DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10426 САВОСТЬЯНОВА Светлана Александровна,
кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ,
e-mail: [email protected]
Научная специальность - 12.00.04.
ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье рассматривается комплекс мер государственной поддержки экономике, в частности, малому бизнесу, в чрезвычайных условиях, вызванных распространением Пандемии (2020). Без существенной финансовой помощи государства малому бизнесу практически невозможно будет восстановить свою хозяйственную деятельность. Автор анализирует поэтапно принимаемые государством беспрецедентные меры финансовой поддержки, направленные на восстановление и развитие экономики страны, поддержание предпринимателей, особенно сильно пострадавшего малого бизнеса.
Ключевые слова: пандемия, малый бизнес, чрезвычайные условия, прямая финансовая помощь государства, государственная поддержка, субсидии, льготные кредиты, перечень отраслей экономики и видов деятельности, наиболее пострадавших от пандемии.
SAVOSTYANOVA Svetlana Aleksandrovna,
candidate of law sciences, associate professor, Department of legal regulation of economic activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation
FINANCIAL AND LEGAL ASPECT OF SMALL BUSINESS STATE SUPPORT IN EMERGENCY CONDITIONS
Annotation. The article considers a set of measures of state support to the economy, in particular, small business, in emergency conditions caused by the spread of the Pandemic (2020). Without substantial financial assistance from the state, it will be practically impossible for small business to restore their economic activities. The author analyzes the unprecedented measures of financial support gradually adopted by the state, aimed at restoring and developing the country's economy, supporting entrepreneurs, especially severely affected small business.
Key words: pandemic, small business, emergency conditions, direct financial assistance from the state, state support, subsidies, soft loans, list of sectors of the economy and activities most affected by the pandemic.
Пандемия 2020 года явилась серьезным испытанием для экономики и всего общества в целом. Безусловно, предприятия, особенно малого бизнеса, не были готовы к такому испытанию, поскольку его нельзя было спрогнозировать. Пандемия повлекла приостановку деятельности многих предприятий, сокращение роста производства товаров, работ и предоставления услуг. Многие предприятия отправляли своих работников в вынужденные отпуска или увольняли их в связи с невозможностью выплат заработной платы. Пандемия фактически спровоцировала безработицу. На Совещании о санитарно-эпидемиологической обстановке
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
11 мая 2020 года Президент Российской Федерации отметил, что число официально зарегистрированных безработных в России достигло 1 миллиона 400 тысяч, что в два раза выше уровня начала апреля [1]. В сложившихся чрезвычайных условиях государству нужно было без промедления принимать меры поддержки населения, экономики, в том числе бизнеса, и других сфер жизни страны. Эти различные меры государственной поддержки, по словам главы нашего государства, были направлены, прежде всего, на то, чтобы стимулировать предпринимателей, бизнес, сохранить как можно больше рабочих мест и выплачивать сотрудникам заработную плату.
Пандемия обострила серьезную проблему в развитии нашего государства. Наличие излишней централизации в управлении страной в чрезвычайных условиях привело к тому, что федеральному центру в срочном порядке пришлось предоставлять дополнительные полномочия руководителям субъектов Российской Федерации, выделять значительные средства из федерального бюджета на поддержку регионов, усилить ответственность руководителей регионов за принятые ими решения и их реализацию. В этих условиях особое значение приобретает осуществление всех видов контроля за выделением денежных средств из бюджета и их использованием.
На стремительно ухудшающуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку в нашей стране законодатель достаточно оперативно отреагировал внесением изменений в законодательные акты. Необходимо отметить, что были приняты различные меры ограничительного характера, которые затронули практически все сферы деятельности малого бизнеса: культуру, спорт, торговлю (прежде всего непродовольственными товарами), общественное питание, сферу услуг, транспортное обслуживание и др. Так, Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ [2], принял 2 апреля 2020 года Указ №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [3]. Данный Указ предписывал высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации в зависимости от сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствующем субъекте обеспечить разработку и реализацию ограничительных мер в связи с объявлением режима повышенной готовности.
Именно этим указом положено начало приостановки и ограничения деятельности отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, находящихся на территории их субъекта. Совершенно обоснованно законодательные изменения в связи с пандемией произошли и на уровне субъектов Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации был правомочен вводить те или иные изменения или ограничения в различных сферах деятельности в зависимости от эпидемиологической обстановки на своей территории, а так же дополнительные ограничительные меры, в частности, по определению круга хозяйствующих субъектов, деятельность которых приостанавливается. При этом руководители
регионов должны самостоятельно принимать решение под свою ответственность о приостановке деятельности предприятий, которые не вошли в перечень отраслей, пострадавших от пандемии, и предусмотреть меры поддержки таких предприятий, согласовав их с Правительством Российской Федерации [1]. Таким образом, на федеральном законодательном уровне было закреплено право субъектов Российской Федерации принимать гибкие решения, соразмерные уровню рисков.
В сложившейся непростой ситуации только государственная поддержка могла способствовать сохранению экономической активности в стране. Необходимо подчеркнуть, что осуществление эффективной государственной политики сыграло важнейшую роль в принятии кардинальных мер по сокращению масштабов распространения инфекции и защите жизни граждан страны. Ведь именно эти меры являются важными «инвестициями» в долгосрочное здоровье граждан и в экономику станы. Государство предприняло существенные целевые меры фискального, денежно-кредитного характера, в том числе и различные меры поддержки пострадавших предприятий малого бизнеса.
Прежде всего, необходимо отметить, что Правительством РФ был сформирован перечень отраслей экономики и видов деятельности хозяйствующих субъектов, наиболее пострадавших от пандемии [4]. Данный перечень используется, в том числе, в целях применения части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» [5]. В соответствии с указанной нормой, заемщик, относящийся к субъектам малого и среднего предпринимательства, заключивший кредитный договор или договор займа до дня вступления в силу данного Федерального закона, вправе в любой момент в течение времени действия такого договора, но не позднее 30 сентября 2020 года, обратиться к кредитору с требованием об изменении условий договора. Заемщик вправе требовать приостановление исполнения своих обязательств на срок, определенный заемщиком (льготный период). Однако предпринимателям стоит помнить и о рисках, ведь отсрочка по уплате кредитов может увеличить совокупный размер переплаты. А если предприниматель воспользовался также правом на налоговую отсрочку, и при этом срок исполнения обязательств совпадет, то финансовая нагрузка на предпринимателя может оказаться просто не по силам.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
Важно отметить, что наряду с нормативными правовыми актами, принимаемыми на федеральном и региональном уровнях, в последнее время большую роль играют Обращения Президента РФ к гражданам страны, а так же решения, принимаемые на совещаниях, проводимых главой нашего государства с членами Правительства РФ. Обращения Президента РФ к гражданам страны, по нашему мнению, как и ежегодные послания Президента РФ к Федеральному Собранию, носят политический характер, объединяющие народы страны. Обращение Президента РФ является проявлением прямой демократии, поскольку глава государства прямо непосредственно обращается к народу по важнейшим событиям жизни страны. Совещания (проходящие в период карантина дистанционно) носят организационный характер, по итогам которых глава государства дает конкретные поручения соответствующим органам исполнительной власти [6]. Так, на одном из своих совещаний Президент РФ дал поручение Правительству РФ предоставить субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в отраслях российской экономики, включенных в перечень наиболее пострадавших в период пандемии (в период с 18 мая по 31 мая 2020 г. и в период с 1 июня по 30 июня 2020 г.) финансовую поддержку на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета на решение неотложных задач, в том числе, на выплату заработной платы работникам за апрель и май 2020 г. в размере не менее одного минимального размера оплаты труда на одного работника в месяц. Данная льгота применяется при условии сохранения указанными субъектами малого и среднего предпринимательства не менее 90 процентов среднесписочной численности работников, зафиксированной по состоянию на 1 апреля 2020 г.
Для реализации поручений Президента РФ Правительство РФ приняло Распоряжение от 08.05.2020 о выделении Казначейству России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетные ассигнования в размере 81,1 млрд. рублей на предоставление в 2020 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции [7]. Размер государственной безвозмездной финансовой помощи составляет 12130 рублей на одного работника предприятия, которое входит в список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Насколько возможно воспользоваться нуждающимся предпринимателям этой финансовой помощью госу-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
дарства? Конечно, не все пострадавшие предприятия малого бизнеса смогли получить даже эту столь незначительную помощь от государства. По мнению Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, далеко не все субъекты малого и среднего предпринимательства, которым в условиях пандемии нужна финансовая помощь, смогли получить эти суммы на выплату зарплат. Это объясняется тем, что у них отсутствуют коды деятельности (ОКВЭД), которые относятся к списку отраслей, официально признанных пострадавшими [8] или несовпадением их кода деятельности, указанного в едином государственном реестре, со списком пострадавших отраслей. Депутаты предложили изменить механизм отнесения компаний к наиболее пострадавшим от пандемии и таким образом увеличить охват бизнеса мерами поддержки. С этой целью они предлагают выделить две группы предприятий и на них распространить все льготы: ^предприятия, принудительно закрытые органами государственной власти в связи с мерами по борьбе с пандемией; 2.предприятия, у которых падение выручки составило более 30% относительно средневзвешенной выручки за месяц по итогам 2019 года [9]. Подобные меры предлагает внедрить и аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей. Возникает вопрос: насколько обосновано предоставление государственной помощи предпринимателям только отраслей, включенных в перечень пострадавших от пандемии и достаточна ли она? Председатель Счетной Палаты РФ считает, что необходимо расширить меры поддержки для малого и среднего бизнеса не только по пострадавшим отраслям, а на весь малый и средний бизнес. По его мнению, правительство должно направить на поддержку экономики еще как минимум 1 трлн руб [10]. Объем фискальной поддержки экономики России глава Минфина РФ оценил только в 6,5% ВВП. При этом, по данным Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ меры поддержки российской экономики отстают по своим масштабам от антикризисных программ других стран. Объемы помощи экономике в Германии оцениваются в 37% ВВП, Италии - 20% ВВП, Великобритании - 16% ВВП, Франции - 14% ВВП, США - 12,4% ВВП [11].
Помимо предоставления прямой финансовой помощи субъектам малого бизнеса, Правительство РФ принимает ряд постановлений, которыми предусмотрена выдача льготных кредитов, в частности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости в отраслях или видах деятельности по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в
результате распространения новой коронавирус-ной инфекции [12].
Для поддержки предпринимателей, работающих в пострадавших отраслях экономики, либо в отраслях, требующих государственной поддержки для возобновления их деятельности предусмотрено предоставление льготного кредита на особых условиях: заемщик должен работать в пострадавших отраслях экономики, либо в отраслях, требующих поддержки для возобновления деятельности. Кредит выдается под документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика, включая выплату заработной платы работникам заемщика, платежей по процентам и по основному долгу по кредитным договорам (соглашениям). Субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации как получателем средств федерального бюджета российским кредитным организациям по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в пределах лимитов бюджетных обязательств [13]. Таким образом, субъекты малого и среднего бизнеса из списка отраслей, пострадавших от пандемии, вправе получить отсрочку по кредитным договорам, заключенным до 3 апреля, т.е. могут претендовать на предоставление 6-ти месячных кредитных каникул. Кредит может быть получен предпринимателем на выплату заработной платы, на погашение ранее полученных кредитов по программе «8,5%», на поддержку работников и сохранение рабочих мест, т.е. на покрытие практически любых документально подтвержденных расходов, за исключением расходов на выплату дивидендов, выкуп собственных акций и долей в уставном капитале, на благотворительность. Долг по кредиту, включая проценты за пользование кредитом, может быть списан полностью при соблюдении ряда требований, если по состоянию на 1 марта 2021 года число работников составит не менее 90% от штата по состоянию на 1 июня 2020 года. При этом на конец каждого отчетного месяца число работников не должно опускаться ниже 80% от указанного штата, не введена процедура банкротства заемщика, деятельность не приостановлена, заемщик-ИП не прекратил свою деятельность; средняя зарплата одного работника в период наблюдения была не ниже МРОТ. В сложившихся условиях, по нашему мнению, совсем нелегко сохранить среднесписочный состав работников в соответствии с требованием на уровне 90%.
Важно отметить, что Суды высших инстанций также достаточно оперативно отреагировали на сложную ситуацию, сложившуюся в нашей
стране и приняли ряд обзоров, в которых дали разъяснения по применению законодательства в условиях распространения коронавирусной инфекции. Так, Верховный суд РФ в своем обзоре признает пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы [14]. Ранее Верховный Суд РФ в постановлении от 2016 года подтвердил, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер [15]. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
В сложившихся в стране чрезвычайных условиях представляются очень важными и разъяснения Верховного Суда РФ об ответственности хозяйствующих субъектов за неисполнение обязательств.
По общему правилу отсутствие у должника необходимых денежных средств не является основанием для освобождения его от ответственности за неисполнение обязательств. Однако, как разъясняет Верховный Суд РФ, если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. При этом следует иметь в виду, что если в условиях распространения новой коронавирусной инфекции будут установлены обстоятельства непреодолимой силы по правилам пункта 3 статьи 401 ГК РФ, то необходимо учитывать, что наступление таких обстоятельств само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.
Что важно при предоставлении финансовой помощи? Прежде всего, своевременность ее предоставления и целевой характер. Безусловно, помощь должны получить все те, кто в ней нуждается. Но пока Правительство РФ обсуждало, кому в первую очередь следует оказать финансовую помощь, пока оно было озабочено разработкой методики распределения денежных средств нуждающимся, деятельность предприятий малого бизнеса определенных сфер, в которых занято население, была приостановлена, практически одномоментно. Тогда еще никто не знал, что это затянется на неопределенный срок. Для предпринимателей, особенно для малого бизнеса, остро встал вопрос возможности уплаты за аренду,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
выживания, возврата к прежней, но новой жизни и когда, на каких условиях. Бесспорно, Правительство РФ и Центральный банк РФ приняли правильное решение не выдавать «вертолетные деньги» всем субъектам малого и среднего предпринимательства, независимо от того, пострадали ли они от пандемии или нет. Выделенные средства должны носить строго целевой характер и должны быть направлены на поддержку наиболее уязвимых субъектов малого и среднего предпринимательства, но не только включенных в перечень наиболее пострадавших от пандемии.
Только своевременность разработки и принятия этого документа поставлена под сомнение. Возможно назрела необходимость и ситуация с пандемией показала, что подобная методика должна быть разработана гораздо раньше и корректироваться под сложившиеся чрезвычайные условия. Потому что разрабатывать документ, когда граждане с семьями остались без средств практически в один момент, по меньшей мере, является несвоевременным.
Меры финансовой поддержки малого и среднего бизнеса были введены на федеральном и региональном уровне. Необходимо иметь в виду, что кроме ограничений субъекты РФ оказывают субъектам малого бизнеса и меры финансовой поддержки. Так, ряд субъектов РФ продлил налогоплательщикам-организациям срок уплаты авансового платежа по налогу на имущество организаций, установил возможность продления срока уплаты арендной платы. Кроме того, представителям малого и среднего бизнеса региона в индивидуальном порядке предоставлена отсрочка по возврату микрозаймов на период до 6 месяцев. Данные меры являются дополнительными по отношению к ранее введенным мерам на федеральном уровне.
Список литературы:
[1] «Совещание о санитарно-эпидемиологической обстановке» (информация с официального сайта Президента РФ от 11.05.2020) / СПС Кон-сультантПлюс
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
[3] Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 14 (часть I). Ст. 2082.
[4] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (ред. от 12.05.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 15 (часть IV). Ст. 2288.
[5] Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 14 (часть I). Ст. 2036.
[6] «Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства» (утв. Президентом РФ 21.04.2020 № Пр-698) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.kremlin.ru по состоянию на 15.05.2020 / СПС КонсультантПлюс
[7] Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2020 № 1229-р «О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции» // http://government.ru/docs/39663/
[8] Гранты на зарплаты оказались недоступны для 70% малых и средних компаний // https://www.rbc.ru/economics/15/05/2020/5ebe5023 9a794778c15d44c5ttps://www.rbc.ru/economics/15/ 05/2020/5ebe50239a794778c15d44c5
[9] Единая Россия» предложила ввести налоговые каникулы по уплате НДС и НДФЛ // https://www.rbc.ru/economics/30/04/2020/5eaa76ce 9a7947a70e84e025https://www.rbc.ru/economics/30 /04/2020/5eaa76ce9a7947a70e84e025
[10] Кудрин предложил правительству поддержать весь малый бизнес Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/economics/07/05/2020/5eb44139 9a79472ffba0d55a
[11] Силуанов оценил общий объем антикризисной поддержки экономики // https://www.rbc.ru/ economics/16/04/2020/5e987ebf9a7947f988c6d3b8
[12] Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 422 (ред. от 24.04.2020) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 15 (часть IV) Ст. 2279
[13] Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возме-
щение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 18.05.2020 / СПС КонсультантПлюс
[14] «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) // Официальные документы. № 18-19. 2020. 19-25 мая (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»)
[15] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 5. май, 2016.
Spisok lite ratury:
[1] «Soveshchanie o sanitarno-epidemiologich-eskoj obstanovke» (informaciya s oficial'nogo sajta Prezidenta RF ot 11.05.2020) / SPS Konsul'tant-Plyus.
[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993).
[3] Ukaz Prezidenta RF ot 02.04.2020 № 239 «O merah po obespecheniyu sanitarno-epidemiolog-icheskogo blagopoluchiya naseleniya na territorii Rossijskoj Federacii v svyazi s rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)» // Sobra-nie zakonodatel'stva RF. 2020. № 14 (chast' I). St. 2082.
[4] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.04.2020 № 434 (red. ot 12.05.2020) «Ob utverzhdenii perech-nya otraslej rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej step-eni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. № 15 (chast' IV). St. 2288.
[5] Federal'nyj zakon ot 03.04.2020 № 106-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O Cen-tral'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti osobennostej izmeneniya uslovij kreditnogo dogovora, dogovora zajma» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. № 14 (chast' I). St. 2036.
[6] «Perechen' poruchenij po itogam sovesh-chaniya s chlenami Pravitel'stva» (utv. Prezidentom RF 21.04.2020 № Pr-698) // Tekst dokumenta prive-den v sootvetstvii s publikaciej na sajte http://www. kremlin.ru po sostoyaniyu na 15.05.2020 / SPS Kon-sul'tantPlyus.
[7] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.05.2020 № 1229-r «O vydelenii v 2020 godu
byudzhetnyh assignovanij na predostavlenie subsidij sub»ektam malogo i srednego predprinimatel'stva, vedushchim deyatel'nost' v otraslyah ekonomiki, nai-bolee postradavshih v rezul'tate rasprostraneniya koronavirusnoj infekcii» // http://government.ru/ docs/39663.
[8] Granty na zarplaty okazalis' nedostupny dlya 70% malyh i srednih kompanij // https://www.rbc. ru/economics/15/05/2020/5e-be50239a794778c15d44c5ttps://www.rbc.ru/eco-nomics/15/05/2020/5ebe50239a794778c15d44c5.
[9] Edinaya Rossiya» predlozhila vvesti nalogovye kanikuly po uplate NDS i NDFL // https:// www.rbc.ru/economics/30/04/2020/5eaa76ce9a7947 a70e84e025https://www.rbc.ru/economics/30/04/202 0/5eaa76ce9a7947a70e84e025.
[10] Kudrin predlozhil pravitel'stvu podderzhat' ves' malyj biznes Podrobnee na RBK: https://www. rbc.ru/economics/07/05/2020/5eb441399a79472ff-ba0d55a.
[11] Siluanov ocenil obshchij ob»em antikrizis-noj podderzhki ekonomiki // https://www.rbc.ru/eco-nomics/16/04/2020/5e987ebf9a7947f988c6d3b8.
[12] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.04.2020 № 422 (red. ot 24.04.2020) «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kreditnym organizaciyam na vozmeshchenie nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym v 2020 godu yuridicheskim licam i individual'nym predprinimatelyam na neotlozhnye nuzhdy dlya podderzhki i sohraneniya zanyatosti» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. № 15 (chast' IV) St. 2279.
[13] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.05.2020 № 696 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kreditnym organizaciyam na vozmeshchenie nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym v 2020 godu yuridicheskim licam i individual'nym predprinimatelyam na vozobnovlenie deyatel'nosti» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http:// www.pravo.gov.ru, 18.05.2020 / SPS Konsul'tant-Plyus.
[14] «Obzor po otdel'nym voprosam sudebnoj praktiki, svyazannym s primeneniem zakonodatel'stva i mer po protivodejstviyu rasprostraneniyu na territorii Rossijskoj Federacii novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19) № 1» (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 21.04.2020) // Oficial'nye dokumenty. № 18-19. 2020. 19-25 maya (ezhenedel'noe prilozhenie k gazete «Uchet, nalogi, pravo»).
[15] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24.03.2016 № 7 (red. ot 07.02.2017) «O primenenii sudami nekotoryh polozhenij Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii ob otvetstvennosti za narushenie obyazatel'stv» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. № 5. maj, 2016.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020