Малый и средний бизнес
МЕРЫ ФИНАНСОВОМ И НЕФИНАНСОВОМ ПОДДЕРЖКИ МСП В УСЛОВИЯХ СИТУАЦИИ С СОУЮ-191
А. Д. ЛЕВАШЕНКО А. А. КОВАЛЬ
Малые и средние предприятия (МСП) больше подвержены рискам, связанным с пандемией, по сравнению с крупными компаниями. Чтобы поддержать этот сектор в период кризиса, необходимо реализовать меры финансовой (прямое финансирование, налоговые льготы и пр.) и нефинансовой поддержки.
Ключевые слова: малые и средние предприятия (МСП), финансовая и нефинансовая поддержка МСП, пандемия.
Рекомендации ОЭСР и ситуация в странах-членах организации
В странах ОЭСР МСП составляют 99% всех компаний и обеспечивают от 50 до 60% добавленной стоимости в экономике. По оценкам организации, на микро- и малые предприятия, где трудится менее 50 человек, приходится 43% всех занятых в странах ОЭСР. На средних предприятиях с числом занятых от 50 до 250 человек работают 16% населения. На МСП приходится 75% всех рабочих мест в секторах, непосредственно затронутых мерами поддержки, и почти 90% в Греции и Италии.
16 марта 2020 г. ОЭСР опубликовала отчет по мерам поддержки малых и средних предприятий.
Опрос МСП, проведенный в Китае в феврале 2020 г., показал, что у трети из них было достаточно денежных средств для покрытия постоянных расходов только на месяц, а у другой трети - на два месяца, что подвергает рискам миллионы китайских МСП. Согласно сообщению от 14 марта 2020 г. 60% китайских МСП вернулись в бизнес, но теперь они сталкиваются с новыми проблемами из-за снижения спроса.
Исследование МСП, проведенное в начале марта 2020 г. в Италии, показало, что 72% из 6000 компаний-респондентов пострадали из-за падения спроса или проблем в цепочке поставок и логистике. Больше всего пострадали фирмы, работающие в сфере транспорта, туризма, моды и производства агропродоволь-ственных товаров.
В некоторых регионах и секторах, которые в большей степени ощутили влияние пандемии, доля малого и среднего бизнеса существенно выше среднего показателя по мировой экономике в целом. Например, МСП широко представлены в таких секторах, как туризм и транспорт, которые в значительной степени подвержены негативному воздействию вируса и мер, принятых для его предотвращения, а также в сфере моды и продуктов питания, где короткие сроки доставки играют ключевое значение.
У МСП часто имеется ограниченное число поставщиков. Иногда это может защитить их от шока (например, немецкие малые и средние бизнесы в большей степени задействованы в региональных цепочках поставок и, следовательно, менее подвержены влиянию со-
Левашенко Антонина Давидовна, старший научный сотрудник, руководитель Российского Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР, е-таП: antonina.lev@gmail.com; Коваль Александра Александровна, младший научный сотрудник Российского Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР, е-таН: chil57@mail.ru
1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС при Президенте РФ.
бытий в Азии). Но в других случаях МСП сильно зависят от поставщиков из стран, в значительной степени затронутых COVID-19, что повышает их уязвимость. С учетом ограниченных ресурсов малых и средних предприятий и существующих у них препятствий в доступе к капиталу период, в течение которого МСП будут справляться с шоком, значительно меньше, чем у крупных компаний.
Меры поддержки МСП в странах ОЭСР направлены на то, чтобы предоставить компаниям и работникам помощь в сокращении рабочего времени, а также в отношении временных увольнений и отпусков по болезни (например, в Бельгии, Франции, Нидерландах, Швейцарии). Некоторые страны также предприняли меры, направленные на защиту самозанятых, - в частности, в Ирландии самозанятые были отправлены в отпуск по болезни.
Страны ОЭСР широко применяют финансовые инструменты (налоговые льготы, кредиты, гарантии), чтобы уменьшить влияние пандемии на МСП. Они предоставляют компаниям возможность отсрочки уплаты налогов (например, Австралия, Бельгия, Франция), а также предусматривают снижение налогов и введение налоговых льгот (Италия).
В США правительство квалифицировало COVID-19 как «бедствие», благодаря чему американские компании (всех размеров) получили право на участие в программе помощи для получения кредита в связи с экономическим ущербом от Управления по делам малого бизнеса (5ВЛ). В рамках этой программы малые предприятия могут получать кредиты на пополнение оборотного капитала в размере до 2 млн. долл. по низкой процентной ставке. В настоящее время обсуждается возможность дальнейшего снижения налогов на заработную плату. 12 марта 2020 г.БВЛ объявило о своем намерении выделить 50 млрд. долл. на кредиты для малого бизнеса.
Несколько стран реализуют меры прямой финансовой поддержки МСП. Среди них Фран-
ция, где государственные инвестиционные банки предоставляют кредиты малым и средним предприятиям, Япония, где предусмотрены беспроцентные кредиты без обеспечения, Израиль, где сокращено время, необходимое банкам для одобрения кредита. В Австралии, Чили и Италии реализованы меры секторальной поддержки с акцентом на индустрию туризма. Новые государственные гарантии введены в Австрии, Японии, Ю. Корее и Израиле, а страхование дебиторской задолженности - в Ю. Корее.
Страны ОЭСР принимают меры в отношении закупок и просроченных платежей МСП. Так, Франция и Бельгия приостановили применение штрафов за задержку оплаты МСП по государственным контрактам. Франция также предлагает посредничество в конфликтах между МСП и их контрагентами.
Кроме того, некоторые страны приняли меры, чтобы помочь МСП освоить новые рабочие процессы и найти новые рынки. Так, в Квинсленде (Австралия) была организована программа наставничества и проводятся финансовые семинары.
В странах ОЭСР также реализуются инициативы, направленные на предоставление МСП информации о том, как помочь предотвратить распространение COVID-19, в том числе через агентства или ассоциации малого и среднего бизнеса (Нидерланды, Люксембург, Португалия, Великобритания, Швейцария).
Более того, некоторые коммерческие банки в странах ОЭСР предприняли шаги по предоставлению МСП кредитов и смягчению условий для их погашения. В частности, меры поддержки МСП, которые включают срочные кредиты для поддержки клиентов из числа МСП, а также обеспечение гибкости в погашении существующих кредитов, реализованы, например, в Ю. Корее, Сингапуре и Малайзии. В Италии при поддержке правительства Итальянская банковская ассоциация и несколько бизнес-ассоциаций договорились о широкомасштабном моратории в отношении погашения долгов МСП.
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 27 • № 5 • MAY 2020 6 7
Ситуация в России
В России реализуются следующие меры поддержки МСП:
- Отсрочка по кредитам. Из Резервного фонда Правительства России выделено 5 млрд. руб. кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам МСП2. Установлены порядок предоставления субсидий кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным МСП3, а также порядок предоставления субсидий регионам на оказание неотложных мер по поддержке малых и средних предприятий в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коро-навирусной инфекции4.
Банк России рекомендует кредиторам реструктурировать кредиты и займы, выданные малому и среднему бизнесу, а также самозанятым гражданам, если положение заемщика ухудшилось в связи с распространением ко-ронавирусной инфекции5. Банк России предоставил кредитным организациям возможность до 30 сентября 2020 г. не увеличивать резервы на возможные потери по ссудам компаниям МСП, если финансовое положение заемщика ухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции. Микрофинансовым организациям и кредитным потребительским кооперативам разрешено не увеличивать резервы по задолженности, просроченной после 1 февраля 2020 г., а также по реструктурированным в аналогичных обстоятельствах займам - позволено не признавать их таковыми при формировании резервов на возможные потери.
В пострадавших отраслях субъекты МСП могут получить кредит на цели выплаты зарплаты. Проценты по этому кредиту будут по-
крыты из федерального бюджета, для заемщика они составят 0%. После 6 месяцев этот кредит будет оформлен под 4%.
- Мораторий на банкротство по инициативе кредиторов. Мораторий введен на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников (включенные в список наиболее пострадавших в результате коронавируса системообразующие организации, стратегические предприятия)6.
- Отсрочка на уплату арендных платежей государству и муниципалитетам. Субъекты должны подключаться к мораторию на аренду для резидентов инфраструктуры МСП (промпарки, технопарки, бизнес-инкубаторы, коворкинги). Для субъектов малого и среднего бизнеса установлена возможность временной отсрочки арендных платежей при предоставлении федерального имущества7. Установлены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, в которых содержатся рекомендации для юридических лиц и ИП уменьшить размер арендной платы.
В России также реализованы следующие меры: снижение требований к обеспечению МСП при участии в государственных контрактах, отсрочка на 6 месяцев по всем налогам (кроме НДС) для малых и средних предприятий, отсрочка по страховым взносам в социальные фонды для МСП (только микропредприятия - 6 месяцев, мораторий на взыскание долгов и штрафов). Принято указание о продлении действия разрешений и об иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 г.
11 мая 2020 г. Президентом РФ было объявлено, что в компаниям малого и среднего биз-
2 1т1_: https://corpmsp.ru/upload/iblock/c97/ekMrmAATPSOjmlhTJygo5pFAiWrHFRXP.pdf
3 1Ж1_: http://government.ru/docs/39353/
4 1т1_: http://static.government.ru/media/files/xBPmoay0iX8c8F9hkeMyRAeKR94lp7g.pdf
5 https://corpmsp.ru/dopolnitelnye-mery-podderzhki-subektov-msp-v-usloviyakh-pandemii-koronavirusa/mery-realizuemye-pri-podderzhke-tsb-rf/
6 https://corpmsp.ru/upload/iblock/fdc/Postanovlenie-_-428.pdf
7 1т1_: http://static.government.ru/media/files/2S8tyUY1Ev1qJrze3zJe9s3pEpFYYh1i.pdf
неса, индивидуальным предпринимателям из пострадавших отраслей, а также социально ориентированным НКО будут списаны налоговые платежи (кроме НДС) и страховые взносы за второй квартал 2020 г.8.
Вместе с тем в России не получила широкого распространения прямая финансовая поддержка МСП, аналогичная мерам, принимаемым в странах ОЭСР. Только 15 апреля 2020 г. Президент РФ предложил в качестве поддержки МСП оказание безвозмездной помощи, а также обеспечение кредитов, выдаваемых компаниям, гарантиями ВЭБ.РФ. Такая поддержка должна составлять не менее 75% объема зарплатных займов. Объем поддержки для конкретной компании будет рассчитываться с учетом общей численности ее работников по состоянию на 1 апреля текущего года исходя из суммы в 12 130 руб. на одного сотрудника в месяц. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (далее - Корпорация МСП) приводит на своем сайте ссылки на нормативно-правовые акты, принятые в целях минимизации негативных последствий COVID-19, однако эта информация не систематизирована и не содержит понятных инструкций.
Предложения для России
В условиях сложившейся ситуации с COVID-19 в части мер финансовой и нефинансовой поддержки МСП представляется необходимым:
1. Минфину России совместно с ВЭБ.РФ и Корпорацией МСП разработать программы предоставления грантов и кредитов на пополнение оборотного капитала без процентов для МСП, наиболее пострадавших в ситуации с COVID-19.
2. Минтруду совместно с Минфином разработать проект изменений в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты, направленные на предоставление расширенных социальных пособий самозанятым.
8 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63340
3. Корпорации МСП организовать образовательные онлайн-программы, направленные на предоставление информации МСП о том, как помочь предотвратить распространение СОУЮ-19 (с учетом опыта Нидерландов, Люксембурга, Португалии и др.).
4. Корпорации МСП совместно с Российским экспортным центром (РЭЦ) организовать образовательные онлайн-программы для МСП с целью освоения ими новых рабочих процессов, связанных с дистанционной работой, и поиска новых рынков для реализации своей продукции. Участие в образовательных программах в формате наставничества должны принимать компании, которые уже имеют успешный опыт изменения рабочих процессов в ситуации с СОУЮ-19.
5. Корпорации МСП совместно с РЭЦ предлагать посредничество в конфликтах между МСП и их контрагентами, в том числе за рубежом, в связи с невозможностью выполнения контрактов из-за сложившейся ситуации с пандемией, в том числе из-за перебоев в цепочках поставок.
6. Корпорации МСП представить на своем официальном сайте руководство по мерам поддержки, которое должно стать пошаговой инструкцией по минимизации бизнес-рисков для МСП и включать всю актуальную и необходимую информацию о принятых мерах по поддержке и о механизме ее получения.
Что дадут предложенные изменения
Реализация мер прямой финансовой поддержки МСП в виде грантов и беспроцентных кредитов должна стать важным шагом по преодолению негативных экономических последствий пандемии (снижение спроса, приостановление деятельности и пр.). Необходимо также предоставление мер поддержки в виде налоговых льгот для самозанятых, которые тоже
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 27 • № 5 • MAY 2020 69
испытывают существенные трудности в связи с падением спроса на свои услуги. Важным направлением работы Корпорации МСП должна стать информационная поддержка малых и средних предприятий, которым крайне сложно ориентироваться в огромном потоке
информации по мерам реагирования на ситуацию с пандемией. МСП должны получать информационную поддержку с точки зрения вопросов организации рабочих процессов и выстраивания бизнес-отношений для преодоления кризиса. ■
Measures of Financial and Non-Financial Support to Small and Medium-Sized Enterprises (SMEs) in the Wake of COVID-19
Antonina D. Levashenko — Senior Researcher, Head of the Russian Centre for Competence and Standards Analysis of OECD (Moscow, Russia). E-mail: antonina.lev@gmail.com
Alexandra A. Koval — Younger Researcher of the Russian Centre for Competence and Standards Analysis of OECD (Moscow, Russia). E-mail: chil57@mail.ru
Small and medium-sized enterprises (SMEs) are more exposed to pandemic risks compared to large businesses. To support this sector during the crisis, it is necessary to implement measures of financial (direct funding, tax incentives, etc.) and non-financial support.
Key words: small and medium-sized enterprises (SME), financial and non-financial support of SME, pandemic.