РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОПОЛНЕНИЮ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ В ЧАСТИ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ТРУД (ПО УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ)
В. В. ГРОМОВ Н. С. МИЛОГОЛОВ
Обеспечение экономической стабильности, нарушаемой на фоне вынужденного применения ограничительных мер, ставит во главу углу проведение налоговой политики, ориентированной на активную, всестороннюю поддержку бизнеса с целью не допустить роста безработицы и снижения доходов населения. Поэтому особенно важная роль в этом процессе отводится стимулам в сфере страховых взносов, нагрузка по которым влияет на финансовые возможности работодателей поддерживать занятость и выплачивать своим работникам заработную плату. С учетом анализа уже реализуемых мер в статье обосновываются дальнейшие шаги на пути снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в непростых экономических условиях.
Ключевые слова: страховые взносы, налоговая нагрузка, занятость, льгота, отсрочка, рассрочка, пониженный тариф.
Реализуемые меры
Снижение налоговой нагрузки на труд в части уплаты страховых взносов входит в число первоочередных мер по поддержке малого и среднего бизнеса, анонсированных Президентом РФ в обращении к гражданам России 25 марта 2020 г. В их рамках первоначально было предложено: предоставить отсрочку по страховым взносам в социальные фонды пострадавшим микропредприятиям; снизить в два раза - с 30 до 15% - размер страховых взносов для малых и средних предприятий в части выплат, превышающих минимальный размер оплаты труда (МРОТ), при сохранении стандартного размера обложения МРОТ [3].
На сегодняшний день меры по снижению нагрузки по уплате страховых взносов законодательно закреплены на уровне Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором предусмотрены: • Временное (в течение 2020 г.) расширение полномочий Правительства РФ в виде пра-
ва издавать нормативные правовые акты, которыми, в том числе, продлеваются сроки уплаты страховых взносов и вводятся дополнительные основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов. • Двукратное снижение тарифа страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса в сумме выплат, которые превышают МРОТ, на период с 1 апреля 2020 г. до 31 декабря 2020 г., а также на долгосрочную перспективу, а именно на период с 2021 г. (в качестве гарантированного Президентом РФ стимула для работодателей повышать работникам заработную плату). Льготный тариф взносов в размере 15% складывается из: отчислений на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10% (вместо 22% как в пределах, так и свыше предельной базы1) и отчислений на обязательное медицинское страхование по тарифу 5% вместо 5,1%. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исчисляются по ставке 0%, поэтому обя-
Громов Владимир Владимирович, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), e-mail: gromov-vv@ranepa.ru; Милоголов Николай Сергеевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), e-mail:milogolov-ns@ranepa.ru
1 В 2020 г. предельная база составляет 1292 000 руб.
занность по их уплате в данном случае не ведет к изъятию денежных средств из оборота налогоплательщика.
В совокупности перечисленные меры направлены на высвобождение у работодателей дополнительных средств, необходимых для выплаты гражданам доходов и сохранения занятости на предприятиях в условиях ухудшения финансового состояния бизнеса. Ухудшение связано с сокращением доходов (выручки) ввиду вынужденного снижения оборотов деятельности на фоне режима самоизоляции граждан при сохранении у работодателей обязанности производить выплаты заработной платы за счет собственных или даже заемных источников в течение периода нерабочих дней (продленного до 30 апреля, а затем до 11 мая 2020 г. включительно).
Как следствие, имеют место риски сокращения заработной платы, увольнения работников, закрытия бизнеса, что может привести к падению уровня жизни населения, росту безработицы, снижению количества действующих предприятий и налоговых доходов, уменьшению доли малого и среднего предпринимательства в ВВП (которая к 2024 г. по плану должна вырасти с 23 до 30% [4]). Анонсированные меры призваны минимизировать указанные риски и тем самым должны смягчить отрицательное влияние на экономику ограничений предпринимательской деятельности, введенных во избежание распространения корона-вирусной инфекции СОУЮ-19.
Порядок продления сроков уплаты страховых взносов, предоставления отсрочки и рассрочки их уплаты утвержден постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Право на указанные меры поддержки распространяется на пострадавшие предприятия, и в их числе продление сроков уплаты страховых взносов на 6 месяцев (исчисленных с выплат за март-май 2020 г.) и на 4 ме-
сяца (исчисленных с выплат за июнь-июль 2020 г.) сначала было доступно только микропредприятиям. Между тем на совещании с главами регионов по борьбе с распространением коронавируса в России Президент РФ предложил расширить охват отсрочки по уплате страховых взносов, включив в состав тех, кому она может быть доступна, все пострадавшие предприятия малого и среднего бизнеса, и наряду с этим использовать механизм реструктуризации налоговой задолженности [5].
Поэтому в редакции указанного постановления от 24 апреля 2020 г. право на продление сроков уплаты страховых взносов было предоставлено всем субъектам малого и среднего бизнеса, занятым в пострадавших отраслях, включая общественное питание, розничную торговлю непродовольственными товарами, гостиничный бизнес, услуги в сфере туризма, деятельность в области спорта, отдыха и раз-влечений2; и разрешено равными частями погашать обязательство по уплате страховых взносов в течение 12 месяцев после того, как наступит срок уплаты с учетом его продления.
Выявленные проблемные аспекты
В части продления сроков уплаты страховых взносов
Экономическое значение такой меры, как продление сроков уплаты, состоит в снижении налоговой нагрузки путем переноса налогового обязательства на период времени, в котором финансовое положение налогоплательщика должно быть достаточно стабильным для нормального ведения деятельности с учетом присущих ей обязательств и должного соблюдения платежной дисциплины без рисков сокращения масштабов бизнеса. В свою очередь, реструктуризация позволяет распределить налоговую нагрузку во времени путем снижения доли налоговых отчислений в расчете на каждый месяц деятельности.
2 См. полный перечень в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
Периметр указанных мер поддержки сегодня охватывает все субъекты малого и среднего бизнеса, деятельность которых признана одной из наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции. Идентификация налогоплательщиков, нуждающихся в поддержке, производится по коду основного вида деятельности, который, в свою очередь, определяется по данным Единого государственного реестра юридических лиц / индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г. Из этого следует, что налоговая нагрузка не будет снижена для тех налогоплательщиков, которые формально не считаются пострадавшими.
Вместе с тем это не значит, что на практике их финансовое положение не ухудшилось, в том числе под опосредованным влиянием ограничительных мер. Например, оно может ухудшиться из-за приостановления деятельности предприятий, являющихся контрагентами (покупателями и продавцами) налогоплательщика, и нарушения в этой связи хозяйственных связей и денежных потоков. Исходя из этого представляется целесообразным предусмотреть право микропредприятий, деятельность которых не входит в перечень пострадавших отраслей, обращаться за получением отсрочки или рассрочки уплаты страховых взносов по дополнительным основаниям, которые предусмотрены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 не только для пострадавших, но и для приравненных к ним налогоплательщиков. Речь идет об учете таких факторов, как существенное снижение размера доходов (более 10%) и возникновение в течение 2020 г. убытков.
Следует принимать во внимание, что выпадающие из указанного перечня предприятия не имеют права ни на субсидии для выплаты заработной платы3, ни на льготные «зарплатные» кредиты4, поэтому продление сроков уплаты создаст дополнительные возможности для финансирования расходов на оплату труда у предприятий, которые испытывают временные трудности с поступлениями денежных средств.
В части снижения тарифа страховых взносов
В отличие от предыдущих мер для исчисления страховых взносов по пониженному тарифу не требуется включения деятельности налогоплательщика в список пострадавших отраслей. Условием снижения размера тарифа является только масштаб бизнеса, а именно его соответствие тем критериям, по которым определяются субъекты малого и среднего предпринимательства. Таким образом, на эту льготу могут претендовать налогоплательщики, относящиеся к данному сегменту экономики и осуществляющие любой вид деятельности. Для самих же предприятий такая льгота важна в той степени, в какой она реально позволяет снижать налоговую нагрузку. В этом отношении следует принимать во внимание, что налогоплательщики сохраняют обязанность исчислять взносы по основному тарифу с МРОТ, поэтому эффективность льготного тарифа напрямую связана с размером оплаты труда на предприятиях.
По данным ФНС, в секторе малого и среднего бизнеса более 90% субъектов - это микробизнес, который, таким образом, является основным бенефициаром рассматриваемой
3 На совещании с членами Правительства РФ 15 апреля 2020 г. Президент РФ предложил «предоставить малым и средним компаниям пострадавших отраслей... прямую безвозмездную финансовую помощь со стороны государства», в том числе для выплаты доходов работникам в апреле и мае. ШЬ: http://kremlin.ru/events/president/news/63204
4 В ходе совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке 11 мая 2020 г. Президент РФ анонсировал «специальную кредитную программу поддержки занятости», которая должна быть запущена с 1 июня для предприятий в пострадавших отраслях. Суть программы — в субсидировании государством целевых кредитов, предназначенных для оплаты труда работников таких предприятий из расчета 1 МРОТ в течение 6 месяцев, с гарантированной льготной ставкой 2% и сроком погашения 1 апреля 2021 г., с правом возмещения: 50% кредита и процентов по нему при поддержании занятости на уровне не ниже 80%, либо 100% этих расходов — на уровне от 90% и выше от штатной численности [6].
льготы [1]. На микропредприятиях, в соответствии с данными Росстата за 2018 г., средняя заработная плата составляет 23 618 руб. [2], тогда как с 1 января 2020 г. МРОТ установлен в размере 12 130 руб. Из этого следует, что льготный тариф, как правило, будет применим к величине, составляющей примерно 50% от средней заработной платы работника, исходя из прогноза, что ее размер существенно не снизится в 2020 г. Если же ограничительные меры приведут к сокращению доходов работников, доля выплат, облагаемых на льготных условиях, будет снижена, а вместе с ней - и эффективность льготного тарифа, начисляемого на выплаты свыше МРОТ, как антикризисной меры.
В действительности у микропредприятий применение тарифа страховых взносов, пониженного в два раза, ведет к налоговой экономии в размере четверти от обычной величины обязательства по уплате страховых взносов. У малых и средних предприятий размер экономии будет выше ввиду того, что у них средняя заработная плата несколько больше, но доля таких предприятий гораздо меньше, поэтому показатели микропредприятий более репрезентативны для оценки эффекта снижения размера тарифа. (См. таблицу.)
Однако величина налоговой экономии будет частично поглощаться ростом издержек на
соблюдение налогового законодательства. Последнее обусловлено необходимостью разделения налоговой базы по границе МРОТ и адаптации автоматизированных систем учета к новому порядку расчета страховых взносов. Следовательно, льготный тариф взносов целесообразно применять ко всей налоговой базе для усиления эффекта снижения налоговой нагрузки и, одновременно, упрощения бухгалтерского и налогового учета.
Такой подход к снижению страховых взносов - без разделения выплат по величине МРОТ - значительно усилит контрциклический характер вводимой меры за счет увеличения финансовой помощи именно тогда, когда потребность в ней наиболее высока. В среднесрочной перспективе это приведет к более быстрому восстановлению сектора МСП, способствуя увеличению занятости, а вслед за ней и базы начисления страховых взносов. В силу того, что мера по их снижению является не временной, а постоянной, ее доработка по предлагаемому сценарию позволит значительно повысить стимулирующую роль налоговой системы для решения таких задач, как: увеличение спроса на рынке труда со стороны малого и среднего бизнеса, повышение заработной платы в этом секторе экономики, сокращение неформальной занятости и «обеление» экономики.
Расчет налоговой экономии в результате применения льготного тарифа 15% на работника
Малые предприятия (с учетом микропредприятий) Микропредприятия Средние предприятия
Доля в секторе МСП, в % 99,35 91,68 0,65
Среднемесячная заработная плата, руб. 27 569 23 618 38 395
Сумма страховых взносов по тарифу в 30%, руб. 8270,70 7085,40 11 518,50
Сумма страховых взносов при применении льготного тарифа, руб. 5954,85 5362,20 7578,75
в том числе:
МРОТ (12 130 руб.) в 30% 3639,00 3639,00 3639,00
свыше МРОТ в 15% 2315,85 1723,20 3939,75
Налоговая экономия, руб. 2315,85 1723,20 3939,75
Налоговая экономия, в % 28,0 24,3 34,2
Источник: данные ФНС, Росстата, расчеты авторов.
С точки зрения последствий для бюджетной системы снижение страховых взносов согласно утвержденному сценарию (с разделением выплат по величине МРОТ) приведет, по нашим оценкам, к выпадающим доходам бюджета в размере до 350 млрд. руб. по итогам 2020 г. Соответственно, изменение механизма на предлагаемый (без разделения выплат по величине МРОТ) может привести к двукратному увеличению выпадающих доходов бюджета по итогам 2020 г., т.е. до 700 млрд. руб.
Вместе с тем для уплаты страховых взносов даже по пониженному тарифу налогоплательщик должен располагать необходимым объемом денежных средств. Ведь сохранение занятости подразумевает финансирование всего фонда оплаты труда, частью которого, помимо заработной платы, являются страховые взносы. И если одни предприятия имеют накопленные финансовые резервы, могут активизировать свои усилия в интернет-пространстве, чтобы остаться «на плаву» или, ввиду характера деятельности, могут без существенного ущерба для нее перевести работников на режим удаленной работы и тем самым поддержать поступление доходов, не теряя их источники, то другие предприятия — в случае, если не обладают подобными рыночными преимуществами, — сталкиваются с ситуацией, когда пониженный тариф принципиально не решает проблему финансирования расходов на оплату труда. Тогда наиболее востребованным стимулом будет не снижение тарифа, а возможность либо перенести налоговое бремя на будущий срок, либо снизить его в значительно большем объеме — вплоть до полного освобождения от уплаты страховых взносов на временной основе.
Продление сроков уплаты, равно как и снижение тарифа, не снимает с налогоплательщика обязанность погашать задолженность, при том что период нормализации экономических показателей может существенно различаться по продолжительности и одни пред-
приятия будут восстанавливаться быстрее, а другие — медленнее, и нет гарантий, что к наступлению срока уплаты страховых взносов все пострадавшие налогоплательщики полностью восстановят свое финансовое положение и платежеспособность.
В этой связи наиболее пострадавшим предприятиям следует предоставить на период действия режима нерабочих дней и ближайшие месяцы (например, с апреля до июля 2020 г.) освобождение от уплаты страховых взносов («налоговые каникулы») при условии сохранения занятости. Мировой опыт показывает, что адресное освобождение в полной мере отвечает актуальной практике поддержки малого бизнеса. (См. приложение.)
Рекомендации
Дальнейшие направления развития мер поддержки в области снижения нагрузки по уплате страховых взносов могут быть связаны с:
• предоставлением микропредприятиям, не относящимся к пострадавшим отраслям, права на отсрочку и рассрочку уплаты страховых взносов при фактическом ухудшении финансового положения под влиянием ограничительных мер;
• унификацией тарифа страховых взносов на пониженном уровне в 15% для субъектов малого и среднего бизнеса (при сопутствующем упрощении порядка их исчисления — без разделения выплат по величине МРОТ);
• введением на ограниченный период «налоговых каникул» по уплате страховых взносов пострадавшим субъектам МСП. Необходимость дальнейшего развития мер
поддержки бизнеса по перечисленным направлениям подтверждается практикой. На совещании о санитарно-эпидемиологической обстановке, которое состоялось в режиме видеоконференции 11 мая 2020 г., Президент РФ отметил, что хотя малые и средние «предприятия пострадавших отраслей уже получили отсрочку по налогам и страховым платежам., простого переноса фискальных платежей на
будущие периоды сегодня тоже явно недос- объеме списать указанные платежи5 за второй таточно», в связи с чем предложил в полном квартал текущего года [6]. ■
Приложение
«Налоговые каникулы» по социальным взносам в зарубежной практике
Венгрия - Налогоплательщики, занятые в таких сферах деятельности, как пассажирские перевозки
обособление (такси), гостиничный бизнес, организация питания, спорт, искусство, развлечения,
пострадавших азартные игры, киноиндустрия, телевидение, звукозапись, издание музыки, выпуск
отраслей для целей журналов и периодических изданий, программирование, радиовещание, туризм, предоставления внутренний водный транспорт, освобождены от уплаты взносов на социальные нужды
освобождения с марта по апрель 2020 г. Для пресечения неадресного предоставления льготы введено
условие (достаточно мягкое) об основном виде деятельности, в соответствии с которым освобождение предоставляется в том случае, когда в течение периода между 24 сентября 2019 г. и 23 марта 2020 г. (шести месяцев) доля дохода от любого вида деятельности, включенного в официальный перечень, составляет не менее 30% [7]
Испания -
налоговая поддержка исходя из влияния ограничительных мер на бизнес и размера бизнеса
В том случае, когда приостановление трудовых договоров либо сокращение рабочего времени в организации обусловлено правительственными мерами, принятыми в целях нераспространения СО\/Ю-19 и влекущими за собой потерю деловой активности бизнеса, организации с количеством работников не более 50 человек освобождаются от уплаты взносов на социальное страхование; остальные организации получают льготу в виде снижения соответствующих отчислений на 75%. Налоговая поддержка гарантируется при условии, если работодатель, обосновавший наличие связи между неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и ее отрицательными последствиями, будет поддерживать уровень занятости своего бизнеса как минимум в течение шести месяцев после нормализации деятельности [8]
Китай- Местные органы власти (провинций) наделены правом с февраля 2020 г. освобождать
«настройка» мер от уплаты страховых взносов (на пенсионное страхование, страхование от с учетом размера производственного травматизма и по безработице) работодателей, относящихся бизнеса и к категории микро-, малых и средних предприятий на период до пяти месяцев (до июня
территории 2020 г. включительно), а для остальных (крупных) организаций - снижать на 50% в
течение трех месяцев размер отчислений (до апреля 2020 г. включительно). В провинции Хубэй условия более благоприятны в силу того, что все предприятия - независимо от масштаба деятельности - освобождены от уплаты взносов по перечисленным видам страхования[9]
Литература
1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / ФНС России. URL: https:// rmsp.nalog.ru/index.html
2. Малое и среднее предпринимательство в России / Росстат, 2019 г. URL: https://www.gks.ru/bgd/ regl/b19_47/Main.htm
3. Обращение Президента РФ к гражданам России 25 марта 2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/63061
4. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: http://static.government.ru/media/files/ qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf
5. Совещание Президента РФ с главами регионов по борьбе с распространением коронавируса в России 8 апреля 2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63176
6. Совещание о санитарно-эпидемиологической обстановке 11 мая 2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/63340
7. COVID-19: Further economic facilitations in Hungary. URL: https://accace.com/covid-19-further-eco-nomic-facilitations-in-hungary-news-flash
5 За исключением НДС, обязанность по уплате которого возникает при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) и отсутствует, если таких операций нет.
8. COVID-19 Spain: Update for business in Spain regarding labour, tax and corporate matters. URL: https:// www.xterna.es/news/2020/03/27/covid-19-spain-measures
9. Social protection responses to the Covid-19 crisis. Country responses in Asia and the Pacific // ILO 2020. URL:https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/~asia/~ro-bangkok/documents/briefingnote/ wcms_739587.pdf
References
1. Unified register of small and medium-sized entrepreneurship / FTS of Russia. URL: https://rmsp.nalog.ru/ index.html
2. Small and medium businesses in Russia / Rosstat, 2019. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b19_47/ Main.htm
3. Address of the RF President to the citizens of Russia, dated March 25, 2020. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/63061
4. ToR of the national project "Small and Medium-sized entrepreneurship and support of individual entrepreneurial initiative". URL: http://static.government.ru/media/files/ qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf
5. Meeting of RF President with heads of regions on fighting the spread of coronavirus in Russia, dated April 8, 2020. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63176
6. Meeting on sanitary-epidemiological situation, dated May 11, 2020. URL: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/63340
7. COVID-19: Further economic facilitations in Hungary. URL: https://accace.com/covid-19-further-eco-nomic-facilitations-in-hungary-news-flash
8. COVID-19 Spain: Update for business in Spain regarding labour, tax and corporate matters. URL: https:// www.xterna.es/news/2020/03/27/covid-19-spain-measures
9. Social protection responses to the Covid-19 crisis. Country responses in Asia and the Pacific // ILO 2020. URL:https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/_asia/_ro-bangkok/documents/briefingnote/ wcms_739587.pdf
Guidelines for Expansion of Measures Aimed to Support Small and Medium Businesses Amid Pandemic in Terms of Reduction of Tax Burden on Labor (Insurance Contributions)
Vladimir V. Gromov — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: gromov-vv@ranepa.ru Nikolay S. Milogolov — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: milogolov-ns@ranepa.ru
Ensuring economic stability disrupted in the wake of forced lockdown rises to the fore implementation of tax policy aimed at proactive, comprehensive support of businesses in order to avoid growth of unemployment and decrease of incomes of the population. That is why an especially important role is given to the incentives in the sphere of insurance contributions which affect the financial capacities of employers to maintain employment rate and payroll. Taking into consideration analysis of already implemented measures the article substantiates further steps towards reduction of the tax burden on payroll amid hard economic conditions.
Key words: deferral, employment, instalment plan, rebate, reduced rate, social security contributions, tax burden.