным приостановлением функционирования ряда организаций. При внезапной остановке экономической деятельности спад производства приводит к росту безработицы и сокращению заработной платы, что в свою очередь провоцирует дополнительное снижение стоимости нефти в виду сокращения потребности в сырьевых ресурсах.

Порожденный необычными причинами «экономический кризис не подчиняется стандартным законам, что делает его последствия непредсказуемыми», - считает Глава Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин [7]. Восстановление экономики будет напрямую зависеть от сроков ликвидации коронавируса COVID-19.

Многие аналитики солидарны во мнении, что Россия вступила в кризис достаточно подготовленной и с помощью имеющихся резервов, в том числе ликвидных средств Фонда национального благосостояния России (ФНБ), сможет покрыть возможный дефицит бюджета.

Однако в условиях нарастания влияния внешних и внутренних угроз при имеющемся межрегиональном дисбалансе в социально-экономическом развитии территорий вопрос преодоления кризиса наиболее депрессивными российскими районами наиболее сложен и требует особого подхода.

Целью предлагаемого исследования является изучение дополнительной государственной поддержки ряда регионов и реализации в современных реалиях ранее принятой стратегии пространственного развития Российской Федерации.

В 2018 году Всемирным банком России было отдано третье место в рейтинге стран Европы и Центральной Азии по региональному неравенству в связи со значительной дифференциацией регионов по уровню жизни и экономическому развитию. Уровень бедности в субъектах, рассчитанный от общей численности населения региона, располагался в диапазоне от 10% (Татарстан, Москва, Санкт-Петербург) до 40% в беднейших регионах Северного Кавказа, Дальнего Востока, Сибири. При этом наибольшая концентрация неравенства граждан продолжает наблюдаться в развитых регионах [19].

Экономисты Всемирного банка расценивают «пространственное неравенство» в России как следствие перехода от плановой экономики Советского Союза с насильственным распределением трудовых ресурсов и капитала по всей территории страны к реалиям совре-

менности с выделением локальных высоко экономически развитых центров при значительном отставании других территорий [18] по показателям регионального производства, уровню доходов и бедности, качеству жизни населения [3].

В настоящее время обострилась неравномерность территориального распределения бюджетно-финансовых ресурсов между регионами.

По данным Минэкономразвития за 2016 год вклад 10 субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан, Республика Башкирия, Краснодарский край, Красноярский край), составляющих 12% от общего числа субъектов РФ, в формирование ВРП - 51% (плановый показатель на 2018 год -52,1%), при этом столице принадлежит 20,6% в доле региональных бюджетов [5]. Необходимо подчеркнуть, что Москва (при фактическом населении 8-9% от общероссийского населения [20] производит 26,3% ВВП страны [2].

По данным исследования экономического здоровья регионов России в 2019 году, проведенного Фондом «Росконгресс» и рейтинговым агентством «Эксперт РА», в число субъектов с наиболее сложной ситуацией попали следующие: Республика Тыва (индекс уровня экономического здоровья: -70%); Республика Ингушетия (-66%), Республика Калмыкия (-63%), Карачаево-Черкесская Республика (-64%), Забайкальский край (55%), Курганская область (-54%), Кабардино-Балкарская Республика (-53%), Республика Алтай (51%), Республика Бурятия (-51%), Чеченская Республика (- 49%). Для сравнения индекс уровня экономического здоровья города Москвы: 98%, Сахалинской области: 97%. Отстающие регионы характеризуются недостаточной сырьевой базой и значительной зависимостью региональной экономики от бюджетного финансирования [23].

По мнению ряда специалистов, преодолеть асимметрию развития экономики и социального сектора российских регионов возможно с помощью социально-политических мер, направленных на повышение уровня жизни в депрессивных районах, при мониторинге ситуации и принятии оперативных решений и действий.

В феврале 2019 года Правительством Российской Федерации выпускается принципиально новый стратегический документ, разработанный с учетом территориальных особенностей регионов, сложившейся системы расселения, размещения производительных сил и других факторов в их пространственном разрезе, -Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [1], определившая следующие главные тенденции в развитии государства:

• концентрация экономического роста в ограниченном числе центров, рост социально-экономической роли городов;

• стабилизация численности населения в большинстве субъектов РФ;

• трансформация пространственной организации экономики;

• сокращение межрегиональных социально-экономических диспропорций;

• усиление влияние научно-технического прогресса на пространственное развитие государства.

• сохранение инфраструктурных ограничений федерального значения;

Стратегия закрепляет формирование 12 макрорегионов по принципу соседствующего расположения территорий, схожести природно-климатических и социально-экономических условий. Учитывался фактор наличия в пределах макрорегиона устойчивых пассажирских перевозок, объектов энергетической, транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих усиление экономической связанности регионов [22].

Целью разработки стратегии развития макрорегионов ставилось усиление межрегионального сотрудничества и координация социально-экономического развития соседствующих субъектов, оптимизация размещения объектов отраслей социальной сферы, создание территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности.

Для каждого субъекта Российской Федерации на основе конкурентных преимуществ были определены перспективные экономические специализации. Так, среди специализаций Камчатского края можно отметить добычу полезных ископаемых, лесоводство и лесозаготовки, рыболовство, Краснодарского края - производство автотранспортных средств, коска и нефтепродуктов, пищевых продуктов, туризм.

Разработка «конкретных направлений развития, рецептов успеха, чтобы каждый субъект находил источники роста внутри себя», по мнению Д.А.Медведева, позволит устранить искусственную конкуренцию между регионами и сделает поддержку их развития адреснее и эффективнее, а также исключит дублирование мер государственной поддержки отраслей экономики каждого конкретного субъекта. В развитие этой идеи премьер потребовал при распределении средств на реализацию нацпроектов учитывать особенности и потребности территорий [6].

Следует отметить в качестве важных акцентов Стратегии пространственного развития выделение перспективных центров экономического роста - авангардов ускорения увеличения ВВП и приоритетных геостратегических территорий, среди которых Крыму, Калининградской области, Северному Кавказу, Арктике и Дальнему Востоку были предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки.

В целях реализации Стратегии пространственного развития по предложению премьер-министра Д.А.Медведева в 2019 году был введен специальный механизм кураторства членами Правительства Российской Федерации 10 регионов с наиболее сложной экономической ситуацией [14], отобранных по 4 показателям сводного рейтинга за трехлетний период:

• Среднедушевые денежные доходы населения.

• Доля граждан с величиной денежного дохода ниже региональной величины прожиточного минимума от общей численности населения субъекта Российской Федерации.

• Инвестиции в основной капитал на душу населения (без учета бюджетных инвестиций).

• Уровень безработицы.

Для развития регионов Дальнего Востока и Северного Кавказа созданы отдельные министерства.

В рамках работы по развитию депрессивных регионов кураторы разработали индивидуальные программы развития закреплённых территорий, руководствуясь

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

Методическими рекомендациями Министерства экономического развития, на которое возложена также функция мониторинга и координации работы в целом. В настоящее время определены источники финансирования, а также механизмы реализации мероприятий программ. Предполагается, что данное дополнительное финансирование, контролируемое кураторами, позволит создать условия для повышения инвестиционной привлекательности и решения первоочередных социальных проблем регионов.

В ходе визита главы кабинета Михаила Мишустина 25 февраля 2020 г. в Курганскую область первой была принята разработанная министром финансов Антоном Силуановым программа поддержки данного региона с дополнительным выделением для решения проблем области 5 млрд руб. [4]. В период до 2024 года следующим 9 регионам планируется выделение аналогичной суммы бюджетных средств после утверждения представленных кураторами программ.

В марте 2020 года Минэкономразвития продолжило разработку индивидуальной программы развития курируемой Республики Тывы, ориентированную на самостоятельное развитие экономики территории за счет поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развития туризма, создания производственных площадок и преференциальных режимов [8].

В настоящее время Минэкономразвития подготовило проект федерального закона «О преференциальных режимах в Российской Федерации», предполагающий внедрение концептуально нового принципа предоставления совокупности мер государственной поддержки (преференциального портфеля) конкретному региону в зависимости от комплексного инвестиционного показателя.

Особое внимание Правительством Российской Федерации уделяется диалогу между правительственными организациями и представителями профессиональных сообществ, бизнеса, науки разных регионов в целях решения общих проблем, а также вопросам повышения информационной открытости механизмов стимуляции предпринимательской деятельности в особых экономических зонах (ОЭЗ) страны.

В целях реализации новых инвестиционных проектов в марте 2020 года была разработана англоязычная версия «Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2019», единственного в стране специализированного издания системно излагающего для российских и иностранных инвесторов преимущества размещения предприятий и организаций на территории ОЭЗ [11].

В условиях влияния коронавируса и волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках в начале 2020 года Правительством России были приняты оперативные меры бюджетной и экономической политики по противостоянию негативным последствиям. Однако точно определить всю глубину влияния кризиса на экономику России в настоящий момент не представляется возможным по причине доступности значимых экономических и финансовых показателей позднее в виду характерной для них временной задержки.

По итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 17 марта 2020 г. Президент страны Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Банку России проработать дополнительные меры по преодолению ситу-

ации, вызванной новой коронавирусной инфекцией, в том числе по обеспечению устойчивости системообразующих и градообразующих предприятий и отраслей, устойчивости и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по минимизации указанных последствий для граждан Российской Федерации [16].

Антикризисный план, над которым работает российское правительство, предусматривает создание фонда на 300 млрд рублей, в том числе за счет оптимизации бюджетных расходов. При этом сокращение бюджетных расходов относительно запланированного уровня в текущем году не анонсируется. Министерству финансов поставлена задача мониторинга в режиме реального времени сбалансированности региональных бюджетов с оказанием регионам по мере необходимости необходимой финансовой поддержки [13].

По итогам консультаций с бизнес-сообществом 27 марта 2020 г. Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова определила 22 отрасли экономики, наиболее пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной государственной поддержки (авиаперевозки, автоперевозки, деятельность аэропортов, культура, спорт и другие).

В рамках реализации поручений Президента России Владимира Путина для данных отраслей предусмотрены следующие меры поддержки:

• 6 месяцев отсрочки выплат по всем налогам (за исключением НДС);

• на 6 месяцев отсрочка по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства;

• на 6 месяцев отсрочка по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для микропредприятий;

• дополнительные меры обеспечения устойчивого кредитования реального сектора, в том числе предоставление государственных гарантий и субсидирование;

• отсрочка для малого и среднего бизнеса по уплате арендных платежей за федеральное имущество;

• расширение возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства для получения кредитов по льготной ставке не более 8,5%;

• на 6 месяцев введение моратория на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов с предприятий;

• введение моратория на проведение контрольных закупок, плановых и внеплановых проверок [15].

При этом регионам рекомендовано задействовать свои инструменты для поддержки бизнеса и вести мониторинг состояния региональных системообразующих предприятий с приоритетным решением вопроса сохранения рабочих мест.

Одновременно для координации деятельности регионов в марте 2020 года создается рабочая группа Госсовета во главе с Мэром Москвы Сергеем Собяни-ным по противодействию распространению коронави-руса. До сведения глав регионов на совещаниях доводятся первоочередные задачи, поставленные оперативным штабом Правительства России.

На заседании координационного совета при Правительстве России Председатель Правительства России Михаил Мишустин призвал российские регионы перенять опыт столицы в борьбе с вирусной инфекцией и выстроить работу на местах организационно и методически. В Москве ранее, чем в других регионах, был введен полный запрет на проведение культурных, спортивных, развлекательных и иных массовых мероприятий, усилен режим санитарно-эпидемиологических мероприятий в зданиях и помещениях с соблюдением социального дистанцирования граждан, реализуются меры поддержки предприятий и организаций, ИП, деятельность которых была ограничена в связи с введением режима повышенной готовности.

«Власти Москвы, понимая всю серьезность существующей угрозы, первыми и, что особенно важно, инициативно приняли целый комплекс упреждающих мер. Считаю, что все эти решения московского Правительства были обоснованы и необходимы, учитывая масштабы мегаполиса и активный темп жизни здесь. Крайне важно учесть этот опыт в работе, которую мы сейчас разворачиваем по всей стране, в каждом регионе», — отметил Михаил Мишустин [12]. При этом С.Собянин призвал регионы принимать решения по самоизоляции и ограничительные меры исходя из той ситуации, которая реально у них складывается.

С целью проверки готовности национальной экономики к худшему сценарию развития и выработке планов действия в кризисный период в Правительстве России на основе математических расчетов разработаны два стресс-теста для компаний, которые вошли в список системообразующих, один из которых является жестким, а второй - «сверхжестким». На проведение тестирования компаний в существующем пакете антикризисных мер предусмотрено 500 млрд рублей.

Согласно более мягкому сценарию, продолжится рост количества стран, охваченных пандемией, цена нефти марки Urals зафиксируется на уровне в 20 долларов за баррель до конца 2020 года и только к 2022 году восстановится до 35 долларов. Прогнозируемый уровень инфляции - порядка 4,5 процентов. В Китае возобновление экономической активности рассматривается со второго квартала текущего года, в странах Евросоюза и России - с третьего.

Второй сценарий предусматривает продление карантина в России до сентября 2020 года с закрытием территорий и прекращением транспортного сообщения внутри страны, восстановление экономики пролонгируется на четвертый квартал текущего года. Повторные эпидемии коронавируса в Китае и странах Юго-Восточной Азии также сдвигают восстановление экономики в Китае и Евросоюзе на последние месяцы 2020 года. Цена нефти марки Urals - 10 долларов за баррель, ожидаемый уровень инфляции в России по году - 5,5 процента [21].

Данное внимание правительства страны к системообразующим предприятиям обусловлено в свою очередь и тем фактом, что данные предприятия обеспечивают заказами малый и средний бизнес, поддержка которого остается приоритетным направлением.

Подводя итог проведенному исследованию, хотелось бы подчеркнуть колоссальную роль российского руководства в условиях непростой макроэкономической ситуации на мировых рынках в реализации ранее принятых задач по достижению сбалансированного пространственного развития государства с минимизацией

территориальных диспропорций в социальной сфере, в экономических условиях хозяйствования, в уровне и качестве жизни населения, в нагрузке на окружающую среду.

Наблюдается изменение формата анализа социально-экономического состояния депрессивных регионов в сторону многоаспектного рассмотрения проблемы, определения ресурсной базы региона, его сильных и слабых сторон, транспортного сообщения и торгового оборота с соседствующими районами. Государственная поддержка территории становится более эффективной за счет адресности и локализации помощи, легитимности и контролируемости. Особое внимание уделяется бюджетообразующим и социально-значимым предприятиям, перспективным экономическим специализациям.

Министр экономического развития России Максим Решетников в разговоре с президентом бизнес-школы СКОЛКОВО Андреем Шароновым особо подчеркнул, что принимаемые в России санитарно-эпидемиологические меры не должны привести к остановке долгосрочных инвестиционных проектов или уже начатого строительства: важен компромисс между соблюдением требований медиков и сохранением экономических процессов [9].

С министром солидарен и заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин, озвучивший в ходе заседания Штаба по реализации профильных национальных проектов позицию федеральных властей: власти субъектов РФ после получения разъяснений от федерального центра должны будут сами принимать решения о необходимости продолжения строительства тех или иных объектов капстроительства. Вице-премьер подчеркнул, что в строительной отрасли существует ряд работ, которые можно выполнять и удаленно - подготовка градостроительной документации и проектирование объектов. В текущий момент есть необходимость создавать и задел на будущее, чтобы обеспечить рывок строительной отрасли после окончания кризиса [17].

В заключение следует отметить, что непростая эпидемиологическая ситуация повлияла на многие аспекты повседневной и трудовой жизни: наблюдается сплоченность рабочих коллективов, нацеленность на результат, взаимовыручка. «Так производительно, как сейчас, ведомства и министерства никогда не работали», - заметил министр экономического развития России Максим Решетников [9]. Быстрее по времени выпускаются законодательно-нормативные акты, оперативнее принимаются решения.

Переход на дистанционный режим работы и вынужденная изоляция граждан в условиях коронавируса дали мощный импульс ускоренному развитию цифровизации. Дистанционное обучение, проведение рабочих вебина-ров, онлайн торговля, в том числе и с бесконтактной доставкой до двери, трансляции спектаклей и виртуальные экскурсии развиваются колоссальными темпами. Все, что касается цифровизации, сейчас находится под особым контролем правительства страны и даже становится элементом корпоративной культуры.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2020).

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

<

m О X X

2. Доля московской агломерации в ВВП России составляет 26,3%. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riamo.ru/amp/222915/dolya-moskovskoj-aglomeratsii-v-vvp-rossii-sostavlyaet-26-3-.xl (дата обращения: 26.02.2020).

3. Игнатов В.Г. Асимметрия социально-экономического развития регионов Российской Федерации и основные направления ее ослабления. / В.Г.Игнатов. - TERRA ECONOMICUS, 2009. - Т. 7. - № 2. - С. 132-137.

4. Идеи чучхе призваны на помощь российским регионам. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.nj/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww.ng.nj% 2Feconomics%2F2020-02-25%2F4_7802_regions.html (дата обращения: 10.03.2020).

5. Какие регионы сформировали большую часть российской экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/19/09/2018/5ba1182d9a794 772d85103fb (дата обращения: 15.03.2020).

6. Крючкова Е., Бутрин Д. Белый дом разбил грядки экономического роста. Газета «Коммерсантъ» - № 28, 15.02.2019, стр. 2 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ doc/3883447 (дата обращения: 21.03.2020).

7. Кудрин счел новый экономический кризис нестандартным и непредсказуемым. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/23/03/2020/5e78cdee9a794 755230fd692?from=materials_on _subject (дата обращения: 28.03.2020).

8. Максим Решетников и Шолбан Кара-оол согласовали индивидуальную программу развития республики Тыва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2 Fwww.ng.ru%2Feconomics%2F2020-02-25%2F4_7802_regions.html (дата обращения: 19.03.2020).

9. Максим Решетников: мы не должны ставить экономику на «стоп». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez _virusa/maksim_reshetnikov_my_n e_d olz hny_stavit_eko n omiku_na_stop.html (дата обращения: 04.04.2020).

10. МВФ предупредил о глобальной рецессии хуже 2009 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/

23/03/2020/5e7905149a79477203fd6e7d?from=materials_ on_subject (дата обращения: 26.03.2020).

11. Минэкономразвития России подготовило англоязычную версию «Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2019». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/ news/minekonomrazvitiya_rossii_podgotovila_angloyazych nuyu_versiyu_biznes_navigatora_po_osobym_ekonomiche skim_zonam_rossii_2019.html (дата обращения: 18.03.2020).

12. Михаил Мишустин призвал учесть опыт Москвы в борьбе с коронавирусом по всей России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/mayor/themes/18299/6369050/ (дата обращения: 27.03.2020).

13. О мерах по обеспечению устойчивости экономического развития. - [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://government.ru/news/39183/ (дата обращения: 03.04.2020).

14. О подготовке индивидуальных программ развития регионов с низким уровнем социально-экономического развития. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/news/38077/ (дата обращения: 10.03.2020).

15. Правительство определило 22 отрасли, которые первыми получат господдержку. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez _virusa/pravitelstvo_opredelilo_

22_otrasli_kotorye_pervymi_poluchat_gospodderzhku.html (дата обращения: 27.03.2020).

16. Путин поручил проработать меры поддержки системообразующих предприятий. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8151295 (дата обращения: 03.04.2020).

17. Регионы будут самостоятельно принимать решения о продолжении строек. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. stroygaz.ru/news/item/regiony-budut-samostoyatelno-prinimat-resheniya-o-prodolzhenii-stroek/ (дата обращения: 02.04.2020).

18. Россия вошла в тройку лидеров по уровню неравенства регионов среди стран Европы и Центральной Азии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://novayagazeta.ru/news/2018/09/26/145411-rossiya-voshla-v-troyku-liderov-po-urovnyu-neravenstva-regionov-sredi-stran-evropy-i-tsentralnoy-azii (дата обращения: 05.03.2020).

19. Россия опередила Китай, Индию и Бразилию в неравенстве регионов.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/26/09/2018/5baa58cd9a794 7f649eea8fa (дата обращения: 05.03.2020).

20. Собянин: Москва производит 21% ВВП России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.klerk.ru/boss/news/459178/ (дата обращения: 26.02.2020).

21. Стресс-тесты помогут российской экономике подготовиться к худшему сценарию. - Режим доступа: https://rueconomics.ru/436155-stress-testy-pomogut-rossiiskoi-ekonomike-podgotovitsya-k-khudshemu-scenariyu?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&ut m_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 06.04.2020).

22. Чем «грозит» Сибири «Стратегия пространственного развития РФ»? - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://4s-info.ru/2019/03/01/chem-grozit-sibiri-strategiya-prostranstvennogo-razvitiya-rf/ (дата обращения: 17.03.2020).

23. Экономическое здоровье российских регионов: прогноз позитивный. - Режим доступа: https://roscongress.org/materials/ ekonomicheskoe-zdorove-rossiyskikh-regionov-prognoz-pozitivnyy-/ (дата обращения: 11.03.2020).

24. Левин Ю.А., Павлов А.О. Инновационная политика. Москва, 2016

25. Левин Ю.А., Лебедев Н.А. Концептуальные основы взаимодействия органов власти и предпринимательских структур на региональных рынках // Инновации и инвестиции. 2016. № 9. С. 83-87

Problems of implementing the spatial development strategy of the Russian Federation in modern conditions

Kidlova N.V.

Moscow Metropolitan Governance University

Given the growing influence of external and internal threats and the existing interregional imbalance in the socio-economic state of Russian territories, the issue of comprehensive implementation of the spatial development strategy of the state is the most difficult. The priority is to support depressed regions in overcoming the crisis. Government assistance becomes more effective due to the targeting and localization of targeted measures, legitimacy and control. Special attention is paid to budget-forming and socially significant enterprises and promising economic specializations. At the same time, the leadership of the Russian Federation's constituent entities is also recommended to use their own tools to support business and promptly make decisions on the introduction of restrictive epidemiological measures, depending on the situation in the region.

Keywords: spatial development strategy of the state, depressed regions, promising economic specializations, interregional imbalance, external and internal threats.

References

1. Order of the Government of the Russian Federation of February

13, 2019 No. 207-r. - [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus (appeal date: 03/11/2020).

2. The share of the Moscow agglomeration in Russia's GDP is

26.3%. - [Electronic resource]. - Access mode: https://riamo.ru/amp/222915/dolya-moskovskoj-aglomeratsii-v-vvp-rossii-sostavlyaet-26-3-.xl (accessed: 02.26.2020).

3. Ignatov V.G. Asymmetry of the socio-economic development of

the regions of the Russian Federation and the main directions of its weakening. / V.G. Ignatov. - TERRA ECONOMICUS, 2009. - T. 7. - No. 2. - S. 132-137.

4. Juche ideas are designed to help Russian regions. - [Electronic

resource]. - Access mode:

https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww.ng.ru%2F economics%2F2020-02-25%2F4_7802_regions.html (accessed: 03/10/2020).

5. Which regions formed the bulk of the Russian economy. -

[Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/economics/19/09/2018/5ba1182d9a794772 d85103fb (accessed: 03/15/2020).

6. Kryuchkova E., Butrin D. The White House broke the beds of

economic growth. The newspaper Kommersant - No. 28, 02/15/2019, p. 2 - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.kommersant.ru/ doc / 3883447 (accessed date: 03/21/2020).

7. Kudrin considered the new economic crisis non-standard and

unpredictable. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/economics/23/03/2020/5e78cdee9a794755 230fd692?from=materials_on _subject (accessed: 03/28/2020).

8. Maxim Reshetnikov and Sholban Kara-ool agreed on an individual development program for the Republic of Tuva. -[Electronic resource]. - Access mode: https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2 Fwww.ng.ru% 2Feconomics% 2F2020-02-25% 2F4_7802_regions.html (accessed: 03/19/2020).

9. Maxim Reshetnikov: we should not put the economy on a "stop".

- [Electronic resource]. - Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_vi rusa/maksim_reshetnikov_my_ne_dolzhny_stavit_ekonomiku_ na_stop.html (accessed 04.04.2020).

10. The IMF warned of a global recession worse than 2009. -[Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/economics/ 23/03/2020 / 5e7905149a79477203fd6e7d? From = materials_on_subject (accessed date: 03/26/2020).

11. The Ministry of Economic Development of Russia has prepared an English version of "Business Navigator for the Special Economic Zones of Russia - 2019". - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/ news / minekonomrazvitiya_rossii_podgotovila_angloyazychnuyu_ver siyu_biznes_navigatora_po_osobym_ekonomicheskim_zonam _rossii_2019.html (accessed March 18, 2020).

12. Mikhail Mishustin called for taking into account the experience of Moscow in the fight against coronavirus throughout Russia. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.mos.ru/mayor/themes/18299/6369050/ (accessed: 03/27/2020).

13. On measures to ensure the sustainability of economic development. - [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/news/39183/ (accessed: 04.03.2020).

14. On the preparation of individual development programs for regions with a low level of socio-economic development. -[Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/news/38077/ (accessed: 03/10/2020).

15. The government has identified 22 industries that will be the first to receive state support. - [Electronic resource]. - Access mode:

https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_vi rusa/pravitelstvo_opredelilo_

22_otrasli_kotorye_pervymi_poluchat_gospodderzhku.html (accessed: 03/27/2020).

16. Putin instructed to work out measures to support systemically important enterprises. - [Electronic resource]. - Access mode: https://tass.ru/ekonomika/8151295 (accessed date: 04/03/2020).

17. The regions will independently decide on the continuation of construction projects. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.stroygaz.ru/news/item/regiony-budut-samostoyatelno-prinimat-resheniya-o-prodolzhenii-stroek/ (accessed: 02.04.2020).

18. Russia entered the top three in terms of regional inequality among the countries of Europe and Central Asia. - [Electronic resource]. - Access mode: https://novayagazeta.ru/news/2018/09/26/145411-rossiya-voshla-v-troyku-liderov-po-urovnyu-neravenstva-regionov-sredi-stran-evropy-i-tsentralnoy- azii (accessed: 03.03.2020).

19. Russia is ahead of China, India and Brazil in the inequality of the regions. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/economics/26/09/2018/5baa58cd9a7947f64 9eea8fa (accessed: 03.03.2020).

20. Sobyanin: Moscow produces 21% of Russia's GDP. -[Electronic resource]. - Access mode: https://www.klerk.ru/boss/news/459178/ (accessed: 02.26.2020).

21. Stress tests will help the Russian economy prepare for the worst case scenario. - Access mode: https://rueconomics.ru/436155-stress-testy-pomogut-rossiiskoi-ekonomike-podgotovitsya-k-khudshemu-scenariyu?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_r eferrer=https%2nandex.ru Date of appeal: 04/06/2020).

22. What is "threatened" by Siberia with the "Spatial Development Strategy of the Russian Federation"? - [Electronic resource]. -Access mode: https://4s-info.ru/2019/03/01/chem-grozit-sibiri-strategiya-prostranstvennogo-razvitiya-rf/ (accessed date: 03/17/2020).

23. Economic health of the Russian regions: the forecast is positive. - Access mode: https://roscongress.org/materials/ ekonomicheskoe-zdorove-rossiyskikh-regionov-prognoz-pozitivnyy- / (accessed: 11.03.2020).

24. Levin Yu.A., Pavlov A.O. Innovative policy. Moscow, 2016

25. Levin Yu.A., Lebedev N.A. Conceptual foundations of the interaction of government bodies and business structures in regional markets // Innovations and Investments. 2016. No 9. S. 83-87

X X

o

00 >

c.

X

00 m

o

ho o ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.