налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций изменились почти вдвое и составили 5,6% и 10,1% соответственно в базовом и отчетном периодах. Также произошло уменьшение прироста суммы дохода с 1 407 885,0 тыс. руб. до 1 416 561,3 тыс. руб.
Таким образом на сегодняшний день значение роли в региональных и местных налогов в формировании бюджетов остается первоочередной задачей регионов.
Для достижения этой цели необходимо внести определенные коррективы в налоговое законодательство в части налоговых ставок для конкретных налогоплательщиков, узаконить использование имеющиеся объекты недвижимости, расширить возможности субъектов по принятию решений, создать оптимальную налоговую политику с учетом специфических особенностей региона.
Источники:
1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - Режим доступа: [URL]: http:// www.nalog.ru/
2. Официальный сайт Министерства финансов РФ.- Режим доступа: [URL] : http:// www.minfm.ru
3. Велиева Ф.Э. Налоговая система РФ: становление и проблемы развития//В сборнике: Финансовые инструменты устойчивого экономического развития регионов//В сборнике: Финансовые инструменты устойчивого экономического развития РФ. - 2017.- С. 140-144
4. Болатаева А.А. Налоговая система Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой система / Р.А. Булкаева, В.С. Джагаева // Научные известия. - 2017.- С. 41-45
References:
1. Official website of the Federal Tax Service. - Access mode: [URL]: http: // www.nalog.ru/
2. Official website of the RF Ministry of Finance. - Access mode: [URL]: http: // www.minfin.ru
3. Velieva F.E. Tax system of the Russian Federation: formation and development problems // In the collection: Financial instruments for sustainable economic development of regions // In the collection: Financial instruments for sustainable economic development of the Russian Federation. - 2017.- S. 140-144
4. Bolataeva A.A. Tax system of the Russian Federation: topical problems and ways to improve the modern tax system / R.A.Bulkaeva, V.S. Dzhagaeva // Scientific news. - 2017.- S. 41-45
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10637
Р.М. Никаева - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
R.M. Nikaeva - Ph.D., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration ofFSBEI HE "Chechen State University", city of Grozny;
С. Крым-Гериевна Тхагапсова - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет » ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск,
S.Krym-Gerievna Thagapsova - Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ THE MAIN METHODS AND DIRECTIONS OF STATE FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL BUSINESS IN MODERN CONDITIONS
Аннотация. Роль государства, региональных и муниципальных органов власти в развитии малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей является жизненно важной. Рост их доли в валовом региональном продукте позволяет решить ряд важных социально-экономических задач в части открытия новых рабочих мест и способствует решению вопроса занятости населения, обеспечивает рост доходов населения и их уровня жизни, а также стабильные налоговые поступления в бюджеты всех уровней, что в итоге положительно сказывается на инвестиционной привлекательности региона. Данная статья посвящена исследованию мер поддержки и регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации. В статье рассматриваются виды государственной поддержки малого предпринимательства. Описан ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса в условиях пандемии.
Abstract. the Role of the state, regional and municipal authorities in the development of small and medium-sized businesses and individual entrepreneurs is vital. The growth of their share in the gross regional product makes it possible to solve a number of important socio-economic problems in terms of opening new jobs and contributes to solving the issue of employment, provides growth in incomes and living standards, as well as stable tax revenues to budgets of all levels, which ultimately has a positive effect on the investment attractiveness of the region. This article is devoted to the study of measures to support and regulate small business in the Russian Federation. The article discusses the types of state support for small businesses. A number of measures aimed at supporting small and medium-sized businesses in the context of the pandemic are described.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, государственная поддержка, субсидия, программы поддержки, гранты, гарантийные фонды, кредитование, микрофинансирование и налоговое регулирование.
Keywords: small business, medium business, state support, subsidy, support programs, grants, guarantee
Малый бизнес признан во всем мире как одна из основных движущих сил экономического развития общества. Предприниматели и малый бизнес создают новые рабочие места, стимулируют развитие конкуренции и имеет большую приспосабливаемое^ к меняющимся условиям внешней и внутренней среды по сравнению с крупный бизнес. В то же время представители малого бизнеса остаются наиболее уязвимыми - они чувствуют любые изменения в экономике и законодательстве страны. Это особенно трудно для тех предпринимателей, которые только начинают свою деятельность.
Не смотря на различие экономических систем различных стран потребности предприятий малого бизнеса одинаковы и соответственно, помощь от государства и методы поддержки малого и среднего бизнеса похожи во всем мире.
Основные направления поддержки малого предпринимательства в РФ, определенные в Законе, можно разделить на три основные группы.
- в первую группу можно включить меры определенные законом, для использования которых нужно просто ссылаться на Закон.
- вторая группа мер включает меры поддержки, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- третья группа включает меры поддержки, которые отнесены Законом к предмету иных Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Наиболее распространенными методами поддержки малого бизнеса являются налоговые льготы, облегчение доступа к государственным заказам, поддержка начинающих предпринимателей грантами, помощь в проведении модернизации производства.
Чтобы помочь предпринимателям, государство ежегодно выделяет огромные суммы. Для поддержки малого бизнеса в 2020 году действует ряд государственных программ, цель которых - помочь бизнесу. Многие из них работают уже несколько лет, но до сих пор не все знают, как ими пользоваться.
Государство предоставляет предпринимателям различные виды помощи:
• Программы финансовой поддержки малого бизнеса предполагают выделение субсидий, размер которых колеблется от 60 тысяч до 25 миллионов рублей.
• Имущество - предприниматели получают возможность пользоваться государственным имуществом бесплатно или на льготных условиях (аренда помещений, земельных участков).
• Информационная поддержка - путем создания федеральных и региональных информационных систем и официальных веб-сайтов для предоставления предприятиям актуальной информации.
• Консалтинг - поддержка малого бизнеса в 2020 году подразумевает помощь в виде профессиональной консультации.
• Обучение - разработка учебных программ для специалистов, повышение квалификации сотрудников.
В связи с коронавирусом была оказана бесплатная государственная помощь малому бизнесу. Государство оказало прямую бесплатную финансовую помощь малым и средним предприятиям в пострадавших отраслях экономики. Президента РФ на встрече с правительством 15 апреля 2020 года было объявлено произвести платежи в мае и июне 2020 года.
Размер оплаты труда рассчитывался с учетом общей численности работников и исходя из размера минимальной заработной платы в размере 12 130 рублей в месяц на каждого работника. Например, если в штате 100 человек, размер помощи за месяц составит 1 213 000 рублей (100 человек х 12 130 рублей).
Обязательным условием для предоставления средств являлось сохрание как минимум 90% рабочих мест относительно 1 апреля. Многие предприниматели обратились за финансовой помощью в рамках программы поддержки малого бизнеса 2020 года. Распределение средств между претендентами осуществлялось дифференцированно. Правительством РФ были определены приоритетные направления бизнеса, которые получили поддержку в первую очередь. Прежде всего, это аграрный сектор - производство и переработка мяса, молочных продуктов и овощей. Среди других направлений, получивших государственную поддержку в первую очередь, можно выделить:
производство предметов первой необходимости система здравоохранения. коммунальные, бытовые и другие услуги. социальное предпринимательство инновационные технологии.
В отдельных регионах приоритеты различались в зависимости от того, какая сфера производства или обслуживания считается уязвимой. Владельцы предприятий в этих областях могли гарантированно рассчитывать на помощь в рамках региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса в 2020 году.
На сегодняшний день программы поддержки малого бизнеса на 2020 год ориентированы на компании и организации деятельность которых соответствует следующим требованиям:
• Срок эксплуатации компании - не более 2 лет.
• Обязательная регистрация субъекта в налоговой службе.
• Отсутствие задолженности по налогам и социальным отчислениям.
• ООО или индивидуальный предприниматель включен в реестр МСП на сайте ФНС.
Для получения финансовой помощи на основание или развитие собственного бизнеса, необходимым условием является предоставление подробного бизнес-плана. Важным условием является целевое использование полученных средств. Все виды расходов требуют строгой отчетности перед соответствующими организациями.
Предоставление помощи в рамках государственной поддержки малого бизнеса в России в 2020 году, оказывается различными органами власти, к числу которых относятся:
• - Предоставление необходимой информации осуществляется администрацией города.
• Торгово-промышленная палата обеспечивает предоставление бесплатной юридической консультации, развитие компаний, маркетинг и т. д. оказание поддержки малому и среднему бизнесу в организации и участии в федеральных и международных выставках.
• Фонд поддержки предпринимательства занимается проведением профессиональной экспертизы бизнес-проектов, которые составлены предпринимателями. После получения положительной оценки экспертами и одобрения проекта осуществляется выделение средств на развитие предприятия.
• Важной функцией бизнес-инкубатора является создание эффективной инфраструктуры, которая подразумевает предоставление помещений под офисы, бизнес-консультации, рекламные проекты, помощь в привлечении инвестиций.
• Венчурные и гарантийные фонды оказывают финансовую помощь перспективным стартапам и молодым бизнесменам, предоставляют гранты.
• Центр поддержки занятости безработных граждан в рамках госпрограммы «Помощь начинающим предпринимателям» призван оказать финансовую поддержку безработным, которые планируют начать собственное дело. Однако в 2020 году проекты, согласно которым выделялась материальная помощь малому бизнесу практически во всех регионах были свернуты.
В конце 2019 года была запущена онлайн-платформа забизнес.рф, Платформа представляет собой электронный ресурс для приёма обращений предпринимателей в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов. Чтобы подать жалобу, необходимо зарегистрироваться, описать ситуацию и приложить необходимые документы, фотографии или видеоматериалы.
Создание данной системы обеспечит прежде всего снижение административного давления со стороны правоохранительных органов в отношении предпринимателей, и обеспечит прозрачность деятельности правоохранительных органов.
Финансирование со стороны Министерства экономики и развития предусматривает предоставление гранта владельцам компаний, которые работают на рынке менее 2 лет. Максимальный размер 500 000 руб. Предоставление средств осуществляется на конкурсной основе, условия которого объявляются заранее.
При распределении субсидий в прерогативе находятся сельскохозяйственные предприятия, организации, занимающиеся производством товаров народного потребления.
Предприниматели, разрабатывающие социальные или ориентированные на экспорт проекты, а также обладатели социальных пособий, имеют больше шансов получить субсидию, к данной категории относятся:
• люди с ограниченными возможностями;
• матери (отцы) воспитывают детей в одиночку;
• если доход семьи ниже прожиточного минимума.
Конкурсные федеральные программы 2020 года, в рамках которых начинающий бизнесмен может рассчитывать на внушительную сумму - до 25 миллионов рублей является значительной государственной поддержкой малого бизнеса. Реализация программ осуществляется Фондом содействия инновациям, государственной организацией, имеющей представителей в разных регионах.
В настоящее время Государство оказывает финансовую, имущественную и информационную помощь предпринимателям. Существует ряд государственных программ, направленных на помощь малому бизнесу.
Субсидии предоставляются в рамках финансовых программ, а сумма выплат может достигать нескольких миллионов рублей. С помощью программ имущественной помощи можно арендовать помещения или земельные участки бесплатно или на льготных условиях. Информационная помощь со стороны государства предоставляет предпринимателям актуальную информацию, размещенную на специально организованных порталах, а также включает консультации и программы повышения квалификации.
Основные меры поддержки предпринимательства Правительством Российской Федерации в условиях пандемии были изложены в Постановлении от 3 апреля 2020 года № 434. [6]
В рамках этих мер владельцы предприятий общественного питания, спортивных клубов, представители сферы услуг, туризма и ряд других предпринимателей получили поддержку от государства в виде:
- получения рассрочки по налогам или отсрочки платежа;
- выплаты на одного работника в размере минимальной заработной платы за апрель и май;
- предоставление кредитных каникул и отсроченных кредитов;
- предоставление арендных каникул арендаторам коммерческой и государственной недвижимости;
- возможности получения льготного кредита (по ставке 2%) с 1 июня и списания задолженности при соблюдении определенных требований (пп № 696 от 16 мая 2020 года) [7];
- возможности получения кредита на зарплату своих сотрудников. Кредит предоставляется беспроцентно в течение первых шести месяцев, а затем-до 4%(ПП № 422 от 2 апреля 2020 года).[8]
С 21 мая 2020 года в связи со сложившейся ситуацией введены новые формы поддержки, к которым относится предоставление кредита ( годовая ставка по этому кредиту составляет 2%.) в размере шести минимальных заработных плат на одного работника фирмам из перечня наиболее пострадавших отраслей, а также некоторым некоммерческим организациям.
Если организация может обеспечить более 90% своих работников в течение года, то кредит и проценты по нему будут списаны в полном объеме. Если 80% персонала будет сохранено, то половина суммы кредита и проценты будут вычтены.
В рамках поддержки тех, кто работает в наиболее пострадавших отраслях, планируется списать все налоги за второй квартал, кроме НДС". Гражданам, зарегистрировавшим самозанятость, будет возвращен НДФЛ, уплаченный за 2019 год, а каждый самозанятый получит сумму, равную минимальной заработной плате для уплаты налога на профессиональный доход. Согласно Программы, представители малого и среднего бизнеса могут получить часть средств, направленных на микрофинансовую поддержку индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства.
Одним из факторов уменьшающим шансы на получение финансовой поддержки является плохо подготовленный бизнес-план. Данный документ должен содержать четко обоснованные расчеты по сроку окупаемости проекта, его значимости и размеру ожидаемого эффекта.
На практике оказание помощи малым и средним предприятиям может осуществляться как государственными, так и муниципальными властями, а также различными специализированными организации и фонды.
Таблица 1 - Динамика общей численности предприятий малого и среднего бизнеса в России
в 2017-2019 гг., тыс. ед.[4]
Размер предприятия 2017 г. 2018 г. 2019 г. Рост (снижение) в % (2017-2019)
Микро 5751,9 5771,6 5675,8 98,7
Малые 267,0 250,8 224,1 83,9
Средние 20,3 18,8 17,0 83,7
ИТОГО 6039,2 6041,2 5916,9 97,9
Как показывает практика, несмотря на значительные меры, принимаемые государством в отношении всесторонней поддержки бизнеса, положительная динамика в его развитии не прослеживается (Таблица 1). Наблюдается незначительный рост индивидуального предпринимательства, который обусловлен особенностями рыночной конъюнктуры, определяемой нестабильной экономической ситуацией. С целью оптимизации своих расходов, обеспечения уверенности и повышения результативности деятельности, субъекты предпринимательского сектора вынуждены уходить в сферу индивидуального предпринимательства. Данная сфера, как показывает практика, становится более устойчивой и отличается наибольшей стабильностью и определенностью.
Во многом от своевременности и эффективности мер государственной поддержки будет зависеть выживаемость малого бизнеса в 2020 г., но его последующее развитие невозможно без кардинального изменения предпринимательской политики, предполагающего описанное выше смещение отраслевых и территориальных акцентов. В дальнейшем поддержка МСП должна уходить от прямых финансовых мер к формированию комфортных условий для устойчивого роста малых и средних фирм о многом от своевременности и эффективности мер государственной поддержки будет зависеть выживаемость малого бизнеса в 2020 г., но его последующее развитие невозможно без кардинального изменения предпринимательской политики, предполагающего описанное выше смещение отраслевых и территориальных акцентов. В дальнейшем поддержка МСП должна уходить от прямых финансовых мер к формированию комфортных условий для устойчивого роста малых и средних фирм.
Таким образом, на сегодняшний день, развитие малого предпринимательства является приоритетным направлением социально-экономической политики государства, которым предпринимаются активные меры по созданию благоприятного климата для развития малого и среднего бизнеса. Однако этих мер недостаточно и они не обеспечивают соответствие данного сегмента бизнеса требованиям государства и потребностям общества в развитии конкуренции, роста социально-экономических показателей, обеспечению экономической безопасности страны в целом. В связи с чем необходимо продолжать уделять внимание совершенствованию механизма финансовой поддержки малого предпринимательства. Разрабатываемые меры должны включать в себя не только вопросы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства, но и меры по развитию эффективного
финансового механизма поддержки малых предприятий, реализацию региональной политики, направленную на разработку системы целей.
Источники:
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976 (дата обращения: 25.05.2020)
2. Фонд содействия инновациям - Режим доступа : URL: http://fasie.ru/
3. Георгицэ, А.Ю. РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ/ А.Ю. Георгицэ// Экономика и бизнес: теория и практика.- 2019. - С. 71-73 . - URL: https://cyberleninka.ra/article/n/rol-malogo-predprinimatelstva-v-sovremennoy-ekonomike-rossii
4. Ляманова, Е.А. Влияние предприятий малого бизнеса на экономический рост / Е.А. Ляманова// Фундаментальные исследования. - 2020. - № 4. - С. 57-61; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42724 (дата обращения: 05.06.2020)
5. Мамедова, Н. А. Малый бизнес в рыночной среде [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. А. Мамедова, Е.А. Девяткин. — Электрон. текстовые данные. — Москва : Евразийский открытый институт, IPR BOOKS, 2011. — С. 1011 — 978-5-374-00282-9. — URL: http://www.iprbookshop.ru/10709.html (дата обращения: 04.06.2020).
6. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"[Электронный ресурс] — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73746630/
7. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" [Электронный ресурс] — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73933064/
8. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости" [Электронный ресурс] — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73741776/
References:
1. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly 15.01.2020 "Message of the President to the Federal Assembly" [Electronic resource] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976 (accessed: 25.05.2020)
2. The Fund for innovation support - access Mode : URL: http://fasie.ru/
3. Gheorghita, A. Y. the ROLE of SMALL BUSINESS IN MODERN RUSSIAN ECONOMY/ A. Y. Gheorghita// Economics and business: theory and practice.- 2019. - Pp. 71-73. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-malogo-predprinimatelstva-v-sovremennoy-ekonomike-rossii
4. Lyamanova, E. A. Influence of small businesses on economic growth / E. A. Lyamanova// Fundamental study. - 2020. -No. 4. - Pp. 57-61; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42724 (accessed: 05.06.2020)
5. Mamedova, N. A. Small business in the market environment [Electronic resource]: textbook / N. A. Mamedova, E.A. Devyat-kin. — Electron. text data. - Moscow: Eurasian open Institute, IPR
6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 434 of April 3, 2020 " on approval of the list of sectors of the Russian economy most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infec-tion"[Electronic resource] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73746630/
7. Resolution of the Government of the Russian Federation of may 16, 2020 N 696 "on approval of the Rules for granting subsidies from the Federal budget to Russian credit organizations for compensation of lost income on loans issued in 2020 to legal entities and individual entrepreneurs for the resumption of activities " [Electronic resource] - URL: https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/73933064/
8. Decree of the Government of the Russian Federation of April 2, 2020 No. 422 "on approval of the Rules for granting subsidies from the Federal budget to Russian credit organizations for compensation of lost income on loans issued in 2020 to small and medium-sized businesses for urgent needs to support and preserve employment" [Electronic resource] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73741776/