Научная статья на тему 'Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19'

Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6190
832
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственная политика КНР / малое и среднее предпринимательство / коронавирус COVID-19 / устойчивое развитие / Китай / State policy of the PRC / small and medium enterprises / coronavirus COVID-19 / sustainable development / China.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е Симэн, Шерешева Марина Юрьевна

В статье рассматриваются основные направления государственной политики КНР по поддержке малых и средних предприятий (МСП) в условиях коронавируса COVID-19. Начиная с 2003 года в стране происходило стремительное развитие МСП, увеличение их числа и рост рентабельности. В настоящее время МСП составляют подавляющее большинство в общем количестве предприятий КНР и являются важнейшей частью экономики Китая, внося большой вклад в рост ВВП и обеспечивая рост налоговых поступлений в бюджет государства. Их деятельность является жизненно важной с точки зрения инноваций, обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения. Вспышка эпидемии коронавируса COVID-19, в дальнейшем переросшая в пандемию, существенно осложнила ситуацию для большинства малых и средних предприятий КНР, в результате чего возникла угроза их массового закрытия, сокращения персонала и как результат дальнейшего ухудшения общей социально-экономической ситуации в Китае. В этой связи разработана система государственным мер, призванных сохранить потенциал МСП, обеспечить не только сиюминутную поддержку, но и условия для успешного возобновления их деятельности в долгосрочной перспективе. Сравнение мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляемых в КНР, с мерами господдержки, озвученными Президентом и Правительством Российской Федерации, показывает, что опыт Китая, первым столкнувшегося с эпидемией коронавируса, в значительной мере учтен и используется для формирования комплекса мер по поддержке российских малых и средних предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е Симэн, Шерешева Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRC Government Policy Regarding Chinese Small and Medium Enterprises in the Context of COVID-19 Pandemic

The article discusses the main directions of the PRC state policy to support small and medium enterprises (SMEs) in the context of the COVID-19 pandemic. Since 2003, the country has witnessed the rapid development of small and medium-sized businesses, an increase in the number of SMEs and an increase in their profitability. Currently, SMEs make up the vast majority of the total number of enterprises in the PRC and are an important part of the Chinese economy, making a large contribution to GDP growth and ensuring the growth of tax revenues to the state budget. Their work is vital in terms of innovation, employment and raising the standard of living of the population. The outbreak of the epidemic COVID-19, which subsequently escalated into a pandemic, significantly complicated the situation for smallest and medium-sized enterprises in the PRC, which resulted in the threat of their massive closure, staff reductions and, as a result, of further deterioration of the general socio-economic situation in China. In this regard, a system of government measures has been developed to preserve the potential of SMEs, to provide not only momentary support but also the conditions for the successful resumption of their activities in the long term. A comparison of government support measures for small and medium-sized businesses implemented in the PRC with government support measures voiced by the President and the Government of the Russian Federation shows that the experience of China, the first to encounter the coronavirus epidemic, has been largely taken into account and is used to form a set of measures to support Russian small and medium enterprises.

Текст научной работы на тему «Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19»

Е Симэн, Шерешева М.Ю.

Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии

COVID-19

Е Симэн — аспирант, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

E-mail: simonye2012@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 2193-3106

Шерешева Марина Юрьевна — доктор экономических наук, профессор, заведующая лабораторией институционального анализа, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: m. sheresheva@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 8538-7274 ORCID: 0000-0002-8153-7111

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления государственной политики КНР по поддержке малых и средних предприятий (МСП) в условиях коронавируса COVID-19. Начиная с 2003 года в стране происходило стремительное развитие МСП, увеличение их числа и рост рентабельности. В настоящее время МСП составляют подавляющее большинство в общем количестве предприятий КНР и являются важнейшей частью экономики Китая, внося большой вклад в рост ВВП и обеспечивая рост налоговых поступлений в бюджет государства. Их деятельность является жизненно важной с точки зрения инноваций, обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения. Вспышка эпидемии коронавируса COVID-19, в дальнейшем переросшая в пандемию, существенно осложнила ситуацию для большинства малых и средних предприятий КНР, в результате чего возникла угроза их массового закрытия, сокращения персонала и как результат дальнейшего ухудшения общей социально-экономической ситуации в Китае. В этой связи разработана система государственным мер, призванных сохранить потенциал МСП, обеспечить не только сиюминутную поддержку, но и условия для успешного возобновления их деятельности в долгосрочной перспективе. Сравнение мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляемых в КНР, с мерами господдержки, озвученными Президентом и Правительством Российской Федерации, показывает, что опыт Китая, первым столкнувшегося с эпидемией коронавируса, в значительной мере учтен и используется для формирования комплекса мер по поддержке российских малых и средних предприятий.

Ключевые слова

Государственная политика КНР, малое и среднее предпринимательство, коронавирус COVID-19, устойчивое развитие, Китай.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10047 Введение

8 декабря 2019 года в китайском г. Ухань был обнаружен первый случай заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19, 31 декабря муниципальное правительство Ухани издало первое публичное уведомление: из 27 пациентов 7 находились в тяжелом состоянии, а остальные были стабильными и контролируемыми, поэтому большинство китайцев не обращали особого внимания на ситуацию в Ухани еще в начале января 2020 года. Только через 50 дней после обнаружения первого случая (около 20 января) вспышка заболевания стала очевидной; 21 января 2020 года в прямом

эфире телеканала CCTV News Чжун Наньшань заявил, что новая коронавирусная пневмония передается от человека к человеку. В это время уже были выявлены первые случаи «вывоза» вируса из Китая (в Таиланде и Японии) [Gralinski, Menachery 2020], и уже 31 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила новую китайскую эпидемию коронавируса «чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение» (Public Health Emergency of International Concern — PHEIC)1. 11 марта 2020 г. ВОЗ объявила, что распространение нового коронавируса достигло стадии пандемии, так как затронуты большинство стран и все континенты.

Пандемия коронавируса COVID-19 не только угрожает жизням людей, но и поражает практически все сферы экономики. Сбои в отдельных секторах мировой экономики (воздушный транспорт, транспортное оборудование, туризм и гостеприимство, сфера развлечений, а также электроника, фармацевтика, текстиль) стали заметны уже начиная с февраля 2020 г. В марте 2020 г. падения спроса на отраслевом и региональном уровне переросли в острый общий сбой, в «совокупный шок предложения, вызванный мерами по сдерживанию распространения инфекции с ограниченным спросом и мобильностью»2.

Ожидаемые последствия оцениваются по-разному: от полностью негативных сценариев до относительно взвешенных прогнозов [Ayittey et al. 2020; Chohan 2020; Jorda et al. 2020; McKibbin, Fernando 2020]. Экономический аналитик Джесси Коломбо, предсказавший кризис 2008 года, заявил, что пандемия опасна для мировой экономики не сама по себе, а как триггер глубокого кризиса, поскольку «мы уже в самом конце цикла, и хотя коронавирус — это всего пара дополнительных ударов кулаком, но мы уже и так шли к рецессии до того, как услышали о нем»3.

1 Statement on the second meeting of the Emergency Committee convened by the WHO Director-General under the International Health Regulations (IHR) (2005) regarding the outbreak of novel coronavirus (2019-nCoV) // World Health Organization (WHO) [Электронный ресурс]. URL: https ://www. who. int/news -room/detail/30-01-2020-statement-on-the-second-meeting-of-the-international-health-regulations-(2005)-emergency-committee-regarding-the-outbreak-of-novel-coronavirus-(2019-ncov) (дата обращения: 21.03.2020).

2 Benassy-Quere A,, Marimon R,, Pisani-Ferry J., Reichlin L., Schoenmaker D., Weder di Mauro B. COVID-19: Europe needs a catastrophe relief plan // VOX CEPR Policy Portal [Электронный ресурс]. URL: https://voxeu.org/article/covid-19-europe-needs-catastrophe-relief-plan (дата обращения: 21.03.2020).

3 Hall P. Analyst who predicted 2008 global financial crash warns another one is on the way — and not just because of coronavirus // Independent [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.co.uk/news/world/americas/financial-crisis-2008-coronavirus-donald-trump-economy-stocks-a9392881.html (дата обращения: 21.03.2020).

По сути, мировая экономика стоит на пороге значительных изменений, которые коснутся практически всех стран. Китай почувствовал это первым, уже в начале 2020 года и у простых жителей, и у руководства возникло растущее беспокойство о будущем экономики страны в условиях эпидемии и тяжелых последствий карантинных мероприятий [Х1аоуап Wu 2020]. В этих условиях государству приходится принимать срочные и дорогостоящие меры, призванные снизить не только сиюминутные, но и долгосрочные негативные последствия.

Опыт Китая, в настоящее время достаточно успешно выходящего из острой фазы борьбы с коронавирусом СОУГО-19, важен для многих стран, не исключая и Россию. Если недавние экономические кризисы показали необходимость опережающего развития национальной экономики в направлении системной модернизации производительных сил и производственных отношений [Зяблюк, Титова 2016; Шпакова 2019], то нынешний кризис оказался углублен отвлечением ресурсов на борьбу с распространением коронавируса, и решение поставленных российским руководством задач влечет за собой необходимость сочетать меры «быстрого реагирования» с системной деятельностью по выявлению угроз и возможностей с точки зрения долгосрочного развития.

В данной статье рассматриваются меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в КНР, предпринятые для снижения ущерба, наносимого малому и среднему бизнесу, в условиях борьбы с коронавирусом COVID-19.

Влияние мер по борьбе с эпидемией COVID-19 на деятельность китайских малых и средних предприятий

Какие бы сценарии ни рассматривали эксперты, все они сходятся во мнении, что в период борьбы с пандемией во всех странах резко возросла роль государства в управлении4. Помимо экстренных мер, принимаемых непосредственно по ходу развития пандемии, требуются решения и меры, которые ориентированы на долгосрочный период и призваны смягчить негативные последствия для экономики.

4 Mohan D. What will be the economic consequences of COVID-19 for India and the world? // JGU Digital Archive [Электронный ресурс].

URL: http://dspace.igu.edu.in:8080/ispui/bitstream/10739/3375/1/What%20Will%20Be%20the%20Economic% 20Consequences%20of%20C0VID%2019%20for%20India%20and%20the%20World.pdf (дата обращения: 21.03.2020); Tianqing Zhang, Shuying Zhong. The Way to Resolve the SMEs' Outbreak Crisis // Jiangxi Daily. 2020. Vol. 010. DOI: http://dx.doi.org/10.28490/qcnki.nixrb.2020.001013 (дата обращения: 04.03.2020).

Это в полной мере касается государственной политики в отношении малых и средних предприятий [Shuxin Wang 2019]. Как подчеркивают китайские эксперты, разработка и реализация новой политики, помогающей малым и средним, а также микропредприятиям преодолеть проблемы, создаваемые новым коронавирусом, — одна из первоочередных задач для лиц, определяющих экономическую политику Китая, поскольку МСП являются жизненно важными для экономического и социального развития КНР5. В 2019 г. такие предприятия обеспечили в Китае 80% занятости в городах и 90% новых рабочих мест6, они вносят существенный вклад в повышение уровня жизни населения.

Сейчас именно они оказались в достаточно тяжелой ситуации. МСП вынуждены адаптироваться к резким переменам: от необходимости организации удаленной работы до финансового коллапса, угрожающего потерей бизнеса и заставляющего их прибегать к сокращению или увольнению персонала7. Если не предпринять срочных системных мер, это приведет к дальнейшему ухудшению общей экономической ситуации в Китае8.

Согласно опросу, проведенному Университетом международного бизнеса и экономики в середине февраля, массовый карантин и запрет на передвижение оказали негативное влияние на состояние всех работающих в КНР компаний, как китайских, так

5 Chang Xiaoming Actively relieves the worries of small and medium-sized enterprises // Chengdu Daily. 2020. No. 07. DOI: http://dx.doi.org/10.28063/ncnki.ncdrb.2020.000512 (дата обращения: 26.02.2020); Fan Liqiang. Relieves the Pain of SMEs' Epidemic // Contemporary Guangxi. 2020. Vol. 05. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDAUTO&filename=DDGS202 005042&v=Mic0MzNvOUJab1I4ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNxVHJXTTFGckNVUidxZlkrUnVGeTduVTc3 TklTbk 1 mYkc0SE5ITXE= (дата обращения: 06.02.2020): Xie Li. Support small and medium-sized enterprises to overcome difficulties under the Impact of Coronavirus // China Financial News. 2020. Vol. 012. DOI:1 0.28460/n.cnki.njrsb.2020.000534 (дата обращения: 06.02.2020).

6 Liu Qiao. Measures must be commensurate with impact // China Daily [Электронный ресурс]. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202002/24/WS5e5334d7a310128217279c19.html (дата обращения: 21.03.2020).

7 Bouey J. Assessment of COVID-19's Impact on Small and Medium-Sized Enterprises // RAND Corporation [Электронный ресурс]. URL: https://www.rand.org/pubs/testimonies/CT524.html (дата обращения: 21.03.2020); Han Han. Multi-pronged approach to help small and medium-sized enterprises to overcome difficulties // Economic Daily. 2020. No. 03. DOI: http://dx.doi.org/10.28425/ncnki.niirb.2020.001709 (дата обращения: 28.02.2020); Zhou Fang. Hits small and medium-sized enterprises // First Financial Daily. 2020. No. A11. DOI: http://dx.doi.org/10.28207/ncnki.ndyci.2020.001369 (дата обращения: 30.03.2020).

8 Hongyu Du. Fights the epidemic well and further promotes the resumption of production of small and medium enterprises in Guangdong // 21st Century Business Herald. No. 08. DOI: http://dx.doi.org/10.28723/ncnki.nsibd.2020.000943 (дата обращения: 11.03.2020); Hou Runfang Xu Xiaonian. The impact of the epidemic on SMEs should not be taken lightly // Resource Regeneration. 2020. No. 03. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDLAST2020&filename=JSZS2 02001020&v=Mik0NDdmWStSdUZ5SGxVYnZPTHo3UmZiRzRITkhNcm85SFpJUihlWDFMdXhZUzdEaDF UM3FUcldNMUZyQ1VSN3E= (дата обращения: 15.01.2020); Yaguang Zhang. Difficulties and Countermeasures of Small and Medium-sized Enterprises in New Crown Pneumonia // China AISI Mind. 2020. No. 07. URL: http://www.aisixiang.com/data/120148.html (дата обращения: 13.02.2020).

и международных9. Половина опрошенных предприятий в 2020 г. ожидали 10-30-процентного снижения доходов; 30% опрошенных сообщили, что денежные средства компании могут поддерживать их бизнес не более трех месяцев, еще 30% считали возможным продержаться «на плаву» от 6 до 12 месяцев [He Wen Long, Wu Jian Feng 2020].

Исследовательский Центр Capitalweek провел анкетирование 995 китайских предприятий, затронутых эпидемией коронавируса COVID-1910. Среди этих предприятий были МСП из различных отраслей, при этом 18,5% опрошенных составили компании, работающие в сфере высоких технологий, 17,1% — в сфере розничной торговли, 15,7% — рестораны, гостиницы и компании сферы туризма, 14,2% — промышленные предприятия (Рисунок 1).

ИТ-компании,

Другие, 18.01% ^Щ 18.51%

Оптовая торговля, 8.15%

Логистики, 8.35% Услуга рознично й торговли, 17.10%

Промышленные , 14.19% ^^^^^^^^есторан, ^^^^^^ гостиницы и

компании туризма, 15.69%

Рисунок 1. Распределение предприятий, принявших участие в опросе, по сферам

деятельности11

Число сотрудников на более 60% опрошенных предприятий не превышало 50 человек; предприятия с численностью менее 500 человек составляют в выборке более 90% (Таблица 1).

9 В опросе приняли участие владельцы 761 компании, из которых половина была частными китайскими компаниями, 20% были международными совместными предприятиями, 27% — государственными предприятиями. 35% опрошенных компаний имели более 1000 сотрудников, 29% — до 1000 сотрудников, 14 % — 50-100 сотрудников, 21% — менее 50 сотрудников [He Wen Long, Wu Jian Feng 2020].

10 Wuxiang Zhu. Impact of Coronavirus Epidemic on SMEs and Countermeasures // Capital week [Электронный ресурс]. URL: http://www.capitalweek.com.cn/node/59982 (дата обращения: 04.02.2020).

11 Источник: Опрос МСП в условиях пандемии COVID-19 // Capital week [Электронный ресурс]. URL: http://www.capitalweek.com.cn/node/59982 (дата обращения: 04.02.2020).

Таблица 1. Распределение предприятий, принявших участие в опросе, по числу

сотрудников12

Количество сотрудников Доля предприятий

<50 63,08%

51-100 14,89%

101-500 14,19%

501-999 3,92%

>1000 3,92%

Три четверти опрошенных компаний имели в 2019 г. операционный доход менее 7 млн долларов США, около 10% — операционный доход от 7 до 14 млн долларов США, то есть большинство предприятий, участвующих в опросе, являются малыми и средними (Таблица 2)13.

Таблица 2. Распределение предприятий, принявших участие в опросе, по величине

операционного дохода в 2019 г.14

Операционный доход Доля предприятий

<7 млн долл. 74,04%

7-14 млн долл. 10,36%

14-85 млн долл. 13,38%

>85 млн долл. 2.22%

МСП, участвовавшим в анкетировании, были заданы вопросы о финансовом состоянии, об основных трудностях, с которыми они столкнулись во время эпидемии СОУГО-19, и как они намерены эти трудности преодолевать.

Среди наиболее сложных проблем, стоящих перед компаниями, ожидаемо были названы финансовые трудности, обусловленные как введением ограничительных мер в Китае, так и снижением заказов из других стран. Это совпадает с результатами других опросов15.

12 Источник: Опрос МСП в условиях пандемии COVID-19 // Capital week [Электронный ресурс]. URL: http://www.capitalweek.com.cn/node/59982 (дата обращения: 04.02.2020).

13 В КНР к малым относятся предприятия с числом занятых до 300 человек, к средним — с числом занятых до 2 тыс. человек [Liu Xiang Feng 2008; Xiaoyan Wu 2020].

14 Источник: Там же.

15 Analysis of Regional Policies on Businesses Reopening Support // Xinhau News Agency, China Economic Information Service, Economic Analysis Report No. 1048. Epidemic Series No. 2. URL: http://thinktank.xinhua08.com/a720200216/1914119.shtml (дата обращения: 17.02.2020).

В Таблице 3 представлено распределение ответов на вопрос «Сколько времени остаток денежных средств на счете может поддерживать выживание компании». 34% компаний ответили, что в сложившейся ситуации они смогут проработать только в течение одного месяца, 33% компаний назвали срок два месяца, еще 18% — три месяца. В сумме это 85% всех предприятий, принявших участие в опросе, и только около 10% обладали достаточным запасом финансовых средств, чтобы поддерживать свою деятельность более полугода.

Таблица 3. Резерв денежных потоков для продолжения деятельности опрошенных

предприятий16

Время продолжения деятельности (оценка предприятия) Доля предприятий

1 месяц 34,0%

2 месяца 33,1%

3 месяца 17,9%

Более 6 месяцев 9,96%

Более половины опрошенных компаний ожидают в 2020 году сокращения операционного дохода более чем на 20%, и около 30% прогнозируют падение операционного дохода более чем на 50% (Таблица 4).

Таблица 4. Прогноз выручки опрошенных предприятий в 2020 году17

Прогноз выручки компании в 2020 году Доля предприятий

Сокращается на <10% 4,0%

Сокращается на 10-20% 17,0%

Сокращается на 20-50% 28,5%

Сокращается на >50% 29,6%

Непредсказуем 21,0%

Заработная плата сотрудников и социальный пакет являются самыми большими затратами и, соответственно, ключевой проблемой МСП. Значимыми также названы такие позиции расходов, как арендная плата и погашение кредита (Рисунок2).

16 Источник: Wuxiang Zhu. Impact of Coronavirus Epidemic on SMEs and Countermeasures // Stock Market Weekly. 2020. No 6. URL: http://www.capitalweek.com.cn/node/59982. (дата обращения: 04.02.2020).

17 Источник: Там же.

■ Зарплаты и социальный пакет Арендная плата

■ Кредит ■ Подлежащие оплате расходы

■ Другие

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «С какими основными трудностями сталкивается компания во время эпидемии»18

Борьба за выживание для большинства опрошенных предприятий связана с необходимостью брать кредиты, проводить сокращения и/или снижение заработной платы сотрудников (22,4% и 21,2% предприятий); 16% компаний предпочитают останавливать производство и выходить из бизнеса; 14% получают дополнительные средства от своих акционеров, 10% предприятий выбирают частные займы и ссуды (Рисунок 3). Безусловно, большинство компаний не ограничиваются только одним способом преодоления трудностей, пытаясь найти оптимальное сочетание доступных им возможностей.

18 Источник: Опрос МСП в условиях пандемии COVID-19 // Capital week [Электронный ресурс]. URL: http://www.capitalweek.com.cn/node/59982 (дата обращения: 04.02.2020).

5%

14%

16%

1%

22%

4%

21%

7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10%

Существующие акционеры предоставляют средства

Ввод новых акционеров.

Ссуды банков

Частные ссуды

Задержка оплаты товаров

Сокращение количетва персонала и зарплаты

Собрание средства от сотрудников

Приостановка производства

Другие

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Каковы основные направления

преодоления возникших проблем»19

Около половины опрошенных предприятий надеются, что правительство субсидирует расходы на социальный пакет, аренду, зарплату сотрудников и т.д. либо примет меры, которые дадут возможность сократить соответствующие расходы. 21% компаний надеются на снижение налогов и сборов, 12,5% — на поддержку ликвидности, 10% — на отсрочку погашения кредитов или списание части долга (Рисунок 4).

19 Источник: Опрос МСП в условиях пандемии COVID-19 // Capital week [Электронный ресурс]. URL: http://www.capitalweek.com.cn/node/59982 (дата обращения: 04.02.2020).

Доля(%) 4.93

■ Сокращение налогов и сборов

■ Снижение процентов по кредиту

■ Сокращение расходов (арендная плата, заработная плата, социальной пакет, процентные и другие расходы)

■ Умеренное продление срока погашения кредита или освобождение от некоторых долгов

■ Обеспечить поддержку ликвидности

■ Другие

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Какие меры поддержки малого и среднего бизнеса были бы предпочтительны для предприятия»20

Интервью, взятые авторами у ряда китайских предпринимателей с использованием приложения wechat, являются дополнительным подтверждением важности перечисленных мер для МСП (Таблица 5).

20 Источник: Опрос МСП в условиях пандемии COVID-19 // Capital week [Электронный ресурс]. URL: http://www.capitalweek.com.cn/node/59982 (дата обращения: 04.02.2020)

Таблица 5. Результаты интервью с китайскими предпринимателями21

Респондент Какие самые главные проблемы из-за коронавируса возникли у Вашего предприятия? Какие меры китайского государства помогают справиться с проблемами?

Респондент 1 Клиенты из США отменили наши заказы. Поскольку информация о зарубежном клиенте уже нанесена на продукцию, она не может быть продана на внутреннем рынке. Фабрика практически завалена готовой продукцией и полуфабрикатами — пока не знаю, что делать с этими товарами. Правительство предоставляет кредиты под низкие проценты и поощряет продуктовые инновации, подходящие для продаж на внутреннем рынке.

Респондент 2 У нас в Ханчжоу нехватка квалифицированной рабочей силы: большинство рабочих приезжают из других провинций, из-за эпидемии они не могут приехать оттуда ни поездом, ни самолетом. Правительство открыло чартерные железнодорожные и автобусные маршруты, чтобы забирать рабочих из других провинций для работы в Ханчжоу.

Респондент 3 Клиенты отменили наши заказы. Предприятие закрыто, и нет дохода, но мы по-прежнему обязаны платить зарплату и арендную плату. Нам поможет сейчас снижение арендной платы и освобождение от ответственности для государственных активов, работающих дома, в основном на 2 месяца, 3 месяца или 6 месяцев.

Респондент 4 На счетах компании осталось совсем немного средств, поскольку из-за эпидемии клиенты не смогли рассчитаться по предыдущим счетам. Правительство предоставляет кредиты под низкие проценты.

Респондент 5 Из-за нехватки основных компонентов нам придется, видимо, приостановить производство через 2 недели. Правительство ускоряет рассмотрение заявок на возобновление производства компаний, производящих базовые комплекты.

Респондент 6 Мы не смогли купить маски, термометры и дезинфицирующие средства, поэтому не можем оформить разрешение на возобновление работы. Правительство закупает маски и другие противоэпидемические средства и распределяет их по предприятиям.

Респондент 7 Ресторан был закрыт почти 3 месяца, занимаюсь только доставкой еды. Нет средств на оплату аренды и зарплату поваров. Правительство предоставляет кредиты под низкие проценты. Важная мера — снижение арендной платы для частных предприятий или полное освобождение их от аренды.

Респондент 8 Торговый центр был закрыт в течение 2 месяцев. Теперь его открыли, но почти никто в него не ходит. Многие не имеют сейчас средств для покупок. Через АИрау правительство Ханчжоу выпустило 1,68 млрд юаней потребительских купонов, охватывающих широкий круг предприятий и потребителей. С 27 марта по 2 апреля каждый человек может получить 5 купонов. Если они потратят более 40 юаней, могут получить кэшбэк в размере 10 юаней. Купоны используются только для оффлайн-оплаты во всех магазинах Ханчжоу.

21 Составлено авторами.

Респондент 9 Мой клиент обанкротился и не может выполнить свои обязательства по оплате контракта. А у меня кредит, и я должен его погашать. Правительство предоставляет кредиты под низкие проценты.

Респондент 10 Клиенты из Европы и США отменили свои заказы. Единственное решение — я приостановил производство и отпустил рабочих по домам. Правительство предоставляет кредиты под низкие проценты и субсидии на продуктовые инновации и трансформацию технологий.

Респондент 11 Во время китайского Нового года зарубежный туризм был отменен. Теперь, когда эпидемия в Китае находится под контролем, стала серьезной эпидемия в зарубежных странах. К осени этого года я не знаю, смогу ли я возобновить мой бизнес выездного туризма. Правительство инициирует внутренний туризм, чтобы стимулировать внутренний спрос и увеличивать доходы ресторанов, отелей и вспомогательных отраслей, связанных с туризмом.

Показательным является проведенное авторами интервью с Хао Дон,

менеджером небольшой торговой компании Ьигии. В этом интервью респондент отметил несколько наиболее «болевых» точек.

Во-первых, меры по борьбе с эпидемией на ранней стадии и реализация политики продления выходных привели к тому, что число заказов у компании резко снизилось. В свою очередь, недостаточное количество заказов и невозможность получения новых заказов на продукцию предприятия привели к тому, что производство и эксплуатация «застряли». С одной стороны, из-за осуществления общего контроля за остановкой производства поставщики сырья не могут начать работу. Транспортная логистика также строго контролируется, и компания не может своевременно восполнить запасы сырья. С другой стороны, многие заказы иностранных клиентов вследствие эпидемии переместились в другие страны, такие как Вьетнам и Индия.

Во-вторых, ключевая проблема, с которой сталкивается компания, — это трудности с финансированием. Финансовое давление в основном связано с тремя аспектами: во время противоэпидемического простоя постоянные расходы, такие как заработная плата работников, взносы социального страхования, средства на жилищное обеспечение и арендная плата за жилье, не уменьшились, и эта часть расходов ложится на предприятие.

В-третьих, несмотря на то, что Государственный совет КНР распорядился, чтобы все населенные пункты организовали системные меры для возобновления работы местных предприятий, предотвращения масштабных увольнений и стабилизации социальной занятости, компания Ьигии столкнулась с рядом трудностей при возобновлении своей деятельности:

- первая трудность заключается в том, чтобы вернуть работников в производственный цикл без сбоев. Сотрудники компании приезжают из многих провинций и городов. Поскольку эпидемическая ситуация различна, меры контроля, принятые в разных регионах, различны, не все сотрудники имеют возможность вернуться на работу;

- вторая трудность состоит в том, что существуют строго определенные процедуры получения разрешений на возобновление разных типов работ, и при наличии на предприятии нескольких видов работ, утверждаемых по -разному, возникают серьезные препятствия для возобновления работы и настройки ряда процессов;

- третья трудность — это проблема необходимости противоэпидемических мер после возобновления работы. Поскольку маски, защитная одежда и другие материалы для профилактики эпидемий очень востребованы и при этом в первую очередь поступают в распоряжение правительственных ведомств, компании сложно закупить достаточное количество материалов и оборудования для борьбы с эпидемией. В то же время требования по профилактике эпидемий и борьбе с ними после возобновления работы являются очень строгими, поэтому на операторов и время работы наложено много ограничений. Возобновление производства приводит к увеличению расходов компании, и она может столкнуться с риском повторной инфекции. Если после возобновления работы возникает случай эпидемической инфекции, всему предприятию может потребоваться провести изоляционный контроль и предприятие должно также оплатить проживание в отеле, трехразовое питание для контроля изоляции работника, а также расходы на лечение инфицированных работников.

Правительственные меры по поддержке малых и средних предприятий КНР, пострадавших в результате эпидемии

В целях осуществления указаний Центрального комитета КПК и Государственного совета по профилактике эпидемии и борьбе со вспышкой коронавирусной инфекции, по снижению воздействия эпидемии на деятельность малых и средних предприятий, по оказанию им помощи в преодолении трудностей и

стабильном развитии был сформулирован комплекс мер, реализацию которых мы проиллюстрируем на примере Пекина22 и провинции Чжэцзян23.

1) Снижение административных сборов

Серьезно пострадавшие из-за эпидемии малые и средние предприятия освобождаются от таких сборов, как плата за экологические испытания, плата за очистку сточных вод, плата за регистрацию изделия медицинского назначения и т.д. Так, МСП в Пекине освобождены от сбора за осмотр специального оборудования, сбора за очистку сточных вод и сбора за пользование дорогами (ответственные подразделения: Муниципальное финансовое бюро, Муниципальная комиссия по развитию и реформам, Муниципальное бюро по надзору за рынком, Муниципальное бюро по водным ресурсам, Комиссия по муниципальным коммуникациям и районные органы власти)24.

2) Снижение арендной платы

МСП арендуют недвижимость, чтобы заниматься производственной и эксплуатационной деятельностью. Если они продолжают работу в соответствии с государственными требованиями, без увольнений или меньшего количества увольнений, они на определенный период освобождаются, полностью либо частично, от арендной платы за государственную недвижимость на 2-6 месяцев. Частным арендодателям также рекомендуется снижение арендной платы или освобождение от нее на определенный период, в этом случае для арендодателя также могут быть доступны меры поддержки25.

Так, в феврале 2020 г. в Пекине было принято решение субсидировать снижение арендной платы и освобождение от нее МСП, которые арендовали недвижимость в период эпидемии. Приоритет был отдан поддержке специальных перевозчиков, технологических бизнес-инкубаторов, научных парков университетов, пространства Чжунчуан, баз предпринимательства, МСП в сфере культуры, паркам культуры и

22 Beijing measures to combat the impact of the Coronavirus epidemic and to promote the sustainable and healthy development of small and medium enterprises // Government Newspaper. 2020. No. 3. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-02/06/content 5475133.htm (дата обращения: 06.02.2020).

23 Opinions of the Zhejiang Provincial New Coronavirus Epidemic Prevention and Control Work Group on Supporting Small and Medium-sized Enterprises to Overcome Difficulties // ZJNews [Электронный ресурс]. URL: http://zinews.ziol.com.cn/zinews/zixw/202003/t20200311 11763709 ext.shtml (дата обращения: 20.04.2020).

24 Xie Li. Support small and medium-sized enterprises to overcome difficulties under the Impact of Coronavirus // China Financial News. 2020. Vol. 012. DOI: http://dx.doi.org/10.28460/ncnki.nirsb.2020.000534 (дата обращения: 06.02.2020).

25 Zha Jiuxing. Government and enterprise fight against epidemic, work together to overcome difficulties // Zhongshan Daily. 2020. Vol. 04. DOI: http://dx.doi.org/10.38337/ncnki.nzsrb.2020.000371 (дата обращения: 20.03.2020).

аудиовизуальным паркам. Сетям общественного питания, овощным магазинам и супермаркетам свежих продуктов, круглосуточным магазинам, серьезно пострадавшим от эпидемии, обеспечивается поддержка арендной платы за жилье, максимальный коэффициент поддержки был увеличен с 50% до 70% (ответственные подразделения: Муниципальный SASAC, Муниципальное финансовое бюро, Муниципальный комитет по жилищному строительству и городскому строительству, Муниципальное бюро экономики и информационных технологий, Муниципальная комиссия по науке и технике, Департамент пропаганды Муниципального комитета, Муниципальное бюро культуры и туризма, Муниципальное бюро радио и телевидения, Муниципальное спортивное бюро, Администрация «Чжунгуаньцунь», Муниципальный центр культурных ресурсов, Комитет по управлению зоной экономического и технологического развития Пекина и правительства районов).

3) Налоговые льготы

Налоговые льготы в основном направлены на производство, транспортировку и импорт материалов для профилактики эпидемий и контроля за ними, для других МСП вопрос о налоговых льготах решается избирательно26.

В Пекине МСП, которые испытывают трудности с налоговой декларацией из-за эпидемической ситуации, в соответствии с законодательством, могут подать заявку на отсрочку уплаты налога максимум до 3 месяцев.

Провинция Чжэцзян приняла решение предусмотреть полный возврат средств профсоюзов МСП, снизить суммы их расходов на проверку и тестирование, а также принять меры:

- по снижению с марта по май 2020 года ставки налога на добавленную стоимость для мелких налогоплательщиков НДС с 3% до 1%;

- по снижению и освобождению МСП от страховых взносов с февраля по июнь 2020 года: пенсионное страхование, страхование по безработице и страхование от несчастных случаев на производстве заморожено, базовое медицинское страхование уменьшено вдвое;

26 Xianhe Zhang. Supporting SMEs to resume production in the prevention and control of epidemic situation // Journal of Culture. 2020. Vol. 06.

URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDAUTO&filename=WHXU20 2002002&v=MiUzMTRIZ1ZMN0lNaVhUZTdHNEhQSE1vWTlGWm9SQGVYMUx1eFlTN0RoMVOzcVRv V00xRnJDVVI3cWZZK 1J1 Rnk= (дата обращения: 20.02.2020).

- по фонду жилья: МСП при необходимости могут подать заявку на владение жилищным фондом до 30 июня 2020 года;

- по возмещению 75% фактических расходов МСП на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) для профилактики и борьбы с эпидемией.

4) Государственные субсидии

Государственные субсидии имеют целью стимулировать движение денежных средств малых и средних предприятий, обеспечить возобновление и дальнейшее функционирование производства. Они в основном сосредоточены в сфере занятости для МСП (около 45% от общего числа субсидий); порядка 23,5% субсидий приходится на цели возобновления промышленного производства и укрепления инновационного потенциала МСП, включая субсидии для восстановления зафрахтованных транспортных средств, субсидии для возобновления производства и расширения производственных мощностей, субсидии на продуктовые инновации и трансформацию технологий27. Возможны также субсидии за срывы внешнеторговых контрактов, когда предприятия теряют заказы из других стран.

Так, в Пекине субсидируются затраты МСП на исследования и разработки. В частности, в Национальной независимой демонстрационной зоне инноваций «Чжунгуаньцунь» в соответствии с фактической ситуацией в области инвестиций в НИОКР каждому предприятию предоставляется субсидия на расходы на НИОКР в размере до 30000 долл. США.

5) Финансово-кредитная политика

Руководство КНР обращает особое внимание на роль кредитных и финансовых учреждений в стабилизации сложившейся экономической ситуации. Подчеркивается, что вместо того, чтобы брать деньги из карманов правительства, которое и без того ограничено в финансовом отношении, более практично брать деньги у банков, для чего требуется национальный контроль на макроуровне и общие для страны меры Центрального банка, такие как снижение коэффициента резервирования на 1%28.

27 Na Zhang. Digital transformation SMEs should "borrow chickens to lay eggs" // China Economic Times. 2020. Vol. 02 DOI: http://dx.doi.org/10.28427/ncnki.niisb.2020.00Q595 (дата обращения: 25.03.2020); Dongri Yang, Fei Long, Ye Wang. Central and Central Government coordinated orderly resumption of production and production of small and medium-sized enterprises // China Information Weekly. 2020. Vol. 20. DOI: http://dx.doi.org/10.28189/ncnki.ndniy.2020.000086 (дата обращения: 16.03.2020).

28 Cheng Jibing. "Supportive Therapy" helps small and medium-sized enterprises to overcome difficulties // Chinese Business Community. 2020. Vol. 03. URL: http://finance.eastmoney.com/a/202002081376715725.html (дата обращения: 08.02.2020).

В провинции Чжэцзян меры по дополнительной финансовой МСП предполагают расширение каналов прямого финансирования. Если для МСП из-за трудностей с краткосрочным и среднесрочным выполнением истекающих контрактов в период предотвращения эпидемии и контроля за ней становится проблемой подача заявки на продление соглашения о залоге акций МСП, им предоставляют возможность договориться с финансовыми учреждениями, такими как компании по ценным бумагам, о продлении на 3-6 месяцев. Власти также стимулируют финансовые учреждения (Китайский банк развития, Экспортно-импортный банк и Банк сельскохозяйственного развития в провинции Чжэцзян) предоставлять ссуды, расширять кредитную поддержку МСП, занятых в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, внешней торговле, снижать порог для первоначальных займов, использовать повторное дисконтирование, снизить общие процентные ставки по повторному кредитованию. Финансовым учреждениям рекомендуется снижать, а в ряде случаев отменять проценты по кредитам для инклюзивных МСП, для предприятий, связанных с профилактикой эпидемий и борьбой с ними, и для МСП, серьезно пострадавших в период эпидемии.

В Пекине снижена процентная ставка по кредитам для МСП в сфере высокотехнологичных отраслей и Национальной независимой демонстрационной зоны инноваций «Чжунгуаньцунь». Поставлена цель, чтобы кредиты для предприятий науки и техники в 2020 г. выросли не менее чем на 15% в годовом исчислении, а количество домохозяйств с остатками кредитов увеличивалось не менее чем на 15% в годовом исчислении. Уделено особое внимание созданию городского центра обслуживания займов, совершенствованию его функций, увеличению доли кредитных займов для малых и средних предприятий, прежде всего тех МПС, которые участвуют в государственных закупках и закупках государственных предприятий. Доля МСП без погашения займов увеличилась более чем на 20 процентных пунктов. Поставлена задача максимально повысить доступность финансовых услуг для МСП, упростить и сделать удобным получение финансирования. Это означает развитие механизма быстрого реагирования и построение сети финансовых услуг, предоставление услуг быстрой стыковки системы банк-предприятие («проект гладкой онлайн-интеграции»), цепочки поставок и долговых обязательств на основе блокчейна для МСП (ответственные подразделения: Департамент управления бизнесом Народного банка Китая, Пекинское бюро банковского регулирования, Бюро муниципального финансового надзора, Бюро обслуживания муниципальных дел).

Используется механизм страхового возмещения: все населенные пункты могут в сотрудничестве со страховыми учреждениями разрабатывать соответствующие страховые продукты для различных отраслей и наращивать роль страхования в распределении и компенсации риска убытков, вызванных приостановкой деятельности МСП в рамках борьбы с эпидемией.

Распространенной мерой, предпринимаемой в целях снижения числа увольнений работников МСП, во многих провинциях и городах стало страхование от безработицы, однако эксперты сходятся во мнении, что конкретный эффект от этой меры еще только предстоит проверить. Могут возвращать страховые взносы по безработице на основе ежемесячного городского стандарта страхования на случай безработицы на душу населения и числа застрахованных работников за предыдущие шесть месяцев. Если в период эпидемии среднесписочная численность работников МСП не уменьшится или увеличится не более чем на 20% по сравнению с 2019 годом (по состоянию на конец апреля), предприятию будет выплачиваться единовременная премия по социальному страхованию в течение 3 месяцев в размере 30% от взносов социального страхования. Если по состоянию на конец апреля среднесписочная численность работников предприятия увеличится на 20% и более по сравнению со среднесписочной численностью за предыдущий год, предприятию будет предоставлена единовременная премия в размере 50% от взносов социального страхования на 3 месяца.

6) Целевая поддержка работы предприятий, занятых в обеспечении профилактики эпидемий и контроля за ними

Чтобы побудить производственные предприятия к производству необходимого для профилактики эпидемии и борьбы с ней медицинского оборудования, медицинских изделий и материалов, в КНР предусмотрено предоставление специальных субсидий на основные средства, налоговых льготы, упрощенный порядок утверждения производства материалов, сокращение административных расходов МСП и ряд других мер. Кроме того, поскольку пик эпидемии пришелся на празднование Нового года, когда многие предприятия были приостановлены, а сотрудники находились отпуске, часть провинций и городов КНР выделили средства для административной поддержки предприятий по производству противоэпидемической продукции, а также предприняли меры поддержки тех МСП, которые самостоятельно организуют обеспечение противоэпидемическими средствами.

Проводится оптимизация финансирования гарантийных услуг. Так, во время эпидемии государственное гарантийное агентство Пекина снизило общую ставку на 0,5 процентных пункта для МСП, которые серьезно пострадали от эпидемии, а для связанных компаний, предоставляющих гарантии в сфере жизнеобеспечения во время эпидемии, ставка гарантийного взноса упала ниже 1,5% (ответственные подразделения: Муниципальное финансовое бюро, Муниципальное бюро финансового надзора, Муниципальное бюро экономических и информационных технологий).

7) Прочие меры поддержки малого и среднего бизнеса для возобновления производства

К мерам по поддержке МСП относятся также решения по снижению текущих расходов МСП, таких как расходы на электроэнергию, приостановка оплаты за коммунальные услуги, помощь в возвращении на работу сотрудников из других провинций, временная отмена платы за проезд транспортных средств по платным дорогам, помощь в стабилизации сложившихся до эпидемии традиционных цепей поставок, активная информационная поддержка.

В Пекине субсидии на воду и электричество были выделены для затронутых эпидемией спортивных учреждений, таких как места катания на коньках и лыжах, для предприятий сферы культуры, досуга и развлечений, туризма. Согласно введенным правилам после окончания эпидемии гарантийный депозит туристических агентств будет полностью возмещен компаниям с хорошей репутацией, соблюдающим высокие стандарты работы. Наращивается поддержка государственных закупок и закупок товаров и услуг МСП, государственным бюджетным учреждениям рекомендовано, при условии удовлетворения основных потребностей собственной деятельности, сосредоточиться на увеличении объема и доли закупок у МСП. Создана группа юристов и экспертов, которые предоставляют различные формы юридических услуг, таких как консалтинг, агентские услуги и «юридическая медицинская экспертиза», предоставление специальных нотариальных услуг для МСП, пострадавшим от эпидемии. Открыта специальная служба («горячая линия 12345»), предоставляющая МСП информацию и помогающая решать возникающие проблемы, получать юридические консультации и т.д.

В провинции Чжэцзян с 1 февраля по 30 июня 2020 г. счета за электроэнергию для малых и средних предприятий, за исключением МСП отраслей с высоким энергопотреблением, рассчитываются на уровне 95% от стандартной цены

электроэнергии. Для воды и газа, используемых в работе МСП во время эпидемической ситуации, применяется периодическая отсрочка платежа. Администрация провинции постановила централизованно изучить потребности работников малого и среднего бизнеса в возвращении на свои предприятия, организовать руководство деятельности транспортных компаний для составления планов организации чартерных перевозок и привлечения персонала и специальных транспортных средств, обеспечения безопасности и контроля перевозок. На расходы, понесенные предприятиями, которые забирают и возвращают работников посредством чартерных пассажирских перевозок, определенных правительством, предоставляется определенный процент субсидий. Плата за проезд по дорогам провинции не взимается. Для малых и средних предприятий, которые подписали контракт с государственным предприятием, срок выполнения контракта может быть соответствующим образом продлен, если МСП действительно пострадало от эпидемии и не может своевременно выполнить свои договорные обязательства. Конкретный период продления должен быть пересмотрен после консультаций между сторонами. Руководство провинции Чжэцзян решило вопрос с возможностью поставок через эпидемическую зону или за границу таких товаров, как специальная сталь, микросхемы и программное обеспечение, необходимые для производства оборудования из химических волокон и металлических изделий, что крайне важно для сохранения сложившихся производственных цепочек. Администрация провинции также подчеркивает, что будут в полной мере использованы функции провинциальной корпоративной интегрированной сервисной платформы: помогать МСП своевременно решать трудности и проблемы, публиковать информацию о спросе и предложении на продукцию, содействовать эффективному соединению спроса и предложения. Ряду общественных организаций поручено активно предоставлять юридические услуги для МСП, помогать им решать юридические проблемы, такие как выполнение контрактов и обеспечение стабильности трудовых отношений в условиях борьбы с эпидемией.

Сравнение правительственных мер в период эпидемии COVID-19 с мерами в период эпидемии SARS в 2003 году

В 2003 г. в экономической структуре Китая преобладали вторичные и третичные отрасли (Рисунок 5), при этом доля вторичных отраслей была несколько выше, чем доля третичных отраслей29. Вспышка эпидемии COVID-19 в 2020 г. оказалась существенно более страшной, чем вспышка эпидемии SARS, и грозит более серьезными последствиями для экономики Китая30.

2019

2003

7.11% 38.97% 53.93%

12.35% 45.62% 42.03%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ Первичный сектор экономики ■ Вторичный сектор экономики

■ Третичный сектор экономики

Рисунок 5. Доля секторов экономики КНР в 2003 и 2019 году31

В то же время Китай прошел значительный путь эффективного развития экономики (Рисунок 6). В 2003 г. вклад третичного сектора экономики в структуру экономики Китая составлял около 40%, вклад третичного сектора экономики в 2019 г. достиг 54%, а доля расходов на конечное потребление в ВВП составила 65%. С одной стороны, более развитая экономика позволяет руководству страны оперировать более широким спектром мер по поддержке МСП32. С другой стороны, судя по опыту периода

29 Xiao Hu. Interpretation of the Economic Recovery Policy of Sichuan SMEs under the New Coronary Pneumonia Epidemic // Fortune Times. 2020. Vol. 02. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDAUTO&filename=GXHZ202 002006&v=MTgxNiFyQ1VSN3FmWStSdUZ5RGtVN3JJSWpYRGRMRzRITkhNclk5RllvUihlWDFMdXhZU zdEaDFUM3FUcldNMUY= (дата обращения: 25.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Huang Hai. Two epidemic battles that SMEs have to fight under the spread of coronavirus // China SME Weekly. 2020. No. 06. URL: https://36kr.com/p/5291186? t=b1581839919 (дата обращения: 11.02.2020).

31 Источник: Ежегодные данные национальной статистики КНР// Госстатистика КНР [Электронный ресурс]. URL: http://data. stats. gov.cn/easyquery. htm?cn=C01 (дата обращения: 11.02.2020).

32 Xiao Hu. Interpretation of the Economic Recovery Policy of Sichuan SMEs under the New Coronary Pneumonia Epidemic // Fortune Times. 2020. Vol. 07. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDAUT0&filename=GXHZ202 002006&v=MTgxNiFyQ1VSN3FmWStSdUZ5RGtVN3JJSWpYRGRMRzRITkhNclk5RllvUihlWDFMdXhZU zdEaDFUM3FUcldNMUY= (дата обращения: 25.02.2020).

эпидемии SARS, эпидемия более глубоко и длительно влияет на третичный сектор экономики33. МСП в третичном секторе экономики в наибольшей степени оказались затронуты по ходу развития как эпидемии SARS, так и пандемии COVID-1934.

■ Расходы на конечное потребление ■ другие

2019

57.80%

2003

Рисунок 6. Доля расходов на конечное потребление в ВВП КНР35

В период эпидемии SARS методы поддержки в основном ограничивались облегчением финансового бремени и отчасти кредитованием, прежде всего для информационной и интернет-индустрии. Уделялось определенное внимание созданию новых точек роста потребления, обеспечению всеобщего медицинского обслуживания, расширению кредитов на потребление автомобилей, расширению предложения доступного жилья. Это отражает характеристики экономики Китая в 2003 г. в восходящем цикле и акцент на быстрое развитие автомобильной промышленности и ИТ-индустрии36.

33 Ye Li. Strongly supports the development of SMEs and service industries // Guizhou Daily. 2020. No. 07. DOI: http://dx.doi.org/10.28255/ncnki.ngerb.2020.001189 (дата обращения: 27.02.2020).

34 Weiwen Han, Harris K., Luedi Т. How much will Coronavirus Hurt China's Economy? // Bain & Company, February 8, 2020. URL: https://www.bain.com/insights/coronavirus-impact-china-gdp-snap-chart/ (дата обращения: 02.04.2020).

35 Источник: Ежегодные данные национальной статистики КНР // Госстатистика КНР [Электронный ресурс]. URL: http://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01 (дата обращения: 11.02.2020).

36 Zhixia Ren. Shanxi Province introduced measures to help small and medium-sized enterprises overcome difficulties // Ren Zhixia Branch Construction. 2020. Vol. 07. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDAUT0&filename=ZBJZ2020 05008&v=MDcxMjkrUnVGeURsVWI3UFB5L0JkTEc0SE5ITXFv0UZiSVI4ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNx VHJXTTFGckNVUjdxZlk= (дата обращения: 11.02.2020).

Меры госполитики в период эпидемии COVID-19, как видно из проведенного анализа, гораздо более объемны и не сводятся к финансовым инструментам. Больше внимания уделяется поддержке МСП, что свидетельствует как о росте значения этих предприятий для национального благосостояния, так и о понимании этого факта руководством КНР.

Заключение

Рассмотрев основные направления государственной политики КНР по поддержке малых и средних предприятий в условиях коронавируса COVID-19, можно сделать вывод о том, что финансовое облегчение деятельности МСП является ключевым аспектом государственной политики, однако только при наличии комплекса мер финансовой и нефинансовой поддержки удается существенно снизить негативные последствия пандемии.

Сравнение мер государственной поддержки малых и средних предприятий, осуществляемых в КНР, с мерами господдержки, озвученными Президентом и Правительством РФ, дает основание утверждать, что опыт КНР, первой столкнувшейся с эпидемией коронавируса COVID-19, в значительной мере учтен и используется для формирования комплекса мер по поддержке российских МСП.

Список литературы:

Зяблюк Р.Т., Титова Н.И. Неоиндустриализация экономики России: необходимость и возможность (обзор материалов круглого стола по неоиндустриализации экономики России) // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016. № 2. С. 119— 135.

Шпакова Р.Н. Генеральные цели стратегического развития регионов Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 311— 336. D0I: 10.24411/2070-1381-2019-10030.

Ayittey F.K., Ayittey M.K., Chiwero N.B., Kamasah J.S., Dzuvor C. Economic Impacts of Wuhan 2019-Ncov On China and the World // Journal of Medical Virology. 2020. № 92. P. 473-475. DOI https://doi.org/10.1002/imv.25706.

Chohan U.W. Forecasting the Economic Impact of Coronavirus on Developing Countries: Case of Pakistan // CASS Working Papers on Economics & National Affairs, Working Paper ID: EC016UC (2020). DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3563616.

Gralinski L.E., Menachery V.D. Return of the Coronavirus: 2019-nCoV // Viruses. 2020. Vol. 12. № 2. DOI: https://doi.org/10.3390/v12020135.

He Wen Long, Wu Jian Feng. Research Report on Companies' Survival and Development Strategy during a Novel Coronavirus Epidemic. Beijing: UIBE Press, 2020. Jorda O., Singh S.R., Taylor A.M. Longer-Run Economic Consequences of Pandemics // Federal Reserve Bank of San Francisco Working Paper 2020-09. DOI: https://doi.org/10.24148/wp2020-09.

Liu Xiangfeng. SME Development in China: A Policy Perspective on SME Industrial Clustering / H. Lim (ed.) SME in Asia and Globalization. ERIA Research Project Report 20075, 2008. P. 37-68. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/634f/776e9ace930dfc2b941c8a9bbafe264c6b92.pdf (дата обращения: 12.03.2020).

McKibbin W.J., Fernando R. The global macroeconomic impacts of COVID-19: Seven scenarios // CAMA Working Paper 19/2020. Centre for Applied Macroeconomic Analysis, Australian National University, 2020.

URL: https://cama.crawford.anu.edu.au/sites/default/files/publication/cama_crawford_anu_ed u au/2020-03/19 2020 mckibbin fernando 0.pdf (дата обращения: 12.04.2020). Shuxin Wang. Research on the development of small and medium-sized enterprises in China under the new economic normal. Shenyang: Shenyang University of Technology, 2019. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail. aspx?dbcode=CMFD&dbname=CMFD201902 &filename= 1019120539. nh&v=Mj k1NTVUcldNMUZyQ 1 VSN3FmWStYk3 (дата

обращения: 21.03.2020).

Дата поступления: 22.03.2020

E Simen, Sheresheva M. Y.

PRC Government Policy Regarding Chinese Small and Medium Enterprises in the Context of COVID-19 Pandemic

E Simen — postgraduate student, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. Email: simonye2012@gmail.com

Marina Y. Sheresheva — DSc (Economics), Professor, Head of Laboratory for Institutional Analysis, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: m. sheresheva@mail.ru ORCID: 0000-0002-8153-7111

Abstract

The article discusses the main directions of the PRC state policy to support small and medium enterprises (SMEs) in the context of the COVID-19 pandemic. Since 2003, the country has witnessed the rapid development of small and medium-sized businesses, an increase in the number of SMEs and an increase in their profitability. Currently, SMEs make up the vast majority of the total number of enterprises in the PRC and are an important part of the Chinese economy, making a large contribution to GDP growth and ensuring the growth of tax revenues

to the state budget. Their work is vital in terms of innovation, employment and raising the standard of living of the population. The outbreak of the epidemic COVID-19, which subsequently escalated into a pandemic, significantly complicated the situation for smallest and medium-sized enterprises in the PRC, which resulted in the threat of their massive closure, staff reductions and, as a result, of further deterioration of the general socio-economic situation in China. In this regard, a system of government measures has been developed to preserve the potential of SMEs, to provide not only momentary support but also the conditions for the successful resumption of their activities in the long term. A comparison of government support measures for small and medium-sized businesses implemented in the PRC with government support measures voiced by the President and the Government of the Russian Federation shows that the experience of China, the first to encounter the coronavirus epidemic, has been largely taken into account and is used to form a set of measures to support Russian small and medium enterprises.

Keywords

State policy of the PRC, small and medium enterprises, coronavirus COVID-19, sustainable development, China.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10047

References:

Ayittey F.K., Ayittey M.K., Chiwero N.B., Kamasah J.S., Dzuvor C. (2020) Economic Impacts of Wuhan 2019 — Ncov On China and The World. Journal of Medical Virology. No. 92. P. 473-475. DOI: https://doi.org/10.1002/jmv.25706.

Chohan U.W. (2020) Forecasting the Economic Impact of Coronavirus on Developing Countries: Case of Pakistan. CASS Working Papers on Economics & National Affairs, Working Paper ID: EC016UC. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3563616.

Gralinski L.E., Menachery V.D. (2020) Return of the Coronavirus: 2019-nCoV. Viruses. Vol. 12. No. 2. DOI: https://doi.org/10.3390/v12020135.

He Wen Long, Wu Jian Feng (2020) Research Report on Companies' Survival and Development Strategy during a Novel Coronavirus Epidemic. Beijing: UIBE Press. Jorda O., Singh S.R., Taylor A.M. (2020) Longer-Run Economic Consequences of Pandemics. Federal Reserve Bank of San Francisco Working Paper 2020-09. DOI: https://doi.org/10.24148/wp2020-09.

Liu Xiangfeng (2008) SME Development in China: A Policy Perspective on SME Industrial Clustering. In: H. Lim (ed.) SME in Asia and Globalization, ERIA Research Project Report 2007-5. P. 37-68.

Available: https://pdfs.semanticscholar.org/634f/776e9ace930dfc2b941c8a9bbafe264c6b92.p df (accessed: 12.04.2020).

McKibbin W.J., Fernando R. (2020) The Global Macroeconomic Impacts of COVID-19: Seven Scenarios. CAMA Working Paper 19/2020. Centre for Applied Macroeconomic Analysis, Australian National University, 2020.

Available: https://cama. crawford.anu.edu.au/sites/ default/files/publication/cama_crawford_an u edu au/2020-03/19 2020 mckibbin fernando 0.pdf (accessed: 12.04.2020). Shpakova R.N. (2019) General Targets for Strategic Development of Russian Federation Regions. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 77. P. 311-336. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10030.

Shuxin Wang (2019) Research on the development of small and medium-sized enterprises in China under the new economic normal. Shenyang: Shenyang University of Technology. Available:

https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&dbname=CMFD201902&filen ame= 1019120539. nh&v=Mj k1NTVUcldNMUZyQ1VSN3FmWStYk3 (accessed:

21.03.2020).

Zjabljuk R.T., Titova N.I. (2016) Neoindustrializatsiya ekonomiki Rossii: neobkhodimost' i vozmozhnost' (obzor materialov kruglogo stola po neoindustrializatsii ekonomiki Rossii) [Neoindustrialization of Russian economics: necessity and possibility (review of roundtable materials on Russian economics neoindustrialization). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. No. 2. P. 119-135.

Received: 22.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.