Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПАНДЕМИЯ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ОТСРОЧКА / УПЛАТА НАЛОГОВ / ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Е. В., Баурина С. Б.

Данная статья посвящена рассмотрению экономической активности малого бизнеса в условиях пандемии. Конкретизирован ряд мер Правительства Российской Федерации, направленных на смягчение удара COVID-19 по экономике малого бизнеса: снижение страховых взносов, введение отсрочки и рассрочки по уплате налогов, сдвиг сроков представления отчетности в ФНС России и социальные фонды, льготные кредиты и пр. Представлена динамика выдачи кредитов малому бизнесу. Выявлены предпочтения организаций по мерам господдержки в кризис: снижение налогов или отсрочка их уплаты, финансовая поддержка (субсидии), кредит на льготных условиях, арендные и кредитные каникулы, снижение (отмена) обязательных взносов и коммунальных платежей, отсутствие проверок налоговой отчетности. Анализируются сведения о реакции малого бизнеса на кризисные явления экономики: существенное падение продаж наблюдается в торговле, архитектуре и строительстве; значительные убытки несет производство, IT-сфера, образование, гостинично-ресторанный бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назарова Е. В., Баурина С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS ECONOMIC ACTIVITY IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC

This paper considers the economic activity of small businesses in the context of the pandemic. A number of measures of the Government of the Russian Federation aimed at mitigating the impact of COVID-19 on the small business economy are specified: reduction of insurance premiums, introduction of deferred and installment payments for taxes, deadlines for reporting to the Federal Tax Service of Russia and social funds, preferential loans, etc. The dynamics of issuing loans to small businesses is presented. The preferences of small businesses for state support measures in the crisis are revealed: deferral (reduction) of taxes, financial support (subsidies), credit on preferential terms, rent and credit holidays, reduction (cancellation) of mandatory contributions and utility payments, cancellation of tax reporting checks. The paper analyzes information about the reaction of small businesses to the crisis phenomena of the economy: a significant drop in sales is observed in trade, architecture and construction; production, IT -sphere, education, hotel and restaurant business suffer significant losses.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 338.2:616-036.21

Назарова Елена Владимировна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Баурина Светлана Борисовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики промышленности Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация:

Данная статья посвящена рассмотрению экономической активности малого бизнеса в условиях пандемии. Конкретизирован ряд мер Правительства Российской Федерации, направленных на смягчение удара COVID-19 по экономике малого бизнеса: снижение страховых взносов, введение отсрочки и рассрочки по уплате налогов, сдвиг сроков представления отчетности в ФНС России и социальные фонды, льготные кредиты и пр. Представлена динамика выдачи кредитов малому бизнесу. Выявлены предпочтения организаций по мерам господдержки в кризис: снижение налогов или отсрочка их уплаты, финансовая поддержка (субсидии), кредит на льготных условиях, арендные и кредитные каникулы, снижение (отмена) обязательных взносов и коммунальных платежей, отсутствие проверок налоговой отчетности. Анализируются сведения о реакции малого бизнеса на кризисные явления экономики: существенное падение продаж наблюдается в торговле, архитектуре и строительстве; значительные убытки несет производство, 1Т-сфера, образование, гостинично-ресторанный бизнес.

Ключевые слова:

экономическая активность, малый бизнес, пандемия, меры поддержки, страховые взносы, отсрочка, уплата налогов, льготный кредит, кризис

Nazarova Yelena Vladimirovna

PhD in Economics, Associate Professor, Department of Economic Theory and World Economy, Moscow University for Industry and Finance «Synergy»

Baurina Svetlana Borisovna

PhD in Economics, Associate Professor, Department of Industrial Economics, Plekhanov Russian University of Economics

SMALL BUSINESS ECONOMIC ACTIVITY IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC

Summary:

This paper considers the economic activity of small businesses in the context of the pandemic. A number of measures of the Government of the Russian Federation aimed at mitigating the impact of COVID-19 on the small business economy are specified: reduction of insurance premiums, introduction of deferred and installment payments for taxes, deadlines for reporting to the Federal Tax Service of Russia and social funds, preferential loans, etc. The dynamics of issuing loans to small businesses is presented. The preferences of small businesses for state support measures in the crisis are revealed: deferral (reduction) of taxes, financial support (subsidies), credit on preferential terms, rent and credit holidays, reduction (cancellation) of mandatory contributions and utility payments, cancellation of tax reporting checks. The paper analyzes information about the reaction of small businesses to the crisis phenomena of the economy: a significant drop in sales is observed in trade, architecture and construction; production, IT -sphere, education, hotel and restaurant business suffer significant losses.

Keywords:

economic activity, small business, pandemic, support measures, insurance premiums, deferral, tax payments, preferential credit, crisis

Пандемия коронавируса вынудила правительства большинства стран использовать различные меры для смягчения ее удара на экономику [1, с. 13]. К примеру, Канада и Великобритания ввели временные (ограниченные) субсидии на заработную плату, США приняли пакет мер экономического стимулирования в сфере кредитования малых и средних предприятий. Правительство Российской Федерации также разработало целый ряд мероприятий для поддержания экономики страны. Рассмотрим их детально:

- с 1 апреля 2020 г. снижены страховые взносы: минимальный тариф теперь применяется для сотрудников с годовым доходом 145,6 тыс. р., а не 1,3 млн р., как ранее [2];

- введена отсрочка по уплате налогов, а также рассрочка налоговых платежей. Мера действует не для всех компаний малого бизнеса, а только для тех, которые осуществляют свою деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии, и отмечают убыток либо снижение дохода в текущем году более чем на 10 %. Для тех субъектов малого бизнеса, кто уже заплатил налоги и страховые взносы за 2 квартал 2020 г., предусмотрено возвращение средств [3];

- сдвинуты сроки предоставления отчетности в Федеральную налоговую службу России (ФНС России) и социальные фонды [4];

- для самозанятых предполагается возврат налога за 2019 г., а также налоговый вычет в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ) - 12,130 тыс. р. - для уплаты налога на профессиональный доход, задолженности и пени в 2020 г. (п. 83 ст. 217 НК РФ; ст. 12 ФЗ РФ № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"»);

- предусмотрены льготные кредиты. С 30 марта по 1 октября 2020 г. субъекты малого бизнеса могли получить кредит под 0 % годовых на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости [5]. Сумма его определялась как произведение МРОТ с коэффициентами и надбавками, численности работников и количества месяцев льготного кредитования, заканчивающихся не позднее 31 декабря 2020 г. Данные меры закреплены в программе Минэкономразвития «Ф0Т-0» [6];

- государство покроет 100 % заемных средств, взятых с 1 июня до 1 ноября 2020 г., если компания сохранит свыше 90 % штата от уровня 1 июня 2020 г., и 50 % займа, если количество ее работников останется на уровне 80 % от первоначального состава. Кредит под 2 % могут получить субъекты малого бизнеса, занимающиеся производством одежды, обуви, игрушек и т. д., а также компании, осуществляющие свою деятельность в отраслях, пострадавших от последствий COVID-19, и социально ориентированные некоммерческие организации (НКО). Указанные условия государственной поддержки приведены в программе Минэкономразвития «ФОТ 2.0» [7];

- с 1 мая по 1 июля 2020 г. субъекты малого бизнеса из наиболее пострадавших от пандемии отраслей могли обратиться в налоговый орган за получением ежемесячной субсидии в размере, определяемом как произведение МРОТ на количество персонала [8];

- с 15 июля по 15 августа осуществлялась выплата единоразовой субсидии предприятиям малого бизнеса в целях частичной компенсации затрат, связанных с проведением в 2020 г. мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции. Размер субсидии составлял 15 тыс. р. плюс 6,5 тыс. р. на количество работников в мае 2020 г. [9].

В рамках льготного кредитования Минэкономразвития реализует также Программу субсидирования кредитования субъектов малого бизнеса [10], в соответствии с которой предприятия, а также самозанятые (с 2020 г.) могут получить кредит по ставке, не превышающей 8,5 % годовых [11]. Во время пандемии субъекты малого бизнеса получили право произвести реструктуризацию ранее взятых кредитов по этой программе, если их выручка снизилась.

Замедление экономической активности вследствие борьбы с коронавирусом привело к спаду кредитования малого бизнеса. В первом полугодии 2020 г. объем выданных займов компаниям снизился на 6,4 % к аналогичному периоду прошлого года. При этом динамика выдачи была нестабильной: в начале года объемы умеренно снижались, затем в феврале - марте произошел их уверенный рост, во втором квартале года было отмечено уменьшение количества выданных кредитов, а в мае - снова увеличение (рис. 1).

300,0 200,0 100,0

0,0

Рисунок 1 - Динамика выдачи кредитов малому и среднему бизнесу, млрд р.*

Доля малого бизнеса в корпоративных кредитах за первое полугодие 2020 г. снизилась на фоне роста задолженности (рис. 2).

20,0

■ Доля кредитов МСП в общем объеме корпоративного кредитования, %

■ Доля портфеля кредитов МСП в общем портфеле корпоративных кредитов, %

Рисунок 2 - Доля задолженности по кредитам малого бизнеса в общем портфеле корпоративных кредитов, %*

Это произошло вследствие ухудшения платежной дисциплины заемщиков малого бизнеса. Во втором квартале банки резко сократили средний размер выдаваемых кредитов. Если в апреле он составлял 4,9 млн р., то в июне снизился до 3,2 млн р.

Портфель кредитов малого бизнеса в первом полугодии 2020 г. вырос к аналогичному периоду прошлого года на 12,3 %. Объем задолженности уменьшился за этот период на 2,9 %. Доля «просрочки» сократилась с 13 % (на 01.07.2019) до 11,2 % (на 01.07.2020).

Прирост ссудной задолженности произошел за счет снижения объемов погашения кредитов вследствие их реструктуризации и отсрочки платежей в связи с пандемией - Банк России предоставил возможность кредитным организациям пролонгировать займы малого бизнеса без последствий для резерва на возможные потери по ссудам [12].

По состоянию на 1 июля 2020 г. отраслевая структура задолженностей по кредитам выглядит следующим образом: строительство - 10 %, обрабатывающие производства - 10,8 %, сельское и лесное хозяйство - 12,6 %, деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 19,1 %, торговля оптовая/розничная - 20,2 %, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 20,2 %.

Кредиты имеют порядка 5,9 % от общего числа субъектов малого бизнеса. Среди малых предприятий доля заемщиков составляет 22,5 %, среди микроорганизаций - 5,2 %.

По итогам восьми месяцев 2020 г. субсидии на сохранение численности работающего персонала получили 2,2 млн компаний (7,5 млн человек) на 90,9 млрд р.; на дезинфекцию и профилактику - 293 тыс. компаний (1 млн человек) на 11,6 млрд р.; освобождение от уплаты нало-

гов/взносов за II квартал 2020 г. - 2 млн субъектов малого предпринимательства из пострадавших отраслей; предоставлены отсрочки по налоговым платежам на 30 млрд рублей и рассрочки -на сумму более 25 млрд р. [13].

Принято решение о продлении на весь 2021 г. моратория на плановые проверки малого бизнеса (отменено 100 тыс. плановых проверок); 58,6 млрд р. выдано в виде беспроцентных кредитов на поддержку занятости; более 30 тыс. соглашений заключено по отсрочке арендной платы; 529 млрд р. - объем реструктурированных кредитов; вдвое снижены страховые взносы (с 30 % до 15 %) на постоянной основе.

Предпочтения малого бизнеса по мерам господдержки в кризис включают отсрочку или отмену налогов, предоставление субсидий / финансовой поддержки, арендные и кредитные каникулы, беспроцентные займы на поддержание бизнеса, снижение или отмену обязательных взносов в Фонд социального страхования (ФСС) (рис. 3).

Затрудняюсь ответить Отмена проверок/налоговой отчетности Снижение/отмена коммунальных платежей

Снижение/отмена обязательных взносов (ФСС) Кредитные каникулы/отсрочка кредитных платежей

Арендные каникулы/снижение арендной платы

Беспроцентный кредит или кредит на льготных условиях

Финансовая поддержка, субсидии

Отсрочка, снижение налогов или их отмена

0 10 20 30 40 50 60 70 Рисунок 3 - Предпочтения малого бизнеса по мерам господдержки в кризис, %* [14]

Однако стоит отметить, что бизнес не должен рассчитывать лишь на государственную поддержку и стимулирование экономической деятельности организаций. Многие предприниматели самостоятельно подбирают способы адаптации к новым условиям работы и быстро меняющемуся рынку.

Главная проблема малого бизнеса - недостаток резерва наличности, который остается ключевым показателем жизнеспособности предприятий. Если гигантские транснациональные компании (Apple, Starbucks и пр.) в состоянии оплачивать труд работников во время пандемии, то большинство менее крупных организаций не могут этого делать без какого-либо дополнительного денежного потока, поскольку они, как правило, работают на весьма незначительной прибыли и не имеют резервных сбережений [15]. Представители малого бизнеса заявляют, что их предприятия не смогут функционировать самостоятельно более трех месяцев из-за существующей экономической напряженности.

Наиболее пострадавшими и уязвимыми отраслями экономики в финансовом отношении являются туризм и гостинично-ресторанный бизнес (HoReCa), а также сфера досуга, развлечений, спорта. Порядка 80,0 % предпринимателей, работающих в них, несут убытки, 12,7 % - серьезно не ощутили влияния кризиса и лишь 7,9 % отмечают рост экономических показателей [16]. Наибольшее снижение рентабельности характеризует гостинично-ресторанный бизнес. Сведения о влиянии пандемии на уровень продаж в зависимости от отрасли бизнеса представлены на рис. 4.

* Сумма ответов превышает 100 %, т. к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

100 80

89 83 86 . ■ 691 "II 751 ■

60 23 ^ ' 11 , Ь" 17 4 1\ 0 Падение

0

0

40 /23 л 22 л Л Л ■ 0

20

0 0 0 0 Нет влияния

^^ Рост

,</ / / / * ^ * </ </ &

■ Рост ■ Нет влияния ■ Падение

Рисунок 4 - Сведения о влиянии пандемии на уровень продаж в зависимости от отрасли бизнеса, %

В среднем падение значений экономических показателей по отраслям выглядит следующим образом: в торговле - на 59 %, в архитектуре - на 45 %, в строительстве - на 80 %, в производстве - на 73 %, в 1Т - на 32,5 %, в образовании - на 75 %, в ИоРеОа - на 84 % [17]. При этом в строительстве возросла доля предпринимателей, оценивших состояние портфеля заказов своих организаций «ниже нормального уровня*», а количество компаний, в которых развернулся процесс сокращения числа заключенных договоров, наблюдается «недостаток заказов на работы», сокращение физического объема работ, увеличилось (рис. 5)._

\гЧ I

I д/^4*4"^

\ 1; / V V/ ч /\\ /Л А

ЧА д/

Л» •• 1

•л/

Рисунок 5 - Динамика оценок числа заключенных договоров, физического объема работ и лимитирующего фактора - «недостаток заказов» - в строительстве (балансы, %)

В сложившейся ситуации большинство представителей малого бизнеса являются сторонниками реализации стратегии полного перехода в режим удаленной работы; некоторые вынуждены были полностью прекратить деятельность. В основном это строительные компании, салоны красоты, НоРеСа.

Аренда офисных помещений - одна из главных статей затрат, которую оперативно пересматривают бизнесмены. Опыт показал, что удаленная работа - это не просто возможность сохранить экономические позиции, а во многом более эффективный и выгодный подход к деятельности организации. Сложная экономическая ситуация помогла освоить в ускоренном режиме и

* Нормальный уровень: имеется в виду «достаточный» («допустимый») для сложившихся условий в период обследования.

внедрить в рабочий процесс субъектов малого бизнеса облачные сервисы, телеконференции и виртуальные глобальные пространства. Пандемия стала катализатором процесса нахождения предпринимателями баланса между офлайн- и онлайн-работой.

Для успешного бизнеса весьма востребованным решением сегодня являются вложения в цифровой маркетинг [18]. Хотя кризис в той или иной степени затронул все области деятельности малых предприятий, существенно возрос спрос на цифровые технологии: услуги удаленной связи, электронную коммерцию B2C, социальные медиа и пр.

Таким образом, сегодня представителям малого бизнеса сверхважно иметь четкое представление об основных вызовах современности, чтобы выработать понимание стратегий их преодоления. В противном случае эффективность предприятий находится под угрозой. Важно сосредоточить усилия на приоритетах развития их деятельности. В условиях кризиса тактика поведения предпринимателей нуждается в постоянном обновлении, а своевременный пересмотр стратегии - залог выживания коммерческих организаций.

Ссылки:

1. Кокин А.Н. Формирование системы инфраструктурного предпринимательства: цели развития, ключевые бизнес-функции и параметры устойчивости. М., 2020. 132 с.

2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: некоммерческая интернет-версия. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52l44/

3. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (ред. от 07.11.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов», «Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409») [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: некоммерческая интернет-версия. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_349463/

4. Там же.

5. Литвинова А.Г. Формы и методы управления в малом предпринимательстве // Наука и бизнес: пути развития. 2016. № 2 (56). С. 23-26.

6. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/73741776/

7. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73933064/

8. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/73855337/

9. Постановление Правительства РФ от 2 июля 2020 г. № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74234000/

10. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72041688/

11. Грачёва К.М., Петер Е.В. Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Российской Федерации // Научный альманах. 2016. № 7-1 (21). С. 59-62. https://doi.org/10.17117/na.2016.07.01.059.

12. Информационное письмо Банка России от 20 марта 2020 г. № ИН-06-59/24 «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73691855/

13. Малый бизнес [Электронный ресурс] // Экономика без вируса. URL: https://covid.economy.gov.ru/malyy-biznes.

14. Влияние эпидемии коронавируса на бизнес и потребность в господдержке [Электронный ресурс] // НАФИ. URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/rossiyskiy-biznes-i-koronavirus-chast-1-predprinimateli-o-vliyanii-epidemii-na-ikh-biznes-i-o-potreb/

15. Балдина Ю.А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2016. Т. 26. № 4. С. 7-10.

16. Меры поддержки бизнеса [Электронный ресурс] // Стопкоронавирус.рф. URL: https://стопкоронавирус.рф/what-to-do/business/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Там же.

18. Баурина С.Б., Худяков С.В. Реализация бизнес-процессов на промышленных предприятиях: от теории к практике. Саранск, 2018. 152 с.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.