Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / инструменты государственной поддержки / пандемия / коронавирус / экономические условия / small and medium-sized businesses / government support tools / pandemic / coronavirus / economic conditions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Анненкова, Т А. Филичева, М С. Филичева

Пандемия коронавируса, затронувшая весь мир, отразилась на всех без исключения сферах жизни человечества. Эффективное функционирование экономической системы страны в данных условиях напрямую зависит от государственной поддержки и стимулирования повышения деловой активности предпринимателей. Очевидно, что современные радикально изменившиеся новые внешние условия, обусловленные возникновением пандемии, требуют изменения налогового законодательства и принятия мер, которые направленны на оказание необходимой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В статье исследованы инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии, а также приведены количественные показатели эффективности, реализации данных инструментов. Предложены методические рекомендации по проведению мониторинга состояния субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, основанного на применении нечетко-множественного подхода и использовании лингвистических переменных при анализе мнения экспертов, что обеспечит учет мнения всех заинтересованных сторон и позволит сформировать оптимальные альтернативные варианты управленческих решений с целью оперативного реагирования в зависимости от изменения экономических условий и недопущения массового банкротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А А. Анненкова, Т А. Филичева, М С. Филичева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC

The coronavirus pandemic, which has affected the entire world, has affected all spheres of human life without exception. The effective functioning of the country's economic system in these conditions depends directly on state support and incentives to increase the business activity of entrepreneurs. It is obvious that the curren t radically changed new external conditions caused by the emergence of the pandemic require changes in tax legislation and the adoption of measures that are aimed at providing the necessary support to small and medium-sized businesses. The article examines the tools for supporting small and medium-sized businesses in the context of the pandemic, as well as provides quantitative indicators of the effectiveness and implementation of these tools. Methodological recommendations are proposed for monitoring the s tate of small and medium-sized businesses at the regional level, based on the use of a fuzzymultiple approach and the use of linguistic variables in the analysis of expert opinions, which will ensure that the opinions of all interested parties are taken into account and will allow for the formation of optimal alternative management solutions for the purpose of rapid response, depending on changes in economic conditions and preventing mass bankruptcy.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Финансовая отчетность, как совокупность показателей бухгалтерского учета, единая система данных о финансовом положении организации, движении имущества, обязательств, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Финансовый анализ сравнение ключевых показателей и выявление параметров, позволяющих дать объективную картину финансового состояния организации.

Финансовое планирование, под которым понимается планирование основных финансовых показателгй, характеризующих деятельность предприятия (планирование, учет и контроль денег и финансовых результатов).

Каждый финансовый инструмент является уникальным. Использование финансовых инструментов призвано способствовать достижению поставленных целей, необходимых в ходе деятельности предприятия. Появление производных финансовых инструментов - это результат активной инновационной деятельности предприятий, которая связана с появлением фиктивного капитала не функционирующего непосредственно в процессе производства [5].

Финансовый инструмент - это любой контракт, к которому он относится, которые одновременно увеличивают финансовую активность одна компания и финансовые обязательства из долга или капитала характер другой компании.

Таким образом, можно сделать вывод, что неопределенность толкований и подходов к определению понятий финансовых инструментов и инструментов менеджмента и их классификация свидетельствует о том, что они не являются окончательными, и, учитывая динамику современной экономики, будут дополняться и изменяться.

Источники

1. Ионова А.Ф, Селезнева Н.Н. Финансовый анализ./ А.Ф Ионова , Н.Н. Селезнева. - М.: 2006. - 624 с.

2. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика./ В. В. Ковалев - М.: Проспект, 2006. 1016 с.

3. Мельник, М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / М.В. Мельник. -М.: Форум, 2010. - 192 с.

4. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций : практическое пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 208 с. - ISBN 978-5-16003068-5.

5. Филатова, Т.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.В. Филатова. - М.: Инфра-М, 2018. - 184 с. References

1. Ionova A.F, Selezneva N.N. Financial analysis. / A.F. Ionova, N.N. Seleznev. - M .: 2006 .- 624 p.

2. Kovalev V. V. Financial management: theory and practice. / V. V. Kovalev - M .: Prospect, 2006. 1016 p.

3. Melnik, M.V. Analysis ofthe financial and economic activities ofthe enterprise: Textbook / M.V. Miller. - M .: Forum, 2010 .-- 192 p.

4. Sheremet, AD Methods of financial analysis of the activities of commercial organizations: a practical guide. Sheremet, E.V. Negashev. - 2nd ed., Rev. and add. - Moscow: INFRA-M, 2020 .- 208 p. - ISBN 978-5-16-003068-5.

5. Filatova, T.V. Financial management: Textbook / T.V. Filatov. - M .: Infra-M, 2018 .- 184 p.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11119

А.А. Анненкова - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления, доцент, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, aaan n en [email protected],

A.A. Annenkova - Associate Professor ofthe Departmen t of Man agemen t and Public Administration, Candidate of Economics, Associate Professor, Central Russian Institute of Management - Branch ofthe RANEPA under the President ofthe Russian Federation;

Т.А. Филичева - к.т.н., доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, доцент, Брянский филиал РАНХиГС [email protected],

T.A. Filicheva-Associate Professor ofthe Department of Social-Humanitarian and Natural Sciences, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Bryansk Branch of RANEPA;

М.С. Филичева - аспирант, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, [email protected],

M. S. Filicheva - Post-graduate Student, Central Russian Institute of Management - Branch of the RANEPA under the President ofthe Russian Federation.

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ TOOLS OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC

Аннотация. Пандемия коронавируса, затронувшая весь мир, отразилась на всех без исключения сферах жизни человечества. Эффективное функционирование экономической системы страны в данныхусловиях напрямую зависит от государственной поддержки и стимулирования повышения деловой активности предпринимав-

лей. Очевидно, что современные радикально изменившиеся новые внешние условия, обусловленные возникновением пандемии, требуют изменения налогового законодательства и принятия мер, которые направленны на оказание необходимой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В статье исследованы инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии, а также приведены количественные показатели эффективности, реализации данных инструментов. Предложены методические рекомендации по проведению мониторинга состояния субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, основанного на применении нечетко-множественного подхода и использовании лингвистических переменных при анализе мнения экспертов, что обеспечит учет мнения всех заинтересованных сторон и позволит сформировать оптимальные альтернативные варианты управленческихрешений с целью оперативного реагирования в зависимости от изменения экономических условий и недопущения массового банкротства.

Abstract. The coronavirus pandemic, which has affected the entire world, has affected all spheres ofhuman life without exception. The effective functioning of the country's economic system in these conditions depends directly on state support and incentives to increase the business activity of entrepreneurs. It is obvious that the current radically changed new external conditions caused by the emergence of the pandemic require changes in tax legislation and the adoption of measures that are aimed at providing the necessary support to small and medium-sized businesses. The article examines the tools for supporting small and medium-sized businesses in the context ofthe pandemic, as well as provides quantitative indicators ofthe effectiveness and implementation ofthese tools. Methodological recommendations are proposed for monitoring the state of small and medium-sized businesses at the regional level, based on the use of a fuzzy -multiple approach and the use of linguistic variables in the analysis of expert opinions, which will ensure that the opinions of all interested parties are taken into account and will allow for the formation of optimal alternative management solutions for the purpose ofrapid response, depending on changes in economic conditions and preventing mass bankruptcy.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инструменты государственной поддержки, пандемия, коронавирус, экономические условия.

Keywords: small and medium-sized businesses, government support tools, pandemic, coronavirus, economic conditions.

Эффективное функционирование экономической системы страны в условиях пандемии, направленное на восстановление деловой активности, является необходимым условием поддержания и развития социального капитала, который является базисом современного рыночного хозяйства. Развитие и успешное функционирование экономики в современных условиях невозможно представить без предпринимательских структур, которы, как правило, по своему численному составу относятся к представителям малого и среднего бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство (МСП) является важнейшей составной частью экономики, которая вносит существенный вклад в уровень социальной устойчивости общества. В сложившихся условияхвсемир-ного кризиса из-за возникшей пандемии субъекты МСП как никогда нуждаются в поддержке со стороны государственной власти, так как представители малого и среднего бизнеса не имеют достаточного резервного фонда, который позволил бы в современныхусловиях резкого снижения доходов, роста курса валют и социальныхвол-нениях, в полном объёме и в срок выплачивать заработную плату сотрудникам, рассчитываться по обязательствам с кредиторами и арендодателями.

В настоящее время вносится ряд изменений НК РФ и в региональные законы. Так, по поручению главы Правительства РФ Министерство финансов РФ разработало федеральный закон, в соответствии с которым обеспечивается запрет на начисление пени до 1 мая 2020 года в отношении задолженности по налогам, а также введены дополнительные основания для получения предпринимателями отсрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов без начисления процентов, в том числе упрощение процедуры получения данной отсрочки для налогоплательщиков, относящихся к небольшим турфирмам, гостиничному бизнесу, салонам косметических и парикмахерскихуслуг, различным видам ремонтных мастерских, а также прочим организациям, относящимся к сфере услуг, оказавшимся в сложном финансовом положении из-за сокращения спроса, связанного прежде всего с ограничениями в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019 -n^V.

В качестве первоочередных мер поддержки субъектов малого бизнеса рекомендациями Федеральной налоговой службы (ФНС) России было предусмотрено введение так называемых налоговых каникул, которые подразумевали предоставление отсрочки по уплате в бюджет страховыхвзносов и налогов. В качестве механизмов реализации данной меры было определено:

- при наличии недоимки по уплате налогов, страховых взносов у налогоплательщиков, он должен направить требование об уплате налога в срок не ранее 1 мая 2020 года (если это не влечёт нарушения предельных сроков для направления требований, установленных статьёй 70 НК РФ);

- принятия решений о взыскании налогов, страховых взносов не ранее 1 мая 2020 года (если это не влечёт нарушения предельных сроков для принятия таких решений, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ).

Также, предполагается снижение до 15 процентов совокупного размера тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, применяемыхсубъектами малого и среднего бизнеса, в отношении той части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, которая превышает МРОТ.

Согласно утверждённому Правительством РФ 17 марта 2020 г. плану первоочередныхмероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условияхухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для поддержки малого и среднего предпринимательства планируется реализация следующих мер:

- введение моратория на проведение проверок субъектов МСП, включая проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок;

- введение для микропредприятий отсрочки по уплате страховых взносов на 3 месяца начиная с марта 2020 года.

Особенно следует выделить меры по поддержанию кредитования организаций малого и среднего бизнеса, в том числе на выплату заработной платы сотрудникам, предусмотренные Банком России, который с уще-ственно расширил перечень отраслей по распространению ранее принятых мер. Однако, хочется отметить, что согласно условиям программы, срок ведения деятельности компаний должен быть не менее одного года, срок кредитования - до 1 октября 2020 года, что отмечено в релизе Сбербанка, также им было подчёркнуто, что в программе участвуют все банки России, при этом кредитование осуществляет банк-держатель зарплатного проекта предприятия. Выдаваемая сумма кредита рассчитывается исходя из количества сотрудников в о рганизации, умноженной на МРОТ и умноженной на шесть (именно на такое количество месяцев осуществляется кредитование). Таким образом, предприятия могут получить только краткосрочный беспроцентный кредит и только на выплату части заработной платы.

Субъекты МСП из числа осуществляющих деятельность в сферах, которые больше всего пострадали в возникшихусловиях мировой пандемии, вызванной стремительным распространением 2019-пСоУ, заключившие кредитный договор до 03.04.2020 г. с кредитными организациями или некредитными финансовыми организациями, имели право до 30 сентября 2020 г. обратиться к кредитору с требованием изменения условий кредитования и приостановить исполнение своих обязательств не более чем на полгода (периода являющегося льготным), для оказания первоочередной адресной поддержки. Если заемщиком выступает индивидуальный предприниматель, то возможно вместо приостановления выплаты возможно уменьшение размера платежей в течение льготного периода. В период обозначенного периода запрещались такие действия, как:

- начисление штрафов, неустойки или пени;

- требование досрочного исполнения кредиторских обязательств;

- обращение с требованием к поручителю или взыскания на предмет залога/ипотеки.

В отношение государственная собственности в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 № 670-р в 2020 году была возможна отсрочка арендной платы, и ее уплата равными частями в сроки, предусмотренные договором аренды в 2021 году, или на иных условиях, предложенных арендатором. Аналогично в отношении иных договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до введения режима повышенной готовности на территории субъекта РФ арендатор мог обратиться к арендодателю для заключения дополнительного соглашения, предусматривающего отсрочку уплаты арендной платы за 2020 г.

Обобщим меры антикризисной государственной поддержки индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса и микропредприятий (таблица1).

Таблица 1 - Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях коронавируса

Меры поддержки Комментарий и условия применения Период мер

1 2 3

Увеличение (отсрочка) сроков уплаты налогов и сборов - налога на прибыль, налога по системам налогообложения ЕСХН и УСН, начисленных за 2019 г. расчётный период; - отсрочка по уплате авансовых платежей и налогов за отчётный период: 1 кв. 2020 г. Исключениями выступают налог с доходов физических лиц и налог на добавленную стоимость; - увеличение сроков уплаты страховых взносов за март, апрель и май 2020 г. 6 месяцев

- отсрочка по уплате авансовых платежей и налогов за отчётный период: 2 кв. 2020 г. Исключениями выступают налог с доходов физических лиц и налог на добавленную стоимость; - отсрочка по уплате страховыхвзносов за июнь и июль 2020 г. и страховых взносов, исчисляемых с суммы дохода более трёхсот тысяч рублей для ИП, по стандартным срокам подлежащихуплате не позднее 1 июля 2020 г. 4 месяца

Продолжение таблицы

1 2 3

- увеличение срока по уплате авансовых платежей за налоги: транспортный, на имущество организаций, земельный за 1 кв. 2020 г. на срокдо 30 октября 2020 г.

- увеличение срока уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций и земельному налогу, а также по транспортному налогу за 2 кв. 2020г. на срокдо 30 декабря 2020 г.

Приостановление (мораторий) на проверки, взыскания и санкции со стороны ФНС и других уполномоченных органов -проведение налоговой службой назначенных проверок или вынесение решения о них; -проведение уполномоченными на данный контроль органами проверок, связанных с соблюдением валютного законодательства. Исключение составили только проверки срок давности привлечения к административной ответственности, по которым истекал до 1 июня 2020 г. - запрет на приостановление операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств по решениям органов ФНС в соответствии с пунктами 3 и 3.2 ст. 76 НК РФ до 1 июня 2020 г.

запрет на начисляться пени на сумму недоимки по страховым взносам и налогам, срок уплаты которых наступил в настоящем году с 1 марта по 1 июня 2020 г.

Снижение тарифов по страховым взносам для субъектов МСП, снижение тарифа по страховым взносам с 30 % до 15 %, только на часть, превышающую МРОТ -

Мораторий на рост взносов ИП приостановление роста взносов ИП, таким образом, страховые взносы для ИП за 2021 г. взносы не вырастут. до конца 2020 г.

Беспроцентные кредиты на выплату зарплат беспроцентный кредит на выплату заработной платы из расчёта не более величины МРОТ и при выполнении условий получения кредита: компаниям, ведёт свою деятельность год и более и численности персонала является неизменной на весь период кредитования или процент уменьшение численности не превышает 10 до 1 октября 2020г.

Отсрочка по взносам страховое обеспечение с зарплат работников микропредприятий в период пандемии можно не платить 6 месяцев

Отсрочка по кредиту на основании заявления заемщика в банк можно реструктуризировать имеющиеся задолженности по кредитным капиталам 6 месяцев

Кредитные каникулы ИП, столкнувшиеся с резким падением доходов (ниже 30 %) из-за пандемии имеют право обратиться в банк с заявлением о предоставлении кредитных каникул (или рефинансировании/уменьшением размера платежей) по кредитному договору (займа) 6 месяцев

Уменьшение требований к обеспечению госконтрактов - ограничение права заказчика по установлению требования по обеспечению исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта; - увеличение начальной цены контракта, при котором субъекты МСП обязаны предоставлять обеспечение заявок участников закупок, с 1 до 5 млн. руб. до 31 декабря 2020 г.

Следует отметить, что меры по поддержке субъектов МСП проводятся не только на федеральном уровне, но также и на региональном. Так, например, для предприятий, которые задействованы в сфере общественного питания, спорта, культуры, досуга, туризма и гостиничного бизнеса срок уплаты авансовых платежей за первый квартал 2020 года по налогу на имущество организаций и земельному налогу был продлен до 31.12.2020 г. (включительно).

Меры по финансовой поддержке малому и среднему бизнесу предусматривается и на региональном уровне. Если рассматривать на примере Брянской области, то на уровне региона предполагается введение временной отсрочки (или моратория) арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на площадях организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторе) и запуск региональными институтами развития бизнеса новых льготных продуктов, предназначенных для субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с у твер-жденным Правительством РФ перечнем наиболее пострадавших отраслей.

По данным корпорации МСП более 8 млн. чел. уже охвачено мерами поддержки, в том числе 3,3 млн. чел. в сфере МСП, включая 1,38 млн. ИП и 650 тыс. самозанятых.

Таким образом, в настоящее время со стороны органов государственной власти совместно с рядом крупных коммерческих организаций, к которым можно отнести и банки, реализуется ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, включая в том числе и микропредриятия. Вместе с тем, следует признать, что ряд мер являются «полумерами» в сложившейся кризисной ситуации, в которой сектор малого предпринимательства является незащищенным. Так, не были отменены камеральные проверки субъектов МСП, в том числе и в период нерабочих дней, установленных Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно -эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)». Обращая внимание на беспроцентные кредиты, выдаваемые малому и среднему бизнесу на выплаты заработной платы хочется отметить, что они являются краткосрочными и рассчитываются из величины МРОТ. Расчета суммы кредита по МРОТ недостаточно, нужно говорить о средней зарплате по отрасли и не исключена вероятность того, что большинство предприятий, взявших данные беспроцентные кредиты не смогут оправиться от кризисной ситуации и в установленный срок погасить перед банком взятую сумму, тем самым будут вынуждены платить процент по кредиту, что повлечет увеличение дополнительных расходов, которые могут стать неподъемными для субъектов МСП и привести к банкротству. Однако, сложности возникают и с получением кредита. Зачастую банки, не желая кредитовать представителей малого бизнеса, создают ряд «препятствий», таких как предварительное открытие счёта, подключение зарплатного проекта, подача большого перечня документов на предварительное согласование кредита и прочее. Также проверка деятельности АО «Корпорация МСП», как института развития в сфере МСП, проведенная счетной палатой дала результаты в ходе анализа которых был сделан вывод, что Корпорация оказывает лишь незначительное влияние на развитие малого и среднего бизнеса. Так, например, число субъектов МСП, получивших поддержку в рамках Национальной гарантийной системы, составило менее 1% от их среднегодового количества за период с 2015 по 2020 год, таким образом можно делать вывод о точечной реализации принимаемыхмер. Аналогично не наблюдается положительной динамики в доли кредитов МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц.

Таким образом, необходимо введение системы дополнительного мониторинга и контроля за деятельностью банков в сфере кредитования субъектов МСП и исполнения ими принятых мер по поддержке предпринимательства.

Следует особое внимание обратить на тот факт, что мерами государственной поддержки могут воспользоваться те представители бизнеса, чей ОКВЭД входит в утверждённый перечень видов экономической деятельности, которые признаны пострадавшими в связи с возникшей пандем ией Данный перечень включает такие сферы деятельности, как транспортные и авиаперевозки перевозки, деятельность в области отдыха, спорта и культуры, гостиничного бизнеса, а также сферы торговли. Однако на практике этого оказывается недостаточно. Так, ведущий мультимедийный холдинг России «РБК» провёл опрос предпринимателей об условиях работы в период пандемии и выявил, что 56% респондентов утверждают, что они фактически не смогли воспользоваться мерами государственной поддержки, так как ключевым фактором является не просто вид деятельности, но и полностью соответствующий ОКВЭД тому, что обозначен для пострадавших отраслей. Более 80% опрошенных утверждают, что выбор ОКВЭД в качестве основного критерия отнесения отраслей бизнеса к пострадавшим является ошибочным. Таким образом, ряд сегментов бизнеса, пострадавших от распространения инфекции СОУТО-19, и нуждающийся в помощи со стороны государства, не вошёл в данный перечень. К таким видам экономической деятельности относятся в том числе: рекламная деятельность, деятельность полиграфическая и предоставление услуг в данной области, другие.

Отсюда следует, что особое знач ение им еет в настоящее время посто янный м онито ринг с о стояния МСП по разным направлениям деятельности и своевременное внесение корректив и расширение перечня отраслей, представители которыхимеют право на получения льгот, а также иных мер поддержки со стороны государства. Также, ситуация, сложившаяся в связи с распространением инфекции СОУГО-19, требует постоянного мониторинга состояния субъектов МСП на федеральном и региональном уровне с целью оперативного реагирования в зависимости от изменения экономическихусловий с целью недопущения массового банкротства субъектов малого и среднего бизнеса.

Существующий в настоящее время диагностический аппарат мониторинга имеет большое многообразие, обеспечивающее эффективное проведение обобщения независимых характеристик, анкетирования, наблюдения, самооценки и т.д. В качестве общепринятых функции мониторинга следует выделить: аналитическую, диагностическую, информационную, прогностическую, что в свою очередь позволяет реализовать целостную реализацию всех процедур, связанных со сбором, обобщением и анализом, а также использованием информации. Эффективность использования мониторинга в качестве аналитического инструмента определяется тем, что одной из целеполагающих задач является выявление степени эффективности принимаемых мер экономической поддержки малого бизнеса, возникновения неблагоприятных ситуаций и рисков с учетом накопления и анализа как количественных, так и качественных показателей.

Исходя из обозначенной точки зрения, под мониторингом эффективности государственной поддержки субъектов МСП следует рассматривать отдельный процесс диагностико -прогностического наблюдения за уровнем достижения поставленных целей при реализации применяемых инструментов поддержки, за степенью ис-

пользования принятых мер субъектами МСП, а также оценка потенциальныхрисков неэффективности применяемых инструментов на практике. Результаты, которые получены при проведении мониторинга представляются в региональные и федеральные органы власти для принятия ими оперативных решений и корректировки стратегий. По результатам анализа мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства сформирован перечень количественных характеристик эффективности принимаемых решений (таблица 2).

Измерение эффективности мер государственной поддержки субъектов МСП следует производить дискретно с учетом изменения экономической ситуации и мер ограничения, связанных с ситуаций, сложившейся в связи с распространением инфекции СОУТО-19.

Таблица 2 - Показатели эффективности мер государственной поддержки субъектов МСП

Номер показателя Наименование показателя

1. Увеличение (отсрочка) сроков уплаты налогов и сборов

1.1 Сумма налога на прибыль, налога по системам налогообложения ЕСХН и УСН, начисленных за 2019 расчётный период

1.2 Сумма авансовых платежей и налогов за отчётный период

1.3 Суммы уплаты страховых взносов, исчисляемых с суммы дохода более трёхсот тысяч рублей

1.4 Доля организаций, которые воспользовались отсрочкой по уплате авансовых платежей и налогов за отчётный период от поданных заявлений

1.5 Доля организаций, которые воспользовались увеличением срока уплаты авансовых платежей по транспортному налогу и налогу на имущество организаций и земельному налог от поданных заявлений

1.6 Доля организаций, которые воспользовались увеличением срока уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций и земельному налогу, а также по транспортному налогу от поданных заявлений

2. Приостановление (мораторий) на проверки, взыскания и санкции со стороны ФНС и других уполномоченных органов

2.1 Процент снижения проведения назначенных выездных или повторных выездных проверок, налоговых проверок, а также вынесения решения об их проведении

2.2 Процент уменьшения количества проверок, совершаемых органами ФНС, по соблюдения валютного законодательства РФ

2.3 Доля организаций, по счетам которых были приостановлены операций по решению налогового органа в соответствии с пунктами 3 и 3.2 ст. 76 НК РФ

3. Страховая деятельность

3.1 Доля ИП в регионе, воспользовавшихся мораторием на рост страховых взносов взносы за 2021 г

3.2 Объем средств, затраченных на реализацию моратория на рост страховых взносов взносы за 2021 г

3.3 Доля субъектов МСП в регионе, воспользовавшихся снижением тарифа по страховым взносам с 30 % до 15 %, только на часть, превышающую МРОТ

3.4 Объем средств, затраченных на снижение тарифа по страховым взносам с 30 % до 15 %, только на часть, превышающую МРОТ

4. Кредитная деятельность

4.1 Средний объем беспроцентного кредита на выплату заработной платы из расчёта не более величины МРОТ и при выполнении условий получения кредита:

4.2 Доля субъектов МСП в регионе, воспользовавшихся беспроцентным кредитом на выплату заработной платы из расчёта не более величины МРОТ и при выполнении условий получения кредита:

4.3 Доля субъектов МСП в регионе, воспользовавшихся отсрочкой по кредиту имеющиеся задолженности по кредитным капиталам

4.4 Доля ИП в регионе, столкнувшиеся с резким падением доходов (ниже 30 %) из-за пандемии имеют право обратиться в банк с заявлением о предоставлении кредитных каникул (или рефинансировании/уменьшением размера платежей) по кредитному договору (займа)

5. Участие в госконтрактах

5.1 Доля субъектов МСП, реализовавших возможность осуществления закупок в соответствии со ст. 30 ФЗ без установления требований обеспечения исполнения контракта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.2 Доля субъектов МСП, реализовавших возможность участия в госзакупках, при которых малый и средний бизнес не обязан предоставлять обеспечение заявок участников закупок при начальной цене контракта в 5 млн. рублей

6. Региональные меры поддержки субъектов МСП

6.1 Доля субъектов МСП в регионе, воспользовавшихся временной отсрочкой (или мораторием) арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на площадях организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторе)

6.2 Количество новых льготных продуктов, реализуемых региональными институтами развития бизнеса

6.3 Доля субъектов МСП в регионе, воспользовавшихся льготными продуктами реализуемыми региональными институтами развития бизнеса

При проведении контрольных срезов в некоторый момент /, каждый показатель д, представленный в таблице, соотнесен с непосредственными потомками рассматриваемого показателс {ди, Ц2,... ,ди} характеризуется своим состоянием, которое задаётся набором переменных {а, т, ф}, где а - показатель степени реализации процесса; т - время, от начала реализации процесса; ф - степень достижения цели процесса.

Показатель степени завершенности а количественно определяется как доля соответствия показателям, которые характеризуют эффективность мер государственной поддержки субъектов МСП.

Примерно таким же образом следует описать и оценивать потенциальные риски не достижения эффективности, реализуемых мероприятий.

При этом, анализа рисков не достижения эффективности, реализуемых мероприятий государственной поддержки субъектов МСП может быть использован метод, основанный на реализации когнитивной карты, который позволяет на основании фактических измерений и мнения экспертов формировать рекомендации по снижению рисков и предложения по улучшению мер государственной поддержки субъектов МСП.

Привлечение экспертов к анализу эффективности мер государственной поддержки субъектов МСП и использовании их личностной оценки требует использования нечетких понятий и термов, таких, как «успешно», «не успешно», «благоприятные условия», «неблагоприятные», «эффективно», «не эффективно» и др. Кажды й из записанных на естественном языке нечетких термов представляется в виде:

А (у)/у), (1)

где А - нечеткое множество элементов V области рассуждений;

^ле [0, 1] - функция принадлежности, связывающая с каждым элементом у из ичисло ца (у) в интервале [0, 1], которое определяет степень принадлежности у к А.

Степень эффективности мер государственной поддержки субъектов МСП рассчитывается в соответствии с принципом обобщения, введенным Л. Заде. Применение нечетко-множественного подхода к мониторингу мер государственной поддержки субъектов МСП, а также использование лингвистических переменных при анализе мнения экспертов экономической ситуации позволит воспользоваться условием интегрирования разнообразных индикаторов посредством расчета сводного рейтинга (как среднего арифметического или среднего взвешенного), а также учесть мнение всех заинтересованных сторон и предложить альтернативные варианты принятия управленческих решений на основе фактически достигнутых результатов и мнений экспертов.

Таким образом, мониторинг мер государственной поддержки субъектов МСП выполненный в соответствии с приведённым выше перечнем количественных характеристик эффективности позволит выявить долю предпринимателей, заявивших о необходимости мер поддержки; долю представителей МСП, получивших на практике доступ к тем или иным программам поддержки, а также обеспечит возможность проведения анализа мер, которые являются наиболее эффективными с точки зрения предпринимателей. Результаты данного анализа, в свою очередь, позволят скорректировать действующий перечень мер по поддержке малого и среднего бизнеса, а также усовершенствовать критерии отбора представителей сфер экономической деятельности, которые наиболее нуждаются в данной поддержке.

Выше изложенный анализ ситуации, сложившийся в условияхСОУГО-19, позволяет прийти к выводу о том, что сфера взаимодействия банковского сектора с представителями МСП должна претерпеть изменения А именно, необходимо внести изменения в программы льготного кредитования, сделав их преимущественно долгосрочными с возможностью применения отсроченных платежей для представителей сфер пострадавшихв связи с возникновением пандемии. Кроме того, необходимо установить контроль и надзор за процессом выдачи кредитов представителям МСП, а именно: установить окончательный, не подлежащий расширению перечень документов, который должен быть представлен организацией для получения кредита; установить сжатые сроки (не более 7 рабочих дней) по рассмотрению заявки на выдачу кредита; запретить обременять кредитование перечнем дополнительных платных услуг. Так же необходимо существенно расширить перечень ОКВЭД для субъектов хозяйствования, нуждающихся в поддержке со стороны государства. Обозначенные предложения позволят оценивать результативность мер государственной поддержки субъектов МСП, повысят их эффективность, а также степень реагирования на быстро меняющиеся внешние условия.

Источники

1. Анненкова А.А., Горбова И.Н. Совершенствование инструментария государственного антикризисного управления: Научная монография / Под общ. ред. А.В. Полянина. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - 252 с.

2. Долгова С.А., Суровнева К.А., Полянин А.В. Тенденции развития банковского сектора в форс-мажорных обстоятельствах // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №1 (126). - С. 180-187.

3. Заде Л.А. Размытые множества и их применение в распознавании образов и кластер-анализе. // Классификация и кластер. - М.:Мир. - 1980. - С 208-247.

4. Полянин А.В., Долгова С.А., Голикова Ю.Б., Данилова Н.Е. Антикризисное управление экономикой в форс-мажорных обстоятельствах // Менеджмент в России и за рубежом. - 2021. - №1. - С. 29-37.

5. Рожков Н.Н. Квалиметрия и управление качеством. Математические методы и модели // СПб.: ИПЦ СПГУТД. -2007. - 185 с.

6. Колодко Г.В. Последствия. Экономика и политика в постпандемическом мире // Вопросы экономики. - 2020 - № 5 - С 25-44. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-5-25-44.

7. Мау В. А. Пандемия коронавируса и тренды экономической политики // Вопросы экономики. - 2021 - № 3 - С 5-30. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-3.

8. Менее 1% субъектов МСП получили поддержку в рамках Национальной гарантийной системы // Счетная палата Российской Федерации - URL: https://ach.gov.ru/checks/podderzhku-v-ramkakh-natsionalnoy-garantiynoy-sistemy-poluchil-tolko-1-subektov-msp (дата обращения 28.04.2021).

9. Перечень федеральных мер поддержки малого и среднего бизнеса // Портал по поддержке малого и среднего бизнеса - URL: https://мойбизнес.рф/anticrisis/perechen -federalnykh-mer-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения 26.04.2020).

10. Ewing J., Stevis-Gridneff M. European slump is worst since World War II, reports show // New York Times. - 2020. -April 30.

11. Korobov S.A. Socio-economic Development of Small and Medium Entrepreneurship: Potential of Resource-Based Approach / S.A. Korobov, V.O. Moseiko, E.G. Novoseltseva, V.S. Epinina, E.U. Marusinina // Russia and the European Union. Development and Perspectives. - 2017. - P. 453 - 459.

12. Nagy H. A role for the state in the digital age // Journal of Innovation and Entrepreneurship. - 2018. - P. 7-5. References

1. Annenkova A. A., Gorbova I. N. Improving the tools of state anti-crisis management: A scientific monograph / Under the general editorship of A.V. Polyanin. - Orel: Publishing House of RANEPA, 2016. - 252 p.

2. Dolgova S. A., Surovneva K. A., Polyanin A.V. Trends in the development of the banking sector in force majeure // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - №1 (126). - Pp. 180-187.

3. Zadeh L. A. Blurred sets and their application in pattern recognition and cluster analysis. // Classification and cluster. - M.: Mir - - 1980. - p. 208-247.

4. Polyanin A.V., Dolgova S. A., Golikova Yu. B., Danilova N. E. Anti-crisis management of the economy in force-majeure circumstances / / Management in Russia and abroad. - 2021. - No. 1. - pp. 29-37.

5. Rozhkov N. N. Qualimetry and quality management. Mathematical methods and models / / St. Petersburg: CPI SPGUTD. -2007. - 185 p.

6. Kolodko G. V. Consequences. Ekonomika i politika v postpandemicheskom mir [Economics and Politics in the Post-pandemic World]. - 2020-No. 5-From 25-44. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-5-25-44.

7. Mau V. A. Coronavirus pandemic and economic policy trends // Economic issues. - 2021-No. 3-From 5-30. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-3.

8. Less than 1% of SMEs received support under the National Guarantee System / / Accounts Chamber of the Russian Federation-URL: https://ach.gov.ru/checks/podderzhku-v-ramkakh-natsionalnoy-garantiynoy-sistemy-poluchil-tolko-1-subektov-msp (accessed 28.04.2021).

9. List of federal measures to support small and medium-sized businesses // Portal for supporting small and medium-sized businesses-URL: https://мойбизнес.рф/anticrisis/perechen-federalnykh-mer-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa (accessed 26.04.2020).

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11120

Е.И. Артемова - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

E.I. Artemova - professor, doctor of economic sciences, head of the department of economic theory, Kuban State Agrarian University;

Е.В. Плотникова - к.э.н., старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

E. V. Plotn ikova - can didate of econ omic scien ces, sen ior Lecturer of th e departmen t of state an dmunicipal governance, Kuban State Agrarian University

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ АПК - УСЛОВИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАНЫ STATE REGULATION AND SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IS A CONDITION OF THE COUNTRY'S FOOD SOVEREIGNTY

Аннотация. Анализ тенденций развития агропромышленного сектора России в условиях пандемии позволил определить, что его современное состояние не соответствует требованиям эффективного и конкурентоспособного производства, характеризуется низкими темпами обновления технико -технологической базы, несовершенством механизмов государственного регулирования и поддержки предпринимательской, а также инновационной среды. Создавшаяся ситуация негативно отразилась на системе обеспечения продовольственной безопасности страны, которая в настоящее время является объектом пристального государственного внимания. Обосновано, что для активизации воспроизводственных процессов в АПК, придания им необходимых качественных характеристик, необходимо сконцентрировать усилия на поддержке отечественных сельхозтоваропроизводителей, которые специализируются на продукции, входящей в продовольственную корзину.

Систематизированы внутренние угрозы национальной продовольственной безопасности в условиях эпидемии, связанные с дефицитом финансовых ресурсов в аграрном секторе экономики, отказом многих товаропроизводителей от освоения дорогостоящих инновационных технологий, заморозкой отдельных пилотных проектов. Сделан вывод о необходимости постоянного совершенствования инструментов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.